Биография Ахмеда Яссауи - ABCD42.RU

Биография Ахмеда Яссауи

allib.org

1. Биография

2. Литература

3. Сайты

4. Хикметы

Биография

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи (1093-1166 гг.) — мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник, основоположник тюркской ветви суфизма. Яссауи родился в городе Яссы, в 1093 г., согласно другим источникам — в 1103 г., 1036 г., 1041 г. и ушел из жизни в 1166 г. в г. Сайрам (Исфиджаб).

Отец Ахмета, Ибрагим был образованным человеком. Первым учителем и воспитателем ребёнка был Арыстанбаб. После его смерти, в 17 лет, Ахмет прибыл в город Яссы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв.). С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском; стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани в городе Бухара. В результате всестороннего духовного образования и глубокого познания основ суфизма, Ходжа Ахмет Яссауи удостаивается сана знатока суфизма и возвращается в г. Яссы. Здесь он основывает суфийский орден «Яссави». Суфизм был новым мистико-аскетическим течением в исламе. В Центральной Азии суфизм получил распространение в IX-X вв., что выражалось в создании школ отдельных суфийских толков, оформлявшихся в ордена, во главе которых стояли наставники.

К Яссауи шло большое количество поклонников и паломников. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые «баба», распространили учение Яссауи в Туркестане, среди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии.

Согласно легенде, в 63 года Ходжа Ахмет Яссауи вынужден был уйти от мирской суеты для служения Всевышнему. Последние годы жизни Яссауи провел в подземной келье города Яссы, около мечети. Данный свой поступок он объясняет следующим образом: «Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком». В 1166/67 г. Ходжа Ахмет Яссауи умер и, как великой святой, был похоронен в городе Яссы. Существуют различные данные о продолжительности жизни Ходжа Ахмет Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим — до 85 лет. По предположению турецкого исследователя Ф. Копрулу, Хожа Ахмет Яссауи прожил 120 лет. Казахский поэт Ж. Аймаутов, опираясь на хикметы самого Яссауи, считает, что он прожил 125 лет.

Ходжа Ахмет Яссауи был первым талантливым тюркским поэтом, написавшим свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Среди наиболее известных его произведений — «Диван-и хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-ул Кулуб» («Зеркало души»), «Пакыр-нама» («Сказание о бедном»). Но наиболее известной, дошедшей до нас в нескольких вариантах, является «Диван-и хикмет» («Книга мудрости») Ходжа Ахмета Яссави, которая написана на старотюркском языке с кыпчакским диалектом и относится к общему наследию тюркоязычных народов. Оригинал не сохранился, до нас дошла лишь копия XV-XVI века. В этом произведении обобщены основные положения ясавийского тариката. «Диван-и хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи проповедовал ислам и способствовал укреплению мусульманства в народе.

Исторические документы свидетельствуют, что «Диван-и Хикмет» Ходжа Ахмета Яссауи переписывался множество раз, редактировался, дополнялся. Рукописи «Диван-и Хикмет» хранятся, в основном, в библиотеках Ташкента, Санкт-Петербурга, Стамбула. В последние десятилетия «Диван-и Хикмет» несколько раз переиздавался как за рубежом, так и в Казахстане.

По мнению исследователей тюркской ветви суфизма, суфийская школа Ходжа Ахмета Яссауи имеет свои особенности. Как обязательное условие нравственно-духовного совершенствования и постижения Бога она требовала прохождения пути, основными этапами которого были: шариат, тарикат, хакикат, магрифат. Шариат — означает ведение благочестивой жизни согласно предписаниям ислама; тарикат — это мистический путь, означающий отречение от мирского; магрифат — мистическое познание и достижение экстаза, временного единения с Богом, хакикат — стадия постоянного общения с Богом в состоянии фана, когда суфии путем подавления мирских желаний достигает совершенства.

В «Диван-и-хикмете» большое внимание уделяется толкованию четырех позиций: шариата, тариката, хакиката, магрифата. По мнению Ахмета Яссауи, без шариата, тариката, магрифата невозможен хакикат (т. е. приближение к Аллаху). Само определение человека невозможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход. Благодаря Яссауи суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него — стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.

По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник — мавзолей, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мавзолея три раза приравнивалось Хаджу к Мекке. Мемориальный комплекс Ходжа Ахмеда Яссави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5х65,5 метров) с порталами и куполами. Толщина внешних стен – почти 2 метра, стены центрального зала — 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 комнат. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости.

Представленный далее список отражает литературу, имеющуюся в фонде ОДЮБ им. Алтынсарина г. Костанай.

Литература

Бондаренко, Ю. Я. Ахмед Ясави — святой и мятежный / Ю. Я. Бондаренко // Мысли вслух. Заметки о культуре. — Костанай, 2006. — С. 51-54.

Гонгало, В. Становление правовой и философской мудрости казахского народа / В. Гонгало // Саясат. — 2008.- № 7. — С. 53-69.

Доброта, Л. Взгляд сквозь века, или Как сохранить Цитадель / Л. Доброта // Казахстанская правда. — 2012. — 16 ноября. — С. 15.

Жетписбаева, Б. А. Древнетюркская литература: учебник / Б. А. Жетписбаева. — Алматы: Юридическая литература, 2007. — 256 с.

Жетписбаева, Б. А. Тюркская литература Х — ХII вв: для шк. с рус. яз. обучения: в пом. учителю / Б. А. Жетписбаева. — Алматы: Литера, 2001. — 88 с.

Келимбетов, Н. Многотомное собрание сочинений. Т. 10. Древние литературные памятники тюркских народов / Н. Келимбетов; сост. Ш. Нематова, А. Нематов; предисл. К. Келимбетов; пер. с каз. Г. Толегулулы.- Алматы: Раритет, 2014. — 477 c.: портр.

Классическая литература. Х-ХІІ вв // Жетписбаева Б. А. Древнетюркская литература: учебник. — Алматы. — 2007. — С. 185-252.

Кусаинов, Ш. Поучительный рассказ в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. — 2005. — №10. — С. 190-192.

Кусаинов, Ш. Чувство как состояние в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. — 2005. — № 9. — С. 159-160.

Кусаинов Ш. Теософия корпуса хикметов ходжи Ахмеда Йасави / Ш. Кусаинов // Простор. — 2011. — № 7. — С. 112-135.

Қасқабасов, С. Немеркнущее слово: [об устном народном творчестве Казахстана] / С. Қасқабасов // Қасқабасов, С. Алтын жылға: зерттеулер мен мақалары. — А., 2013. — С. 117-155.

Петраш, Ю. Г. Тень средневековья / Ю. Г. Петраш. — Алма-Ата: Казахстан, 1981. — 152 с.

Предания Адаевцев о святых, секты Ханафие, живших и умерших на Мангышлаке / сост. С. Ф. Мажитов // История Казахстна в русских источниках ХVІ — ХХ веков: народные предания об исторических событиях и выдающихся людях Казахской степи. Т. ІХ. — Алматы, 2007. — С. 128-141.

Средневековые города на Великом шелковом пути // Иллюстрированная история Казахстана: С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. — Алматы, 2004. — Т. 1: Казахстан от эпохи палеолита до монгольского нашествия. — 2004. — С. 259-302.

Средневековые поэты / пер. О. Жанайдарова // Озера степные: два тысячелентия поэзии: сборник произведений казахской поэзии V-ХІХ вв.- Алматы.- 2008. — С. 63-72. — (Жыр жауһары).

Сайты

2. http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/content/history/portret/yasavi.htm

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A5%D0%BE%D0%B4%D0%B6%D0%B8_%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0_%D0%AF%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B8

4. http://visitkazakhstan.kz/ru/guide/places/view/460/

5. http://www.unesco.kz/natcom/turkestan/r12_divan.htm

6. http://kazakhstan.orexca.com/rus/khoja_akhmet_yassavy.shtml

7. https://www.youtube.com/watch?v=523Q0w7ukDA

8. https://www.youtube.com/watch?v=mRgkY2dfcsE

9. https://www.youtube.com/watch?v=55Z6MqX9CeE

Хикметы

Для мусульман мои хикметы будет учителем
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.

Произнеся «Бисмилляхи. » я начну сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты (слов)
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь кровью,
Открываю я страницы сказаний «Дафтар-и сани».

Благословляю вас жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен собою.

Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших духом, будь мягок,
Если такой несчастливец в неведении, поделись сокровенным знанием
В судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему,
Я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов.

Обездоленных, несчастных, осиротевших знал Пророк
В ту ночь вышел он в М`аридж чтобы увидеть,
Спросить и посочувствовать обездоленным,
И я тоже решил пуститься по следам несчастных.

Если ты умен и мудр заботься о нищих
Как Мустафа собирай и опекай сирот повсюду
От алчных и подлых, держась подальше
Убереги себя и стань как полноводная река.

Превратившись в черствого, злоязыкого, коварного
Лжеученый, читая Коран не делает благодеяния.
Нет у меня состояния, чтобы растратить
Боясь гнева Хак -а, без огня сгораю я.

Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.
Эти слова услышав, я от Всевышнего передаю вам.

Если он не суннит и неверный, то пропадет
От черствых и злоязыких Аллах отворачивается
От имени Аллаха им уготован ад.
Эти слова, услышав от дамоллы — передаю вам.

Приняв правила суннитов, стал правоверным,
Спустившись в подземелье один, получил озарение.
Поклонников Всевышнего видел много и понял:
Грешные радости и наслаждения отсек кинжалом.

Грешные чувства сбили с пути, погубили
Заставили важничать перед простым людом, унижая их.
Не давали читать молитвы и заклинания, сдружили с шайтанами.
Заставил себя отдалиться, пронзив острием кинжала, плотское.

Жаждущие лучезарной славы бездарные рабы.
Безвинных заставляют унижаться.
Беийты, аяты, хадисы для них ерунда,
Поэтому я утопаю в неизбывном тяжком горе (из-за невежд)

В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, который на рассвете поет печальные песни свои.
В те часы хочу увидеть лучезарный облик
Моего Аллаха, глазами сердца своего.

Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.

Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не оденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонения,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.

Помогай всем людям, работай как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.

Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек, самая высшая благодарность.

Если ты правоверный — иди по пути пророка к Аллаху
Если услышишь их имя, поклоняйся и восхваляй их.
Попробуй судьбу обездоленных и несчастных, учись у них.
Стань опорой несчастным и калекам, пойми их.

Милостивый Создатель мой, поставь на верный путь,
Своею милостью и любовью озари.
Своих заблудших рабов направь на верный путь,
Без тебя невозможен этот путь.

Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя, должен быть надежный ученик
Работая усердно, они должны заслужить высшую благодарность.
Такие любящие и преданные будут отмечены Всевышним.

Люди влюбленные в Создателя, достигли своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюбленным,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут на том свете.

Если ты влюблен, люби так,
Пусть ароматом донесется до людей сила твоей любви
Как только услышит имя Аллаха, готов ко всему.
Такой влюбленный не нуждается в земном.

Ходжа Ахмед Ясави — духовный наставник тюрков

Ходжа Ахмед Ясави — мусульманский поэт, выдающийся алим и праведник. Он жил в период установления одного из первых исламских тюркских государств под правлением Караханов в Средней Азии. Принято считать, что он родился в 1093 году.

Читайте также  Диалекты в творчестве С.А.Есенина

Его настоящее имя — Ахмед бин Мухаммед бин Ибрахим бин Ильяс. Однако этот учёный-мыслитель известен также как «Пир-и Туркестан», «Хазрет-и Туркестан» , «Хазрет-и Султан», «Ходже Ахмед», «Кул Ахмед Ходжи».

Ахмед Ясави появился на свет в городке Сайрам, недалеко от Чимкента в Казахстане. После смерти отца вместе со старшей сестрой он переселился в местечко Яси. Позже благодаря этому он получит известность под именем Ясави.

Известно, что его отцом был известный алим того времени, происходящий из рода Али (радыяллаху анху), — Ибрахим Шейх, который обосновался в городке Сайрам; матерью же Ахмеда Ясави является Айша Ана. Ибрахим Шейх начал заниматься воспитанием и образованием мальчика после того, как тому исполнилось семь лет.

После смерти отца духовным наставником юноши стал Арыстан Баба. В возрасте 27 лет Ясави отправился в Бухару, где брал уроки у выдающегося учёного-мыслителя Юсуфа Хамедани. Вместе с учителем он обошёл центры исламской культуры — Марв, Бухару, Херат, Самарканд, побывал во многих землях Туркестана. Находясь при Юсуфе Хамедани, к более зрелому возрасту Ахмед Ясави преуспел во всех науках того времени.

В Бухаре он получил от своего наставника свидетельство об окончании обучения, после чего на него была возложена миссия передачи знаний. После смерти Хамедани он какое-то время продолжает его дело, но вскоре передаёт эстафету преподавания самому выдающемуся ученику Юсуфа Хамедани — Абдулхалику Гудждувани, и возвращается в Яси.

К тому времени город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Здесь алим начинает просветительскую деятельность. Ясави объясняет повеления и запреты в Исламе, продолжает заниматься обучением юношей. С каждым днём количество его учеников возрастает, и в короткий срок его имя становится известным на территории всего Туркестана, в Маверауннахре, Хорасане и Хорезме. Тысячи подопечных Ясави со всех земель Туркестана, получив его воспитание, начали вести проповедническую и распространили Ислам от Индийского полуострова до Идиля, от Великой Китайской Стены до Дуная. Обитель их была прибежищем для бедных и беспомощных. Этот скромный алим, посвятивший свою жизнь поклонению Аллаху, в свободное время тесал деревянные ложки, ковши и половники, и тем обеспечивал себя и свою семью.

Ахмед Ясави решил уйти из мира в 63 года, в возрасте Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Праведник построил во дворе обители подземную мечеть, куда можно было попасть по лестнице, где и прожил до самых последних дней. Это время он с ещё большим рвением и богобоязненностью посвятил поклонениям и молитвам. Неизвестно, сколь долго длилась это уединение, однако, предположительно под землёй он прожил около 10 лет. Считается, что Ясави умер в 73 года.

Ахмед Ясави был похоронен в городке Яси на берегу реки Сайхун. Он считается наставником всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура (1336—1405) как признание и в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников.

По преданиям, Ахмед Ясави приснился Тимуру, жившему два столетия после него, и сообщил радостную весть о предстоящем завоевании Бухары. Приняв это как знак свыше, эмир вышел в поход. Одержав победу, он решил посетить могилу праведника в Яси, питая особое чувство почтения и благодарности к этому аулия. Посетив скромное захоронение, Тимур приказал своим приближённым воздвигнуть величественный мавзолей и сам непосредственно внёс предложения в проект. Так началось возведение целого комплекса строений под руководством самого известного архитектора Туркестана того времени — Ходжи Хусейна Ширази. Во главе архитектора века строительство мавзолея закончилась за два года, и опять же по приказу эмира Тимура рядом с мавзолеем были возведены мечеть, обитель дервишей, кухня и ряд подсобных зданий, которые все вместе образуют ансамбль.

Ахмед Ясави был блестящим знатоком арабской и персидской литературы, но предпочёл тюркский диалект, понятный для его соотечественников, недавно познакомившихся с Исламом. Основной причиной стало то, что родной для его окружения язык внёс бы куда весомый вклад в дело воспитания новообращённых мусульман. Сборник стихов Ясави «Хикмет» веками передавался из уст в уста. В 15 веке книга приобрела письменный вид под названием «Диван-и Хикмет». Издание переходило из рук в руки как особо почитаемое. Эти стихи, написанные в стиле задушевной беседы на простом тюркском языке, в короткий срок распространились от Великой Китайской Стены до берегов Средиземного и Мраморного морей.

«Диван-и Хикмет» — это религиозно-нравственная книга, содержащая уроки Ислама и мусульманской морали. Большая часть её стихов была передана Ясави во время беседы с дервишами в прихожей своей подземной кельи.

Вначале сочинение наставника копировалось от руки, но, впоследствии, с помощью печатной технологии, количество экземпляров увеличилось. Известно, что «Диваны» в течение прошлых двух столетий 17 раз публиковались в Ташкенте, в Стамбуле — 9 раз, пятикратно в Казани и в Бухаре. После распада Советского Союза и с появлением новых возможностей в тюркоязычных странах «Диван-и Хикмет» много раз выходил в свет под различными названиями.

Ахмед Ясави

Ходжа Ахме́д Ясави́ (Йассауи; каз. Қожа Ахмет Йассауи , узб. Xoja Ahmad Yassaviy , туркм. Hoja Ahmet Ýassawiy , в народе также известен как Хазрет Султан каз. Әзірет Сұлтан , узб. Хазрат Султон ; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан [1] ) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. По одним сведениям он писал на чагатайском языке [2] [3] [4] . По другим — на кипчакском диалекте тюркского языка [5] .

Содержание

Биография

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим [5] умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыстан-Баба [5] . Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани [6] .

К тому времени, когда он вернулся в Яссы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

Ясави похоронен как национальный святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура(1336-1405) в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша. Учение, которое он основал, получило название Яасавийя-тарика. Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке. [7]

Читайте также  Ивановский И. Д. Возникновение вирусологии как науки

Легенды Ходжи Ахмеда Ясави

  • Предания называют Арыстан-Баба учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Ясави. Именно Ясави Арыстан-Баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. По легенде, Арыстан-Баб был сподвижником (Сахаба) пророка Мухаммада. Однажды пророк Мухаммад и его сподвижники сидели и ели хурму. Один из плодов все время выпадал из блюда, и пророк услышал откровение: «Эта хурма предназначена для мусульманина Ахмеда, который родится на 400 лет позже Вас». Пророк спросил у своих сподвижников, кто передаст эту хурму будущему хозяину. Никто не вызвался. Пророк повторил свой вопрос, и тогда Арыстан-Баб ответил: «Если Вы у Аллаха выпросите 400 лет жизни, то я передам хурму».

Согласно народным преданием и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфижоб» и книга Куприлозада), Арыстан-Баб через 400 лет стал наставником Ходжи Ахмеда Ясави и действительно передал ему косточку хурмы [8] .

Примечания

  1. Islam in the Soviet Union: From the Second World War to Perestroika
  2. Писал на чагатайском языке
  3. переводы с чагатайского на казахский язык
  4. Ясави первым из религиозных деятелей своего времени стал излагать духовные наставления на чагатайском
  5. 123Ходжа Ахмет Ясави
  6. Y. N. Öztürk: The Eye of the Heart (Redhouse Press Istanbul 1988), p.49
  7. Devin Deweese «The Politics of Sacred Lineages in 19th-century Central Asia: Descent groups linked to Khwaja Ahmad Yasavi in Shrine Documents and Genealogical Charters» International Journal of Middle Eastern Studies Vol.31 (1999) pp507-530
  8. АРЫСТАН-БАБА МАВЗОЛЕЙ

Ссылки

Суфизм
Тарикаты Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия
Персоналии Аль-Газали • Джунайд • Ибн Араби • Рабия аль-Адавия • Руми • Халладж
Терминология Ваджд • Вахдат ал-вуджуд • Гайб • Зикр • Инсан камиль • Макам • Нафс • Сама • Силсила • Тарикат • Хакикат • Фана
Суфийские ранги Ариф • Дервиш • Ишан • Кутб • Мурид • Муршид • Пир • Факир • Эфенди
Категория · Commons · Портал

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ахмед Сукарно
  • Ахмед Ясин

Смотреть что такое «Ахмед Ясави» в других словарях:

АХМЕД ЯСАВИ — (ок. 1105 66) среднеазиатский поэт суфий и проповедник (см. Суфизм). Сборник мистических духовных стихов Сокровенное (издан 1878), приписываемый Ахмеду Ясави, оказал влияние на развитие тюркоязычной поэзии … Большой Энциклопедический словарь

Ахмед Ясави — (около 1105 1166), среднеазиатский поэт суфий и проповедник (см. Суфизм). Сборник мистических духовных стихов «Сокровенное» (издание 1878), приписываемый Ахмеду Ясави, оказал влияние на развитие тюркоязычной поэзии. * * * АХМЕД ЯСАВИ АХМЕД ЯСАВИ … Энциклопедический словарь

Ахмед Ясави — АХМÉД ЯСАВИ́ (ок. 1105–66), ср. азиат. поэт, проповедник суфизма. Сб. мистич. духовных стихов Сокровенное (изд. 1878), приписываемый А. Я., оказал влияние на развитие тюркоязычной поэзии … Биографический словарь

Ахмед Ясави — (около 1105 1166) среднеазиатский суфийский поэт и проповедник. Писал на чагатайском языке. Автор сборника мистических духовных стихов «Хикмат» (изд. 1878). Ценность сборника определяется главным образом народными формами вошедших в него… … Большая советская энциклопедия

Ходжа Ахмед Ясави — Ходжа Ахмед Яссави Қожа Ахмет Яссауи [[Изображение:‎|200px|Портрет]] Мавзолей Ахмеда Ясави в Туркестане Ходжа Ахмед Яссави (Яссауи) суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, умер в 1166 году в городе … Википедия

Ясави — Ясави, Ахмед Ходжа Ахмед Ясави Қожа Ахмет Яссауи суфийский поэт и мистик Место рождения: Сайрам Дата смерти: 1166 год(1166 … Википедия

Ясави, Ахмед — Ходжа Ахмед Йасауи Памятник суфийскому поэту и мистику в Туркменистане … Википедия

Ахмед Яссави — Ходжа Ахмед Яссави Қожа Ахмет Яссауи [[Изображение:‎|200px|Портрет]] Мавзолей Ахмеда Ясави в Туркестане Ходжа Ахмед Яссави (Яссауи) суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, умер в 1166 году в городе … Википедия

Ходжа Ахмед Яссави — Қожа Ахмет Яссауи [[Изображение:‎|200px|Портрет]] Мавзолей Ахмеда Ясави в Туркестане Ходжа Ахмед Яссави (Яссауи) суфийский поэт, родился в Сайраме на территории современного Казахстана, умер в 1166 году в городе … Википедия

Туркестан (город) — У этого термина существуют и другие значения, см. Туркестан. Город Туркестан каз. Түркістан Герб … Википедия

Ахмед Ясави и его роль в распространении ислама среди тюркских народов

Ахмед Ясави занимает особое место в духовной и культурной истории тюркских народов. Он сыграл огромную роль в распространении ислама среди тюрков, а также является автором одной из самых ранних суфийских поэм на тюркском языке, пишет Джамалидин Канабаев.

Есть два основных элемента, которые формируют нацию. Первый – это религия, второй – язык. Если религия – это ядро цивилизации, то язык – ядро культуры. При исчезновении хотя бы одного из этих элементов нация перестает быть таковой.

Вплоть до появления в XIV в. накшбандии самым распространенным тарикатом Туркестана оставался тарикат ясавия, сформировавшийся на основе учения Ходжи Ахмеда Ясави (ум. 1166 г.). Родился он в городе Сайрам, который сейчас находится в Шымкентской области Казахстана, учился в Бухаре, а после смерти своего учителя поселился в Яссе, где занимал пост духовного наставника.

В те времена ислам только утверждался в регионе, особенно среди кочевых тюркских племен. Главное, что отличало Ахмеда Ясави от других духовных наставников того времени, это то, что он проповедовал на чагатайском языке, хотя сам он был учеником персидского муршида Юсуфа Хамадани (ум. 1130) и учился в медресе, где основными языками были арабский и персидский. Чагатайский язык – это средневековый среднеазиатско-тюркский письменно-литературный язык. Обращаясь к кочевникам на их родном языке, простыми словами, на понятном для них уровне Ахмед Ясави способствовал распространению ислама среди них. Город Яссы в народе стал именоваться Туркестаном – «Страной тюрков». Под этим названием город и сейчас значится на карте. Ходжа Ахмед Яссави был прозван Пир-и Туркистан – Пиром Туркестана. В те времена даже получило распространение высказывание: «В Медине – Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмад». Тарикат ясавия получил известность как тюркский тарикат. Такое положение он сохранял на протяжении веков.

Распространяя ислам среди тюркских племен, Ахмед Ясави использовал и такие любимые народом виды искусства, как поэзия и музыка. На чагатайском языке написан его знаменитый «Диван-и хикмат». Ахмад Ясави, создавая свои стихи, стремился просветить тюркские племена. Его «Хикматы» получили феноменальную популярность среди народа. Его стихи переписывались множество раз, редактировались, дополнялись, передавались из уст в уста, из поколения в поколение, призывая народ к честности, справедливости, доброжелательности и терпению. Большинство из них было положено на музыку.

Надпись в Сайраме (узб.) «Здесь, на Ханском мосту, Арыстан-Баб передал святому тюркского народа Хазрет Султану аманат пророка — хурму» / Источник: ru.wikipedia.org

Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай,

Одари, уважь их, душу им осветли.

Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.

Эти слова, услышав от Всевышнего, – передаю вам.

Самая ранняя рукопись «Диван-и хикмат», дошедшая до наших дней, относится к XVII в. Хотя высказываются сомнения по поводу того, что «Диван-и хикмат» полностью написан Ахмадом Ясави, можно заявить, что исходя из языка и приводимых в нем мыслей, этот труд по большей части является плодом творчества этого великого суфия или его учеников.

Исполнив поминание, я стал сумасшедшим.

Кроме Истинного никого не признавал,

Летел как бабочка, ищущая свет,

А теперь, прокричав впустую, я сник.

Ни родословной, ни происхождения не помню,

Лишь имя Аллаха твержу я всегда.

Стал близок к чистоте и справедливости.

И теперь я понял мотивы дурных дел.

Почтовая марка СССР, 1989 год / Источник: ru.wikipedia.org

Ахмед Ясави способствовал принятию ислама тюркскими народами не только в Туркестане, но и в других регионах, отправляя туда своих учеников. Например, распространению ислама среди башкирских племен способствовал его ученик Хусейн-бек.

Читайте также  Ревматизм. Теория происхождения ревматизма

Многие из учеников Ахмада Ясави почитались народом как святые на протяжении веков. Это Мансур Ата, Суфи Мухаммад Данишменд Зернуки, Сулейман Хаким Ата, Баба Мачин, Эмир Али Хаким, Лукман Перенде, Имам Мергази, Хасан Булгани, Шейх Усман и другие.

На могиле великого святого Амир Тимур в XIV в. воздвиг грандиозный мавзолей, который и сейчас притягивает миллионы паломников из разных стран.

Легенды степей Казахстана. Наследие Х. А. Яссауи

Прежде чем начать свой рассказ о Ходжа Ахмет Яссауи, мне бы хотелось немножко рассказать об особенностях его учения, ведь именно он создал суфийский орден «Яссави» в Казахстане.
(Интересный факт, кстати: «Яссауи» — это нисба (имя-прозвище по месту рождения). В то время (в XII веке), Туркестан был известен как город Ясса.)
Лучше всего описание суфизма дает забавная легенда-притча. Попробую ее пересказать здесь.

Однажды, один проповедник на лодке причалил к одинокому селу, где жил и проповедовал суфи. Люди в нем жили доброжелательные и любознательные, встретили проповедника с открытыми сердцами и улыбками на лице. «В какого вы веруете, кого почитаете?» — спросил их он. «Мы просто поем и танцуем, и считаем, что Создатель есть в каждом из нас!» — ответили ему гостеприимные люди. «Что?!», — вскричал проповедник, — «Это святотатство! Вам нужен срочно Свет истинной Веры, несчастные! Иначе бродить вам вечно впотьмах и гореть в геенне огненной!» «Хорошо, Мастер!» — ответили жители села, и согласились учиться. Провел проповедник в том селе некоторое время, и наконец, решился отправиться в обратный путь. Провожали его жители села с великой благодарностью. Но вот отплыл он от берега и вдруг слышит крик. Обернулся, а к нему бежит юноша по воде и размахивает руками: «Учитель! Мы забыли как правильно читать третью молитву! Не откажешься остановиться и напомнить нам?» Замер проповедник на месте в изумлении, глядя на человека, спокойно стоящего на воде, а когда пришел в себя, лишь промолвил в ответ: «Что вы там делали до меня? Пели и танцевали? Так продолжайте петь и танцевать дальше». Понял он, что лишь искренняя Вера в Создателя, в промысел Божий способны творить чудеса.

Суфийская школа Ходжа Ахмет Яссауи для постижения Бога требовала прохождения человеком особого пути:
1. Шариат — ведение благочестивой жизни (соблюдение законов Веры, правил и традиций).
2. Тарикат — отречение от всего мирского.
3. Магрифат — мистическое познание и временное единение с Богом (познание религии).
4. Хакикат — постоянное общение с Богом, приближение к Нему.

Яссауи призывает в своем учении к честности и терпеливости, покорности, опираясь на слова Пророка: «Основа веры — совесть», это, по его мнению «Золотой мост», ведущий душу в рай. Яссауи считал, что в каждом человека живет частица Создателя, что каждый человек может стать однажды святым. Он учил людей быть добрыми и справедливыми, милосердными и сострадательными, чем и завоевал свое признание и всенародную любовь.
Жизнь великого святого была наполнена трудностями. Как уже говорилось в других легендах, он был последователем и учеником Арыстан Баба. После смерти своего учителя, по преданиям Ходжа Ахмет Яссауи направился в Бухару, где еще долгое время учился у Абу Йусуфа Хамадани, и только после окончания медресе, он пошел по пути проповедования и распространения ислама. Говорят, что 30 долгих лет он испытывал на себе все тяготы и трудности миссионерской жизни, подвергался гонениям и преследованием, и лишь посетив многие-многие города, он вернулся в родную Яссу (Туркестан).

Со временем Ходжа Ахмет Яссауи стал известным и почитаемым мудрецом, но в 63 года он покидает мирскую жизнь, добровольно заточив себя в подземелье, объяснив это своим последователям и ученикам, что больше возраста пророка (а Пророк Муххамед отошел в Мир иной, достигнув 63-го возраста) ему жить не стоит. Став истинным продолжателем дела Пророка, Яссауи посчитал для себя невозможным видеть солнце дольше, чем видел его Муххамед. Сколько он прожил после этого — мнения расходятся: называется отрезок от 75 до 125 лет.

Ходжа Ахмет Яссауи был не только великим мыслителем и философом своего времени, духовным наставником, лекарем, предсказателем, мистиком, но и талантливейшим поэтом. Его руке принадлежит «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости»), «Мират-ул Кулуб» («Зеркало души»), «Пакыр-нама» («Сказание о бедном»), и многие другие труды, которые люди заучивали наизусть и передавали из уст в уста в те давние времена.

Ну, а в продолжение рассказа об этом удивительном святом я расскажу легенды, что удалось услышать…

ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ

ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ (1093-1166) — основатель поэзии суфизма, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Он пользовался таким почетом и уважением, что еще при его жизни появилось выражение «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжа Ахмет».

Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.

Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом. С 63 лет он заточил себя в подземелье и остальную жизнь провел там, объяснив это так: «Достиг возраста пророка, дольше мне и не надо. Не стоит жить больше возраста пророка». Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным — 73 года, по другим — 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).

Немеркнущее в веках драгоценное наследие нашего предка — «Дивани хикмет» («Книга мудрости») — написана на кипчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много, многие из них сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Тюркоязычные люди без особого труда могут прочесть «Хикмет» Ахмета Яссауи. Это произведение является духовным достижением тюркских народов. Ахмет Яссауи — первый талантливый тюркский поэт, писавший на огыз-кипчакском диалекте.

Суфизм как течение появился в исламе в VII-VIII веках. «Дивани хикмет» раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат — свод законов ислама, обычаев и традиций. Тарихат — суфийское учение. Хакихат — приближение к богу. Магрипат — познание религии. По Ахмету без шариата, тарихата и магрипата нельзя достичь хакихата, нельзя приблизиться к богу.

А.Яссауи призывает к набожности, терпеливости, покорности, он убеждает всех в истинности слов (хадиса) пророка: «Основа веры — совесть». В загробном мире это «Золотой мост», ведущий души в рай. Таким образом он призывал людей стать честными, добрыми, милосердными.

Проповедники суфизма и ученики А.Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Ходжа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он много сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря А.Яссауи суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.

Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии.

По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник в честь Святейшего султана. В народе есть такая легенда: «Когда начали строить мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, стены унесло сильным ветром. После этого Темиру во сне явился дух старца Кызыра, возвестивший, что сначала нужно поставить мавзолей наставнику Ахмета — Арыстанбабу. Темир беспрекословно выполнил волю старика и только после этого приступил к своему замыслу».

Все, приезжающие, на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной, в 2003 году по решению ЮНЕСКО был внесен в список всемирного культурного наследия. Длина грандиозного сооружения — 65,5 м, ширина — 45,5 м, высота портала ворот — 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.

Источник:

Казахстан, Национальная энциклопедия, том 5

Книга «Исторические личности»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: