Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2 - ABCD42.RU

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Краткий анализ стихотворения «Дума» Лермонтова по плану

1. История создания

Произведение было написано в 1838 году, впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

Было время, когда Лермонтов очень хотел быть принятым в свете, но двери аристократических салонов были для него закрыты. Они открылись лишь тогда, когда к поэту пришла известность.

В конце 1838 года он напишет в письме к Лопухиной: «Целый месяц я был в моде, меня разрывали на части… самые красивые женщины выпрашивают у меня стихи и хвалятся ими как величайшей победой. Тем не менее, я скучаю».

Светская жизнь не оправдала его ожиданий. Поэт скучает, но продолжает посещать балы и салоны, поскольку, как признаётся в том же письме к Лопухиной, его главный недостаток – тщеславие и самолюбие.

Впечатления, полученные на балах и светских раутах, помогли Лермонтову лучше узнать своих современников – молодых аристократов. Результат его наблюдений и размышлений – стихотворение «Дума».

2. Литературное направление

Здесь в равной степени переплелись романтизм и реализм.

3. Род

Родовая принадлежность произведения – лирика.

4. Жанр

«Дума» это исповедальная гражданская лирика с элементами сатиры.

Литературовед А.И. Журавлёва считает, что это произведение является синтезом элегии, оды и философского размышления.

5. Проблематика

Лермонтов в «Думе» поднимает проблему нравственности и уровня гражданского самосознания в среде образованных, но избалованных и слабовольных, не способных к действию молодых людей, которые «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед опасностью позорно-малодушны, / и перед властию – презренные рабы».

Косвенно затрагивается также проблема несоответствия между ожиданиями молодости и реальностью взрослой жизни. Золотая дворянская молодёжь, в большей своей части, не находила применения своим способностям и силам в обществе, многие жили словно по инерции, понапрасну растрачивая время на бессмысленное прожигание жизни.

6. Тематика

«Дума» – одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова гражданской тематики. Он обращается к теме потерянного поколения, поскольку и сам является его представителем.

Но если он пытается искать смысл жизни, большая часть его современников ведёт потребительское существование. Кочуя из одной гостиной в другую, они попусту растрачивают накопленные предками материальные средства, также равнодушно «потребляют» и ценности художественные, всё то, что было создано предыдущими поколениями:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережём в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад…».

7. Идея

В чём смысл жизни? Зачем живёт человек? Салонное общение с представителями своего поколения выявляет для автора пустоту жизни большинства его ровесников, принадлежащих к сливкам общества.

Оставит ли что-то после себя это потерянное поколение? Или «в бездействии состарится оно», исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда»?

8. Пафос

В “Думе” ярко выражен гражданская позиция автора, его горечь и недовольство при виде сложившихся в обществе порядков.

Употребление высокой лексики, энергичный слог подчёркивают обличительно-исповедальный пафос произведения.

9. Система образов

В “Думе” представлен собирательный образ молодого поколения.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем является не один герой, в целое поколение автора, от имени которого идёт повествование.

К нему причисляет себя и сам поэт.

11. Лирический герой

Лирический герой («мы») – дворянство середины девятнадцатого века, собирательный образ богатой молодёжи.

Многоликий лирический герой с рождения принадлежит к привилегированному сословию, пользуясь всеми возможными благами цивилизации.

12. Сюжет

Чётко выраженного сюжета, как и хронологического порядка в развитии действия нет. Произведение представляет собой описание образа жизни «светских львов» и резкую критику этого образа жизни.

Имея доступ к образованию и всевозможным материальным благам, это поколение неспособно дать что-то обществу взамен. Молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели», поскольку по природе своей они эгоистичны, холодно-равнодушны и не способны к созидательной работе. Неудивительно, что грядущее этого поколения – «иль пусто, иль темно».

13. Композиция

Произведение состоит из пяти строф. Композиция линейная, структура не выраженная, но строфы крепко связаны тематикой, что придаёт произведению цельность.

14. Художественное своеобразие произведения

В данном произведении поэт не отделяет себя от своего поколения. Но в отличие от многих его представителей, равнодушных и пассивных, «как тощий плод, до времени созрелый», он хочет оставить свой след в истории. Он непрерывно работает. И в «Думе» достигает новых вершин в изображении окружающего мира и общества.

Стихотворение имеет острую социальную направленность, декламационно-обличительный характер и высокую степень откровенности.

Белинский писал, что стихи эти «вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло».

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Рифмовка перекрёстная (АВАВ).

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении много тропов. Здесь присутствуют эпитеты, метафоры, сравнения, метонимия и оксюморон (фигура речи, объединяющая взаимоисключающие понятия).

  • Эпитеты: «презренные (рабы)», «поздний (ум)», «тощий (плод)», «бесплодная (наука)», «осмеянные (страсти)», «сладостный (восторг)», «бесполезный (клад)», «тайный (холод)», «роскошные (забавы)», «угрюмая (толпа)», «презрительный (стих)», «горькая (насмешка»,
  • Метафоры: «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «иссушили ум», «тощий плод», «чаша наслажденья».
  • Сравнения: «жизнь томит, как ровный путь без цели», «как пир на празднике чужом».
  • Метонимия (с древнегреческого – «переименование»): «богаты мы едва из колыбели», «и к гробу мы спешим».
  • Оксюморон: «добросовестный, ребяческий разврат».

17. Значение произведения

Поэт правдиво показывает бесплодность существования большинства представителей «золотой молодёжи» своего времени. Но и сегодня произведение актуально, многие представители современной молодёжи живут пассивно, «к добру и злу постыдно равнодушны».

18. Актуальность

«Думу» можно рассматривать как предостережение. Потребительское отношение к жизни во все времена разрушало и разрушает духовное начало в человеке.

19. Моё отношение

Мне нравится “Дума” за её беспощадную правдивость. Произведение великолепно и по исполнению. Нравится его энергетика и точность слов.

20. Чему учит

Стихотворение учит ценить каждый миг отпущенной человеку жизни и разумно использовать время; искать своё место в жизни общества. Пустое времяпрепровождение – «как пир на празднике чужом».

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию. Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.

История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – тема потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – дума, стихотворение с философским и гражданским пафосом, есть черты элегии, сатиры, эпиграммы.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты“презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия“богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение“жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон“добросовестный, ребяческий разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов” , не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы” , которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение” . Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли никем не замеченными и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…” . Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Читайте также  работа «Сопоставительный анализ стихотворений «Капитаны» и«Канцона вторая» Николая Гумилева

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь героя ведётся от первого лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей, и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Жанр стихотворения заявлен уже в названии – дума. Это Поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы. Есть в стихотворении и черты элегии, а также эпиграммы и сатиры.

Средства выразительности

Эпитеты – “ презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих” .

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы” .

«Дума» — анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.

Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».

Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.

Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Стихотворный размер

В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.

Средства художественной выразительности

Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.

Эпитеты«презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.

Метафоры«чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».

Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.

Заключение

Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.

Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.

Михаил Лермонтов — Дума: Стих

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» относится к вершине философской и гражданской лирики Лермонтова. Он написал его в 1838 г., когда уже был знаменит своим обличительным стихотворением «Смерть поэта».

Произведение сразу же обратило на себя пристальное внимание цензуры. При жизни поэта не были опубликованы строки, касающиеся царской власти: «Перед опасностью… рабы». Тем больше было восторженных откликов со стороны демократических и революционных деятелей. Очень высокую оценку дал произведению Белинский.

«Дума» представляет собой суровый обличительный приговор поколению Лермонтова. В нем содержится скрытое сравнение с декабристами, которые отдали свои жизни ради высокой справедливой цели.

После подавления восстания декабристов последовала незамедлительная реакция. В николаевской России небывалую власть и полномочия получила цензура. Все проявления независимости и самостоятельного мнения безжалостно искоренялись. Общество было пропитано мрачной атмосферой безверия.

Лермонтов считает, что такая ситуация самым пагубным образом отразилась на новом поколении. Оно росло в условиях подавляющего личность гнета. Это воспитало в молодых людях постоянный страх за свое благополучие и задушило их возвышенные стремления. Люди устают жить с самого рождения. Отсутствие высоких идеалов приводит к праздному существованию, не приносящему никакой пользы.

В обществе царит равнодушие, ценится только холодный рассудок. Любовь и ненависть исчезли, люди не испытывают потребности в сильных страстях. Их вполне заменили грубые физические наслаждения, которые ставят человека на уровень животного.

Лучшие достижения человеческой мысли и произведения искусства больше не производят никакого впечатления на души людей. Их сердца зачерствели и не откликаются ни на что.

Лермонтов осуждает современников за их эгоизм. Они недостойны великой славы своих предшественников. Их падение зашло так далеко, что «предков… роскошные забавы» никого уже не интересуют.

Общество получает прекрасное образование, но не имеет возможности и желания проявить себя в каком-либо настоящем деле. Полученные знания попусту растрачиваются на бесполезный мертвый анализ и получение практической выгоды.

Стихотворение пропитано духом пессимизма. Лермонтов уверен, что его поколение, отвергнув прошлое и ничего не добившись в настоящем, не имеет права на будущее. Далекие потомки, достигнув когда-нибудь счастья и гармонии в жизни, смогут вспомнить поколение Лермонтова лишь «презрительным стихом».

Реферат: Анализ стихотворения Лермонтова Дума 2

Дума-поэтическая форма, которую широко использовали поэты-декабристы (наприм. «Думы» Кондратия Рылеева). Следуя декабристам, Лермонтов по возвращении из ссылки печатает «Думу», в которой обращается к своим современникам с упреком в малодушии, в отказе от гражданской борьбы: они не желают служить самодержавию, но в то же время отказались от борьбы с ним и от всякого участия в общественной жизни.

Стихотворение по жанру является элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов.

Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека . Тема раскрывается в характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов. »). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна:

Читайте также  Сравнительный анализ материнских плат

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдём без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.

Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Он ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно порицая безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Лермонтов в этой думе не отделяет себя от своих соотечественников, он говорит «мы»,

Автор обращает свой взгляд к последующему поколению, к тем, кто придет на смену этим людям. Он убежден в том, что потомки должны строго осудить людей его поколения, так как они не только ошибались, но и при этом бездействовали. Поэтому так суров его приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Лермонтов в своем стихотворении уважительно вспоминает героическое поколение «отцов», прославивших свое время великими подвигами. Он высказывает острую критику поколения «детей», в пассивности и равнодушии проживающих свой век, не принося никакой пользы обществу; а также выражает надежду на последующие поколения, которые осмыслят и исправят ошибки прошлого и станут достойными сынами своего народа, своей Родины.

Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки.

«Дума» — это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению.
Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. В первом четверостишии высказано общее суждение о молодежи 30-х годов. В восьми последующих четверостишиях развивается и доказывается эта мысль. Поэта огорчает, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Речь идет об отношении к идейному наследию декабристов, многие из которых к тому времени примирились с порядком вещей и признали борьбу бесполезной. Эти настроения Лермонтов и называет «поздним их умом». Поэт убежден, что за свободу нужно бороться, а не склонять покорно голову перед силами реакции. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Каждое четверостишие — законченное предложение. Слово часто используется в переносном значении: «состариться» означает не только физическую, но и духовную старость, «ровный путь без цели» — знак равнодушия, апатии, отсутствия жизненных тревог и падений. Часто встречаются метафоры («старость души», «жизнь — путь»). Яркие эпитеты обнажают эмоцию («тощий плод», «пришелец осиротелый», «холод тайный»).

Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь». В произведении гражданская тема становится глубоко личной, выстраданной. Лермонтов не отделяет себя от поколения и душа поэта несет печать вины и сожаления, упрека своему бессилию.

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

«Выхожу один я на дорогу…» написано За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти

Поэт взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий.
От ночного пейзажа, тонущего в голубом сиянье, мысль поэта обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Поэту «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя». Но он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти.
«Выхожу один я на дорогу» написано, как завещание.

В стихотворении наиболее полно отразились особенности лирики Лермонтова, приемы его письма. Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и влечений. Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них : «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания.
Композиция стихотворения делится на две части. В первойвеликолепный пейзаж . Изумительные метафоры, живописующие красоту и тихую зачарованность южной ночи: («звезда с звездою говорит»; «пустыня внемлет богу»). Начиная с третьей строфы, автор обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям. Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания. Все устремлено в будущее, в мечту. Частое повторение местоимения «я» и союза «чтоб» придают повествованию условно-сослагательное. В этой части преобладают существительные, на них падает особое смысловое ударение: «прошлое», «жизнь», «покой», «свобода», «сон», «силы».

Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Рифмовка перекрестная. Строфы представляют собой четкие четверостишия. Все это придает особую мелодичность и плавность стиху. Использование приема звукозаписи (частое повторение шипящих звуков) придают повествованию задушевность, имитируют тихую речь, шепот в ночи.
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения Лермонтова «Парус»

Стихотворение написано на берегу финского залива в августе1832 г (первая строка совпадает со стихом из анонимно изданной в 1828г поэмы декабриста Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»).

Центральная тема – тема одиночества . Парус привлекает внимание лирического героя своим одиночеством. Стихотворение начинается инверсией «Белеет парус одинокий», она помогает передать настроение. Слово «парус» употребляется лишь раз, затем автор заменяет его на местоимение «он». С этого момента смысловой параллелизм наблюдается в каждой строфе: две строки о парусе и о том, что его окружает, следующие две – о состоянии души героя. В стихотворении много слов, противопоставленных друг другу по значению, т.е. антитезы: ищет — кинул, край далёкий — страна родная, ищет — бежит, буря — покой . Противоположность значений предлогов надпод так же усиливает противопоставление. Лермонтов воспевает человека- борца, который отвергает покой, поэтому идейное содержание можно выразить строкой «А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой!»

Стихотворение было воспринято в русском обществе как выражение передовых гражданских идей того времени.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

Стихотворение посвящено демону, тема к которой поэт обращался в разное время

Анализ стихотворения Лермонтова «Ангел»

Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути!

Тема земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверо­стишия: «. и хвала его непритворна была». Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе. Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо — земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо («По небу. ») начинается стихотворение, а словом земля закан­чивается («. скучные песни земли»).

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»

Стихотворение «И скучно и грустно» было написано за год до смерти Лермонтова. В этом произведении автор как бы подводит итог своей жизни. В нем поднимается центральная для творчества Лермонтова тема одиночества. Лермонтов говорит о настроении, охватившем передовых людей его поколения, которое вступило в жизнь после разгрома декабрьского восстания 1825г, в пору глубокого общественного застоя и жестокого полицейского режима Николая 1,- поколения, обреченного на бесплотную растрату лучших сил.

Лирический герой предстает перед нами в образе одинокого человека, который болезненно реагирует на свое положение. Он сожалеет о том, что рядом с ним нет человека, который бы посочувствовал ему, разделил его горечь:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…

Им овладевает уныние: он скучает в настоящем, ни к чему не стремится в будущем. Он ощущает как быстро течет время, что «проходят – все лучшие годы» и он не в силах противиться судьбе.

Любовь ему кажется тоже немыслимой вещью,
Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно!

Читайте также  Трансакционный анализ Эрика Бёрна

Лирический герой ни в чём не видит счастья жизни. Она для него просто «такая пустая и глупая шутка», а все радости, муки, страсти и желания ничтожны.

Переживания героя помогают передать эпитеты: сладкий недуг, холодное вниманье, пустая и глупая шутка; риторические вопросы: Любить… но кого же?, Что пользы напрасно и вечно желать?; сравнение: жизнь – пустая и глупая шутка.

Это стихотворение – исповедь одинокого человека, который никак не может смириться с тем, что человеку трудно достигнуть гармонии с окружающим миром.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой дом»

Стихотворение «Мой дом» было написано 17-летним Лермонтовым. Тема стихотворения — дом для души поэта:

Мой дом везде, где есть небесный свод,
Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
Но для поэта он не тесен.

Размеры дома огромны: «До самых звезд он кровлей досягает»

Эти размеры жилец «измеряет… не взором, но душой».

Основная мысль – идея служения правде, именно в этом видит свое предназначение поэт.

«Всемогущий мой прекрасный дом» построен по словам поэта для «святого вечности зерна» — «правды в сердце человека»

Анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

Когда волнуется желтеющая нива, когда приветливо кивает головой ландыш – во всех случаях, когда поэт соприкасается с природой, он испытывает ощущение высшей гармонии. В стихотворении поднимается тема единения человека с природой. Большая часть посвящена пейзажной зарисовке. Мир природы, изображенной поэтом добр и гармоничен: желтеют хлеба, сливы налились, «свежий лес шумит», серебристый ландыш «приветливо качает головой». Созерцание природы, в которой все полно гармонии, «смиряет души моей тревогу»

Анализ стихотворения «Дума» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

История создания

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом, разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

  1. Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
  2. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
  3. Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
  4. Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
  5. Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

Чтобы придать монотонности звучанию, автор использует такой примем, как анафора — единоначалие. В предпоследней строфе отчаяние героя достигает высшей степени:

И ненавидим мы, и любим мы случайно/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви/ И царствует в душе какой-то холод тайный.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: