Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо - ABCD42.RU

Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо

Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо

ОРГИНАЛЬНАЯ МЕТОДИКА

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ТАЭКВОНДО

Боевое искусство — огромная часть культуры Востока. В мире развивалось большое число стилей единоборств, использовавших удары руками и ногами. В каждом из них нашли отражение особенности культурных традиций соответствующих стран. В Китае было распространено кунгфу и дайджи-чон, в Индии — селамбам, в Японии -дзюдо, каратэ, айкидо, джиу-джитсу, в Малайзии — босилат, в Таиланде — кик-боксинг, в Корее — таэ-кйон, су бак-ги, таэквондо. Некоторые виды этих единоборств такие же древние, как и само человечество.

Наиболее современный вид корейских боевых искусств, получивший широкое распространение и признание во всем мире — это таэквондо. В настоящее время существует две крупные федерации таэквондо — ИТФ и ВТФ. Это произошло в результате раздела Кореи на Северную и Южную. Первоначально существовала единая федерация таэквондо — ИТФ. Организатором ее стал корейский генерал Чой Хонг Хи, профессиональный военный, много сделавший для возрождения и распространения национальных боевых искусств.

11 апреля 1955 года было объявлено о введении нового стиля, названного «Taekwondo». В 1965 году была создана Корейская ассоциация таэквондо, а 22 марта 1966 года — Международная федерация таэквондо (International Taekwondo Federation — ITF, куда вошли Корея, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, США, Турция, Италия и Египет. В 1979 году в Осло была образована Европейская федерация таэквондо.

ИТФ и ВТФ различаются правилами проведения соревнований, формой, защитными средствами, терминологией, а также имеются различия в комплексах формальных упражнений (тулях).

Таэквондо отличается от других единоборств тем, что в нем делается большой упор на работе, прыжковой технике, а также на мягких правилах поединка, имеющего целью не вывести соперника из строя, а продемонстрировать свое техническое и физическое превосходство, не нанося тяжелых увечий (в отличие от жестких стилей). В ИТФ соревнования проходят по четырем видам: комплексу формальных упражнений (тулю), спецтехнике, разбиванию предметов, спаррингу (массоги).

Формальный комплекс упражнений — туль — и показывает степень освоения спортсменом технических приемов, стоек, правильность выполнения ударов, переходов из стойки, общую координацию и согласованность действий.

Спецтехника — выполнение какого-либо удара в прыжке с разбиванием доски ногой. Показывает точность, координацию и силу выполнения удара.

Разбивание — когда спортсмен демонстрирует силу удара, способность к внутренней концентрации и умению управлять энергией, направляя ее в нужную точку. Разбивание производится как руками, так и ногами.

Спарринг (массоги) — свободный бой с противником, ограниченный правилами соревнований: спарринг продолжается 4 мин (2 раунда по 2 мин с отдыхом 1 мин), а финал 6 мин (3 раунда по 2 мин с отдыхом 1 мин); при ничейном результате проводится дополнительный раунд (1 мин), если и после него тоже ничья, то спортсмены спаррингуются до первого технического действия. Все это требует от спортсменов высокого уровня специальной выносливости, что позволяет эффективно выполнять защиту, атаки, а также применять разнообразный арсенал технических приемов и тактических действий на протяжении всего спарринга и соревнований в целом. Следовательно, для победы в соревнованиях наряду со специальной физической выносливостью необходимы эффективность технических действий и тактическая грамотность, а также грамотный подход к общей физической подготовке спортсмена, умелое сочетание подготовительных и специальных упражнений, практическая проработка тактических ситуаций, моделирование соревновательных условий.

Для успешного выступления в соревнованиях очень важна специальная выносливость. Когда технико-тактические действия спортсменов находятся примерно на одинаковом уровне, выигрывает тот спортсмен, у которого физическая подготовленность выше, чем у соперника.

В России таэквондо официально стало развиваться недавно, с 1989 года, поэтому литературы по воспитанию специальной выносливости и контролю за ней нет.

В моем исследовании разрабатывается способ определения количественной оценки специальной выносливости, чтобы можно было контролировать эффективность тренировочного процесса и подготовку спортсменов к соревнованиям.

Выносливость — это способность организма противостоять утомлению. В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. При построении тренировки необходимо знать, что проявление физических качеств взаимосвязано и взаимообусловлено. Основа этой взаимосвязи заключается в том, что, хотя каждое из вышеперечисленных физических качеств и имеет свои специфические особенности, все же они являются прежде всего функцией нервно-мышечного аппарата человека.

Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие физических качеств и способностей, которые, не являясь специфическими для спортсмена, создают предпосылки для наиболее эффективного осуществления специальной подготовки. Специальная физическая подготовка направлена на решение задач развития качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов в единоборствах. Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, близкие по структуре и характеру воздействия на организм спортсмена к действиям, встречающимся в ходе соревнований.

Физическая подготовка обеспечивает развитие многофункциональных свойств организма спортсменов и является основополагающей. Спортивные единоборства относятся к таким видам спорта, которые характеризуются постоянными изменениями условий протекания соревновательного поединка и требуют развития специальной выносливости. Отличительная черта мастерства таэквон-дистов — наличие широкого арсенала сложных технических и тактических действий, требующих высокого уровня развития скоростно-силовых качеств, и в частности способности к проявлению взрывных усилий, и обладающих определенной приспособительной вариативностью к скоротечному изменению условии соревновательного поединка.

Как уже было сказано выше, спарринг у таэквондистов продолжается 4 мин, а финал длится 6 мин, кроме того, спортсмены соревнуются в тулях, разбивании и спецтехнике, что требует высокого уровня развития специальной выносливости.

Поскольку в организме спортсмена не существует каких-либо специальных механизмов, отвечающих отдельно за скорость, силу и выносливость, а любая спортивная деятельность обеспечивается одними и теми же функциональными системами организма, повышение специальной работоспособности спортсмена (как основная цель специальной физической подготовки) связано не с развитием отдельных физических качеств, а с функциональной специализацией организма в том направлении, которое необходимо для проявления высокого уровня силы, скорости и выносливости.

Важнейшее значение для повышения уровня мастерства спортсменов во многих видах спорта имеет совершенствование системы воспитания специальной выносливости. Можно сказать, что специальная выносливость — это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации. Основной акцент делается на достижении максимального уровня специальной выносливости к моменту соревнований. Поэтому проблема точной количественной оценки уровня специальной выносливости считается одной из ключевых в тренировке.

Мною был разработан тест для определения специальной выносливости для таэквондо и других восточных единоборств. Тест состоит в следующем: замеряется пульс (за 10 с) в положении сидя; затем проводится стандартная разминка в течение 3 мин (до проведения теста спортсмен не должен выполнять никакой нагрузки); после разминки идет нагрузка в течение 4 мин 15 с; по окончании нагрузки следует отдых в положении сидя, спортсмен измеряет пульс (за 10 с) пять раз с промежутком в 1 мин, далее следует та же нагрузка с отдыхом и замером ЧСС, всего три одинаковых нагрузки. Таким образом проводят тест с тремя повторными одинаковыми нагрузками с отдыхом между ними 4 мин 15 с (время нагрузки равно времени отдыха).

Состав разминки: вращение головой, вращение руками, вращение тазом, вращение корпусом, наклоны вперед-назад, приседания, шпагат.

Состав нагрузки (каждый удар выполняется в полную силу с частотой 1 удар за 3 с): ап чаги каундэ (10 раз правой, затем 10 раз левой ногой), нерио чаги (также каждой ногой по 10 раз), толио чаги напундэ (по 10 раз каждой ногой), йоп чаги напундэ (по 10 раз каждой ногой), затем отжимания 15 раз с частотой одно отжимание за 1 с.

После нагрузки спортсмен садится и замеряет пульс на сонной артерии (пальпаторно) 5 раз с промежутком в 1 мин.

Для оценки уровня специальной выносливости предложена следующая формула:

где Ксв — коэффициент специальной выносливости спортсмена: чем он больше, тем лучше его специальная выносливость;

К1 — коэффициент самочувствия: К1 = 1 — хорошее самочувствие после теста, К1 = 0,9 — удовлетворительное самочувствие (одышка, среднее потоотделение, тест может продолжать с трудом), К1 = 0,8 — неудовлетворительное самочувствие (сильная одышка, обильное потоотделение, побледнение, тест может продолжать с большим трудом);

К2 — коэффициент результативности: К2 =1 — отличная результативность (отлично выполняет технику ударов в течение всего теста), К2 = 0,9 — хорошая результативность (в последней серии теста удары выполняет нечетко, невысоко, несильно, без концентрации), К2 = 0,8 — удовлетворительная результативность (во 2-й и 3-й сериях теста удары выполняет технически не четко, не высоко, несильно, без концентрации), К2 = 0,7 — неудовлетворительная результативность (во всех трех сериях теста удары выполнены технически неправильно);

К3 — коэффициент приспособляемости организма: К3 = 1 — отличная приспособляемость (во всех трех сериях на 5-й мин пульс был равен пульсу в покое, среднее арифметическое), К3 — 0,9 — хорошая приспособляемость (ЧСС на 5-й мин отдыха больше на 1- 2 удара, чем ЧСС в покое), К3 = 0,8 — удовлетворительная приспособляемость (ЧСС на 5-й мин больше на 3-4 удара, чем ЧСС в покое), К3 = 0,7 — неудовлетворительная приспособляемость (ЧСС на 5-й мин во всех трех сериях теста больше, чем ЧСС в покое на 5-й мин, и больше за 10 с);

К4 — коэффициент ЧСС в покое (сидя, за 1 мин): К4 = 1 (ЧСС — до 60 уд/мин, К4 = 1,1 (ЧСС — 60-64 уд/мин), К4 = 1,2 (ЧСС — 65-69 уд/мин), К4 = 1,3 (ЧСС — 70-74 уд/ мин), К4 = 1,4 (ЧСС — 75-79 уд/мин), К4 = 1,5 (ЧСС — 80-84 уд/мин), К4 = 1,6 (ЧСС -85-89 уд/мин), К4 = 1,7 (ЧСС — 90-94 уд/ мин), К4 = 1,8 (ЧСС — 95-99 уд/мин), К4 = 1,9 (ЧСС — 100 и больше уд/мин);

Шкала Ксв (определяем до целых):
Для примера привожу результаты теста, проведенного на себе (пульс замеряется за 10 с) (см. таблицу).

Читайте также  Анализ стихотворения Россия А. Блока.

Таким образом, получаем коэффициенты:

К1 = 1; К2= 1; К3 = 1; К4 = 1,3.

Подставляя эти значения в формулу, получаем:

К1 * К2 * К3 1 * 1 * 1
Ксв = ——————- * 100 = —————- * 100 = 77 усл/ед
К4 1.3

Чем больше Ксв, тем лучше специальная выносливость. Эта формула является универсальной, так как ею могут пользоваться не только таэквондисты, но и представители других стилей восточных единоборств. Например, для каратистов удары в тесте заменяются на похожие удары в каратэ: май гири чудан; май гири дзедан; маваши гири дзедан; еко гири дзедан, все остальное по схеме.

Ввиду простоты теста его можно проводить и одному в домашних условиях, только в этом случае нужно быть объективным при определении оценок самочувствия и результативности.

ЧССдо нагрузки ЧСС после нагрузки ЧСС после 1-й нагрузки ЧСС после 2-й нагрузки ЧСС после 3-й нагрузки Само- чувствие Результа тивность Приспо- собляемость
12 17 1′ 2′ 3′ 4′ 5′ 1′ 2′ 3′ 4′ 5′ 1′ 2′ 3′ 4′ 5′ хор. отл. отл.
24 17 14 13 12 26 17 15 14 12 26 18 16 14 12

Инструктор Международной
федерации таэквондо, черный пояс, II дан
В.Ю. Голованов

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо

Говоря о врожденных задатках, на основе которых достигается определенный уровень технической подготовленности борцов, имеют в виду генетически обусловленные координационные способности. Их совершенствование направлено на формирование двигательных навыков, необходимых двигательных умений. Следовательно, анализу подвергаются звенья цепочки: координационные способности, двигательные навыки, техническая подготовленность.

В технических действиях выделяют приемы, защиту и контрприемы, которые существенно различаются по цели и в то же время имеют много общего.

Основные задачи общей и специальной технической подготовки сводятся к следующему:

  • совершенствование общих и специальных координационных способностей;
  • расширение двигательного опыта;
  • ознакомление, усвоение на уровне двигательного умения и двигательного навыка оптимального объема общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений;
  • формирование на фоне базовой техники индивидуального технико-тактического арсенала и достижение высокой эффективности его применения.

Общая техническая подготовка борцов направлена на расширение двигательного опыта и совершенствование общих координационных способностей. Для этой цели широко используются общеподготовительные, координационные, регламентированные (произвольные) упражнения для совершенствования пространственной, временной и силовой ориентации. Особо ценными среди них являются упражнения, выполняемые в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры. Основной принцип их применения: формирование умений управлять движениями своего тела во фронтальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях и в условиях твердой, мягкой, качающейся, скользкой, водной и воздушной опор.

Специальная техническая подготовка борцов направлена на развитие специальных координационных способностей (при помощи специально-подготовительных упражнений) и освоение техники борьбы (при помощи соревновательных упражнений). Чтобы охарактеризовать процесс специальной технической подготовки, необходимо сказать о его направленности, этапности, объеме рекомендуемой для усвоения техники и последовательности ее изучения.

Определение оптимального соотношения затрат тренировочного времени на решение задач общей и специальной технической подготовки — сложная проблема тренировочного процесса. Существует ярко выраженная тенденция постепенного увеличения затрат времени на совершенствование специальной технической подготовленности за счет времени, отводимого на общую техническую подготовку. Усвоение базовой, а затем расширенной техники должно происходить последовательно.

Усвоение базовой техники позволяет сформировать фундамент технического мастерства, создать предпосылки для разучивания любого нового элемента техники борьбы.

В многолетней технической подготовке тхэквондистов выделены четыре этапа.

На 1-м этапе занимаются прежде всего формированием базовой техники. При этом параллельно (хотя и в гораздо меньшем объеме) борцов знакомят с расширенной техникой и закладывают основы коронной техники и ее комбинирования с расширенной техникой. Содержание занятий на 1-м этапе — это преимущественно игры-задания, при помощи которых формируются основные стойки борца, способы передвижений, чувство дистанции.

На 2-м этапе преподаются тактические действия, приемы защиты, контрприемы.

Тренировочные задания 3-го этапа состоят из технико-тактических действий и их комплексов.

Работа на 4-м этапе строится по индивидуальным планам спортсменов с учетом предполагаемых соперников на предстоящих соревнованиях.

Решая вопрос об объеме учебного материала, каждый тренер должен ориентироваться на цель и продолжительность предполагаемого учебно-тренировочного процесса. Если цель заключается в подготовке мастеров спорта международного класса, то тренировочная программа должна содержать весь комплекс упражнений борцов. В группах начальной подготовки можно ограничиться учебным материалом, содержащимся в первых четырех блоках. Наиболее специфичными будут специальные подготовительные упражнения, базовая техника и их варианты в виде игр-заданий с основами ведения единоборства. В промежуточных группах должно быть разумное соотношение затрат времени на упражнения из различных блоков системы упражнений. Во всех случаях содержание технической подготовки нужно связывать с образовательными задачами, успех решения которых зависит от:

  • наличия педагогически оправданной классификации упражнений, являющейся основой рациональной последовательности их освоения;
  • правильной систематизации движений внутри каждой из выделенных классификационных групп на основе дидактических принципов «от простого к сложному», «от легкого к трудному» и т.д.;
  • выбора рациональной последовательности разучивания отобранных движений.

Основные методические вопросы технической подготовки — чему учить, как и в какой последовательности? По поводу количества движений существуют три точки зрения:

  1. — следует охватить как можно больше движений;
  2. — только основные (перспективные) движения;
  3. — базовые движения.

9.5. Специальная физическая подготовка в тхэквондо

9.5. Специальная физическая подготовка в тхэквондо

Физическая подготовленность тхэквондиста по мере роста его квалификации и тренированности должна становиться все более специализированной, чтобы, с одной стороны, способствуя наиболее полному воспитанию специальных физических качеств и навыков, а с другой – дополняя специальную тренировку, обеспечивать выравнивание всех сторон в подготовке и развитии спортсмена.

Уровень физической подготовленности тхэквондиста изменяется по мере роста его спортивного мастерства, поэтому воспитание физических качеств спортсмена надо проводить в соответствии с требованиями специфики вида спорта.

Ниже будут рассматриваться вопросы совершенствования функциональных качеств в контексте задач тхэквондо как вида спорта с высокими нагрузками на сенсомоторный аппарат. Поэтому развитие физических качеств должно быть направлено именно на обеспечение двигательных действий, характерных для тхэквондо. Тем не менее методы их развития имеют свою специфику, и поэтому термины, касающиеся принципов и методов совершенствования физических качеств, будут повторяться.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка Изучение и совершенствование техники упражнений пауэрлифтинга (изучение)Для всех учебных групп по физическим возможностям:ПРИСЕДАНИЕ. Действия спортсмена до съёма штанги со стоек. Съём штанги со стоек. Положение спины и расстановка

5.3. Общая и специальная физическая подготовка спортсменов-горнолыжников

5.3. Общая и специальная физическая подготовка спортсменов-горнолыжников О физической подготовке спортсменов-горнолыжников в последнее время говорится довольно много. Неудивительно: на протяжении последних нескольких лет ведущие горнолыжники традиционно побеждают в

9.3. Общедвигательная подготовка в тхэквондо

9.3. Общедвигательная подготовка в тхэквондо В течение этапа начальной подготовки, который может, по данным программы для ДЮСШ и СДЮШОР по тхэквондо, длиться 2 или 3 года, целесообразно использовать упражнения, позволяющие овладеть движениями, необходимыми в жизни

2. Специальная физическая подготовка.

2. Специальная физическая подготовка. Простейшие виды борьбы. Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага; перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание, сидя ноги врозь, упираясь ступнями; выталкивание с ковра,

Специальная физическая подготовка боксера. Основные упражнения

Специальная физическая подготовка боксера. Основные упражнения Ниже представлены основные упражнения для специальной физической подготовки боксера. Упражнения подобраны таким образом, чтобы были задействованы все без исключения мышечные группы, необходимые боксеру

Специальная физическая подготовка (СФП) в плавании

Специальная физическая подготовка (СФП) в плавании СФП направлена на развитие основных групп рабочих мышц. В плавании кролем, который в основном используется в триатлоне, таковыми являются:большая грудная мышца;передний и средний пучок дельтовидной мышцы;широчайшая

Специальная физическая подготовка в велоспорте

Специальная физическая подготовка в велоспорте Основными рабочими группами мышц при езде на велосипеде являются:• четырехглавая мышца бедра (динамический режим);• бицепс бедра (динамический режим);• икроножные мышцы (динамический режим);• мышцы стопы (динамический

Специальная физическая подготовка в беге

Специальная физическая подготовка в беге И все-таки именно СФП, пожалуй, является лучшим способом улучшения качества мышечной ткани. Существует несколько направлений СФП.Прыжковые упражнения. Прыжковые упражнения широко распространены в подготовке легкоатлетов. Это

Специальная подготовка триатлета

Специальная подготовка триатлета Не секрет, что далеко не каждый, кто по отдельности умеет быстро плавать, неплохо едет на велосипеде и быстро бежит, сможет все это успешно реализовать в триатлоне, тем более на олимпийской дистанции, где необходимо выдерживать высокую

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка Особенности специальной физической подготовки вытекают из тактики рода деятельности обучаемых, и, как правило, в каждом подразделении есть неплохие наработки в этой области. Инструктор в процессе уяснения обязан выявить эти наработки

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков и способностей (быстрота, скоростно-силовые, координационные способности, специальная выносливость). Проводиться специальная подготовка может как на

Глава 12. Специальная физическая подготовка в греко-римской борьбе

Глава 12. Специальная физическая подготовка в греко-римской борьбе 12.1. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе Методы развития специальных физических качеств не отличаются от методов развития общефизических качеств. Поэтому в дальнейшем

ГЛАВА 13 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В БОРЬБЕ ДЗЮДО

ГЛАВА 13 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В БОРЬБЕ ДЗЮДО 13.1. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе Методы развития специальных физических качеств не отличаются от методов развития общефизических качеств. Поэтому в дальнейшем материал,

23.2. Специальная физическая подготовка

23.2. Специальная физическая подготовка Специальная физическая подготовка направлена на развитие специфических качеств учеников, необходимых им при занятии каратэ: реакции, гибкости, ловкости.Типичной тренировкой для развития гибкости является такая, когда все

25.2. Специальная подготовка

25.2. Специальная подготовка Суть специальной подготовки состоит в том, что она способствует совершенствованию необходимых качеств учеников с учетом специфики их проявления непосредственно в каратэ.Чем правильнее подобраны специальные упражнения для учеников разной

Часть II ТСП – тактико-специальная подготовка

Часть II ТСП – тактико-специальная подготовка Эта часть книги – только для тех, кто освоил все стадии работы с психикой, как они преподаны в первой части. Только для тех, кто четко следовал всем инструкциям, и теперь находится в состоянии готовности, самодисциплины, кто

Изложение: Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо

Боевое искусство — огромная часть культуры Востока. В мире развивалось большое число стилей единоборств, использовавших удары руками и ногами. В каждом из них нашли отражение особенности культурных традиций соответствующих стран. В Китае было распространено кунгфу и дайджи-чон, в Индии — селамбам, в Японии — дзюдо, каратэ, айкидо, джиу-джитсу, в Малайзии — босилат, в Таиланде — кик-боксинг, в Корее — таэ-кйон, су бак-ги, таэквондо. Некоторые виды этих единоборств такие же древние, как и само человечество.

Наиболее современный вид корейских боевых искусств, получивший широкое распространение и признание во всем мире — это таэквондо. В настоящее время существует две крупные федерации таэквондо — ИТФ и ВТФ. Это произошло в результате раздела Кореи на Северную и Южную. Первоначально существовала единая федерация таэквондо — ИТФ. Организатором ее стал корейский генерал Чой Хонг Хи, профессиональный военный, много сделавший для возрождения и распространения национальных боевых искусств.

11 апреля 1955 года было объявлено о введении нового стиля, названного «Taekwondo». В 1965 году была создана Корейская ассоциация таэквондо, а 22 марта 1966 года — Международная федерация таэквондо (International Taekwondo Federation — ITF, куда вошли Корея, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, США, Турция, Италия и Египет. В 1979 году в Осло была образована Европейская федерация таэквондо.

ИТФ и ВТФ различаются правилами проведения соревнований, формой, защитными средствами, терминологией, а также имеются различия в комплексах формальных упражнений (тулях).

Таэквондо отличается от других единоборств тем, что в нем делается большой упор на работе, прыжковой технике, а также на мягких правилах поединка, имеющего целью не вывести соперника из строя, а продемонстрировать свое техническое и физическое превосходство, не нанося тяжелых увечий (в отличие от жестких стилей). В ИТФ соревнования проходят по четырем видам: комплексу формальных упражнений (тулю), спецтехнике, разбиванию предметов, спаррингу (массоги).

Формальный комплекс упражнений — туль — и показывает степень освоения спортсменом технических приемов, стоек, правильность выполнения ударов, переходов из стойки, общую координацию и согласованность действий.

Спецтехника — выполнение какого-либо удара в прыжке с разбиванием доски ногой. Показывает точность, координацию и силу выполнения удара.

Разбивание — когда спортсмен демонстрирует силу удара, способность к внутренней концентрации и умению управлять энергией, направляя ее в нужную точку. Разбивание производится как руками, так и ногами.

Спарринг (массоги) — свободный бой с противником, ограниченный правилами соревнований: спарринг продолжается 4 мин (2 раунда по 2 мин с отдыхом 1 мин), а финал 6 мин (3 раунда по 2 мин с отдыхом 1 мин); при ничейном результате проводится дополнительный раунд (1 мин), если и после него тоже ничья, то спортсмены спаррингуются до первого технического действия. Все это требует от спортсменов высокого уровня специальной выносливости, что позволяет эффективно выполнять защиту, атаки, а также применять разнообразный арсенал технических приемов и тактических действий на протяжении всего спарринга и соревнований в целом. Следовательно, для победы в соревнованиях наряду со специальной физической выносливостью необходимы эффективность технических действий и тактическая грамотность, а также грамотный подход к общей физической подготовке спортсмена, умелое сочетание подготовительных и специальных упражнений, практическая проработка тактических ситуаций, моделирование соревновательных условий.

Для успешного выступления в соревнованиях очень важна специальная выносливость. Когда технико-тактические действия спортсменов находятся примерно на одинаковом уровне, выигрывает тот спортсмен, у которого физическая подготовленность выше, чем у соперника.

В России таэквондо официально стало развиваться недавно, с 1989 года, поэтому литературы по воспитанию специальной выносливости и контролю за ней нет.

В моем исследовании разрабатывается способ определения количественной оценки специальной выносливости, чтобы можно было контролировать эффективность тренировочного процесса и подготовку спортсменов к соревнованиям.

Выносливость — это способность организма противостоять утомлению. В теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. При построении тренировки необходимо знать, что проявление физических качеств взаимосвязано и взаимообусловлено. Основа этой взаимосвязи заключается в том, что, хотя каждое из вышеперечисленных физических качеств и имеет свои специфические особенности, все же они являются прежде всего функцией нервно-мышечного аппарата человека.

Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка направлена на разностороннее развитие физических качеств и способностей, которые, не являясь специфическими для спортсмена, создают предпосылки для наиболее эффективного осуществления специальной подготовки. Специальная физическая подготовка направлена на решение задач развития качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов в единоборствах. Основными средствами специальной физической подготовки являются специальные подготовительные упражнения, близкие по структуре и характеру воздействия на организм спортсмена к действиям, встречающимся в ходе соревнований.

Физическая подготовка обеспечивает развитие многофункциональных свойств организма спортсменов и является основополагающей. Спортивные единоборства относятся к таким видам спорта, которые характеризуются постоянными изменениями условий протекания соревновательного поединка и требуют развития специальной выносливости. Отличительная черта мастерства таэквон-дистов — наличие широкого арсенала сложных технических и тактических действий, требующих высокого уровня развития скоростно-силовых качеств, и в частности способности к проявлению взрывных усилий, и обладающих определенной приспособительной вариативностью к скоротечному изменению условии соревновательного поединка.

Как уже было сказано выше, спарринг у таэквондистов продолжается 4 мин, а финал длится 6 мин, кроме того, спортсмены соревнуются в тулях, разбивании и спецтехнике, что требует высокого уровня развития специальной выносливости.

Поскольку в организме спортсмена не существует каких-либо специальных механизмов, отвечающих отдельно за скорость, силу и выносливость, а любая спортивная деятельность обеспечивается одними и теми же функциональными системами организма, повышение специальной работоспособности спортсмена (как основная цель специальной физической подготовки) связано не с развитием отдельных физических качеств, а с функциональной специализацией организма в том направлении, которое необходимо для проявления высокого уровня силы, скорости и выносливости.

Важнейшее значение для повышения уровня мастерства спортсменов во многих видах спорта имеет совершенствование системы воспитания специальной выносливости. Можно сказать, что специальная выносливость — это способность спортсмена эффективно выполнять специфическую нагрузку в течение времени, обусловленного требованиями его специализации. Основной акцент делается на достижении максимального уровня специальной выносливости к моменту соревнований. Поэтому проблема точной количественной оценки уровня специальной выносливости считается одной из ключевых в тренировке.

Мною был разработан тест для определения специальной выносливости для таэквондо и других восточных единоборств. Тест состоит в следующем: замеряется пульс (за 10 с) в положении сидя; затем проводится стандартная разминка в течение 3 мин (до проведения теста спортсмен не должен выполнять никакой нагрузки); после разминки идет нагрузка в течение 4 мин 15 с; по окончании нагрузки следует отдых в положении сидя, спортсмен измеряет пульс (за 10 с) пять раз с промежутком в 1 мин, далее следует та же нагрузка с отдыхом и замером ЧСС, всего три одинаковых нагрузки. Таким образом проводят тест с тремя повторными одинаковыми нагрузками с отдыхом между ними 4 мин 15 с (время нагрузки равно времени отдыха).

Состав разминки: вращение головой, вращение руками, вращение тазом, вращение корпусом, наклоны вперед-назад, приседания, шпагат.

Состав нагрузки (каждый удар выполняется в полную силу с частотой 1 удар за 3 с): ап чаги каундэ (10 раз правой, затем 10 раз левой ногой), нерио чаги (также каждой ногой по 10 раз), толио чаги напундэ (по 10 раз каждой ногой), йоп чаги напундэ (по 10 раз каждой ногой), затем отжимания 15 раз с частотой одно отжимание за 1 с.

После нагрузки спортсмен садится и замеряет пульс на сонной артерии (пальпаторно) 5 раз с промежутком в 1 мин.

Для оценки уровня специальной выносливости предложена следующая формула:

где Ксв — коэффициент специальной выносливости спортсмена: чем он больше, тем лучше его специальная выносливость;

К1 — коэффициент самочувствия: К1 = 1 — хорошее самочувствие после теста, К1 = 0, 9 — удовлетворительное самочувствие (одышка, среднее потоотделение, тест может продолжать с трудом), К1 = 0, 8 — неудовлетворительное самочувствие (сильная одышка, обильное потоотделение, побледнение, тест может продолжать с большим трудом);

К2 — коэффициент результативности: К2 =1 — отличная результативность (отлично выполняет технику ударов в течение всего теста), К2 = 0, 9 — хорошая результативность (в последней серии теста удары выполняет нечетко, невысоко, несильно, без концентрации), К2 = 0, 8 — удовлетворительная результативность (во 2-й и 3-й сериях теста удары выполняет технически не четко, не высоко, несильно, без концентрации), К2 = 0, 7 — неудовлетворительная результативность (во всех трех сериях теста удары выполнены технически неправильно);

Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов)

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 06.04.2016 2016-04-06

Статья просмотрена: 430 раз

Библиографическое описание:

Тажибаев, С. С. Возрастные особенности двигательных качеств юных единоборцев (на примере тхэквондистов) / С. С. Тажибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1217-1219. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28056/ (дата обращения: 16.09.2021).

В настоящей статье определены состояние развития скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, а также ловкости, выносливости и гибкости юных тхэквондостов 10–13 лет на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: юных тхэквондисты,скорость, сила, скоростно-силовые качества, выносливости, ловкость, гибкость, общая выносливость.

In the present article age dynamics a condition of development of high-speed, power, high-speed and power qualities, and also dexterity, endurance and flexibility of young taekwondo wrestlers of 10–13 years at a stage of initial preparation are defined.

Keywords: young taekwondo wrestlers, speed, force, high-speed and power qualities, endurance, dexterity, flexibility, general endurance.

В нашей стране создаются необходимые предпосылки для развития спорта, особенно детского спорта, что служит всестороннему гармоническому развитию подрастающего поколения, улучшению генофонда наций.

Известно, что перспектива спорта зависит от объема и качества подготовки спортивного резерва. Важное желание имеет вступление узбекских спортсменов на мировой арене, повышение конкурентно способности представителей узбекского спорта научная организация развития детского спорта и разработка и внедрение эффективных средств и методов повышения спортивного мастерство юных спортсменов.

В нашей республике одним из популярнейших видов единоборств является Тхэквондо (ВТФ). Подготовка высококвалифицированных тхэквондистов, которые достойно будут защищать спортивную честь страны на чемпионатах Азий и мира, должно осуществляться на начальном этапе подготовки спортсменов.

В литературе существуют раз работ, посвященных исследованию физической, технико-тактической, психологической подготовки и тхэквондистов разной квалификации и с различным уровнем подготовленности (3, 4, 5, 6, 7, 8).

Однако вопросы повышений общей физической подготовки юных тхэквондистов 10–13 лет на этапе начальной подготовки изучены недостаточно, что доказывает актуальность избранный темы исследований.

Цель исследования — определение динамики физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки.

Задача исследования — определение динамики общей физической подготовки тхэквондистов 10–13 лет.

Методы исследования обзор научно методической литературы, беседа, педагогическое наблюдение, педагогической тестирование, методы математическое статистики.

Организация исследования исследования проводились в спортивных клубах “Orion” Юнусабадского района и “Ilsan” Сергилинского района города Ташкента. В эксперименте участвовали юные тхэквондисты 10–13 лет в количестве 120 чел, занимающиеся на начальной подготовки.

Нами было выявлено состояние общей физической подготовки юных тхэквондистов 10–13 лет с использованием контрольных упражнений, разработанных для спортсменов этапа начальной подготовки ДЮСШ.

При анализе результатов проведенных педагогических тестирований выявлены небольшие различия между показателями общей физической подготовки тхэквондистов 10–11 и 12–13 лет. В связи с этим был проведен сравнительный анализ результатов тхэквондистов 10–11 лет и 12–13 лет.

Тхэквондисты 11–13 лет в бег на 30 м показали результат, равный 6,3±0,3 сек. Выявлено, что у спортсменов 12–13 лет скоростные качества выше на 6,77 % по сравнению с тхэквондистами 10–11 лет. Разница между показателями составила 0,4 сек. Контрольные нормативы, установленные для спортсменов 10–13 лет, не отвечают требованиям.

Результаты контрольных упражнений по определению ловкость тхэквондистов таковы.

Динамика общей физической подготовленности тхэквондистов 10–13 лет.

Тесты

Единица измерения

10–11 лет

12–13 лет

±Ϭ

±Ϭ

Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо

Коллектив авторов под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Ю. А. Шулики, кандидата педагогических наук Е. Ю. Ключникова

Тхэквондо: теория и методика. Том 1. Спортивное единоборство

Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В древности эти положения были сформулированы в принципах мусуль, муе и до.

Мусуль – дословно этот термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе принципы тхэквондо как метода реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе – боевое искусство. Этот принцип воплощает в себе методы работы над собой, когда занимающийся тхэквондист учится побеждать не только противника, но и свои недостатки; через совершенствование техники тхэквондо совершенствует свою волю, стремится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До – путь в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает в себе стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью тхэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

Современное тхэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

● Кибон доньчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано все дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

● Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумсэ выходит победителем. На практике пхумсэ основана реализация принципа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

● Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

● Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

● Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Чем же привлекает к себе тхэквондо, в чем его огромная популярность? Как и почему тхэквондо стало олимпийским видом спорта.

Во-первых, для спортивного тхэквондо характерно и обязательно проведение соревнований. А для соревнований важно не только правильно определить победителя – очень важна безопасность участников. В ВТФ разработано и с успехом применяется защитное снаряжение, которое максимально защищает спортсмена и позволяет показать все элементы сложной техники. Также разработана стройная система правил, позволяющая более объективно определять победителя.

Во-вторых, заниматься тхэквондо можно в любом возрасте – с малых лет до глубокой старости. Тхэквондо благодаря различным методикам и упражнениям может служить и средством укрепления организма, и оздоровительным средством.

Занятия тхэквондо в раннем возрасте развивают двигательные навыки у детей, прививают им культуру движения. На этом этапе у детей закладывается тот фундамент техники тхэквондо, который впоследствии даст возможность выступать на соревнованиях или, если в занятиях давался прикладной (боевой) раздел тхэквондо, поможет в военной службе, работе в силовых органах. Во время тренировок у занимающихся вырабатывается упорство, сила воли, умение работать самостоятельно и в коллективе. Никогда нельзя исключать культурный, эстетический, философский, духовный аспекты тхэквондо. Накладываясь на менталитет русского человека, у тхэквондистов развиваются культура общения, уважение к старшим, родителям и учителям. В возрасте, когда идет становление характера, личности человека, важно, чтобы рядом находились наставник, который всегда поможет, и дружеский коллектив.

В зрелом возрасте занятия тхэквондо помогают поддерживать спортивную форму, сохранить высокий жизненный тонус и бороться с преждевременным старением.

Здоровые, сильные выпускники школы будут готовы с честью нести воинскую службу в рядах вооруженных сил, работать в силовых структурах.

В целом занятия тхэквондо и привлечение молодежи в спортивные секции поможет занять детей и подростков, отвлечь их от улицы, снизить детскую преступность, противостоять наступлению наркотиков. В этом году Всемирная федерация тхэквондо выступила с программой «Исключение наркотиков из всего мира». В программе примут участие все члены Всемирной федерации тхэквондо, а это 166 стран мира. Суть программы – сбор анкетных данных (анкета анонимна) среди занимающихся тхэквондо. Ставится задача исследовать распространение наркотиков среди молодежи и роль тхэквондо в борьбе с применением наркотиков.

Е. Ю. Ключников,

Президент Союза тхэквондо России,

член исполнительного комитета Европейского Союза Тхэквондо (ЕТU),

член исполнительного комитета Всемирной Федерации Тхэквондо (WТF)

Настоящий учебник посвящен виду спорта, входящему в состав наиболее разносторонне развивающих видов физических упражнений, – тхэквондо.

Тхэквондо в мире – один из наиболее молодых олимпийских видов спорта.

Большая популярность тхэквондо объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.

В определенный вид единоборств дети идут для того, чтобы научиться бороться или драться, ибо при любой системе воспитания эти действия во взаимоотношениях будут присутствовать. Обязательно (зачастую втайне от других) они будут мечтать о достижении высоких спортивных результатов, поскольку эти результаты являются средством занятия определенной социальной ниши, так необходимой каждому члену общества.

Но чемпион в весовой категории может быть только один, а претендентов – много. С первых квалификационных соревнований перед большинством учащихся возникает проблема несоответствия его возможностей уровню его притязаний. Многие ребята бросают занятия и идут по более легкому, но неверному пути, в процессе которого можно более «легко» выразить себя (например, податься в «панки», «скинхеды» или – еще легче – к наркоманам).

В интересах общества, в интересах как можно большего числа людей при постановке стратегической цели занятий тхэквондо должен возобладать ориентир на процесс технико-тактической подготовки тхэквондиста, воспитание в нем морально-этических норм поведения, становление его как физкультурника на всю жизнь.

Процесс этот длительный, и не обязательно всем и все время занимать призовые места, даже не обязательно участвовать в соревнованиях с жестким противоборствующим режимом. Необходимо только регулярно посещать занятия, периодически демонстрировать способность показать изученный двигательный материал в меняющихся ситуациях.

Лица, способные к противоборству, могут участвовать в соревнованиях и даже становиться профессионалами, включая соревновательную и тренерскую деятельность. Остальные просто должны иметь возможность выполнять упражнения для своего организма с интересом, биологической и социальной пользой для себя и для общества в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: