Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Два великана - ABCD42.RU

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Два великана

«Два великана», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Произведение посвящено войне 1812 года. Впервые произведение было напечатано в журнале «Колокол» в 1842 году, уже после смерти автора.

Стихотворение было написано к 20-ой годовщине победы русского оружия, когда боль потерь и разочарований, которые были вызваны нападением Бонапарта, уже поутихла и можно было посмотреть на минувшие события отстраненно, как на историческое событие. Тем более, это легко мог сделать юноша, которым и был Лермонтов на момент написания произведения. Для него происходившее два десятилетия назад представлялось, как старинное предание. Поэтому вполне понятно сравнение двух армий с древними героями — великанами.

В форме аллегории описывается противостояние русской армии и Наполеона Бонапарта с его трехсоттысячным войском. В произведении поднимается тема подвига русского народа, представленного в образе великана. Автор не умаляет роли Наполеона Бонапарта, также изображая его исполином. Надо отдавать себе отчет, что пока Наполеон не напал на Россию, его авторитет и величие были очень значимы, его считали военным гением и сильным лидером. Нападение европейской коалиции было расценено в обществе, как предательство со стороны французов.

Свойственным только ему языком аллегории Михаил Юрьевич рассказал историю противостояния двух богатырей, но каждому придал узнаваемые черты. Разница только в том, что образ русского великана собирательный, а «трехнедельный удалец» — это французский император. Наполеон, без сомнения, был военным гением и отличным организатором. В России не было такой же харизматичной личности и войну выиграл не один полководец, а весь народ.

Стихотворение имеет черты фольклорного произведения, старорусского сказания. Это показывает лексика («за горами, за долами», « хвать за вражеский венец» ). Простая организация поэтического стихосложения свойственна народному творчеству.

В качестве приема, усиливающего впечатление, используется антитеза, представленная следующими противопоставлениями: русский витязь спокоен и невозмутим, враг изображается наглым, дерзким. Русский богатырь старый, могучий, стоит на своей земле, за ним вся Россия с золотыми куполами («в шапке золота литого старый русский великан»), а иноземец — скороспелый «трехнедельный удалец». Видимо автор дает понять, что Наполеон быстро захватил власть, всего в течение трех недель. Хотя Лермонтов отдает должное силе и власти чужестранца, — он тоже богатырь и силы у него столько, что вполне можно вступить в бой.

Но преимущество русского исполина очевидно, достаточно только одного движения головы, чтобы незваный гость «испугался и упал». При этом он покинул русские земли, растерял всю силу и власть. Лермонтов намекает на ссылку Бонапарта. «Неведомый гранит» — это каменистая земля острова Святой Елены, где жил французский император после изгнания. Он не смог оправиться после поражения от России и в 1815 году был сослан на остров, там он и умер в 1821 году.

Все произведение построено на олицетворении русской армии (народа) с былинным героем. Автор объединяет всю силу и величие русского духа и отождествляет ее со сказочным богатырем (образ всем знакомого с детства Ильи Муромца). Используется олицетворение и в качестве тропы. «Гремит рассказ» — прием, который говорит об известности и славе Наполеона.

Аллегория выражена во фразе «В шапке золота литого» — изображение православной церкви. Использование прилагательного после существительного — это фигура речи, которая называется инверсией.

Поэтичность творчества Лермонтова обеспечивается красочными эпитетами и сильными метафорами. «Помериться главами» — эта метафора кратко, но очень емко характеризует воинственность и равную мощь противников, их готовность вступить в бой. Эпитеты «рукою дерзновенной», «неведомый гранит», «улыбкой роковою» усиливают впечатление от рассказа.

Но самое впечатляющее в произведении — это великодушие русского великана. Он не взялся за оружие, хотя мог полностью уничтожить врага. Он только повернул голову, что говорит о том, что сила воина безгранична, но он не использует ее, чтобы полностью уничтожить незваного гостя, достаточно просто прогнать его с родной земли.

Стихотворение состоит из пяти строф, имеет 20 строк. Размер — хорей, стопа — четырехсложная, имеет перекрестную рифмовку.

Благодаря силе поэтического таланта Лермонтова в двадцати строчках уместилась целая поэма.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

16.08.2020

Лермонтов М. «Два великана»

Читайте анализ других стихотворений Михаила Лермонтова:
«Утес»
«На севере диком»

Главные герои стихотворения «Два великана» и их характеристика

  1. Русский богатырь. Кутузов. Могучий, сильный, спокойный.
  2. Богатырь из дальних стран. Наполеон. Самоуверенный, дерзкий, зарвавшийся.

План пересказа стихотворения «Два великана»

  1. Шапка золота
  2. Ожидание
  3. Желание померяться силами
  4. Гроза военная
  5. Рука дерзновенная
  6. Роковая улыбка
  7. Падение великана
  8. Неведомый гранит

Главная мысль стихотворения «Два великана»
Никакому великану не побороть Русь.

Чему учит стихотворение «Два великана»
Стихотворение учит патриотизму, учит гордости за свою страну, учит любить свою Родину. Учит не бояться врагов, как бы сильны они не были, учит не сдаваться и не отступать. Учит неотвратимости возмездия.

Отзыв на стихотворение «Два великана»
Это очень красивое стихотворение, в котором в форме аллегории показано противостояние двух военных гениев начала 19 века, Кутузова и Наполеона. Мне понравилось, с каким достоинством встречает дерзкого врага русский великан. Он стар, но силен и опытен, за ним многие века. Противостоит ему трехнедельный враг, сильный, но самоуверенный и исход этого противостояния ясен каждому. Не поможет наглость против силы и веры в свою правоту.

Анализ стихотворения «Два великана»
Стихотворение было написано Михаилом Лермонтовым в 1832 году.
По жанру это патриотическая лирика
Тема стихотворения: война 1812 года.
Все стихотворение представляет собой аллегорию, описание событий Отечественной войны 1812 года. В образах двух великанов легко угадать Наполеона и Кутузова. Наполеон показан дерзким, прославленным за границей, но автор пишет о нем с плохо скрытой иронией: трехнедельный удалец. Кутузов напротив, показан старым, но могучим витязем, которому достаточно тряхнуть головой, чтобы повергнуть врага.
В конце стихотворения поэт касается и судьбы Наполеона, который, как известно, был в конце концов сослан на остров Святой Елены, далекий гранит.
Стихотворение пронизано чувством гордости поэта за могущество Родины.
Стихотворный размер хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Два великана»
Эпитеты: золота литого, старый русский великан, далеких чуждых стран, трехнедельный удалец, рукою дерзновенной, вражеский венец, улыбкой роковою, дальнем море, неведомый гранит,
Метафоры: в шапке золота, гремел рассказ, померяться главами, пришел с грозой, улыбкой отвечал, упал на гранит.
Олицетворения: буря шумит.
Антитеза: Старый великан — трехнедельный удалец

Пословицы к стихотворению «Два великана»
Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.
Славна богатырями земля русская.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Богатырская рука один раз бьет.
Захотел враг пышек, а набили ему шишек.


Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Два великана»
Старый русский великан спокойно поджидает другого великана, про которого идет молва за дальними странами. Великанам хочется померяться силами.
Вражеский великан нагрянул с великой силой и схватился за русский венец, Москву. Но стоило русскому великану грозно улыбнуться и тряхнуть головой, как упал дерзкий недруг, да уете в далекое море на гранитный берег.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Два великана»

Читать стихотворение «Два великана»

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,-
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Читайте также  Анализ стихотворения Тютчева Последний катаклизм

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Стихотворение «Два великана» написано в 1832 году и посвящено 20-летию победы России над французами. Как истинный патриот своей страны, шестнадцатилетний Лермонтов не мог оставаться в стороне от событий того времени. Тем более что тема Отечественной войны 1812 года была ему не безразлична. Под великанами подразумеваются Наполеон и Александр, Франция и Россия. В этом произведении читатель чувствует, как относится юный поэт к обоим великанам. За русским витязем – правда, которая придавала ему силу. Поэтому старый русский великан ответил лишь улыбкой роковою. И этого было достаточно, чтобы самозванный император оказался за морем на неведомом граните. Хотя, откровенно говоря, все это не соответствует реальным историческим событиям — для победы над Наполеоном потребовалась отнюдь не улыбка — Россия пролила реки крови и победила, лишь собрав все силы, и со значительной долей удачи.

Стихотворение было записано в чьем-то товарищеском альбоме, из которого потом его переписал Святослав Раевский. При жизни Лермонтова это стихотворение не печаталось. Оно было опубликовано в 1842 году в пятом номере «Отечественных записок».

Стихотворение «Два великана» написано в старорусской сказительной манере, но вполне современным для эпохи Лермонтова стихосложением. Ритм стиха – четырехстопный хорей. Рифмы перекрестные.

То есть — Лермонтову было 17-18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта — в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1-2 ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским , поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) .

Два великана В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец,- И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец. Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою. Ахнул дерзкий — и упал! Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818-1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д. , Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е. , Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М. , Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л. , Нажет-Вильбушевич М.,

Стихотворение и анализ «Два великана»

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

Краткое содержание

А. Кивщенко. Военный совет в Филях. 1880

Произведение, в аллегорической форме, повествует о поединке двух богатырей, олицетворяющих собою Россию и Францию (Александра Первого или же Кутузова и Наполеона). В стихотворении говорится о том, что русский великан находится в преклонных годах, и занял достойное место в истории своей страны. В отличии от Кутузова (Александра Первого), чужестранец (Наполеон) относительно недавно узурпировал власть, развязав кровопролитную войну с целым миром.

Дерзкий и жадный французский император срывает венец, украшающий голову русского великана, желая тем самым подмять его под себя. Но его желанию не суждено сбыться: «удалец» получает мгновенный жёсткий отпор и терпит полное поражение. С этого момента в России начинается стремительное падение Наполеона с высокого трона «победителя». Теперь его ожидает незавидная судьба: изгнанничество на далёком острове св. Елены и одинокая смерть.

История создания

Это замечательное произведение Лермонтов написал ещё в юности, но, к сожалению, при жизни автора оно ни разу не печаталось. Стихотворение посвящено войне 1812 г. Его первая публикация состоялась в 1842 г. в журнале «Колокол». Лермонтова к этому моменту в живых уже не было.

Читайте также  Анализ внешней и внутренней среды предприятия питания SWOT-анализ

Своё произведение юный поэт посвятил 20-ой годовщине победы над Наполеоновской армией. В то время в обществе ещё были сильны эмоции разочарований и потерь, связанные с нападением Бонапарта. После двадцати лет появилась возможность взглянуть на минувшее событие отстранённо, как на историческое событие.

Для Лермонтова война с наполеоновским войском двадцатилетней давности представлялась как историческое предание. Поэтому он сравнивает две армии с древними героями – великанами. Это произведение практически дословно Лермонтов использовал в своей поэме «Сашка» (гл. 1, строфа 7).

Жанр, направление, размер

Данное стихотворение относится к жанру патриотической лирики. К тому же, оно ориентировано на фольклор, а именно на солдатскую песню. Фольклорные черты заметны в использованной лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец») и в особой «простоте» поэтического размера – стихотворение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение включает в себя пять строф (двадцать строк). Композиционное «здание» построено на приёме антитезы (противопоставления): «спокойствие» – «наглый натиск», «следование традициям» – «нарушение старого уклада».

Образы и символы

Всё произведение представляет собой одну яркую аллегорию. Оно построено на противоборстве двух сил: русского народа с наполеоновской армией. Соответственно, для поддержания идеи исторически значимого противоборства молодой автор создал два ключевых образа:

  • образ «старого русского великана» (Кутузов) – в нём воплощена вся мощь, вся сила России. Кутузов представлен практически былинным богатырём, наделённым с рождения невиданной удалью и храбростью. Великому полководцу достаточно «тряхнуть головой», чтобы развернуть врагов вспять;
  • образ «трёхнедельного удальца» (Наполеон) – под этим образом скрывается французский император, желающий покорить Россию. Поэт демонстрирует читателям самоуверенную и дерзкую удаль наполеоновской армии, ошибочно уверовавшей в то, что после взятия Москвы, победа будет полностью достигнута.

Темы и настроение

Основная тема произведения – противопоставление двух враждующих сторон, символизирующих Россию и наполеоновскую Францию. Образы двух великанов поэт наделяет индивидуальными чертами, разнится лишь авторское отношение к каждому из героев. Всё произведение пронизано настроением гордости за русский народ и могущество Родины. «Русский витязь» всегда невозмутим и спокоен, будто бы заранее осведомлён об успешном исходе битвы. Ему достаточно всего лишь «тряхнуть головой», чтобы дерзкий пришелец сложил оружие.

Основная идея

Лермонтов доносит до читателей мысль о том, что победа всегда должна быть на стороне того, кто защищается, а не того, кто вероломно нападает. Прежде чем идти с войной на чужую страну, следует грамотно рассчитать свои силы и избавится от уверенности в собственном превосходстве над противником.

Средства выразительности

В произведении молодой Лермонтов использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «золота литого», «неведомый гранит», «трёхнедельный удалец»;
  • метафоры – «в шапке золота», «улыбкой отвечал», «пришёл с грозой»;
  • олицетворения – «буря шумит»;
  • антитеза – «старый великан» противопоставляется «трёхнедельному удальцу».

То есть — Лермонтову было 17-18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта — в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1-2 ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским , поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) .

Два великана В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого Из далеких чуждых стран. За горами, за долами Уж гремел об нем рассказ, И померяться главами Захотелось им хоть раз. И пришел с грозой военной Трехнедельный удалец,- И рукою дерзновенной Хвать за вражеский венец. Но улыбкой роковою Русский витязь отвечал: Посмотрел — тряхнул главою. Ахнул дерзкий — и упал! Но упал он в дальнем море На неведомый гранит, Там, где буря на просторе Над пучиною шумит.

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818-1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д. , Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е. , Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М. , Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л. , Нажет-Вильбушевич М.,

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,-
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Читайте также  Российский рынок акций: анализ и перспективы развития

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Стихотворение «Два великана» написано в 1832 году и посвящено 20-летию победы России над французами. Как истинный патриот своей страны, шестнадцатилетний Лермонтов не мог оставаться в стороне от событий того времени. Тем более что тема Отечественной войны 1812 года была ему не безразлична. Под великанами подразумеваются Наполеон и Александр, Франция и Россия. В этом произведении читатель чувствует, как относится юный поэт к обоим великанам. За русским витязем – правда, которая придавала ему силу. Поэтому старый русский великан ответил лишь улыбкой роковою. И этого было достаточно, чтобы самозванный император оказался за морем на неведомом граните. Хотя, откровенно говоря, все это не соответствует реальным историческим событиям — для победы над Наполеоном потребовалась отнюдь не улыбка — Россия пролила реки крови и победила, лишь собрав все силы, и со значительной долей удачи.

Стихотворение было записано в чьем-то товарищеском альбоме, из которого потом его переписал Святослав Раевский. При жизни Лермонтова это стихотворение не печаталось. Оно было опубликовано в 1842 году в пятом номере «Отечественных записок».

Стихотворение «Два великана» написано в старорусской сказительной манере, но вполне современным для эпохи Лермонтова стихосложением. Ритм стиха – четырехстопный хорей. Рифмы перекрестные.

Михаил Лермонтов

Два великана (+ Анализ)

  • Об авторе
  • Недавние публикации

«Два великана»
Михаил Лермонтов

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, –
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою.
Ахнул дерзкий – и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Дата создания: 1832 г.

Два великана

Впервые опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 22, № 5, отд. I, с. 1).
В черновом автографе первоначально была еще одна строфа, затем вычеркнутая:

Страшны миру были оба
С гордым пасмурным челом;
Но в одном кипела злоба,
А презрение в другом.

Тема Наполеона, появившаяся у Лермонтова еще в 1829 г., приобрела в данном стихотворении, написанном в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г., патриотическое звучание (ср. «Поле Бородина»). В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает поражение Бонапарта, «трехнедельного удальца», в столкновении с «русским великаном» — Россией. Стихотворение написано в духе народных солдатских песен, предвосхищая «Бородино».

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Варианты первоначального автографа:
Из далеких южных стран *
а. Бедных карлиц между нами
Видел их орлиный глаз
б. Равных силой между нами
Не встречал еще их глаз
Уж гремел об них рассказ *

Страшны миру были оба[68] С гордым пасмурным челом;
Но в одном кипела злоба,[69] А презрение в другом
Но улыбкою одною *

Варианты авторизованной копии:

Уже гремел об них рассказ *
Но улыбкою одною *
Пришлец ахнул и упал!
И упал он в дальнем море *
Там, где море на просторе *
Над пучинами шумит *
[68] Страшны, сильны были оба
[69] а. Как в тексте.
б. Но в одном таилась злоба;

  • Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» (1 вариант)
  • Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова (2 вариант)

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» (1 вариант)

Воинская слава Отечества – один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

А. О. Смирновой (В простосердечии невежды…) (+Анализ)

Центральная тема стихотворения – противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь – о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка – единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» – «наглый натиск», «следование традициям» – «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова (2 вариант)

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

Три пальмы (+ Анализ)

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: