Адресаты любовной лирики А.А.Блока - ABCD42.RU

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Проект на тему: «Тема любви в творчестве А. Блока

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Выбранный для просмотра документ тема любви в творчестве а. блока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема любви в творчестве Александра Блока. Проект по литературе. Выполнила: ученица 11 класса Азарова Оксана. Руководитель: учитель русского языка и литературы Писарова Е.М.

Самое истинное в человеке — это его чувства. Поэзия как нечто непостижимое позволяет соприкоснуться с душой человека. Любовь – это одно из самых нежных и сильных чувств человека. Без любви жизнь человека бессмысленна. Только влюбленный имеет право на звание человека . (А. Блок)

Цели проекта: Познакомиться с адресатами любовной лирики Блока. Познакомиться со стихотворениями Блока о любви. Выяснить особенности любовной лирики Блока.

В судьбе А. Блока все переплелось: любовь, мятежные страсти и исторические катаклизмы. Блок всю жизнь писал о любви: о любви небесной и любви земной. Всегда за поэтическим образом женщины у Блока стоял реальный прототип. Кто же они – адресаты любовной лирики поэта?

Первая любовь. Ксения Михайловна Садовская

Знакомство с Ксенией Михайловной Садовской произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи. Ей он посвятил цикл стихотворений «ЧЕРЕЗ 12 ЛЕТ».

Ты всегда и всюду странно Очаровываешь взоры. Я люблю твой взгляд туманный, Я люблю твои укоры. … А когда опустишь очи, Близость сердца сердцем чуя, Я готов во мраке ночи Умереть от поцелуя.

Прекрасная Дама и жена поэта. Любовь Дмитриевна Менделеева.

« Ты – вся моя молодость, моя живая надежда, мое земное бытие. Ты- мой идеал не только «там», но и «здесь». И это было так всегда с тех пор, как я тебя встретил… Я хочу обнять Тебя, гладить Твои волосы, смотреть в Твои глаза».

Любовь Менделеева была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил книгу «Стихов о Прекрасной Даме». В неё вошло 93 стихотворения о любви.

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в мир Прекрасной Дамы, который полон тайн, загадок.

Недосягаемой, недоступной предстаёт перед нами Прекрасная Дама. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне.

Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя. Как ясен горизонт: и лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Выводы: Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

Высокая женщина в черном с глазами крылатыми и влюбленными… Наталья Николаевна Волохова

Вот явилась, заслонила Всех нарядных, всех подруг И душа моя вступила В предназначенный ей круг.

Зимой 1906 г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Николаевной Волоховой. Ей он посвятил циклы стихов 2 тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года.

«Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Вьюга пела. И кололи снежные иглы. И душа леденела. Ты меня настигла. Ты запрокинула голову в высь. Ты сказала: «Глядись, глядись, Пока не забудешь Того, что любишь».

Цикл «Фаина». » Здесь женщина — стихийное начало, дикая страсть. Преступая порог запретного, прикасаясь к тайне, он пишет: Вползи ко мне змеей ползучей, В глухую полночь оглуши, Устами томными замучай, Косою черной задуши.

Выводы: Если в «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает четкий характер «темной женщины», «женщины-змеи».

Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Любовь Андреева Дельмас. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Любовь Александровна была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений.

Ах, как она была хороша, эта медноволосая Кармен! Как божественно пела, как держалась на сцене! Она околдовала его, и он влюбился в оперную диву, позабыв все на свете. Стихи, обращенные к Дельмас, сложились в цикл «Кармен». Два месяца они почти не расставались. Дельмас вернула его к жизни. Все стало музыкой и светом , Блок купался в этой стихии. И искренне пытался наладить с ней «земное счастье».

Насмешкой засветились очи, Блеснул зубов жемчужный ряд, И я забыл все дни, все ночи, И сердце захлестнула кровь, Смывая память об отчизне. А голос пел: Ценою жизни Ты мне заплатишь за любовь! Вывод: В цикле господствуют настроения отчаяния, жажды гибели.

Цикл «Страшный мир». Человеческие чувства, такие как любовь и уважение, исчезают. Вместо них появляются «низкая страсть», бунт «черной крови», «горькая страсть». Лирический герой этого цикла стихотворений одинок: у него нет ни близких, ни друзей, ни любимых. Возвышенная душа протестует против окружающей действительности и ее пошлости. Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой.

Женщины восхищались им, боготворили, преклонялись, но – любили ли? Наверное, нет, и, по-человечески понять их можно. Все на какие-то высоты тянул, а им, земным, было так холодно там, неуютно и страшно. А ему? Ему, может, ещё холодней и ещё страшнее…

В поздней лирике проступает новая трактовка темы любви. Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине — той единственной, которой верен всем сердцем. Россия сравнивается им с верной женой или возлюбленной. Россия — красавица, невеста, О, Русь моя! Жена моя!

Что же делать, если обманула Та мечта, как всякая мечта, И что жизнь безжалостно стегнула Грубою веревкою кнута.

Выводы проекта: В своей ранней лирике поэт обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, гармония и неразгаданная тайна — все это сочетает в себе Прекрасная Дама. Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине — той единственной, которой верен всем сердцем. Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь — к Родине.

Использованные источники: http://www.litra.ru/composition/ http://www.litrasoch.ru/ http://slovo.ws/ http://5litra.ru/ http://vargin.ru/ http://nsportal.ru/ https://prezentacii.org/ http://prezentacii.com/ http://www.zavuch.ru/ http://templated.ru/

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Писарова Елена МихайловнаНаписать 4010 08.12.2015

Номер материала: ДВ-240905

  • Русский язык
  • 11 класс
  • Презентации
    08.12.2015 4099
    08.12.2015 312
    08.12.2015 2791
    08.12.2015 991
    08.12.2015 1328
    08.12.2015 5822

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Аккаунты друзей ребенка в соцсетях регулярно просматривают 30% родителей

Время чтения: 2 минуты

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Билет 12

Новаторство Чехова-драматурга. Принципы «новой драмы». Бывшие и нынешние хозяева вишневого сада в комедии А.П.Чехова.

Новаторство:

1. Новый тип названия. Само название пьесы «Вишневый сад» стало новым в наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему. Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система. В «Вишневый сад», как и в других пьесах Чехова отсутствует

Деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.

Новый вид конфликта. Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта. Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни.

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста. Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

Принципы «новой драмы»:

1. Сближение различных литературных родов – проникновение в драматургию лирической стихии. Важно не событие, а переживание этого события.

2. Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.

3. Разрушается «сквозное действие», ключевое событие, организующее единство классической драмы.

4. Нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет положительных и отрицательных героев.

5. Конфликт приглушён, действие развивается неторопливо, часто прерывается лирическими излияниями героев, воспоминаниями. Особое значение придаётся паузам.

6. Герои многоговорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема непонимания, слова утрачивают смысл.

7. В пьесах много внесценических персонажей. Они расширяют эпическое пространство.

8. Особое значение приобретает неведомый классической драме подтекст: многое скрыто за обычными словами-репликами, за интонацией или жестами.

9. Нет деления актов на явления – появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

Бывшие хозяева вишневого сада:

Любовь Андреевна Раневская Гаев – брат Раневской

Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая.

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Ос­новная ее тема — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психологии дворянства. Характеры и настроения ухо­дящего с исторической сцены класса воплощены в пьесе в образах Раневской и Гаева. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».

Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж. В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям. Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей. Гаев несколько грубоват.

Читайте также  Незаменимые аминокислоты. Классификация витаминов.

Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У них отсутствуют подлинные, глубокие чувства. И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями.

Нынешний хозяин вишневого сада:

Лопахин — единственный в пьесе, кто много и с удовольствием трудится. Заработав большие деньги, не дрожит над ними: постоян­но дает в долг Раневской, зная, что она никогда их не вернет. Он искренне хочет помочь Раневской. Поначалу Лопахин не собирается при­обретать сад, но когда он вместе с Гаевым оказывается на аукционе, то уже не может совладать с собой. В Лопахине сочетается грубость и мягкость, невоспитанность и интеллигентность.

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Определяющей темой в лирике Александра Александровича Блока по праву можно считать тему любви. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт доносит сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.
Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие). В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С., то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).
Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама. Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца). Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).

Адресаты любовной лирики:

Ксения Михайловна Садовская

Знакомство произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение. «Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи. Ей он посвятил цикл стихотворений «Через 12 лет».

Любовь Дмитриевна Менделеева

Она была Прекрасной Дамой Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 93 стихотворения о любви. Менделеева предстает перед нами недосягаемой, недоступной. Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

Наталья Николаевна Волохова

Зимой 1906г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Волоховой. Ей он посвятил циклы стихов второго тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года. Если в «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает характер «темной женщины», «женщины-змеи».

Любовь Андреева-Дельмас

Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Любовь. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Она была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений. В цикле господствуют настроения отчаяние, жажды гибели.

• В своей ранней лирике поэт обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, гармония и неразгаданная тайна — все это сочетает в себе Прекрасная Дама.

• Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине — той единственной, которой верен всем сердцем. Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь — к Родине.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 220 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Адресаты любовной лирики А.А.Блока (стр. 1 из 6)

То, чем он жил в своей жизни, он сжигал дотла в своем творчестве…

Так сказал об Александре Александровиче Блоке Корней Иванович Чуковский, хорошо знавший поэта. Может быть, если найти объяснение этому противоречию, то удастся отыскать ключ к пониманию жизни и поэзии А. Блока.

Порой кажется, что все поэты следуют правилу, провозглашенному К.Батюшковым: «Пиши, как живешь». Желание увериться в этом, мы обращаемся за подтверждением даже к внешности поэтов. Кто не помнит печального и мрачного взгляда лермонтовских глаз, громового баса Маяковского, горделивой осанки Ахматовой. Черты портрета стали частью их поэтического облика.

Но при всей конкретности облика поэта вокруг него всегда образуется некий таинственный ореол. Иногда это происходит оттого, что время многое не сохранило и пустота в биографии стали, как у Лермонтова, атрибутом посмертной славы. Но чаще тайна заключена в самой личности поэта, в его биографии, наполненной необычными событиями и неожиданными переменами в судьбе.

Что же увидим мы, обратившись к биографии Александра Блока?

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал он в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ездил в загородный ресторан, ходил в театр и кинематограф, играл в лото, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на вечные темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня.

Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды он должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Его не слышали, как Пушкина или Лермонтова. Он не был не издателем прогрессивного журнала, не автором политических стихов, угрожающих престолу. Живя в эпоху революции и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, — ни разу не участвовал в бою.

А между тем, есть ли в XX веке другой русский поэт, который жил бы жизнью более интенсивной, чем Блок? Внешнее однообразие жизни поэта только сильнее подчеркивают загадочность его личности, которая несомненно была и источником и производной поэзии, а кто же был вдохновением его поэзии, его музой?

Тема реферата «Александр Блок и его Прекрасные Дамы» актуальна на сегодняшний день, так как в 2010 году исполняется 130 лет со дня рождения поэта.

Цель работы: подробное знакомство с биографией А.А.Блока.

· собрать и изучить материал по данной теме;

· подготовить иллюстративный материал для использования на уроках литературы и во внеклассной работе.

Теперь – за мной, читатель мой,

В столицу севера большую…

Александр Блок появился на свет в один из промозглых петербуржских дней, 16 ноября 1880 года у дочки ректора Петербуржского университета Андрея Николаевича Бекетова. «Саша… Саша ангелочек прелестный… Все вообще его любят…», — записывает в своем дневнике М.А.Бекетова, тетя будущего поэта.

Действительно, как когда-то его мать, он – всеобщий кумир и баловень. С ребенком все возятся. Читают ему Пушкина, Жуковского и стихи Полонского.

Скоро он уже сам твердит их наизусть, порой при няне и маме, порой в полном одиночестве – для себя.

«С раннего детства, писал Александр Блок в автобиографии, — я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим-либо именем».

Литература не только предмет платонического увлечения и преклонения Бекетовых: почти все они пробуют в ней свои силы.

Избалованные отцом сестры Бекетовы оказались совершенно не подготовлены к житейской прозе, неискушенными, не защищенными от неизбежных разочарований. Наиболее экспансивная из них Александра Андреевна (мать поэта), впоследствии в горькие минуты проклинала «этих Бекетовых», виня их за все свои неудачи. Главной своей ошибкой она считала брак с Александром Львовичем Блоком (отец поэта).

Ни Андрей Николаевич, ни Елизавета Григорьевна совершенно не смогли оценить дочернего избранника, предугадать вероятное течение событий и предостеречь горячо любимых детей от опрометчивых поступков.

Бекетовы видели в А.А.Блоке только молодого ученого – правоведа. Поначалу Александре Андреевне просто льстило внимание этого красивого человека, нравились его тонкие комплементы, а в особенности великолепная, полная какого-то «стихийного демонизма» игра на фортепьяно. Когда же он сделал ей предложение, она отказала ему.

«Ася не каялась в своем поступке, — вспоминала М.А.Бекетова, — но мать наша, совершенно покоренная оральным обликом и необычайной музыкальностью Александра Львовича, не могла утешиться после ее отказа и стала говорить Асе, что она оттолкнула необыкновенного человека, с которым могла бы быть счастлива, как ни с кем. Ася начала задумываться, вспоминать прошлое и попала под влияние матери».

Брак совершился 7 января 1879 года и молодые уехали в Варшаву, где Александр Львович получил кафедру в университете. Александре Андреевне было тогда 18 лет, она была очень весела, кокетлива и грациозна.

Через 2 года родные не узнали ее, похудевшую и побледневшую, с потухшими, испуганными глазами. Жизнь с мужем оказалась очень тяжелой. Он истерзал ее своим деспотизмом, вспышками ревности и яростного гнева, скупостью.

Огорченные и возмущенные Бекетовы уговорили Александру Андреевну расстаться с ним, чтобы уберечь и себя и новорожденного сына.

Развод дался ей нелегко. И хотя внешне она скоро оправилась и снова похорошела, разыгравшаяся драма обострила противоречивость ее характера, очень нервного с самого раннего детства.

Она была крайне порывиста, склонна к увлечениям, раздражительна, неуступчива, категорична, эгоистична.

Отец благосклонно отнесся к новому увлечению дочери – скромному, робкому гвардейцу офицеру. Отчимом Блока становится Франц Феликсович Кублицкий-Теоттух. Добряк Франц Феликсович обожает жену, но довольно равнодушен к ее сыну, даже ревнует ее к нему.

Александра Андреевна приходит к выводу, что снова сделала ошибку. Она теперь даже преувеличивает недостатки мужа, целиком погруженного в чуждые ей полковые интересы. С большим трудом выдерживает она роль хозяйки дома, вынужденной принимать сослуживцев и товарищей Франца Феликсовича.

Припадки черной меланхолии усиливаются. Порой она жестоко обижает мужа, мать, сестру. Вся ее любовь сосредотачивается на сыне. Она стала не только его наставником в чтении, но и поверенным его тайн, первым ценителем его стихов, внимательным и чутким советчиком.

«Лучше бы писал да и писал, — не показывая никому, кроме своей матери, если есть она», — как характерен этот поздний отзыв Блока об одном начинающем поэте!

Она приобщила сына к той духовной жизни, которой жила сама, и в первую очередь к литературе. «Ведь писатели, те, которых я особенно люблю, — это отцы моей церкви», — заметила она как-то.

Но эта материнская «церковь» отнюдь не отличалась благосклонностью, смирением, идиллическим покоем.

Один из ближайших друзей Блока, Е.П.Иванов, писал в последствии, что в Александре Андреевне «была ночь с мраком смертным, черным, как тень, поглощающая свет дня… Эта мрачная ночь была одним из двойников в душе матери».

Читайте также  Шибалково семя. Шолохов М.А.

Он тут же оговаривается: «Но в душе матери, как и в душе сына, был другой двойник, светлый, как ясная ночь, простирающаяся всеми звездами своими к заре вечно нового дня».

И его свидетельство, и признание самой Александры Андреевны в письмах к близким людям, и воспоминания Л.Д.Менделеевой–Блок говорят о том, что материнское влияние на Блока было противоречиво, влияние расшатанной, временами просто болезненной психики. И сама Александра Андреевна впоследствии, пережив сына, склонна была принять на себя самые страшные вины. «Я безмерно и непоправимо виновата перед Сашей…» — говорится в одном ее письме.

Однако не была ли нервная, неуравновешенная, мятежная материнская душа и чем-то противостоящим убаюкивающей музыке старой русской семьи, чем-то исподволь подготовившим мальчика к тем бурям, какие он встретит, выйдя за порог родного дома?

Впоследствии Блок писал о герое поэмы «Возмездие», носящем явные автобиографические черты, что «все сильнее в нем накоплялось волнение беспокойное и неопределенное». И очень вероятно, что пе6рвый толчок этому волнению был дан матерью.

В трудные для себя годы поэт сетует на то, что житейские обстоятельства отстранили от него «всех лучших людей, в том числе – мою мать, то есть мою совесть»

Летом 1897 года, во время пребывания вместе с матерью и теткой Марией Андреевной на немецком курорте Бад-Наугейм, Блок познакомился с Ксенией Михайловной Садовской.

«Это была высокая, статная, темноволосая дама с тонким профилем и великолепными синими глазами, — вспоминает М.А.Бекетова. – Была она малороссиянка, и ее красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение».

Блоку не было и 17 лет, ей – 32. К.М.Садовская была почти ровесницей его матери. Всем окружающим, и ей в том числе, влюбленность гимназиста кажется очень забавной.

В несколько дней Блок сильно изменился – он похудел, стал нервен и капризен с родными. Тетка находила смелые отношения племянника – гимназиста и взрослой женщины неприличными. «Он ухаживал впервые, пропадал, бросая нас, — записывает она в дневнике, — был неумолим и эгоистичен, она помыкала им, кокетничала, вела себя дрянно, безумно и недостойно».

Четыре музы Александра Блока

Той Прекрасной Дамой стала Любовь Менделеева, дочь знаменитого русского химика. Любовь Дмитриевна была для Блока одновременно и Музой, и супругой. Однако, как ни была сильна любовь к супруге, Блок увлекался и другими женщинами. Сегодня «РГ» вспоминает тех, кто стал для поэта Музой.

Ксения Садовская

С Ксенией Михайловной Блок познакомился на немецком курорте Бад-Наугейме в 1897 году. Это была его первая любовь, оставившая глубокий след в творчестве поэта. Садовская была старше Блока на 22 года. Курортный роман был бурным, а затем перерос в длительные отношения; 16-летний юноша испытал весь спектр чувств мужчины к женщине — от пылкой влюбленности и неловкого смущения до ярости и ненависти.

Влюбленный Блок писал:

«В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны».

Через двенадцать лет, когда до него дойдут слухи о кончине Садовской, поэт не лестно отзовется о своей первой любви: «Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом».

Впрочем, несмотря на осадок, оставшийся после расставания, Блок в стихах нашел место и теплым чувствам:

«Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит».

Любовь Менделеева

Дочь знаменитого химика Дмитрия Менделеева в свои шестнадцать лет слыла красавицей. Знакомы они с Блоком были с детства, но новая встреча перевернула мир поэта — он встретил Музу, Прекрасную Даму, Любовь. И эти отношения были противоположностью его романа с Садовской.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Они поженились в 1903 году. Сперва Блок видел в своей Идеал, боготворил ее. И это было проблемой в их отношениях. Блок считал, что Муза должна оставаться Музой, и нет никакой необходимости в физической близости. Супруга была в смятении. Особенно учитывая увлечения Блока другими. Но и Любовь Дмитриевна не осталась без внимания: за ней ухаживали «коллеги по цеху» Блока — Соловьев и Белый. А чувства Блока вновь бурлят.

Наталья Волохова

С актрисой труппы Веры Комиссаржевской Блок познакомился во время подготовки постановки пьесы «Балаганчик» (1906 год). Именно в этой драме описан конфликт между поэтом и Андреем Белым, претендовавшим на сердце Любови Дмитриевны. Отношения супругов к этому времени практически разладились…

Блок сходил с ума от эффектной брюнетки, посылал ей цветы и стихи, просиживал у нее в гримерке, встречал после спектаклей. Ходят слухи, что он готов был развестись ради Волоховой, но этот роман завершился вместе с циклом стихов «Снежная Маска».

«Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз.

Они поют из темной ложи:
«Найди. Люби. Возьми. Умчи».
И все, кто властен и ничтожен,
Опустят предо мной мечи».

Любовь Андреева-Дельмас

Оперную певицу Блок повстречал в марте 1913 года. Их дома были по соседству, Блоки жили тогда в доходном доме на Офицерской улице. В течение нескольких месяцев они были неразлучны, даже выступали вместе — он читал стихи, она пела романсы.

«О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!

Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!»

Однако они расстались в 1914 году, когда Блок затосковал по жене, которая не выдержав любовных метаний мужа отправилась санитаркой на фронт.

После возвращения Любови Дмитриевны Блок успокоился, более он не отпускал жену от себя и был ей верен до самой смерти в 1921 году. Любовь Дмитриевна пережила мужа на 18 лет.

Любовная лирика Блока

Статья для написания сочинения на тему: «Тема любви в поэзии А. А. Блока»

На любовную лирику Александра Блока оказали влияние романтическая поэзия XIX века и русский символизм. Его первым литературным увлечением стало творчество В. Жуковского. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность – эти черты романтизма нашли свое выражение в символистских стихах Блока о любви, которую он сначала воспринимал мистически.

Символистская поэзия Блока представлена циклом «Стихи о Прекрасной Даме», в состав которого вошли стихотворения 1901 –1902 годов. Влюбленный в Любовь Дмитриевну Менделееву, Блок увидел в своей избраннице земное воплощение Вечной Женственности. Она стала героиней «Стихов о Прекрасной Даме». На образный строй и стиль этих стихов оказали влияние эстетические принципы старших символистов, Д. Мережковского и В. Брюсова. От них Блок воспринял поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею. А от поэта и философа Вл. Соловьева он воспринял идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира и его спасительнице Софии, Мировой Душе, Вечной Женственности – идеале, предшественницей которого был образ жены, облеченной в солнце, из «Откровения Святого Иоанна Богослова».

Блоковская Прекрасная Дама «зрит далекие миры», она «царица чистоты», носительница «источника света». Закатная Таинственная Дева, Владычица вселенной, Купина. Блок относился к своей возлюбленной, впоследствии ставшей его женой, мистически, с религиозно возвышенным чувством, он видел в ней христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Стихам придан характер молитв, потому что в действительности они, как Блок за-писал однажды в своем дневнике, и являются молитвами, а поэт – это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», его вдохновение сродни вере.

Однако лирический герой цикла раздвоен: в Вечной Женственности он чувствовал и земную женщину. Блок писал Менделеевой о том, что не может «уйти в полную отвлеченность», что она– его «земное бытие». Уже в мистический мир его ранней поэзии входит реальность, которую поэт выразил в теме земной любви: герой желает обнять свою подругу «в упоеньи», настигнуть ее «в терему», «подруга желанная» всходит к нему на крыльцо, обещает отпереть ему дверь «в сумерках зимнего дня». В элегии 1902 года «Мы встречались с тобой на закате. » передано чувство лирического героя не к платонической Прекрасной Даме, не к символу, который является одеждами для истончающейся души поэта, а к земной женщине: «Я любил твое белое платье, / Утонченность мечты разлюбив. » Их встреча – реальность, а не иллюзия. В стихотворении присутствуют конкретные образы: «Ты веслом рассекала залив», песчаная коса, «у берега рябь и камыш». Хотя они и переплетаются с образами «лазурной тиши», «вечернего тумана», дум о «бледной красе», характерными для романтиков и символистов. Блок выразил в стихотворении ощущение неопределенности, некоторой эмоциональной усталости: «Ни тоски, ни любви, ни обиды, / Все померкло, прошло, отошло. », однако такое эмоциональное состояние может отражать не только интимный опыт поэта, но и опыт любого человека. Эта черта, столь свойственная и для поздних элегий А. С. Пушкина, отличала блоковское стихотворение от романтической элегической традиции.

Ранняя лирика Блока не исчерпывается полностью мистическими темами и мотивами, потому что истинный поэт не мог всецело подчинить свое дарование задаче стихотворного переложения отвлеченных идей. При общей мистической настроенности этой лирики в ней подчас свободно и сильно звучит звонкий, вдохновенный и искренний юношеский голос, славящий не «лучезарную глубину» «далеких и чуждых миров», созданных воображением поэта, а радость и прелесть здешнего, земного бытия. Например, стихотворение «Мне снились веселые думы. ». Оно, конечно, тесно связано с темой Прекрасной Дамы. Однако пейзаж в нем вполне конкретен: «веселые красные люди» – это вовсе не условные персонажи поэтического сновидения, а реальные петербургские рабочие, ремонтирующие лодки на реке. Все стихотворение приобретает смысл не в качестве очередной вариации на тему о сбывшемся мистическом «чуде», но как превосходная по своей изобразительной силе картина весеннего ледохода на Неве.

Образ лирического героя в ранних стихах Блока не только «безрадостный и темный инок», покорный раб Прекрасной Дамы, но и просто «красивый и высокий» юноша, полный жизненных сил, соучастник звенящей и буйствующей природы, который сам говорит о себе: «Я и молод, и свеж, и влюблен». Этот юноша вслушивается в «битву жизни» и готов в «мятежный час» сбросить с души своей иго завораживающих мистических снов. В Блоке уже в юности житейское настойчиво боролось с мистическим. В его письмах и дневниковых записях было так много идущего от жизни, а не от отвлеченного умозрения, столько молодого, горячего, задушевного и непосредственного. С рассуждениями о «знамениях», «видениях» и «предчувствиях» в записях соседствуют острые и тонкие наблюдения за жизнью, неизменный интерес к явлениям природы и к мелочам быта – к тополю, собаке, снегу и т. д. Придя к убеждению, что истинное искусство в своих стремлениях все же не совпадает с религией, Блок открыл для себя новую, как он говорит, «прекрасную, богатую и утонченную тему» – тему «мистицизма в повседневности». Обращаясь к картинам и сценам городской жизни, он любил окружать ее ореолом сказочной, романтической фантастики, сталкивая «высокое» и «низкое», рисуя призрачные видения на фоне самой низменной и пошлой обстановки. Типичный пример – написанный в 1904–1908 годах цикл стихов «Город». Здесь прослеживаются традиции изображения города Петербурга, заложенные в «Невском проспекте» и «Портрете» Гоголя, «Преступлении и наказании» Достоевского.

Читайте также  Психология как профессия, Климов Е.А.

Блоковский Петербург населен нищими, рабочими, блудницами. Среди простонародья, «женских ликов», «веселых и пьяных», обитает лирический герой, которому является Незнакомка. Это город фабричных гудков и ресторанов, голодных и сытых. Блок ввел образ города в библейский контекст; в стихотворении «Невидимка» 1905 года появился образ блудницы верхом на звере багряном: «С расплеснутой чашей вина / На Звере Багряном– Жена». Это блоковская версия апокалипсической матери блудниц, восседавшей на багряном звере с чашей, наполненной нечистотой ее блудодейства. Тема конца света была выражена и в городском пейзаже, характерные черты которого – окровавленный язык колокола, «могилы домов», оловянный закат, темно-сизый туман, «серокаменное тело» города, кровавое солнце.

Лирический герой живет здесь, «топя отчаянье в вине». Он, некогда веривший в свой союз с мистической Прекрасной Дамой, в будущую гармонию, теперь переживает крушение астральных иллюзий: «Давно звезда в стакан мой канула». Так в лирику Блока входил образ Незнакомки; она олицетворяла не только астральные тайны, но и соблазны земного быта. Новое воплощение женского начала уже не было символом абсолютной гармонии. Она являлась лирическому герою то в ресторанах, то в «неосвещенных воротах»; в ее портрете было достаточно земного; она была звездой, то ли упавшей на землю с небес, то ли падшей.

Героиня стихотворения «Незнакомка», написанного в 1906 году, – одинокая мистическая дева, в облике которой достаточно узнаваемых черт городской красавицы: шелка, «шляпа с траурными перьями», духи, «в кольцах узкая рука». Банальна и обстановка ее встречи с лирическим героем: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, скука дач, бутафорский блеск кренделя булочной, дамы и «испытанные остряки» и т. д. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, «дальнего берега». За ее темной вуалью лирическому герою видится «берег очарованный и очарованная даль». Образ берега со времен романтической лирики обозначал гармонический, свободный, но недостижимый мир. В художественной системе «Стихов о Прекрасной Даме» образ берега также был знаком, который символизировал драму разъединенности поэта и его мистической избранницы: и лирическому герою «не найти родные берега», и на другом берегу «плачет душа одинокая», и она «на том смеется берегу». В «Незнакомке» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный быт проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ.

Однако в «Незнакомке» трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища», плодом его воображения. Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока еще невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В 1908 году Блок написал включенное в цикл «Возмездие» стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе. », обращенное к Любови Дмитриевне Блок, его бывшей жене, с которой он к этому времени расстался. Однако покинувшая его женщина все равно осталась для него «милой» и «нежной». В стихотворении отображена история их отношений. Лирический герой обращается к возлюбленной с исповедальным монологом о своих чувствах, он выполнен в жанре послания. Женщина – вдохновительница его поэзии, высшая истина, рядом с которой забывались иные идеалы «горестной земли» – доблесть, подвиги, слава. Она же – олицетворение его молодости. Расставшись с ней, он расстался и со своими символистскими иллюзиями: любимая ушла, завернувшись в плащ, цвет которого – синий – был знаковым образом в поэзии символистов.

В шести строфах – история любви, композиционно обрамленная изображением любимой: «. твое лицо в простой оправе». Каждая строфа стихотворения, словно повторяя композиционный принцип пушкинского стихотворения «Я помню чудное мгновенье. », сюжетно и эмоционально самостоятельна и выражает определенный период в жизни лирического героя после измены любимой: забвение, желание обрести иные опоры в жизни: «Вино и страсть терзали жизнь мою», стремление вернуть ее любовь; затем муки сменяются сном о ней и о ее уходе и, наконец, смирением, признанием невозможности вернуть любовь. Однако драматический финал отличает проблематику блоковского стихотворения от пушкинского восприятия любви.

Любовная лирика Блока – одна из вершин русской поэзии. Она свидетельствует о безостановочном пути поэта к более полному и глубокому пониманию жизни. С годами он все больше овладевает благородной простотой стихотворной речи, тончайшим поэтическим мастерством, выражающим разнообразную гамму человеческих чувств и настроений.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • Изобразительное искусство (1497)
  • скульптура (51)
  • живопись (359)
  • Современная живопись (1061)
  • Её величество ЖЕНЩИНА (255)
  • События в мире (139)
  • Природа (127)
  • Отцы и дети (89)
  • Моё видео (28)
  • О возрасте (18)
  • Из раздела «Психология» (11)
  • (1)
  • «Красота спасёт мир» (434)
  • «Юлькины рассказы» (18)
  • Весёлые картинки (32)
  • видео моих друзей (69)
  • Всё о детях (264)
  • Всё о животных (440)
  • Еврейская тема (277)
  • Холокост (17)
  • ЖЗЛ (220)
  • Здоровье (176)
  • Израиль (274)
  • Интересно и необычно (301)
  • Искусство (1149)
  • женщина в мире искусства (155)
  • балет (118)
  • кино (124)
  • кумиры (462)
  • театр (38)
  • эстрада (19)
  • История (209)
  • Кулинарные рецепты (397)
  • Ликбез для «чайников» (299)
  • литература (498)
  • писатели-юмористы (78)
  • Аудиокниги (10)
  • личное (232)
  • Мои фото (42)
  • Мой город (18)
  • Мужчина и женщина (343)
  • Музыка (2265)
  • Аудиоальбомы (259)
  • Авторская песня, барды (43)
  • Видеоальбомы (1145)
  • Кумиры (451)
  • Мысли,мысли,мысли (411)
  • Открытки (13)
  • Подводный мир (11)
  • Поэзия (1096)
  • Всё о любви (134)
  • еврейская тематика (9)
  • Стихи и проза Ирочки Марковой (71)
  • Эпиграммы (5)
  • Юмор (43)
  • Приветствия и поздравления (180)
  • Прикладное искусство (258)
  • куклы (67)
  • народное творчество (7)
  • народные промыслы (7)
  • разное (322)
  • рамочки и фоны (24)
  • Рукоделие (14)
  • Рукоделие (4)
  • слова и выражения (22)
  • смайлики (13)
  • Страны,города,архитектура,традиции (915)
  • Путешествия (38)
  • схемы (9)
  • Украина (118)
  • Фотоискусство (981)
  • Фото дня (39)
  • Старые фото (история) (15)
  • Фото моих друзей (120)
  • Художественное стекло (23)
  • Экстремалы (8)
  • Юмор (883)
  • литература (38)

Цитатник

Десять жизней мистера Траволты Лет двадцать назад голливудский актёр Джон Траволта послал к ч.

Берегите эти земли, эти воды. Художник Колотилов Александр Афанасьевич (Россия, 1946) .

Интересные исторические места Эстонии. Эстония -.

10 вещей, которым я научилась у французов Париж — город, окутанный ореолом романтики, город-ме.

Музыка

Приложения

  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
  • Музыкальный плеер

Видео

Музыкальный плеер

Я — фотограф

Цветёт рододендрон.. Май 2013

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Александр Блок — влюбленный романтик.

Александр Блок — один из самых заметных поэтов-символистов Серебряного века, а еще — влюбленный романтик, для которого его Единственная стала и его женой, и его музой.

Александр Блок был, наверное, самым ярким символистом двадцатого века. Его «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и цикл стихов о Прекрасной Даме до сих пор у всех на слуху. За пронзительной любовной лирикой поэта стоит личная семейная драма. И его единственная любовь и муза.

* * *
Днем вершу я дела суеты,
Зажигаю огни ввечеру.
Безысходно туманная — ты
Предо мной затеваешь игру.

Я люблю эту ложь, этот блеск,
Твой манящий девичий наряд,
Вечный гомон и уличный треск,
Фонарей убегающий ряд.

Я люблю, и любуюсь, и жду
Переливчатых красок и слов.
Подойду и опять отойду
В глубины протекающих снов.

Как ты лжива и как ты бела!
Мне же по сердцу белая ложь..
Завершая дневные дела,
Знаю — вечером снова придешь.

(5 апреля 1902)

Любовь Менделеева и Александр Блок

С Любовью Менделеевой, дочерью знаменитого ученого, Александр Блок познакомился, когда девушке только-только исполнилось 16 лет. Она любила розовый цвет, мечтала стать драматической актрисой и Блоком совсем не прельстилась. Наоборот, называла его «позером с повадками фата». Однако после шести лет почти маниакальных ухаживаний Блока Любовь согласилась стать его женой.

* * *
Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать

По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко —
Покрыло и самый храм.
Я знаю- Ты здесь Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты — там.

(5 ноября 1902)

«Незнакомка» (отрывок)

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

(24 апреля 1906. Озерки)

Любовь Менделеева (17 лет) в роли Офелии в домашнем спектакле Боблово, 1898.

Так земная женщина Любовь Менделеева превратилась в ту самую Прекрасную Даму, Незнакомку и Деву Марию русской поэзии. Блок боготворил ее и в каждом ее жесте видел мистическое знамение. Конечно, позже поэт примет революцию, затем разочаруется в ней и напишет множество значимых произведений на социальные темы. Но в нулевые годы двадцатого века, Блок влюблен, молод, и готов поставить свою жену на пьедестал, чтобы потом всю жизнь ей поклоняться. Неприступная, непорочная и неуловимая – такой он увидел Менделееву впервые, такой и увековечил ее в литературе.

Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось.
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может, была и печаль…
Как сердце мое разрывалось.
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь…
Как сердце мое разрывалось.

Сегодня шла Ты одиноко,
Я не видал Твоих чудес.
Там, над горой Твоей высокой,
Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,
И эти горные пути
Мешали слиться с неизвестным,
Твоей лазурью процвести.

(2 июня 1901)

Их любовь была трагична и – для Блока – вечна: его Прекрасная Дама стала одним из самых красивых образов русской любовной лирики. Несмотря на все трудности Менделеева осталась с ним до самого конца. И уже при смерти поэт скажет, что в его жизни было «две женщины – Люба и все остальные».

здесь совсем другая история о браке Александра Блока. Более подробная и, как мне кажется, более достоверная.

Рубрики: Мужчина и женщина

Метки: Александр Блок

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: