Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г. - ABCD42.RU

Буржуазная революция в Японии. Конституция Японии 1889г.

Буржуазная революция в Японии. Конституция 1889 г.

До середины 18 в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с 17 в. был сёгун (полководец) — высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть.

Должность сегуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.

Опору сёгуната составило сословие буси — воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сегуна, низшим — мелкое военное дворянство, самураи. Была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией:

Феодальная организация землевладения в целом характеризовалась наличием большого количества мелких крестьянских хозяйств, находившихся в собственности крупных феодалов, которые с помощью вассалов управляли своими владениями. Крестьяне отдавали князьям в виде поборов и повинностей более половины урожая. В стране непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания.

Возникли мануфактуры — хлопчатобумажные, шелкоткацкие. Капиталистическая мануфактура появилась в конце 18 — в первой половине 19 вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка. Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья.

Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. В октябре 1867 г. в Японии началась так называемая революция Мэйдзи исин (обновление Мэйдзи, просвещенного правления). Так как промышленная буржуазия еще только зарождалась и не сложилась в самостоятельную политическую силу, то во главе движения оказались низшее самурайство, которое подвергалось сильному буржуазному влиянию. Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора. От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев — сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.

В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы:

· Распущены цеховые монополии — упразднены цеха и гильдии.

· Провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства.

· Введено формальное равенство всех сословий перед законом.

· Установлено право частной собственности на землю.

· Закрылись все внутренние таможни.

· В 1872 г. был принят закон о всеобщем начальном образовании. Вводились единые для всей страны единицы измерения.

В политической сфере:

Неравноправные международные договоры были аннулированы.

Армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот — по английскому, была введена всеобщая воинская повинность.

В сфере государственного управления:

· Ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры.

· Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления.

· В качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе.

· Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

В 1889 г. была опубликована конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.

Император, как глава государства, наделялся исключительно широкими правами — объявлять войну и мир, заключать международные договоры, вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, в сфере государственного гражданского управления – определять структуру министерств.

Назначал главу исполнительной властиминистра-президента. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов. Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.

Революция в Японии 1868 г.Тэнноизм.Конституция Японии 1889 г.

1868 г. ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Япо­нии. События этого года получили название «реставрации Мэйдзи»*, или «Мэйдзи-исин». Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Эти события не переросли в буржуазную революцию в прямом смысле этого слова. В Японии в это время не было ни буржуазии, ни иной политической силы, способной отстаи­вать цели буржуазной революции, в частности ликвидацию феодализма, абсолютистского режима и пр.

Начавшаяся в Японии в конце 60-х гг. борьба между сторонниками сёгуна и императора была связана не с тем, проводить или не проводить реформы, настоятельная необходимость которых стала очевидной, а с тем — кто их будет проводить. Показательна и религиозная окраска антибакуфской идеологии: буддизму — религии сёгуна противопоставляется древняя религия японцев синто — обожествляющая императора.

Дальновидные самурайские круги видели в император­ском престоле, в культе императора единственно надежную опору в деле консолидации японцев перед внешней угрозой. Не случайно именно в это время в Японии формируется «тэнноизм» (от слова тэнно — Сын Неба, древнего назва­ния японского императора), получившее название «императорский путь», несущее политический, идеологический, религиозный и миро­воззренческий смысл, ставшее объединительным началом, которое выработало у японцев особое чувство националь­ной общности.

Внедрение тэнноизма означало прямое нарушение японской религиозной традиции веротерпимости (японцы, как известно, поклонялись божествам различных религий).

Переворот 1868 г. в Японии носил мирный, бескровный характер. Он был осуществлен без непосредственного участия народных масс. Пик крестьянских выступлений в форме «рисовых бунтов» падает на 1866 г. В 1867-1868 гг. народный протест носил характер скорее традиционных для Японии ритуальных шествий и плясок, которые часто инициируются самими правящими кругами, чтобы «выпустить пар» народного недовольства.

Последний сёгунКейки сам отрекся от престола, заявив, что единовластие является «необходимым условием в сложившейся ситуации.

Правящие круги Японии в ходе проведения реформ, своеобразной «революции сверху», решали, таким образом, две задачи — общенациональную задачу защиты страны от потери ею суверенитета и скорее контрреволюционную по отношению к народному движению социальную задачу, це­лью которой было перевести это движение из русла рево­люционной борьбы в русло реформ.

Введение конституционной монархии. Завершением реформ явилось принятие Конституции. Ее создатели провели большую подготовительную работу, тщательно изучив конституционный опыт многих стран. Они не стремились сконструировать что-либо принципиально новое. Будущая конституция должна была юридически закрепить статус императора как главы государства, наделенного чрезвычайно широкими полномочиями, особенно в области военной и исполнительной власти, при разделении законодательной власти между ним и парламентом. Объективно конституции предстояло закрепить компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором, контролировавшим исполни тельную власть и вооруженные силы, и буржуазией, допускаемой к участию в законотворчестве и частично контролю за бюджетом наиболее подходящими для решения этих задач, были признаны прусская Конституция 1850 г. и германская Конституция 1871 г. Они и послужили образцом для Конституции Японии.

В 1889 г. работа над первой в истории страны конституцией была завершена. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Как глава государства он наделялся верховной властью — мог объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего он наделялся правом устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял всех должностных лиц, устанавливал их оклады.

Император назначал министра-президента (главу исполнительной власти), а по его представлению — остальных министров, которые фактически не зависели от парламента, так как Конституцией не предусматривалось право вынесения вотума недоверия.

Император осуществлял законодательную власть совместно с парламентом, созывал парламент и закрывал его, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату — палату депутатов.

Парламент должен был состоять из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили члены императорской фамилии, титулованная знать (во многом для этого несколько ранее были введены европейские титулы — князья, маркизы, графы, виконты, бароны), а также лица, назначенные императором. Палата депутатов состояла из лиц, победивших на выборах.

Законом 1890 г. право участия в выборах в нижнюю палату предоставлялось японским подданным, мужчинам, невоеннослужащим, достигшим 25 лет, уплачивающим не менее 15 иен прямого налога и проживающим в определенной местности не менее полутора лет.

Обе палаты и правительство наделялись нравом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством.

Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. В остальном на них распространялось действие законов. Допускался и арест депутатов в случае «задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связанного с внутренними или внешними волнениями».

Непосредственное государственное управление осуществлял кабинет министров, возглавляемый министром-президентом. Его фактическое положение, определенное Конституцией, было зависимым от императора и его приближенных.

Конституция предусматривала учреждение так называемого Тайного совета, призванного по указанию императора обсуждать важнейшие государственные дела.

Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Однако установленные Конституцией ограничения фактически сводили эти права на нет (например, тайна переписки могла быть нарушена в определенных законом случаях (ст. 26), подобные ограничения сопровождали каждое провозглашенное право или свободу).

Империя Цин в Китае в XIX в

В конце XVIII — начале XIX в. Китайская империя во главе династией Цин переживала период упадка, обусловленного фактическим разложением феодальной системы и усугублявшегося коррупцией сановников. В это время усилились попытки капиталистических государств и прежде всего Англии превратить Китай в свою полуколонию.

Читайте также  Классификация лесных товаров. Характеристика жидких и газообразных топлив

Многолетний опыт ведения военных действий против крестьянских армий, результаты войн с Англией и Францией, а также совместная с иностранными державами борьба с Тайнинским государством подтолкнули правящие круги Цинской империи к признанию необходимости реформ. Это касалось прежде всего военного дела, поскольку китайские войска были оснащены примитивными средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудничеству с иностранными государствами в форме обмена посольствами, заключения соглашений и т. д. Появились теоретики так называемого усвоения заморских дел, которых поддерживали видные цин-ские сановники.

В 1862 г. один из теоретиков реформ представил императору меморандум, где предлагал провозгласить политику «самоусиления», сводившуюся к установлению контактов с иностранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде всего к реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и император своим указом создал канцелярию по управлению торговлей с различными странами. Ее члены совмещали посты с ответственными должностями в правительстве, что усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприятий цинского правительства стало строительство арсеналов, машиностроительных заводов, верфей.

Однако политика «самоусиления» привела к широкому проникновению в Китай иностранных держав. Используя права и привилегии, предоставляемые концессии, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60—90-е годы XIX в. по стране прокатилась волна антииностранных выступлений, переходивших подчас в антиправительственные.

В японо-китайской войне 1894—1895 гг. империя Цин потерпела поражение. Курс на «самоусиление», взятый правительством свыше трех десятилетий назад, не был полностью реализован. Правительство оказалось неспособным организовать защиту страны от японской агрессии. Ослабло централизованное управление страной, возросла автономия различных ее районов.

Началось новое движение национальной буржуазии за реформы. Кроме недовольства общим политическим курсом правительства возмущение вызывали унизительные требования Японии при подписании мирного договора. Движение оформило свои взгляды в Коллективном меморандуме. Авторы требовали от императора прежде всего признания своих ошибок, наказания виновных, перенесения столицы и реорганизации армии. Кроме того, предлагалось изменить методы государственного управления, законы, обычаи, сдерживающие развитие страны. В Меморандуме указывалось на необходимость ограждения китайских предпринимателей от иностранных конкурентов, излагался план промышленного и сельскохозяйственного развития страны. В области государственного строительства предлагались введение конституционной монархии и учреждение парламента.

Этот документ с третьей попытки и в обновленном виде попал в руки молодого императора Гуансюя. Борьба прогрессивных и консервативных сил, возглавляемых вдовствующей императрицей Цыси (фактически правившей Китаем с 1861 г.), на первом этапе привела к победе реформаторов, которые были привлечены к государственному управлению. За «сто дней реформ» был издан ряд указов прогрессивного характера о реорганизации центрального управления, приняты меры, содействующие развитию промышленности и ее связи с наукой, в столице открыт университет, поощрялись изучение европейских дисциплин, перевод иностранных книг по науке и технике и т. д.

Однако у сторонников нового пути развития не хватило политических сил, чтобы добиться весомых результатов и закрепиться у власти. Осенью 1893 г. императрица Цыси совершила переворот, лишила Гуансюя власти, издала от его имени указ, по которому становилась регентшей и получила официальные права управления страной.

Консервативный строй сохранился. Экономика и финансы страны пришли в еще больший упадок.

Реакционная политика Цинской династии вызывала глубокое возмущение китайского народа. Сунь Ятсен и его сторонники начали борьбу за свержение монархии. В начале XX в. произошел ряд выступлений и восстаний, но они не принесли успеха.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 427 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Революция в Японии 1868 г. Буржуазные реформы 70-80 гг. годов. Конституция 1889 г.

Буржуазная революция 1868г. называлась Мэйдзи и не являлась революцией в привычном понимании, потому, что буржуазия была слишком слабой и искала союза с либерально настроенным дворянством.

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами.

Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.

В результате был свергнут сёгунат и восстановлена власть императора (абсолютная монархия). Это и есть главная особенность японской революции, ведь в других гос-вах свергали монархию.

1) Осуществление ряда реформ, способствующих модернизации японского общества;

2) Преобразование отсталого архаичного японского общества, осуществлявшееся путем заимствования передовых западных идей, технологий, политических и правовых институтов, которые были приспособлены к национальным и культурно-традиционным ценностям японцев. Поэтому они были понятны и доступны массовому японскому сознанию и не воспринимались как инородные, чужеземные. Заимствования не затрагивали культурно-религиозной традиции, которая основывалась на синтоизме — государственной идеологии Японии, утверждавшей культ императора как единственную основу консолидации нации.

Реформы 70-80:

1) упразднено сословно-феодальное деление общества и утверждено формальное равенство всех граждан перед законом (устранены ограничения о выборе профессии и места жительства);

2) аграрная реформа, ликвидированы феодальные права на землю и разрешена ее свободная купля-продажа (частная собственность, владельцем становился тот, кто ей фактически владел до реформы);

3) административная реформа. Было ликвидировано феодальное деление Японии на удельные княжества и учреждено 50 префектур во главе с назначаемым (правительством) губернатором, Госсовет был заменен Кабинетом министров в качестве высшего органа власти с отраслевыми министерствами. Из Китая была заимствована система конкурсного отбора на управленческие должности;

4) проведена модернизация армии по германскому образцу, а флота — по английскому, введена всеобщая воинская повинность;

5) осуществлена правовая реформа по западному образцу и при помощи иностранных консультантов-юристов. По европейскому образцу в Японии были введены новые титулы: князь, маркиз, граф, виконт, барон;

6) Принят закон о всеобщем начальном образовании;

7) Образование полит партий, программы были схожи, различались в мелочах, в полит жизни не играли значительной роли.

Реформы 1868—1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.

Конституция 1889г. в 1882 г за рубеж отправили миссию для изучения конституционного опыта европейских стран. За образец была взята Конституция Пруссии, которую изменили под национальный менталитет- Либерализм нижней палаты парламента ограничили назначаемой верхней палатой (из знати). Проект конституции не выносили на всеобщее обсуждение (этого добивалась оппозиция), а рассмотрели на тайном совете, созданном при императоре. В 1889г император даровал подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Основной принцип конституции является принцип суверенитета династического монарха, императора имеющего божественное происхождение, он был объявлен неприкосновенным.

Законодательная власть принадлежала парламенту. Император был номинальной фигурой. В промежутках между сессиями парламента император подписывал указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их утверждения парламентом. Кроме того, незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две трети бюджета не зависели от парламента.

1) объявление войны и мира

2) международные договоры

3) Вводить осадное положение

4) Назначать и увольнять чиновников

5) Законодательная инициатива (мог издавать указы обязательные для исполнения без совета парламента)

6) Созывать и закрывать парламент, переносить сроки заседаний.

Кабинет министров нес ответственность только перед императором (и естественно не мог выразить вотум недоверия), собирался по велению императора.

Парламент: обе палаты обладали законодательной инициативой, решение вопросов проходило большинством голосов обеих палат. Конституция запрещала парламенту любые обсуждения статуса императора.

• Нижняя палата: избиралась на основе высокого возрастного (25л) и имущественного цензов, а также ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательных прав. Таким образом избир право получил 1% населения. Срок полномочий 4 года.

• Верхняя палата: Назначалась на 7 лет, влиятельность её была гораздо выше чем у нижней.

Военные учреждения (внеконституционные):

• Тайный совет: состоял из 25 советников, назначаемых императором. Независим от парламента и кабинета министров. Любое важное решение в гос-ве должно было согласовываться с его членами.

• Генро: Оказывал решающее влияние на политику страны и состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати. Права подданных: свобода слова, переписки, печати, собраний и союзов, были прописаны в Конституции гораздо скромнее, с постоянной оговоркой: «. в пределах, установленных законом».

Конституция 1889 г. определила лишь общие принципы будущей перестройки судов в Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась «от имени императора и согласно законам». Компетенция общих судов была ограничена, они не могли рассматривать жалобы на действия администрации. Конституция предусматривала создание особых административных судов, деятельность чиновников была выведена за рамки судебного контроля. Право амнистии принадлежало императору так же, как и замена наказания по суду.

Революция Мэйдзи в Японии

В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.

Преобразования в Японии

Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей.


Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823—1829. Кацусик о Хокусай (1760—1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей — сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.

Читайте также  Статус архитектора. Социальная и общественная значимость профессии

Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.


Феодальная Япония, которая вскоре исчезнет

В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.

При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?

Формирование антисегунской оппозиции

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья — высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

Насильственное «открытие» Японии и его последствия

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия.

Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый — в 1854 г. и второй — в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

Свержение сегуната

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.


Коммадор американской эскадры Перри встречается с представителями японского императора

Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи.


Муцухито (1852—1912) — первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи

Реформы 1868–1873 годов

Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868— 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.

Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы — префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства — самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными.

Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков.

Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая — бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер.


Фотография воина-самурая

Реформы 1868—1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.

Японская вежливость

Японцы, даже мои друзья, не говорят — нет, этого не допускают их традиции,— и когда надо сказать — нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927)

На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964)

Одна из основных черт японского национального характера — вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев.

Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811—1813 гг., отмечал в своих «Записках»:

«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».

И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми».

Первый российский консул в Японии

Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814—1872). Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Конституция 1889 г. В Японии и общественное мнение России Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штейнгауз А. И.

11 февраля 1889 г. после тщательной подготовки состоялось обнародование первой японской конституции. Конституция 1889 г., объявляя особу императора «священной и неприкосновенной», предоставляла ему практически неограниченные права, как в области внутренней, так и внешней политики. Вводя в стране парламент, конституция, в то же время, устраняла большинство населения от участия в парламентских выборах.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Штейнгауз А. И.

Текст научной работы на тему «Конституция 1889 г. В Японии и общественное мнение России»

КОНСТИТУЦИЯ 1889 Г. В ЯПОНИИ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ РОССИИ

Иерусалимский университет, Израиль, г. Иерусалим

11 февраля 1889 г. после тщательной подготовки состоялось обнародование первой японской конституции. Конституция 1889 г., объявляя особу императора «священной и неприкосновенной», предоставляла ему практически неограниченные права, как в области внутренней, так и внешней политики. Вводя в стране парламент, конституция, в то же время, устраняла большинство населения от участия в парламентских выборах. Намерение японского правительства ввести конституцию вызвало интерес в русском обществе, что нашло отражение, прежде всего в печати. Решение японского правительства и сам текст конституции обсуждались и комментировались на страницах газет и журналов различных направлений. С одной стороны, интерес этот был связан с усилением общего внимания к Японии, как одному из факторов стратегического равновесия на Дальнем Востоке. Интерес этот был связан также с наметившимся стремлением изменить внешнеполитическую ориентацию России. С другой стороны, обсуждение политических проблем Японии позволяло печатным органам довольно откровенно формулировать свои политические идеалы и стремления.

Читайте также  Основные понятия надежности. классификация отказов. Составляющие надежности

С резкой критикой в адрес конституции выступила значительная часть консервативной прессы, выражавшей интересы дворянства и крупной буржуазии. Эта часть российского общества в любых, порой самых незначительных, признаках демократизации государственного строя видела прямую угрозу самодержавию, а, следовательно, и собственному положению. Отсюда стремление представить парламентский строй как устаревшую, изжившую себя форму государственного устройства. Иллюстрируя политическое положение в Японии, органы консервативной прессы, «Новое время», «Нива», «Русский вестник», стремились подвести читателя к мысли о том, что политические свободы, парламент, конституция не только не способствуют укреплению государства, но, наоборот, «усиливают в нем беспорядок» [3, с. 2].

В данном случае, печать служит верным отголоском настроений и взглядов русских правящих кругов и самого царя, Александра 111, откликнувшегося на сообщение о провозглашении в Японии конституции тремя словами: «Несчастные, наивные дураки» [2, с. 552]. Но и они наглядно свидетельствуют об отношении русского самодержца к этому событию. Подобная позиция царя, несомненно, должна была оказать влияние на определенные слои господствующего класса, учитывалась она и в министерстве иностранных дел.

* Преподаватель кафедры Общей истории факультета Гуманитарных наук, доктор исторических наук.

58 НАУЧНЫЕ ИТОГИ 2011 ГОДА: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОЕКТЫ, ГИПОТЕЗЫ

Однако и консервативная печать не была до конца едина в этом вопросе. Подтверждением служит позиция журнала «Наблюдатель», также известного своим консервативным направлением, но претендовавшего и на некоторую оппозиционность. Еще до введения конституции журнал одобрительно отнесся к известиям о возможных изменениях в государственном устройстве Японии. Причем, пример Японии, по его мнению «мог быть полезен не только для азиатских, но и европейских государств» [1, с. 17-18]. Позиция «Наблюдателя» в данном случае отражала взгляды блока крупной буржуазии и части помещиков, стремившихся, пусть к незначительному, но ограничению политического господства феодалов путем некоторых реформ. Оппозиционность «Наблюдателя» вызывала недовольство со стороны правящих кругов, о чем в частности говорят неоднократные предостережения и приостановка издания журнала в 1888 году на шесть месяцев [4, с. 850].

Еще более изменения, происходившие в Японии, импонировали органам буржуазно-либерального направления. Так, по мнению журнала «Русская мысль», введение в Японии конституции должно привести к развитию и усилению страны, а значит и к усилению ее международного значения. Объективно оценивая характер японской конституции, ее далеко не демократическое содержание, пресса как буржуазно-либерального, так и либерально-народнического направлений весьма одобрительно отнеслась к «осторожности японского правительства в деле государственного и общественного прогресса» [5, с. 186].

Таким образом, русская пресса, отражая интерес различных слоев общества к внутриполитическому положению Японии, уделяла этой проблеме большое внимание. В обсуждении этого вопроса пресса выступала с различных позиций, отсюда противоречия, а иногда и борьба между различными направлениями в русской печати.

1. Наблюдатель. — 1889. — № 3.

2. Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке: 1860-1895. — М., 1956.

3. Новое время. — 1889. — № 4964.

4. Победоносцев К.П. и его корреспонденты. — М.; Пг., 1923. — Т. 1, Полутом 2.

Япония. Конституция 1889 г

Естественным завершением эпохи реформ 60-80 гг. стала Конституция 1889 г., окончательно закрепившая государственное устройство Японии. Еще в 1881 г. под влиянием широкого либерально-демократического «движения за свободу и народные права» император подписал указ с обещанием созвать в 1890 г. парламент. Десятилетний подготовительный период был использован для тщательного изучения конституционного опыта США и европейских стран. В 1889 г. Японии была дарована Конституция, составленная по прусскому образцу.

По форме правления Япония оставалась конституционной монархией при сильной власти императора.

Император объявлялся главой государства (ст. 4) и должен был осуществлять высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. Его особа провозглашалась священной и неприкосновенной (ст. 3).

Как глава государства он наделялся верховной властью (ст. 4): объявлял войну, устанавливал мир, заключал международные договоры (ст. 13), являлся верховным главнокомандующим армией и флотом (ст. 14).

Законодательную власть по Конституции 1889 г. император осуществлял «в согласии с парламентом» (ст. 5). При этом императорские прерогативы в законодательной сфере были значительными:

— законы, установленные парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его подписи (ст.6);

— ему предоставлялось право издавать «указы, необходимые для исполнения законов, поддержания общественного спокойствия и порядка», но они не должны были вносить изменений в действующие законы (ст. 9);

— в промежутках между сессиями парламента император мог издавать и «указы, имеющие силу закона», они должны были утверждаться на ближайшей сессии парламента, а в случае неодобрения объявляться недействительными на будущее время (ст.8);

— императору принадлежало исключительное право инициативы в деле изменения Конституции (ст. 73).

Парламент в соответствии с Конституцией 1889 г. состоял из двух палат: верхней — Палаты пэров и нижней — Палаты депутатов (ст. 33). Верхняя палата складывалась из «членов императорской фамилии, носителей дворянских титулов и лиц, назначенных в нее императором» (ст. 34). Нижняя — Палата депутатов являлась представительным органом и формировалась «из членов, избираемых народом» (ст. 35). Избирательное право было урегулировано законом 1889 г., по которому активное избирательное право получил лишь 1% населения. Оно предоставлялось лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим 15 иен годового дохода.

Император созывал парламент и закрывал его. По предложению правительства и с согласия верхней палаты он мог распустить Палату депутатов и назначить новые выборы (ст. 7).

В соответствии с Конституцией парламент был наделен следующими полномочиями:

— принимал и утверждал законопроекты, предложенные правительством и императором (ст.8, 37, 38), включая законы о новом налогообложении (ст.62, 63);

— имел право самостоятельной законодательной инициативы (ст. 38);

— утверждал государственные доходы и расходы в форме годового бюджета (ст. 64), если бюджет не вотировался парламентом, то принимался бюджет предыдущего года (ст. 71);

— наделялся правом рассматривать и решать вопрос об изменении Конституции, не только по инициативе императора (ст. 73).

Исполнительную власть по Конституции 1889 г. император осуществлял совместно с кабинетом министров и Тайным советом. Как глава исполнительной власти он

— устанавливал организацию различных отраслей управления (ст. 10);

— назначал и увольнял всех высших гражданских и военных должностных лиц (ст. 10);

— жаловал «дворянство, чины, ордена и иные знаки отличия» (ст. 15);

— определял организацию и численный состав армии и флота мирного времени (ст. 12).

Непосредственное управление возлагалось на кабинет министров. Члены кабинета назначались и смещались императором. При этом Конституция устанавливала ответственность министров только перед императором (ст. 55), что ставило исполнительную власть в независимое положение от парламента — высшего органа законодательной власти. К полномочиям кабинета министров относилось осуществление непосредственного управления страной:

— ведение государственных дел,

— подготовка указов для проведения в жизнь конституции и законов,

— руководство отраслями государственного управления,

— представление парламенту проектов государственного бюджета (ст. 9, 38, 55, 68, 71).

Важную роль в системе органов исполнительной власти играл и Тайный совет. Он представлял собой расширенный кабинет, в состав которого входили все министры и 15 дополнительных членов, назначаемых императором. Тайный совет собирался по требованию императора для обсуждения важнейших государственных дел (ст. 56).

Большое значение в системе исполнительной власти Японии имел гэнро (совет старейшин) — внеконституционный совещательный орган при императоре. В состав гэнро входили представители аристократии. Данный орган сохранял свое- значение до 30-х годов XX в., во многом определяя направление внутренней и внешней политики Японского государства.

Судебная власть по Конституции 1889 г. осуществлялась судами от имени императора и согласно законам (ст. 57).

Императору предоставлялось право амнистии, помилования и смягчения наказания (ст. 16).

В целом складывание буржуазной судебной системы Японии началось еще до принятия Конституции и продолжалось после вступления ее в силу. Реорганизация судебной сферы, предпринятая в 70-90-е годы XIX в., привела к формированию достаточно стройной системы судебной власти в Японии. Высшая судебная власть сосредоточивалась в Верховном императорском суде, председатель которого назначался императором. В его компетенцию входило осуществление высшей апелляции, разъяснение законов, рассмотрение наиболее важных дел.

По территориальному уровню суды делились на местные, решавшие большинство уголовных и гражданских дел своего района, губернские и окружные — апелляционные по приговорам судов низшей инстанции. В период реформ в Японии появилась и прокуратура. В 1874 г. она получила право поддерживать обвинение в суде и опротестовывать приговоры. Кроме этого, серьезному реформированию подверглась сфера уголовного процесса. В конце XIX в. в Японии был принят Уголовно-процессуальный кодекс, который основывался на принципах гласного и непосредственного судопроизводства, «свободной оценки доказательств», права обвиняемого на защиту и пр.

Отдельная глава Конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Она содержала ряд общедемократических положений.

— свобода выбора и перемены местожительства (ст. 22);

— неприкосновенность собственности и жилища (ст. 17, 25);

— тайна переписки (ст. 26);

— равный доступ к занятию гражданских и военных должно стей (ст. 19);

— защита от неправосудных арестов (ст. 23, 24);

— свобода слова, совести, печати, собраний и союзов (ст. 28, 29) и др.

Однако некоторые положения этого раздела содержали оговорки, которые ограничивали реализацию названных прав и свобод японского гражданина на практике.

Таким образом, буржуазная революция и последовавшие за ней реформы способствовали утверждению в Японии новых капиталистических отношений. За 30 лет с начала реформ Япония превратилась в ничем не уступающую западным странам державу. Перейдя к новому строю жизни, она стала искать рынки сбыта для продукции своей индустрии, сырьевую базу для работы своей промышленности, территории для расселения избыточной армии труда. Как европейцы и американцы, она стремилась завести колонии, и с конца XIX — начала XX вв. выступает в качестве самой деятельной экспансионистской державы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: