Анализ взаимосвязи философии и науки - ABCD42.RU

Анализ взаимосвязи философии и науки

Взаимосвязь философии и науки.

ВОПРОС 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Философия и наука.

Решение проблемы «наука ли философия?» зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.

Во-вторых, и на «верхних этажах» науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука — это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать[1].

Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии «коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил»[2]. Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь «из чувства вежливости».

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у нее появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика – область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика – это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики)[3].

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, «измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа»[4]. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что «философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной».

Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, «гносеологические уроки») она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.

Взаимосвязь философии и науки.

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), «растворив» ее в других формах общественного сознания[5].

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука («наука наук»). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[6].

Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.

Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы «достраивает» науку до человека[7].

Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.

Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР.

Медицинские интернет-конференции

Языки

  • Русский
  • English
  • КОНФЕРЕНЦИИ
  • ЖУРНАЛ
  • АВТОРАМ
  • ОПЛАТА
  • ЧаВО (FAQ)
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ

Взаимосвязь философии с развитием науки

  • Гуманитарные науки |
  • Философия

Резюме

Взаимосвязь философии и науки в их историческом развитии

Научный руководитель: асс. Чебан А.Г.

ГБОУ ВПО СаратовскийГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ

Кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Ключевые слова

Статья

Я еще в школе усвоил, что

нельзя выдумать ничего столь

оригинального и маловероятного,

что не было бы уже высказано

кем-либо из философов.

Р. Декарт

Человек еще на рассвете цивилизации стремился понять природу окружающего мира. Чтобы понять и объяснить суть вещей и процессов окружающих его, он использовал мифы, религию, науку и философию. Так как последние две сферы познавательной культуры являются рациональными способами постижения и освоения мира, между ними существует много общих признаков. В связи с этим представляется важным рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и науки.

Проблема отношения философии и науки довольно неоднозначная. С одной стороны, они имеют общее основание — стремление человека познать все сущее. С другой стороны, с развитием современной науки, ученые стали считать философию анахронизмом. По мнению многих из них философия была бесконечным и безрезультатным вопрошанием о сущности мира в целом, наука же, задавая природе конкретные вопросы, стала обращаться к исследованию конкретных фактов и в результате дала множество результатов в виде открытий и изобретений, которые принесли практическую пользу человечеству. Однако именно по этой причине наука сегодня становится все ближе к философии, так как с каждым новым открытием возникает все больше вопросов, на которые все сложнее получить ответы и тут наука вынуждена обращаться к философской рефлексии. Сегодня наука заимствует у философии не только вдохновение, а также и новые модели для описания действительности.

Наиболее явно это взаимодействие наблюдается в ХХ веке, когда накопившиеся разногласия переходят в противостояние между сциентизмом и антисциентизмом. А. Эйнштейн говорил: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [1, C.248]. А вот как Н. Бор видел значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся самые первичные понятия, и выявить область их применимости» [2, C. 139]

Философия и наука рождаются фактически одновременно, это происходит в Древней Греции в конце VI в. – начале V века до н.э. Это происходит в связи с переходом греков с рецепторного знания на теоретическое. Но долгое время они существуют в одной форме – научно-философском знании или, по-гречески, – «эпистеме». Особенностью этой «эпистемы» является то, что оно носило спекулятивный характер, т.е. опора делалась на логику. Это продолжалось до XVII века, после чего единое философско-научное знание разделяется, так как в Европе начинает господствовать опытно-экспериментальное знания, которое и представляет собой наше современное научное знание.

Философия подталкивает науку к развитию, особым образом воздействуя на ученого. Обдумывая вечные вопросы, ученый открывает обыденную ситуацию, с новых, неизвестных ранее сторон. Философия подталкивает к познанию мира, учит человека удивляться, позволяет выходить за границы своего обыденного мышления, способствуя прогрессу.

Словно мыслительная машина, философия вырабатывает принципы и методы познания, которые используются в различных науках. Г. В.Ф Гегель считал: «Философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они вынуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [3, C. 98].

Читайте также  Анализ стихотворения Тютчева Последний катаклизм

Проблемы, поставленные философией, рассматриваются наукой спустя какое-то время. Таким образом, философия стимулирует развитие науки, что приводит, как правило, к прогрессу в философии. Ф. Энгельс считал, что с каждым открывающим новую эпоху открытием, материализм меняет свою форму. Философия является не только «поставщиком» вопросов, но и порой вносит неоценимый вклад в науку, достаточно вспомнить идеи атомизма Демокрита. Тем не менее, как отмечает В. П. Кохановский: «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения какое он придает основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» [4, C. 195].

Таким образом, можно констатировать, что взаимосвязь науки и философии прослеживается, на протяжении всей истории – от античности до современности. Однако на каждом историческом этапе меняются характер, цели и задачи этих форм знания, и, следовательно, меняется специфика их взаимодействия. Ученые всегда ощущали острую необходимость в философском осмыслении предмета своей науки, особенно в критические моменты её развития, так как философия ставит вопрос о самих предпосылках нашего мышления объекта. Современная наука, в свою очередь, совершая множество открытий и трансформируя реальность, заставляет и философов по-новому задать вопрос о предпосылках философии, ее месте и цели в мире.

Литература

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: учебник/ П.В Алексеев, А.В Панин; МГУ. – 4-eизд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012.

2. Бор Н. Квантовая физика и философия / Н.Бор// Атомная физика и человеческое познание. – М. 1961

3. Гегель Г.В.Ф Наука логики / Г.В.Ф Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред. Г.В Гегеля – М.: «Мысль», 1974. – Т.1.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. М., 1999.

Анализ взаимосвязи философии и науки

Министерство образования РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

История и философия науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Аспирант: Шевченко И.Г.

Преподаватель: проф. Назаров И.В.

философия методология наука

1. Основные исторические типы отношения философии и науки

2. Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи

3. Опосредованная проверяемость философских знаний

4. Философия и методология науки

5. Философия и мировоззрение ученого

Список использованной литературы

Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека. Прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Взаимоотношения между философами и учеными ещё достаточно напряжены, хотя обе стороны пытаются найти одну и ту же истину. При этом многочисленные предрассудки осложняют деловую дискуссию. Без сомнения решающим аргументом этой дискуссии между учёными и философами является отсутствие конкретной пользы в философских рассуждениях. В то время как естественники с гордостью указывают на возможности применения результатов их исследований и на огромное влияние их на современную жизнь, философы не претендуют на бросающиеся в глаза результаты.

Как раз этот момент требует сегодня переосмысления. С недавних пор, как на Западе, так и в России отошло в прошлое позитивное рассмотрение наук. Научное развитие, воспринимавшееся на протяжении столетий как прогресс в росте качества жизни и просвещённом овладении бытием, сегодня часто рассматривается и как угроза для человечества.

В данном реферате сопоставлены философия и наука, рассмотрены основные исторические типы отношения философии и науки. Работа демонстрирует сложность их взаимосвязи. Показана специфика философской методологии науки с рассмотрением концепций науки наиболее видных представителей пост позитивизма.

1. Основные исторические типы отношения философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно – это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Значение науки понималось уже в глубокой древности, и в разные периоды истории её роль была неодинакова. Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний.

Философия в широком смысле может быть определена как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных ориентирах бытия человека в мире. В более узком, конкретном смысле философия – отрасль знания, занимающаяся анализом состояния частных наук и обобщением их на более высоком уровне, а так же осмыслением сущности и этических рамок научных достижений. Все компоненты, стороны философской деятельности не являются абсолютными, не изменяющимися, вечными. Наиболее существенные изменения они претерпевают при смене исторических типов мировоззрения.

В соотношении философии и науки различают три основных исторических периода и три типа соотношений.

В первом историческом периоде было первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся натурфилософией и обращённое к самым различным предметам. Наряду с данными конкретных наблюдений, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщённые размышления людей о мире, о себе и об обществе. Первичное знание заключало в себе одновременно про науку и про философию. Но уже в то время Аристотель в «Метафизике» отмечал, что в отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области знания, мудрость (или философию) необходимо отнести к науке, исследующей первые начала и причины. Аристотель различал науки по степени строгости, определял их соподчинённость и ставил философию во главе их всех.

Во втором периоде произошла специализация знаний, формирование конкретных наук, их отделение от натурфилософии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, её разграничение с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII – XVIII вв.

В течение первых двух периодов знание носило, в основном, опытный, описательный характер. Обобщение, выявление общих закономерностей попадало на долю философии. Недостаток знания дополнялся весьма умозрительными концепциями и домыслами, которые как бы стояли над фактами и привносились в науку извне. Односторонне используя метод дедукции, объясняя конкретные свойства объектов при помощи общих принципов, сторонники натурфилософии пытались решить такие проблемы, которые требуют специального изучения. Энгельс отмечал, что натурфилософия заменяла «неизвестные ещё действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора» /7, с. 525/.

В третьем периоде происходит формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция и синтез. Многие теоретические задачи, которые решались до этого лишь в умозрительной философской форме, наука стала решать сама. Становится ясно, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки а вместе с наукой. Причем с развитием науки, с её бурным прогрессом потребность в союзе с философией возрастает.

Исследование истории возникновения, логики и закономерности становления и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

Взаимосвязь философии с развитием науки Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сумер Екатерина Вадимовна, Андриуца Ольга Игоревна

В данной статье рассмотрена взаимосвязь философии с развитием науки . На основе изучения, установлено, что с развитием науки , как правило, происходит прогресс философии . На основании анализа, устанавливается, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сумер Екатерина Вадимовна, Андриуца Ольга Игоревна

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь философии с развитием науки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Сумер Екатерина Вадимовна

студент СибГАУ им. М.Ф. Решетнева г. Красноярск, РФ E-mail: ekaterina.sumer@mail.ru Андриуца Ольга Игоревна студент СибГАУ им. М.Ф. Решетнева г. Красноярск, РФ E-mail: andriutsao@mail.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С РАЗВИТИЕМ НАУКИ

В данной статье рассмотрена взаимосвязь философии с развитием науки. На основе изучения, установлено, что с развитием науки, как правило, происходит прогресс философии. На основании анализа, устанавливается, что философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Ключевые слова Философия, наука, развитие, концепции.

Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов Р. Декарт

Отношения философии и науки являются одной из интересных и неоднозначных проблем. С одной стороны, философия и наука вырастают из единого основания — человеческой потребности в истинном знании. С другой стороны, по мере развития науки, ученые начинают отказывать философии в эвристических возможностях, считая её анахронизмом, который необходимо списать на «свалку истории». Актуальность поставленной проблематики в особенности подчеркивается тем, что достигая определенного уровня развития наука сама начинает нуждаться в философской рефлексии, без которой она не в силах понять свои собственные основания и осознать перспективы развития. Современная наука на полном серьезе обращается к философскому наследию, черпая оттуда не только вдохновение, но и эвристические модели для описания действительности.

Особо острыми отношения науки и философии становятся в XX веке, когда накопившиеся противоречия выливаются в противостояние межу сциентизмом и антисциентизмом. Как замечает А. Эйнштейн «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [2, C. 248]. А вот как Н.Бор определил значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они все время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости» [5,C. 139].

Прежде чем ответить на вопрос способствует ли философия развитию науки, необходимо поразмышлять о том, как они связаны друг с другом. Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. Философия зарождается как своеобразная форма преодоления мифа. Миф преодолеваясь разделяется на два полюса. Один полюс, по нашему мнению, реализуется в рационально-

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

теоретическом постижении мира (иначе говоря — в науке), а другой полюс связан с внерациональным постижением бытия (искусство и религии). Философия возникает как интегрирующая форма сознания. С одной стороны, философия — это наука о первоосновах сущего, имеющая свою систему категорий и методов. С другой стороны, философия в качестве предмета своего изучения рассматривает не только сферу конкретно сущего (к примеру, сферу природы), но и сферу должного.

Первоначально философия и науки были едины. В античности и средневековье философию и науку и вовсе не различали. Ученый был по совместительству философом, а философ — ученым. По мере дифференциации научного знания (первоначально в рамках естествознания) и выделения специфических разделов философии, чётче обозначаются различия между философией и наукой. В результате возникает проблема общего и особенного в философии и науке.

Философия способствует развитию науки, но делает это опосредованно. Во-первых, философия способствует развитию науки непосредственно воздействуя на субъекта научного творчества — ученого. Философия представляет собой «эпоху схваченную в мысли», в которой так или иначе кристаллизуется интеллектуальный опыт человечества. Посредством рефлексии вечных вопросов ученый открывает тривиальную познавательную ситуацию с новых неизвестных сторон. Философия не только стимулирует познание, но и учит человека удивляться, позволяет выходить за границы стереотипных познавательных схем, тем самым способствуя развитию науки.

Во-вторых, основу наук нельзя найти в самих частных науках, необходима наука наук — философия. Иначе говоря, философия рефлексируя содержание науки способствует осознанию наукой своих собственных познавательных задач. Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности.

Читайте также  Анализ стихотворения Россия А. Блока.

Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Как подмечает Г. В. Ф. Гегель «философия своим развитием обязана опыту. Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они понуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [2, C.98].

Попробуем на основании существующих концепций взаимоотношения философии и науки ответить на вопрос о роли философии в развитии наук. В настоящее время сложилось несколько концепции взаимоотношения философии и науки. Первая концепция называется «метафизической», в ней философия рассматривается как высшая форма науки («философия — сама себе наука»). В системе знания Аристотеля первая философия — это метафизика, а вторая философия — физика. Р. Декарт систему человеческого знания сравнивал с деревом, где корни представлены метафизикой, ствол — физикой, а остальные ветви -частными науками. В этом контексте вопрос о том способствует ли философия развитию науки лишен смысла, поскольку философия — это основание науки, а наука — это своеобразный комментарий к философским положениям.

Вторая концепция связана с позитивизмом, в ней утверждается, что наука — это сама себе философия. Основатель позитивизма хоть и считал, что «Философия -это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт), но отводил ей место только во второй стадии человеческого развития («закон о трех стадиях»). «Долой метафизику, да здравствует физика» — вот лозунг позитивизма. О. Конт считал, что человечество в результате достижения наукой «позитивной стадии» уже не нуждается в спекулятивном философском знании. В этом случае можно утверждать, что на вопрос способствует ли философия развитию науки можно дать ответ, что в настоящее время наука уже не нуждается в покровительстве философии. Такого рода подход не является справедливым, поскольку как мы уже отметили ранее, сама по себе наука дает редуцированное, фрагментированное знание (в силу скованности своим предметом), для его интеграции необходима философия.

Третья концепция взаимоотношения философии и науки носит название «антиинтеракционизм». По

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

мысли её сторонников после выделения науки из корпуса философского знания наука развивается самостоятельно, впрочем, как и философия. Вопрос относительно того, способствует ли философия развитию науки, в таком случае является бессмысленным. Тем не менее, параллелизм развития философии и науки на наш взгляд сомнителен. Во-первых, наука всегда стремилась выйти за границы своего предмета в область метафизики, а философии, в свою очередь, не «давали покоя» выводы ученых. Во-вторых, философия и наука всегда существует в общем культурном поле, поэтому не влиять друг на друга они не могут.

Четвертая концепция взаимоотношения философии и науки, по нашему мнению, является наиболее продуктивной. Поскольку она адекватно отражает противоречивые взаимоотношения единства и борьбы между этими двумя формами общественного сознания, то называть её мы будем «диалектической». В рамках данной концепции отражается историческое и онтологическое единство, борьба философии и науки. Не смотря на единое с философией основание, наука по мере развития становится самостоятельной формой общественного сознания.

Наука обретает институциональные формы, но не утрачивает связь с философией. Философия по отношению к науки начинает выполнять методологическую и эпистемологическую функцию. Достижения науки неизбежно становятся источником для философской рефлексии. Мировоззренческие следствия тех или иных гипотез и теорий неизбежно становятся предметом перекрестной критики профессиональных философов. Тем самым достижения науки не только интегрируются в картину мира, но и открывают следствия, которые выходят за границы предметной области отдельных наук, стимулируя этим научное познание в целом.

Кроме того если под понятием «развитие» понимать необратимое качественное изменение, то роль философии в развитии науки становится более очевидной. Дело в том, что наука в процессе своей деятельности опирается на парадигму, которая выражает ключевые принципы научной рациональности. При всем при этом научная парадигма не может быть порождением частных наук, поскольку она содержит предельно общие, абстрактные (иногда аксиоматические) утверждения. Парадигма претендует на цельное знание о действительности, что неизбежно требует философских допущений.

Некоторые философские концепции легли в основании многих научных дисциплин, что способствовало получению реальных результатов. К примеру, атомистическая философия Демокрита-Левкипа долгое время служила в науке в качестве модели объясняющей множество физических и химических явлений природы. Апории Зенона, поставившие проблемы дискретного и континуального пространства по-прежнему стимулируют мышление ученых. Известный физик А. Эйнштейн утверждал, что Ф.М. Достоевский на него оказал большее влияние, чем математик Гаусс.

Философия стимулирует развитие науки не единовременно, а по мере того как наукой осознается важность той или иной проблемы, которая так или иначе уже поставлена философией. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки. Тем не менее, как отмечает В. П. Кохановский «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего специального знания — анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» [4, C. 195].Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин; МГУ. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2012.

2. Бор Н. Квантовая физика и философия / Н. Бор // Атомная физика и человеческое познание. — М. 1961.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Г.В.Ф. Гегель //Энциклопедия философских наук: в 3 т. Наука логики / под ред. Г.В. Гегеля — М.: «Мысль», 1974. — Т.1.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

4. Кохановский В. П.Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.

5. Эйнштейн А. Собр. научн. трудов. — М., 1966. — Т.4.

Взаимосвязь философии и науки

Абсолютизация ценности научного знания лежит в основе западной культуры. Переход на наукоемкие технологии во всех сферах общественной жизни является характерной чертой современного мира.

Важной предпосылкой современного понимания науки стала философия постпозитивизма, предметом изучения которого во второй половине ХХ века были проблемы динамики научного знания. Его представители направили свою критику против неопозитивизма, стремящегося к чистоте научного знания и игнорирующего связи науки с философией и социокультурным контекстом.

Философия и наука в своих мировоззренческих и методологических основаниях дополняют, усиливают друг друга. Взаимодействие между ними заметно в периоды научных революций, характеризующихся глубокими преобразованиями в способах научной деятельности. В своем развитии наука легитимизирует те или иные философские представления, а философия помогает прояснить принципы научного мировоззрения.

Исторические этапы развития науки.

Античная и средневековая наука (VI в. до н.э. – XV вв.) представлена разрозненными элементами: астрономией, математикой, медициной, географией, историей. В Древней Греции начали доказывать теоремы, т.е. здесь возникла идея рационального доказательства знания. Но наука в целом не является самостоятельной, развивается в рамках философского (теоретического, не направленного на практику) стиля мышления. В центре научной картины мира лежит геоцентрическая космология Аристотеля (384-322) и Птолемея (90–160).

Классическая наука (XVI – XIX вв.). Наука отделилась от философии. Это уже наука в собственном смысле слова, наука современного типа в форме экспериментально-математического естествознания. Благодаря Г.Галилею (1564-1642) утвердилась идея необходимости практического доказательства знания – «искать законы в природе, а не подгонять явления под выдуманные сущности».

Научное мировоззрение носит метафизический характер в форме механицизма. Образцом научности считается механика (1687) И.Ньютона (1643-1727). Здесь нет места для эволюции природы и случайности, которая трактовалась как критерий незнания.

Неклассическая наука. Диалектическая по своему мировоззрению. Вхождение категорий субстанции, развития и случайности в фундамент научного знания знаменует диалектико-методологическую революцию. Признается существование различных стилей научного мышления, диктуемых мировоззренческими представлениями теории относительности (СТО, 1905; ОТО, 1915), квантовой механики (1927) и синергетики (1970-е гг).

Иногда говорят о постнеклассической науке, ядром которой считается синергетика. Например, один из основоположников синергетики объявил ее «обобщением физики» [Пригожин И. От существующего к возникающему. М.: Наука, 1985. С.160]. Но синергетика дополняет, а не опровергает прежние физические представления. По словам А.И.Липкина, физическая проекция синергетики – не «обобщение квантовой механики и космологии», а еще один раздел физики, являющийся обобщением кинетической теории Больцмана [Философия науки/ под ред. А.И.Липкина, С.419].

В различных отраслях знания переход от донаучного знания к научному происходил в разное время, и был связан с осознанием идеи необходимости доказательства, обоснования знания; с определением предмета познания, соответствующих ему исходных понятий и методов; с открытием фундаментальных законов, позволяющих объяснять множество фактов; с формулированием базовых принципов, на которых создается фундаментальная теория, и т.д. В математике и астрономии такой переход совершился в античности, в физике – в XVII веке, в химии – в XVIII веке, в биологии – в XIX веке, психологии – в ХХ веке.

Выделяют три уровня научного знания: эмпирический, теоретический и методологический (метатеоретический). На методологическом уровне происходит исследование не действительности, а самого научного знания в целях его совершенствования и самопознания. К этому уровню относятся как специальные научные дисциплины (метаматематика, металогика и др.), так и философские – философия науки, методология науки, история науки, социология науки и т.д.

Методология – область науки, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.

Методология выходит за пределы философских проблем, так как решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, хотя и опирается на разрабатываемые философией мировоззренческие и общеметодологические ориентиры. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются анализ этапов научного исследования, анализ и разработка научных языков, выявление сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент), анализ различных научных подходов и т.д.

Основными методологическими средствами являются принципы и методы, между которыми не существует абсолютных границ.

Принцип (лат. первоначало) – центральная идея, задающая направление мышления.

Метод (греч. путь к чему-либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Основная функция метода – организация и регуляция познания. Истинный метод позволяет избежать ошибок, отличить истинное от ложного, обеспечивает наиболее эффективное решение проблемы.

Методологические принципы находятся в неразрывном единстве с мировоззренческими. Мировоззрение является дескриптивной (описывающей) стороной науки, а методология – прескриптивной (предписывающей). Методологические принципы представляют собой наиболее общие предписания, указывающие, как следует осуществлять познавательную и практическую деятельность.

В методологии науки выделяют следующие основные группы научных методов познания:

частнонаучные, применяемые в границах одной науки;

общенаучные (междисциплинарные), применяемые на отдельных этапах научного познания;

всеобщие (или философские), пронизывающие все области исследования и все этапы познавательного процесса.

Методы познания обусловлены природой изучаемого предмета. Поэтому метод неразрывно связан с теорией. К числу общенаучных методов относят системный, структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, информационный, синергетический и др. К общенаучным понятиям–принципам относят такие понятия, как система, элемент, структура, функция, информация, модель, вероятность, порядок, хаос, нелинейность, бифуркация и т.д.

Философские методы универсальны, но представляют собой не совокупность конкретных законов, а систему методологических принципов, невыразимых в понятиях математической логики или эксперимента. Они отвечают за общую направленность мышления и соответствуют наиболее общим фундаментальным свойствам природы. (Например, создание многих альтернативных ОТО теорий гравитации основываются на мировоззренческих, по сути, представлениях об абсолютности пространства и времени.) Всеобщие законы действуют через специфические, проявляясь в них в качестве более частных законов.

Общими философскими методами являются диалектический и метафизический. В классической науке господствовала метафизика в форме механистической методологии. В науке XX века эти философские методы были представлены в форме диалектического материализма и неопозитивизма.

Характерные принципы неопозитивистской методологии:

принцип феноменализма (субъективизма) — редукция научного знания к совокупности субъективных представлений об объекте, субъективному опыту личности;

принцип дескриптивизма (метафизики) – рассмотрение объекта как неизменного, завершенного и изолированного;

принцип эмпиризма – игнорирование теоретического уровня знания, редукция научного знания к эмпирическому уровню исследований.

Характерные принципы диалектико-материалистической методологии:

принцип объективности (материализма), означающий, что в познании необходимо идти от объекта, а не от субъекта, его представлений;

Читайте также  Анализ стихотворений «Признание» Пушкина и «Признание» Баратынского

принцип историзма (диалектики) — рассмотрение объекта как изменяющегося и взаимодействующего с другими объектами;

принцип единства теории и практики как критерия истины, способа выяснения адекватности представлений об объекте с самим объектом.

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 487 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Проблема взаимосвязи философии и науки

Цель изучения темы: Осмыслить проблему отношения науки и философии, выявить пути их взаимосвязи.

Основные вопрос темы: Сущность науки, сущность философии. Содержание проблемы взаимоотношения науки и философии. Основные концепции взаимоотношения науки и философии.

Одна из проблем философии в целом и философии науки, в частности, — это проблема отношения науки и философии. Можно отметить несколько концепций их взаимоотношений.

Исторически первой, прошедшей длительную эволюцию и представленной в различных формах, была концепция, которую называют по-разному. Иногда – метафизической (где метафизика – это «первая философия», учение о первых началах и основных принципах бытия, которое строится умозрительным путем без обращения к «земной» реальности). Здесь важны два момента – умозрительность метафизики и её доминирование по отношению к науке. Нередко эта концепция получает название – трансценденталистская. Название происходит от лат. transcendens – переступающий, выходящий за пределы. Здесь за пределы науки выходит, переступает её границы – философия.

Кратко трансценденталистская концепция может быть выражена известными формулами: «философия – наука наук» или «философия – царица наук». Сущность данной концепции состоит в следующем. Во-первых философия имеет научный статус, имеет гносеологический приоритет как более фундаментальный вид знания по сравнению с другими науками. Во-вторых, по отношению к ним философия играет руководящую роль. В-третьих, философия самодостаточна по отношению к частно-научному знанию, а оно зависит от неё.

Впервые трансценденталистская концепция была сформулирована в рамках античной культуры, её придерживались фактически все крупные философы того времени. Она выглядела как бесспорная и полностью соответствующая реальному месту науки и философии в то время. Подчинение частных наук философии существовало долгое время. Философия, в силу неразвитости наук, служила для них когнитивным резервуаром. Она поддерживала и развивала культуру рационального мышления, в рамках которых развивались научные исследования. Такая позиция имела объективные основания: 1) относительно небольшой объем научного знания; 2) отсутствие экспериментальной базы у науки, собственного языка; 3) существенная роль философии и религии в мировоззренческой и духовной атмосфере античного и средневекового общества.

Начиная с эпохи Нового времени, происходит интенсивное развитие частных наук, экспериментально-математического естествознания, утверждается дисциплинарная структура науки. Происходит становление науки как социального института, складывается новая система высшего образования. Частные науки начинают играть всё более значительную роль в развитии производительных сил общества, повышается их значимость в культуре. Ярким выражением этого процесса выступает феномен «классической науки». Основанием её становления было создание фактуальной базы науки, её математическое описание и обобщение, а не выведение научных теорий и законов из какой-либо «истинной философии». Наука всё больше осознавала и идентифицировала себя в качестве особого самостоятельного и относительно независимого от философии вида рационального знания. Лозунгом её стало знаменитое изречение И. Ньютона – «Физика, бойся метафизики». Главенство философии по отношению к науке не соответствовало реальной ситуации XIX века. Наука стала заявлять о своей значимости в культуре, суверенитете по отношению к философии.

В сознании ученых всё больше утверждалось недовольство руководящей и поучающей позицией философии по отношению к науке, стремление освободиться от её опеки, зависимости от неё, тормозящих развитие науки.

Наиболее яркое выражение трансценденталистская концепция получила в натурфилософии (философии природы). Натурфилософия – философско-умозрительное истолкование природы, соединенное в одно целое с естественнонаучным знанием. Натурфилософия – сплав реальных (научных) и умозрительных знаний о природе, а также и умозрительных идей философского характера, относящихся к природе. Возникновение и длительное существование натурфилософии объясняется следующими причинами: 1) отсутствие достаточных знаний о природе; 2) отсутствие, вплоть до эпохи Нового времени, развитых естественнонаучных дисциплин. В этой ситуации натурфилософия заменяла неизвестные факты и общие теоретические положения умозрительными конструкциями.

Родоначальники натурфилософии – милетские философы. В древнегреческой философии натурфилософия сливалась с естествознанием и именовалась физикой в отличие от первой философии. Фактического материала было немного и образ природы вырабатывался умозрительным путем. Постепенно в синтезе фактического (эмпирического) знания о природе и умозрительных (философских и естественнонаучных) идей относительно природных явлений и процессов уменьшался «удельный вес» философских умозрительных конструкций. Но не исчезал. Не исчезала и уверенность многих (не всех) философов в своём праве на позицию властелина, арбитра, прорицателя и т.п. по отношению к сфере естественнонаучного знания. Апогея это движение достигло в философии Гегеля («Философия природы»). В этом сочинении даны, с одной стороны, глубокие идеи философского характера, касающиеся природы (идея всеобщей эволюции природы, ее развития от простых форм организации к сложным, идея единства материи, движения, пространства и времени, идея противоречия, которое есть «корень всякого движения и жизненности», и др.). С другой стороны, Гегель ориентировался на уровень естествознания своего времени (число планет солнечной системы равно семи, пространство трёхмерно и евклидово и т.д.). Кроме того, пытался реальные проблемы естественных наук решать с помощью философских аргументов, быть судьёй в спорах ученых-естественников. Всё это дало основание великому математику К. Гауссу в одном из писем заметить своему адресату: «Почитайте Шеллинга, Гегеля и их сообщников, и у Вас волосы встанут дыбом». Ф. Энгельс, оценивал «старую» натурфилософию так: «она заменяла неизвестные ещё ей действительные связи явлений идеальными, фантастическими и замещала недостижимые факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало было также наговорено и вздора. Иначе тогда и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи … натурфилософии пришёл конец».

В 30-е гг. XIX века новая ситуация в культуре (объективный процесс роста науки; позиция ученых, дистанцирующихся от философии как науки наук) была отражена в новой, позитивистской концепции соотношения философии и науки. Сущность этой концепции была выражена словами О. Конта: «Наука – сама себе философия». Эта формула означала, что прежняя миссия философии по отношению к науке закончилась. Философия, с точки зрения Конта, и по отношению к её роли в развитии науки, и по отношению в целом к духовному миру человека, духовной жизни общества исчерпала себя. Позиция философии по отношению к науке (руководитель, наставник, арбитр, провидец и т.п.) стала не только неуместной, но и вредной. В XIX веке наука обрела свои собственные (основания): большой массив фактов, методологическая и методическая оснащенность, развитые теоретические конструкции, общественное признание, мировоззренческая значимость. Поэтому философско-умозрительным рассуждениям не место в науке.

В то же время, О. Конта, в частности, и позитивизм, в целом, нельзя называть врагом философии. Отвергается умозрительная философия (метафизика), признается право на существование философии науки (в разных её вариантах). Например: О. Конт – синтез научного знания и общая методология научного познания; А.А. Богданов – всеобщая теория организации; Р. Карнап – логический анализ языка науки, и т.д.

Дуалистическая концепция утверждает равноправие в культуре и самодостаточность как философии, так и науки, отсутствие их внутренней взаимосвязи и взаимовлияния. Развитие частных наук (особенно естествознания) и философии идёт независимо друг от друга. Сторонники дуалистической концепции – представители философии жизни, экзистенциализма и т.п. – полагают, что у философии и науки свои, специфические предметы и методы. Мир культуры разделяется надвое: естественно-научная культура (нацеленная на выполнение практических функций) и гуманитарная (имеющая цель увеличение духовного потенциала человека). Философия при этом относится к гуманитарной культуре, наряду с религией, искусством и т.д. Принципиальное для философии отношение (человек и мир) понимается как зависимое не столько от бытия, сколько от человека, его интересов и т.д. Более того, дуалистическая концепция может приводить к радикальным выводам о том, что наука может оказывать негативное влияние на философию. Так как наука приводит к подмене внутреннего опыта внешним, предметным опытом научного познания. Сосредоточенность на познании внешнего мира означает уход от познания самих себя. Гуманитарная сфера, опыт личных переживаний гораздо более значимы для философии, чем научные теории и законы. Для философии ближе язык художественной литературы, искусства в целом, где воплощается конструктивная природа человеческого сознания, его творческая свобода. Такой подход находит отражение в философской эссеистике (М. Монтень, Б. Паскаль, Ф. Бэкон – «Опыты и наставления нравственные и политические» и др.), у Августина — «Исповедь», в русской философии (В.В. Розанов и др.), в экзистенциальной философии и т.д. Это одна из форм бытия философии, один из способов её существования, который имеет право быть, но при этом существенно не исчерпывает всей философии. Дуалистическая концепция (наука чужда подлинной философии, философия ничего не может дать науке) упрощает проблему, неадекватна реальности.

Диалектическая концепция отношений философии и науки (союз философии и науки) – необходимая связь между философией и наукой и в историческом процессе, и в современности. Значение науки для философии достаточно очевидное. Влияние философии на науку – более проблематично и требует своего обоснования.

Влияние философии на науку определяется следующими факторами. Первое – зависимость от уровня научного познания (эмпирический или теоретический). На теоретическом уровне такое влияние сильнее, т.к. на этапах возникновения и обоснования теории имеет место её связь с философией. Ученые-теоретики чаще обращаются к философии. Второе – различным является влияние философии на эволюционной стадии развития науки и в период научных революций, когда происходит отказ от ранее принятых научных теорий, разработка новых теоретических оснований и их обоснование. Здесь наука становится открытой к философии. Особенно это относится к глобальным научным революциям, когда происходит смена общей картины мира. Например, научная революция в эпоху Нового времени (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон) – становление классической науки, революция в науке в конце XIX – начале ХХ вв.

Можно выделить несколько звеньев, которые обеспечивают связь философии и науки.

Первое – философские основания науки. К ним относятся онтологические основания науки – принятые в той или иной науке общие представления о картине мира, типах материальных систем, формах движения материи, законах функционирования и развития материальных объектов, и т.д. Гносеологические основания науки – представления о процессе научного познания, соотношении в нем опыта и теории, специфике истины и её критерия и т.д. Логические основания – принятые в науке правила абстрагирования, образования понятий, правила вывода и т.д. Методологические основания – принимаемые в той или иной науке положения о методах развития знания, способах его доказательства, обоснования, формах организации знания и т.д. Аксиологические (ценностные) основания – принятые утверждения о практической и научной ценности определенной дисциплины, о её месте в обществе и культуре, этике ученого и т.д.

Вторым когнитивным посредником между философией и наукой являются философские проблемы науки (философские проблемы математики, физики, биологии, лингвистики, психологии и т.д.) и в целом философия науки. Философские проблемы науки отличаются по логико-синтаксической форме от философских оснований науки (существуют не в виде утверждений, а в виде вопросов). Кроме того, они по своему составу и числу более многочисленные, относятся не только к фундаментальным характеристикам научного знания. Решение философских проблем науки требует профессионального знания как содержания определенной науки, так и профессионального владения философским знанием. Разработка этих проблем способствует развитию и философии, и науки. Большой вклад в их разработку внесли и вносят не только философы-профессионалы, но и крупные ученые, создатели новых научных направлений. Важнейшие задачи философии науки – философское осмысление науки, «вписывание» достижений науки в социально-культурный контекст эпохи, синтез философского и научного знания. В философии науки выделяются три уровня: 1) общая философия науки (наука в целом); 2) философия отдельных областей научного знания (естествознание, математика, гуманитарные науки, технические науки); 3) философия отдельных наук (математика, астрономия, социология и т.д.).

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит проблема отношения философии и науки?

2. Каково содержание основных концепций отношения философии и науки (трансценденталистская, позитивистская, дуалистическая, диалектическая)?

3. Что такое натурфилософия, в чем её сила и слабость?

4. Каковы философские основания науки?

5. В чем сущность философских проблем науки?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: