Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие - ABCD42.RU

Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».

Олицетворения – «пойдёт строчить трава», «воды зайдут низинами».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стих «Снега потемнеют синие», написанный Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорогого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвящённых Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нём автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдёт, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда « листву прошивая старую, пойдёт строчить трава », является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передаёт идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесёт с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.
При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Это лирическое стихотворение. Произведение, в котором сквозь призму чувств лирического героя очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна.

Средства выразительности

Для описания всего очарования весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры ( «свежесть поры любой», «сырая ночь» ), эпитеты (« синие», «ольховая», «недвижимая »), олицетворения (« пойдёт строчить трава», «воды зайдут низинами »).

«Снега потемнеют синие» анализ стихотворения Твардовского по плану кратко – тема, идея, эпитеты, метафоры

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов. И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».

Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами».

История создания

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стихотворение «Снега потемнеют синие», написанное Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвященных Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие». В нем автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдет, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдет строчить трава», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передает идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиция

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесет с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времен года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.

Произведение, в котором очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна, относится к жанру пейзажной лирики.

При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Средства выразительности

Для описания всего очарования всех весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

Читайте также  Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом

В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая»), олицетворения («пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами»).

Стихотворение и анализ «Снега потемнеют синие…»

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся

И разом – в сырой ночи

В поход отовсюду ринутся,

Из русел выбив ручьи.

Земля обвянет едва,

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая

Из детских лет донесенная,

Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Краткое содержание

С. Шаталов. Снег тает. 2018

В произведении описывается наступление весны. Лирический герой повествует о том, как весна вступает в свои права: мы наблюдаем за прозрачным лесом, пробуждением ручья и трав, стремящихся пробиться сквозь толщу сонной, ещё промозглой от зимнего холода земли.

Лирический герой повествует о наступлении весны, как о невероятно активном и динамичном процессе. Читая о приходе весенней поры, читатели словно играют в домино, ставя один элемент за другим, в результате получая общую картину оживления окружающего мира.

Всё происходит невероятно быстро, но при этом поступательно: сначала темнеют снежные сугробы, затем они становятся влажными, превращаясь в воду, восходящую от низин. Эти воды лирический герой описывает эпитетом «недвижимая гладь»: всю зиму они скованны льдом, который по весне тает, превращаясь в движущуюся воду, что заполняет собой ручейки, исходящие из русел.

Снежная земля, по мнению героя, является подобием «одеяла», сквозь которое проступает новый узор весны. Природа – это талантливый творец, который с каждым новым своим преображением, предлагает миру нечто абсолютно новое и невероятное, подобное тому, как предлагаются разнообразные по узору снежинки. Начав с повествования об изменениях в природе, лирический герой переносит вектор своего внимания на внутренний мир человека, напрямую связанный с переменами окружающего мира. К примеру, «ольховая пыльца » превращается в память о детских годах героя.

Затем происходит ещё более глубинное погружение во внутренний мир: герой анализирует личные переживания, возникающие в процессе наблюдения за приходом весны. Он связывает первое весеннее тепло со свежестью, но, при этом отмечает, что каждая пора года, которая «была да канула», остаётся в сердце навсегда в виде эмоциональных картинок, скрытых в глубинах памяти.

Можно сделать вывод о том, что Твардовский в данном произведении повествует не только о весне, но, прежде всего, о свежести любого времени года. Более всего поэта интересует лёгкое ощущение скорых перемен, которое всегда возникает в человеческой душе в период межсезонья.

История создания

Произведение было написано Твардовским в зрелом возрасте, когда автор уже перешагнул свой 55-ти летний рубеж жизни. Стихотворение увидело свет в 1965 г. В момент написания произведения Твардовский занимал пост главного редактора журнала «Новый мир». Поэту удалось собрать вокруг себя немало талантливых писателей, желающих открыто высказаться о страшных временах сталинских репрессий, о волнующих событиях настоящего времени.

Год написания произведения оказался невероятно трагическим для Твардовского. Он принёс поэту большое горе: внезапно уходит из жизни мать Мария Митрофановна, а следом родной брат, с которым были непростые отношения, смертельно заболевает.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жару пейзажно-философской лирики. В нём автор повествует о природе, готовой освободиться из плена долгого зимнего сна. Вместе с природой пробуждаются от зимней «спячки» и люди: проявляют активность, начинают строить жизненные планы.

Стихотворение написано в рамках литературного направления «реализм». Твардовский описывает читателям реальные преображения в природе, происходящие на пороге весны. Поэтический размер – амфибрахий. Стихотворные строки связываются между собой перекрёстной рифмовкой.

Композиция

Композиционное «здание» произведения можно разделить с условной точки зрения на две семантических части:

  1. Первая часть – романтический герой находится в предвкушении скорого прихода весеннего тепла. Он рисует перед читателями оптимистичную и яркую картину ожидаемых перемен, которые случатся с приходом весны.
  2. Вторая часть – романтический герой проводит сопоставление природных перемен с неизменным течением жизни. Смену времён года он отождествляет с естественным ходом человеческой жизни, когда новое поколение сменяет «стариков».

Образы и символы

Произведение может похвастаться богатой образной палитрой, талантливо созданной Твардовским:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Картины наступающей весны мы видим глазами романтического героя. Вместе с ним чувствуем и переживаем всё, что смогли заметить в природе. Герой проводит сравнение весны с особыми боевыми действиями, не имеющими под собой ничего пугающего и грозного. Героя ни на минуту не отпускает волнующая тема войны даже в рамках мирного стихотворения. Описывая уход зимы, лирический герой провозглашает, что победа будет за весной;
  • образ «синих снегов» – центральный. Словосочетание «синие снега» представляет собой яркий поэтический эпитет. Снега синонимичны воде, а вода является одним из главных образов произведения. Лирический герой повествует о картине уходящей зимы со всеми сопутствующими этому процессу «прелестями»: с талой водой, жухлыми снегами, чернеющей из-под снега землёй. Межсезонье бодрит героя, вдохновляя на новые начинания. Он замечает любую мелочь окружающего мира в момент, когда тают «синие снега». Эти снега символизируют надежду на скорое преобразование, слом старых устоев, обновлённое завтра;
  • образ весны – центральный. Данный образ на протяжении веков вдохновлял поэтов и писателей, выступая символом радости, счастья, светлых перемен в судьбе. Лирический герой заботливо повествует читателям обо всех изменениях, происходящих в природе в связи с уходом зимы. Особенно впечатляет ключевой момент встречи двух заклятых «подруг» – весны и зимы. Лирический герой описывает это так: «листву прошивая старую, пойдёт строчить трава». Данное описание относится не только к весне, но и к человеческой жизни в целом: в нём передаётся мысль о преемственности поколений;
  • образ человеческой жизни – аналогично тому, как зимнее время года, уходя, уступает место весне, так же зрелость уступает дорогу юности. В этой исторической последовательности заключён смысл человеческой жизни. «Старики», по мнению романтического героя, уходят, как когда-то ушли десятки поколений их предков. Воспоминание о человеке, как и воспоминание о временах года, остаётся в памяти «новых» поколений.

Темы и настроение

Твардовский в произведении поднимает тему природы, которая с наступление весны готова сбросить с себя тяжёлые «оковы» зимы и раскрыться навстречу первым тёплым дням. Автор описывает перемены, происходящие в живой природе в связи с наступлением весенних дней. Точно такие же перемены свойственны и человеческой душе, открытой солнечному свету и теплу. Настроенческий пафос произведения радостный, максимально оптимистичный. Читатели ощущают чувство надежды на скорые позитивные перемены не только в окружающем мире, но и в жизни в целом.

Основная идея

Главная идея произведения заключается в следующем утверждении: необходимо бережно относиться к каждому мгновению своего существования, радоваться любой малости, так как всё в мире быстротечно. Если в природе сменяемость сезонов – это цикличный процесс, то в своей короткой жизни человек может лишь единожды испытать на себе все перемены, что уготованы ему вселенной. Поэтому время жизни, отпущенное судьбой, следует воспринимать как высшую драгоценность.

Средства выразительности

С целью описания многочисленных перемен, происходящих в природе в связи с уходом зимы, автор использует следующую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «недвижимая», «ольховая», «синие»;
  • метафоры – «сырая ночь», «свежесть поры любой»;
  • олицетворения – «воды зайдут низинами», «пойдёт строчить трава».

Анализ стихотворения Снега потемнеют синие Твардовского

Стихотворение Твардовского Снега потемнеют синие описывает приход весны, оно рассказывает о том, как воды приходят в движение и начинают свой путь через прозрачный лес, пробуждая ручьи и травы, которые взойдут сквозь еще сонную зимнюю землю.

Поэт описывает непрерывную динамику, которая подобна движению этих конструкций, создаваемых из костяшек домино, когда элементы ставят друг за другом и каждый ведет к движению другого. В итоге стартовая костяшка домино захватывает движением все остальные.

Также выглядит тут весна. Сначала немного темнеют снега, они становятся влажными, они превращаются в воду, которая восходит от низин. Эти воды описываются как прикидывающиеся гладью недвижимой, то есть льдом, который по мановению природы становится движущейся водой и заполняет собой ручьи, выходящие из русел.

Сравнения, которые использует в этих строках субъект речи, являются весьма интересными, к примеру, трава тут выступает как новые нитки или нечто подобное на полотне земли. В свою очередь земля зимы является чем-то наподобие одеяла, которое прошивается, через которое возникают новые строчки, новый узор. Природа выступает тут как творец, который с каждым новым своим преобразованием предлагает нечто новое и удивительное, подобно тому как всегда предлагаются разные снежинки.

Начиная описанием природы, поэт переходит к внутреннему миру, с которым связаны внешние преобразования и который сам связан с этими внешними преобразованиями и отражает действительность. Ольховая пыльца оказывается воспоминанием детства, которое легко касается лица подобно тени.

Читайте также  Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Далее субъект речи погружается глубже во внутренний мир, рассматривая собственные чувства, которые возникают в процесс наблюдения за началом весны. Он связывает эту пору со свежестью, но не указывает только на весну, а говорит о преобразованиях вообще. Каждая пора года «была да канула», но в действительности всегда остается во внутреннем мире и является его частью, пусть и не всегда активной, не всегда, скажем так, актуализированной в сознании.

Таким образом, Твардовский описывает не только весну, но и «свежесть поры любой» — легкое ощущение перемен, которые являются непрестанными. Только стоит к чему-то привыкнуть как природа и дальше продолжает собственный ход, отражаясь во внутреннем мире человека.

Человек отражает в себе внешний мир, но мир этот регулярно повторяется, годовой цикл представляет собой череду смен разной погоды и условий. Со временем человек не просто привыкает, но и становится частью этого цикла, неизменная круговерть вращается в нем самом, как календарь вращается вовне.

Вариант 2

Круговерть этого мира на самом деле не всегда осознается в полной степени людьми. Казалось бы, не существует ничего более простого, чем понять, как люди появляются на Свет и уходят, как сменяются эпохи и как простые и не совсем движения души выливаются в различные действия и намерения. Тем не менее, даже смена времен года зачастую заставляет удивляться.

Утверждение может казаться чрезмерным, но к примеру в России давно стала притчей во языцех подготовка коммунальных служб к зиме. Отсутствие таковой говорит не просто о безалаберности, но о тотальном не понимании элементарных фактов и механизмов этого мира.

Поэтому, когда мы читаем стихотворение Снега потемнеют синие Твардовского о весне, то можем поразмыслить, как очередной поэт начинает снова восхищаться тем как из трава начнет прорастать сквозь прошлогоднюю листву, как из русел выйдут ручьи. Возможно, даже удастся ощутить запах весны, почувствовать эту потенцию к обновлению мира. Тем не менее, в этом действительно ничего нового и не совсем понятно для чего поэт заводит эту песню, которую пели из века в век.

На мой взгляд, Твардовский подводит читателя к основной мысли, которая является завершающей и наиболее значимой во всем стихотворении. Сначала он действительно пишет весну, как «воды зайдут низинами», как «пойдет строчить трава». Такое описание создано для того чтобы передать весенний дух новизны, чего-то светлого и искренне детского.

Не зря поэт использует образ ольховой пыльцы донесенной именно из детства. Тем не менее, основное заключается именно в самом завершении, в словах «есть и будет с тобой». Эти слова дают надежду, позволяют действительно понять ценность метафизической весны, которая может присутствовать в душе, не зависимо от внешних обстоятельств.

Этот образ вечной весны на самом деле обладает огромной внутренней силой и позволяет не только понять, но и в каком-то смысле превзойти круговерть бытия. Внешне весна действительно «была и канула» и, как писал другой классик, «повторится все как в старь». Только вот, если существует понимание внутренней весны, которая никуда не исчезает, то подобное становится чем-то действительно заслуживающим отдельного стихотворения.

Анализ стихотворения Снега потемнеют синие по плану

Снега потемнеют синие

Возможно вам будет интересно

Произведение посвящено расставанию влюбленный, но, при этом, оно проникнуто теплыми чувствами. Стихотворение написано по поводу чувств между автором и поэтессой Миррой Лохвицкой.

Некрасов в мае 1864 года вынужден отправиться за границу, его поездка была около трех месяцев, на протяжении которых он находился в Париже. Произведение «Возвращение» было написано Николаем Алексеевичем на момент приезда в родную страну.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать

Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение

Анализ произведение снега потемнеют синие

u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 u00abu0421u043du0435u0433u0430 u043fu043eu0442u0435u043cu043du0435u044eu0442 u0441u0438u043du0438u0435u2026u00bb u043fu0435u0440u0435u0434 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0435u043c u0440u0430u0437u0432u043eu0440u0430u0447u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u043au0430u0440u0442u0438u043du0430 u0443u0445u043eu0434u044fu0449u0435u0439 u0437u0438u043cu044b, u043au043eu0433u0434u0430

u0421u043du0435u0433u0430 u043fu043eu0442u0435u043cu043du0435u044eu0442 u0441u0438u043du0438u0435

u0412u0434u043eu043bu044c u0437u0430u0433u043eu0440u043eu0434u043du044bu0445 u0434u043eu0440u043eu0433,

u0418 u0432u043eu0434u044b u0437u0430u0439u0434u0443u0442 u043du0438u0437u0438u043du0430u043cu0438

u0412 u043fu0440u043eu0437u0440u0430u0447u043du044bu0439 u0435u0449u0435 u043bu0435u0441u043eu043au2026

u041du0430u0441u0442u0443u043fu0430u044eu0449u0430u044fn u0432u0435u0441u043du0430 u0441u0432u044fu0437u0430u043du0430 u0432 u0441u043eu0437u043du0430u043du0438u0438 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u0441 u0431u0443u0440u043du044bu043cu0438 u0440u0443u0447u044cu044fu043cu0438, u0441u043eu043du043du043eu0439, nu0442u0430u043bu043eu0439 u0437u0435u043cu043bu0435u0439, u0441 u043du0435u0436u043du043eu0439 u043eu043bu044cu0445u043eu0432u043eu0439 u043fu044bu043bu044cu0446u043eu0439. u0417u0430u0440u043eu0436u0434u0430u044eu0449u0430u044fu0441u044f u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435 u0436u0438u0437u043du044c nu0440u0430u043du043du0435u0439 u0432u0435u0441u043du043eu0439 u0430u0441u0441u043eu0446u0438u0438u0440u0443u0435u0442u0441u044f u0443 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u0441 u0434u0435u0442u0441u043au0438u043cu0438 nu0432u043eu0441u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u044fu043cu0438. u041au0440u0443u0433u043eu0432u043eu0440u043eu0442 u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435 u0432u0441u0435u043bu044fu0435u0442 u043eu043fu0442u0438u043cu0438u0437u043c:

u0418 u0441u0435u0440u0434u0446u0435 u043fu043eu0447u0443u0435u0442 u0437u0430u043du043eu0432u043e,

u0427u0442u043e u0441u0432u0435u0436u0435u0441u0442u044c u043fu043eu0440u044b u043bu044eu0431u043eu0439

u041du0435 u0442u043eu043bu044cu043au043e u0431u044bu043bu0430 u0434u0430 u043au0430u043du0443u043bu0430,

u0410 u0435u0441u0442u044c u0438 u0431u0443u0434u0435u0442 u0441 u0442u043eu0431u043eu0439.

u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439n u0433u0435u0440u043eu0439 u043du0430u0431u043bu044eu0434u0430u0435u0442 u0437u0430 u0438u0437u043cu0435u043du0435u043du0438u044fu043cu0438, u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u044fu0449u0438u043cu0438 u0432 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0435. u0418u0441u043fu043eu043bu044cu0437u0443u0435u043cu044bu0435 nu043eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u00abu0441u043du0435u0433u0430 u043fu043eu0442u0435u043cu043du0435u044eu0442u00bb, u00abu0432u043eu0434u044b u0437u0430u0439u0434u0443u0442 u043du0438u0437u0438u043du0430u043cu0438u00bb, u00abu0432 u043fu043eu0445u043eu0434u2026 nu0440u0438u043du0443u0442u0441u044f u0440u0443u0447u044cu0438u00bb, u00abu043fu043eu0439u0434u0435u0442 u0441u0442u0440u043eu0447u0438u0442u044c u0442u0440u0430u0432u0430u00bb u0434u0435u043bu0430u044eu0442 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du043du0443u044e u043au0430u0440u0442u0438u043du0443 nu0436u0438u0432u043eu0439, u043eu0434u0443u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du043du043eu0439. u041fu043eu044du0442 u0443u043fu043eu0442u0440u0435u0431u043bu044fu0435u0442 u0432 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438 u044du043fu0438u0442u0435u0442u044b u0438 nu043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u0441u043eu0437u0434u0430u044eu0442 u043du0435u043fu043eu0432u0442u043eu0440u0438u043cu043eu0441u0442u044c u0445u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0439 u043au0430u0440u0442u0438u043du044b: nu00abu043fu0440u043eu0437u0440u0430u0447u043du044bu0439 u0435u0449u0435 u043bu0435u0441u043eu043au00bb, u00abu0432 u0441u044bu0440u043eu0439 u043du043eu0447u0438u00bb, u00abu0438u0437 u0440u0443u0441u0435u043b u0432u044bu0431u0438u0432 u0440u0443u0447u044cu0438u00bb, u00abu043bu0438u0441u0442u0432u0443 nu043fu0440u043eu0448u0438u0432u0430u044f u0441u0442u0430u0440u0443u044eu00bb, u00abu043du0435u0436u043du043e-u0437u0435u043bu0435u043du0430u044f u043eu043bu044cu0445u043eu0432u0430u044f u043fu044bu043bu044cu0446u0430u00bb.

u0418u0442u0430u043a, nu0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u0410.u0422. u0422u0432u0430u0440u0434u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e u00abu0421u043du0435u0433u0430 u043fu043eu0442u0435u043cu043du0435u044eu0442 u0441u0438u043du0438u0435u2026u00bb u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0435u0442 nu0440u0430u0434u043eu0441u0442u044c u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u0433u0435u0440u043eu044f u043eu0442 u043fu0440u0435u0434u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0439 u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0438 u0441 u0432u0435u0441u043du043eu0439.
«>]» data-test=»answer-box-list»>

«А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»»
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери — людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры/» , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения «Снега потемнеют синие» стр. 151

Беседа по вопросам

1. Какова тема стихотворения?

2. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?

3. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

4. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

5. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они создают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения «Июль — макушка лета» стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть.

Читайте также  Анализ эффективности инвестиционного проекта строительства жилого дома в г. Волгограде

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] — присутствует ассонанс. Ассонанс — это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л’], передающие «звонкость» лета и звонкость голосов птиц, животных и людей. Лето — счастливая пора. Созвучие согласных звуков — это аллитерация.

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

6. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

7. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение? середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнью

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

3. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Скачать:

Вложение Размер
novyy_dokument_24.docx 147.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА No15 г. КРАСНОГОРСКА

Урок по литературе в 7 классе

» А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» »

Подготовила: Петрова Елена Михайловна

2016-2017 уч. год

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию

Личность писателя познается через его творчество, а основополагающим началом личности является отношение человека к тем местам, где он родился и вырос. А.Т. Твардовский пронёс свою любовь к родному краю, к своим истокам через всю жизнь, не забывая о нём ни в годы радости, ни в годину бед и разлук. Образ малой родины зримо присутствует во многих его произведениях.

Чтение статьи учебника стр. 148-149 (отрывок из автобиографии поэта)

Итак, поэт родился на хуторе Загорье Починковского района Смоленской области 21(8) июня 1910 года в семье сельского кузнеца, как известно, кузнецы были всегда самыми нужными и уважаемыми людьми на селе. По линии отца предки Твардовского были земледельцами, кузнецами, по линии матери — людьми военными, владели поместьями, разорялись, становились однодворцами. Загорье и Починок, речка Лучеса, Борки – эти названия являются составляющими малой родины Твардовского. Дом, в котором родился поэт, не сохранился до наших дней. Годы репрессий и войны стерли с лица земли Загорье. Осенью 1943 года Твардовский вместе с частями 32-й кавалерийской дивизии оказался около родного хутора и был потрясен увиденным: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек – все занесено дурной, высокой, как конопля, травой, что обычно растет на пепелищах. Не нашел вообще ни одной приметы того клочка земли, который, закрыв глаза, могу представить себе до пятнышка, с которым связано все лучшее, что есть во мне». (Но не всем известно, что хутор погиб не в войну, а значительно раньше, когда семья Твардовских была выселена оттуда в Зауралье.)

Сейчас на этом месте располагается музей «Хутор Загорье».

Твардовский вошёл в историю русской литературы, прежде всего, как автор поэмы «Василий Тёркин» и как редактор журнала «Новый мир». Во время ВОВ был военным корреспондентом. Лауреат множества премий, орденоносец.

Одна из главных тем лирики А.Т. Твардовского – тема «поры / » , которая отмечает вечные законы изменений жизни природы- смену времён года. Познакомимся со стихотворениями Твардовского «Снега потемнеют синие…» «Июль- макушка лета» «На дне моей жизни…»

Чтение стихотворения «Снега потемнеют синие» стр. 151

Беседа по вопросам

  1. Какова тема стихотворения?
  1. Какой приём использует поэт: воды зайдут, прикинутся, ринутся?
  1. Как влияет весна на поэта?

Бодрит, волнует, наполняет жизнью, радует сердце.

  1. Назвите художественные средства.

Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву.

Эпитеты: снега синие, загородных дорог, прозрачный еще лесок, в сырой ночи, сонная земля, талая земля, старая листва, нежно-зеленая ольховая пыльца

  1. Для чего автор использует данные художественные средства?

Они с оздают неповторимость художественной картины

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Чтение стихотворения «Июль — макушка лета» стр. 152

1. какова тема стихотворения?

тема природы, лета, которое пошло на убыль.

2. Какие приметы, детали говорят о близком конце лета?

(Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

3. Какое настроение вызывает стихотворение?

Лёгкую грусть, размышление о неотвратимости конца лета, перехода в осень. В каждом времени года — своя прелесть.

4. В текста часто повторяются звуки [a], [э], [и] — присутствует ассонанс. Ассонанс — это повторение гласных звуков в строках стихотворения. Также довольно частотны звуки [л] и [л’], передающие «звонкость» лета и звонкость голосов птиц, животных и людей. Лето — счастливая пора. Созвучие согласных звуков — это аллитерация.

Дневного света, скрытнейшей из примет, прощальный свой привет, липового цвета

  1. Найдите метафоры

Убыль света (т.е. световой день становится короче), макушка лета (середина лета)

  1. Какую картину мы рисуем перед собой, прослушав стихотворение?

середины лета, когда природа живёт пол­ной жизнь ю

8.Стихотворение А. Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета») , время («дневного убыль света») , лесная птица («отстукала кукушка» ) и цветущее дерево («с липового цвета») . И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай» , он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет»

Стихотворение «На дне моей жизни…» Твардовский написал, когда ему было 57 лет. Чтение стихотворения «На дне моей жизни…» стр. 153

Беседа по вопросам.

  1. В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)
  2. Каково желание автора?

(Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

  1. Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

д/з выучить одно из стихотворений А. Т. Твардовского наизусть

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: