Автобиографичность творчества М. Цветаевой - ABCD42.RU

Автобиографичность творчества М. Цветаевой

Автобиографичность творчества М. Цветаевой

I . Хроника семьи Цветаевой в документах, воспоминаниях и свидетельствах современников

1. Личность, мировоззрение, жизненный и творческий путь Ивана Владимировича Цветаева Марины Александровны Мейн

2. Семья Цветаевых – союз творческих индивидуальностей

II . Автобиографическая проза М.И. Цветаевой в аспекте постижения истоков ее творческой самобытности

1. Характеристика семейного уклада и осмысление роли матери в очерке «Мать и музыка»

2. Очерк «Отец и его музей». Значение отца в формировании бытового и душевно-духовного уклада жизни М.И. Цветаевой

3. Влияние Пушкина на цветаевское видение вещей («Мой Пушкин» как уникальный опыт оценки)

III . Семейная тема в поэзии М.И. Цветаевой

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки…

Именно родители являются первыми воспитателями, имея самое сильное влияние на детей; именно им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту.

Первые требования к личности человека и его поведению как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям и старшим и другие.

Таким образом, семья – это взаимодействие родителей и детей, направленное на формирование лучших человеческих качеств у ребенка. Родители для детей – это, как правило, жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза; дети хотят быть похожими на своих родителей, хотят связать свою взрослую жизнь с человеком, похожим на маму, папу.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им. Именно дети несут в себе заряд той социальной, духовной, нравственной среды, в которой живет семья.

От того, как налажено исполнение всех семейных правил и традиций, как складываются взаимоотношения, зависит направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим в процессе становления ребенка как личности.

Семья – это вечная общечеловеческая ценность, «начало всех начал» для ребенка, своеобразный микромир со своими закономерностями и правилами.

Все перечисленными нами выше характеристики семьи не являются требованием момента – это истины, устоявшиеся в течение долгого времени; они были, есть и будут. Семья в этом отношении, достаточно статичная единица, и значение ее в любую историческую эпоху и в любой социальной обстановке неизменно.

Семья, являясь платформой для строительства гармонически развитой личности, накладывает отпечаток на эмоционально-нравственное восприятие мира, формируя и психическую «среду» человека.

Несомненен тот факт, что личность вообще формируется в первую очередь в рамках семьи.

Марина Ивановна Цветаева – литературный гений ХХ века. Весь ее нелегкий творческий путь увенчан легендами и представляет перед нами как необычная история жизни. Среди многих имен в русской литературе она отличается тем, что глубоко индивидуальна и личностна в своем творчестве. За обилием форм и течений она не потеряла того, что отличает человека и художника. Это порыв души поэта.

Целью нашей работы является рассмотрение семьи Марины Цветаевой в двух аспектах:

1. Семья как фактор и среда формирования творческой личности;

2. Семья как средоточие мотивов творчества художника Марины Цветаевой.

Мы выявляем все реалии, факты и свидетельства современников Марины Ивановны, действительные переживания членов семьи и ее самой, которые впоследствии найдут свое поэтическое преломление в творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Изучение семьи художника не только как реально существовавшей формирующей среды, но и как средоточия мотивов его лирики – вот ракурс рассмотрения вопроса о роли семьи в жизни человека.

В данной работе сделана попытка исследования фактов истории семейной жизни Цветаевых; условий, послуживших основой для формирования семьи, особенностей уклада и мировосприятия цветаевского дома.

В этой связи были изучены и фрагментарно воспроизведены воспоминания современников Марины Цветаевой: В.В. Розанова, А. Жернаковой-Николаевой, М. Сломина, С.И. Липеровской, Э.Л. Миндлина, Н.В. Резниковой – а также членов её семьи – Валерии Цветаевой, Анастасии Цветаевой, Ариадны Эфрон.

Семья, занимающая главенствующее место в жизни в период детства и юности, преломляясь через личностное восприятие, становится темой творчества Марины Цветаевой.

Проза Цветаевой, в этом случае, не что иное, как биография творца. Героями ее произведений становятся реально существовавшие люди, более того, люди, оказавшие огромное влияние на формирование ее как творчески одаренной личности – это Мария Александровна Мейн (очерк «Мать и Музыка»), Иван Владимирович Цветаев (очерк «Отец и его Музей»), Александр Сергеевич Пушкин (очерк «Мой Пушкин»). Эти произведения дают полную картину среды, «родившей» гения. Говорить о достоверности и индивидуальности образов позволяет тот факт, что в своей автобиографической прозе Марина Цветаева выступает как исследователь своего детства, родителей, среды, времени.

Примечательно, что прозу и поэзию Марины Цветаевой объединяет родство мотивов: поэзия и проза – различное воплощение одних и тех же переживаний, восприятия действительности. Автобиографическая проза требует от писателя максимальной объективности в отражении жизненных реалий, а поэзия – средство самораскрытия.

Через автобиографическое повествование Марина Цветаева вводит нас в мир своей семьи, чтобы показать, как её захлестнула «стихия», унесшая в мир поэзии.

Мир семьи, а вместе с тем и детства – казалось бы, очень замкнутый – в творчестве Марины Ивановны существует внутри круга ее основных раздумий тех лет: О Поэте, Времени, Человеке с его соотнесенностью с действительностью.

Поэтическое творчество Цветаевой освещено избирательно: прежде всего стихотворения, посвященные теме семьи, отражающие действительные события и переживания поэта, мотивы, общие для автобиографической прозы и поэзии; психологическая сторона цветаевского творчества, обусловленность выбора художественно-изобразительных средств, приемов, отдельных образов.

Изучением Марины Цветаевой как поэта, прозаика занимались известные литературоведы В. Швейцер, А. Саакянц, И. Кудрова, Г. Седых, А. Белова, М. Маслова; результаты исследования которых отражены в данной работе.

Таким образом, для своего исследования мы избрали три группы объектов:

документальные свидетельства о семье Цветаевых;

автобиографическая проза Марины Ивановны Цветаевой, воссоздающая семью как формирующую среду и детство как пору становления;

отдельные поэтические тексты, раскрывающие семейную тему.

В процессе работы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

– осуществить обзор документальных свидетельств о семье М.И. Цветаевой;

– рассмотреть отдельные прозаические произведения М.И. Цветаевой с точки зрения автобиографизма;

– на основе анализа автобиографической прозы выявить наиболее значимые факторы становления личности художника М.И. Цветаевой;

– сопоставить идейную и жанрово-стилевую специфику очерков–эссе «Мать и Музыка», «Отец и его музей», «Мой Пушкин»;

– обозначить сквозные мотивы прозы и поэзии М.И. Цветаевой, определяемые и связанные темой семьи.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и перечня литературы.

Глава I . Хроника семьи Цветаевых в документах, воспоминаниях и свидетельствах современников

Дипломная работа: Автобиографичность творчества М. Цветаевой

I. Хроника семьи Цветаевой в документах, воспоминаниях и свидетельствах современников

1. Личность, мировоззрение, жизненный и творческий путь Ивана Владимировича Цветаева Марины Александровны Мейн

2. Семья Цветаевых – союз творческих индивидуальностей

II. Автобиографическая проза М.И. Цветаевой в аспекте постижения истоков ее творческой самобытности

1. Характеристика семейного уклада и осмысление роли матери в очерке «Мать и музыка»

2. Очерк «Отец и его музей». Значение отца в формировании бытового и душевно-духовного уклада жизни М.И. Цветаевой

3. Влияние Пушкина на цветаевское видение вещей («Мой Пушкин» как уникальный опыт оценки)

III. Семейная тема в поэзии М.И. Цветаевой

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнуки…

Именно родители являются первыми воспитателями, имея самое сильное влияние на детей; именно им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. С первых дней после рождения, когда ребенок еще беспомощен и нуждается в элементарном уходе, он усваивает родительские интонации, воспринимает эмоциональную атмосферу семьи, учится слушать и слышать, откликаться на ласку, ценить красоту.

Первые требования к личности человека и его поведению как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почтительным к родителям и старшим и другие.

Таким образом, семья – это взаимодействие родителей и детей, направленное на формирование лучших человеческих качеств у ребенка. Родители для детей – это, как правило, жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза; дети хотят быть похожими на своих родителей, хотят связать свою взрослую жизнь с человеком, похожим на маму, папу.

Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им. Именно дети несут в себе заряд той социальной, духовной, нравственной среды, в которой живет семья.

От того, как налажено исполнение всех семейных правил и традиций, как складываются взаимоотношения, зависит направленность и характер семейного воспитания. Отношения в семье формируют в ребенке соответствующие черты характера и личностные качества. Фактор личной жизни родителей, характер их отношений между собой и с детьми является определяющим в процессе становления ребенка как личности.

Семья – это вечная общечеловеческая ценность, «начало всех начал» для ребенка, своеобразный микромир со своими закономерностями и правилами.

Читайте также  Биография Василий Васильевич Кандинского

Все перечисленными нами выше характеристики семьи не являются требованием момента – это истины, устоявшиеся в течение долгого времени; они были, есть и будут. Семья в этом отношении, достаточно статичная единица, и значение ее в любую историческую эпоху и в любой социальной обстановке неизменно.

Семья, являясь платформой для строительства гармонически развитой личности, накладывает отпечаток на эмоционально-нравственное восприятие мира, формируя и психическую «среду» человека.

Несомненен тот факт, что личность вообще формируется в первую очередь в рамках семьи.

Марина Ивановна Цветаева – литературный гений ХХ века. Весь ее нелегкий творческий путь увенчан легендами и представляет перед нами как необычная история жизни. Среди многих имен в русской литературе она отличается тем, что глубоко индивидуальна и личностна в своем творчестве. За обилием форм и течений она не потеряла того, что отличает человека и художника. Это порыв души поэта.

Целью нашей работы является рассмотрение семьи Марины Цветаевой в двух аспектах:

1. Семья как фактор и среда формирования творческой личности;

2. Семья как средоточие мотивов творчества художника Марины Цветаевой.

Мы выявляем все реалии, факты и свидетельства современников Марины Ивановны, действительные переживания членов семьи и ее самой, которые впоследствии найдут свое поэтическое преломление в творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Изучение семьи художника не только как реально существовавшей формирующей среды, но и как средоточия мотивов его лирики – вот ракурс рассмотрения вопроса о роли семьи в жизни человека.

В данной работе сделана попытка исследования фактов истории семейной жизни Цветаевых; условий, послуживших основой для формирования семьи, особенностей уклада и мировосприятия цветаевского дома.

В этой связи были изучены и фрагментарно воспроизведены воспоминания современников Марины Цветаевой: В.В. Розанова, А. Жернаковой-Николаевой, М. Сломина, С.И. Липеровской, Э.Л. Миндлина, Н.В. Резниковой – а также членов её семьи – Валерии Цветаевой, Анастасии Цветаевой, Ариадны Эфрон.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Статья «Стилистические особенности автобиографической прозы М.И. Цветаевой»

    Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

    Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

    откроется в новом окне

    Выдаем Удостоверение установленного образца:

    Стилистические особенности автобиографической прозы М.И.Цветаевой.

    Многие исследователи, такие как Николина Н.А., Кудрова И. и др., в своих работах рассматривают особенности автобиографической прозы вообще и конкретных авторов в частности. Это вызвано следующими причинами. В литературе нового времени наблюдается процесс «размывания» жанровых границ, однако ряд тематических жанров, возникших сравнительно поздно, сохраняет устойчивые содержательные и формальные признаки. К таким жанрам относится и автобиографическая проза. Сам термин возник достаточно поздно – в 19 веке, но, несмотря на это, мы знаем, что автобиографические произведения были известны и в античную эпоху, и в средние века. Особый интерес представляет автобиографическая проза выдающихся художников слова.

    Цель данного исследования заключается в выявлении некоторых идиостилевых особенностей автобиографической прозы Цветаевой. Под идиостилем понимается «стиль личности во всём многообразии её многоуровневых и текстовых проявлений» [1].

    Предметом изучения являются стилистический особенности автобиографической прозы поэта. Язык М.И. Цветаевой специфичен, она использует различные средства для передачи своих мыслей. Это и языковая игра, и различные художественные средства, такие как метафора, гипербола, контраст, повторы и др.

    В задачи работы входит анализ словоупотребления М.И.Цветаевой с точки зрения стилистической маркированности, тематических и семантических особенностей использованных автором языковых средств. Материалом для исследования являются произведения Цветаевой из сборника «Автобиографическая проза» [2]. В работе были использованы такие методы исследования, как наблюдение, семантико-стилистический и контекстологический анализ.

    Прежде чем говорить об автобиографической прозе М. Цветаевой, напомним основные этапы её биографии, ведь без знания жизни автора невозможно понять особенности его творчества.

    М.И. Цветаева – поэт, прозаик, драматург. Начала печататься с 13 лет. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова «поэтесса» по отношению к себе, называя себя «поэт Марина Цветаева». Судьба её очень трагична. К началу Первой мировой войны у нее было две дочери – Ариадна и Ирина. В голодные годы «военного коммунизма» Цветаева была вынуждена отдать младшую Ирину в приют, где девочка умерла от голода. После эмиграции М.И. Цветаева возвратилась в Советский Союз в 1939 году. Родина встретила её настороженно и почти враждебно. «Она жила уже сверх возможного, одним чувством долга» [3]. 31 августа 1941г. Цветаева покончила с собой. О жизни поэта можно писать очень много, т.к. её биография изучена досконально.

    С детства в памяти М. Цветаевой отложились воспоминания, о которых она впоследствии напишет в своих прозаических сочинениях. Свою прозу Цветаева называет автобиографической. В современном значении слово автобиография впервые фиксируется, причем как неологизм, в 1844 г. В «Англо-немецком королевском словаре». По определению В. Дильтея, «автобиография – это высшая и наиболее поучительная форма, в которой находит выражение понимание жизни» (цит. по: [4]).

    Автобиографические произведения Цветаева начала писать очень рано. Ещё в гимназические годы она написала первую повесть «Четыре». Но не менее важно другое: свой дневник Цветаева начала ещё в 10-летнем возрасте. Продолжая вести его всю жизнь, с записями в разных блокнотах и тетрадях, она уже не могла потом без него обходиться. Из таких-то записей и родилась цветаевская проза начала 20-х гг. В 1923г. М. Цветаева обработала их и составила книгу очерков, назвав её «Земные приметы».

    В апреле 1933г. Она получает письмо из России, извещавшее её о смерти сводного брата Андрея. Это послужило толчком к созданию серии эссе – тех, в которых поэт воскрешает атмосферу родительского дома. В своей прозе Цветаева чаще всего создавала портреты как своеобразные реквиемы, как отклик на известие об уходе из жизни людей, с которыми она дружила, которых любила. В год смерти В. Брюсова был написан очерк «Герой труда» (1924), сразу же после получения известия о смерти М. Волошина – «Живое о живом» (1932), брата Андрея – «Дом у старого Пимена» (1933), Андрея Белого – «Пленный дух» (1934), актрисы Голлидей – «Повесть о Сонечке». Но знаменательно! Это всегда реквием без оплакивания, напротив, чуть ли не праздничное воскрешение живого облика человека в живой атмосфере. Её проза стоит на стыке документальности и художественности, исторического, подлинного и преображенного.

    Проза М.И. Цветаевой, как и её поэзия, — не для любителей легкого чтения. Впервые входить в нее – непросто, нужно время, чтобы привыкнуть к особому ритму и особой словесной эстетической насыщенности. Никакие каноны прозаической формы не соблюдаются. Ни завязки, ни развития событий, ни кульминации мы не найдем в её прозе. Внутренние части – главки и подглавки, обозначенные иногда простым отступом или прочерком, связаны друг с другом предельно свободно.

    М. Цветаева – замечательный стилист, она прекрасно владеет словом и стилем. Ей доступны тончайшие оттенки юмора, иронии, сарказма, проникновенного лиризма и энергичной мужественности.

    Между тем в её текстах мы редко встретим «гладкий» язык и легкий синтаксис. Чтобы верно понять иной образ или фразу из цветаевской прозы, нужно непременно услышать их на слух. Например: «Это было целое живое нечеловеческое попоясное племя, страшно-властное и не совсем доброе, бездетное и бездедное, не живущее нигде, как на столе или за щитком ладони, но тогда и зато – с какой силой»! [2]. Дар записи интонации особенно ярко проявился в диалогах и монологах героев её произведений. Цветаева пишет так, что читатель буквально слышит модуляции голоса говорящего. Например: «Это ты, когда я со взрослыми играла в карты и кто-то, нечаянно и неизменно, загребал мой выигрыш, вгонял мне обратно в глаза – слезы, в глотку – слово» [2]. Она очень ценит гибкость и богатство живой устной речи, потому что только с его помощью она может записать «процесс» рождения мысли. Звукопись активно входит в арсенал выразительных средств её поэзии, — и, обратившись к прозе, Цветаева не забывает об этом приобретении. Например, «в земле живут ужи-мертвецы, а этого мертвеца зовут Ужо, потому что он немножко ужиный, ужовый, с ужом рядом лежал» [2].

    Постоянное внимание автор уделяет игре слов, создавая новые формулы и афоризмы. Например, «памятник Пушкина был не памятник Пушкина (родительный падеж), а просто Памятник-Пушкина, в одно слово» [2]. Ещё пример: «Всё – миф, так как не-мифа – нет, вне-мифа – нет, так как миф предвосхитил, и раз навсегда изваял – всё» [2].

    Любимейшее средство Цветаевой-художника – укрупнение. Автор особенно часто прибегает к гиперболам не только в творчестве, но и в обычных письмах. Например: «Пушкин, проносящий над головой всё море, которое ещё и внутри него» [2].

    Вся поэтика прозы состоит из соединения контрастов. С одной стороны, это предельно раскованный язык, использующий резервы разговорной речи говорящего. Например: «У Пушкина были волосы вверх и губы наружу» [2]. С другой стороны, для стилистической манеры автора характерны упругая отточенность формулировок, повышенная ёмкость слова. Например: «Расизм до своего зарождения Пушкиным опрокинут в самую минуту его рождения» [2]. Ещё пример: «Чем больше я гляжусь в бездонный колодец памяти, тем резче встают мне навстречу два облика Макса: греческого мифа и германской сказки» [2]. Наряду с отмеченным, в произведениях Цветаевой очень много окказионализмов, включая метафоры, эпитеты, часто содержащие индивидуально-авторские оценки различных явлений. Например: «взлобье горы», «страхобесие», «лиловизна», «негрский мальчик», «страховская туча», «копошение серебра». Все эти индивидуально-авторские новообразования Цветаева использует для того, чтобы особенно ярко и точно выразить свои мысли, которые она хотела донести до читателя.

    Читайте также  Жизнь и творчество В.В. Маяковского

    Подводя итог, отметим, что автобиографическая проза Цветаевой значительно отличается от автобиографической прозы других писателей. Поэт нарушает каноны прозаической формы, делая свой текст богаче, ярче и выразительнее. Всё это ещё раз подтверждает то, что Цветаева – уникальный художник не только в поэзии, но и в прозе.

    Болотнова Н.С. Филологический анализ текста. Томск, 2006.

    Цветаева М.И. Автобиографическая проза. М., 1991.

    Кудрова И. Просторы М. Цветаевой: поэзия, проза, личность. М., 2002.

    Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.

    Творчество Цветаевой

    Марина Цветаева вписала в историю русской поэзии свою, новаторскую, исполненную высокого драматизма, страницу. Ее наследие огромно: более 800 лирических стихотворений, 17 поэм, 8 пьес, около 50 прозаических вещей, свыше 1000 писем. Сегодня все это приходит к широкому кругу читателей. И одновременно перед читателем раскрывается трагический путь великой поэтессы.

    Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве. Ее отец — Иван Владимирович Цветаев — был личностью во многом примечательной: ученый, профессор, педагог, директор Московского Румянцевского Публичного музея, создатель Музея изящных искусств на Волхонке, знаток языков и литературы. Отец связывал Марину Цветаеву с искусством мира, с историей, филологией, философией. Знание языков и любовь к ним Марины Цветаевой воспитано семьей.

    Мать — Мария Александровна — урожденная Мейн, происходила из обрусевшей немецко-польской семьи. Она была блестящей пианисткой, знала иностранные языки, занималась живописью. От матери к Марине перешла музыкальность, причем не просто способность к блестящему исполнительству, а особый дар воспринимать мир через звук.

    В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Маме нужен был мягкий климат, и с осени 1902 года семья Цветаевых уехала за границу: в Италию, Швейцарию, Германию. Марина и ее сестра Ася жили и учились в заграничных частных пансионах.

    В Германии осенью 1904 года мама Цветаевой сильно простудилась и они пребрались в Крым. Год, прожитый В Ялте, сильно повлиял на Марину, она увлеклась революционной героикой. Вскоре умерла Мария Александровна, которую летом 1908 года перевезли в Тарусу. Она скончалась 5 июля. Марине было тогда всего 14 лет.

    Осенью 1908 года Марина пошла в интернат при московской частной гимназии. Она в это время много читает. Среди любимых книг — «Нибелунги» , «Илиада» , «Слово о полку Игореве», а среди стихов — «К морю» Пушкина, «Свидание» Лермонтова, «Лесной царь» Гете. Вольная романтическая стихия своеволия и строптивости во всем близка Цветаевой с молодых лет.

    В 16 лет одна уехала в Париж, чтобы в Сорбонне прослушать курс старофранцузской литературы, тогда же начала печататься. А вообще стихи начала писать рано: с 6-ти лет, и не только на русском, но и по-немецки и по-французски.

    В 1910 году Марина Цветаева издает на свои деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом». Весной 1911 года, так и не окончив гимназии, она уехала в Крым. В Коктебеле, гостя у М. Волошина, она познакомилась с будущим мужем Сергеем Эфроном. Он был сыном революционером, сирота. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, верный спутник и друг всей ее жизни, адресат многих стихов, к которой она будет обращаться в разные годы. В августе 1913 года умирает отец Иван Владимирович Цветаев.

    Произведения 1913-1916 годов Марина Цветаева соберет в книгу «Юношеские стихи», куда вошли стихотворения «Бабушке» (1913), «Генералам 12-го года» (1913), «Вам одеваться было лень» (1914), «Мне нравится, что Вы больны не мной» (1915) и многие другие. Эта книга никогда не была напечатана. А между тем был канун Революции, и скорее всего повинуясь голосу интуиции, Цветаева стала писать стихи о России. В 1916 году сложился новый сборник «Версты», который выйдет только в 1922 году.

    С весны 1917 года для Цветаевой наступил трудный период. К Февральской революции она отнеслась безучастно. Происходившие события не затронули души, как человек она в них отсутствует. В апреле 1917 года Марина Цветаева родила вторую дочь Ирину. В самый разгар Октябрьских событий Марина Ивановна в Москве, а затем с мужем уезжает в Коктебель к Волошину. Когда же через некоторое время она вернулась в Москву за детьми, обратного пути в Крым уже не было. Так, с поздней осени 1917 года началась для Марины Цветаевой расставание с мужем.

    Осенью 1919 года, чтобы как-то прокормить детей, она отдала их в Кунцевский детский приют, но заболевшую Алю пришлось забрать домой и выхаживать, а в это время Ирина умерла от голода. Но как много она в это время писала! С 1917 по 1920 год она успела создать больше трехсот стихотворений, большую поэму — сказку «Царь-девица», шесть романтических пьес. И кроме этого сделать множество записей, эссе. Цветаева находилась в поразительном расцвете творческих сил.

    14 июля 1921 года Цветаева получила известие от мужа. Он написал, что находится в Чехословакии. 11 мая 1922 года Цветаева навсегда оставляет свой дом в Москве и едет к мужу вместе с дочерью. Начинается долгая эмиграция. Сначала- два с половиной месяца в Берлине, где она успела написать около двадцати стихотворений, затем в Чехии три с половиной года и с 1 ноября 1925 года — во Франции, где прожила тринадцать лет. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. За границей жилось бедно, неустроенно, тяжело. Во Франции ей многое не нравилось, Она чувствовала себя никому не нужной, Эфрор тянется к Советскому Союзу и в начале тридцатых годов стал сотрудничать в «Союзе возвращения на родину».

    В 1930 году Цветаева написала стихотворный реквием на потрясшую ее кончину Владимира Маяковского, цикл стихов К Пушкину (1931). В 1930-е годы главное место в творчестве Марины Цветаевой стала занимать проза. В прозе она уходила от воспоминания, так родились «Отец и его музей», «Мать и музыка», «Жених».

    Вся цветаевская проза носила автобиографический характер. Печальные события — кончины современников, которых любила и чтила, служили другим поводом для создания очерков-реквиемов; «Живое о живом» (о М. Волошине), «Пленный дух» (об Андрее
    Белом), «Нездешний вечер» (о М. Кузмине). Все это было написано в период с 1932 по 1937 год. И еще Цветаева пишет в это время статьи, касающиеся проблемы поэта, его дара, призвания; «Поэт и время», «Искусство при свете совести». «Эпос и лирика современной России», «Поэты с историей и поэты без истории». Но это было еще не все. За границей ей удалось напечатать несколько отрывков из своих дневников разных лет: «0 любви», «0 благодарности». Появляются в это время и стихи. Так она создаёт оду своему неразлучному верному другу — письменному столу — цикл «Стол».

    В «Стихах к сыну» Цветаева напутствует будущего человека, которому всего семь лет, в августе 1937 года Ариадна, а вслед за ней и Сергей Яковлевич, уезжают в Москву. 12 июня 1939 года Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием возвращается в Советский Союз. Ей — 46 лет.

    Семья, наконец, воссоединилась. Все вместе они поселись в подмосковном Волшево, Но это последнее счастье было недолгим: 27 августа арестовали дочь Ариадну, потом ее несправедливо осудили и почти 18 лет она провела в лагерях и ссылке. (Только в

    1956 году она была реабилитирована за отсутствием состава преступления.) В октябре 1939 года был арестован Сергей Яковлевич, а осенью 1941 года его расстреляли.
    С этого момента у Марины Ивановны началась тяжёлая жизнь: болел сын, она ничего не знала о своих близких, стояла в тюремных очередях, занимается переводами с французского, немецкого, английского, болгарского, польского и других языков.

    В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов при Гослитивдате, Война застает ее за переводами испанского поэта Гарсиа Лорки, погибшего от рук фашистов в Гренаде.

    8 августа 1941 года Марина Ивановна уезжает в эвакуацию, в Чистополь, а потом в Елабугу. Там она не может найти работу, никакую. даже чернорабочей её не берут. Ненужность, страх за сына вынуждает её совершить самоубийство. Она уходит из жизни в последний солнечный день лета 31 августа 1941 года, Уходит в конечном счете потому что не может больше подчиняться силам, которые перекрыли ей все способы существования.

    Автобиографизм в прозе Цветаевой

    Автор: liska0197 • Март 28, 2018 • Курсовая работа • 6,974 Слов (28 Страниц) • 541 Просмотры

    ГЛАВА 1. АВТОБИОГРАФИЗМ И АВТОБИОГРАФИЯ КАК

    ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 5

    1.1 Автобиографизм и автобиография 5

    1.2 Возникновение жанра автобиографии 9

    1.2.1. Жанр автобиографии в западноевропейской литературе 9

    1.2.2. Жанр автобиографии в русской литературе 10

    1.3. Автобиографизм прозы М. И. Цветаевой 14

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ

    ПРОЗЫ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ 17

    2.1 Мифологизм 17

    2.2 Отказ от пространственных и временных границ 22

    2.3. Предметный символизм 24

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

    Марина Ивановна Цветаева является выдающейся личностью в истории русской литературы. Творческое наследие Цветаевой – это уникальный и значимый культурный феномен.

    Творчество М. И. Цветаевой вызывает большой интерес у исследователей, но его изучение происходит неравномерно. В 30-е годы автобиографические произведения Цветаевой не пользовались успехом и были практически неизвестны, их изучение начинается только в 60-е годы. В это время появляется первая монография Саймона Карлинского под названием «Марина Цветаева: её жизнь и творчество», которая была впервые опубликована в 1966 году на английском языке.

    Читайте также  Ферромагнетизм. Модель Изинга

    80-е годы можно назвать самым плодотворным этапом в изучении творчества Марины Цветаевой. Появляются обобщающие монографии таких исследователей, как М. А. Разумовская, С. Карлинский, В. К. Лосская, А. А. Саакянц, Дж. Таубман, И. В. Кудрова, В. А. Швейцер, Л. В. Зубова.

    Прозу М. И. Цветаевой в отдельности изучали А.А. Саакянц, И.В. Кудрова, И.А. Бродский, В. А. Швейцер. Единственная монография, посвященная прозе Цветаевой, была создана польским ученым З. Мачиевским («Проза Марины Цветаевой как программа и портрет художника») и издана в 1982 году. Конкретно автобиографическую прозу исследовали В. А. Швейцер, А. А. Саакянц.

    Актуальность нашей работы заключается в том, что большая часть исследований посвящена личности и поэзии Цветаевой, а её автобиографическая проза остается не до конца изученной.

    Объектом данного исследования является автобиографическая проза Цветаевой как целостный феномен.

    Предмет исследования – автобиографические произведения М. И. Цветаевой («Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Хлыстовки»).

    Цель работы заключается в выявлении особенностей автобиографической прозы М. И. Цветаевой.

    Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нам необходимо выполнить следующие задачи:

    – определить содержание таких понятий, как «автобиографизм» и «автобиография»;

    – охарактеризовать автобиографическую прозу М. И. Цветаевой в целом;

    – проанализировать автобиографические произведения «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Хлыстовки» и выявить их особенности.

    Методологической основой исследования послужили работы Е. Е. Вахненко, М. М. Бахтина, В. А. Мильчиной, С. И. Ельницкой, И. В. Кудровой, Л. В. Зубовой, В. А. Швейцер, А. А. Саакянц.

    В курсовой работе использовались такие методы исследования, как анализ, сравнительный метод, биографический метод.

    Практическая значимость исследования заключается в том, что наша работа может быть использована для подготовки к практическим занятиям, посвященным творчеству М. И. Цветаевой.

    Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа; заключения и списка использованной литературы.

    ГЛАВА 1. АВТОБИОГРАФИЗМ И АВТОБИОГРАФИЯ КАК ЯВЛЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ

    1.1. Автобиографизм и автобиография

    Автобиографизм можно считать постоянным свойством литературы, потому что каждый автор пишет, опираясь на собственный жизненный опыт. Даже если события, о которых говорится в тексте, не происходили с писателем, он всё равно предлагает читателю именно своё видение. Но это совсем не значит, что каждое произведение является автобиографическим. Например, М. Медарич в статье «Автобиография / автобиографизм» дает такое определение автобиографизму: «Автобиографизм – это стилистически маркированный литературный прием, представляющий собой эхо жанра автобиографии; он проявляется в текстах, которые сами по себе не являются автобиографией, не писались и не воспринимались как автобиографии» [16, с. 5]. Следовательно, для того, чтобы узнать, что представляет собой автобиографизм, нужно разобраться с понятием «автобиография».

    Марина Цветаева

    краткая биография

    Роль и место в литературе

    Марина Ивановна Цветаева – великая русская поэтесса и переводчик. Ее яркая, к сожалению, короткая биография всегда вызывала много вопросов у искусствоведов, но так и осталась до конца не разгаданной. Ее трагическая судьба с неожиданными поворотами событий до сих пор вызывает огромное количество вопросов.

    Марина Цветаева была яркой представительницей женской поэзии в ее лирическом исполнении. Ее стихотворения пронизаны исключительной доверительностью, способностью передачи тончайших движений женской души.

    Цветаева далеко не всегда была понятна современникам. Видимо, советская литература не особо нуждалась в женских излияниях, отдавая предпочтение эпохальным темам. Поэтесса остро чувствовала это, отсюда и чрезвычайное внутреннее напряжение, присущее практически всем ее стихам.

    Происхождение и ранние годы

    Дом Цветаевых в Москве

    Родина Марины Цветаевой – Москва. Родилась она 26 сентября 1892 года в семье интеллигента, профессора Московского университета и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева. Мать поэтессы – пианистка Мария Мейн.

    Марина в детстве

    Мать мечтала видеть Марину музыкантом, но девочку больше привлекала филология. В 6 лет Марина сочинила свои первые стихотворения. Несчастье постигло семью, когда мать Марины заболела тяжелой формой туберкулеза. Отец пытался лечить ее на курортах Италии и Германии, но болезнь одержала победу. В 1906 году Марии Цветаевой не стало.

    Забота о трех дочерях и сыне легла на отца. Ввиду постоянной занятости, он не мог полностью посвящать себя детям. Возможно, из-за этого в девочках так рано проснулась самостоятельность и интерес к политической и общественной жизни.

    Образование

    В детстве Марина обучалась музыке, на этом категорично настаивала ее мать. Она также дала девочкам неплохое начальное домашнее образование.

    В возрасте 8 лет Марина училась в женской гимназии в Москве, после этого в Лозанне. Из-за постоянных переездов Марине довелось поучиться в католическом пансионе, во французском интернате, затем в немецком пансионе Фрайбурга.

    Овладев несколькими европейскими языками, Марина довольно хорошо зарабатывала на переводах. В 1908 году Марина поступила в Сорбонну и стала слушательницей лекций о старофранцузской литературе.

    Творчество

    В 1910 году увидел свет первый сборник стихотворений «Вечерний альбом». На него реагируют Н. Гумилев и В. Брюсов. Следующий сборник, изданный в 1912 году, назывался «Волшебный фонарь». Войдя в круг известных поэтов, Цветаева получает возможность посещать заседания литературных кружков. Третий сборник стихов «Из двух книг» вышел в 1913 году. В 1916 году Цветаева написала очередной цикл стихотворений.

    Цветаева и Эфрон

    Следующий цикл был посвящен гражданской войне. В 1920 году вышли поэмы «На красном коне», «Егорушка», «Царь-девица». В 1922 году Цветаева решила эмигрировать в Прагу. Во время эмиграции были изданы поэмы, прославившие поэтессу за рубежом – «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

    С 1925 года Марина Цветаева жила во Франции. Все эти годы не прекращалась переписка с Пастернаком. Было написано много стихотворений, однако только малая их часть была опубликована. В 1928 году парижское издательство напечатало последний прижизненный сборник поэтессы «После России».

    За рубежом прозу Цветаевой предпочитали ее стихам, поэтому она в те годы писала больше повестей и рассказов. В 1930 году были написаны стихи, вошедшие в цикл о Маяковском, смерть которого потрясла Цветаеву.

    Фрагмент стихотворения

    Уж сколько их упало в эту бездну… М.И. Цветаева

    Уж сколько их упало в эту бездну,

    Настанет день, когда и я исчезну

    С поверхности земли.

    Застынет всё, что пело и боролось,

    Сияло и рвалось:

    И зелень глаз моих, и нежный голос,

    И будет жизнь с ее насущным хлебом,

    С забывчивостью дня.

    И будет всё — как будто бы под небом

    Главные произведения

    Поэзия Цветаевой чрезвычайно разнообразна, но больше всего она известна как сочинитель любовной и философской лирики.

    В Париже с сыном Георгием

    Философское стихотворение «Идешь, на меня похожий» написано в двадцатилетнем возрасте и посвящено смыслу человеческой жизни. Изящным легким слогом поэтесса раскрывает тему жизни и смерти.

    «Дружить со мной нельзя» – так называется стихотворение о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины. В нем Цветаева критикует себя, сравнивает с крутящейся мельницей и отказывается погружаться в чувства.

    Отношениям с Мандельштамом посвящено стихотворение «Вчера еще в глаза глядел». В нем говорится об изживших себя отношениях, и о том, как непросто остаться лишь друзьями. Душевная пустота терзает героиню, но попытки вернуть отношения не предпринимаются.

    Философским стихотворением «Уж сколько их упало в эту бездну» Цветаева озвучила свои самые тайные тревоги и переживания. Она рассуждает о том, что жизнь конечна, и уход ее из этого мира ничего не изменит на земле.

    Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной» — реакция на безответную любовь к мужу сестры. Молодой человек был без ума от ее таланта, но равнодушен к ней как к женщине. Душевные терзания и стали результатом рождения этого прекрасного стихотворения.

    Последние годы

    В 1939 году Цветаева вернулась в Россию. В 1941 году дочь Марины Ивановны была арестована и сослана на 15 лет. В том же 1941 году был расстрелян муж Цветаевой Сергей Эфрон.

    Эти трагические события подвели поэтессу к решению уйти из жизни. 31 августа 1941 года ее нашли мертвой на съемной квартире. Похоронили ее в городе Елабуга на местном кладбище.

    Хронологическая таблица (по датам)

    Год (годы) Событие
    1892 Год рождения М.И. Цветаевой
    1900 Поступление в частную гимназию
    1903 Учеба в пансионе в Лозанне
    1910 Выход сборника «Вечерний альбом»
    1912 Вышел сборник «Волшебный фонарь»
    1917-1920 Работа над книгой «Лебединый стан»
    1922-1925 Написание основного количества стихов, поэм, эссе и др.
    1928 Последний сборник, изданный при жизни
    1938 Возвращение в Москву
    1939 Арест дочери и мужа
    1941 Не стало М.И. Цветаевой

    Интересные факты

    • Цветаева первые стихи написала в 6 лет на нескольких языках;
    • первый сборник издала на собственные деньги;
    • многие стихи Цветаевой положены на музыку;
    • у Цветаевой было трое детей;
    • агентство Цветаевой называлось «Оле-Лукойе»;
    • поэтесса страдала близорукостью, но принципиально не носила очки.

    Память о поэте

    Памятник в Москве

    В мире существует 8 музеев, посвященных Цветаевой

    О жизни Цветаевой были сняты документальные фильмы

    Памятник и дом-музей Цветаевой в Москве

    Памятник в г. Таруса

    Памятник работы Церетели в Строгино

    Именем Цветаевой названы улицы многих городов России

    Мемориальный дом-музей в г. Королев

    Литературно-художественный музей в Башкортостане

    К 90-летию Цветаевой ее именем была названа одна из малых планет

    Художественный фильм «Зеркала», 2013 года о жизни Цветаевой в эмиграции и после нее

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: