Философия А.И. Герцена - ABCD42.RU

Философия А.И. Герцена

Философские взгляды А.И. Герцена

Философские взгляды А. И. Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассмотрен в «Письмах об изучении природы*. Он считал, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, — призрак, метафизика, идеализм, — писал он. — Эмпирия, довлеющая себе вне философии, — сборник, лексикон, инвента-рий» (Герцен А. И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1946. С. 99).

Отвергая агностицизм, А. И. Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, — это единство опыта и умозрения, которые он сравнивал с двумя магдебургскими полушариями, «которые ищут друг друга и которых, после встречи, лошадьми не разорвешь» (там же. С. 95). А. И. Герцен постоянно говорит, что познание — не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени. Герцен ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природных начал. Он отмечал, что сознание возникло в ходе исторического развития природы, по отношению к которой оно вторично и производно.

В философии истории А. И. Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие — это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.

Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 50 — 60-е гг. развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская деревенская обшина с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления А. И. Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России.

В развитии философских взглядов А.И. Герцена можно выделить несколько этапов. В юности (до 30-х гг. XIX вв.) он увлекался идеями создания справедливого общества, «вольтерьянством», социалистическими теориями Сен-Симона, идеями свободной личности, немалую роль играли и христианские идеалы. Собственно, именно в этот период развития мировоззрения Герцена оказался заложен основной базис — восприятие философии не только как теоретической науки, но и «философии действия», ибо именно философия должна была стать научной основой разработки идеалов будущего справедливого общества.

Следующий период философского творчества А.И. Герцена пришелся на 30 — 40-е гг. XIX века. В эти годы он серьезно изучает философию Гегеля. Ему близка гегелевская диалектика и не случайно в своей статье «О дилетантизме в науке» Герцен пишет: «Субстанция влечет к проявлению, бесконечное — к конечному… В вечном движении, в которое увлечено все сущее, живет истина… в этом всемирное диалектическое биение пульса жизни». По сути дела, Герцен признает, что в истории господствует определенная логика («панлогизм»), в соответствие с которой человеческая история движется к определенной цели, а историческая случайность полностью подчинена исторической же закономерности. Впрочем, уже в этот период Герцена сложно считать истинным гегельянцем. Это определенно видно в том, как Герцен воспринимает философию природы — в этом отношении он стоит ближе к Шеллингу, нежели к Гегелю. В «Письмах об изучении природы» Герцен развивает мысль о необходимости союза философии и естествознания, пытается вывести мышление, логику непосредственно из развития природы. По мнению русского мыслителя, в природе присутствует собственные закономерности развития, отличные от «диалектики чистого разума»: «Жизнь имеет свою эмбриогению, не совпадающую с диалектикой чистого разума». И еще: «Разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе». В целом же, натурфилософские поиски Герцена ведутся в направлении поиска материального единства природы.

В социально-политических воззрениях этого периода у Герцена господствует идеализация Запада, как примера для России. Идеи необходимости развития отдельной личности, проповедь индивидуализма, «беспредельной свободы» личности, — характерная черта работ Герцена, в которых можно встретить настоящее воспевание человеческой личности: «Все стремления и усилия природы завершаются человеком, к нему они стремятся, в него впадают, как в океан». «Личность — вершина исторического мира, — писал Герцен, — к ней все примыкает, ею все живет». Особенно идеализирует Герцен демократическое устройство. При этом демократия, «республика» для Герцена — это не просто идеал политического устройства, а именно нравственный идеал бытия человечества, ведь при республиканском строе, по мнению русского мыслителя, могут раскрыться все способности каждой человеческой личности.

Новый этап философского развития А.И. Герцена начинается в первые годы его жизни за границей — кон. 40-х — нач. 50-х гг. XIX века. Столкнувшись с реалиями западноевропейской жизни, русский мыслитель разочаровывается в своих былых идеалах. Он убеждается, что в западноевропейских странах не никакого «торжества личности», но господствует «торжество купца»; нет истинной свободы личности. Более того, оказывается, что западная демократия ведет к потере человеческой индивидуальности; и, самое главное, западное демократическое устройство не обеспечивает нравственного прогресса личности. Эти открытия стали настоящей трагедией для Герцена, и не случайно он говорил, что в эти годы он стоял «на краю нравственной гибели».

Разочарование в социально-политических идеалах повлекло за собой и разочарование в гегелевской философии, особенно в его панлогизме. Еще в начале 40-х гг. у Герцена встречались мысли о том, что не необходимость, а случайность обладает истинной роковой силой. Эта идея — господство случайности — еще более окрепла после эмиграции Герцена из России. В книге «Былое и думы» он пишет: «Довольно мы удивлялись отвлеченной премудрости природы и исторического развития; пора догадаться, что в природе и истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного». Таким образом, на смену гегелевскому панлогизму в мировоззрении Герцена приходит идея алогизма — отрицание логики в истории и признание царствования случайности. Он приходит к выводу о том, что «история не имеет цели», «никуда не идет»: «Ни природа, ни история никуда не ведут и потому готовы идти всюду, куда им укажут, если это возможно». «Будущего нет, — пишет Герцен, — его образует совокупность тысячи условий, необходимых и случайных, да воля человеческая… История импровизируется… она пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячи ворот…»

Единственная опора, способная придать смысл подобному хаосу случайностей, царствующему в мире — человеческая личность. В книге «С того берега» Герцен писал: «Остановить исполнение судеб до некоторой степени возможно: история не имеет того строгого, неизменного предназначения, о котором проповедуют философы; в формулу ее развития входит много изменяемых начал, — во-первых, личная воля и мощь…» И еще: «Я не советую браниться с миром, а советую начать самобытную независимую жизнь, которая могла бы в себе самой найти спасение даже тогда, когда весь мир, окружающий нас погиб бы».

Из подобного мировосприятия у Герцена формируется философия «нигилизма», под которой Герцен понимает «совершеннейшую свободу»: «Нигилизм — это наука без догматов, безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий». По сути дела, герценовский нигилизм — это отвержение всякой логики и всякой метафизики. Но нигилизм — это еще и философия безверия. Именно поэтому, в эти годы Герцен приходит к отрицанию Бога и атеизму.

Впрочем, безверие Герцена был своеобразным. Дело в том, что Герцену была присуща определенная религиозность, ибо веру в Бога Герцен заменил верой в «светлое будущее», в «социальный идеал», в мечту. Исторический алогизм и философский нигилизм Герцен дополнил категорией «возможности». Именно на этой алогичной вере в «возможное», Герцен построил свою знаменитую теорию «русского (крестьянского) социализма». Еще в 1848 году Герцен писал о «потребности спасти нечто свое из вихря случайностей». Разворачивая эту мысль на социально-политическую проблематику, он и создал теорию «русского социализма». Если, по мнению Герцена, Европа полностью исчерпала свой потенциал, то лидерство в переустройстве мира «может» перейти к России, сохранившей еще много нетронутых, свежих сил. В то время как в Европе возобладала буржуазно-мещанская стихия, стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных форм жизни и труда. Община, по мысли А.И. Герцена, «может» стать той ячейкой, на основе которой «могло быть» построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин не был заражен бациллой западноевропейского индивидуализма, был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. По сути дела, одним из первых русских мыслителей Герцен заявил о том, что в России «можно» построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма. Таким образом, категория «возможности» стала важнейшей не только для Герцена, но и для всей последующей революционной мысли в России.

Философские взгляды А.И. Герцена

Представителями революционно-демократической идеологии, первоначально формирующейся в рамках западничества, были известные мыслители и общественные деятели: Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), Александр Иванович Герцен (1812-1870), Николай Платонович Огарев (1813-1877). В отличие от либерального западничества они рассматривали философию как средство для обоснования своих политических идеалов, для преобразования российской действительности не только на основе просвещения и развития науки, но и революционными методами. Мысли об активной роли философии в общественной жизни пронизывают произведения В.Г. Белинского и А.И. Герцена. В статье «Дилетантизм в науке» Герцен утверждает, что целью философии нельзя считать только познание, что должно быть осуществление философских знаний, идеалов. Задача философии — содействовать нуждам эпохи, целям развития народа.

Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на при сущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.

А.И. Герцен, покинув в 1847 г. Россию и пережив душевную драму после революции 1848 г. во Франции, приходит к убеждению, что Запад «страдает «смертельными болезнями», что в нем нет «живого духа», и обращает свой взор на Россию. В работах «О развитии революционных идей в России», «Крещеная собственность», «Русский народ и социализм» Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского социализма». За основу его он берет русскую общину, которая, по его мнению, содержит все зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления. В общине, считает Герцен, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достижении социализма.

Читайте также  Основные понятия надежности. классификация отказов. Составляющие надежности

Вместе с тем А.И. Герцен, считал, что социализм должен быть только средством освобождения личности. Он резко отвергает террор, чистое насилие как самоцель. Насилие способно только расчищать место для будущего. Для социального созидания нужны конструктивные идеи и развитое народное сознание. Герцен писал, что ни одна теория, сколь возвышенной и прекрасной она ни была, не может даже приблизительно охватить полноты жизненного многообразия, что полезней учиться у жизни, чем пытаться переделать ее в соответствии со своими проектами.

Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своем духовном развитии прошел сложный путь исканий — от глубокого увлечения философией Гегеля, рассматривая ее как теоретическое обоснование революционной борьбы, до материализма.

В философском труде «Письма об изучении природы» Герцен выступает как приверженец материализма, хотя называет его филocoфиeй «реализма». В центре этой работы — проблема взаимоотношений между философией и естествознанием. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же — окружающий нас «фактический мир» И не могут развиваться без опоры друг на друга. Естествознание, как утверждал Герцен, без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться.

В «Письмах» А.И. Герцен стремится показать, что история философии развивалась, преодолевая разрыв между природой и духом, между познанием явления и познанием сущности. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развитию». Логика — только «отвлеченная разумность природы и истории, законы мышления — осознанные законы бытия». Идеализм он называет «схоластикой протестантского мира».

Человека Герцен рассматривает как часть природы, подчиненным ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла своего. именно мышление и дополняет, развивает его;. мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна. ».

В вопросах познания, которые в его работах занимают одно из главных мест, Герцен исходит не только с позиций материализма, но и диалектики. Он стремится преодолеть крайности как эмпиризма, так и рационализма, правда ошибочно отождествляя эмпиризм с материализмом, а идеализм — с рационализмом. Рассматривая эту проблему, Герцен указывает, что эмпиризм, опираясь на чувственный опыт, хотя и правильно описывает факты, но бессилен раскрыть единство в многообразии, постигнуть сущность и внутреннюю закономерность природы. Рационалисты же, по его мнению, беспрерывно ругали эмпириков, и не подвинули вопроса ни на один шаг вперед, впадая в пустые бессодержательные абстракции. Всякое истинное знание, отмечает Герцен, есть результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, а данные опыта человек подвергает рациональному обобщению.

Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента:

(1) изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях;

(2) вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины);

(3) нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений.

Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли 40-60-х гг. прошлого столетия.

Filslov.ru — Философия как предмет науки

  • Главная
  • А — Абеляр Пьер
  • Б — Базис и надстройка
  • В — Вейсманизм — морганизм
  • Г — Галилей Галилео
  • Д — Даламбер Жан Лерон
  • Е — Евгеника
  • Ж — Жданов Андрей
  • З — Закон
  • И — Ибн Рошд Мухаммед
  • К — Кабанис Пьер Жан Жорж
  • Л — Лавров Петр Лаврович
  • М — Мавли Габриэль Вонно
  • Н — Наивный реализм
  • О — Об основах ленинизма
  • П — Павлов Иван Петрович
  • Р — Рабовладельческий строй
  • С — Самодвижение
  • Т — Творческий марксизм
  • У — Умов Николай Алексеевич
  • Ф — Фабианский социализм
  • Х — Холизм
  • Ч — Чаадаев Петр Яковлевич
  • Ш — Шаг вперед и два назад
  • Э — Эволюция и революция
  • Ю — Юм Давид
  • Я — Язык

Герцен Александр Иванович

(1812—1870) — великий русский революционный демократ, выдающийся философ-материалист, блестящий публицист и литератор. Общественно-политические и философские взгляды Герцена формировались в процессе роста русского революционного движения как отражение назревающих перемен в социально-экономическом устройстве страны. На мировоззрение Герцена оказала огромное влияние русская передовая, революционная и материалистическая мысль. Статья В. И. Ленина «Памяти Герцена» является ключом к правильному, марксистскому пониманию мировоззрения А. И. Герцена, его роли в русском освободительном движении и основных этапов его деятельности.

Герцен принадлежал к поколению дворянских революционеров первой половины XIX в. Восстание декабристов разбудило Герцена, отмечает В. И. Ленин. Герцен был непримиримым врагом крепостничества и самодержавия. Весь смысл своей жизни он видел в борьбе за уничтожение крепостнического рабства, за освобождение русского народа от гнёта и произвола самодержавия. Преследуемый правительством, Герцен вынужден был уехать в 1847 г. за границу, но и там вся деятельность его была посвящена борьбе за интересы родины.

Философское учение Герцена является прямым продолжением и развитием взглядов русских передовых мыслителей — Ломоносова (см.), Радищева (см.), декабристов (см.). Герцен—яркий и крупнейший представитель материализма. «В крепостной Россия 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». Герцен увидел положительные элементы гегелевской диалектики, которую он стремился переработать в соответствии с революционно-демократическими задачами того времени. Тогда как Гегель всячески затушёвывал революционную сторону диалектики, Герцен видел в диалектике «алгебру революции». Диалектика, писал Герцен, «необыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя».

В своём главном философском труде «Письма об изучении природы» Герцен дал глубокую критику идеалистической философии и выступил против метафизического материализма, который, по его словам, «со стороны сознания, методы стоит несравненно ниже» диалектического идеализма. Герцен требовал сочетания материализма с идеей развития, сочетания естествознания с философией, теории — с практикой. «Философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии», — писал он. Герцен ярко вскрывает порочность философского идеализма Гегеля и других идеалистов. Напрасно мысль претендует на то, чтобы быть первоначалом по отношению к природе, заявляет он; не природа возникает из мысли, а, наоборот, мысль — из развития природы. Герцен провозглашает торжество материалистической философии, признающей объективность природы и рассматривающей законы мышления как «сознанные законы бытия».

Материалист Герцен подвергает резкой критике и тот упрощённый, «односторонний» материализм, который «шёл прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел в мысли отделение мозга, в эмпирии — единый источник знания, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых». Ясно видя ограниченность вульгарного материализма, Герцен требует сочетания эмпирии с мышлением, что вызовет, по его мнению, небывалый расцвет науки и философии. «Эмпирия перестанет бояться мысли; мысль, в свою очередь, не будет пятиться от неподвижной чуждости мира явлений; тогда только вполне победится вне сущий предмет, ибо ни отвлечённая метафизика, ни частные науки не могут с ним совладеть». Лишь философия, «вырощенная на эмпирии,— страшный горн, перед огнём которого ничто не устоит». В «Письмах об изучении природы» Герцен излагает историю философии, начиная с греческой, и даёт свою оценку различным направлениям.

Его историко-философская концепция явилась крупным достижением в домарксовской историко-философской мысли. Он вскрывает противоположность материализма и идеализма, борьбу между ними, даёт ряд глубоких оценок и характеристик различных теорий а взглядов. Однако, не будучи историческим материалистом, он не смог понять закономерности развития философии и в ряде случаев давал неверные оценки, например некоторых сторон французского материализма. Ленин высоко ценил «Письма об изучении природы» Герцена. О первом из писем— «Эмпирия и идеализм» — Ленин писал, что оно «показывает нам мыслителя, который, даже теперь, головой выше бездны современных естествоиспытателей-эмпириков и тьмы тем нынешних философов, идеалистов и полу идеалистов. Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед—историческим материализмом».

После поражения революции 1848 г. Герцен переживает духовный крах. Глубоко потрясённый неудачей парижских рабочих, восстание которых он наблюдал непосредственно, Герцен проклинает буржуазию; он понимает, что без новой революции, без уничтожения существующих порядков нет пути к светлому будущему. Но он не видит силы, способной возглавить борьбу, не видит путей, ведущих к победе над старым строем. Герцен не знал истинных законов развития общества, он оставался идеалистом во взглядах на историю, хотя в ряде вопросов высказывал глубокие мысли о закономерностях исторического развития: таковы его мысли о роли народных масс в истории, о классах и т. д. Но он не понимал, что силой, которая призвана уничтожить власть буржуазии, является пролетариат.

Герцен был социалистом, но его «социализм» не имел научной основы и принадлежал, как указывал Ленин, к числу тех форм буржуазного и мелкобуржуазного социализма, которые были окончательно убиты июньскими днями 1848 г. Духовный крах Герцена после 1848 г. был «крахом буржуазных иллюзий в социализме. Духовная драма Герцена была порождением и отражением той, всемирно исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела». Позже Герцен выступил как идеолог крестьянского утопического социализма.

Он считал, что Россия после уничтожения крепостного права, минуя капиталистический путь развития, использует крестьянскую общину для перехода к социализму. Герценовская теория «крестьянского» социализма была тесно связана с революционным демократизмом Герцена. «Герцен,— писал Ленин, — видел «социализм» в освобождении крестьян с землей, в общинном землевладении и в крестьянской идее «права на землю». Идея «права на землю» и «уравнительного раздела земли» была формулировкой революционных стремлений к равенству со стороны крестьян, боровшихся ва полное свержение помещичьей власти на уничтожение помещичьего землевладения. Но в этом «социализме», по определению Ленина, не было «ни грана социализма», это была «прекраснодушная фраза», «доброе мечтание».

Читайте также  Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Скептицизм Герцена после поражения революции 1848 г. явился, однако, формой перехода от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к непреклонной классовой борьбе пролетариата. В 1869 г. Герцен разрывает с анархистом Бакуниным (см.) и обращает «свои взоры не к либерализму, а к Интернационалу, к тому Интернационалу, которым руководил Маркс,—к тому Интернационалу, который начал «собирать полки» пролетариата, объединять «мир рабочий».

Правда, слабость Герцена и в этот период сказалась в том, что он полагал, будто социализм должен выступить с «проповедью, равно обращенной к работнику и хозяину, земледельцу и мещанину». В этом отношении существует большое различив между Герценом и Чернышевским(см.); Чернышевский всегда понимал, что не проповедью, а только революционным насилием по отношению к эксплуататорским классам можно изменить социальный строй. У Герцена (до 1861 г.) проявлялись колебания, отступления от демократизма к либерализму, но при атом демократ в нём всё же брал верх. «Не вина Герцена, а беда его,— указывает Ленин,— что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах.

Когда он увидал его в 60-х — он безбоязненно встал на сторону революционной демократии против либерализма. Он боролся за победу народа над царизмом, а не за сделку либеральной буржуазии с помещичьим царем. Он поднял знамя революции* (т. 18, с. 14). Великая заслуга Герцена в том, что он создал вольную русскую прессу за границей. «Колокол» и «Полярная звезда», издававшиеся Герценом в 50—60-х годах, воспитывали молодое поколение России в духе непримиримой борьбы против крепостного права и самодержавия.

Герцен был великим патриотом своего отечества, он беспредельно любил свою родину, свой трудовой народ и ненавидел его угнетателей. Он боролся против низкопоклонства правительственной «верхушки» перед заграницей, против космополитизма. Герцен выступал против национального угнетения народов царизмом; отстаивал свободу польского народа, восставшего против гнёта самодержавия. Герцен резко и беспощадно критиковал западноевропейские буржуазные порядки, доказывая, что гибель капитализма неизбежна.

Герцену принадлежит ряд блестящих художественных произведений («Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка», «Былое и думы» и др.). В них он также ведёт борьбу против крепостничества и самодержавия. В его художественных произведениях ярко выражен его гуманизм, высокие этические воззрения, требование реализма в искусстве. Герцен боролся против без идейности в искусстве, отстаивал принцип народности. Взгляды Герцена на искусство формировались под влиянием революционно-демократической критики и эстетики Белинского (см.), художественного реализма Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Главные произведения Герцена: «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846), «Письма из Франции и Италии» (1847—1851), «С того берега» (1847—1850), «Былое и думы» (1852—1867), письма «К старому товарищу» (1870). «Избранные философские произведения» в двух томах изданы в 1948г.

22. Философские взгляды а.И. Герцена

Философские взгляды А. И. Герцена формировались под влиянием Гете, Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за социальную справедливость. Диалектику он оценивал как «алгебру революции». Одним из первых Герцен провозгласил необходимость взаимодействия философии и науки. Вопрос о соотношении философии и естествознания подробно рассмотрен в «Письмах об изучении природы*. Он считал, что философия может выполнить свою роль упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью разрозненных фактов. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии, — призрак, метафизика, идеализм, — писал он. — Эмпирия, довлеющая себе вне философии, — сборник, лексикон, инвента-рий» (Герцен А. И. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1946. С. 99).

Отвергая агностицизм, А. И. Герцен считал несостоятельным стремление установить границы познания. Придавая большое значение чувственно-эмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, — это единство опыта и умозрения, которые он сравнивал с двумя магдебургскими полушариями, «которые ищут друг друга и которых, после встречи, лошадьми не разорвешь» (там же. С. 95). А. И. Герцен постоянно говорит, что познание — не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек не может отказаться от участия в «человеческом деянии» и должен действовать в своем месте, в своем времени. Герцен ратовал за снятие крайностей идеализма и реализма на путях разработки нового мировоззрения, где мышление признается высшим результатом развития природных начал. Он отмечал, что сознание возникло в ходе исторического развития природы, по отношению к которой оно вторично и производно.

В философии истории А. И. Герцен явился сторонником такой позиции, согласно которой социальное развитие — это неподвластный никакому предопределению процесс, направляемый стремлением людей к самопознанию и сознательной деятельности во имя свободы.

Считая высшим достижением социологической мысли социалистический идеал, Герцен в 50 — 60-е гг. развивает идеи русского социализма. Он критикует западноевропейский путь буржуазного развития, полагая, что у России должна быть иная историческая судьба. Он утверждал, что русская деревенская обшина с ее коллективной собственностью на землю, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение народа и его приобщение к идеям социализма. Представления А. И. Герцена о социализме стали одним из идейных истоков народнического движения в России.

В развитии философских взглядов А.И. Герцена можно выделить несколько этапов. В юности (до 30-х гг. XIX вв.) он увлекался идеями создания справедливого общества, «вольтерьянством», социалистическими теориями Сен-Симона, идеями свободной личности, немалую роль играли и христианские идеалы. Собственно, именно в этот период развития мировоззрения Герцена оказался заложен основной базис — восприятие философии не только как теоретической науки, но и «философии действия», ибо именно философия должна была стать научной основой разработки идеалов будущего справедливого общества.

Следующий период философского творчества А.И. Герцена пришелся на 30 — 40-е гг. XIX века. В эти годы он серьезно изучает философию Гегеля. Ему близка гегелевская диалектика и не случайно в своей статье «О дилетантизме в науке» Герцен пишет: «Субстанция влечет к проявлению, бесконечное — к конечному… В вечном движении, в которое увлечено все сущее, живет истина… в этом всемирное диалектическое биение пульса жизни». По сути дела, Герцен признает, что в истории господствует определенная логика («панлогизм»), в соответствие с которой человеческая история движется к определенной цели, а историческая случайность полностью подчинена исторической же закономерности. Впрочем, уже в этот период Герцена сложно считать истинным гегельянцем. Это определенно видно в том, как Герцен воспринимает философию природы — в этом отношении он стоит ближе к Шеллингу, нежели к Гегелю. В «Письмах об изучении природы» Герцен развивает мысль о необходимости союза философии и естествознания, пытается вывести мышление, логику непосредственно из развития природы. По мнению русского мыслителя, в природе присутствует собственные закономерности развития, отличные от «диалектики чистого разума»: «Жизнь имеет свою эмбриогению, не совпадающую с диалектикой чистого разума». И еще: «Разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе». В целом же, натурфилософские поиски Герцена ведутся в направлении поиска материального единства природы.

В социально-политических воззрениях этого периода у Герцена господствует идеализация Запада, как примера для России. Идеи необходимости развития отдельной личности, проповедь индивидуализма, «беспредельной свободы» личности, — характерная черта работ Герцена, в которых можно встретить настоящее воспевание человеческой личности: «Все стремления и усилия природы завершаются человеком, к нему они стремятся, в него впадают, как в океан». «Личность — вершина исторического мира, — писал Герцен, — к ней все примыкает, ею все живет». Особенно идеализирует Герцен демократическое устройство. При этом демократия, «республика» для Герцена — это не просто идеал политического устройства, а именно нравственный идеал бытия человечества, ведь при республиканском строе, по мнению русского мыслителя, могут раскрыться все способности каждой человеческой личности.

Новый этап философского развития А.И. Герцена начинается в первые годы его жизни за границей — кон. 40-х — нач. 50-х гг. XIX века. Столкнувшись с реалиями западноевропейской жизни, русский мыслитель разочаровывается в своих былых идеалах. Он убеждается, что в западноевропейских странах не никакого «торжества личности», но господствует «торжество купца»; нет истинной свободы личности. Более того, оказывается, что западная демократия ведет к потере человеческой индивидуальности; и, самое главное, западное демократическое устройство не обеспечивает нравственного прогресса личности. Эти открытия стали настоящей трагедией для Герцена, и не случайно он говорил, что в эти годы он стоял «на краю нравственной гибели».

Разочарование в социально-политических идеалах повлекло за собой и разочарование в гегелевской философии, особенно в его панлогизме. Еще в начале 40-х гг. у Герцена встречались мысли о том, что не необходимость, а случайность обладает истинной роковой силой. Эта идея — господство случайности — еще более окрепла после эмиграции Герцена из России. В книге «Былое и думы» он пишет: «Довольно мы удивлялись отвлеченной премудрости природы и исторического развития; пора догадаться, что в природе и истории много случайного, глупого, неудавшегося, спутанного». Таким образом, на смену гегелевскому панлогизму в мировоззрении Герцена приходит идея алогизма — отрицание логики в истории и признание царствования случайности. Он приходит к выводу о том, что «история не имеет цели», «никуда не идет»: «Ни природа, ни история никуда не ведут и потому готовы идти всюду, куда им укажут, если это возможно». «Будущего нет, — пишет Герцен, — его образует совокупность тысячи условий, необходимых и случайных, да воля человеческая… История импровизируется… она пользуется всякой нечаянностью, стучится разом в тысячи ворот…»

Единственная опора, способная придать смысл подобному хаосу случайностей, царствующему в мире — человеческая личность. В книге «С того берега» Герцен писал: «Остановить исполнение судеб до некоторой степени возможно: история не имеет того строгого, неизменного предназначения, о котором проповедуют философы; в формулу ее развития входит много изменяемых начал, — во-первых, личная воля и мощь…» И еще: «Я не советую браниться с миром, а советую начать самобытную независимую жизнь, которая могла бы в себе самой найти спасение даже тогда, когда весь мир, окружающий нас погиб бы».

Из подобного мировосприятия у Герцена формируется философия «нигилизма», под которой Герцен понимает «совершеннейшую свободу»: «Нигилизм — это наука без догматов, безусловная покорность опыту и безропотное принятие всех последствий». По сути дела, герценовский нигилизм — это отвержение всякой логики и всякой метафизики. Но нигилизм — это еще и философия безверия. Именно поэтому, в эти годы Герцен приходит к отрицанию Бога и атеизму.

Читайте также  С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин

Впрочем, безверие Герцена был своеобразным. Дело в том, что Герцену была присуща определенная религиозность, ибо веру в Бога Герцен заменил верой в «светлое будущее», в «социальный идеал», в мечту. Исторический алогизм и философский нигилизм Герцен дополнил категорией «возможности». Именно на этой алогичной вере в «возможное», Герцен построил свою знаменитую теорию «русского (крестьянского) социализма». Еще в 1848 году Герцен писал о «потребности спасти нечто свое из вихря случайностей». Разворачивая эту мысль на социально-политическую проблематику, он и создал теорию «русского социализма». Если, по мнению Герцена, Европа полностью исчерпала свой потенциал, то лидерство в переустройстве мира «может» перейти к России, сохранившей еще много нетронутых, свежих сил. В то время как в Европе возобладала буржуазно-мещанская стихия, стремление к обогащению, в России сохранилась община, обеспечивающая существование коллективных форм жизни и труда. Община, по мысли А.И. Герцена, «может» стать той ячейкой, на основе которой «могло быть» построено новое социалистическое общество. Русский крестьянин не был заражен бациллой западноевропейского индивидуализма, был коллективистом по инстинкту и это позволяло рассчитывать на то, что социалистическая идея будет положительно им воспринята и реализована на практике. По сути дела, одним из первых русских мыслителей Герцен заявил о том, что в России «можно» построить справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма. Таким образом, категория «возможности» стала важнейшей не только для Герцена, но и для всей последующей революционной мысли в России.

Родоначальник русского социализма

П исатель и публицист, философ и педагог, автор воспоминаний «Былое и думы», основатель русского вольного (бесцензурного) книгопечатания, Александр Герцен был одним из самых ярых критиков крепостного права, а в начале XX века оказался едва ли не символом революционной борьбы. Вплоть до 1905 года в России Герцен оставался запрещенным писателем, а полное собрание сочинений автора вышло только после Октябрьской революции.

Александр Герцен был незаконнорожденным сыном богатого помещика Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, поэтому и получил фамилию, которую придумал для него отец, — Герцен («сын сердца»). Систематического образования у мальчика не было, но многочисленные гувернеры, учителя и воспитатели привили ему вкус к литературе и знание иностранных языков. Герцен был воспитан на французских романах, произведениях Гете и Шиллера, комедиях Коцебу и Бомарше. Учитель словесности познакомил своего воспитанника со стихами Пушкина и Рылеева.

«Декабристы разбудили Герцена» (Владимир Ленин)

Грандиозное впечатление на 13-летнего Александра Герцена и его 12-летнего друга Николая Огарева произвело восстание декабристов; биографы утверждают, что первые мысли о свободе, мечты о революционной деятельности у Герцена и Огарева зародились именно тогда. Позже, будучи студентом физико-технического факультета Московского университета, Герцен принимал участие в студенческих протестах. В этот период Герцен и Огарев сходятся с Вадимом Пассеком и Николаем Кетчером. Вокруг Александра Герцена формируется кружок людей, так же, как и он, увлекающихся трудами европейских социалистов.

Кружок этот просуществовал недолго, и уже в 1834 году его члены были арестованы. Герцена сослали в Пермь, а потом и в Вятку, но, отчасти по ходатайству Жуковского, наш герой был переведен во Владимир. Считается, что именно в этом городе Герцен прожил свои самые счастливые дни. Здесь же он женился, тайно забрав свою невесту из Москвы.

В 1840 году, после недолгого пребывания в Петербурге и службы в Новгороде, Герцен переезжает в Москву, где знакомится с Белинским. Союз двоих мыслителей и придал русскому западничеству его окончательную форму.

«Философия Гегеля — революции» (Александр Герцен)

Мировоззрение Герцена сложилось под влиянием левых гегельянцев, французских социалистов-утопистов и Людвига Андреаса фон Фейербаха. В диалектике Гегеля русский философ видел революционное направление, именно Герцен помог Белинскому и Бакунину преодолеть консервативную составляющую гегельянской философии.

Перебравшись в Первопрестольную, Герцен стал звездой московских салонов, в ораторском мастерстве он уступал только Алексею Хомякову. Публикуясь под псевдонимом Искандер, Герцен начал приобретать имя в литературе, печатая и художественные произведения, и публицистические статьи. В 1841–1846 годах писатель работал над романом «Кто виноват?».

  • Русские герои в зарубежной литературе
  • Что предсказывали советские антиутопии
  • Боткины России

В 1846 году он получил большое наследство после смерти отца и уже через год уехал в Париж, откуда выслал Некрасову для «Современника» четыре «Письма из авеню Мариньи». В них открыто пропагандировались социалистические идеи. Также писатель открыто поддержал Февральскую революцию во Франции, что навсегда лишило его возможности вернуться на родину.

«В истории русской общественной мысли он всегда будет занимать одно из самых первых мест»

До конца дней Александр Герцен жил и работал за границей. После победы генерала Кавеньяка во Франции он уехал в Рим, а провал Римской революции 1848–1849 годов вынудил его перебраться в Швейцарию. В 1853 году Герцен обосновался в Англии и там впервые в истории создал вольную русскую печать за границей. Там же появились знаменитые мемуары «Былое и думы», эссе и диалоги «С того берега». Постепенно интересы философа переместились от европейской революции к российским реформам. В 1857 году Герцен основал журнал «Колокол», на что его вдохновили идеи, появившиеся в России после Крымской войны.

Особый политический такт Герцена-издателя, который, не отступая от своих социалистических теорий, был готов поддерживать реформы монархии, пока был уверен в их эффективности и необходимости, помог «Колоколу» стать одной из важных площадок, на которых обсуждался крестьянский вопрос. Влияние журнала снизилось, когда сам вопрос был решен. А пропольская позиция Герцена в 1862–1863 годах откинула его к той части общества, которая не была расположена к революционным идеям. Молодежи же он казался отсталым и устаревшим.

У себя на родине он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века. Георгий Плеханов открыто сравнивал своего соотечественника с Марксом и Энгельсом. Говоря о «Письмах» Герцена, Плеханов писал:

«Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х годов, а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго. А это поразительное сходство показывает, что ум Герцена работал в том же направлении, в каком работал ум Энгельса, а стало быть, и Маркса».

А. Герцен и его философия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Герцен По данной теме мы уже выполнили реферат Герцен и Достоевский подробнее Александр Иванович ($1812 – 1870$) русский писатель, философ, публицист, видный критик крепостного права.

Свою философско-социальную деятельность Герцен начинает после увлечения великими идеями социалистов-утопистов. В Москве Герцен становится одой из ведущих фигур «западничества», ведя борьбу со славянофилами.

Герцен имел огромную известность в России и в Европе. За свою деятельность он несколько раз был притеснён царским правительством, но попытки были вскоре оставлены. Родился в семье богатого помещика, получил дворянское образование. В юношестве увлекался немецкой философией, особенно гегельянством, позже его вниманием завладели социалистические идеи западных философов.

Был талантливым мыслителем своего времени.

Ключевые работы, написанные им:

  • «Былое и думы»,
  • «Письма об изучении природы»,
  • «Дилетантизм в науке».

Своей основной целью и задачей Герцен полагал формирование концепции «русского социализма». «Русский социализм» в понимании Герцена представлял собой объединение западной теории с отечественной практикой.

В $1847$ году Герцен переезжает в Европу, и основывается в Лондоне. Изначальная деятельности в эмиграции была направлена на антицарскую пропаганду. Герцен высказывал оптимистический и рационалистический взгляд на историю, человека он полагал в качестве разумного основания всего. В момент увлечения социалистическими идеями, Герцен примыкал к идеалистическим взглядам на социализм и возможности социальных преобразований.

Кризис философского мировозрения

Середина $19$ века характеризовалась для Европы как период крупных революций, которые были проведены $3$-м и $4$-м сословиями под социалистическими лозунгами. Третье сословие смещало четвертое. Это сформировало представление, что разумность истории и теоретического просвещения масс оказывается ложными. Это в корне меняет философскую и социальную позицию Герцена. Он впадает в пессимистический цикл писем «С того берега» — имеет ли история свою разумность?

Готовые работы на аналогичную тему

Революционные события выявили кризис исторического разума. Таким образом, история предстала под видом иррационализма. В ней каждый момент имеет свою ценность и свой собственный смысл. Предугадать завтрашние события не представляется возможным. История делается людьми, которые принадлежат конкретному времени. Каждый человек имеет в своей основе собственный смысл.

Впоследствии его революционный романтизм сменился на реализм. Герцен начинает критично смотреть на мещанство Европы, которое представляло $3$-е сословие. Запад, который представлял Герцен, оказывается далеким от социализма, который не даёт никаких социалистических гарантий.

Герцен приходит к выводу, что России необходимо искать средство, с помощью которого можно преобразовать жизнь. Этим средством становится сельская община, основаная на совместном владении землей. К общине должно присоединиться мирское самоуправление. Это и есть фундамент «русского социализма». К сожалению, в России это начало находилось в угнетённом состоянии.

Для истории, культуры и философии Герцен был известен не сколько своим радикализмом, сколько активностью своей мыслительной деятельности, работами по изучению Запада и России, обширным радиусом интересов, начиная с научных открытий, заканчивая эстетическими концепциями.

Издательская деятельность

«Полярная звезда» и «Колокол» – первые русские революционные газеты под издательством А. Герцена и Н. Огарёва. Программа журнала была нацелена на привлечение либерально-оппозиционных кругов, для формирования антикрепостнического фронта. Такое регулярное и лишенное цензуры издательство вызывала огромный интерес у читателей. Всего было издано около полумиллиона экземпляров. Газета была строжайше запрещена в России. В $1858$ году русское правительство смогло добиться запрета издательства в Пруссии, Саксонии, Риме, Франкфурте на Майне. Но нелегальные каналы связи всё же способствовали её распространению. Публикации в газете стали производиться анонимно, так как имели под собой агитационную атмосферу, направленную на разоблачение властей. В публикациях можно было увидеть поэзию Лермонтова, Некрасова, обличительные произведения Огарёва, Михайлова По данной теме мы уже выполнили доклад Majja подробнее , Вейнберга.

Влияние Герцена на развитие русской философской и социалистической мысли невозможно не оценить. Он имеет центральное значение для русской судьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: