Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом - ABCD42.RU

Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом

Контент-анализ – процедура, преимущества и недостатки

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;
б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
г) длительность трансляции по радио или ТВ;
д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

К достоинствам контент-анализа можно отнести следующие характеристики:

-возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных;

-обеспечение высокой степени надежности полученных данных (возможность их перепроверки);

-допустимость осуществления отсроченного во времени анализа событий и ситуаций, в т.ч. исследования социально-психологических феноменов в историческом плане;

-обеспечение интегрального видения моделируемого объекта в многообразии его свойств;

-возможность исключить влияние исследователя на изучаемый объект (невключенность, «ненавязчивость» метода, предполагающая элиминирование «эффекта присутствия»).

Главные достоинства метода анализа документов заключаются в возможности избежать влияния исследователя на изучаемый объект и достижения сравнительно высокой степени надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для перепроверки.

Недостатками контент-анализа, таким образом,выступают:

-опасность абсолютизации его процедурной стороны;

-трудности, связанные с определением набора категорий анализа (в частности, принятие решения об отнесенности элемента содержания к той или иной категории, о введении иерархии категорий и подкатегорий анализа);

-вероятность искажающего влияния исследователя (например, по причине низкой его квалификации) на анализ текста;

-трудоемкость и громоздкость процедуры контент-анализа, требующие от исследователя большого внимания и упорства.

95) Метод обработки информации – виды и особенности применения.

Существование множества видов обработки информации связано с различными подходами к работе с ней. Однако, началом всегда являет сбор и анализ, после чего специалисты приступают к синтезу, преобразованию, формализации или комбинированию. Результаты подобной работы чаще всего выступают в форме пресс-релизов, отчетов, различных сводок и сообщений. За краткими текстами или большими статьями стоит титанический труд по обработке огромного количества информации.

Анализирование
Информация может поступать в различных видах и вариациях, однако специалист всегда знает, как правильно распределить полученные данные. Начальным этапом становится приведение всей полученной информации к единому виду для упрощения операций с ней. Для современного секретаря или журналиста это, несомненно, электронный вид текстовых документов или таблиц. Далее процесс существенно ускорится и облегчится, поскольку данные в одном виде проще анализировать и сортировать.

Синтезирование
Важным приемом обработки информации становится синтез, который подразумевает соединение и объединение данных от разных источников на основе анализа информации. При этом специалист проводит немалую работу, тщательно выбирая схожие данные, для того, чтобы подготовить сводную таблицу, пресс-релиз, увлекательную статью или лекцию. Современные виды обработки информации подразумевают тщательную серьезную работу с полученными данными. Синтезирование по сути своей является одним из самых сложных этапов, поскольку нуждается в отборе и соединение полученных данных, объединении их по тем или иным критериям для последующего анализа на этапе преобразования.

Преобразование
Одна из самых простых составляющих работы с информацией, поскольку не требует кропотливой и сложной работы аналитика. Для преобразования нужен критический и аналитический взгляд, а также немалые навыки журналиста, секретаря или писателя. Достаточно оформить и «собрать сливки» предыдущих этапов обработки для того, чтобы создать интересные статьи, пресс-релизы, обзоры, лекции, отчеты, сообщения и материалы брифингов.

96) Корреляционный анализ социологической информации, особенности применения.

Корреляционный анализ — раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц. Иначе говоря, задача метода — переход от реального большого числа признаков или причин определяющих наблюдаемую изменчивость к небольшому числу наиболее важных переменных (факторов) с минимальной потерей информации.

Все основные положения теории корреляции разрабатывались применительно к предположению о нормальном характере распределения исследуемых признаков. Поэтому, необходимо изучить форму распределения параметра, дающую возможность обосновать правомерность применения методов корреляционного анализа. Для проверки исходной предпосылки нормальности распределения необходимо в каждой группе иметь достаточно большое количество наблюдений, что на практике осуществить достаточно проблематично из-за проблем исследовательского характера. При построении корреляционных моделей все факторы должны иметь количественное выражения, иначе составить модель корреляционной зависимости не представляется возможным.

Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом (стр. 1 из 6)

по социологии

Пенза 2010

1. Природа метода опроса в социологическом исследовании

1.1 Сущность и значение метода опроса

1.2 Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

2. Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения

2.1 Возможности использования контент-анализа

2.2 Техника проведения контент-анализа

3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом

3.1 Преимущества контент-анализа

3.2 Основные недостатки контент-анализа

введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук, которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста. Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологического исследования. Особенно следует отметить значение связи контент-анализа с техникой опроса. В свою очередь техника контент-анализа может оказывать влияние на методику социологических исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники контент-анализа — это анализ открытых вопросов анкет и интервью.

Контент-анализ является одним из каналов проникновения лингвистических методов в социологическое исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания, как самих опросных листов, так и ответов респондентов, что требует использования техники контент-анализа.

Целью исследования является изучение основных преимуществ и недостатков контент-анализа по сравнению с опросом.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— рассмотреть природу метода опроса в социологическом исследовании, подробно остановившись на сущности метода опроса и его видах;

— дать характеристику контент-анализу, подробно остановившись на возможности его использования и технике проведения;

— изучить основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом;

В качестве предмета исследования выступил контент-анализ.

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

– метод сравнительного анализа;

Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

– В первой главе рассматриваются природа метода опроса в социологическом исследовании.

– Во второй главе дается характеристика контент-анализу, возможности его использования и технике проведения.

– В третьей главе изучаются основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.

Читайте также  Анализ стихотворения Тютчева Последний катаклизм

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

1. Природа метода опроса в социологическом исследовании

1.1 Сущность и значение метода опроса

Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирования) или непосредственного (интервью) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из целей и задач исследования.

Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социальной информации о состоянии общественного, группового, коллективного, индивидуального мнения, а также о фактах, событиях, оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдателю, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Опрос, в отличие от многих других методов социологических исследований, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении.

Многие считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. И в этом утверждении есть значительная доля истины. Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных данных опроса. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований.

К числу главных из них (что проверено практикой социологических исследований) можно отнести:

— наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;

— создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, проводящих его;

— тщательная подготовка социологов. Они должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса, знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы, опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов и т. д.

Соблюдение указанных требований и их значимость во многом предопределяются видами опроса. Поскольку опрос представляет собой в первую очередь общение социолога и опрашиваемого (респондента), то, в зависимости от характера этого взаимодействия, различают два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых имеет свои многочисленные разновидности. Рассмотрим их основные виды.

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего интересующих данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы.

Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений — выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) и фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые и индивидуальные интервью. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Контент-анализ в социальных исследованиях
Преимущества и недостатки контент-анализа

Контент-анализ имеет ряд преимуществ. Это очень «прозрачный» метод исследования. Схема кодирования и процедуры формирования выборки могут быть четко сформулированы, следовательно, появляется возможность для воспроизведения конкретного эксперимента и проведения дальнейших исследований. Именно эта ясность зачастую позволяет считать контент-анализ объективным методом анализа.

Он позволяет довольно легко включить в исследование элемент лонгитюдного анализа. Некоторые исследования позволяют проследить за изменением частоты встречаемости определенных единиц анализа с течением времени. Например, в своем исследовании Кабанофф и его коллеги анализировали организационные ценности с интервалом в 4 года. Аналогично, в случае судебных разбирательств по трудовому праву, в которых рассматривались случаи дискриминации по гендерному, расовому или физическому признаку, временной анализ можно было провести, сравнив отчеты о судебных разбирательствах, опубликованные в газетах в течение двух периодов времени — 1960-е и 1990-е годы. Таким образом, появляется возможность исследовать изменения в расстановке акцентов.

Контент-анализ часто называют ненавязчивым методом. Этот термин ввел Вебб и его коллеги для описания метода, предполагающего, что участники эксперимента не должны принимать во внимание присутствие исследователя. Следовательно, это не-реактивный метод. Хотя к этому утверждению все же следует относиться с некоторой опаской. Несомненно то, что когда объектом контент-анализа становятся газетные статьи или телевизионные программы, реактивный эффект отсутствует.

Газетные статьи, понятно, не пишут с мыслью о том, что когда-нибудь они будут включены в контент-анализ. Следовательно, как предполагает Гаррис, контент-анализ вторичных данных, например, газетных статей, особенно актуален в случае, если исследуются деликатные вопросы, такие, как этическое поведение. С помощью этого метода появляется возможность преодолеть тенденцию людей отрицать в себе социально нежелательные черты, а признавать только желательные. С другой стороны, если контент-анализ основывается на таких документах, как расшифровки интервью или на этнографии, то, хотя сам процесс контент-анализа и не производит реактивного эффекта, все же, этому влиянию могут подвергаться сами документы, как минимум отчасти.

Контент-анализ — это очень гибкий по своей природе метод. Его можно применять к широкому спектру разнообразных типов неструктурированной информации.

Хотя контент-анализ в социальных науках, как правило, связывают с анализом «продуктов» СМИ, он имеет более широкое применение в исследованиях менеджмента и организаций.

Недостатки контент-анализа

Как и все техники исследования, контент-анализ имеет ряд ограничений.

Контент-анализ может быть хорошим лишь настолько, насколько хороши документы, над которыми работает исследователь. Рекомендуют оценивать документы в терминах таких критериев, как: аутентичность (действительно ли речь в документе идет о том, о чем заявлено в названии документа); надежность (есть ли основания полагать, что содержание документа было искажено каким-либо образом); и репрезентативность (репрезентирует ли исследуемый документ все возможные релевантные документы, как если бы обобщаемость определенных документов, которые недоступны или больше не существуют, находилась под угрозой). Эти замечания особенно важно иметь в виду, когда контент-анализ применяют для исследования таких документов, как отчеты компаний или внутренние меморандумы.

Почти невозможно составить руководство по кодированию, которое не включало бы определенную долю интерпретацию со стороны кодировщиков. Кодировщики должны опираться на свой повседневный опыт и знания как представители их культуры, чтобы быть способными кодировать материал, с которым они сталкиваются.

Спорным остается вопрос, оправдано ли предположение о существовании согласия между людьми, ответственными за составление анализируемых документов, и людьми, их кодирующими.

Посредством контент-анализа сложно получить ответы на вопрос «почему?». Например, исследователи обнаружили, что на протяжении почти десятилетия, академически-ориентированные статьи на тему организационной культуры постепенно адаптировались и переняли подход практиков. Почему? Хотя авторы предлагают ряд гипотетических ответов на этот вопрос, сам контент-анализ не может предоставить ответ. Как утверждается, «конвергенция — принятие теоретиками более практичного подхода — могла возникнуть из-за того, что они хотели обезопасить ценные ресурсы и сохранить большую аудиторию для своих работ, но, учитывая природу данных, в равной степени возможны и другие объяснения». Следовательно, утверждают теоретики, определение мотивов этой конвергенции потребует проведения интервью с авторами работ «и исследования набора цитат с целью — выяснить, кто же и на кого повлиял».

Исследования, в которых применяют контент-анализ, часто обвиняют в том, что они атеоретичны. Несложно понять, почему мог возникнуть атеоретичный подход. Тот акцент, который в контент-анализе делают на метрике, может легко и непреднамеренно трансформироваться в акцент, который делают на том, что можно измерить, а не на том, что теоретически значимо или важно. Однако контент-анализ не обязательно атеоретичен.

Понимание языковых категорий — это важная составляющая исследований, в особенности во включенном наблюдении. Это важно потому, что знание способов употребления значения специфических слов и специфических терминов в местном жаргоне часто считают решающим фактором для оценки того, как изучаемый социальный мир воспринимают его участники.

По материалам A. Bryman, E. Bell. Business Research Methods. Oxford, 2003.

Контент-анализ при изучении рекламных и пропагандистских материалов

Все мы живем в мире информации, которая, в свою очередь, выступает сильнейшим инструментом воздействия и управления массами. Согласитесь, даже просмотр банального рекламного ролика порой заставляет задуматься: что это за товар, чем он полезен, нужен ли он мне? Притом каждый производитель стремится преподнести свою услугу или продукцию с такого ракурса, который покажет жизненную необходимость в нем, ценность и важность, пригодность для каждого, привлекая тем самым аудиторию, наращивая поток клиентов и доходность. Но так ли все безоблачно и благополучно в рекламных и пропагандистских материалах? Давайте разбираться и учиться правильно их анализировать, формулировать выводы.

Читайте также  Анализ развития Рунета

Все мы живем в мире информации, которая, в свою очередь, выступает сильнейшим инструментом воздействия и управления массами. Согласитесь, даже просмотр банального рекламного ролика порой заставляет задуматься: что это за товар, чем он полезен, нужен ли он мне? Притом каждый производитель стремится преподнести свою услугу или продукцию с такого ракурса, который покажет жизненную необходимость в нем, ценность и важность, пригодность для каждого, привлекая тем самым аудиторию, наращивая поток клиентов и доходность. Но так ли все безоблачно и благополучно в рекламных и пропагандистских материалах? Давайте разбираться и учиться правильно их анализировать, формулировать выводы.

Что такое контент-анализ?

По сути, контент – это наполнение или описание конкретного товара/услуги, позволяющее оценить достоинства и недостатки, определить общий вид и область применения, ценность и необходимость продукта для целевой аудитории. Но далеко не всегда производителям и рекламщикам, маркетологам удается грамотно и правильно предоставить характеристику объекта. Нередко встречаются преувеличенные метафоры и полное отсутствие доказательной базы. Убедиться в верности выдвигаемых утверждений позволяет контент-анализ.

Раскрываем понятие контент-анализ

Контент-анализ – это особый инструмент, позволяющий как разработать корректную рекламную стратегию, так и проанализировать подобные акции и предложения конкурентов, убедиться в правильности описанных моментов, их корректности и достоверности, убедительности. Данная методика применима в отношении рекламных и пропагандистских материалов. Также схема может быть реализуема в отношении иных проектов: студенческие работы, НИР, ВКР, диссертации, статьи, обзоры, критические обзоры и пр.

Контент-анализ основан на трех «китах»:

  • Систематичность. Данный принцип предполагает изучение всеобъемлемой информации, подчеркивающей особенности продукта, проблему, объект со всех доступных ракурсов. Здесь важно использовать проверенные данные, качественную информацию. Обработка ресурсов и их трактовка в окончательном варианте должна быть четкой, ясной, простой и понятной. Двузначность слов и мыслей, неточности, нецензурные фразы должны быть исключены.
  • Объективность и формализованность. Аналитический материал должен отражать суть и основные, интересующие аналитика и целевую аудиторию качества и моменты рекламируемого или пропагандируемого товара/действия, мероприятия. Поэтому тщательно проверяйте каждый факт, полагайтесь только на надежные и обоснованные сведения.
  • Измеримость. Оценка рекламы и различных пропагандистских трактовок должна производиться как качественно, так и количественно. Это означает что важно разбираться не только в понятиях, логике, описании, но и реальных численных значениях: сколько затрачено, сколько уже продано, как часто приобретается товар, какая доля потребителей получила ожидаемый эффект и пр. То есть для «измеримости» важны количественные данные, подчеркивающие точность применения, эффективности и пр.

Выполнение указанных постулатов позволяет понять суть предложения, констатировать сферу применения и пользу предлагаемых товаров/услуг, степень навязчивости и настойчивости производителя, уровень восприятия потребителями рекламы (оценка рекламы) и т.д.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этапы контент-анализа

Сама по себе методика контент-анализа не вызывает глобальных затруднений и сложностей в ходе реализации. Грамотно спланированная деятельность позволяет получить более объективные и ценные результаты.

Стандартная схема реализации контент-анализа рекламных и пропагандистских материалов включает в себя:

Этап №1. Постановка цели исследования и разработка ключевых вопросов.

На этой стадии аналитику предстоит определить, что он намерен анализировать (какой продукт и рекламу/пропаганду о нем), зачем ему это необходимо. Цель контент-анализа может быть различной: от разработки достойной и конкурентоспособной стратегии выхода на рынок или продвижения товара, расширение целевой аудитории, повышении объема производства и продаж и пр.

Объектом исследования может быть интересующий товар или предложения конкурентов, отдельные характеристики и пр.

Список вопросов должен затрагивать ключевые, наиболее важные моменты применения продукта и оценка эффективности рекламы:

  • Как специалисты описали услугу-продукт?
  • Какие качества описаны?
  • Соответствуют ли характеристика товара реальности?
  • Каковы отзывы покупателей, совпали ли ожидания и реальность?
  • Какие моменты акцентированы в акции (рекламной, пропагандистской)?
  • На какие характеристики товара чаще всего обращают внимание потребители?
  • Какие средства привлекают наибольшее внимание?
  • Тон рекламы?
  • Визуальное представление рекламы: баннер, постановка, цветовая гамма, ассоциации и пр.

Также на данном этапе аналитик может выдвигать гипотезу и проверять ее.

Реализация контент-анализа

Этап №2. Конкретизация ключевых моментов и исследуемых материалов.

Здесь происходит выделение конкретных сторон анализа:

  • Что именно будет исследоваться: рекламный ролик, буклет, реклама на телевидении, радио, интернете, объявления в газетах, СМИ и пр. также здесь следует уточнить период изучаемых пропаганд: дата выхода в свет, период действия, текущее восприятие и пр.
  • Объект исследования: непосредственно товар или его отдельные характеристики;
  • Качество товара, сфера его применения, ожидания и реальность для целевой аудитории и пр.;
  • Анализ рекламы продукта или анализ аналогичных моментов у конкурентов;
  • И т.д.

Вторая стадия контент-анализа призвана очертить ракурс и установить границы исследования.

Этап №3. Правила выборки первоисточников и материалов для анализа.

От грамотности и корректности планов зависит не только конечный результат, но и масштабы, достижимость намеченных целей. По сути, исследователь должен осуществить некую выборку из общей массы или среды, определить конкретный момент, качество, параметр, который он должен оценить и разработать для этого максимально подробный план действий: список вопросов, эксперимент, критерии оценки полученных результатов и пр.

В этом деле на помощь аналитику приходят умение работать с информацией, категоричность и целеполагание, планирование и реализация исследований (социологических, маркетинговых, психологических и пр.).

Например, эксперт намерен изучить эффективность рекламы по отношению к зубной пасте. Здесь есть два варианта развития событий: анализ всех рекламных роликов наиболее известных или местных производителей товара. Второй – изучение рекламной и пропагандистской акции конкретной торговой марки, товара за определенный период времени. Согласитесь, второй сценарий более точный и его реализовать посильно и возможно, а первый – более затруднителен и емкий. Притом качество и достоверность результатов в обоих случаях будет одна и та же.

Этап №4. Реализация контент-анализа на практике и их интерпретация.

Данная стадия характеризуется максимальным сбором информации об объекте исследования, ее обработке и систематизации, выборке данных и использовании всевозможных (доступных и посильных) аналитических средств и инструментов: эксперимент использование аналитических программ, сравнение данных объекта с данными конкурентов или среднестатистическими показателями отрасли и т.д.

Реализация данного этапа призвана получить результаты об общих моментах в отношении объекта, а также детализировать интересующие эксперта моменты, сформулировать четкий и аргументированный вывод, предложить варианты решения выявленных проблем и пр. При обработке полученных результатов важно ориентироваться на разработанную шкалу и критерии, нормы.

Фактически здесь происходит практическая проверка гипотезы и выработка рекомендаций по разработке или совершенствованию существующей маркетинговой стратегии, политики, рекламной акции в целях повышения ее эффективности и результативности.

Специфика организации и проведения контент-анализа рекламных и пропагандистских материалов

Контент-анализ призван определить эффективность и достоверность, объективность представленных потребителю данных, конкурентоспособность товара/услуги, ее достоинства и недостатки. Исследователь должен понимать суть предстоящих действий, а также представлять варианты интерпретации данных: текст, графики, таблицы и пр.

Особенности проведения контент-анализа

Аналитик должен осознавать, что рекламные акции и пропаганды могут быть продублированы и задействованы в разных форматах, поэтому важно изучить их все (в отношении объекта), определить, какой из вариантов наиболее эффективен и действенен, как грамотно сгруппировать первоисточники, что делать с «дубликатами» и пр.

При постановке цели и задач контент-анализа целесообразно выделить ключевые категории, подвергаемые проверке: основные термины, действия, параметры (например, продолжительность рекламного ролика, красочность, четкость и пр.), структура текста или изложения информации в рекламной кампании, соответствие стиля/дизайна конечному продукту и его назначению и пр.

Специалист, реализующий контент-анализ, должен следовать четко намеченной траектории (плану). Изменение мероприятий возможно только при необходимости, при наличии четкого обоснования.

Контент-анализ в образовательной среде

Согласитесь, от рекламы зависит многое:

  • Заинтересует ли она человека?
  • Сможет ли донести по потребителя самое важное, описать предназначение, ценность и значимость товара/услуги?
  • Приемы воздействия на целевую аудиторию?
  • Показывает ли акция превосходство над конкурентами?
  • Не завышены ли характеристики в рекламе по сравнению с реальностью?
  • И пр.

В образовательной среде рекламные ходы и пропаганды – не редкость. Вузы используют подобные мероприятия для привлечения абитуриентов, всевозможные сервисы по подготовке студенческих работ – для увеличения числа пользователей и потребителей их услуг, а значит основная миссия – повысить доходность и привлекательность.

Здесь при проведении контент-анализа уделяется внимание следующим моментам:

  • Качество образования, работ и услуг;
  • Отзывы студентов и выпускников;
  • Уровень трудоустройства выпускников в рамках освоенной специальности, востребованность специалистов на рынке труда;
  • Стоимость образовательных услуг;
  • Предоставляемые учреждением гарантии;
  • Анализ предложений конкурентов, сравнительная характеристика рекламных акций и действующих предложений;
  • Сравнение рекламных акций и их эффективности, реакция целевой аудитории;
  • И пр.

Контент-анализ рекламы и пропагандистских материалов в образовательной среде позволяет понять: как учебный центр позиционирует на рынке, чем он отличается (лучше/хуже) по сравнению с конкурентами, что он предлагает, как и чем «заманивает» потребителей, достоинства и недостатки основной деятельности и стратегии.

Контент-анализ может применяться не только в отношении рекламы или пропаганды, но и для любого исследования. Он сочетает в себе количественные и качественные методы, способствуя всестороннему анализу ситуации и оценке эффективности действующих предложений, выработке оптимальных способов подачи информации и пр.

Трудности с учебой?

Читайте также  Анализ стихотворения Россия А. Блока.

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа по сравнению с традиционными методами

В заключение приведем итоговый перечень преимуществ и недостатков ФСА.
Преимущества

1. Более точное знание стоимости продукции дает возможность принимать верные стратегические решения по:

а) назначению цен на продукцию;
б) правильному сочетанию продуктов;
в) выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;
г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.

2. Большая ясность в отношении выполняемых функций, за счет которой компаниям удается:

а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;
б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.
Недостатки:

  • Процесс описания функций может оказать излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком сложна и ее трудно поддерживать.
  • Часто этап сбора данных об источниках по функциям (activity drivers) недооценивается
  • Для качественной реализации требуются специальные программные средства.
  • Модель часто устаревает в связи с организационными изменениями.
  • Реализация часто рассматривается как ненужная «прихоть» финансового менеджмента, не достаточно поддерживается оперативным руководством.
    2.10.1 Отличие Метода ФСА от традиционных методов

В рамках традиционных финансовых и бухгалтерских методов деятельность компании оценивается по функциональным операциям, а не по услугам, предоставляемым заказчику. Расчет эффективности функциональной единицы производится по исполнению бюджета вне зависимости от того, приносит ли она пользу клиенту компании. Напротив, функционально-стоимостной анализ — это инструмент управления процессами, измеряющий стоимость выполнения услуги. Оценка выполняется как для функций, увеличивающих ценность услуги или продукта, так и с учетом дополнительных функций, которые этой ценности не меняют. Если традиционные методы вычисляют затраты на некоторый вид деятельности лишь по категориям расходов, то ФСА показывает стоимость выполнения всех этапов процесса. ФСА исследует все возможные функции с целью наиболее точно определить затраты на предоставление услуг, а также обеспечить возможность модернизации процессов и повышения производительности.

Приведем три основные различия между ФСА и традиционными методами (см. рис. 19):

1.Традиционный учет подразумевает, что объекты затрат потребляют

ресурсы, а в ФСА принято считать, что объекты затрат потребляют

2.Традиционный учет в качестве базы распределения затрат использует количественные показатели, а в ФСА применяются источники издержек на различных уровнях.

3.Традиционный учет ориентирован на структуру производства, а ФСА ориентирован на процессы (функции).

Рис. 19. Основные различия между ФСА и традиционными методами учета затрат

Направление стрелок разное, так как ФСА дает детальную информацию о процессах для оценки затрат и управления производительностью на множестве уровней. А традиционные методы учета затрат просто распределяют издержки по объектам затрат, не учитывая причинно-следственные связи.

Итак, традиционные системы учета издержек концентрируются на продукте. Все издержки приписываются изделию, так как считается, что на изготовление каждого элемента продукции потребляется определенное количество ресурсов, пропорциональное объему производства. Поэтому в качестве источников издержек для расчета накладных расходов используются количественные параметры продукта (рабочее время, машинные часы, стоимость материалов и т.п.).

Однако количественные показатели не позволяют учесть разнообразие продукции по размеру и сложности изготовления. Кроме того, они не выявляют прямой зависимости между уровнем расходов и объемом продукции.

Метод ФСА использует другой подход. Здесь сначала определяются затраты на выполнение отдельных функций. А затем, в зависимости от степени влияния различных функций на изготовление конкретного изделия, эти затраты соотносятся с производством всей продукции. Поэтому при вычислении накладных расходов в качестве источников издержек учитываются и такие функциональные параметры, как: время настройки оборудования, количество конструкторских изменений, число процессов обработки и т.п.

Следовательно, чем больше будет функциональных параметров, тем подробнее будет описана производственная цепочка и, соответственно, точнее оценена реальная стоимость продукции.

Еще одно важное различие между традиционными системами оценки расходов и ФСА — область рассмотрения функций. В традиционных методах, предназначенных для оценки запасов, отслеживаются только внутренние производственные расходы. Теория ФСА с таким подходом не согласна, полагая, что при расчете стоимости товара должны учитываться все функции — как связанные с поддержкой производства, так и с доставкой товаров и услуг потребителю. В качестве примера подобных функций можно назвать: производство, разработку технологии, логистику, распространение продукции, сервисное обслуживание, информационную поддержка, финансовое администрирование и общее управление.

Традиционная экономическая теория и системы финансового управления рассматривают затраты в качестве переменных величин только в случае кратковременных колебаний объемов производства. Теория функционально-стоимостного анализа предполагает, что многие важные ценовые категории варьируются также и в течение длительных периодов (в несколько лет), при изменениях в дизайне, составе и диапазоне товаров и клиентов компании. В табл. 32 приведено сравнение ФСА и традиционных методов учета издержек.

ФСА и Традиционные методы учета издержек

Глава3. Модели стратегического анализа.

Природа метода опроса в социологическом исследовании

Курсовая работа

По социологии

На тему: «преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом»

Пенза 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Природа метода опроса в социологическом исследовании

1.1 Сущность и значение метода опроса

1.2 Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

2. Контент-анализ: возможности его использования и техника проведения

2.1 Возможности использования контент-анализа

2.2 Техника проведения контент-анализа

3. Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом

3.1 Преимущества контент-анализа

3.2 Основные недостатки контент-анализа

Введение

Актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук, которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста. Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

На развитие техники контент-анализа оказывают воздействие также методы (техники) социологического исследования. Особенно следует отметить значение связи контент-анализа с техникой опроса. В свою очередь техника контент-анализа может оказывать влияние на методику социологических исследований. Наиболее широко известен один способ такого употребления техники контент-анализа — это анализ открытых вопросов анкет и интервью.

Контент-анализ является одним из каналов проникновения лингвистических методов в социологическое исследование. Роль лингвистики и психолингвистики в социологии определяется в первую очередь необходимостью повышения надежности проведения полевых работ. Надежность полевой информации при опросах во многом определяется степенью адекватности отражения сознания респондентов в опросных листах. Повышение степени адекватности отражения требует кропотливого анализа структуры содержания, как самих опросных листов, так и ответов респондентов, что требует использования техники контент-анализа.

Целью исследования является изучение основных преимуществ и недостатков контент-анализа по сравнению с опросом.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— рассмотреть природу метода опроса в социологическом исследовании, подробно остановившись на сущности метода опроса и его видах;

— дать характеристику контент-анализу, подробно остановившись на возможности его использования и технике проведения;

— изучить основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом;

В качестве предмета исследования выступил контент-анализ.

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил использование комплекса основных методов:

– метод сравнительного анализа;

Выбор структуры курсовой работы обусловлен последовательностью решения поставленных задач и логикой изучения темы.

– В первой главе рассматриваются природа метода опроса в социологическом исследовании.

– Во второй главе дается характеристика контент-анализу, возможности его использования и технике проведения.

– В третьей главе изучаются основные преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом.

При написании курсовой работы были изучены учебные материалы, монографии, публикации на страницах периодической печати.

Природа метода опроса в социологическом исследовании

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: