Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова - ABCD42.RU

Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Кавказ в художественных произведениях и живописи Михаила Юрьевича Лермонтова

Введение

Тема моего экзаменационного реферата: «Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова». Хотелось бы рассказать о Кавказе, изображенном как в поэзии, так в прозе и живописи великого поэта. Мне стал интересен край, побудивший написать шедевры русской литературы двух величайших российских поэтов. Особенно полно, на мой взгляд, Кавказ предстает перед нами именно через произведения Лермонтова.
Сложно понять южную линию в творчестве поэта, не зная о роли Кавказа в его жизни. Именно поэтому я уделила немного внимания этой теме. Довольно большая глава по сравнению с остальными посвящена природе южного края в изображении Лермонтова. В следующей же приводятся несколько Грузинских легенд и проводятся параллели с поэмами Лермонтова. Кроме того, я постаралась рассказать об особенностях изображения кавказского темперамента. И, наконец, последняя глава реферата посвящена лермонтовской живописи, преобладающую часть которой занимают как раз кавказские мотивы.
В качестве источников я использовала несколько исследований. Большая часть реферата написана по книге доктора филологических наук Ираклия Андроникова «Лермонтов в Грузии». В книге представлены исследования, относящиеся к кавказской теме в творчестве Лермонтова, а также непосредственно фактов лермонтовской биографии, связанных с Кавказом, третья и четвертая главы.
Автор следующей книги «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» – Елина Логиновская. В своей книге Елена Логиновская открывает основные её смыслы: мифологический и философский. Немалое внимание уделяется и лермонтовским описаниям природы. Именно такие отрывки я взяла для реферата. Из этого источника я использовала главу, посвященную экспозиции поэмы и отрывок главы, посвященной второй части. Кроме того, я использовала статью Иннокентия Анненского «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе». В статье рассматриваются отличительные черты лермонтовской природы, в частности, природы Кавказа.
И, наконец, для главы об особенностях кавказского темперамента мною был взят отрывок из книги исследователя С.А. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта», рассказывающей о связи черкесского фольклора с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Еще один автор, Сергей Чекалин. Как пишет Ираклий Андроников, он не филолог, изучение жизни и творчества Лермонтова не представляет собою его специальности, он просто читатель. Интерес Чекалина привлекли новые материалы, до недавнего времени хранившиеся в частных руках заграницей. Его книга относится к жанру «Приключения ученого», где научная достоверность нисколько не страдает от описания «живой жизни». Из этой книги я использовала отрывок, посвященный живописи поэта.

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.
Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» — писал критик Белинский.
За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз — в 1820 г., третий — в 1825г.
Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.
Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе. ». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, —
Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.
Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».
Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.
После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.
Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом — Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ
седой!
Твоим горам я путник
не чужой.
Они меня в младенчестве
носили
И к небесам пустыни
Приучили…

Кавказ в жизни и творчестве Михаила Лермонтова

И не только благодаря впечатлениям, возникшим после созерцания снежных вершин, гордых замков и башен. Поэта связывали с этими краями детские воспоминания, 2 ссылки, там же произошла роковая дуэль.

Сладкая песнь отчизны

Кавказ в жизнь Лермонтова вошёл ещё в 1820 году, когда пензенская помещица Елизавета Алексеевна Арсеньева (урождённая Столыпина и бабушка будущего поэта) решила оздоровить шестилетнего Мишу «на горячих водах». Пейзажи за окном экипажа были вовсе не похожи на знакомые Тарханы. Юный путешественник увидел совершенно иную природу:

  • бескрайнюю степь;
  • необыкновенной красоты горы.

На мальчика это путешествие произвело сильное впечатление. Но воспоминания Миши после второго приезда в 1825 году были ещё более яркими. В этот раз бабушка, решив сделать внуку подарок, перед поступлением в учебное заведение устроила для Михаила целое лето отдыха на Кавказе.

В неполных 11 лет этот резвый, но скрытный мальчик с выразительными глазами впервые в жизни влюбился. Он не запомнил, а, может, и не знал имени девятилетней девочки, которая приходила поиграть (разумеется, в сопровождении своей матери) к его двоюродным сёстрам.

В своих воспоминаниях поэт годы спустя напишет, что это чувство было самым сильным и настоящим. С тех пор для него Кавказские горы навсегда оказались в одном ряду с воспоминаниями о первой любви и стали практически священными.

Свои первые стихотворения четырнадцатилетний лирик написал, будучи под сильным впечатлением, полученным от чтения гениальных творений Пушкина. Произведения воспитанника пансиона свидетельствуют, насколько живы были воспоминания о посещении горного края не только в подростковом возрасте, они вдохновляли Лермонтова и в более поздний, университетский период:

  • написанные в 1828 году «Черкесы», «Кавказский пленник»;
  • датированные 1830 годом «Прими, прими мой грустный труд…», «Кавказ» и другие.

Лермонтов часто описывает природу и заинтересовавшие обычаи горцев, говорит о своей любви к этому удивительному краю. В его сердце навсегда остались степи и горные ущелья с их дикой красотой.

Взросление и первые проблемы

Учась в Московском университете с октября 1830 по июнь 1832 года, Михаил Лермонтов был сначала студентом «нравственно-политического», позже учился на «словесном» отделении. Это время в биографии поэта стало периодом всплеска творческой энергии и активного участия в светской жизни Северной столицы.

Он охотно бывал на балах, в светских салонах, веселился на маскарадах и отпускал колкости и эпиграммы. Современники отмечали несоответствие такого поведения и характера поэтических творений Лермонтова: многие шедевры были полны бурлящей и гордой силой, бунтующей против устоев. Разумеется, молодой поэт создавал и лирические произведения.

В это же время почитатели большого таланта увидели поэмы с явно кавказской тематикой — «Измаил-Бей», «Каллы». Лермонтов начал работать над «Демоном» (писать это произведение поэт будет почти 9 лет). Немного позже появились «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».

Михаил в 1831 году участвовал в скандальной истории противоборства студентов Московского университета и профессора Малова. Через год Лермонтов подал прошение и был отчислен из учебного заведения. В планах было продолжение учёбы в Санкт-Петербурге, но там ему предложили поступать снова на первый курс. Такие условия молодому человеку не подошли.

И тогда подключились бабушка, влиятельная столыпинская родня по материнской линии. Кто повлиял сильнее, сейчас определённо сказать вряд ли получится, но Михаил оказался в Школе гвардейских подпрапорщиков. О душевном состоянии молодого дворянина накануне поступления в это учебное заведение красноречиво свидетельствует его «Парус».

Гуманитарий стал военным вопреки собственным планам. Там же Лермонтов познакомился с Мартыновым, который через 10 лет вызовет поэта на роковую дуэль.

После двух «злополучных» лет школы Лермонтов стал корнетом лейб-гвардии гусарского полка. Теперь его жизнь опять полна увлечениями и упрёками совести. Поэт как будто на качелях: его то обуревают страстные порывы, то терзают сомнения, подчас близкие к отчаянью.

Событие, изменившее всю жизнь

Так прошли 3 года. И вдруг случилось страшное и непоправимое: в феврале 1837 года на дуэли с Дантесом был убит великий Пушкин.

Реакция света на роковую дуэль

Нравы, царившие в свете, были весьма своеобразны. В столичных салонах нередко судачили, причём совершенно убеждённо, что Пушкин сам повинен в собственной гибели, и воздавали хвалу Дантесу, который и приятнее, и с декабристами дружбу не водил.

В качестве одного из самых веских аргументов звучало: потомок петровского Ганнибала был совсем не Аполлон. А вот его противник, преследовавший Наталью Пушкину, наоборот, был вполне привлекательным.

Красавица-жена, по убеждению светских львиц, вполне могла бы одарить благосклонностью настойчивого кавалера.

А любящий муж и отец семейства, оказывается, не должен был ревновать, права не имел рассчитывать на супружескую верность. Да и на любовь, по большому счёту, тоже.

Лермонтовское стихотворение о гибели Пушкина

Это произведение поэт написал практически сразу после того страшного известия. Михаила Юрьевича одолевали такие сильные эмоции, что перо, казалось, само вложило в буквы всю бурю чувств:

  • боль и гнев;
  • горечь от осознания невосполнимой потери;
  • презрение к лицемерам, чьё поведение лишь приближало роковой час дуэли на Чёрной речке.

Эффект от стихотворения, переписанного и мгновенно облетевшего столицу, был впечатляющим. Врагов Пушкина, а теперь и Лермонтова, возмущала дерзость:

  • 23-летний Михаил посмел практически устроить публичную порку светскому обществу за его двойную мораль;
  • открыто обвинил в том, что вокруг царского трона и под сенью закона скрываются палачи чести и свободы;
  • ещё и грозил карой на Небесном суде.

Кстати, своего родственника из рода Столыпиных поэт попросту выгнал вон. Причина — тот попытался призвать Лермонтова к менее резким выпадам против убийцы, мол, Дантес — весьма достойный человек и джентльмен.

Царский гнев и наказание

Самый могущественный человек в империи, когда до него донесли сообщение о вольнодумце и бунтаре, сначала было усомнился, в своём ли уме автор такого стихотворения. Даже велел провести освидетельствование. Шутка ли: гвардейский офицер пишет подобные сочинения! А ведь гвардия считалась военной элитой и верной опорой императора.

Первая ссылка — короткая

Но как только выяснилось, что Лермонтов в здравом уме, суд и наказание последовали незамедлительно. Корнет был разжалован до прапорщика и получил перевод из элитного гвардейского соединения в драгунский полк, воевавший на Кавказе.

Читайте также  Творчество Чингиза Айтматова

Это была первая ссылка неугодного дворянина. Суровое наказание вынесено, несмотря на усилия Василия Жуковского и бабушки поэта, которая использовала все связи и знакомства, чтобы помочь внуку.

Однако в дороге Михаил Лермонтов заболел. Весенняя слякоть и сырость привели к тому, что в один из первых дней мая 1837 года поэт доехал до Ставрополя, заработав сильную простуду. После разрешения врачей разжалованный и сосланный офицер отправился на лечение.

В Пятигорске и Кисловодске он провёл почти 4 месяца. Здесь поэт наблюдал за публикой, приехавшей на воды, много писал, но уже теперь Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова совершенно другой — суровый, грозный. И вовсе не вызывает ассоциаций со сладкой песней, как это запомнилось в детстве.

Вскоре бабушке поэта удалось добиться того, чтобы Лермонтова перевели сначала в Новгородскую губернию, где стояли тогда части гродненского гусарского полка. Потом в апреле следующего, 1838 года, было возвращение в Северную столицу и служба в лейб-гусарском полку.

Накопившиеся за время ссылки наблюдения и более ранние впечатления сформировали намерение написать роман о молодом офицере и взаимоотношениях с людьми, которые по воле судьбы оказываются с ним рядом. Разумеется, действие происходит на Кавказе. На создание историй о Печорине ушло почти 2 года, и в 1840-м роман «Герой нашего времени» был завершён.

Во всех этих сочинениях Лермонтова Кавказ присутствует, но уже как фон, на котором развиваются события. В стихотворениях и прозе всё меньше ставится акцент на описание природы, на первом плане — люди, их чувства и поступки.

Суровое наказание

Современники в своих воспоминаниях о молодом поэте писали, что он, вернувшись из своей кавказской ссылки, стал опять вхож в салоны столичных дворян. Ему оказывали знаки внимания светские любительницы героев и знаменитостей.

Но так уж случилось, что в 1849 году случился конфликт между Лермонтовым и сыном французского дипломата. Дуэль между соперниками закончилась царапиной у поэта, Эрнест де Барант вообще не пострадал.

Этот поединок стал поводом для издевательских шуток в свете. Но у императора краткий доклад об этом происшествии вызвал гневную реакцию. Последовали арест, гауптвахта, затем перевод и служба в Тенгинском пехотном полку.

Лермонтова было приказано отправить не первую линию. Для чего — в принципе, понятно. Смелый и решительный молодой офицер в проводимых операциях и столкновениях с горцами не раз совершал геройские поступки, за которые другие были бы прощены, восстановлены в звании и даже награждены. Кто угодно, но не этот поручик. Не возымело даже представление Лермонтова к награде и личная просьба генерал-губернатора Галафеева о переводе прекрасного офицера в гвардейский полк.

Начало 1839 года. Поэт завершил поэму «Демон». Это была беспощадная характеристика жизни и нравов российского общества:

  • невозможно истинное счастье и долговечная красота;
  • нет места безоглядной любви и бесстрашной ненависти.

Зато прекрасно выживают мелкие страстишки. Поэт подчёркивает ужасающую сущность жизни в такой среде, «где преступленья лишь да казни».

Современникам было вполне понятно, что история прекрасной Тамары — отверженного ангела лишь канва, сама поэма направлена против существующих устоев общества и деспотизма. Произведение призывало к освобождению, и это было очевидно. Разумеется, никаких публикаций и быть не могло, поэма ходила в читательских кругах в рукописном виде, но популярность «Демона» была сопоставима с грибоедовским «Горем от ума». Ещё одно совпадение (или нет?) — авторы этих шедевров погибли молодыми, и оба — очень далеко от столицы.

В том же году читательские списки распространили «Мцыри». Это было ещё одно творение поэта, столь ненавистного императору.

Последний акт трагедии

Получив в январе 1841 года двухмесячный отпускной билет, Лермонтов едет в столицу. Но получить отставку он не смог, поэтому в апреле был вынужден покинуть Петербург и вернуться на Кавказ.

Май 1841-го. Поэт и его родственник по материнской линии А. Столыпин-Монго сняли скромную квартиру на окраине Пятигорска. Домик у подножия горы Машук с прекрасным видом на заснеженные вершины Кавказского хребта и Эльбрус понравился Михаилу Юрьевичу.

А уже через полтора месяца Лермонтов в очередной раз метко подшутил над Мартыновым, за щегольскую черкеску и кинжал, назвав сослуживца свирепым горцем. Тот вспылил, но поэт и мысли не допускал, что эта мелкая стычка приведёт к дуэли. Но оскорблённый товарищ по школе юнкеров не желал примирения.

Некоторые записи современников содержат довольно прозрачные намёки, что люди, которые подогревали ситуацию, не добивались мирового соглашения и стали секундантами. В обязанности этих участников поединка входила попытка примирить стороны конфликта. Учитывая высочайший запрет на дуэли, эта функция была очень кстати. Но нет, дата и время назначены.

А Лермонтов накануне дуэли встречается в Железноводске с кузиной, тётушкой и друзьями, на обратном пути делится с Глебовым планами. Задумка была интересная:

  • один роман о временах противостояния России и Франции;
  • второй о Тифлисе при Ермолове, персидской войне и гибели Грибоедова в Тегеране.

Вечером следующего дня была гроза, и шёл сильный дождь. Однако дуэль состоялась, как и было договорено, 15 июля 1941 года. Время — между 18 и 19 часами. Поэт был убит.

17 числа поручик Лермонтов погребён в Пятигорске. Без отпевания.

Несколько месяцев Елизавета Алексеевна Арсеньева вымаливала дозволения, чтобы перезахоронить погибшего внука в своём имении. Она смогла получить разрешение, несмотря на общественное мнение (туда ему и дорога) и слова государя о собаке и смерти. Такие высказывания сохранились в архивах князя Васильчикова, бывшего одним из секундантов.

Сегодня учащиеся описывают в рефератах жизнь Лермонтова на Кавказе. Кратко излагая череду событий, перечисляя произведения, важно постараться понять, что волновало гениального поэта.

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ВЛИЯНИЕ КАВКАЗА НА ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!»

Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова.Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил.

Целью моей работы было:

— познакомиться с работами Лермонтова, посвященными Кавказу;

-определить значимость для творчества первых впечатлений Лермонтова-мальчика о Кавказе;

-выявить грани художественного таланта поэта в произведениях, посвящённых Кавказу.

Кавказ занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу». Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далекого пензенского имения Тарханы, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было около 11 лет.

Здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Вспоминая, через пять лет златокудрую девочку и Кавказские горы, он записал в тетрадку свою: «Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки».

«Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» — писал критик Белинский.

В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой,

Всегда и всюду твой!

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа … вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас, да о небе…».

Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.Они меня в младенчестве носилиИ к небесам пустыни Приучили…

Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова. Природа Кавказа таинственна и полна волшебства, с ней поэт стремится слиться, а вот с людьми, юный и мятежный, Лермонтов такой связи не находит, чувствует свою оторванность от их мира. Он любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая есть.

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт.

Природа прекрасна и бесконечна, человек же мал и ничтожен, недостоин того величия, которое окружает его. Лишь виды и красоты Кавказа оживляют дух лирического героя, внушают ему мысль, что среди этой первозданной, торжественной красоты и тишины должны быть и необыкновенные люди, достойные этого величия.

Люблю я цепи синих гор,Когда, как южный метеор,Ярка без света и краснаВсплывает из-за них луна,Царица лучших дум певцаИ лучший перл того венца,Которым свод небес поройГордится, будто царь земной.

Об этом явлении «любви» к Кавказу, получившем широкое отражение в творчестве поэта, писал русский критик В. Белинский: «Кавказ взял достойную дань с музы Лермонтова».

Лермонтов изображает природу Кавказа правдиво, без преувеличений. В стихотворении «Утро на Кавказе» он любовно описывает звезды, луну, облака; «дикой пеленой» вьется туман вокруг лесистых гор.

Вот на скале новорожденный лучЗарделся вдруг, прорезавшись меж туч,И розовый по речке и шатрамРазлился блеск, и светит там и там.

Он возвеличивает природу — она вправе укорять человека, рискнувшего оспаривать ее владычество.

Присущая Лермонтову мятежность, тревога звучит и в его пейзажной лирике, посвященной Кавказу. Он стремится «за стеной Кавказа» укрыться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей» голубых мундиров, найти покой и справедливость. Но, к огромному своему сожалению, в ущельях и скалах он видит все те же несчастья, которые встречал по всей стране:

Кавказ! далекая страна!Жилище вольности простой!И ты несчастьями полнаИ окровавлена войной.

Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта.

Лермонтов решил развить в своем очерке образ штабс-капитана Максим Максимыча, в лице которого он отразил лучшие черты кавказского офицерства.

Лермонтов сознательно подчеркнул это сходство. Подобно доброму штабс-капитану, кавказец его молчалив, «сидит себе да покуривает из маленькой трубочки». Он, точно так же, как и Максим Максимыч, возит с собой только чайник «ровно и в жар и в холод носит под сюртуком архалук на вате и на голове баранью шапку; у него,- по словам Лермонтова,- сильное предубеждение против шинели в пользу бурки».

В этом типическом портрете кавказца так же, как и в образе Максима Максимыча, Лермонтов показал скромного труженика войны — русского офицера. Он показал его человеком независимых убеждений, большой души, огромного жизненного опыта, показал его романтически влюбленным в Кавказ, исполненным живого интереса к той стране и к тем людям, среди которых он живет.

«Не зная истории России и европейской политики,- говорит о нем Лермонтов,- он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь. Он легонько маракует по-татарски…».

Читайте также  Основные мотивы поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов от начала до конца показывает служебный путь кавказского ветерана, восполняет недосказанное в «Герое нашего времени».

Роман Лермонтова — его вершинное творение, первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе.

Изучая творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, я открыла для себя не только великого поэта, но и одаренного художника.

В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность писателя сказалась и здесь.

Лермонтов рисовал с детства. В четырнадцать лет написал поэму «Кавказский пленник» в подражание пушкинской. И сам изготовил к ней картинку: черкес тянет пленника на аркане, фон-горы.

Сохранилась акварель в альбоме, в котором Лермонтов рисовал в те ранние годы для себя. Она еще не умелая, но интересно, что Лермонтов изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» еще не написано. А образ одинокого паруса уже зарождается.

Стихотворение «Родина» будет написано еще только через десять лет, а чету белеющих берез мы уже видим на полудетском рисунке.

О художественных занятиях поэта было известно давно, но Лермонтов — поэт воспринимался сам по себе, картины же и рисунки представлялись чем-то отдельным.

Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту.

Немного было в мире поэтов, умевших передавать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор посредством стиха и прозаической фразы, звучание которых составляет неизъяснимую прелесть, заключенную в музыкальности каждого слова и в самой поэтической интонации. Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, Лермонтов мог бы стать настоящим художником.

Описания Лермонтова так пластичны, что понятным становится, почему современники называли его русским Гете: в изображении природы великий немецкий поэт считался непревзойденным. «На воздушном океане» — строки, не уступающие пантеистической лирике Гете, Лермонтов написал в 24 года. При всем том он умел одухотворять, оживлять природу: утес, тучи, дубовый листок, пальма, сосна, дружные волны наделены у него человеческими страстями – им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая, неутолимая грусть.

Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо – с огромными печально взволнованными глазами, и хотя черты неправильны – лицо прекрасное, вдохновенное. Замечательно в портрете то, что он гармонирует с нашим восприятием поэзии Лермонтова. И не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, написал акварелью, глядя на себя в зеркало, и автопортрет – одна из его лучших живописных работ.

По итогам моей работы можно сделать выводы. Еще когда стремительно набирающий высоту поэтический дар юного Лермонтова делал первые шаги, Кавказ занимал видное место в его творческой палитре.

С раннего детства и на всю жизнь «Синие горы Кавказа» станут для поэта священны. Всю жизнь он будет щедро, с восторгом и упоением дарить им свой удивительный талант.

Все его произведения отличает сочетание простоты и возвышенности, естественности и оригинальности.

Пробуждение первого чувства соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы.

Лермонтовский Кавказ – это ощущение свободы, душевного спокойствия. В лирике Лермонтова Кавказ дает ощущение свободы, незыблемости мироздания. Как будто отдельно взятый человек вдохнул полной грудью воздух свободы… Особенно хорошо понимаешь это, глядя на картины Лермонтова.

Немного рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так – динамично, объемно, красочно,- как Лермонтов.

Как сладкую песню отчизны своей, люблю я Кавказ!

«Гордая вражда с небом, презрение рока и предчувствие его неизбежности» — вот что характерно для его поэзии. Это — самые верные слова из всех, которые когда-либо были сказаны про историческое значение Лермонтова; они указывают на ту внутреннюю связь, которая существует между творчеством Лермонтова и Кавказом.

Список литературы

Лермонтов: Картины, акварели, рисунки. — Москва, «Изобразительное искусство»,1980г.

И. Андроников Лермонтов.- Москва, «Советский писатель», 1951г.

Лермонтовская энциклопедия. – Москва, «Советская энциклопедия», 1981г.

А.В. Попов Лермонтов на Кавказе. – «Ставропольское книжное издательство», 1954г.

«Русские писатели в нашем крае» — сборник статей — «Ставропольское книжное издательство», 1958г.

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Данная работа заняла 2 место в муниципальном конкурсе детского и юношеского литературно-художественного творчества в 2014 году. Название номинации: «Литературоведение». Название работы: «Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова». Наименование вида работы: творческая работа.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_o_lermontove_1.docx 25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Юрьевич Лермонтов – известный русский поэт XIX века. Одной из ведущих тем его творчества является тема Кавказа. В своей исследовательской работе я рассмотрела роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Актуальность темы обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны наиболее знаменитые его литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника.

Объектом моего исследования является биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе и творчество великого русского поэта, написанное под впечатлением этого края.

Предмет исследования моей работы: история создания литературных произведений, написанных в периоды пребывания Лермонтова на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.

Цели моей работы: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова и определить актуальность его творчества.

Задачи моей работы: определить роль Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; изучить некоторые интересные факты биографии этого величайшего человека, которые имели место произойти с ним именно на Кавказе.

КАВКАЗ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Кавказ – живописное место. Этот таинственный край, «где люди вольны, как «орлы», манил многих русских писателей. Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и многих других.

Исключительное место занимает кавказский край в жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, впервые побывавшего на Кавказе шестилетним ребенком, когда бабушка Елизавета Арсеньева привозила его на воды, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка, несомненно, оставила отпечаток в детском сознании. Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А.С.Пушкина на дуэли. Об исключительной значимости для творчества Лермонтова периода его пребывания в 1837 году в Пятигорске и Кисловодске лучше всего свидетельствует роман «Герой нашего времени», в котором нашли отражение пятигорские наблюдения поэта, его большая любовь к Кавказу. Все чувства и переживания Лермонтова о Кавказе отражены в его произведении “Кавказ”:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

1830 год (М. Ю. Лермонтов)

Знакомство поэта с кавказским фольклором и впечатления от природы Кавказа повлияли на возникновение замысла поэмы «Мцыри». Здесь Лермонтов развивает идею мужества и протеста. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Самой большой любовью для Мцыри была та “одна, но пламенная страсть”, что “изгрызла душу и сожгла”, — любовь к родине. Этим чувством был обусловлен и его страстный порыв к свободе. И даже перед смертью последний привет он посылает родному Кавказу, желая, чтоб его похоронили в таком месте, откуда видны его снежные вершины:

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком. [2]

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев… [3]

В поэме М. Ю. Лермонтова «Аул Бастунджи» отразились не только воспоминания его о поездках на Кавказ в детстве, но и чтение литературы о нем, рассказы родственников —

Хастатовых и Шан-Гиреев, московских студентов и юнкеров, по происхождению кавказцев. В посвящении к поэме «Аул Бастунджи» автор, обращаясь к Кавказу, восклицает:

Тебе, Кавказ, — суровый царь земли —

Я снова посвящаю стих небрежной:

Как сына ты его благослови

И осени вершиной белоснежной!

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежной;

На севере в стране тебе чужой

Я сердцем твой, — всегда и всюду твой [4] .

Язык произведений Лермонтова прекрасен, он завораживает и околдовывает, раскрывает нам красоту и богатство родной речи.

Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник. На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.

Из картин, написанных Лермонтовым в 1837 — 1838 гг., по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется «Воспоминание о Кавказе». Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане — все составные части пейзажа, все подробности — мелкий кустарник, травка и камни –

согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой. Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины. То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: «Эльбрус при восходе солнца», «Кавказский вид с верблюдами», «Кавказский вид с саклей», «Вид Пятигорска».

Любимый край Лермонтова – Кавказ, который, с детства вдохновлял поэта, был колыбелью его творчества, стал же и местом его гибели. Он погиб на дуэли, которая произошла на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук (теперь это место называется «Перкальской скалой»).

Итак, проанализировав творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, мы убедились, что одна из его ведущих тем — тема Кавказа.

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемНаталья Яхимова

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18»». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18»

2 Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный Еще ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников аллы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был товарищ их воздушный.

3 В.Г. Белинский: «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно- величавой природы, как Лермонтов» «Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно- величавой природы, как Лермонтов»

4 Цель: рассмотреть особенности изображения Кавказа рассмотреть особенности изображения Кавказа в творчестве в творчестве М. Ю. Лермонтова М. Ю. Лермонтова

5 Задачи: Определить круг произведений для анализа. Определить круг произведений для анализа. Определить роль Кавказа в жизни М. Ю. Лермонтова. Определить роль Кавказа в жизни М. Ю. Лермонтова. Определить темы кавказской природы в стихах и поэмах М. Ю. Лермонтова. Определить темы кавказской природы в стихах и поэмах М. Ю. Лермонтова. Сравнить последние поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Сравнить последние поэмы Лермонтова «Мцыри» и «Демон». Сравнить произведения (стихи, роман) с изображениями Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова. Сравнить произведения (стихи, роман) с изображениями Кавказа в живописи М.Ю. Лермонтова.

6 Первая встреча с Кавказом Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам – в 1818, 1820, 1825 годах. Об этом свидетельствуют многие его произведения, в том числе лучшая из ранних поэм – «Измаил-бей» (1832). Вот несколько строк из нее: Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь, И чудный вой мгновенных, громких бурь…

7 Рисунок юного Лермонтова

8 Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах; облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей».

9 Ссылка на Кавказ С тех пор прошло тяжелых много лет, И вновь меня меж скал своих ты встретил. Как некогда ребенку, твой привет Изгнаннику был радостен и светел, Он пролил в грудь мою забвенье бед И дружески на дружный зов ответил. М.Лермонтов. Автопортрет

10 Военно-грузинская дорога близ Мцхета Крестовая гора

12 Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. Я теперь на водах, пью и принимаю ванны. Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны. Ежедневно брожу по горам. Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов». «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны. Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом к вам, я то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны. Ежедневно брожу по горам. Как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов». Вид Пятигорска. М. Ю. Лермонтов

13 В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», — все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

14 Ссылка на Кавказ Во вторую ссылку Лермонтов был отправлен в Тенгинский пехотный полк, в район тяжёлых военных действий. Совсем иным предстал Лермонтову любимый Кавказ. В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

15 Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок М.Лермонтова. 1840

16 Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человеческого и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике»: …А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы – и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек! Чего он хочет? Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он – зачем? Перестрелка в горах Дагестана. М. Лермонтов. 1840

17 Беседка «Эолова арфа» Усадьба Чилаева 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

18 Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес»,»Они любили друг друга. «, «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. «, «Морская царевна», «Пророк».

19 МашукДом Верзилиных в Пятигорске. Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища.

20 Поединок был назначен на 15 июля В этот день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой. Лермонтов был убит. Лермонтов был убит.

21 ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

22 Врубель М. А. Демон сидящий Холст. Масло.

Лермонтов и Кавказ: сочинение-рассуждение. Кавказ в творчестве Лермонтова

В произведениях по-настоящему великого поэта и писателя Михаила Юрьевича Лермонтова нашло отображение множество граней нашей жизни. Но с особенной любовью писал автор про горы, именно поэтому сегодня сложно разделить понятия «Лермонтов» и «Кавказ». Сочинение-рассуждение такого плана может занять множество страниц, однако сегодня рассмотрим эту тему кратко.

Значение произведений Михаила Юрьевича Лермонтова сложно переоценить. Это был настоящий талант, который заслужил право называться одним из наших величайших поэтов и писателей.

Кавказ в жизни Лермонтова

Регион начал играть большую роль в судьбе писателя уже с раннего детства. Очень болезненным ребенком, требовавшим постоянного лечения, родился Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема Кавказа стала ему настолько близка потому, что здесь он проводил немало времени. Впервые поэт посетил регион еще в 4 года, затем в 6, в 10 и потом всю жизнь постоянно приезжал сюда. Именно на склонах этих величественных гор впервые прочувствовал талантливый мальчик силу любви.

Так сложилась судьба поэта, что и работать ему довелось в Кавказских горах. В 1837 году писатель был сослан служить на Кавказ за произведение «На смерть поэта». Однако пребывание в этих горах не было для поэта наказанием, наоборот, это дало ему новый творческий толчок. У него была возможность общаться с местным населением, впитывать в себя легенды и предания, наблюдать за танцами, слушать песни, участвовать в качестве гостя на свадьбах и бывать в домах местных жителей. Именно в ссылке были написаны или начаты величайшие произведения Лермонтова. Из изгнания он вернулся в 1838 году. В 1840 году Лермонтов вновь был сослан в горы Кавказа, где тогда шли активные боевые действия.

Так вышло, что за свою жизнь писатель побывал практически во всех уголках этого края, отчего описания разных мест в его произведениях настолько точны. Не зря Лермонтов говорил, что эти горы — его Родина.

В 1841 году, в возрасте всего 26 лет, великий писатель был убит на дуэли. Можно сказать, что это была просто нелепая случайность, ведь он отправился на поединок с товарищем по фамилии Мартынов. Писатель не воспринимал это всерьез и даже не думал стрелять, в отличие от своего приятеля.

Так жизненный путь писателя окончился на Кавказе. Прах его сейчас находится в имении Лермонтово Пензенской области.

Кавказ в стихах Лермонтова

Тонкое душевное устройство писателя позволило ему прочувствовать и полюбить прелесть суровых гор всей душой, благодаря чему смог родиться удивительный творческий союз — Лермонтов и Кавказ. Сочинение-рассуждение на эту тему часто задают писать школьникам в рамках программы, ведь это позволяет им лучше понять все грани творчества автора.

Первое свое стихотворение, «Кавказ», Лермонтов посвятил горам еще в 15 лет, и оно до сих пор потрясает читателей. Однако не только великолепную природу воспевал поэт. Он искренне любил и жителей тех мест, несмотря на все повороты его судьбы.

Михаил Юрьевич Лермонтов за свою короткую жизнь написал множество стихотворений и поэм про Кавказ. «Демон», «Мцыри», «Кавказский пленник» — вот только самые знаменитые его стихотворные произведения.

Кавказ в прозе Лермонтова

Подавляющее большинство творческих работ по мотивам произведений писателя посвящено теме «Лермонтов и Кавказ». Сочинение-рассуждение на эту тему однозначно будет неполным без освещения романов писателя.

Лермонтов провел большую часть своей жизни в этом регионе, поэтому и действия прозаических творений в основном происходят также на Кавказе. Поскольку в то время велась война, то писатель отражает нюансы поведения русских военных и местных жителей.

«Герой нашего времени» — самое известное его сочинение. Лермонтов и Кавказ смог еще раз увековечить в своем бессмертном произведении.

Природа региона в творчестве автора

Лермонтов представляет кавказскую природу всегда в самых красивых тонах и практически всегда говорит о ней, как о живом существе. Например, в произведении «Спор» Шат-гора и река Казбек предстают своенравными и выясняют, кто сильнее, как сами горцы. Природа в его произведениях всегда динамична, она наполнена энергией. Поистине прекрасные образы могли воплощать Лермонтов и Кавказ.

Сочинение-рассуждение на тему схожести природы Кавказа и его народов — тема, которая позволит глубже проникнуть в сущность произведений писателя.

Кавказские народы в творчестве Лермонтова

Совсем не зря задают школьникам писать на тему произведений писателя сочинение. Лермонтов и Кавказ представляют собой в этом плане идеальное сочетание. Писатель смог во всей полноте прочувствовать душу горцев и передать это знание читателям.

В произведениях Лермонтова народы Кавказа предстают похожими на природу этих мест. Прекрасные, высокие, сильные люди с закаленным характером, причем не только мужчины, но и женщины. Гордые, но не надменные, очень живые, искренние и страстно любящие — вот какими их видит Лермонтов. Они упрямы до безумия и в порыве эмоций могут легко убить. Горцы в произведениях автора предстают очень религиозными людьми, однако могут совершать преступления, невзирая на заповеди церкви.

Пожалуй, можно сказать, что странные отношения в их семьях остаются непонятными лишь для нас — у них такие традиции, как, например, кража девушек, устанавливались веками и не считаются чем-то необычным.

Во время своей службы в полку Лермонтов воспринимал Кавказ как пристанище простоты и вольности, которую он противопоставлял светским манерам и правилам Петербурга.

Картины Лермонтова

Мало известен тот факт, что Лермонтов на самом деле был не только талантливым писателем и поэтом, но еще и художником. Так, первую свою картину он написал еще раньше, чем стихотворение, — в возрасте 13 лет. Кавказ в творчестве Лермонтова представлен не только текстами, но еще и образами, наполненными любовью. Если посмотреть на его картины, то становится понятно, что у писателя был дар создавать художественные полотна, ведь они выполнены мастерски.

Его иллюстрации как нельзя лучше отображают и суть его стихотворений: Кавказ в творчестве Лермонтова наполнен прекрасными горами и гордыми людьми.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: