Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга - ABCD42.RU

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Реферат: Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

Читайте также  Методика факторного анализа

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается. Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях). У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам. Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас. Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия. Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом. С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит». Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался. Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу. Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника — кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе. Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа). Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить. Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге — заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром. Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями). Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел. («Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

АНАЛИЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ИЗ РАССКАЗА «КOТ-ВOРЮГА»

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Константин Георгиевич Паустовский написал много интересных рассказов для детей о животных, такие как «Растрепанный воробей», «Заячьи лапы», «Барсучий нос». В произведениях многие персонажи, и люди и животные, о которых рассказывал писатель, реальные. В некоторых своих рассказах Паустовский пишет о герое по имени Рувим, например, в произведении «Кот-ворюга». На самом деле, у Константина Георгиевича был друг Рувим Фраерман. [2]

Читайте также  работа «Сопоставительный анализ стихотворений «Капитаны» и«Канцона вторая» Николая Гумилева

Рассказ «Кот-ворюга» был написан К.Г. Паустовским в 1935 году. Это произведение входит в сборник рассказов «Летние дни» и включено в программу «2100», авторы которой Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева.

Это произведение о взаимоотношениях людей и кота беспризорника. Из названия мы можем понять, что речь пойдет о коте, который воровал. Автор называет кота именно «Ворюгой», а не воришкой для того, чтобы создать у читателя негативное отношение к главному герою.

Рассказчик начинает повествование со знакомства с главным героем – рыжим котом. «У него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста»[1], из этого мы понимаем, что кот бездомный и уличный. Эпитеты «поглядывал зелеными нахальными глазами» [1] , «смотрел дикими глазами» [1] , показывают свободолюбивый и строптивый характер кота. Цвет кота ассоциируется с хитростью, хулиганством, это и хотел показать нам автор. Кличка « Ворюга» дана коту не случайно, а за его поступки. «Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб» [1] , «кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями» [1] , «Он украл со стола кусок ливерной колбасы» [1] . Причиной таких поступков было то, что коту приходилось выживать так, как он может. Коту приписывается способность совершать поступки, основанные на нравственных качествах, что также приближает его к человеку и является олицетворением: «это был кот, потерявший всякую совесть. Автор не одобряет поведение кота, называет его «кот — беспризорник» [1] , «бродяга» [1] , «бандит» [1] — это слова с отрицательной характеристикой. Другие герои не сочувствуют коту, в том, что у него нет дома и хозяев, которые могли бы заботиться о нем, а хотят поймать и наказать его, « Мы пришли в отчаяние» [1] , « мы не знали, как поймать этого кота» [1] , «почти месяц мы потратили, чтобы выследить рыжего кота». [1]

Завязкой является момент, когда кот украл кусок колбасы, так как именно с этого начинается развитие событий. Люди решили любым способ поймать воришку и им это удалось. Поимка кота и является кульминацией рассказа. После этого происходит решение, что же делать с котом. Автором используется восклицание « Выдрать!» [1] , для того что бы наиболее точно выразить эмоции героя. Но люди решили накормить и приютить кота. Ворюга получил замечательный ужин — «жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану». [1] После этого кот изменился. Автор использует олицетворение «он совершил благородный и неожиданный поступок», то есть приписывает свойства человека животному, чтобы показать, что кот искренне благодарен людям. — «Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем». [1] И сразу изменилось отношение людей к коту, его теперь не называют Ворюгой, не ругают и не прогоняют. Его переименовали в Милиционера. Рассказчик приводит сравнение «ходил по дому и саду, как сторож и хозяин», чтобы читатель понял, что у кота теперь есть свой дом. Это и является развязкой рассказа.

В рассказе поставлена проблема добра и зла, так как кота воспринимали как злодея. Людям не нравилось, что у них воруют. Жители задумались, почему же кот ворует, и было принято решение наказать кота «добром», дать ему то, о чем он мечтал. Кота накормили и забрали в дом. Поступок людей помог коту изменить свой характер и образ жизни. Таким образом, люди являются олицетворением добра, которое в очередной раз победило. Так же автор затрагивает проблему бездомных животных и их образа жизни, и приводит читателя к мысли, что нужно бережно относиться к братьям нашим меньшим, а не бросать их на произвол судьбы.

В Произведении прослеживается конфликт между людьми и котом Ворюгой, который доставлял людям неприятности и они хотели избавиться от него. Но у кота не было возможности жить по другому, ведь никто не заботился и не ухаживал за ним. Он выживал, как мог. В конце произведения конфликт разрешился, кот больше не ворует у людей, теперь у него есть дом и хозяева.

В рассказе Паустовского присутствует описание дома. Автор употребляет эпитет «в глухом, заброшенном саду» [1] , из этого становится понятно, что это никому не нужный дом. Под ним кот пытался спрятаться от людей. Возможно, автор хотел сравнить одинокого кота с этим старым домом в саду. Так как кот никому не был нужен и так же дом, который был завален «удочками, яблоками и сухими листьями».

Художественное время рассказа замкнутое, длительное, непрерывное и вне исторического времени. Художественное пространство сжатое, условное.

Мне понравилось произведение Паустовского «Кот-ворюга», так как оно поучительное, учит совершать добрые поступки и делать шаг навстречу тому, кто действительно в этом нуждается. Так же автор хочет показать нам, что добро всегда возвращается. Данный рассказ будет всегда актуален, ведь тема бережного отношения человека к животным не изживет себя никогда.

Рассказ «Кот – Ворюга» можно сравнить с другим рассказом Паустовского «Заячьи лапы». Эти произведения о животных и схожи тем, что в них звери нуждались в помощи, коту нужно было обрести дом и хозяев, а зайцу требовалось лечение. И только человеческое сочувствие, доброта и отзывчивость помогла во всем этом.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

14.01.2019

Паустовский К. «Кот ворюга»

Паустовский К., рассказ «Кот ворюга»

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа «Кот ворюга» и их характеристика

  1. Рыжий кот. Сперва ворюга, потом милиционер. Наглый, хитрый, благодарный.
  2. Автор и Рувим. Рыбаки, любители природы.
  3. Ленька. Бесстрашный сын сапожника.
  4. Горлопан. Наглый и голосистый петух.

План пересказа рассказа «Кот ворюга»

  1. Отчаяние героев
  2. Проделки рыжего кота
  3. Похищение окуней
  4. Кот на березе
  5. Кот в подвале
  6. Бесстрашный Ленька
  7. Кот пойман
  8. Роскошный обед
  9. Кот-сторож
  10. Кот Милиционер

Кратчайшее содержание рассказа «Кот ворюга» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Рыжий кот довел своим воровством героев до отчаяния.
  2. Он воровал все — мясо, рыбу, молоко, а под конец украл десять окуней.
  3. Кот стащил колбасу и забрался на дерево.
  4. Кот спрятался под дом и Ленка выманил его плотвицей.
  5. Кота накормили и он стал сторожить дом.
  6. Кот проучил кур и его прозвали Милиционером.

Главная мысль рассказа «Кот ворюга»
Даже самый закоренелый преступник может встать на путь исправления.

Чему учит рассказ «Кот ворюга»
Рассказ учит тому, что воровать плохо. Учит не брать чужое без спросу. Учит любить животных. Учит тому, что наказание не всегда лучший выход. Учит уметь прощать. Учит помнить добро и учит благодарности. Учит беречь свои вещи.

Отзыв на рассказ «Кот ворюга»
Мне понравился этот рассказ и конечно больше всего сам кот-ворюга. Этот кот был беспризорным и потому добывал себе еду как только мог. За это нельзя наказывать животное, ведь люди сами виноваты в том, что кот остался один. Поэтому меня порадовало решение героев, а кот доказал, что если к животному относиться с любовью, то и оно будет вести себя также.

Пословицы к рассказу «Кот ворюга»
Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.
Легко воровать, да тяжело отвечать.
Знает кошка, чье мясо съела.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Своя рубашка ближе к телу.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Кот ворюга»
Герои были в отчаянии. Они не знали как поймать наглого рыжего кота, который так ловко прятался, что его почти невозможно было выследить. А кот каждую ночь что-нибудь воровал.
Он крал сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он вырыл жестяную банку с червями и вскрыл ее. Червей кот не съел, но к ним сбежались куры и потом стонали от обжорства.
Целый месяц герои выслеживали кота и деревенские мальчики помогали им. Мальчишки и сказали, что кот украл кукан с окунями, и герои обнаружили пропажу десяти жирных окуней. Это был уже грабеж.
Кот попался тем же вечером. Он утащил кусок ливерной колбасы и забрался с ним на дерево. Герои окружили березу и стали ее трясти. Кот выронил колбасу и та упала на голову Рувиму. Кот сперва выл, а потом прыгнул вниз и заскочил под дом.
Дом был маленьким и герои в нем только ночевали в перерыве между рыбалкой. Кот попался в ловушку, ведь второго выхода из-под дома не было.
Герои перегородили выход сеткой и стали ждать. Но кот выл и не выходил. Темнело. Герои позвали Леньку, сына сапожника, который славился бесстрашием. Ленька привязал к леске плотвицу и забросил рыбу под дом. Послышалось жадное чавканье. Ленька потянул леску и вытащил наружу голову кота. Он схватил кота за шкирку и поднял его.
Кот поджал хвост и зажмурился. Герои впервые рассмотрели ворюгу. Кот оказался тощим с белыми подпалина на животе.
Рувим мрачно спросил, что с котом делать. Автор предложил кота выдрать. Ленька сказал, что это не поможет и предложил накормить кота. Герои дали коту роскошный ужин — свинину, рыбу, сметану, и кот ел больше часа.
Наевшись, он стал умываться, а потом тереться головой о пол. После этого кот лег у печки и захрапел.
С того дня кот прижился в доме и перестал воровать. Он даже совершил благородный поступок, когда куры проникли в дом и стали клевать гречневую кашу. Кот напал на кур и преследовал по двору петуха, прозванного Горлопаном. Кот был его лапой по спине и после этого Горлопана еле отлили водой.
Куры перестали воровать и сильно боялись кота. А кот ходил по дому и саду хозяином и сторожем и требовал благодарности. Герои даже переименовали его в Милиционера

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Галина Фурцева
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

КГУ «Краснодонская средняя школа»

Учитель начальных классов

Фурцева Галина Владимировна

Тема: К. Паустовский «Кот-ворюга»

Цель: формировать навык самостоятельного анализа текста на основе изучения содержания рассказа.

Задачи: создавать ситуацию успеха в процессе учебной деятельности;

Развивать способность полноценного восприятия рассказа, умение оценивать собственную деятельность в процессе чтения и анализа;

Продолжить работу по воспитанию чувства сострадания, любви к животным, к окружающему миру.

Оборудование: смайлики – картинка и для каждого ученика, картинка кота, видео клип «Рыжий кот», портрет К. Паустовского, картинки к словарным словам.

Тип урока: совершенствование знаний и умений

План урока

I. Создание положительного настроя на работу- 1м

II. Проверка домашнего задания- 6м

1. Выставка рисунков

III. Мотивация учебной деятельности-4м

IV. Усвоение новых знаний- 29 м

1. Актуализация опорных знаний-3м

2. Приём антипации-предвосхищение событий-2м

3. Первичное чтение текста учениками и анализ-12м

4. Словарная работа-3м

5. Работа в группах. Составление сравнительного портрета кота-6м

6. Выборочное чтение. –3м

V. Итог урока. -2м

VII. Рефлексия -2м

Ход урока:

I. Создание положительного настроя на работу

Читайте также  Анализ внешней и внутренней среды предприятия питания SWOT-анализ

-Посмотрите на смайлики и выберите какому из них соответствует ваше настроение. (на картинке три смайлика)

-Мы постараемся работать на уроке так, чтобы у всех настроение стало ещё лучше. А помогут в этом наши друзья – герои сказки. Переходим к проверке домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания

1. Выставка рисунков (ученики рисовали одного из героев сказки Бианки «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»)

-Объясните, почему нарисовали именно этого героя.

1. Сказку «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»написал:

А)Бианки б)Пришвин в)Паустовский

2. В рассказе Пришвина «Лесной доктор», какое дерево спилили два паренька

А)Берёзу б)Осину в)Сосну

3.Звери послали к Деду Морозу:

А)Дятла б)Сороку в)Синицу

4.В сказке Бианки медведь залез:

А) Под кучу валежника б)Под кучу снега в)В нору

5. Рассказ «Лесной доктор»написал:

А)Паустовский б)Бианки в)Пришвин

6. Сколько дырок сделал дятел на осине?

Взаимопроверка по коду: 1-а, 2-б, 3-в, 4-а,5-в, 6-б

6 б – «5» 5 б – «4» 4-3 б – «3»

III. Мотивация учебной деятельности

Просмотр видеоклипа «Рыжий кот» http://www.youtube.com/watch?v=wwjcyeh6QDA -Как относятся хозяева к коту из клипа, как вы думаете? Почему?

-Все ли люди заботятся так о своих питомцах?

-Прочитайте название произведения, которое мы будем изучать сегодня?

IV. Усвоение новых знаний

1. Актуализация опорных знаний

-Кто автор этого рассказа (портрет К. Г. Паустовского)

-Мы знаем писателя как мастера произведений о природе. Он много ездил, встречался со многими людьми. Эти встречи легли в основу его произведений, многие из них посвящены животным. Любимый жанр Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях показана любовь к родной земле, людям, живущим на ней. Специально для детей были написаны сказки «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко».

2. Приём антипации-предвосхищение событий

-Судя по названию, о чём этот рассказ (ученики высказывают свои предположения)

3. Первичное чтение текста учениками и анализ

-От чьего имени ведётся рассказ (от имени самого автора, от первого лица)

-Как относится к коту рассказчик и как он его описывает?

-Почему кота звали Ворюгой?

-Подтвердились ли ваши первые ожидания?

-Когда закончилось терпение хозяев дома?

-Что они предприняли?

-Куда попал проказник?

-Кого позвали хозяева, чтобы выманить кота?

-Что решили сделать с ним?

-Кто предложил накормить кота досыта?

-Сколько времени ел кот? Почему?

-Как он вёл себя после этого?

-Почему изменился кот?

-Какова роль человека в этих изменениях?

4. Словарная работа

-Смысл каких слов непонятен?

Кукан – бечёвка, на которую надевают пойманную рыбу

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть

Прорва – название реки

(Вывешиваются картинки)

5. Работа в группах. Составление портрета кота в сравнении

1- я группа 2-я группаа

Кот-Ворюга в начале рассказа Кот, после того, как его приютили

Разорвано ухо Стал умываться

Отрублен хвост Тёрся о ноги хозяев

Бродяга и бандит Стал сторожить сад от кур

Всё воровал Перестал воровать

6. Выборочное чтение.

-Прочитайте, как изменился кот.

Вывод: люди должны быть милосердны по отношению к животным.

V. Итог урока.

-Какие пословицы подходят к рассказу?

Кто доброе творит, того зло не вредит.

Всё хорошо, что хорошо кончается.

Лгун правду скажет — ложью обернется

Голодного накорми, слабому пособи, неразумного научи.

Хорошее дело два века живёт.

VI. Д/З: 1. Выразительное чтение рассказа. 2. Подготовить рассказ про своего кота.

VII. Рефлексия. (звучит клип «Рыжий кот»)

Вывешивается картинка кота.

-У кого изменилось настроение? Подарите свою улыбку коту. (прикрепляют возле кота свои смайлики)

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Конспект урока литературного чтения в третьем классе по произведению А. П. Чехова «Белолобый» Структура урока: Организационный момент, проверка домашнего задания, введение в тему урока, целеполагание урока, погружение в тему урока,.

Открытый урок чтения и развития речи в 3 классе школы VIII вида по теме «Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» ОГКОУ Фурмановская школа VIII вида Конспект урока чтения и развития речи в 3 «Б» классе Тема урока: Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька.

Традиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» классный руководитель: Солодовникова Т. Д. 1. Задание в рамках.

Урок чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина «Старый гриб» Тема урока: природа не только средство питания, но и средство общения. Цель урока: развивать эмоциональное восприятие содержания текста,.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца» КГУ «Краснодонская средняя школа» Учитель начальных классов Фурцева Галина Владимировна Тема: Н. М. Рубцов «Про зайца» Цель: расширить знания.

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом» Цель: формирование читательской компетенции учащихся Задачи: Образовательные: -знакомство учащихся.

Урок математики в 1 классе «Числа 1–9». Урок-консультация для родителей Урок математики. 1 класс. (урок- консультация для родителей) Тема: Числа 1 – 9. Цели:1) Показать родителям, какими умениями и навыками.

Самоанализ урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».
материал по чтению

3 класс УМК » Начальная школа XXI века»

Скачать:

Вложение Размер
samoonaliz.docx 24 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино

МКОУ Вараксинской ОШ

Тема: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Класс: 3 класс УМК » Начальная школа XXI века»

Предмет: литературное чтение

Тип урока: комбинированный.

учителя начальных классов

Пушковой Галины Алексеевны

Цель: формирование читательской грамотности по средствам технологии продуктивного чтения.

  • познакомить с произведениями русского писателя К.Г. Паустовского;
  • открытие в произведении автора и его точки зрения;
  • совершенствование навыка правильного, выразительного, осознанного чтения;
  • учить работе над образом литературного героя;
  • развитие воссоздающего воображения (воссоздание того, что только что прочитано);
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
  • развитие умения объяснять своё отношение к прочитанному .
  • воспитание в детях любви к природе, животным, чувства гармонии природы, ее красоты;
  • раскрытие ценности человека как разумного существа, стремящегося к добру, состраданию и милосердию;

• развитие интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• развитие навыков сотрудничества на всех этапах урока.

• планирование и прогнозирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

• осуществление итогового контроля по результату;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

• определение главной мысли рассказа;

• осуществление анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения;

• установление причинно-следственных связей.

• формулирование собственного мнения и позиции;

• умение договариваться в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы;

• владение диалогической и монологической формой речи.

  • расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о Природе и Человеке ;
  • формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);
  • формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые не известны.
  1. Интернет-ресурсы.
  • Презентация «Творчество К.Г.Паустовского».-Режим доступа: httr//presehtacii/com 2-rk/,
  • Музыкальное оформление «Музыка леса»nachalka.infoabout
  1. Наглядные пособия.

Модель «Кота», презентация, магнитная доска с опорными словами, раздаточный материал (карточки для рефлексии, листы для самооценки, толковый словарь).

  1. Информационно-коммуникативные средства.
  • аудиозаписи голос кота, фоновое музыкальное оформление.
  • презентация к уроку.
  1. Технические средства обучения.
  • Компьютер;
  • проектор.

5.Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, проблемный диалог, поисковый метод ( работа с информацией), работа по вопросам-опорам, работа с разорванным текстом, моделирование, продуктивного чтения.

6.Формы организации познавательной деятельности учащихся:

7.Виды деятельности учащихся:

  • работа с моделей текста;
  • работа с информаций из текста;
  • работа с иллюстрацией к рассказу;
  • работа с толковым словарём;
  • творческое задание моделирование кота.
  • самооценка;
  • составление схемы;
  • тестовые задания.

Тип урока : комбинированный (включает в себя комбинацию трех главных типов чтения и обдумывания произведений : первичный синтез, анализ, вторичный синтез)

1 этап — мобилизующий ;

цель: настрой на учебную деятельность;

2 этап — актуализация опорных знаний;

цель: самоопределение к учебной деятельности;

3 этап — подготовка к восприятию произведения;

цель: организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения (прогнозирование содержания текста по названию литературного произведения и по иллюстрации).

4 этап — открытие учащимися нового знания;

цель: создание условия для осознания и осмысления нового материала (обучающиеся вычитывали фактуальную и подтекстовую информацию).

5 этап – повторное чтение и анализ произведения;

цель: создание мотива для перечитывания произведения (Первичное закрепление).( составлялась схема (несплошной текст), работали в парах и выполнялось творческое задание – составление модели кота).

6 этап – включение нового знания в систему знаний (тестовая работа с взаимопроверкой по эталону);

цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала.(Вторичное закрепление).

7 этап – рефлексия учебной деятельности;

цель: выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока, оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я старалась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практической деятельностью.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Считаю, что в ыбранные элементы технологий: исследовательская, развития критического мышления, информационно-коммуникативная, развивающего обучения, здоровьесберегающая были эффективными. Занятие достигло целей. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Цель и задачи урока были реализованы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: