Биография Василий Васильевич Кандинского - ABCD42.RU

Биография Василий Васильевич Кандинского

Василий Кандинский

Биография

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых — «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Портрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Картина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

«Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». У Ажбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Картина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Книги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком».

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Картина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.

Василий Кандинский и Габриеле Мюнтер

В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.

Василий Кандинский и его жена Нина Андреевская

Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

«Меня удивили его потрясающие голубые глаза. », — писала Нина об их первой встрече.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь — смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Могила Василия Кандинского

Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

«Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…».

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

«Проглотил столько-то граммов опиума. Читаю «Казаков» Толстого. Читать становится трудно. Я не могу больше писать, не вижу больше ясно. Света! Света!».

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Биография

Начало. Москва. 1866-1896

Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Метаморфозы. Мюнхен. 1896-1911

В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению «прогулять» занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре». В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».

Читайте также  Революция в поэзии В. В. Маяковского

В этот период Кандинский знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер, а в 1903 году расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет они вместе с Габриэль путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Работы этих лет — в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности («Ахтырка. Осень. Этюд», 1901; «Шлюз», 1901; «Старый город», 1902; «Синий всадник», 1903; «Берег залива в Голландии», 1904; «Мурнау. Двор замка», 1908). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы («Русский всадник», 1902; «Русская красавица в пейзаже», 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах («Русская деревня на реке с ладьями», ок. 1902; «К городу»,ок.1903).

«Синий всадник». 1911-1914

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост. — Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга «О духовном в искусстве». Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны — и одинаково велики. и одинаково сильны», художник провозгласил творческий процесс «самовыражением и саморазвитием духа». Также Кандинский пишет мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе — «Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.

Василий Кандинский — основоположник абстракционизма в живописи

Василий Васильевич Кандинский (Wassily Wassilyevich Kandinsky; родился 16 декабря 1866 года — умер 13 декабря 1944 года) — русский художник, ставший основоположником абстракционизма. Он сравнительно поздно начал свою творческую карьеру и далеко не сразу получил признание, но после того, как это произошло, прославился на весь мир. Сегодня именем Кандинского названы улицы во многих городах, самолёт и даже кратер на ближайшей к Солнцу планете — Меркурии.

Биография Василия Кандинского

Василий Кандинский родился в Москве 4 (по новому стилю — 16) декабря 1866 года. Его родителями были нерчинские купцы. В детстве Василий много путешествовал с семьёй — не только по России, но и по европейским странам. В 1871 году в жизни Василия Кандинского начался период оседлости — его семья обосновалась в Одессе. В этом городе мальчик закончил обучение в гимназии, получил дополнительное образование по двум направлениям — художественному и музыкальному.

Василия Кандинского в 1885 году зачислили в Московский университет. Здесь он с 2-летним перерывом учился до 1893 года на юридическом факультете. Профессор Чупров, руководивший учёбой Василия, рекомендовал оставить Кандинского на кафедре политэкономики и статистики. При ней будущий основатель абстракционизма в живописи Васильевич работал два года, однако в 1895 году обратился к Чупрову с письмом, в котором признался, что наука — не для него. Решение о столь резком повороте собственной судьбы Кандинский принял под влиянием выставки картин импрессионистов, которая состоялась в 1895 году в Москве. Как признавался в то время сам Василий Васильевич, чем дальше течёт время, тем сильнее становится в нём любовь к изобразительному искусству.

В 1897 году Кандинский начал учёбу в студии живописца Антона Ажбе. Больших успехов в ней он, впрочем, не добился. В 1900 году художника зачислили в Мюнхенскую академию изобразительных искусств, а в 1901 году он основал собственное творческое объединение со школой при нём, в которой начал преподавать.

В 1910 и 1912 годах Василий Васильевич принимал участие в выставках, которые проводило общество «Бубновый валет». Это время было ознаменовано созданием Кандинским его новаторской теории «ритмичного» применения цвета и написанием им знаменитого труда «О духовном в искусстве».

После революции Кандинский активно включился в общественную деятельность. Он принимал участие в основании Музея живописной культуры, вёл работу по охране памятников, трудился в художественной коллегии, действовавшей при Наркомпросе. Художник не переставал активно творить, и именно в то время он приобрёл всемирное признание в качестве основоположника абстракционизма.

В 1928 году Кандинский оформил гражданство Германии. В 1933 году он переехал в Париж, а в 1939 году стал гражданином Франции.

13 декабря 1944 года Василий Васильевич Кандинский скончался в городке Нейи-сюр-Сен, что под Парижем. За годы, прошедшие с тех пор, картины Кандинского неоднократно били рекорды на аукционах. Так, в июне 2017 года на Sotheby’s это случилось дважды с интервалом в 22 минуты: сначала одну из картин художника купили за 26,7 млн долларов, а затем — ещё одну за 42 млн долларов.

Картины Василия Кандинского

Среди самых известных картин Кандинского:

  • «Синий всадник». Эта картина стала стимулом к образованию одного из самых влиятельных и известных в мире искусства художественных объединений, которое так и называлось — Der Blaue Reiter;
  • «Последовательность»;
  • «Осень в Мурнау»;
  • «Импровизация 10»;
  • «Лирическое»;
  • «Гора»;
  • «Пляжные корзины в Голландии»;
  • «Москва»;
  • «Синий».

Заинтересовались творчеством Василия Кандинского и абстракционизмом в живописи? Купить картины, исполненные в этом стиле, сегодня легко — так, на онлайн-аукционах площадки Very Important Lot это можно сделать буквально в несколько кликов «мышки». У нас вы также получите возможность приобрести картины современных художников напрямую у авторов.

Биография Василия Кандинского: известные картины и творчество до последних дней жизни

Гид по статье:

Рекомендуем к прочтению:

Кандинский Василий Васильевич — русский живописец, график и теоретик искусства, живущий и работающий в России, Германии и Франции. Один из основоположников художественной группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). Его работы относятся к периоду экспрессионизма, а сам художник считается одним из основоположников абстракционизма.

Кратко о художнике

Дата рождения: 16 декабря 1866
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 13 декабря 1944
Место смерти: Нёйи-сюр-Сен, Франция
Семья жены: Анна Чемякин (развод), Нина Кандинская
сын: Всеволод Кандинский
Стиль: экспрессионизм, абстракционизм
Жанр: живописец, график и теоретик изобразительного искусства
Известные картины: Ночь, Композиция VI, Лунная ночь,
Композиция VII, Вверх, Поперечная линия

Биография и описание творчества

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта Василия Сильвестровича. Вскоре после его рождения семья переехала в Одессу. В детстве, его воспитывала тетя после развода родителей в 1871. До 1885 года он каждый год ездил в Москву со своим отцом. Получал уроки рисования и изобразительного искусства.

После окончания средней школы в Одессе, с 1886 г. изучал право, экономику и этнологию в Университете им. М. Ломоносов в Москве. В 1889 Василий Кандинский отправился с этнографической экспедицией в Вологодскую губернию на Урал для изучения там крестьянских обычаев. Он был очарован мифическими абстрактными картинами ярких цветов в местных церквях и домах. Исследования фольклора этого региона, особенно использования светлых тонов на темном фоне, отражают его ранние работы. В 1892 г. он получил высшее образование и женился на своей двоюродной сестре Анне Филипповне Чемякин, с которой развелся в 1911 году. В следующем году он стал ассистентом юридического факультета университета и получил докторскую степень. В 1895 работал художественным руководителем в типографии в Москве.

Художник должен иметь что сказать, так как его задача — не владение формой, а приспособление этой формы к содержанию — цитата Кандинского

Путь к мечте основоположник абстракционизма начал в 30 лет. Когда Василий Кандинский решил посвятить себя рисованию, то в 1896 году отказался от назначения в Эстонский университет в Дерпте и переехал в Мюнхен, где с 1897 по 1899 год посещал частную школу живописи Антона Ажбе. С 1900 года он учился в Академии изящных искусств в Мюнхене у Франца фон Штука. В 1901 году вместе со скульптором Вильгельмом Хюсгеном, писателем Густавом Фрейтагом и другими художниками он стал лидером художественной группы «Фаланга» и руководил принадлежащей ей «школой живописи и обнаженного тела». Однако небольшой интерес к школе привел к ее закрытию в 1904 году.

Читайте также  Классификация лесных товаров. Характеристика жидких и газообразных топлив

Во время своих уроков Василий Кандинский встретил любовь — Габриэль Мюнтер, которая стала спутницей жизни выдающейся личности. В 1902 году Кандинский впервые представил свои работы на выставке Берлинского сецессиона.

В 1903–1904 Кандинский побывал в во многих странах Европы — Италии, Нидерландах, а также Северной Африке и России. С 1904 года его работы выставлялись в Осеннем салоне в Париже. С 1906 по 1907 год Кандинский проводил время с Габриэлой Мюнтер в городке Севр недалеко от Парижа, где написал картину «Красочная жизнь» . Вернувшись в Мюнхен в 1908 году, пара отправилась весной в Лану в Южном Тироле, где они оба рисовали в стиле постимпрессионизма. Тем временем, несмотря на его иностранное происхождение, в 1906 году он был принят в Немецкую ассоциацию художников.

Важной вехой в художественном будущем мастера была встреча с Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским. Под их влиянием Кандинский и Мюнтер начали писать картины в стиле экспрессионизма. В то время он также познакомился с философом Рудольфом Штейнером, антропософия которого вдохновила его более поздние работы. С 1908 года Кандинский был членом Берлинского сецессиона, а с 1908 года — Новой ассоциации художников Мюнхена (нем. Neue Künstlervereinigung München). После 1909 года он начал интересоваться абстрактной живописью.

Музыка в искусстве Кандинского

Музыка имела для него большое значение. Творец искал взаимосвязь между музыкой и искусством, сравнивая эффект цветов со звуком музыкальных инструментов, при этом давая определения психологического значения отдельных цветов. Например, киноварь, согласно Кандинскому, выражает страсть и звучит как туба, синий оказывает успокаивающее действие и, в зависимости от его интенсивности, предполагает звук флейты, виолончели, органа.

Василий Кандинский сумел расслышать, как звучат краски, а музыка была самым лучшим вдохновением для его творчества. Множество полотен художника получили название музыкальных терминов, например импровизация и композиция.

Творческое объединение «Синий всадник»

1 января 1911 года художник встретился с Францем Марком в ателье Марианны Веревкиной. Под влиянием нового стиля музыки Арнольда Шенберга он написал картину «Импрессия III (Концерт)». Различия во взглядах Новой ассоциации художников в Мюнхене на живопись, и особенно на абстрактную живопись Кандинского, побудили его в январе 1911 уйти с поста президента ассоциации.

С июня вместе с Францем Марком он планировал основать новую партию и альманах. 18 декабря 1911 они организовали первую выставку редакции «Синего всадника» (Der Blaue Reiter) в Мюнхене. Выставка сопровождалась изданием книги Кандинского «О духовности в искусстве, особенно в живописи», которая была отсылкой к книге художника и теоретика искусства Рудольфа Чапека (1871–1935), озаглавленной «Фундаментальные проблемы живописи» . Через шесть месяцев, в мае 1912, был опубликован одноименный альманах. Планируемых дальнейших изданий не было. Содержащиеся в нем мысли имели принципиальное значение для дальнейшего развития абстрактного искусства.

За год до начала Первой мировой войны Кандинский показал картину «Импровизация № 27» на Оружейной выставке в Нью-Йорке и семь работ на выставке первого Осеннего салона в Берлине. После объявления Германией войны России, Василий Кандинский не мог оставаться в стране и вместе с Габриэле Мюнтер 3 августа 1918 года перебрался в Швейцарию. Оттуда в ноябре он отправился один в Москву, где 11 февраля 1917 года женился на Нине Николаевне Андреевской. В январе 1918 года он стал членом Отдела изобразительных искусств Наркомата просвещения РСФСР. С 1920 года он возглавлял Институт художественной культуры в Москве, где встречался с ведущими представителями русского авангарда. В том же году умер его сын Всеволод, 1917 года рождения.

Баухаус. Преподавание в высшей школе строительства и конструирования

В январе 1922 художник принимает приглашение Вальтера Гропиуса в Баухаус в Веймаре в качестве учителя настенного изобразительного искусства. Пока нацисты не закрыли Баухаус в 1932, он был педагогом в Веймаре, Дессау и Берлине, где столкнулся с русским конструктивизмом. В то время в работах художника явно преобладали геометрические структуры. В Дессау он жил с Полом Клее в здании для учителей Баухауза. Вместе с Клее, Лионелем Фейнингером и Алексеем Явленским в 1924 году он основал художественную группу «Синяя четверка» (Die Blaue Vier). В 1926 г. вышел теоретический журнал Кандинского — «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве». Два года спустя он получил немецкое гражданство, а в 1929 году состоялась его первая персональная выставка акварелей и рисунков в Париже. В 1930 году в Дессау он познакомился с американским промышленником и филантропом Соломоном Робертом Гуггенхаймом, который заинтересовался новым абстрактным искусством и сначала купил несколько его картин, а затем и другие. В настоящее время в Музее Гуггенхайма хранится более 150 картин Кандинского.

«Эскиз к импровизации №8» — самая дорогостоящая работа абстракциониста. В 2012 году ее купили за 23 млн. долларов на аукционе Christies.

Василий Кандинский: жизнь и творчество художника

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных… между собою создать новый мир, который зовется произведением».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Василия Кандинского

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья. Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной. Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование — родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые находили его цветовые решения слишком яркими, а компоновку картины излишне вольной.

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

— Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника. Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского. Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Многие из них были, к сожалению, утрачены после того, как нацисты объявили живопись Кандинского и многих других художников «дегенеративной».

Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами. Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста. Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

«Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью».

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир. Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством». Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Читайте также  Алексей Кондратьевич Саврасов)

Интересные факты о художнике

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей. Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации. Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

«Мы уверены: Кандинский взывал к слуховому восприятию, хотя не знаем, был ли он сам синестетом», – заявил на недавней конференции британских нейробиологов доктор Джейми Уорд.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы. После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке. Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.

Василий
Кандинский

Биография и информация

Василий Кандинский (4 ( 16) декабря 1866, Москва, Россия – 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция ) – российский художник, который считается основоположником абстракционизма. Кандинский получил начальное художественное образование еще в детстве, но потом выбрал карьеру юриста. Окончательное решение стать художником он принял после того, как на одной из выставок увидел картину Клода Моне. Учился живописи, а затем и преподавал в Мюнхене. Стал одним из основателей знаменитой художественной группы «Синий всадник».

Особенности творчества художника Василия Кандинского: начав с фигуративной живописи, художник через импрессионизм постепенно двигался к абстрактному искусству. Первую абстрактную акварель написал в 1911 году. Кандинский вывел собственную теорию об эмоциях, которые выражает каждый цвет, и основных цветовых контрастах.

Корни рода Кандинских

О жизни и творчестве Василия Кандинского можно снять фильм любого жанра: в ней есть все признаки детектива, мистического триллера, мелодрамы и даже комедии. Если не знать, что речь идет об одном человеке, можно подумать, будто в биографии описывается сразу несколько персонажей: исследователь, молодой юрист и доцент, начинающий художник, первооткрыватель в искусстве, чиновник в революционной России, преподаватель в школе Баухауз, французский пенсионер.

Фамилия Кандинского происходит от названия речки Конда в Тобольской губернии, где жил его прадед, который был очень колоритным человеком: грабил караваны на Великом Шелковом пути, а после того как его поймали, в ссылке организовал свое дело и стал купцом первой гильдии.

На характер и мировосприятие художника повлияли разные темпераменты его родителей: мама была прибалтийской немкой, а отец — родом из Восточной Сибири, потомок того самого разбойника. С одной стороны Василий Кандинский был жгучим скифом, с другой — истинным европейцем, который поражал своими манерами окружающих. Он относился к искусству как к религии и всегда в мастерской был одет в изящный костюм с галстуком.

Тяга к творчеству у Василия Кандинского проявилась очень рано. В 1871 году его семья из Москвы перебралась в Одессу, там будущий мастер получил начальное образование. Он учился в гимназии, брал частные уроки игры на виолончели и фортепьяно, занимался живописью и уже тогда педагогов удивляли смелые сочетания цветов в его рисунках, он утверждал, что каждый цвет имеет свой характер.

Во время обучения в Московском университете на юриста, помимо изучения уголовного и римского права, Василий Кандинский тяготел к этнографии и хотел с ее помощью понять «тайники души народной». Для этого отправился в экспедицию по Вологодской области, где исследовал религию зырян-язычников и записал в своем дневнике: «В этих чудесных домах я пережил то, чего с тех пор не испытывал. Они научили меня входить в картину, жить в ней».

Кандинский — замечательный творец легенд. Многих интересовало, почему юрист, доцент с правом преподавания вдруг резко изменил свою жизнь и уехал из России учиться живописи в Германию. У него был заготовлен ответ на этот вопрос: Василия Кандинского до глубины души поразила картина на выставке французских импрессионистов в 1895 году. Он увидел ее без подписи и не сразу понял, что на ней изображено. Она взбудоражила и возмутила его, ему даже пришлось заглянуть в каталог — Клод Моне «Стог сена» (есть две версии относительно того, что за картина это была — эта или эта).

Начало творческого пути Василия Кандинского

Василий Кандинский учился живописи в Мюнхене. Художник отлично вписался в творческое сообщество. Он успешно обучался в известной школе Антона Ашбе, а в 1900 году со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств, в класс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика». В 1902 году во время преподавания на летних курсах Мюнхенской академии Кандинский знакомится с Габриэль Мюнтер, она становится его подругой, соратницей, спутницей в путешествиях по Европе. Роман с художницей привел к разводу с первой женой Анной Чемякиной, которая вместе с ним приехала из России. Она была очень самоотверженным и преданным человеком, не винила мужа и говорила, что в отчуждении виноваты они оба.

Вместе с Мюнтер Кандинский поселился в Мурнау, у подножья Альп. Работы Кандинского того периода построены на цветовых диссонансах, игра линий и пятен постепенно вытесняет образы реальной действительности. Это заметно в полотнах «Дамы в кринолинах», «Пейзаж с паровозом» . После расставания с художником в 1915 году, Мюнтер на 10 лет прекратила рисовать, вела уединенный образ жизни и многое сделала для сохранения его картин в непростое военное время.

Мысль о беспредметном искусстве витала в воздухе и была отражена в творчестве Василия Кандинского. Однажды вечером в сумерках он увидел потрясающее полотно, прислоненное к стене мастерской. Художник был поражен сочетанием красок и с удивлением понял, что это его работа, стоящая в перевернутом виде. В тот момент его осенило — важно не то, что изображено на картине, а то какие мысли и эмоции она вызывает у зрителя.

Так начался период абстрактного искусства, а Кандинский стал его первооткрывателем. Он написал теоретические труды для любопытных потомков и своих учеников «О духовном в искусстве», «Точка и линия на плоскости». Его желанием было не только рисовать, но и создавать новые формы искусства, которые объединяли бы в одно целое живопись, танец, поэзию и архитектуру.

С началом первой мировой войны ему пришлось уехать из Германии и вернуться в Россию. Он пошел по чиновничьей стезе, в то же время связанной с искусством: был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии, ученым консультантом и заведующим репродукционной мастерской. Тогда Кандинский мало рисовал – всего 18 работ за три революционных года.

В 1916 году познакомился со своей будущей женой. Студентка Нина Андреевская позвонила ему по просьбе своих друзей, после телефонного разговора с ней он понял, что влюбился. В тот же день была нарисована акварель «Незнакомому голосу». На момент знакомства ей было 17 лет, ему 50. В 1917 они поженились, в том же году у них родился сын Всеволод. В 1920 случилась беда. Лодя, как ласково называли его родители, умер от гастроэнтерита. После этой трагедии тема детей для супругов была закрыта.

В 1921 году Кандинский с женой навсегда покидает Россию. Он едет в Германию — якобы для установления культурных связей. Но на самом деле художник понимал, что не вписывался в новую постреволюционную действительность.

В Германии его ждала работа в колледже Баухауз в городе Веймар. Это было уникальное учебное заведение, в нем преподавали, говоря современным языком, архитектуру и дизайн. Этот период был плодотворным для Кандинского. Он написал много замечательных картин — «Композиция номер восемь», «Вибрация» «Маленькая мечта в красном» — и оформил свою авторскую манеру в узнаваемый и неповторимый стиль.

В 1933 году Кандинские едут во Францию. К власти пришел Гитлер, который считал абстрактное искусство «дегенеративным», и мастера этого направления подверглись гонениям. Поразительно, но история с отъездом и изъятием картин из музеев в жизни художника повторилась дважды — первый раз это было в России, во второй раз в Германии.

Они поселились в пригороде Парижа городе Нёйи-сюр-Сен. В работах этого периода не заметно угасания творческой энергии. Напротив, кажется Кандинский творил с новой силой: использовал яркие краски, иногда добавлял в них песок, что давало неожиданный эффект, появились новые биоморфные элементы.

«Безмолвное», «Пестрый ансамбль», «Небесно-голубое», «Конгломерат» — известные полотна этого времени. Последняя картина Кандинского «Сдержанный порыв» была нарисована в 1944 году, художник творил до июля, а в декабре умер от кровоизлияния в мозг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: