Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю... - ABCD42.RU

Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю…

Анализ стихотворения «О, весна без конца и без краю…» Блока

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта, а также оптимизм и надежда на лучшее будущее отобразились в произведении «О, весна без конца и без краю». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю. .

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы тёмные», «воспалённые взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлёкся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе ещё лежал тяжёлый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернётся к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «О, весна без конца и без краю».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для её развития автор создал оригинальную систему образов. В центре её лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным её проявлениям: мечте, удаче и неудаче.

В первой строфе лирический герой говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, своё внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографическую основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как встретит трудности жизни. Он знает, что встреча эта будет «враждующей» . Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя» . Однако герой не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрёстная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём отражены мысли и чувства лирического героя, его настроение.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта» . Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет» . Выразительность монологу лирического героя придают эпитеты: « бессонные споры», «завесы тёмные», «воспалённые взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта» .

«Весна без конца» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, идея, жанр

А. Блок умело передавал состояние души через образы природы. Эта особенность творчества поэта отобразилась в произведении «Весна без конца». Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «О, весна без конца и без краю…» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О, весна без конца и без краю….

История создания – было написано в октябре 1907 г. в период кризиса в семье поэта.

Тема стихотворения – весна в природе и в человеческой душе.

Композиция – Произведение невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет».

Эпитеты – «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта».

История создания

1907 г. стал для А. Блока переломным. Отношения с супругой складывались очень непросто. Любовь Менделеева ушла к поэту А. Белому. Случилось это весной указанного года. Вскоре Александр Александрович увлекся Натальей Волоховой, но отдаться новой любви не смог, ведь в душе еще лежал тяжелый груз расставания с женой. Втайне поэт мечтал, что Любовь Менделеева вернется к нему.

Одиночество не сломило поэта. Он продолжал писать, посвящая множество стихов бывшей супруге. В ноябре 1907 г. он написал стихотворение «Весна без конца».

Весенняя тематика очень распространена в литературе. У А. Блока она тесно связана с личными переживаниями, поэтому весну поэт воспринимает не только как время года, но и как состояние души. Такое восприятие определило тему анализируемого произведения. Для ее развития автор создал оригинальную систему образов. В центре ее лирический герой, который обращается к своей жизни и отдельным ее проявлениям: мечте, удачи и неудаче.

В первой строфе мужчина говорит о бескрайней весне, демонстрируя, таким образом, свое внутреннее состояние. Нетрудно догадаться, что у него есть мечта, от которой он не откажется ни при каких обстоятельствах. Герой смело смотрит в глаза грядущему, заявляя, что свою жизнь он встречает со щитом. Кажется, он намекает, что не будет убегать от трудностей, ожидающих его в будущем, с достоинством примет и удачи, и неудачи.

Лирический герой – искренний человек, ведь не видит ничего «позорного» ни в плаче, ни в смехе. Он признается, что ночами часто мучается от бессонницы, ведь ему приходится спорить с самим собой. Это откровение имеет автобиографичную основу: отображает состояние А. Блока после расставания с женой.

В последних стихах лирический герой представляет, как когда-то встретится с любимой женщиной. Он знает, что встреча эта будет «враждующей». Даже мысли о ней вызывают смешанные чувства: «и смотрю, и вражду измеряю», ненавидя, кляня и любя». Однако мужчина не позволяет себе сломиться, поэтому готов принять любой поворот судьбы.

Композиция

Смысловая композиция произведения целостная. Его невозможно поделить на смысловые части, так как все строки посвящены жизни лирического героя и его переживаниям. Формально стихотворение делится на семь катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем переплетаются философские и интимные мотивы. Также в нем есть признаки послания: обращение к жизни. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструментом для передачи переживаний лирического героя являются средства выразительности. В первых строках А. Блок использовал гиперболу: «о, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта». Ключевую роль играют метафоры: «Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита», «в заколдованной области плача», «в тайне смеха – позорного нет». Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «бессонные споры», «завесы темные», «воспаленные взоры», «пустынные веси», «холодные и сжатые губы», «хмельная мечта». Сравнения поэт не использует.

Читайте также  Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

«О, весна без конца и без краю…» А. Блок

О, весна без конца и без краю –
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита…
Никогда не откроешь ты плечи…
Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель – я знаю –
Все равно: принимаю тебя!

  • 1 Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»
  • 2 Видео: «О, весна без конца и без краю…» А. Блок

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», – заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха.

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт отмечает: «Никогда я не брошу щита…». Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока, хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

О, весна! без конца и без краю

  • Природа
  • Блок

В расцвете творческих сил Александр Блок начинает отходить от символизма и находит в стихах отражение реальной жизни. Поэт, как созревший плод приобретает полный вкус и радует любителей поэзии новыми оттенками творчества. В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» автор полон надежд и позитива, что объясняется и без анализа строк, ведь в это время он думает, что нашёл новую Музу – Н Волохову, которая должна заменить Любовь Менделееву (супруга). На этом фоне жизнь обретает новые краски, ведь надёжны лучший антибиотик от хандры души.

Основная тема стихотворения

Новая увлечённость Блока происходит на волне весны, поэтому этой поре года достаётся вся душевная радость поэта. Ключевым словом стихотворения идёт «Принимаю», ведь душевный восторг автора так велик, что он принимает не просто весну, как синоним любви, а и неудачи, бессонные споры и пустынные веси – всё, что даровано природой.

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!

Весь мир принадлежит Блоку, для него нет границ и барьеров. Даже зная, что такой порыв может привести к гибели, он не отходит в сторону. Для него равноценно дорого всё, что его окружает и поэт не разделяет белое и чёрное, делая из них микс своей жизни и благодаря за него.

Виновницу этого торжества душу он готов встречать у порога, когда ветер развевает её змеиные волосы, а на сжатых и холодных от долгого отсутствия поцелуев устах застыло неразгаданное имя Бога. Эта встреча враждующая, потому что для него скрыты плечи, как часть сексуального начала женщины, но и это можно преодолеть, так как над ними его хмельная мечта – глаза и губы любимого человека. Зная об опасности такого свидания Блок держит наготове щит, а меч ему не нужен – он уже не завоеватель, а обладатель.

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Размер стихотворения – это трёхстопный анапест, где Блок использует перекрёстную рифмовку. Жанр «Весны» — элегия с признаками послания. Стих можно разделить на семь катренов, в которые передаётся послание-об ращение героя к весне.

Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

Эпилог

Последнее четверостишье – это эпилог стихотворения, где в четырёх строках поэт подвёл итог всеми вышенаписанному. В нём герой смотрит на предмет своего обожания, одновременно любя и ненавидя его. Любовь не имеет объяснения, как случайна встреча в тёмном переулке с убийцей, а вражда объясняется пониманием героя, что эти отношения приведёт к мучениям и гибели, ведь он женат (не путайте современный штамп в паспорте с венчанием).

За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Вместе с тем сила любви побеждает, и он вручает себя в её руки, принимая встречу, заранее зная, что идёт на погибель. Не так ли стоит принимать любовь, чтобы она накрывала с головой, и мы готовы были идти до конца, несмотря на неизбежную гибель? Что лучше, быть мотыльком-однодневкой и сгореть, летя на свет и попав в огонь или провести жизнь в спячке, ожидая лучшего из-под своего холодного панциря?

Читайте также  Маржинальный анализ деятельности предприятия

П. С. Роман с Волоховой не сжёг Блока, вскоре он восстановил отношения со своей Музой – Менделеевой, хотя солнечными их назвать было нельзя из-за различий темперамента.

Текст

О, весна! без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

Мелодекламация строк

Анализ стихотворения а.А.Блока «о, весна без конца и без краю…»

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха – позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси

И колодцы земных городов!

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога –

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита…

Никогда не откроешь ты плечи…

Но над нами – хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

24 октября 1907

В 1906 – 7 годах А.А.Блок находится в особо тяжёлом состоянии духа: рухнули надежды на счастливую семейную жизнь с Л.Д.Менделеевой, как, впрочем, и надежды русской интеллигенции, к которой Блок принадлежал, связанные с революцией. «Страшный мир» как образ-монстр засасывает поэта: буржуазность, разврат, мещанство, которые поэт ненавидел, становятся отчасти и его средой. На этом фоне разворачивается его стремительное увлечение актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Именно ей посвящены циклы второго тома лирики Блока «Снежная маска» и «Фаина».

Стихотворение «О, весна…» открывало в цикле «Фаина» группу стихотворений под общим заглавием «Заклятие огнём и мраком». Горькая парадоксальность, характерная для Блока, видится уже в этом названии-оксюмороне. Здесь, после сладкого обмана «снежно-белого забытья», появилось нечто горько-смятенное и отчаянно-раздольное (как раз в это время и происходит больно ужаливший поэта разрыв с Волоховой).

В первой строфе стихотворения – мажорное приятие жизни: восклицания, звонкое звучание согласных, прямые излияния лирического героя, светлый лексический ряд (весна – мечта – жизнь). Но в последней строке – первый тревожный сигнал: «приветствую звоном щита!» — то есть получается, что герой готов к защите, к бою с этой, как только что казалось, безоговорочно принятой жизнью. Эта двойственность, воспринятая Блоком не только от Н.А.Некрасова, но и от Ф.М.Достоевского (вспомним исступлённые слова Дмитрия Карамазова: «…клянусь, я тебя и ненавидя любил»), характерна и для всего стихотворения. С одной стороны, восторженный, страстный тон, преобладание восклицательных знаков, светлая экспрессия лексики (принимаю, привет, взоры, весна, осветлённый простор поднебесий, с буйным ветром, хмельная мечта); с другой стороны, полноценному, без разбора, приятию жизни словно мешают образы с негативной экспрессивной окраской: «утро в завесах тёмных окна», взоры – «воспалённые», «колодцы земных городов», «томления рабьих трудов» (совсем некрасовское!), — контрастирующие с «пустынными весями» и «осветлённым простором поднебесий». У жизни-женщины «змеиные кудри» (эпитет «змеиный» всегда у Блока несёт негативную окраску), «холодные и сжатые губы» и, наконец, сама встреча названа «враждующей» — очередной оксюморон. Отсутствие божественности жизни («с неразгаданным именем бога») ведёт к приятию жизни без разбора, что называется, в полном объёме, тогда как у Достоевского Иван Карамазов отказывался принять мир, если будет пролита одна невинная слеза ребёнка.

Очевидно, что неразборчивость Блока – только кажущаяся. Понять это помогает второй раз встретившийся в стихотворении образ щита. Оказывается, что лирический герой принимает жизнь как достойного соперника в борьбе, при этом отчётливо сознавая, что ему этот бой не выиграть:

За мученья, за гибель – я знаю –

Всё равно: принимаю тебя!

Любовь-вражда лирического героя А.Блока сродни некрасовской «любви-ненависти». Но есть и существенная разница. У Некрасова это парадоксальное сочетание ставится в заслугу лирическому герою («как много сделал он, поймут и как любил он – ненавидя»), а у Блока любовь-вражда – наказание, голгофа, своего рода сознательная жертвенность. Раздвоенность приобретает отчаянно-мученическую, трагическую окраску, так как за безраздельное приятие жизни следует жестокая и неминуемая расплата – «мученья» и «гибель».

Анализ поэтического текста по Гаспарову: Блок «О весна без конца и без краю. »
статья по литературе (11 класс)

Анализ стихотворения А.Блока «О весна без конца и без краю. » Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста. Сама методика изложена в статье М.Л.Гаспарова «Снова тучи надо мною. » и доступна по ссылке http://www.philology.ru/literature2/gasparov-97b.htm

Скачать:

Вложение Размер
blok.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Методика анализа стихотворения (по статье М.Гаспарова)

«Есть два термина, которые не нужно путать: «анализ» и «интерпретация». «Анализ» этимологически значит «разбор», «интерпретация – «толкование». Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл текста нам ясен (то есть поддается пересказу: «поэт ждет жизненной бури…») и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение – «трудное», «темное», общее понимание текста «на уровне здравого смысла» не получается, то есть приходится предполагать, что слова в нем имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то еще». (М.Гаспаров)

Ниже речь пойдет об анализе «имманентном» — не выходящем за пределы того, о чем сказано в тексте. Выполняя анализ, мы должны помнить о том, что «филология с древнейших времен изучала в художественной речи именно то, чем она непохожа на нейтральную речь».

Итак, в строении поэтического текста можно выделить три уровня:

а) идеи и эмоции стихотворения

б) образы и мотивы.

Это то, что мы воспринимаем умом и воображением.

  1. стилистический:

а) лексика, то есть слова, которые мы рассматриваем порознь, особенно слова в переносном значении – «тропы»

б) синтаксис, то есть слова, рассматриваемые в их сочетании и расположении.

Это то, что мы воспринимаем «чувством языка».

  1. фонический, звуковой:

метрика, ритмика, рифмы, аллитерации, ассонансы.
Это то, что мы воспринимаем слухом , даже на чужом языке.

Как подойти к анализу поэтического текста?

Первый подход – от общего впечатления: я смотрю на стихотворение и стараюсь дать себе отчет, что в нем с первого взгляда больше всего бросается в глаза и почему.

Второй подход – от медленного чтения: я медленно читаю стихотворение, останавливаясь после каждой строки, строфы или фразы, и стараюсь понять, что нового внесла эта фраза в мое понимание текста и как изменила старое. Речь при этом идет только о словах текста, а не о моих «вольных» ассоциациях.

Третий подход – самый механический: чтение по частям речи. Вычитываем и выписываем из стихотворения сперва все существительные (по мере сил группируя их тематически), потом все прилагательные, потом все глаголы. Из этих слов перед нами складывается художественный мир произведения: из существительных – его предметный состав; из прилагательных – его чувственная окраска ; из глаголов и глагольных форм – действия и состояния , в нем происходящие. Работая с глаголами, обращаем внимание на категорию времени, активный или страдательный залог и т.п. Ищем ответ на вопрос: как выражены в художественном мире произведения пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения?

Не забудьте и про композицию стихотворения.

Образ – это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т.е. потенциально каждое существительное.

Мотив – это всякое действие, т.е. потенциально каждый глагол.

Все, что вы обнаружили, надо проработать на черновике, а потом сделать из этого на чистовике связный текст. В вашем анализе должен быть отражен не только художественный мир произведения, но и основной конфликт стихотворения.

Анализ поэтического текста в любом случае остается вашей творческой работой: обнаруженные вами закономерности могут ускользнуть от глаз вашего соседа по парте и наоборот. Аналогично могут различаться и сделанные вами выводы. Поэтому помните, что результат оценивается по вашей способности думать, замечать, подводить итоги.

«Не нужно думать, будто филолог умеет видеть и чувствовать в стихотворении что-то такое, что недоступно простому читателю. Он видит и чувствует то же самое, — только он отдает себе отчет в том, почему он это видит, какие слова стихотворного текста вызывают у него в воображении эти образы и чувства, какие обороты и созвучия их подчеркивают и оттеняют. Изложить такой самоотчет в связной устной или письменной форме – это и значит сделать анализ стихотворного текста». (М.Гаспаров)

Как может выглядеть разбор стихотворения?

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель — я знаю —
Все равно: принимаю тебя!

Попробуем прочитать стихотворение механически, с точки зрения «частей речи». Выпишем в три колонки существительные, глаголы и прилагательные. Над глаголами пишем «мотив», над существительными «образ», над прилагательными «чувственная или эмоциональная окраска». Делим их по строфам. Личные местоимения поместим к группе потенциальных образов, а причастия и деепричастия (если таковые будут) по ситуации, к прилагательным или глаголам, в зависимости от смысловой нагрузки. Здесь начинается ваше творчество: разные люди группируют слова по-своему, от этого будет зависеть ваш взгляд на стихотворение. Как может выглядеть наш черновик :

Все глаголы в 1лнаст.вр

Неудача и удача

В области плача

действие относ.к будущ

Встречаю наст, 1.л.

Не брошу – буд.вр, 1.л.

Принимаю – все в наст.вр

Таким образом, мы «разобрали» стихотворение на части и теперь попробуем его собрать обратно, как собирают головоломку. Для этого мы параллельно смотрим в табличку, пытаясь «поймать» закономерности, и в текст, чтобы почувствовать их .

Итог формулируем в чистовике примерно так:

Первое, что настораживает, это эмоциональная окраска стихотворения. Лирический герой находится в состоянии, называемом в современном языке «измененным». Он находится под действием неких чар, его состояние вызвано бессонницей, оно воспаленное, хмельное, даже утро для лирического героя темное, а поднебесье всего лишь «осветленное». Образ весны, сливающейся с образом мечты, довольно агрессивен – она раздражает героя, пьянит, помрачает его сознание. Из семи строф стихотворения первые четыре строфы оставляют нас наедине с героем и его переживаниями, с его приятием чего-то, и только в пятой строфе появляется некое «ты», фраза «встречаю тебя» подводит нас к основному мотиву всего стихотворения – мотиву ожидания встречи . Это ожидание не спокойное и радостное, а напряженное, возбужденное, и хотя лирический герой и твердит как заклинание, что он принимает эту грядущую встречу, — встреча несет ему мучения и гибель (смотри последнюю строфу). Не случаен повторяющийся образ щита, герой будто сопротивляется, но в силу своего «неадекватного», опьяненного состояния не может противостоять происходящему с ним. Образ возлюбленной (будем считать, что речь идет о ней) почти демонический – ее кудри змеиные, ее сопровождает образ ветра, ветра не освежающего, а буйного, ее губы холодны и сжаты, и образ Бога для нее неразгадан, неведом. Она возникает на пороге, как выходец из другого мира, мира за гранью чего-то. Последняя строфа стихотворения содержит в себе только три «потенциальных образа» – вражды, мучения и гибели, в ней встречаются два противоположных друг другу мотива – ненависти и любви.

Подавляющее большинство глаголов в первом лице единственного числа, что создает впечатление одиночества героя перед лицом грядущей гибели. Других людей нет, хотя есть и города, и деревни, но последние пустынны, а город назван колодцем, вводя, таким образом, скорее мотив падения и гибели (вряд ли кому-нибудь из нас захотелось бы оказаться в колодце). Кругом трудятся рабы, а не люди. Стихотворение написано высоким, торжественным стилем, с употреблением церковнославянизмов (например, деревни названы «веси»), восклицаний, свойственных для одической поэзии: «О весна!» По сути, это гимн, но так как мы решили, что основной мотив стихотворения – это мотив ожидания встречи, и не просто встречи, а встречи роковой, гибельной для лирического героя, то в итоге мы получаем, что перед нами — гимн грядущей гибели .

Мне кажется, на это работает и фонетика стихотворения: например, в первой строфе явный ассонанс: подавляющее большинство ударных гласных – А, это создает впечатление крика: «А-а-ааа!», и это не радостный крик, это напоминает скорее крик навстречу ветру, крик страха перед опасностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с поэтически одаренными детьми на уроках литературы.

Данная презинтация представляет собой занятие по развитию речи. Проводилась в 5 классе, но возможна и в 6 классе. На основе стихотворных и живописных материалов углубляются и закрепляются знания о худ.

Анализ стихотворения Пушкина и ответа митрополита Филареты, выполненные по методике М.Гаспарова. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освое.

Анализ стихотворения О.Мандельштама. Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методики М.Гаспарова по анализу поэтического текста.

Анализ стихотворения Н.Заболоцкого «В этой роще березовой…» Статья была написана как вспомогательный (иллюстративный) материал для старшеклассников при освоении ими методик.

Сопоставительный анализ двух стихотворений о времени — Инны Лиснянской и Али Кудряшевой — я делала по заказу организаторов олимпиады «Аксиос» в тот год, когда эти стихи были предложены.

Серебряный век. Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: