Чернышевский н. г. - Высочайший патриотизм - ABCD42.RU

Чернышевский н. г. — Высочайший патриотизм

Сочинение: Чернышевский н. г. — Высочайший патриотизм

Высочайший патриотизм, заявлял Чернышевский, заключен в страстном беспредельном желании блага своей родине. Этой животворной идеей была проникнута и воодушевлена жизнь и деятельность великого революционера-демократа. Чернышевский гордился славной историей русского народа. Еще на заре своей сознательной жизни он страстно верил, что Россия внесет свой вклад «в жизнь духовную мира».
Он гордился достижениями передовой русской науки и культуры, великими творческими успехами гениальных художников России — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Щедрина, Л. Толстого, Островского. Чернышевский с законной патриотической гордостью высоко отзывался о Белинском, Герцене, Добролюбове, в лице которых прогрессивная общественная и философская мысль России сделала новый шаг вперед и стала самобытной и независимой.
Чернышевский верил в неисчислимые исторические возможности и силы своего отечества и народа. Любовь к России, к русскому народу соединялась у него с чувством глубокого уважения к другим народам. Он открыто заявлял, что национальная рознь, национальное неравенство насаждаются и поддерживаются эксплуататорскими классами в целях сохранения своего господства. Чернышевский гневно осуждал завоевательные войны. «Разумна и полезна только та война, — писал он, — которая ведется народом для защиты своих границ. Всякая война, имеющая целью завоевание или перевес над другими нациями, не только безнравственна и бесчеловечна, но также положительно невыгодна и вредна для народа, какими бы громкими успехами ни сопровождалась, к каким бы выгодным, по-видимому, результатам ни приводила». Современность подтверждает справедливость этих веских слов.
Чернышевский близок и дорог нам, близок и дорог всем честным людям земли своей испепеляющей ненавистью к любым формам угнетения. Он близок и дорог нам своей верой в лучшее будущее трудового человечества. Боровшись в глухую пору царского лихолетья, он пережил горечь поражения. Но его никогда не покидала надежда, что наступят светлые эпохи одушевленной исторической работы. Жизнь людей труда и в России и в Европе, говорил он, омрачает «сырая и холодная ночь» феодально-капиталистического порабощения. Однако передовой мыслитель, преданный делу прогресса, не унывает, «он с твердой уверенностью ждет нового рассвета и, спокойно всматриваясь в положение созвездий, считает, сколько именно часов осталось до появления зари».
Вот таким именно великим деятелем был Чернышевский. Его философский материализм, его политические и социально-экономические идеи, проникнутые духом революционного демократизма и социализма, близко подводили к правильному пониманию общих законов «поступательного хода истории».
Чернышевский не смог в силу понятной исторической ограниченности до конца познать эти общие законы. Но он хорошо видел, что новое пробивает себе дорогу в жизни, встречая сильнейшее сопротивление со стороны отживающих сил общества. Он отдал свою жизнь революционной борьбе за то, чтобы приобрел господство в исторической жизни трудовой народ, которому одному и выгодно и нужно устройство, называющееся социалистическим.
Огромно было влияние революционных идей Чернышевского, высказанных им во многих областях общественных наук и искусств, на развитие русской и мировой культуры. Влияние его идей сказалось на творчестве Перова, Сурикова, Репина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и многих других великих представителей русского реалистического искусства, выше всего ценивших в живописи и музыке жизненную правду и подлинную народность. Воздействие революционной мысли Чернышевского испытали талантливейшие деятели культуры братских народов — Тарас Шевченко, Иван Франко, Микаэл Налбандян. Акакий Церетели, Абай Кунанбаев, Мирза Фатали Ахундов, Коста Хетагуров и другие. В великом по своим историческим результатам деле сплочения национальных культур вокруг передовой культуры русского народа роль Чернышевского была одной из самых значительных и плодотворных.

Чернышевский н. г. — Высочайший патриотизм

«В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком».

Идея создания «Словаря афоризмов русских писателей» принадлежала видному лингвисту, лексикографу — профессору Александру Николаевичу Тихонову. Он же возглавил и авторский коллектив, подготовивший объемный материал, часть которого вошла в настоящий словарь.

К нашему глубокому сожалению, Александр Николаевич Тихонов ушел из жизни, когда редакционная работа над словарем продолжалась.

Издатель выражает благодарность одному из авторов словаря — кандидату филологических наук Анжелике Викторовне Корольковой, которая после безвременной кончины проф. Тихонова А. И. завершила подготовку словаря к изданию.

ПРИРОДА АФОРИЗМОВ. СЛОВАРЬ АФОРИЗМОВ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Последнее десятилетие ознаменовалось особым вниманием к афоризмам и афористике, хотя интерес к меткому слову вообще существовал у человечества с древнейших времен. (Самым древним памятником афористики считается древнеегипетское «Поучение Кагемни», около 2900 г. до н. э.!) Библиотека афористической литературы огромна, и она значительно расширилась в последнее время, причем за счет большого количества словарей и энциклопедий. Казалось бы, лексикографическая обработка афоризмов должна внести некоторую упорядоченность в теорию афоризмов. Но все происходит как раз наоборот. Многочисленные лексикографические работы сомнительного качества только усиливают хаос в этой области лингвистики. Ни в одном подобном издании мы не нашли описания принципов вычленения афоризмов из художественных и иных текстов; нет и определения афоризма как отдельной семантической единицы. В некоторых изданиях такого рода, иногда весьма самонадеянно названных энциклопедиями, есть и явные ошибки.

Остается масса вопросов даже относительно самого термина — «афоризм». Однако в общей лингвистике и литературоведении не вызывает сомнения существование особых авторизированных высказываний (изречений), которые по традиции именуются афоризмами.

Определение афоризма содержали самые старые словари русского языка, например «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля: «Афоризм — короткое и ясное изречение, правило, основанное на опыте и рассуждении; отрывочное, но полное по себе положение». В словаре М. И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» термин «афоризм» объясняется следующим образом: «Краткие, отдельные изречения, отрывочные, без внутренней связи между собою».

В настоящее время в литературоведении афоризмом принято считать краткое изречение, в котором в лаконичной, художественно заостренной форме излагается обобщенная мысль. Так данный термин трактуется, например, в Литературном энциклопедическом словаре. Там же совершенно справедливо утверждается, что афоризм выявляет общее и типическое в действительности. С точки зрения литературоведения афоризм включает в себя максимы (афоризмы морального содержания) и сентенции (афоризмы без имени автора), апофтегмы (афоризмы, приписываемые определенному автору), хрии (афоризмы определенного лица в определенных условиях). Дополним эту классификацию таким жанром, как гномы (нравоучительные изречения в стихах, особенно популярные в Древней Греции и восточных культурах). В «Поэтическом словаре» Квятковского афоризмом называется «изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль». Это же определение повторяется во многих толковых словарях современного русского языка.

В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой нет определения афоризма, но в некоторых словарных статьях, например, синонимически сближаются термины афористический, гномический (принадлежащий гноме) и пр.

Общеизвестно, что при анализе афоризма можно установить текст, из которого он извлечен, и автора — создателя данной фразы.

Афоризмы хотя и считаются литературным жанром, но не содержат художественного образа. Главное в них — мысль, парадоксальная, противоречивая, раскрывающая некоторую относительность общепринятых истин. Афоризмы чаще всего извлекаются из художественных текстов (намеренно или нет), но и в этом случае они иллюстрируют не индивидуальные переживания персонажа, а содержат мысли, имеющие всеобщий смысл. Таким образом, афоризмы практически не зависят от широкого контекста. (В некоторых случаях они могут составлять отдельные книги, как, например, у Козьмы Пруткова, Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера или Лихтенберга). Афоризмами не могут считаться высказывания персонажа, если они явно противоречат целостному миропониманию автора.

Проблема вычленения афоризма из контекста продолжает оставаться дискуссионной, так как пока нет ясности в вопросе о формальных признаках афоризма.

Однако некоторые признаки афоризма можно считать вполне определенными и не вызывающими особых разногласий ученых. Достаточно часто афоризмы тяготеют к ритмической упорядоченности и имеют закрепленный порядок слов, являются структурно замкнутыми с синтаксической точки зрения. (Особенно ярко это проявляется в поэтических афоризмах.).

Афоризм — это высказывание вполне устойчивой формы и представляет собой единое неделимое целое. В их состав нельзя ввести какие-либо компоненты, как нельзя произвольно извлечь из них что-либо, не изменив при этом смысла фразы, т. к. афоризм представляет собой суждение.

Постоянно вызывает вопрос объем высказывания, при котором оно является афоризмом. Афоризм обычно включает в себя от одного до трех предложений разного типа. При большем объеме — это афористическое высказывание, которое отличается от афоризма лишь длиной фразы.

Вне афористики остаются фразеологические (устойчивые) обороты, пословицы и поговорки, а также парадоксы, каламбуры, эпиграммы и др.

Цельность афоризмам придает широкое использование тропов и стилистических фигур, таких как анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, различные параллелизмы и др.

Анафора представляет собой повтор слов или группы слов в начале смежных фраз. Например: Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! (И. С. Тургенев).

Эпифора, наоборот, представляет собой повтор слов или группы слов в конце смежных фраз. Например: Не верьте словам ни своим, ни чужим, а верьте делам и своим и чужим. (Л. Н. Толстой).

Большая часть афоризмов построена на антитезе, где используются антонимы как общеязыковые, так и контекстуальные. Например: Где слабый ненавидит — сильный уничтожает. (А. С. Грин).

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа от читателя или собеседника. Например: Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль? (А. С. Пушкин).

Использование стилистических фигур и тропов не только укрепляет структуру афоризма, но и обуславливает его эмоциональную действенность и оригинальность.

Афоризмы отличают концептуальная цельность, смысловая законченность, а также понятийная завершенность. Отдельным афоризмам свойственна определенная экспрессивность, что зачастую объясняется очень личным характером афоризма, выражающего чувства автора. Истинно глубокие патриотические чувства прослеживаются во всех афоризмах, посвященных Родине:

Россия — это пароход, потерпевший в море крушение. Мы должны спасти гибнущую страну и самих себя. Довольно розни и вражды. (Артем Веселый).

Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего. (В. Г. Белинский).

Что такое родина? Это — весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это — прошлое народа, настоящее и будущее. Это — его своеобразная культура, его язык, его характер… (А. Н. Толстой).

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Быть патриотом. Pro et contra

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 5

Охраняется законодательством РФ о защите интеллектуальных прав. Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке.

© ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

© Художественное оформление, ЗАО «Издательство Центрполиграф», 2016

Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество, или даже просто отстаивая интересы своего отечества…

Федор Михайлович Достоевский

Тот, кто бежит за горизонт, меняет небо, но не сердце.

Дым Отечества ярче огня чужбины.

Надо, чтобы Родина была для нас дороже нас самих.

Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, если он может принести этим ей пользу?

Можно убежать из Отечества, но нельзя убежать от самого себя.

Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Анней Сенека

Моя Родина там, где моя библиотека.

Любовь к Родине начинается с семьи.

У подданных деспота нет Родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.

Жан де Лабрюйер

Когда человек, не предубежденный в пользу своей страны, сравнивает различные образы правления, он видит, что невозможно решить, какой из них лучше: в каждом из них есть свои дурные и свои хорошие стороны. Самое разумное и верное – счесть наилучшим тот, при котором ты родился, и примириться с ним.

Самая лучшая родословная – это услуги, оказанные Родине и человечеству.

Каждый гражданин обязан умереть за отечество, но никто не обязан лгать ради него.

Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

Моя любовь к Отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю Отечество, тем более стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

Кто хорошо служит своей Родине, тот не нуждается в предках.

Отчизна – это край, где пленница душа.

Патриотизм – последнее прибежище негодяя.

Патриотизм не обязательно заключается в мятеже: можно ненавидеть своего короля и при этом любить свою страну.

Родина не может существовать без свободы, свобода – без добродетели, добродетель – без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан – дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.

Порывы чувствительных сердец кажутся химерами всякому, кто их не испытывал; и любовь к Отечеству, во сто крат более пылкая и более сладостная, чем любовь к возлюбленной, познается только тогда, когда ее испытаешь.

Читайте также  Творчество М. Горького

Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству.

Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим и руководствован любовью к Отечеству. Он должен любовью к Отечеству жить, вливать ее в своих подчиненных и быть примером в ней всему государству.

Гавриил Романович Державин

Любовь к Отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.

Патриотизм портит мировую историю.

Иоганн Вольфганг Гёте

Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же… Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени Отечества…

Александр Николаевич Радищев

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки.

Иоганн Вольфганг Гёте

Любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений.

Чтобы быть истинным патриотом, не следует забывать, что прежде всего мы джентльмены, а уж потом – патриоты.

Древо свободы должно время от времени орошаться кровью патриотов и тиранов. Это его естественное удобрение.

Кто в минуту общей беды может думать о чем-либо ином, как о спасении Отечества, – тот не достоин жить в свободном государстве.

Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю Родиной.

Иоганн Вольфганг Гёте

Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма.

Николай Михайлович Карамзин

Для Отечества сделано недостаточно, если не сделано все.

Для нас, русских с душою, одна Россия самобытна, одна Россия истинно существует; все иное есть только отношение к ней, мысль, Провидение. Мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России.

Николай Михайлович Карамзин

Где же еще найти любовь к Родине и верность общей воле, если не у самого народа?

Для того чтобы уничтожить целую Родину, может хватить даже одного подлеца: тому есть множественные исторические примеры, подтверждающие гибель.

Нельзя унести Родину на подошвах своих сапог.

Кто идет на смерть за свое отечество, тот освободился от иллюзии, ограничивающей бытие собственной личностью: он распространяет свою собственную сущность на своих соотечественников, в которых продолжает он жить, даже на грядущие их поколения, ради которых он действует, причем он смотрит на смерть как на мигание глаз, не прерывающее зрения.

Годы, проведенные на чужбине, можно уподобить ветвям, отсеченным от ствола.

Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека.

Нации, народу, армии, всем французам не следует забывать о своем прошлом: ведь оное составляет их славу.

Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.

Николай Михайлович Карамзин

Я независим и наслаждаюсь только своим трудом, любовью к Отечеству и человечеству.

Николай Михайлович Карамзин

Надлежит к благосостоянию народа изыскивать всевозможные способы и стараться прекращать всякое зло, причиняющее вред Отечеству.

Иван Андреевич Крылов

Отечестволюбие не знает ступеней: кто не все для него делает, тот не делает ничего; кто ему не все отдает, тот во всем отказывает.

Карл Людвиг Берне

Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя Родины.

Когда свобода исчезла, остается еще страна, но Отечества уже нет.

Странная вещь – патриотизм, настоящая любовь к Родине! Можно любить свою Родину, любить ее целых восемьдесят лет и не догадываться об этом; но для этого надо оставаться дома. Любовь к немецкой отчизне начинается только на немецкой границе.

Квасной патриотизм – это когда квасят носы за Родину.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 5

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Чернышевский Николай Гаврилович

Русский писатель, критик. Перу Н. Чернышевского принадлежат романы «Что делать?», «Пролог» (незавершенный), повести «Алферьев», «История одной девушки», цикл «Мелкие рассказы», пьесы, работы по эстетике и по истории литературы, в том числе «Эстетическое отношение искусства к действительности», «Критический взгляд на современные эстетические понятия», «Возвышенное и комическое», «Очерки гоголевского периода русской литературы», «Сочинения и письма Н. В. Гоголя», «Об искренности в критике», «Бедность не порок», «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Губернские очерки Щедрина», «Русский человек на randez-vous», «Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского», философские работы и др.

Без грамматики никому нельзя обойтись.

Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.

Быть грубым значит забывать собственное достоинство.

В лингвистическом смысле народ составляют все люди, говорящие одним языком.

В науке хранятся плоды опытности и размышлений человеческого рода, и главнейшим образом на основании науки улучшаются понятия, а потом нравы и жизнь.

В повестях и рассказах — Пушкина, Лермонтова, Гоголя общее свойство — краткость и быстрота рассказа.

В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

В чем разумность уважения к ученым? В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.

Важнейший капитал нации — нравственные качества народа.

Воспроизведение жизни — общий характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение — объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни.

Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.

Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине.

Где нет жизни — нет идеи; где нет бесконечного разнообразия — нет жизни.

Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития.

Гипотезы, даже ошибочные, имеют и хорошую сторону: они возбуждают деятельность мысли.

Голодный человек, конечно, не может чувствовать себя хорошо; но и сытый человек не чувствует себя хорошо, когда вокруг него раздаются несносные для человеческого сердца стоны голодных.

Господствует мелочная погоня за эффектностью отдельных слов, отдельных фраз и целых эпизодов, расцвечивание не совсем натуральными, но резкими красками лиц и событий.

Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.

Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.

До Пушкина ещё никто не писал таким лёгким и живым языком, в котором соединялись и простота, и поэтическая прелесть, ещё никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями. И необходимейшею подготовкою для возможности приобретать его должны быть усердные занятия французским, немецким и английским языками.

Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни.

Есть люди, которым всякое правдивое слово кажется жестким, как бы оно ни было умеренно.

Живой человек не может не иметь сильных убеждений. Не проводить убеждений могут только те, которые не имеют их: а не иметь убеждений могут только люди тупые или люди бессовестные.

Заботьтесь о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова.

Искать счастья в эгоизме — ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно.

Истина только потому и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи.

Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.

Каждый отдельный человек — должник общества за свое умственное развитие.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Когда мужчина признает равноправность женщины с собою, он отказывается от взгляда на нее, как на свою принадлежность.

Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собою, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Личное счастье невозможно без счастья других.

Ложные по своей основной мысли произведения бывают слабы даже и чисто художественном отношении.

Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

Любить умеет не только тот, кто любит кричать о своей любви; у умного человека чувство выражается и словом и делом, у иного только делом, и, может быть, тем сильнее, чем молчаливее.

Мы судим о книге по самой книге, а не по выставленному на ней имени.

Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.

Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.

Незнанием никогда не следует хвалиться: незнание есть бессилие.

Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него. Испортишь дело — выйдет мерзость.

Нельзя же отрицать истину только потому, что она лично мне не совсем приятна.

Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.

Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.

Нормою человеческих действий должна служить справедливость.

Ныне довольно много найдется людей, не считающих эстетику наукой, заслуживающей особенного внимания.

Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях.

Особенно сходны все хорошие книги в том, что непременно возбуждают в читателе желание думать о том, что справедливо, прекрасно и полезно для людей.

От умного и ученого человека надобно требовать многого; если он говорит пустяки, его можно по всей справедливости упрекать за это, — снисходительность, на которую имеют право простаки, была бы относительно его неуместна.

Отвергать прогресс — такая же нелепость, как отвергать силу падения.

Отец и мать! Все панегирики ничто перед этими священными именами, все высокопарные похвалы — пустота и ничтожность перед чувством сыновней любви и благодарности.

Ошибки людей сильного ума тем именно и бывают страшны, что они делаются мыслями множества других людей.

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.

По каждому предмету капитальных сочинений очень немного, во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих. Надобно читать только их, всякое другое чтение — только напрасная трата времени.

Поэт не знает основательно жизни и сердца человеческого: это знание достигается только глубоким изучением философии.

Право жить и быть счастливым — пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.

Практика — великая разоблачительница обманов и самообольщений…

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.

Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.

Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности.

Природа и жизнь производят прекрасное, не заботясь о красоте: она является в действительность без усилия и, следовательно, без заслуги в наших глазах, без права на сочувствие, без права на снисхождение.

Прогресс основывается на умственном развитии, коренная сторона его состоит в успехах и развитии знаний.

Противник, не церемонящийся относительно деликатности своих слов дает право отвечать ему таким же образом.

Пуста и бесцветная жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.

Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.

Расточительность сама в себе носит предел. Она оканчивается с последним рублем и с последним кредитом. Скупость бесконечна и всегда при начале своего поприща; после десяти миллионов она с тем же оханьем начинает откладывать одиннадцатый.

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.

Русский публике нравится та манера писать прозой, которой держался Пушкин. Он любил в прозе простоту, чуждался витиеватости.

Самую жалкую фигуру представляют не те люди, которые имеют ошибочный образ мыслей, а те, которые не имеют никакого определенного, последовательного образа мыслей, которых мнения — сбор бессвязных обрывков, не клеящихся между собой.

Читайте также  Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Семейная любовь — самое важное и самое благотворное из всех добрых чувств человека.

Словопроизводство в русском языке, подобно словоизменению, отличается, сравнительно с тою же стороною других новейших европейских языков, гораздо большим разнообразием.

Случайности жизни безразлично поражают замечательных и незамечательных людей, безразлично благоприятствуют тем и другим.

Смешное пробуждает в нас чувство собственного достоинства.

Советую… совершенно легко читать книги по крайней мере на трёх важнейших языках ученой деятельности: английском, французском и немецком.

Стройные и сознательные убеждения развиваются в человеке не иначе, как или под влиянием общества, или при помощи литературы.

Сущность поэзии в том, чтобы концентрировать содержание; разведение водой убивает ее.

Только тот любит, кто помогает любимой женщине возвышаться до независимости.

Труд доктора — действительно самый производительный труд: предохраняя или восстанавливая здоровье, доктор приобретает обществу все те силы, которые погибли бы без его забот.

Труд есть деятельность мозга и мускулов, составляющая природную, внутреннюю потребность.

У каждого хорошего писателя бывает свой собственный слог.

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.

Ученый должен искать истину, ценить ее дороже своих личных желаний или отношений.

Характер средств должен быть таков же, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели… Дурные средства годятся только для дурной цели.

Характер человека всего больше выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.

Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов.

Честность только в личных делах, не сопровождаемая никакими определенными понятиями об общих вопросах народного лага, приносит слишком мало пользы обществу.

Что же милее всего для человека? Жизнь: потому что с нею только связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды.

Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь: неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.

Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.

Язык Гоголя в наше время образцовый русский язык, что лучше Гоголя никто не писал прозою по-русски.

Ясное в подлиннике должно быть ясно и в переводе…

Источник: Словарь афоризмов русских писателей. Составители: А. В. Королькова, А. Г. Ломов, А. Н. Тихонов

Н.Г. Чернышевский об Англии и англичанах

Н.Г. Чернышевский об Англии и англичанах

Расцвет публицистической деятельности Н.Г. Чернышевского пришелся на 1854-1862 гг., тот период времени, когда взаимоотношения России и Великобритании резко ухудшились. Этому способствовало столкновение их интересов на Балканах и в Азии, Крымская война. В немалой степени обострение отношений привело к усилению имевшихся негативных представлений об облике другой страны, распространению фобий в том и другом обществах, ярко проявившихся в пятидесятые годы столетия.

В силу этих «внешних» причин особое значение приобретает обращение к исследованию складывавшегося в демократической российской прессе образа Британии и ее жителей. Н.А. Ерофеев в монографии «Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских» рассмотрел эту проблему на материале предшествовавшего периода — второй четверти века. Он отмечал, что отношение к Западу представителей демократического лагеря — Герцена и Белинского — не было однозначным[1]. Однако Н.А. Ерофеев не анализировал взгляды Н.Г. Чернышевского, высказанные им в более позднее время в журнале «Современник».

«Современник» был основан А.С. Пушкиным в 1836 г., а в 1847 г. перешел к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Идейное направление издания в значительной мере определили статьи В.Г. Белинского. Его смерть и эмиграция Герцена совпали с усилением цензуры в годы европейских революций конца 1840-х гг. Ослабление ограничений в середине 1850-х гг. и социально-экономический кризис способствовали оживлению общественной жизни, усилению роли прессы. В истории «Современника» наступил особый период. Журнал становится наиболее распространенным и влиятельным изданием среди либерально настроенных читателей, что в значительной мере было связано с именем Чернышевского[2].

В 1854 г. он пришел в «Современник», в котором публиковал рецензии, литературно-критические статьи, а впоследствии обзоры современных событий, происходивших за рубежом. В 1862 г. Чернышевский был арестован, два года провел в Петропавловской крепости и приговорен к каторжным работам. Это прервало его журналистскую работу, к которой впоследствии он уже не смог вернуться.

Отношение Чернышевского к Англии и англичанам складывалось на основе прочитанных книг и прессы. Краткая поездка в Лондон в июне 1859 г.[3] едва ли существенно повлияла на уже выработанное представление о ней. Он был осведомлен о современном состоянии Великобритании, так как с 1859 г. вплоть до ареста являлся автором политических обозрений журнала. Эти публикации, а также литературно-критические статьи позволяют определить взгляд Чернышевского на Британию, высказанный на страницах журнала. Что представляется важным для выявления приоритетов и ценностей в мировоззрении одного из выдающихся публицистов России и в демократической идеологии середины века.

В 1848 г. молодой Николай Гаврилович поступает в университет. Записи в его дневниках тех лет свидетельствуют о том, что юношу волновали события, происходившие во Франции и Германии. Он читает французские и немецкие газеты, произведения публицистов, политиков, философов. Чрезвычайно редки упоминания об англичанах, что не свидетельствует о его неосведомленности. В 1850 г. в письме к родным он рассказывает о своей пробной лекции по грамматике и словесности: «Все это было пересыпано (т.е. последняя половина) гимнами Ж. Занду, Диккенсу, Гейне (которого не читал) и Гоголю; . а первую приправил именами Ледрю Роллена, Кобдена, О’Коннеля . »[4]

Накануне Крымской войны и на ее протяжении в работах Чернышевского лишь изредка упоминается Англия в связи с отсутствием публикаций произведений английских авторов и цензурными ограничениями. Политические отделы до 1856 г. были лишь в четырех газетах, а «Современник» не имел права на военную и политическую информацию[5]. Однако и в этих единичных случаях мы не встретим резких слов в адрес страны противника[6]. Интерес представляет заметка о сочинении И.В. Вернадского «Политическое равновесие и Англия» (М.,1855). Автор опубликовал изданные ранее статьи, в них он доказывал, что политическое равновесие, провозглашаемое англичанами, не соответствует реальной политике страны, стремящейся к преобладанию над отдельными державами. Заключая, Чернышевский лишь сдержанно отмечает: содержание книги соответствует тому чувству, которым проникнут каждый русский в настоящее время.[7]

После окончания войны в России вновь начинают публиковать произведения английских авторов. В 1856 г. появляется перевод романа У. Теккерея «Ньюкомы, история одной весьма достопочтенной фамилии». И во втором номере за 1857 г. в «Современнике» появляется рецензия, написанная Чернышевским.

Впоследствии упоминания об Англии в статьях Чернышевского встречаются все чаще. Отношение к этой стране непосредственно связано с взглядами на Западную Европу. Чернышевский подчеркивал, что ни один «образованный» человек не «считает» Западную Европу земным раем, он видит в ней «очень много хорошего, но с тем вместе и очень много дурного». Полемизируя со славянофилами, Чернышевский не соглашался с утверждением, что «Запад — человек преклонных лет». Напротив, он утверждал: «Нравственные науки еще только начинают развиваться, общественные отношения тоже, приложения науки к жизни — тоже, и за что ни возьмись — то же самое: все отрасли знания . все сферы жизни находятся еще в первых периодах развития, быстро развиваются и через сто, даже пятьдесят лет далеко уйдут по пути развития».[8]

Обычно Англию он выделял из числа государств континентальной Европы. Обращение к зарубежным институтам, порядкам и традициям Николая Гавриловича вызвано сопоставлением России и Запада. Он подчеркивал: «. уже очень много лет наша судьба связана с судьбою Западной Европы и каждое важное событие в ней отражается на нас.»[9] Сравнения народов в литературе первой половины XIX в. встречалось постоянно. Они были результатом как стремления познать себя, так и желания выявить отличительные черты других народов. Философия Шеллинга, а впоследствии и Гегеля, мыслителей достаточно известных в России

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских 1825-1853 гг. М., 1982. С. 79.

[2] Евгеньев-Максимов В. «Современник» при Чернышевском и Добролюбове. Л., 1936; Герасимов Ю.И. Из истории русской печати в период революционной ситуации конца 1850-х —начала 1860-х гг. М., 1974; Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. М., 1989 и др.

[3] Поездка в Англию была связана с конфликтом «Современника» и «Колокола», суть которого состояла в разногласиях между Чернышевским и Герценым по вопросам отношения к дворянской интеллигенции и к обличительной литературе. Подробнее об этом см.: Козьмин Б.П. Из истории революционной мысли в России. М., 1961; Нечкина М.В. Встреча двух поколений. М., 1980; Громова Л.П. А.И. Герцен и русская журналистика его времени. СПб, 1994 и др.

[4] Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 томах. М., 1949. Т. 1. С. 206.

[5] Сеидов В.Г. Освещение Крымской войны в русской печати середины XIX века. Автореферат . к.и.н. М., 1979. С.9-10.

[6] См., например: Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. СПб, 1906. С. 423-424.

[7] Там же. С. 403-404.

[8] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 2. С. 655, 69.

[9] Там же. Т. 4. С. 475. См. также: Т. 2. С. 246, 405, 406 и др.

[10] Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М., 1984. С. 9.

[11] Ерофеев Н.А. Указ. соч. С. 85-86.

[12] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. СПб, 1906. С. 33

[13] Там же. Т. 4. С. 487-488; т. 5. С. 133.

[14] Чернышевский Н.Г. Экономическая деятельность и законодательство. / Собрание сочинений в 10 томах. Т. 4. С. 433, 436, 454.

[15] Отдел «Критика» / Собрание сочинений. Т. 3 С. 507, 523, 526.

[17] См., например: Макеев Н. Н.Г. Чернышевский — редактор «Военного сборника». М., 1950. С. 13.

[18] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 5. С. 30, 37, 38 и др.

[19] Там же. Т. 5. С. 146-147.

[20] Там же. С. 149, 197.

[21] Там же. С. 197-200.

[22] Герцен А.И. Собрание сочинений в 9 томах. М.,1955-1958. Т. 9. С. 108.

[23] Там же. С. 103, 143, 154, 508 и др.

[24] Там же. Т. 4. С. 32; Т. 5. С. 509.

[25] Там же. Т. 5. С. 489. Роль общественного мнения и опасения усиления социальной напряженности не являлись единственным побудительным мотивом осуществления этой реформы Р. Пилем. Подробнее об этом см.: Айзенштат М.П. Британский парламент и общество в 30-40 гг. М., 1997. С. 127-143.

[26] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 5. С. 28.

[27] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 5. С. 104. См. также: Т. 4. С. 195.

[28] Чернышевский Н.Г. Нынешние английские виги. / Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1974., Т. 5. С.180-181.

[29] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 4. С. 476-477.

[30] Ерофеев Н.А. Указ. соч. С. 202-204.

[31] Эти отзывы можно встретить во многих произведениях Н.Г. Чернышевского. Достаточно привести в качестве примера статьи «Очерки гоголевского периода русской литературы» (Современник, 1955, № 12; 1856, № 1-12); «Экономическая деятельность и законодательство» (Современник, 1959, № 10).

[32] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 3. С. 586.

[33] Там же. Т. 2. С. 20.

[34] Там же. Т. 1. С. 35.

[35] Дневник. Т. 1. С. 499.

[36] Находясь в стесненном материальном положении этот труд он начинал ради заработка. См., например, его письма Родным от 16 ноября 1854 г. / Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15 томах. М., 1949. Т. 14, С. 275; а также С. 206, 212.

[37] Венгеров С., Л.С.З. Чернышевской Н.Г. / Энциклопедический словарь. СПб, 1903, Т. 76. С. 672.

[38] Денисюк Н. Николай Гаврилович Чернышевский. Его время, жизнь и сочинения. М., 1908. С. 38, 82.

[39] Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. Т. 2. М., 1977. С. 125,

[40] См., например: вводные статьи У.А. Гуаральника в издании Чернышевский Н.Г. «Избранные эстетические произведения». М., 1974. С. 27; Вопросы биографии Н.Г. Чернышевского и восприятия его личности в России и за рубежом. Волгоград, 1979; и др.

[41] Чернышевский Н.Г. Отдел «Критика». / Собрание сочинений в 10 томах. СПб, Т. 3. С. 526, 528.

[42] Чернышевский Н.Г. Отдел «Публикации» / Полное собрание сочинений в 15 томах. М., 1950. Т. 9. С. 506, 507.

[43] Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений. Т. 3. С. 532.

[44] Там же. С. 529-530.

[45] Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. С. 51.

[47] Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 435.

[48] Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. С .60. См. также С. 55-56.

[49] Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 3. С. 413.

[50] Там же. С. 494, 495.

[51] Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения. С. 62, 63.

[52] Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. 14. С. 48.

Читайте также  Проводящая система листьев. Строение, типы жилкования

Об авторе:

Марина Павловна Айзенштат — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук.

Чернышевский н. г. — Высочайший патриотизм

СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НАРОДНОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, РЕАЛИЗМ, ГУМАНИЗМ).

Размышляя о роли литературы в судьбах человечества, великий пролетарский писатель М. Горький утверждал, что ни одна литература Запада не возникала с такою силою и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта, как литература русская, никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях, как писатели русские. И стремительное развитие русской литературы, и ее исключительно высокий идейно-художественный уровень, и ее мировое влияние -все это, как вы знаете, стало возможным благодаря ее связям с освободительным движением, ее деятельному участию в этом движении.

В обстановке вопиющего социального гнета средоточием освободительных, гражданственных идей должна была стать и действительно стала литература. Еще раз восстановите в памяти хорошо известные вам произведения русских классиков: Горе от ума, лирику Пушкина и Лермонтова, Мертвые души, Отцы и дети, Что делать? и другие. При всех своих различиях они вобрали в себя передовые идеи времени. Черпая силу в освободительном движении, великие русские писатели, как вы убедились, сами оказывали огромное воздействие на его развитие, на жизнь общества в целом. В нашем умственном движении,- говорил Чернышевский о русской литературе,- играет она более значительную роль, нежели французская, немецкая, английская в умственном движении своих народов, и на ней лежит более обязанностей, нежели на какой бы то ни было другой литературе. Поэт и беллетрист не заменимы у нас никем. Это осознавали и сами писатели. Отсюда — то глубокое чувство ответственности перед народом, перед Россией, которое было им свойственно: именно в нашей стране сложился тип писателя — гражданина, борца, человека непреклонных, нередко выстраданных убеждений, высоких нравственных принципов.

Лучшие русские писатели сознательно становились на путь служения обществу, видя в этом высшее назначение искусства. Не случайно через всю русскую литературу проходит тема поэта и поэзии. Вам памятны многочисленные стихи на эту тему (Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Некрасова). Мысль о высоком назначении искусства, об ответственности писателя великолепно выразил Чехов. Для него истинный писатель — это человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью.

Когда русская литература получила мировое признание, зарубежные читатели остро ощутили ее своеобразие и непревзойденную силу. Она покорила их своим смелым вторжением в жизнь, напряженными исканиями истины, своими героями, преисполненными высоких целей, всегда неудовлетворенными собой. Поразило то чувство ответственности за будущее своей страны и человечества, которое ни на минуту не покидало ни Андрея Болконского, ни Пьера, ни Раскольникова, ни князя Мышкина. Русские писатели,- сказал один турецкий критик,- требуют очень много от людей, они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм.

Передовая русская литература всегда жила самыми важными, жгучими проблемами века.

Больные вопросы, проклятые вопросы, великие вопросы — так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.

Вы могли убедиться, что, начиная с Радищева и кончая Чеховым, русские писатели XIX века с беспощадной откровенностью говорили о нравственном вырождении господствующих классов, о произволе и безнаказанности одних и бесправии других, о социальном неравенстве, о материальном и духовном порабощении человека. Вспомните такие произведения, как Мертвые души, Преступление и наказание, сказки Щедрина, Кому на Руси жить хорошо, Воскресение. К решению острейших проблем современности авторы их подходили с позиций подлинного гуманизма, с позиций интересов народа. Вы знаете, какую ненависть к угнетателям, к тирании, к виновникам социальных бедствий и личных человеческих трагедий питали лучшие русские писатели.

Каких бы сторон жизни они ни касались, со страниц их творений всегда слышалось: кто виноват?, что делать? Эти вопросы звучали в Евгении Онегине и в Герое нашего времени, в Обломове и в Грозе, в Преступлении и наказании, в рассказах и драматургии Чехова.

Выявляя роль среды и исторических условий в формировании человека, писатели вместе с тем старались понять, может ли человек противостоять воздействию окружающих его обстоятельств жизни. Свободен ли он в выборе жизненного пути или во всем повинны обстоятельства? В конечном счете, несет ли человек ответственность за то, что совершается в окружающем его мире, или нет? Все эти вопросы чрезвычайно сложны, и писатели мучительно искали на них ответа. В этой связи задумайтесь еще раз над Евгением Онегиным, Героем нашего времени, над романом Что делать?, над Ионычем. Вам, наверное, памятны слова Базарова: Всякий человек сам себя воспитать должен. А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня.

Кто виноват?, что делать? — эти вопросы будоражили сознание и побуждали к активному действию русских и зарубежных читателей. Сами писатели могли находить решения разные, порой даже ошибочные, по поиски этих решений говорили об их глубокой заинтереевванности в судьбах страны и всего человечества.

Мысль о благе народа постоянно звучала в произведениях русских классиков. Под этим углом зрения они смотрели на все окружающее, на прошлое и будущее. Изображение жизненных явлений, особенно значимых для народа, и оценка их с точки зрения его интересов порождали то свойство литературы, которое, как вы помните, называется народностью . Народность нашей литературы, обусловленная связью писателей с освободительным движением, составляет одно из высших ее идейно-эстетических достижений. Сами писатели ощущали себя плотью от плоти народа, и это придавало их творчеству отчетливо выраженную демократическую направленность. И неподкупный голос мой был эхо русского народа,- говорил молодой Пушкин. Голос Лермонтова звучал, как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных. И Некрасов, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, сказал на склоне лет: Я лиру посвятил народу своему.

Народность русской классической литературы неразрывно связана с другой ее характерной особенностью — патриотизмом. Тревога за судьбы родной страны, боль, вызванная бедами, которые она претерпевала, стремление заглянуть в будущее и вера в него -все это присуще было великим писателям земли русской, при всем различии их идейных позиций, их творческих дарований.

Для передовых русских писателей любовь к родине — это прежде всего любовь к народной России, к тем духовным ценностям, которые создавал народ. Литература издавна находила вдохновение в устном народном творчестве. Вспомните сказки Пушкина и Щедрина, Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя, Кому на Руси жить хорошо Некрасова. Вместе с тем истинные патриоты всегда ненавидели душителей передовой мысли, палачей Свободы, Гения и Славы. С какой сокрушительной силой выразил эти чувства Лермонтов в своих стихах Прощай, немытая Россия. и Родина! Как иронически-зло говорит об антинародной России Толстой в Войне и мире и какой любовью к народу проникнуты посвященные ему страницы этой эпопеи! Своим высшим патриотическим долгом лучшие русские писатели считали борьбу за переустройство жизни, за благо народа, за человеческое достоинство.

Все эти идейные устремления с неизбежностью толкали русских писателей на путь всестороннего познания жизни. Надо было понять внутренний смысл происходящего, уяснить причины сложных и противоречивых процессов, совершающихся в мире социальных отношений и в человеческой психике. И конечно же, чем полнее в процессе познания открывалась писателям жизнь, тем острее они ощущали необходимость ее переустройства.

Настоятельная потребность познать жизнь определила основное направление в развитии русской литературы XIX века — направление критического реализма . Стремление к истине всецелой (Тургенев) полностью владело талантом и совестью великих писателей века. Именно это стремление определило характер русского реализма-его бесстрашие в раскрытии самых сложных явлений жизни, бескомпромиссность в обличении социального зла, проницательность в выяснении его причин.

Разнообразные стороны действительности попадали в сферу внимания писателей-реалистов (как говорил Чернышевский, все общеинтересное в жизни): от событий исторической жизни народов и государств (Полтава, Война и мир) до судьбы маленького человека (Шинель, Бедные люди); от процессов всемирно-исторического значения (Отечественная война 1812 г.) до самых сокрешенных душевных переживаний. И все подвергалось анализу, все составляло предмет напряженных раздумий. Недаром Горький отмечал, что в поле зрения старых писателей лежал весь необъятный мир, тот мир, который они во что бы то ни стало хотели освободить от зла.

Теснейшим образом связанная с действительностью, литература критического реализма улавливала все изменения, происходившие в жизни России, в человеческой психологии. С течением времени менялся облик центрального героя. Вы безошибочно определите, печать какого времени лежит на Чацком, Онегине, Печорине; для вас очевидно, что при всех своих различиях Базаров, Рахметов, Раскольников принадлежат приблизительно одной и той же эпохе; исторически точно запечатлел Тургенев в своих романах тип русского передового деятеля на разных этапах общественного развития.

Двигаясь от десятилетия к десятилетию, вы не могли не заметить, какие новые грани, новые оттенки приобретали темы, проходившие через всю русскую литературу XIX века. Так, в эпоху 20-30-х годов о роли народа в истории, о свободолюбии народа (всегда народ к смятению тайно склонен) говорил Пушкин. На грани 40-50-х годов Тургенев в Записках охотника выступил со страстной защитой закрепощенного народа, показал его нравственное превосходство над душевладельцами.

В условиях нарастания народно-освободительного движения 50-60-х годов писатели революционной демократии (Некрасов, Щедрин) стремились показать не только силу народа, но и его слабость. Они ставили перед собой задачу помочь народу преодолеть инертность, пассивность, порожденные веками рабства, поднять народ до осознания им своих коренных интересов. Вы знаете, какое негодование вызывает у Некрасова рабье сознание человека из народа, как горек смех Щедрина над мужиком, свившим для себя веревочку.

В эпоху ломки общественных отношений, когда старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, а новое только укладывалось (Ленин), в условиях нарастания освободительного движения отчетливо раскрывалась роль народных масс в истории. Опираясь на художественные достижения Пушкина, Некрасов и Толстой показали, что решающей силой в судьбах страны является народ. И Война и мир, и Кому на Руси жить хорошо рождены именно этим взглядом на роль народных масс в истории.

Одной из сквозных тем русской литературы XIX века является, как вы знаете, тема маленького человека. Смелым новаторством литературы критического реализма было появление среди героев Пушкина и Гоголя человека ничем не примечательного, как бы выхваченного из самой жизни. Вы помните, конечно, и Самсона Вы-рипа (Станционный смотритель), и Акакия Акакиевича (Шинель), Сочувствие этому беззащитному человеку, не принадлежащему к привилегированным классам, — одно из ярких выражений гуманизма лучших писателей прошлого, их непримиримого отношения к социальной несправедливости.

Однако во второй половине века маленький человек, лишенный чувства собственного достоинства, безропотно несущий на себе бремя социальных невзгод, человек униженный и оскорбленный (Достоевский) вызывает у передовых писателей не только сострадание, но и осуждение. Видимо, в этой связи вы раньше всего назовете рассказы Чехова (Смерть чиновника, Толстый и тонкий), писателя, для которого утрата человеком чувства собственного достоинства была равносильна нравственной смерти. Не только Чехов, но и Островский и Достоевский были убеждены, что человек не должен мириться с положением затертой ветошки.

Социальные сдвиги, происходившие во второй половине XIX века, рождали потребность охватить художественной мыслью Россию в ее движении от прошлого к настоящему и будущему. Отсюда появление широчайших исторических обобщений, глубоких исторических концепций. Без этого не могли бы быть созданы ни Былое и д.. мы, пи поэма Кому на Руси жить хорошо, ни роман Что делать?, ни Война и мир. По авторы этих произведений многим обязаны опыту своих предшественников, таким произведениям, как Медный всадник и Мертвые души, которые полны размышлений о судьбах России. О чем бы ни говорили русские писатели, они всегда утверждали веру в возможность справедливых социальных отношений, в осуществимость своих высоких общественных идеалов, которые они стремились сделать достоянием читателей. По словам Некрасова, литература не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света, истины. И такой полный гнева писатель, как Салтыков-Щедрин, сокрушавший своим негодующим смехом, кажется, все, к чему ни прикасался, призывал к утверждению положительного идеала.

Отсюда такая тяга русских писателей к изображению лучших людей своего времени, таких, как Чацкий, Татьяна Ларина, Инсаров, Рахметов. Самое понятие красоты в искусстве, прекрасного в искусстве сливалось у русских писателей с представлением о добре, истине, справедливости, к борьбе за торжество которых они звали своим творчеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: