Философская лирика А. С. Пушкина 2 - ABCD42.RU

Философская лирика А. С. Пушкина 2

Философская лирика А. С. Пушкина 2

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.
Тема жизни и смерти

Цель:
ознакомить учащихся с философской лирикой А. С. Пушкина на примере текстового изучения, восприятия и истолкования стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жёны непорочны…»; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в данных лирических произведениях; совершенствовать навыки восприятия, толкования и оценки поэтического текста; умение определять тематику стихотворения; воспитывать любовь к русскому слову, формировать мировоззрение учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Два чувства дивно близки нам…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях, передают их в форме связных высказываний и с опорой на художественный текст; формулируют главную мысль стихотворений; отмечают значение изобразительно-выразительных средств языка; объясняют понятие «философская лирика».

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Какие произведения называют философскими?
• Когда человек обращается к философским произведениям?
• Как вы понимаете, что такое философская лирика?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

— Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Наверное, всю лирику Пушкина можно назвать философской, ведь поэт, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это и отразилось в его лирике, философские мотивы пронизывают всё его творчество.

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека, то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.

Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1929) наполнено философскими размышлениями о скоротечности человеческой жизни и вечности жизни природы.

2. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

• Расскажите о своих впечатлениях после прослушанного стихотворения.
• О чём размышляет поэт в стихотворении? Почему он занят своими думами о скоротечности жизни и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и пред ликом Бога «в многолюдном храме»?
• На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?
• Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее напряжение текста. Обоснуйте своё мнение.
• В каких строчках раскрывается отношение поэта к смерти? Выразительно прочитайте их и объясните, как вы понимаете эти строки.
• Каково отношение поэта к молодому поколению? Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?
• Раскройте основной пафос стихотворения. Свой ответ подтвердите стихотворными строками.

— Одно из самых глубоких философских стихотворений А. С. Пушкина — «Два чувства дивно близки нам…» (1830), к сожалению, осталось незаконченным и даже не совсем обработанным:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

В нём явственно отразились постоянные и настойчивые раздумья Пушкина над идеей дома. Одно из значений слова пепелище — родной дом. Но слово это в данном случае не имеет предметного значения. Оно символично. Любовь и уважение к своему дому и к священной памяти предков («отеческим гробам») — вот что придаёт человеку ощущение нравственной устойчивости. Без них была бы мертва земля, но без них и человек не может оставаться человеком.

В позднем творчестве А. С. Пушкина важное место занимает цикл стихотворений 1836 года, в котором есть такие стихотворения, как «Отцы пустынники и жёны непорочны…», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Памятник» и др. Стихи последних лет отражают серьёзное понимание поэтом религиозных, философских, нравственных, политических, социальных проблем.

Особое место в этом цикле занимает стихотворение «Отцы пустынники и жёны непорочны…». Написано оно 22 июля 1836 года, в период творческой зрелости поэта, за полгода до его трагической гибели. При жизни Пушкина стихотворение не было напечатано. Произведение перелагает великопостную молитву Ефрема Сирина — святого, прошедшего тернистый путь познания Бога.

4. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

• Как вы поняли прослушанное стихотворение?
• На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? Обоснуйте свой ответ.
• Как композиционно связаны три части стихотворения: вступление, отношение поэта к великопостной молитве, поэтическое переложение молитвы?
• Каким настроением проникнута каждая часть? С какими интонациями их следует читать?
• Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью, по мнению автора, сложено «множество торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем возлетать во области заочны»?
• Найдите в стихотворении старославянизмы. Раскройте их роль в произведении.
• Определите тему стихотворения, главную мысль. Составьте цепочку ключевых (опорных) слов.

— Раздумья над смыслом жизни, о её круговороте, соединении прошлого и будущего, которые всегда волновали поэта, нашли своеобразное завершение в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835). Это одно из лучших произведений пушкинской лирики. Его можно рассматривать как итоговое.

Стихотворение навеяно посещением Михайловского. Оттуда 25 сентября 1835 г. он писал жене: «В Михайловском нашёл я всё по-старому, кроме того, что нет уж в нём няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; всё кругом меня говорит, что я старею».

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.

6. Выразительное чтение заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Вновь я посетил…»

7. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Вновь я посетил…»

по предложенному плану (в группах, с раздаточным материалом)

План анализа стихотворения

1. Дата написания. Биографический комментарий.
2. Жанровое своеобразие.
3. Идейное содержание:
а) тема;
б) основная мысль;
в) проблема;
г) эмоциональная окраска чувства.
4. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) тропы;
в) стилистические фигуры.
5. Стихотворный размер. Рифма.
6. Актуальность стихотворения.

8. Словарная работа

Элегия — стихотворение с характером задумчивой грусти.
Белый стих — нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих.
Инверсия — нарушение последовательности речи, придающее фразе новый выразительный оттенок.
Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Метонимия — вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий.
Олицетворение — изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.
Полисиндетон — многосоюзие.
Риторическое восклицание — возглас, выражающий сильное чувство. Риторическое обращение — обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, отсутствующему лицу.
Сравнение — форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Умолчание — оборот речи, предоставляющий читателю самому догадаться, что осталось невысказанным.
Эпитет — определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.
Ямб — двусложный размер, где ударение приходится на чётные — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й и т. д.— слоги, хотя очень часто встречаются пропуски ударений на положенном месте — пиррихий.

9. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов

(работа в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства… Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
(В. Г. Белинский)

Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…
Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.
(А. А. Блок)

• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.
• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(работа в парах)

• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.

VI. Домашнее задание

1. Используя собственные знания, материалы урока, поэзию Пушкина, составить цепочку ассоциаций на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

2. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Мой сборник философских стихотворений А. С. Пушкина».

Читайте также  Философия А.И. Герцена

3. Опережающее задание
Прочитать поэму «Медный всадник».
Подготовить литературные визитки об истории её создания.

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Философская лирика Пушкина: Стихи

Список стихотворений:

Отзывы: 4

Весьма продуманный сборник стихов Пушкина здесь подобран, явно человек делавший это знает толк в творчестве Александра Сергеевича. Сейчас это редкость, все знает кто такой великий Пушкин, но мало кто читал и половины его произведений.

Не хочу это учить(

Философская лирика Пушкина: Стихи: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

А.С. Пушкин – философская лирика, полный анализ

Александр Сергеевич Пушкин писал в различных жанрах, но особое место в его творчестве занимает философская лирика, полный анализ которой поможет лучше понять данную тему. Команда Литеровед.ру подготовила самые известные произведения на данную тему, что помогает больше понять мысли поэта.

Будучи еще юношей, поэт часто придавался философским размышлениям. Он часто размышлял о смысле жизни, случайностях и закономерностях бытия, а так же о взаимоотношениях поколений.

Гораздо позже в произведениях поэта появляется тема религии, но даже в этом случае он делает это в своей неподражаемой манере. Автор не пытается показать поверхностную часть, он старается заглянуть в самую глубь, пытаясь раскрыть все аспекты в этом очень непростом вопросе. Еще в раннем детстве он увлекался творчеством различных античных поэтов. Стоит вспомнить, что на то время философ и поэт были одним целым. Возможно поэтому в каждом из стихотворений автора есть о чем поразмышлять.

  1. Философская лирика А. С. Пушкина
  2. “Гроб Анакреона” (1815)
  3. 20-е годы и творчество поэта
  4. «К морю» (1824)
  5. «Телега жизни» (1823)
  6. «Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Философская лирика А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин не зря получил славу одного из самых великих поэтов того времени. Благодаря ему в русской литературе впервые появилось понятие реализма, основоположником которого и является Александр Сергеевич. Благодаря этому смогли раскрыться таланты и других великих поэтов и писателей, таких как: Лермонтов, Гоголь, Толстой. Некрасов, Достоевский. Лирика Пушкина затрагивает огромное количество различных тем. Но какими бы не были разными темы, поднятые поэтом в своем творчестве, их все объединяет философское содержание и размышления.

Александр Сергеевич, как человек образованный, всю свою недолгую. Но яркую жизнь, размышлял над различными философскими темами. Он очень много думал о смысле жизни, добре и зле, о роли поэта и поэзии как таковой. Это далеко не весь список тем, которые интересовали поэта. Все эти темы проявились и в его творчестве.

Отличительной чертой философской лирики у Пушкина заключается в том, что она носит глубоко личный, можно даже сказать интимный характер. Каждую из интересующих его тем он пропускал через себя, вкладывал в неё свою душу, опят, мысли и переживания.

Вопросы вечности начали его волновать ещё в то время, когда он был студентов Царскосельского лицея. На тот момент поэт считал, что главный смысл жизни заключается в наслаждении: дружеских посиделках, веселых компаниях, веселье, но никак не в грусти.

“Гроб Анакреона” (1815)

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Данное произведение поэт написал, будучи шестнадцатилетним юношей. Во многих произведения Александра Сергеевича того времени просматриваются идентичные взгляды и мысли.

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В обращении к товарищу, автор утверждает, что смысл всего заключается именно в наслаждении, веселье и дружеских посиделках.

20-е годы и творчество поэта

Данное время стало переломным в жизни и творчестве автора. Он занялся подведением итогов своей прожитой жизни, а так же реализации в творчестве.

Находясь в южной ссылке, автор полностью растворяется в романтизме, что свойственно было всему молодому поколению того времени. Он выбирает себе двух кумиров: Наполеона и Байрона. Так же меняются и философские размышления поэта. Он уже не видит смысла в развлечениях и прожигании жизни, теперь главным для него становится подвиг. Это все отражается в лирике поэта, которая наполняется стремлением действовать, героизмом, величественными порывами души.

«К морю» (1824)

В стихотворении «К морю», которое автор пишет в 1824 году, как и в стихотворении «Погасло дневное светило», поэт находит для себя новый источник вдохновения – океан. Сидя на берегу, автор придается мечтам и размышлениям. Именно из моря он начинает черпать свое вдохновение. Он неоднократно ставит в сравнение море и человеческую жизнь.

Найдя новые увлечения и идеалы, автор отрекается от прежних ценностей. Они для него больше не играют такой важной роли, как играли в юношестве.

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я

В середине 20-х годов поэт переживает кризис мировоззрения. Все меньше в его жизни остается места романтизму, и все больше начинает проявляться реализм. Автор начинает смотреть на жизнь трезво, она его перестает так радовать, как это было ранее, проблемы становятся реальнее. Пушкин перестает вообще видеть в ней как таковой смысл, а так же ту самую высокую цель, которую преследовал до этого.

«Телега жизни» (1823)

В своем стихотворении «Телега жизни», которое пишет в 1823 году, он начинает сравнивать жизнь с телегой, которая постоянно находится в движении с утра и до поздней ночи.

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Далее следовал ещё тяжелее период в жизни поэта. Это было связано с поражением декабристов в восстании. Ведь многие, принимавшие участие в восстании, были его близкими товарищами. В итоге их либо казнили, либо сослали в Сибирь. Автор так же собирался принимать участие в данном мероприятии, поэтому постоянно испытывал перед ними чувство вины. Плюс ко всему на автора навалились неудачи в личной жизни. Это наложило отпечаток и на его творчество, в котором все больше начало слышаться отчаяние. Он не видит больше смысла ни в своих идеях, ни в жизни как таковой.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

«Дар напрасный, дар случайный» (1828)

Поэт пишет свое стихотворение «Дар напрасный, дар случайный», будучи двадцатидевятилетним мужчиной. Его начинают интересовать темы бессмертия и смерти, смена поколений, извечная тема добра и зла.

Тему добра и зла он рассматривает и в своем произведении «Анчар», которое пишет в этом же году. В этом стихотворении речь идет об анчаре – ядовитом дереве, в образе которого поэт передает все воплощение зла, которым люди начинают пользоваться необдуманно, ради собственной выгоды.

Но не только грустные мысли одолевали автора. Если рассмотреть его стихотворение «Элегия», то здесь поэт утверждает обратное. Он не отрекается от жизни, предпочитая смерть. Несмотря ни на что, он собирается продолжить свой жизненный путь, продолжать свое творчество. Он считает, что именно таким образом он сможет к закату своих дней обрести гармонию, любовь, и быть, наконец-то, счастливым.

Так же Пушкин задумывается о разуме и безумии, считая безумием – самым страшным жизненным испытанием.

Он уверен в том, что его призвание – это творить, указывая своим творчеством путь народу. Своей поэзией он способен менять взгляды и судьбы людей, давая хорошие советы, пробуждая и вдохновляя на подвиги!

Читайте также  Константин Бальмонт- биография и творчество

Философская лирика А. С. Пушкина

Тематика произведений А.С.Пушкина очень разнообразна, поэт охватил в своём творчестве множество вопросов, самые разные темы и стороны жизни. Есть у Пушкина и стихи с философской направленностью. Это различные раздумья поэта о роли дружбы и любви для человека, о духовной эволюции личности, о смысле жизни, о неизбежности смерти. С первых шагов творчества юный поэт гордо заявил о себе:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;
Во мне не дремлет дух великого народа.

В молодые годы Пушкин, как и его друзья, мечтал о служении Отчизне, желая посвятить ей «души прекрасные порывы», и ожидал «минуты вольности святой». Смелые порывы выливались в вольнолюбивые стихи, из-за которых поэт претерпел гонения власти, был сослан в ссылку. В трудное время, чувствуя себя изгнанником, непризнанным поэтом, Пушкин некоторое время пессимистически смотрел на роль и предназначение поэзии, на смысл поэтического творчества:

Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.

Однако живая душа поэта не может долго пребывать в унынии и пессимизме. Жизненный опыт, взросление, изменение обстоятельств вели к возвращению оптимистического начала в душе Пушкина. И в 1825-м году он пишет стихотворение «Если жизнь тебя обманет», в котором отразилась удивительно зрелая мудрость человека и поэта:

Сердце будущим живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.

Пушкин неоднократно возвращается к теме изменчивости настроения и самоощущения, размышляет о нужности своего творчества для общества. В стихотворении «Воспоминание» он говорит о муках и сомнениях, одолевающих его бессонными ночами, когда «живей горят. змеи сердечной угрызенья, мечты кипят. ». Здесь верно переданы раздумья человека, душа которого не равнодушна к происходящему и очень чувствительна:

И с отвращением читая жизнь мою.

Действительно, совестливому человеку свойственно корить себя за ошибки, за неправильные поступки, но Пушкин считает, что отрекаться от прошлого не следует:

Я трепещу и проклинаю,
Но строк печальных не смываю.

В стихотворении «Предчувствие» поэт вновь размышляет о судьбе, предполагая, что перемены в его отношении к жизненным невзгодам повлекут за собой и изменения в душе, которая со временем может не только закалиться, но и охладеть, или успокоиться, или стать равнодушной.

Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомлённый,
Равнодушно бури жду.

О жизни и смерти философствует Пушкин в произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Мысли о приближающемся прощании с прекрасным земным миром уже не пугают его, не вызывают тоски. Поэт говорит о переходе «в мир иной» как о неизбежном и обычном явлении, которое надо спокойно принять:

Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

В его душе нет возмущения неотвратимой закономерностью, нет зависти к тем, кто придёт на смену, кому придётся «уступить место»: «Мне время тлеть, тебе цвести». Поэтому Пушкин обращается с прочувственными словами ко всем и ко всему, что будет продолжать жить:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Быстротечность времени иногда вызывает грусть, и поэт пытается относиться к законам природы по-философски:

. и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я.

Пушкин научился стойко выносить невзгоды, не потерял надежды на счастье, на обретение «тихой пристани». Он живёт полной жизнью, он много работает и уверен, что нужен не только своей семье, но приносит пользу и обществу, которое обязательно оценит его творчество, если не при жизни, то в будущем. Об этих думах мы узнаём из стихотворений «Памятник» и «Вновь я посетил. ». В философском размышлении о переменах, произошедших в родном Михайловском за последние десять лет, выражены и удивление, и радость:

Где некогда всё было пусто, голо,
Теперь младая роща разрослась.

Эти перемены можно только с восторгом приветствовать:

Здравствуй, племя,
Младое, незнакомое!

Грусть, конечно, присутствует от того, что не он увидит, как молодые деревца превратятся в могучих великанов, но Пушкин спокойно желает своему внуку услышать «приветный шум» дубрав. У поэта только одна просьба есть к потомкам, высказанная как надежда. В мыслях о будущем он представляет себе прогулку внука по этим же местам:

Пройдёт он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Мотивы лёгкой грусти сочетаются в этом стихотворении с оптимистическим взглядом в будущее и добрыми пожеланиями подрастающему поколению.

Высокую оценку творчеству Пушкина и его философской лирике дают как поклонники его таланта, так и известные критики. Например, В.Г.Белинский писал: «Как истинный художник, он владел . инстинктом истины, этим тактом действительности, который указывал ему. на источник и горя, и утешения, и заставлял его искать исцеления. ». Поэтому поэзия А.С.Пушкина имеет огромное признание во всём мире, понятна и близка миллионам людей разных поколений и разных времён.

Философская лирика А.С. Пушкина

Разделы: Литература

  1. Отработка навыка анализа поэтического текста.
  2. Развитие логической речи учащихся.
  3. Воспитание любви к жизни, природе.

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Аналитическая беседа:

1. Какие произведения называются философскими?
– произведения, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку, представление о мироустройстве, устройстве человеческого общества

2. Когда человек обращается к философским произведениям?
– когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение.

И в жизни Пушкина наступил момент, когда у него появилась потребность в размышлении о смысле прожитой жизни, когда поэт преодолевает трагическое ощущение неизбежности гибели человека. В такие минуты и было рождено стихотворение “…Вновь я посетил…”.

3. Рассказ учащихся об истории создания стихотворения.
– написано 26 сентября 1825 г. в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. За день до создания стихотворения Пушкин пишет жене: “ В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей (Арина Родионовна умерла в 1828 году) и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…”

4. Соотнесем письмо с содержанием стихотворения.

“Вновь я посетил…” не только рассказ о возвращении в родные края и воссоздание пейзажа. Стихотворение стало художественным воплощением философских раздумий поэта о законе вечного движения и обновления жизни. Оно написано мыслями о приближающейся старости, об итогах собственного пути, о молодом поколении, идущем на смену. Перед нами одно из самых глубоких и проникновенных произведений философской лирики Пушкин

5. Знакомство со стихотворением “…Вновь я посетил…”. Чтение стихотворения учащимися

6. Беседа по содержанию стихотворения:

Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина? (Это точка опоры, обращение к истокам, к детству, к началу.)

7. В стихотворении нет заглавия, значит, мы будем называть по первой строке “…Вновь я посетил…”.

Как вы думаете, а как мог бы Пушкин назвать это стихотворение?

8. Анализ стихотворения стихотворения.

1) Сколько частей в стихотворении?

– начальная, посвященная приезду в Михайловское.

– центральная, обширная. Воспоминания, связанные с Михайловским.

(Холм, рощи, озеро…)

– заключительная, содержащая обращение к будущим поколениям. Вывод из всего стихотворения.

2) Давайте представим Пушкинскую словесную картину, нарисуем образы, которые создал поэт в стихотворении. Групповая работа: учащиеся рисуют на доске “картину” стихотворения.

3) Картину, которую вы нарисовали, воспроизводит то, что увидел поэт. Она проста и без поэтических прикрас.

4) Какой образ, образы занимают центральное место?

– описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко “Сосны”. Сосны, поросль – символический смысл образов. Какой?

– идея семьи. Как удается донести эту мысль?

– через антитезу (контраст). “Угрюмый их товарищ, все пусто”

– Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически изменяется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющего леса.

6) Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?

Образ Времени как философской категории.

Как удается его создать поэту?

– Перед нами прошлое, настоящее и будущее

Выводы: Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли.

А какой художественный образ воплощает в себе поэтическую мысль о вечной жизни?

– Образ дерева, листьев

Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем… через детей, через память. Так возникает в стихотворении мотив памяти.

В чем смысл жизни по Пушкину?

– В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадается связь времен. Жизнь человека имеет смысл

7) Художественные особенности стихотворения:

Первая группа – фонетические особенности.

Втора группа – лексические особенности.

Третья группа – синтаксические.

Фонетические Лексические Синтаксические
Интонация Сравнения (Как дети) Свободное синтаксическое построение
Аллитерация (Знакомым шумом шорох их вершин) Метафора (зеленая семья, старый холостяк) Перенос смысла и части фразы.
Эпитеты (два года незаметных) Ритм сохраняет стихотворную природу, имеет свою внутреннюю мелодию.

Почему начато стихотворение с многоточия и упоминается не об” уголке”, а об уголке земли? Что достигается этими деталями?

– Говоря об “общем законе природы, Пушкин поднимает свое поэтическое повествование на большую философскую высоту. Глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести, подвижности времени.

Вывод: Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.

Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним.

К этому мы сегодня с вами прикоснулись. Вы – наша поросль. Частица вечного движения.

Из мира вечности Пушкин обращается к Вам: “Здравствуй, племя, молодое, незнакомое…”

Философская лирика А.С. Пушкина — анализ тем и мотивов

Направление лирики

Основные философские мотивы в лирике Пушкина постоянно менялись — видна чёткая периодизация. В начале своих писательских лет поэт имел мировоззрение романтика, больше всего заботившегося о развлечениях и весёлых днях с друзьями. Позже, во времена революции, ссылок и цензуры, он пережил несколько духовных и личностных кризисов. Тяга к геройским начинаниям и романтизм постепенно сменяются жёстким реализмом и цинизмом.

Читайте также  Фольклор - Устное народное творчество

Под конец своей жизни писатель приходит к гармонии с собой. В своих произведения он начинает рассматривать глубокие вопросы природы человеческого бытия, жизни и смерти. Одновременно с этим явно выражены нотки ностальгии по былым весёлым временам.

Александр Сергеевич был склонен к философским рассуждениям ещё с юности. В своих ранних поэмах он призывает читателя хранить свободный дух, веселиться, развлекаться с друзьями и ни о чём не заботиться. Яркие примеры подобных стихотворений — «Гроб Анакреона» (1815), «Стансы Толстому» (1819). В них воспеваются пирушки, гулянки и простые удовольствия, которыми Пушкин наслаждался в свои лицейские годы.

Философия поэта, а вместе с ней и мотивы стихов, кардинально поменялись к началу двадцатых годов. Культурная революция и политические события того времени склонили его на сторону романтизма. Он больше не находил удовлетворения в бессмысленном прожигании времени за весельем, вместо этого стремясь к героическим поступкам. Кумирами писателя в те года были Байрон и Наполеон.

В середине двадцатых годов Пушкин переживает очередной личностный кризис. Романтизм в его стихотворениях сменяется холодным реализмом. Появляются раздумья о проблемах и трудностях, жестокости правды, бессмысленности жизни. Причиной такой перемены стало поражение декабристов и чувство вины писателя за то, что он не помог друзьям в свержении царского режима.

Поздняя поэзия Александра Сергеевича пропитана грустью и одиночеством, которые он тогда испытывал. Частыми в ней становятся размышления о природе жизни и смерти, раскрытие религиозных тем. Поэт старался не описать традиции и внешние атрибуты церкви, а проникнуть глубже и разобраться в непростых вопросах веры.

Другая особенность поздних стихов заключается в явной ностальгии по прошлым, простым временам. Это ярко выражено в таких произведениях, как «Чем чаще празднует лицей» и «Была пора».

Анализ произведений

Чтобы лучше понять природу размышлений и жизненных ценностей писателя, стоит провести анализ философской лирики Пушкина по стихам. Немаловажно рассматривать произведения в контексте жизненной ситуации поэта, чтобы полностью проникнуться идеями и чувствами Александра Сергеевича на разных этапах его жизни и творчества.

Ода Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» было написано в 1826 году. Своеобразие произведение заключается в его жанре. Обычно оду пишут с целью восхвалить что-то, но стихотворение Пушкина имело противоположную цель — в нём писатель выражал презрение к славе, богатству, признанию и уважению высшего класса.

Главной темой произведения стал поиск поэтом места в мире, осознание своего предназначения и роли в обществе. Именно он является метафорическим пророком — Пушкин использует религиозную тематику, чтобы скрыть истинное значение стиха. В стихотворении поэт приходит к выводу, что главное для него — нести народу свет и направлять на правильный путь, а не искать людское признание.

Стих написан в возвышенном стиле, но Пушкин не идеализирует пророка и не считает его путь единственно правильным. Он подчёркивает, что стать настоящим поэтом можно только через упорную работу, страдания и развитие талантов, а это выдержит не каждый. Только пройдя через испытания, человек сможет возвыситься духовно и нести свои идеи другим. Кроме того, тяжёлую работу вряд ли вознаградят при жизни, что Александр Сергеевич хочет донести до молодых коллег.

Стихотворение Узник

История создания этого произведения пришлась на тяжёлые времена в жизни поэта. С 1820 по 1824 он отбывал южную ссылку, где занимался рутинными канцелярскими обязанностями. Наказание угнетало автора, он считал его несправедливым оскорблением и насилием над личностью, а потому продолжал халатно относиться к обязанностям и писать «непотребные» стихи. Одним из них стал «Узник», в котором Пушкин метафорически описал своё положение.

В своём произведении поэт говорит сравнениями. Он представляются читателю как молодой орёл, «вскормленный в неволе». Этому дали два толкования:

  • Александр Сергеевич намекает на вседозволенность самодержавного правительства, при котором каждый человек свободен только мнимо и может в любой момент попасть за решётку из-за неправильного слова.
  • Поэт попал в заключение в очень молодом возрасте, при котором личность только формируется, а потому подобное насилие над ним может серьёзно повлиять на характер и судьбу.

Какая бы из трактовок ни была верной, писатель резко протестует против своего заключения. Он противопоставляет радость свободы и трагедию узника в контрасте между заточённым орлом и «вольной птицей» — изначально они равны друг другу, но затем были разделены решёткой по прихоти хозяина. Разница между их качеством жизни показана в сравнении хозяйского корма и кровавой добычи — символа независимости и свободы.

Свободный орёл предлагает запертому собрату улететь в далёкие земли, избавленные от насилия и гонений. Это отражает стремление писателя к свободе. Возможно, в стихотворении автор намекает на его подготовку к побегу за границу, который он планировал в середине двадцатых годов.

Произведение Цветок

Это литературное произведение было написано в 1828 году, когда Пушкин уже освободился из ссылки и уехал обратно в Петербург. Но свобода и долгожданное возвращение не принесло поэту должной радости — столичное общество было настроено против него, а власти продолжали пристально следить за писателем, готовые преподать ему новый урок. Поэтому в стихотворении «Цветок» явно прослеживаются мотивы разочарования — оно посвящено грустным раздумьям и быстротечности жизни и увядшей красоте.

Сюжет незатейлив — лирический герой находит среди страниц книги давно забытый цветок и размышляет о его судьбе. В лирике прослеживается параллель жизненного цикла растения с жизнью самого поэта:

  • цветение — беззаботная молодость, во время которой человек преисполнен радостных надежд и думает, что перед ним открыт весь мир;
  • момент, когда кто-то срывает красивый цветок, не задумываясь о том, что тем самым лишает его жизни — это метафора для внезапной ссылки Пушкина, не подозревающего ничего о надвигающейся опасности;
  • зажатый в страницах книги, цветок лишается возможности благоухать и радовать людей своей красотой — как и поэт иссыхает в заточении, неспособный нести народу своё творчество.

В коротком стихе также чувствуется сопротивление поэта попыткам власти сделать его произведения личной собственностью — как сорвавшие цветок хотели оставить его красоту только для себя. Но прямо высказать свои мысли он не мог из-за страха разгневать Николая I, который освободил его.

Размышления о судьбе увядшего растения остаются туманными, без намёков на конкретных личностей. Поэт упоминает, что оно было сорвано и подарено как символ памяти, а затем стало свидетелем любовных историй и страстей людей, которых уже может и не быть в живых. В стихотворении рассматривается тема быстротечности жизни, раскрывается проблема людей, неспособных ценить её лучшие годы, а затем разочаровывающихся.

Если жизнь тебя обманет

Стихотворение было написано во времена михайловской ссылки Пушкина в 1825 году. Оно было посвящено Е. Вульф — женщине, в которую писатель некоторое время был влюблён, но потом отношения переросли в крепкую дружбу. Много дней он проводил в доме её семьи, скрашивая своё одиночество.

Переживающий личностный кризис поэт, страдающий от гонений и притеснений за свои убеждения, чувствовал себя в безопасности и комфорте рядом с Е. Вульф, а потому на время мог прервать печальные мысли. Это сыграло огромную роль в его жизни — в некоторых конспектах литературоведов даже говорится, что эта женщина стала прообразом Ольги Лариной в «Евгении Онегине».

Александр Сергеевич не хотел, чтобы девушка, отличающаяся добротой и жизнерадостностью, слишком рано разочаровалась в жизни и познала её жестокости. Потому он написал стихотворение в оптимистичном, жизнеутверждающем ключе. Он говорит, что даже если настоящее кажется тусклым и безрадостным, человек всегда может изменить ситуацию к лучшему в будущем. Раскрывается проблематика поиска счастья — нужно не ждать, пока оно наступит, а самому создавать его путём тяжёлой работы.

Поэт призывает читателей проще относиться к неизбежным неудачам и падениям, утверждая, что «всё пройдёт» и «день веселья настанет» после часов уныния. Автор учит принимать жизнь такой, какая она есть и кратко доносит правдивую мысль о том, что даже о прошлых годах неудач и лишений в конце концов останутся добрые и радостные воспоминания.

Погасло дневное светило

Это стихотворение Пушкин написал в 1820 году, когда на корабле направлялся из Феодосии в Гурзуф. Это философское произведение с элементами пейзажной лирикой отражает контрасты и противоречивость в эмоциях поэта: с одной стороны, он был опечален и взволновал вечной ссылкой, с другой — не мог не восхищаться красотой южной природы. В строках стихотворения можно найти отголоски многих чувств:

  • уныние и неопределённость — Пушкин не знал, что его ждёт впереди и не представлял, вернётся ли он когда-нибудь на родину, потому воспоминания о прошлой любви, друзьях, надеждах и желаниях вызывают у него грусть и слёзы;
  • покорность — поэт сравнивает несправедливую власть с непреклонным морем, подчёркивая её неприступность и бессилие обычного человека, являющегося всего лишь песчинкой;
  • разочарование — писатель в некоторой степени рад своему изгнанию с родины, ведь именно на ней он лишился былых наивных иллюзий о свободе и справедливости, понял лицемерную натуру современников, к которым теперь чувствовал презрение.

Лирический герой этого произведения соответствует классическому определению одинокого морского путешественника. Интересным его делает глубокая личная связь с Пушкиным, который не только видел море впервые, но и был настоящим изгнанником со своей родины, что сделало его впечатление очень реальными и глубокими.

Телега жизни

Это произведение литературы было написано в 1823 году, когда Пушкин перебывал в южной ссылке. Он был вынужден заниматься скучной канцелярской работой, вгоняющей в депрессивные размышления. Это отразилось на настроении стихотворения, в котором автор символически описывает разные этапы своего жизненного пути.

Утро в стихотворении отождествляется с молодостью — первые строки стиха показывает дух юности, которая, «презирая лень и негу», готова беззаботно ехать, пока не «сломает голову». Но к полудню наступает разочарование — былая отвага пропадает, теперь в действиях требуется холодный расчёт. Далее приходит вечер, к которому человек настолько привыкает к своей телеге, что уже не чувствует радости от предстоящего и пройденного пути — даже лошадей гонит уже не он, а время.

Герои в стихотворении представлены обобщённо. В нём Пушкин описывает психологию взросления обычного человека, а не делится личным опытом. Себя поэт считает частью общей народной массы, подчиняющейся законам вселенной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: