Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом - ABCD42.RU

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Анализ эпизода «Болконский и дуб» по роману «Война и мир»

Л. Н. Толстой придает большое значение описанию природы в своих произведениях. Он раскрывает, как природная сила и красота способна повлиять на человека. Анализ эпизода «Болконский и дуб» показывает, как меняется мировоззрение главного героя романа «Война и мир». Оценка этого момента очень важна для полного раскрытия образа персонажа.

  1. Оценка влияния дерева на героя
  2. Момент встречи
  3. Описание дуба
  4. Изменение мировоззрения персонажа
  5. Качества и характер
  6. Перемены в молодом князе

Оценка влияния дерева на героя

Тема взаимоотношений и взаимосвязи людей и природы, воздействие окружающей среды на судьбу героев занимает важное место в произведении Л. Н. Толстого. Природный мир олицетворяет происходящие события в государстве и судьбах персонажей.

Момент встречи

Взаимосвязь природы и человека ярко выражена на примере Андрея Болконского. Встреча с дубом показала все его душевные переживания, терзания, отразила психологическое состояние. Это было самое тяжелое время для героя. Он разочаровался в Наполеоне, боролся сам с собой, не видел смысла в жизни.

Князь дважды встречался с дубом. Первая встреча произошла весной 1809 года. Андрей уже был вдовцом, жил в имении. Он так и не смог прийти в себя после смерти супруги. Молодой князь считал, что нет смысла для дальнейшего существования, чувствовал себя старым и уставшим.

Однажды он поехал по делам по округе, на краю дороги стоял дуб. С виду дерево было некрасивое и корявое, но огромное и старое. Оно стояло угрюмо на фоне прекрасного весеннего леса. Эта сцена напомнила Андрею самого себя. Дуб не радовался приходу весны. Болконский также не ждал счастья и любви, ведь для него это все обман. Он ничему не верил.

Вторая встреча произошла в начале лета того же года. Причем за несколько недель до этого князь побывал в доме Ростовых. Там он услышал жизнерадостную речь Наташи, которая пробудила в нем жажду жизни. Возвращаясь в усадьбу, Болконский вновь увидел дуб. Только теперь он был весь преображенный. Старый дуб покрывался пышной сочной зеленой листвой. Герою он показался прекрасным и полным сил. Преображение дерева разбудило в молодом князе забытую радость. Он понял, что жизнь вовсе не кончена, ведь ему только 31 год.

Таким образом, внутренний монолог молодого князя при встрече с деревом позволил ему задуматься над своим существованием, изменить мировоззрение.

Описание дуба

«Война и мир» — произведение, в котором автор уделяет огромное внимание тому, как все взаимосвязано. Встреча Болконского с дубом не исключение. Князь повстречал огромное дерево, его нельзя было обхватить руками. Взглянув на него, Андрей увидел обломанные сучья и кору, заросшую старыми болячками.

В книге дуб олицетворяется с человеком.

Дереву дается следующее описание:

  1. У него имеются руки и пальцы. Они огромные, неуклюжие, растопыренные и корявые.
  2. На фоне прекрасных берез выглядит старым, презрительным и сердитым. Вокруг него полно цветов, росла трава, но дуб все равно выглядел хмурым, неподвижным и некрасивым.
  3. Расположение дуба подчеркивает его одиночество.

Следующая встреча показала герою другое дерево. Оно уже было без болячек и корявости, через его кору пробивались новые молодые листья.

Изменение мировоззрения персонажа

Болконский прожил недолгую, но насыщенную жизнь в поисках правды и смысла жизни. Его не интересовало высшее общество с их пустыми разговорами и праздностью. Анализ чувств этого героя позволяет увидеть его перерождение, переосмысление ценностей, нравственное восхождение к идеалам.

Качества и характер

Андрей жаждал славы, он оставил беременную жену, чтобы получить признание. Этот человек не боялся смерти и потери семьи. Он участвовал в сражениях, получал сильнейшие ранения, поддерживал сослуживцев, помогал людям. Болконский участвовал в жизни крестьян, многим дал вольную. Он пережил много событий, которые сформировали его, закалили характер.

Разочаровавшись в своих мечтах, герой понял смысл жизни. Во время ранения осознал, что война бессмысленна, пуста. Лишь огромное синее небо имело для него значение. Все его честолюбивые желания тут же пропали.

Черты, характеризующие Андрея Болконского:

  • сильная воля;
  • ум;
  • рассудительность;
  • решимость;
  • патриотизм;
  • бесстрашие;
  • самообладание.

Благодаря своим жизненным исканиям герой обрел вечную истину.

Перемены в молодом князе

Эпизод встречи Болконского с дубом был лирическим отступлением, которое позволило остановить действие в произведении. Лев Николаевич хотел показать все эмоции и переживания своего героя. Андрей пережил душевный кризис, это повлияло на становление его личности. Беседа с дубом помогает читателю понять, что происходит в душе героя, причины, натолкнувшие его на разочарование в жизни.

Именно судьбу дерева можно сравнить с существованием Болконского. Герой считает, что жизнь для него кончена, все бессмысленное и пустое. Душу Андрея можно сравнить с корой дерева, она также покрыта старыми ранами.

Ужасное расположение духа характеризует отрывок из текста, где герой произносит следующие слова во время первой встречи с дубом: «Пускай молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена».

Только вторая встреча показала, что в душе Болконского произошли перемены. Он стал иначе смотреть на мир и увидел дуб с другой стороны. Герой заметил прекрасные изменения в дереве. Он испытал душевное обновление и преображение. Вероятно, Андрей осознал, что нужны перемены, новые идеалы. Ему захотелось активной жизни, переосмыслить свои взгляды.

Таким образом, вторая встреча изменила молодого князя. Она имеет важное значение в его жизни. Герой проанализировал свой жизненный путь и понял, что жил только для себя, а это привело его лишь к разочарованиям.

Именно преображенный дуб подсказал ему неправильность прежних целей. Андрей увидел в дереве отражение себя. Он преобразился, перешел от эгоистической гордой жизни к единению со всем народом.

Две встречи Андрея Болконского с дубом (текст отрывка, монолог, разгоров с дубом)

Вторая встреча А
Болконского
с дубом
(актер В. Тихонов)

Две встречи Андрея Болконского с дубом играют важную роль в романе «Война и мир» и являются одними из ключевых эпизодов в биографии данного персонажа.

Краткое описание двух встреч Андрея Болконского с дубом

Первая встреча с дубом

(том 2 часть 3 глава I)

Первая встреча князя Андрея с дубом происходит весной 1809 г. К этому времени он уже 2 года является вдовцом и живет в своем имении с сыном, отцом и сестрой. После смерти жены Лизы князь Андрей до сих пор не может прийти в себя. Он чувствует себя старым и уставшим, ему кажется, что жизнь уже кончена. Весной 1809 г. Андрей отправляется в поездку по делам по округе. По пути он видит старый большой дуб. Корявый и некрасивый дуб выглядит угрюмым на фоне радостного весеннего леса и напоминает Андрею самого себя.

Вторая встреча с дубом

(том 2 часть 3 глава III)

Отрывки из романа «Война и мир»: встречи Андрея Болконского с дубом

«Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину.

– Ваше сиятельство, легко как! – сказал он, почтительно улыбаясь.
– Что!
– Легко, ваше сиятельство.

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упopно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.»

«Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

Читайте также  Трансакционный анализ Эрика Бёрна

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом — перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.

Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе.

При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

Такой же контраст мы видим и в обществе А.П.Шерер между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, «видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно».

Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи. Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.

Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их».

Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе? Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб — это символический образ князя Андрея.

Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи? Этот «потенциал» сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый — бой при Аустерлице, и «над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками».

Второй момент — встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Третий — это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья. Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований.

Во-первых, это «падение» в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, — Наполеона — после встречи с ним: «Это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком», «ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: «Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть…». Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем «тулоне», который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба — это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.

Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни «для других», в единении со всем народом: «…чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Добавил: annaivan

298740 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Две встречи Андрея Болконского с дубом (текст отрывка, монолог, разгоров с дубом)

Вторая встреча АБолконского с дубом (актер В. Тихонов)

Две встречи Андрея Болконского с дубом играют важную роль в романе «Война и мир» и являются одними из ключевых эпизодов в биографии данного персонажа. Первая встреча с дубом

(том 2 часть 3 глава I)

Первая встреча князя Андрея с дубом происходит весной 1809 г. К этому времени он уже 2 года является вдовцом и живет в своем имении с сыном, отцом и сестрой. После смерти жены Лизы князь Андрей до сих пор не может прийти в себя.

Он чувствует себя старым и уставшим, ему кажется, что жизнь уже кончена. Весной 1809 г. Андрей отправляется в поездку по делам по округе. По пути он видит старый большой дуб.

Корявый и некрасивый дуб выглядит угрюмым на фоне радостного весеннего леса и напоминает Андрею самого себя.

Вторая встреча с дубом

(том 2 часть 3 глава III)

Ниже представлены два отрывка из романа о первой и второй встречах с дубом.


Первая встреча с дубом


(том 2 часть 3 глава I)
«Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но видно Петру мало было сочувствования кучера: он повернулся на козлах к барину. – Ваше сиятельство, легко как! – сказал он, почтительно улыбаясь. – Что! – Легко, ваше сиятельство.

«Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да, об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено все уже… как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает… А дуб и не заметно. Да, вот он, дуб».

На краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками.

С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Читайте также  Внутренняя политика О.Кромвеля и Н. Бонапарта сравнительный анализ

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упopно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея.

Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

****

Вторая встреча с дубом

(том 2 часть 3 глава III)

«Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно.

Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, – и все это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.

Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Это было краткое описание первой и второй встреч Андрея Болконского с дубом, а также отрывки из романа «Война и мир» Толстого (монологи, разговоры с дубом).

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом — перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Такой же контраст мы видим и в обществе А.П.Шерер между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, «видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.
Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их». Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе? Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб — это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи?
Этот «потенциал» сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый — бой при Аустерлице, и «над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Второй момент — встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Третий — это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья.
Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований. Во-первых, это «падение» в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, — Наполеона — после встречи с ним: «Это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком», «ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: «Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть. «.
Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем «тулоне», который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба — это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни «для других», в единении со всем народом: «. чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

«Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом»

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом — перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.

Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Такой же контраст мы видим и в обществе между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, «видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.

Читайте также  Сравнительный анализ материнских плат

Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их». Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе? Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб — это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи?

Этот «потенциал» сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый — бой при Аустерлице, и «над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Второй момент — встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Третий — это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья.

Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований. Во-первых, это «падение» в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, — Наполеона — после встречи с ним: «Это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком», «ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: «Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть…».

Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем «тулоне», который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба — это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.

Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни «для других», в единении со всем народом: «…чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Доклад: Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

Автор: Толстой Л.Н.

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом — перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.

Дуб — символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Такой же контраст мы видим и в обществе А.П.Шерер между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, «видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.

Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их». Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе? Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб — это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи?

Этот «потенциал» сложился из самых лучших моментов его жизни. Первый — бой при Аустерлице, и «над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Второй момент — встреча с Пьером на пароме, где Пьер рассказал Андрею о масонстве, о вечной жизни, о боге: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Третий — это случайно услышанный разговор девочки, взволнованной красотой ночи и желавшей улететь в небо (Наташи Ростовой), возбудивший в нем давно погасшие чувства радости и счастья.

Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований. Во-первых, это «падение» в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, — Наполеона — после встречи с ним: «Это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком», «ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: «Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть. ».

Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем «тулоне», который бы его прославил). Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба — это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.

Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни «для других», в единении со всем народом: «… чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: