Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость - ABCD42.RU

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

«Молодость» М. Цветаева

Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя! – Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку –
Что уже душе до яств и брашна!
Молодость моя! Моя морока –
Молодость! Мой лоскуток кумашный!

18 ноября 1921 г.

Скоро уж из ласточек – в колдуньи!
Молодость! Простимся накануне…
Постоим с тобою на ветру!
Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой,
Молодость моя! Моя голубка
Смуглая! Раззор моей души!
Молодость моя! Утешь, спляши!

Полосни лазоревою шалью,
Шалая моя! Пошалевали
Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь!
Золотце мое – прощай – янтарь!

Неспроста руки твоей касаюсь,
Как с любовником с тобой прощаюсь.
Вырванная из грудных глубин –
Молодость моя! – Иди к другим!

20 ноября 1921 г.

Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость»

Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев после своего 29-летия, поэтесса осознала, что из хрупкой и своенравной девчонки превратилась во взрослую женщину, познавшую горечь утрат и разочарований. Юные годы Цветаевой не были безоблачными и счастливыми. Она довольно рано потеряла мать, к которой была сильно привязана, и в 19 лет, мечтая о собственной семье, вышла замуж, однако очень скоро рассталась с иллюзией счастливого брака. Поэтому осенью 1921 года, словно бы подводя итог своей жизни, она написала стихотворение «Молодость», в котором попрощалась с собой – юной девушкой.

Уже в первых строчках произведения Цветаева называет свою молодость «чужой», отмечая – «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза». Эта фраза означает, что для поэтессы период ее взросления оказался суетным и бесплодным. Несмотря на то, что именно в это время Цветаева начала активно публиковаться, выпустила несколько сборников стихов и получила широкое признание, она убеждена – все это заслуги счастливого детства, плоды того воспитания, которое она получила в семье. В юности же она попросту воспользовалась ими, но при этом не приобрела ничего нового, кроме опыта, который трудно назвать положительным.

Обращаясь к своей молодости, поэтесса подчеркивает: «Ты была мне ношей и обузой». Цветаева убеждена, что могла бы прожить годы беззаботного девичества более счастливо, не изводя себя напрасными страданиями. Ища спасения в браке, поэтесса первое время действительно считала, что ее супруг Сергей Эфронт сможет стать для нее целой вселенной. Однако постепенно чувства к нему охладели, а после рождения дочери Цветаева и вовсе ушла от него к Софии Парнок, что вызвало лавину сплетен и пересудов.

Именно к этому периоду жизни, по-видимому, относится строчка стихотворения «Щедростью твоей давясь, как щебнем, за грехи чужие я терпела». Поэтому поэтесса с болью и грустью отмечает, что готова до срока вернуть своей молодости скипетр, так как больше не чувствует себя веселой, свободной от всяческих обязательств и способной на самые отчаянные поступки особой.

Стихотворение «Молодость» состоит из двух частей, которые были написаны с промежутком в несколько дней. Если в первой части поэтесса обвиняет смою молодость в том, что она была далеко не самой счастливой, то во второй части прощается с ней, признаваясь, то этот период ее жизни все же является для автора самым светлым и дорогим. «Молодость! Простимся на ветру!», – обращается к ней Цветаева, называет ее смуглой сестрой, явно намекая на чернобровую красавицу Парнок, и просит утешения. Поэтесса будто бы предчувствует, что ее жизнь готова совершить новый вираж, который принесет с собой еще больше горечи и обид. По сути, прощаясь со своей молодостью, Цветаева расстается с Россией, так как совсем скоро ей предстоит стать эмигранткой на долгие 17 лет. При этом поэтесса отмечает, что сожалеет о себе молодой, считая, что как бы не сложилась ее жизнь в будущем, этот период все равно будет овеян очарованием, надеждами и любовью.

«Вырванная из грудных глубин – молодость моя! – иди к другим», – напутствует ее поэтесса, понимая, что уже никогда не сможет вернуть прожитые годы, в которых было много страданий и душевных поисков, но которые позволили Цветаевой стать той, кем она стала. Великой русской поэтессой первой половины 20 века, непревзойденным лириком и, вместе с тем, реалистом, который сумел заглянуть в собственную душу и беспристрастно рассказать о своих чувствах окружающим.

Анализ стихотворения «Молодость» (М.И. Цветаева)

Автор: Guru · Опубликовано 01.05.2020 · Обновлено 02.05.2020

На определенном этапе жизни, когда человек уже прошел некоторую часть пути, какой-то период времени, ему хочется остановиться, оглянуться и проанализировать важные события, имевшие место в его судьбе, а также подвести итоги прошлого. Он вспоминает различные случаи и эпизоды из жизни, выражает свое отношение к былому и, переосмысливая произошедшее, намечает ближние и дальние перспективы, планирует, чему посвятить оставшуюся часть пути, пытается понять, как жить дальше.

Из истории написания стиха

Потребность в подытоживании и переосмыслении прошлого возникла у поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой незадолго до ее тридцатилетия. В жизни Цветаевой к этому времени происходит довольно много разных событий, большинство из которых тяжелые и даже трагические.

В своем стихотворении «Молодость», написанном в начале двадцатых годов прошлого столетия, за год до окончания гражданской войны, она старается выразить свою точку зрения и отношение к таким личным событиям как, смерть матери, брак с Сергеем Эфроном, гражданская война, смерть младшей дочери, тяжелые условия быта и к другим пережитым событиям. Также Цветаева с тревогой думает о жизни ее родных людей и о судьбе Родины.

Жанр, композиция, проблематика

Стихотворение «Молодость» написано М. Цветаевой в элегическом жанре. Для его создания поэтесса использует самый мелодичный размер – пятистопный хорей. Написан стих в форме личного, душевного диалога. Цветаева обращается к молодости, ведет разговор с ней. Также вспоминает себя: юную, нежную, пылкую, неопытную.

Стихотворение имеет двухчастное строение. В первой части поэтесса сожалеет о прошлых ошибках, винит молодость за это, даже отказывается от нее. Эта часть проникнута отрицательным настроем, здесь можно услышать такие чувства как разочарование, боль, упреки, обида.

Во второй части Цветаева примиряется с событиями молодости, принимает и переосмысливает ее, прощается с ней перед разлукой. Здесь возникают чувства более светлые и грустные.

Основная проблема стихотворения – это конфликт между собой нынешней и собой молоденькой девочкой в юности. Конфликт между желаемым видением прошлого и тем, что увидела на самом деле. Разрешение конфликта происходит в ходе стиха. Поэтесса прощает себя за ошибки, совершенные в молодости и принимает ее. Она видит, что было в ней не только плохое, но и хорошее.

Темы, идеи, образы произведения

Главная тема стихотворения – это обращение к Молодости, переосмысление важного периода жизни, понимание того, что эта пора неповторимая, и ее невозможно возвратить и изменить. А также понимание того, что Молодость бесценна. В конце стиха Марина Цветаева хочет поделиться своей Молодостью с другими. Также главным смыслом произведения является важность принятия себя такой, как есть, в разные жизненные периоды.

Основной образ стихотворения – это образ Молодости. Он двойственный, с одной стороны, Молодость – пора юности, уникальная и ушедшая без возврата; с другой – сама юная Марина. Большинство образов стиха отрицательные, непарные, грустные.

Кроме негативных образов есть и ценный образ «лоскутка кумашного», он символизирует бесценность и важность для Цветаевой образа юности.

Художественно-выразительные средства стиха

В стихотворении «Молодость» мы встречаем изобилие различных художественно-выразительных средств. Особенно много тропов, эпитетов, олицетворений, метафор.

Среди эпитетов такие словосочетания как «непарный сапожок», «малиновая юбка», «лазоревая шаль» и другие.

Олицетворение здесь прослеживается в изображении самой юности. Автор наделила Молодость человеческими качествами. Также олицетворение мы видим в выражении «задумчивая Муза».

Читайте также  Методика факторного анализа

С помощью многочисленных средств выражения можно заметить, как меняется настроение стихотворения: Молодость становится сестрой, которая может утешить.

В целом произведение проникнуто грустным настроем.

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой

«Молодость» – прощание М. Цветаевой с прекрасной порой человеческой жизни. Произведение написано незадолго до тридцатилетия Цветаевой, в нём она обращается к своей молодости. Стихотворение, поражающее откровенностью, изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нём, ознакомившись с кратким анализом «Молодость» по плану.

Краткий анализ

История создания – создано в ноябре 1921 г., когда поэтессе исполнилось 29 лет.

Тема стихотворения – прощание лирической героини со своей молодостью, откровенный разговор с ней.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, тёплое прощание с молодостью. Формально произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным хореем, в первой части рифмовка перекрёстная АВАВ, во второй – параллельная ААВВ.

Метафоры – «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашёптывала гребнем», «разор души», «пошаливали досыта с тобой».

Эпитеты«воспалённые глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка».

Сравнения«щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь,

Как с любовником с тобой прощаюсь».

История создания

История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой. Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось бы, ещё не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Ещё не перешагнув 30-летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.

В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события нашли художественное воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.

Тема произведения традиционная для литературы, но М. Цветаева сумела подать её оригинально. Так как основа его автобиографичная, в нем отчетливо проявляется женское начало. В произведении всего два образа – лирическая героиня и её молодость. Женщина обращается к прошедшим годам то с укорами, то с благодарностью. Этим и объясняется контраст в настроении двух частей стихотворения.

В первой части лирическая героиня отзывается о молодости как об очень неприятном периоде жизни. Она называет молодость чужой. Юные годы ассоциируются у неё с непарным сапожком. Этот символический образ как нельзя лучше отображает семейную жизнь М. Цветаевой, которая признаётся, что её Муза не взяла ничего от молодости. И в этом утверждении тоже есть частица правды: творческий путь Марины Ивановны был нелёгким, её произведения долго не находили признания. Молодость лирической героини не скупилась на беды, поэтому она называет свою молодость морокой и обузой.

В стихах второй части молодость предстает в другом облике. Лирическая героиня жалеет, что приходится отпускать молодые годы. Заметно, что ей не хочется « из ласточек – в колдуньи ». Женщине хочется, чтобы прощание длилось как можно дольше. Она просит молодость: «Постоим с тобой на ветру!» . Ветер в этом контексте – символ жизненных невзгод.

Во второй части лирическая героиня позволяет себе признаться, что успела пошалить вместе со своей молодостью. Теперь счастливое время она называет золотом, янтарём. Цветаева создает оригинальные символы юности – малиновую юбку и лазоревую шаль. Потанцевав с молодостью напоследок, лирическая героиня отпускает её к другим.

Композиция

В разборе этого стихотворения важно обратить особое внимание на композицию. Произведение построено на контрасте. По смыслу оно делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, тёплое прощание с молодостью. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены. Части стихотворения отличаются настроением.

Жанр произведения – элегия, так как это грустные размышления на философские темы. В монологе лирической героини чувствуется грусть и разочарование. Стихотворный размер – пятистопный хорей. В первой части М. Цветаева использовала перекрёстную рифмовку АВАВ, а во второй – парную ААВВ. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В стихотворении М. Цветаевой много тропов. Они позволили поэтессе создать неповторимые образы, передать внутреннее состояние лирической героини.

В тексте есть метафоры: « мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашёптывала гребнем», «разор души», «пошаливали досыта с тобой» ; эпитеты – «воспалённые глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка» , сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником с тобой прощаюсь» и оксюморон: «моя чужая».

🌸 Молодость

  • 👀 Жизнь
  • 😢 Одиночество
  • 💕 Цветаева

Каждый прощается с молодостью в свой срок – кто-то чувствует себя младенцем в сто лет, другой уже старик за студенческой партой. Марина Цветаева попрощалась с юностью в 29 лет, написав стихотворение «Молодость, краткий анализ которого блог Stihirus24 вам и предлагает.

История написания

Казалось бы, 29 лет ещё не тот возраст, чтобы посыпать голову пеплом и одеваться в серые цвета. Что же стало мотивом для прощания с молодостью и побудило написать стих именно в это время?

Причина, скорее всего, накопительная, так как до этого поэтесса пережила столько, что другому достаточно на всю жизнь. Тут и личное, и общественное. За плечами уже смерть матери, разочарование в семейном счастье и неопределённость в будущем. Все это на фоне сначала революции, потом гражданской войны. Этого ли мало для прощания с молодостью, которая требует мечты и идеализма?

Раскрываем тему стиха

Тема стихотворения автобиографична, в ней читателю подан на серебряном подносе образ молодости и её носителя – лирической героини. Заметим, что со старта героиня называет молодость чужой, как бы подчеркивая, что она осталась в прошлом:

Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!

Вся первая часть произведения посвящена хулению прошедшей молодости, в это время происходило становление Цветаевой как поэтессы, её только начинали печатать, а до признания было далеко.

Молодость моя! — Назад не кличу —
Ты была мне ношей и обузой.

Сейчас даже нет желания прошлое вернуть, так как оно было обузой – младые годы только создали базу для становления, но не принесли никакой радости ни в творчестве, ни в личной жизни. Вся щедрость молодости выражалась в «наградах» терпением, томлением и бедами, недаром сейчас прошлое героиня называет морокой и обузой.

Опыт получила, радости не испытала, теперь прощай – так можно коротко резюмировать итог первой части стихотворения.

Вторая часть стиха более позитивна, героиня все-таки снисходит до сожаления от расставания с юностью, по крайней мере, она хочет затянуть этот магический обряд прощания. Она затягивает прощание и в памяти всплывают образы прошлого, где нашлось место и чему-то радостному.

Оказалось, в прошлом были и малиновые юбки, и лазоревые шали, а теперь:

Скоро уж из ласточек — в колдуньи!

Нет, героиня не выбрасывает свою молодость на обочину дороги, она танцует с ней прощальный танец и отпускает её к другим, чтобы они тоже могли испить из этой чаши.

Знала бы поэтесса, что сейчас она прощается не только с юностью, но и с Родиной, которую скоро покинет на долгих 17 лет и вернётся назад только на плаху. Такая вот параллель.

Жанр и композиция

Стихотворение по жанру является элегией, что обусловлено доминированием грусти в монологе героини. Написан стих пятистопным хореем с перекрёстной рифмовкой (чужая – непарный – сужая – календарный) при комбинировании женских и мужских рифм.

Композиция двухчастотная, в первой молодость показана с нелицеприятной стороны, словно бы к ней затаилась обида. Во второй героиня начинает сожалеть об уходящей юности и затягивает минуты расставания с ней.

Эпитеты, метафоры и сравнения

В качестве средств художественной выразительности использованы:

  • Сравнения (как с любовником с тобой прощаюсь и т д.).
  • Метафоры (пошалели досыта с тобой и пр.)
  • Эпитеты (малиновая юбка, воспалённые глаза и др.).
Читайте также  Анализ стихотворения С. Есенина Письмо матери

СХВ помогают передать внутренние эмоции Цветаевой и наполняют стихотворение колоритом, делая его ярким представителем жанра русской элегии.

Текст (две части)

Молодость моя! Моя чужая
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи
Не взяла задумчивая Муза.
Молодость моя! — Назад не кличу —
Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,
Ты в ночи оттачивала стрелы.
Щедростью твоей давясь, как щебнем,
За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку —
Что уже душе до яств и брашна!
Молодость моя! Моя морока —
Молодость! Мой лоскуток кумашный!

Скоро уж из ласточек — в колдуньи!
Молодость! Простимся накануне.
Постоим с тобою на ветру!
Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой,
Молодость моя! Моя голубка
Смуглая! Раззор моей души!
Молодость моя! Утешь, спляши!

Полосни лазоревою шалью,
Шалая моя! Пошалевали
Досыта с тобой! — Спляши, ошпарь!
Золотце мое — прощай — янтарь!

Неспроста руки твоей касаюсь,
Как с любовником с тобой прощаюсь.
Вырванная из грудных глубин —
Молодость моя! — Иди к другим!

Слушаем аудио

Анализ стихотворения Молодость (М.И. Цветаева)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.04.2020 · Обновлено 25.04.2020

Когда человек на своём жизненном пути доходит до определённой точки, ему хочется оглянуться назад, посмотреть на пройденную часть пути, подвести итоги и сформировать своё отношение к событиям прошлого. Желание переосмыслить прошлое испытала Марина Цветаева, будучи на пороге своего тридцатилетия. Многомудрый Литрекон предлагает Вам окунуться в творчество поэтов Серебряного века и познакомиться с анализом стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

История создания

Стихотворение написано в 1921 году. Буквально, на одном дыхании – первая часть 18 ноября, вторая – 20. И посвящено собственной Молодости. Для понимания истории создания стихотворения важно и то, что «Молодость» написана за год до окончания гражданской войны. Можно представить себе обстановку: тяжелейший быт, неизвестность, беспокойство за близких и будущее, а в скором времени и разлука с Родиной. Всё это стимулирует дать своеобразный отчёт о прожитом и пережитом.

Цветаевой только исполнилось 29 лет, психологически важная для многих дата. На пороге тридцатилетия поэтесса обращает свой взор на юность и прошедшие годы.

На молодость Марины Цветаевой пришлось много событий и глубоко личных переживаний: смерть матери, ранний брак с Сергеем Эфроном, рождение старшей дочери Ариадны, которая впоследствии обогатит русскую литературу своим творчеством. Романтические отношения с Софией Парнок и смерть младшей дочери Ирины. Новая разлука с мужем из-за гражданской войны (1917 — 1922), тяжёлый быт в последние годы. Все эти глубоко личные события её жизни, требовали переосмысления, и таким переосмыслением стало стихотворение «Молодость». Переосмысление у поэта происходит иначе, чем у людей другого склада. То, что годами хранилось в душе Марины, выстрелило в эти два дня – 18 и 20 ноября.

Жанр, направление, размер

По жанру «Молодость» – элегия. Это лирическое стихотворение о глубоко личных переживаниях. Само обращение к олицетворённой молодости, личный диалог с ней, подчёркивает его лиричность. С одной стороны, это разговор с той собой, которая была прежде, юной, неопытной, неосторожной.

С другой стороны, это обращение именно к молодости, оно выходит за рамки диалога с собой и включает как сугубо личное, так и нечто, свойственное в юности многим. Например, горячность, необдуманность поступков.

Для написания этого стихотворения Цветаева выбирает один из самых мелодичных размеров – пятистопный хорей, что придаёт ему оттенок очень личного, льющегося из самой души, диалога.

Композиция

Стихотворение «Молодость» имеет чёткое разделение на первую и вторую части. В первой поэтесса сожалеет об ошибках молодости, винит её за события прошлого. В это части явственно присутствует мотив отказа от прошлых лет.

  1. Таким образом, первая часть стихотворения – обвинение, упрёки к собственной молодости, за которыми стоит разочарование. Изобилуют негативные чувства: обида, боль, разочарование.
  2. Вторая часть – примирение и прощание перед разлукой. Неким портключом (с помощью этого артефакта герои саги о «Гарри Поттере» осуществляют перемещение в какое-либо место) между двумя частями выступает кумашный лоскуток. Цветаева примиряется с собственной Молодостью. И во второй части мы видим понимание, принятие и грусть от предстоящей разлуки.

Образы и символы

Символику и образность «Молодости» также лучше рассматривать отдельно в каждой из частей, чтобы лучше осмыслить динамику образов.

В начале стихотворения видно, как Марина Цветаева хочет поскорее перевернуть эту страницу своей жизни: «как листок срывают календарный» – сорвать и забыть. Образы непарного, то есть лишнего сапожка, чужих грехов и бесполезности встречаем мы в первой части. Вот, чем была наполнена юность. За этим слышится разочарование. Именно это чувство стучится через образы первой части стихотворения: разочарование в прошлом, а возможно, и в молодой себе. Поэтессу переполняют негативные чувства к собственной молодости. И поэтому она не видит в ней ничего хорошего. Даже ничего пригодного для творчества в молодости не нашлось «…не взяла задумчивая Муза». Однако это не так, в эти годы Цветаевой было написано множество замечательных стихотворений и стихотворных циклов. Но субъективное ощущение автора именно такое. И на данный момент молодые годы воспринимаются Цветаевой как период бесплодный и тягостный.

«Ты была мне ношей и обузой» – пишет поэтесса. Примечательно, что ношу обычно несут по доброй воле, «своя ноша – не тянет» – говорят в народе. А вот обуза – нечто действительно тяжёлое и кем-то навязанное. Это неоднозначное отношение, которое, возможно, и самой Цветаевой осознавалось не до конца, нарастает к концу первой части. И мы видим некоторое смягчение в отношениях автора и её Молодости. Цветаева выразила к своей молодости и юной себе то бурное, то тяжёлое, что, лилось через край, и теперь в её душе появляется место другим чувствам. Она была переполнена негативным отношением к событиям тех лет, к собственным поступкам и мыслям. Но когда выразила их сполна, смогла увидеть в молодости и то другое, что в ней, безусловно, было.

И вот, среди образов разочарования появляется образ, который автору ценен, – лоскуток кумашный (конец первой части). Даже форму слова лоскуток Цветаева выбирает уменьшительно-ласкательную. Это показательный образ. Теперь, когда переполняющие негативные чувства выражены, поэтесса осознала, что её молодость всё-таки важна для неё.

Во второй части настроение меняется окончательно. Цветаева по-прежнему не простила себе ошибок, совершённых в прошедшие годы, но теперь называет Молодость сестрой, использует ласковые имена для неё: «моя голубка», «золотце моё». С первой строчки видно, как поменялось настроение автора! «Из ласточек – в колдуньи». То есть с молодостью у Цветаевой ассоциируется существо трепетное, нежное – ласточка, а говоря о последующих годах, она превращает себя в колдунью. В этой части проглядывают ностальгические нотки – за образами смуглой Молодости, малиновой юбки стоят какие-то события жизни автора, которые навевают воспоминания. Эти образы-символы передают то новое отношение, к которому пришла Цветаева к концу первой части и полностью осознала во второй: любовь, печаль от разлуки и последующее примирение. И пусть Молодость, а значит, и саму юную Марину, Цветаева не простила до конца, но частично приняла и смогла полюбить.

Отдельно стоит сказать о главном герое и одновременно главном образе стихотворения – образе Молодости. Его можно разделить на две составляющие: с одной стороны – это все прошедшие годы, то есть события жизни, что случились поэтессой. С другой – за Молодостью (которая всегда в стихотворении с большой буквы), стоит сама юная Марина Цветаева. Та Марина, которая думала, чувствовала и поступала на протяжении всего этого периода. Поэтому можно предположить, что Молодость – это символ прошедших лет и одновременно молодая Марина Цветаева. Именно к этому сочетанию и обращается поэтесса, с ним ведёт столь личный диалог.

Читайте также  Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Два великана

Тематика стихотворения «Молодость» – переосмысление опыта, выраженное через обращение к образу Молодости. Анализ пережитых событий и осознание безвозвратности прошедших лет.

Автор осознаёт, что ни прошедшие годы, ни юную себя она вернуть не сможет. И несмотря на разочарование, которое испытала поэтесса, оглянувшись назад, она осознаёт ценность прошедшего периода.

От того в последних строчках появляется мотив передачи своей молодости другим. «Вырванная из грудных глубин» – то есть от сердца. Мы часто говорим: «От сердца отрываю». Это значит, делюсь чем-то очень дорогим. Пусть период молодости не был совершенным, но он уникален и больше никогда не повторится. И поэтому всегда будет ценен.

Проблемы

Проблематика стихотворения «Молодость» строится на внутреннем конфликте. Вероятно, у 29-летней Цветаевой были представления о том, что она хотела увидеть, оглянувшись назад. Но она увидела другое и испытала сильное разочарование, обиду на себя и свои юные годы (первая часть стихотворения). Этот конфликт разрешается по ходу стихотворения, когда поэтесса осознаёт, что не только плохое, но и хорошее было в её молодые годы. Как и любой конфликт, через боль, он привёл к принятию и духовному росту. Так как пережить боль от несоответствия собственных представлений и реальности – всегда очень трудно, это большая работа.

Вторая проблема – это безвозвратность времени и необходимость проститься с прошлым. Или проблема переосмысления прошедших лет. Период молодости закончен. Впереди многое другое, но ни те года, ни юную себя не вернуть. Цветаева чувствует необходимость остановиться и переосмыслить свою молодость, проститься с ней.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Молодость» – какими бы ни были прошедшие годы, они были уникальны, больше никогда не повторятся и потому важны. Настроение стихотворения меняется от первой ко второй части, но общий настрой «Молодости» можно назвать грустным. Это разная грусть: грусть разочарования и боли, грусть принятия несовершенства и грусть прощания. Этот путь был пройден автором от первой до последней строчки.

Ещё один важный смысл стихотворения «Молодость» – необходимость принять себя в разные периоды жизни. Именно это даёт ощущение целостности. Без тех лет, ошибок и удач не было бы той 29-летней Марины Цветаевой, которая оглядывается назад и прощается с прошлым. Именно эти годы сделали её способной принять свою Молодость такой, какой она была.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Молодость» образное и изобилует разнообразными тропами.

  1. Первый троп, с которым мы сталкиваемся, появляется уже в названии – «Молодость». В данном стихотворении Молодость выступает в качестве главной героини. Это олицетворение. Молодость наделяется человеческими чертами. К олицетворению также можно отнести и «задумчивую Музу».
  2. Эпитеты в стихотворении: «чужая молодость»; «малиновая юбка»; «лазоревая шаль»; «непарный сапожок».
  3. Сравнения: «так листок срывают календарный»; «щедростью твоей давясь, как щебнем»; «как с любовником с тобой прощаюсь».
  4. Метафоры: «мой сапожок непарный»; «ты была мне ношей и обузой»; «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза»; «моя морока»; «мой лоскуток кумашный»; «из ласточек – в колдуньи»; «золотце моё»; «сестра»; «янтарь»; «голубка»; «разор души моей»; «вырванная из грудных глубин».
  5. По одним только образным средствам можно проследить меняющееся настроение автора: от чужой Молодости до Сестры, способной утешить.

«Молодость» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – разбор, рифма, история создания

«Молодость» – прощание М. Цветаевой с прекрасной порой человеческой жизни. Стихотворение, поражающее откровенностью, изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Молодость» по плану.

Краткий анализ

История создания – создано в ноябре 1921 г., когда поэтессе исполнилось 29 лет.

Тема стихотворения – прощание женщины со своей молодостью, откровенный разговор с ней.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формально произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным хореем, в первой части рифмовка перекрестная АВАВ, во второй – параллельная ААВВ.

Метафоры – «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой».

Эпитеты«воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка».

Сравнения«щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь,

Как с любовником с тобой прощаюсь».

История создания

История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой. Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось бы, еще не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Еще не перешагнув 30-летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.

В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события нашли художественной воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.

Тема произведения традиционная для литературы, но М. Цветаева сумела подать ее оригинально. Так как основа его автобиографичная, в нем отчетливо проявляется женское начало. В произведении всего два образа – лирическая героиня и ее молодость. Женщина обращается к прошедшим годам то с укорами, то с благодарностью. Этим и объясняется контраст в настроении двух частей стихотворения.

В первой части лирическая героиня отзывается о молодости, как об очень неприятном периоде жизни. Женщина называет ее чужой. Юные годы ассоциируются у нее с непарным сапожком. Этот символический образ как нельзя лучше отображает семейную жизнь М. Цветаевой. Женщина признается, что ее Муза не взяла ничего от молодости. И в этом утверждении тоже есть частица правды: творческий путь Марины Ивановны был нелегким, ее произведения долго не находили признания. Молодость была щедра к лирической героине. Она не скупилась на беды, поэтому женщина называет ее морокой и обузой.

В стихах второй части молодость предстает в другом облике. Лирическая героиня жалеет, что приходится отпускать молодые годы. Заметно, что ей не хочется «из ласточек – в колдуньи». Женщине хочется, чтобы прощание длилось, как можно дольше. Она просит молодость: «Постоим с тобой на ветру!». Ветер в этом контексте – символ жизненных невзгод.

Во второй части лирическая героиня позволяет себе признаться, что успела пошалить вместе со своей молодостью. Теперь счастливое время она называет золотом, янтарем. Цветаева создает оригинальные символы юности – малиновую юбку и лазоревую шаль. Потанцевав с молодостью напоследок, женщина отпускает ее к другим.

Композиция

В разборе этого стихотворения важно обратить особое внимание на композицию. Произведение построено на контрасте. По смыслу оно делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены. Части стихотворения отличаются настроением.

Жанр произведения – элегия, так как в монологе лирической героини чувствуется грусть и разочарование. Также в стихотворении есть признаки послания: обращение женщины к молодости. Стихотворный размер – пятистопный хорей. В первой части М. Цветаева использовала перекрестную рифмовку АВАВ, а во второй – параллельную ААВВ. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В стихотворении М. Цветаевой много тропов. Они позволили поэтессе создать неповторимые образы, передать внутреннее состояние лирической героини.

В тексте есть метафоры: «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой»; эпитеты – «воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка», сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником с тобой прощаюсь» и оксюморон: «моя чужая».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: