Камбоджа в XVI-XIX вв. - ABCD42.RU

Камбоджа в XVI-XIX вв.

Камбоджа

Древнейшим государственным образованием на территории Камбоджи была Фунань — индианизированное государство, история которого известна в основном по данным китайских хроник. Все, что известно о Фунани, указывает на индийские и индуистско-буддийские политические и культурные истоки этого государства, тогда как об этнической характеристике населения трудно сказать что-либо определенное. Не исключено, что одним из основных местных субстратов уже и тогда были кхмеры, хотя возможно, что роль их в то время была еще невелика. Завоевание Фунани ее северным соседом Ченла, в прошлом ее вассалом, привело в середине VI в. к господству кхмеров, культура и письменность которых сложились на индо-буддийской санскритской основе. Как полагают, индоиранским по происхождению было и название (Камбоджа), которым стало именоваться новое государство. Немногочисленные надписи на санскрите и кхмерском языках, а также материалы китайских источников содержат немало сведений о ранних периодах истории Камбоджи, которую нередко посещали китайские посольства (стоит вспомнить, что в эти века Китай был сюзереном Вьетнама и китайцы часто бывали рядом с кхмерским государством).

Сведения, о которых идет речь, позволяют предположить, что структура ранней кхмерской Камбоджи была типичной для восточных обществ. Землевладельцы в основном являлись крестьянами, жившими общинами. Существовало служебное землевладение. В казну шел поток ренты-налога. Государственный аппарат существовал на привычной иерархическо-чиновничьей основе. Господствующей религией был буддизм, хотя огромную роль играл и индуизм. Даже в мифологии есть следы претензий правящего дома Камбоджи на родство с легендарными индуистскими «лунной» и «солнечной» династиями.

На рубеже VII-VIII вв. Камбоджа распалась на несколько соперничавших государств, в ходе междоусобной борьбы которых с IX в. стала усиливаться Камбуджадеша (Ангкорская Камбоджа) с ее обожествленными правителями (дева-раджа, т.е. царь-бог), культ которых немало содействовал развитию строительства пышных дворцово-хра-мовых комплексов, непревзойденной вершиной которых стали храмы Ангкора, где доминировали башни в форме линги, шиваистского символа правителя. Соответственно огромную роль в стране играли индуистские жрецы-брахманы, то и дело прибывавшие в Камбоджу. Правитель страны был высшим собственником всего, включая земли, т.е. субъектом власти-собственности. Часть земли непосредственно принадлежала двору, немало — жрецам и храмам. Доход с остальных шел в казну. Обрабатывали землю общинные крестьяне, но на королевских и храмовых землях этим обычно занимались неполноправные кхнюм. Административный аппарат состоял из чиновников, получавших за службу временные служебные наделы, которые, как правило, тоже обрабатывали кхнюм. Поскольку должности, особенно в высших разрядах чиновничества, бывали наследственными, чиновник по статусу был близок к знатному аристократу с его наследственными, нередко перераставшими в феодальные, правами.

Расцвет Ангкорской Камбоджи пришелся на XI век; с XIII в. она стала заметно ослабевать, чему в немалой степени способствовало проникновение из соседних стран буддизма в его южной хинаянист-ской форме. Религиозная борьба между индуистами-шиваитами и буддистами привела в Камбодже к победе буддизма, что совпало по времени с ослаблением и распадом Камбуджадеши. С XIV в. уходит в прошлое почти теократическая власть обожествленного монарха. Хинаянистский буддизм становится государственной религией. С XV в., когда сиамцы разграбили Ангкор, Камбуджадеша окончательно перестала существовать. Правда, вскоре Камбоджа была воссоздана заново со столицей в Пномпене, но величие страны, как и ее национальная гордость — храмы Ангкора, ушли в прошлое, в историю.

В XVI-XVII вв. Сиам и Дайвьет (Вьетнам) сильно теснили Камбоджу. И хотя временами кхмерам удавалось постоять за себя, сила была уже не на их стороне. Борьба кончилась тем, что в XIX в. правители Камбоджи вынуждены были признать двойной сюзеренитет Сиама и Вьетнама и искать помощи против своих сюзеренов на стороне, у французов, которые не преминули воспользоваться этим, что и привело, как известно, к превращению Камбоджи в колонию Франции.

К содержанию книги: История Востока

Historias

Всемирная история

Разделы

  • Главная
  • Исторические материалы
  • Франко-прусская война
  • Индустриализация в СССР
  • Гражданская война в США
  • Реформы Петра I
  • История Беларуси

Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом противостоянии поражение, а его соперник взошел на престол, восстановив прежние буддистские традиции. В 1672 г. Батом Реатеа погиб в результате заговора, и в стране вновь вспыхнула междоусобная борьба.

В 1675 г. на престол взошел Чей Четта IV, при котором вновь наступило относительное спокойствие. Главной административной единицей в Камбодже в тот период являлась провинция, разделенная на округа и кхумы (объединение нескольких соседних деревень). Крестьяне не являлись лично зависимыми, имели право свободного передвижения в пределах государства, но при этом они должны были выплачивать налоги государству и иметь своего покровителя из числа крупных сановников, живших в столице, и в пользу которых они выполняли определенные повинности.

В конце XVII в. изменились в худшую сторону отношения Камбоджи с Вьетнамом. На территориях Камбоджи, граничивших с Южным Вьетнамом, появились поселения вьетов, занимавшихся обработкой земель и плативших за это налоги камбоджийскому монарху. Вскоре они стали серьезной силой, позволившей Нгуенам оказывать воздействие на кхмерскую элиту. Они вмешивались в борьбу за кхмерский престол, поддерживая своими вооруженными формированиями выгодных им претендентов.

Опасность со стороны Вьетнама осознавал утвердившийся на престоле в 1679 г. Чей Четта IV, попытавшийся объединить государство и боровшийся внутри страны со сторонниками ориентации на Дайвьет.

Со второй половины XVIII в., и вплоть до французской колонизации, Камбоджа находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом. В 1845 г. между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор. Король Анг Дуонг пытался лавировать между двумя внешними силами и одновременно укрепить свои позиции в стране.

В области внутренней политики Анг Дуонг главный упор попытался сделать на реформирование экономики, проведя соответствующие преобразования. При нем началось восстановление сельского хозяйства, дорожное строительство, ослабла социальная напряженность в обществе в результате изменения системы налогообложения и ограничения позиций ростовщического капитала.

Была усилена власть сдатя, единолично решавшего все важнейшие вопросы государственной жизни и опиравшегося на моральный авторитет буддистской религии, являвшейся основой официальной идеологии Камбоджи. Анг Дуонг готовил армию к новому походу за освобождение находившихся под сиамским контролем западных и северных камбоджийских земель.

В середине XIX в. окончательно оформилась система земельной собственности и основные сословия Камбоджи. Земля юридически считалась частью имущества верховного правителя. Он ею наделял своих подданных и мог ее забрать, если не было наследника. Реально же часть земельных угодий находилась в фактическом частном владении.

Землевладельцы из числа кхмерской элиты, юридически являлись такими же пользователями полученных из рук монарха земель, как и другие лично свободные кхмеры (нэак тыа). Только сам процесс ее обработки осуществлялся не ими лично, а зависимыми категориями населения. При этом они не платили налогов и взимали с них ренту в свою пользу. Часть таких земель передавалась в аренду путем заключения арендатором специального договора с фактическим владельцем земельного участка.

Высшее сословие кхмеров (прэах вонгса) состояло из членов семьи монарха вплоть до пятого колена, из более дальних родственников <прэах вонг) и высшего духовенства (пре-амы).

Чиновники (намэны) имели ряд привилегий и наделы за службу.

Далее следовало лично свободное население (нэак тыа), которое не прикреплялось к земле и могло в любой момент с нее уйти, переселившись в новые районы. У них государство могло изымать в качестве налога до четверти собранного урожая. Кроме того, они должны были выполнять ежегодную государственную трудовую повинность. Такая система в тот период была весьма жизнеспособной и эффективной, что явно не устраивало претендентов на господство в Камбодже Сиам и Францию, считавших, что нестабильность в стране позволит им создать более благоприятные условия для ее подчинения.

История Рязанской земли и топография Старой Рязани. Описание городища
Старорязанское городище в настоящее время представляет собой распаханное поле, с южной и восточной сторон обнесенное валом с глубоким рвом. Остатки древнего вала сохранились в Старой Рязани до настоящего времени. Вал окружал город с трёх сторон, с четвёртой Рязань была прикрыта природной крутизной речного берега. Город по размерам занят .

Россия и Европа
Едва бросив взгляд на карту мира, мы непременно отыщем на ней Европу — небольшой участок суши, поделённый на множество частей. »Много живет в ней племён: названьями, нравами, бытом, речью и верою в Бога они друг от друга отличны». Говоря »Европа», мы подразумеваем, однако, не обособившиеся друг от друга государства, а единое целое, .

Позднее царство: Египет под властью иноземных правителей.
Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них, в качестве солдат-наемников, привело на рубеже II — I тысячелетий до н.э., к выдвижению на авансцену политической жизни страны, амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивавшихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство заве .

Реферат Камбоджа в XVI-XIX ст.

Камбоджа в XVI-XIX ст.

1. Камбоджа до початку Нового часу

2. Камбоджа в середині XVII — другій половині XIX ст. p> 3. Встановлення французького протекторату над Камбоджею

Читайте также  Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

4. Культура Камбоджі в Новий час

1. Камбоджа до початку Нового часу

камбоджа новий час протекторат культура

На початок XVI в. Камбоджа являла собою монархічна держава з пануванням буддистської релігії (у формі хінаяни). Верховним власником землі був монарх (здати). У Камбоджі влада і особистість монарха, а також його родичів обожествлялася. До монарха звернення включало титул В«ПреахВ» (Священний). Правляча верхівка складалася з чиновництва, родичів здати і керівництва буддистської чернечої громади — Сангхи. Камбоджа в адміністративному відношенні була розділена на провінції. Міста не мали самоврядування, а керувалися спеціально призначеними королем чиновниками. У них жили ремісники, чиновники, військовослужбовці, купці, а також слуги. Столицею і головним економічним і культурним центром був Пномпень. Селянство, що жило в сільській місцевості і становило основну частину населення, вирощувало рис, займалося тваринництвом і рибним промислом. Важливе місце в господарському житті належало іригаційне будівництва. Селяни були особисто вільні, земельні ділянки за ними закріплювалися за умови їх обов’язкової обробки.

На початку XVI в. Камбоджа була порівняно розвиненою, за азіатськими мірками, країною з сильними озброєними як сухопутними, так і морськими силами. Країна експортувала рис високої якості, рибу, слонячі бивні, золото, а ввозила тканини, прянощі, ртуть і ін товари.

На початок XVI в. розвивається процес ослаблення камбоджійського держави, пов’язаний насамперед з міжусобною боротьбою всередині кхмерської еліти. У результаті цього в країні спалахнуло народне повстання на чолі з колишнім кріпаком Най Каном. Повстанці зуміли захопити Пномпень, король втік. У 1502 р. їм вдалося захопити його в полон і стратити. Однак молодший брат короля, Анг Тян, зумів організувати відсіч повстанцям, отримавши підтримку з сусідньої Аютії. В результаті Камбоджа на деякий час виявилася розділена між прихильниками Анг Тяна і Най Тяна. Незабаром Анг Тян зумів перемогти свого головного супротивника, придушити повстання, а його призвідника стратити. Після цього, починаючи З 1510 Р., Анг Тян став успішно воювати з Аютіей, і у вирішальній битві біля Ангкора тайські війська зазнали поразки від кхмерів, після чого ця місцевість отримала назву В«СиемреапВ» (розгром сіамців).

1531 р. кхмери увійшли на територію Аютії, захопивши і зруйнувавши одну з її провінцій — Прачін. Після цього Анг Тян посилив свої позиції всередині Камбоджі. У 1549 р. кхмери знову вторглися в Аютію, намагаючись закріпити свій успіх. У 1556 р. на престолі утвердився син Анг Тяма Баром Реа-теа. Він зробив невдалу спробу переносу столиці. Йому все ж вдалося повернути під камбоджійську юрисдикцію захоплений раніше Сіамом Корат.

Крім Аютії, кхмери воювали з лаоськими правителями, зумівши їх послабити. У 1556 р. Аютія змушена була повернути Камбоджі Чантабун. Таким чином, Камбоджа була відновлена у межах XIV в. Походи проти Аютії були продовжені і при наступникові Барон Реатеа Сатхе I.

Перші християнські місіонери з’явилися в Камбоджі в середині XVI ст. Їм було дано дозвіл проповідувати, але реальних результатів це не дало — населення в основній своїй масі не сприйняло католицтва. Незабаром місіонери покинули країну. p> Під другій половині XVI ст. тривав економічний підйом в камбоджійських землях. Верховним власником землі був монарх, влада якого не була нічим обмежена, станових спадкових привілеїв не існувало.

У сільській місцевості будувалися і реконструювалися іригаційні споруди за рахунок використання праці селян. Селяни вирощували велику кількість рису, вони мали право на землю лише за умови її обробки. Ця система проіснувала на території Камбоджі аж до XIX ст.

У містах, з яких найбільш значними були Ловек, Пномпень і Ангкор, проживало велике число купців і ремісників, а також чиновники, військовослужбовці, слуги і т.д. По р.. Меконг і іншими водними шляхами здійснювалася внутрішня торгівля. Зовнішньоторговельні зв’язку Камбоджі здійснювалися за допомогою етнічних китайців, що жили в основній своїй масі в столиці. Вони знаходилися під контролем спеціально призначених монархом чиновників.

У останній третині XVI ст. знову почалася війна з Аютіей. Сіамці в ході неї зуміли захопити Батамбанг і Поусат. Тим не менш камбоджійської армії вдалося впоратися з противником.

Цього період знову настав розквіт Камбоджі. Була побудована нова столиця-Ловек, безліч буддистських храмів. Протягом наступних семи десятиліть Камбоджі вдавалося здобувати перемоги над Ланг Санг і повернути частину раніше втрачених зе.

Камбоджа в XVI-XIX вв.

Камбоджа в XVI-XIX вв.

1. Камбоджа к началу Нового времени

2. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

3. Установление французского протектората над Камбоджой

4. Культура Камбоджи в Новое время

1. Камбоджа к началу Нового времени

камбоджа новое время протекторат культура

К началу XVI в. Камбоджа представляла собой монархическое государство с господством буддистской религии (в форме хинаяны). Верховным собственником земли являлся монарх (сдать). В Камбодже власть и личность монарха, а также его родственников обожествлялась. К монарху обращение включало титул «Преах» (Священный). Правящая верхушка состояла из чиновничества, родственников сдатя и руководства буддистской монашеской общины — сангхи. Камбоджа в административном отношении была разделена на провинции. Города не имели самоуправления, а управлялись специально назначенными королем чиновниками. В них жили ремесленники, чиновники, военнослужащие, купцы, а также слуги. Столицей и главным экономическим и культурным центром являлся Пномпень. Крестьянство, жившее в сельской местности и составлявшее основную часть населения, выращивало рис, занималось животноводством и рыбным промыслом. Важное место в хозяйственной жизни принадлежало ирригационному строительству. Крестьяне были лично свободны, земельные участки за ними закреплялись при условии их обязательной обработки.

В начале XVI в. Камбоджа была сравнительно развитой, по азиатским меркам, страной с сильными вооруженными как сухопутными, так и морскими силами. Страна экспортировала рис высокого качества, рыбу, слоновьи бивни, золото, а ввозила ткани, пряности, ртуть и др. товары.

К началу XVI в. развивается процесс ослабления камбоджийского государства, связанный прежде всего с междоусобной борьбой внутри кхмерской элиты. В результате этого в стране вспыхнуло народное восстание во главе с бывшим крепостным Най Каном. Повстанцы сумели захватить Пномпень, король бежал. В 1502 г. им удалось захватить его в плен и казнить. Однако младший брат короля, Анг Тян, сумел организовать отпор повстанцам, получив поддержку из соседней Аютии. В результате Камбоджа на некоторое время оказалась разделена между сторонниками Анг Тяна и Най Тяна. Вскоре Анг Тян сумел победить своего главного противника, подавить восстание, а его зачинщика казнить. После этого, начиная с 1510 г., Анг Тян стал успешно воевать с Аютией, и в решающем сражении возле Ангкора тайские войска потерпели поражение от кхмеров, после чего эта местность получила название «Сиемреап» (разгром сиамцев).

В 1531 г. кхмеры вошли на территорию Аютии, захватив и разрушив одну из ее провинций — Прачин. После этого Анг Тян усилил свои позиции внутри Камбоджи. В 1549 г. кхмеры вновь вторглись в Аютию, пытаясь закрепить свой успех. В 1556 г. на престоле утвердился сын Анг Тяма Баром Реа-теа. Он предпринял неудачную попытку переноса столицы. Ему все же удалось вернуть под камбоджийскую юрисдикцию захваченный ранее Сиамом Корат.

Помимо Аютии, кхмеры воевали с лаосскими правителями, сумев их ослабить. В 1556 г. Аютия вынуждена была возвратить Камбодже Чантабун. Таким образом, Камбоджа была восстановлена в границах XIV в. Походы против Аютии были продолжены и при преемнике Барон Реатеа Сатхе I .

Первые христианские миссионеры появились в Камбодже в середине XVI в. Им было дано разрешение проповедовать, но реальных результатов это не дало — население в основной своей массе не восприняло католичества. Вскоре миссионеры покинули страну.

Во второй половине XVI в. продолжался экономический подъем в камбоджийских землях. Верховным собственником земли являлся монарх, власть которого не была ничем ограничена, сословных наследственных привилегий не существовало.

В сельской местности строились и реконструировались ирригационные сооружения за счет использования труда крестьян. Крестьяне выращивали большое количество риса, они имели право на землю только при условии ее обработки. Эта система просуществовала на территории Камбоджи вплоть до XIX в.

В городах, из которых наиболее значительными являлись Ловек, Пномпень и Ангкор, проживало большое число купцов и ремесленников, а также чиновники, военнослужащие, слуги и т.д. По р. Меконг и другим водным путям осуществлялась внутренняя торговля. Внешнеторговые связи Камбоджи осуществлялись с помощью этнических китайцев, живших в основной своей массе в столице. Они находились под контролем специально назначенных монархом чиновников.

В последней трети XVI в. вновь началась война с Аютией. Сиамцы в ходе нее сумели захватить Батамбанг и Поусат. Тем не менее камбоджийской армии удалось справиться с противником.

В этот период вновь наступил расцвет Камбоджи. Была построена новая столица— Ловек, множество буддистских храмов. В течение следующих семи десятилетий Камбодже удавалось одерживать победы над Ланг Сангом и вернуть часть ранее потерянных земель на западе. В последней трети XVI в. вновь продолжилась война с Аютией, в ходе которой пал Ловек, затем уничтоженный тайцами.

Неспособность правящей верхушки справиться с внешним врагом привело к новому народному восстанию, в ходе которого кхмерский король был убит. Однако правительству удалось все же подавить это выступление. Столица Камбоджи была перенесена в Удонг и были проведены административные реформы.

Читайте также  Компьютерная этика. Этикет в Интернете

В 1594 г. тайцы захватили Ловек. Город был разграблен, уничтожено большое количество материальных ценностей, вывезено множество буддистских святынь и ценных книг в Аютию. В то время как тайцы находились в столице, кхмерский монарх продолжал осуществлять власть над остальной территорией страны, готовя новое наступление на оккупантов. Вскоре тайцев удалось выбить с камбоджийских земель.

С начала XVII в. между недавними врагами наметилось сотрудничество в борьбе с усилением Дайвьета, претендовавшего на свой сюзеренитет над Камбоджей. Однако затем планы кхмерского сдатя изменились.

Для укрепления связей с родом Нгуенов на юге Дайвьета в 1620 г. одна из дочерей Нгуенов стала женой кхмерскога монарха Чей Четты II , которому в период своего правления удалось одержать ряд побед над тайцами. После его смерти в 1628 г. началась борьба за трон между различными группами кхмерской элиты.

Росло частное землевладение при сохранении формального права верховной собственности на нее в руках монарха. Частные земли могли продаваться, покупаться и передаваться по наследству.

2. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом противостоянии поражение, а его соперник взошел на престол, восстановив прежние буддистские традиции. В 1672 г. Батом Реатеа погиб в результате заговора, и в стране вновь вспыхнула междоусобная борьба.

В 1675 г. на престол взошел Чей Четта IV , при котором вновь наступило относительное спокойствие. Главной административной единицей в Камбодже в тот период являлась провинция, разделенная на округа и кхумы (объединение нескольких соседних деревень). Крестьяне не являлись лично зависимыми, имели право свободного передвижения в пределах государства, но при этом они должны были выплачивать налоги государству и иметь своего покровителя из числа крупных сановников, живших в столице, и в пользу которых они выполняли определенные повинности.

В конце XVII в. изменились в худшую сторону отношения Камбоджи с Вьетнамом. На территориях Камбоджи, граничивших с Южным Вьетнамом, появились поселения вьетов, занимавшихся обработкой земель и плативших за это налоги камбоджийскому монарху. Вскоре они стали серьезной силой, позволившей Нгуенам оказывать воздействие на кхмерскую элиту. Они вмешивались в борьбу за кхмерский престол, поддерживая своими вооруженными формированиями выгодных им претендентов.

Опасность со стороны Вьетнама осознавал утвердившийся на престоле в 1679 г. Чей Четта IV , попытавшийся объединить государство и боровшийся внутри страны со сторонниками ориентации на Дайвьет.

Со второй половины XVIII в., и вплоть до французской колонизации, Камбоджа находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом. В 1845 г. между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор. Король Анг Дуонг пытался лавировать между двумя внешними силами и одновременно укрепить свои позиции в стране.

5. ЭТНОСЫ КАМБОДЖИ (Королевство Камбоджа)

Камбоджа (Кампучия) — независимое государство с 9 ноября 1953 г. Страна расположена в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Граничит с Таиландом, Лаосом и Вьетнамом и омывается Сиамским заливом.

Площадь — 181,0 тыс. кв. км. Численность населения на 2000 г. – 12,2 млн. человек. Средняя плотность населения — 38 человек на 1 кв. км. Наиболее густо заселены долина Меконга, окрестности Пномпеня, а также побережье оз. Тонлесап и приморские низменности. В четырех юго-восточных провинциях, занимающих лишь 8% территории страны, живет свыше 2/5 населения и средняя плотность превышает 150 человек на 1 кв. км. В то же время север и запад Камбоджи (районы Кардамоновых гор, Центральное плато, низменность к северу от оз. Тонлесап) заселены очень редко — на 1 кв. км. здесь приходится 3-5 человек.

Кхмеры с глубокой древности населяли равнины Меконга. В I-VI вв. н.э. на территории, занимаемой сейчас Камбоджей, су­ществовало государство Бапном (Фунань). Затем возникло государство Ченла. С IХ в. здесь началось формирование империи Камбуджадеша, а в конце XIII в., после ее распада, наступил период феодальной раздробленности. В середине XIX в. Кампучия стала объектом колониальных устремлений Франции. В 1863 г. Франция навязала ей договор о протекторате, а в 1884 г. фактически превратила ее в колонию. В 1887 г. Камбоджа вместе с Аннамом, Тонкином и Кохинхиной вошли в Индокитайский Союз, созданный Францией для централизации колониального управления (позднее туда был включен и Лаос). В 1953 г. в результате национально-освободительной борьбы страна получила независимость.

Несмотря на то, что кхмеры вместе с близкими к ним народами образуют почти 9/10 всего населения, Камбоджа относится к странам полиэтничным.

Кхмеры (самоназвание — кхмаэ), составляющие 86,4% всего населения, сложились как единая этническая общность в период расцвета империи Камбуджадеша в IX-XII вв. в результате консолидации местных кхмерских племен с соседними австронезийскими племенами. Однако дальнейшее сплочение кхмерской народности было задержано феодальной раздробленностью, а в ХIХ-ХХ вв. — включением Камбоджи во французскую колониальную империю. Кхмеры составляют большинство населения почти во всех районах страны. Лишь к востоку от р. Меконг и на севере страны значительные территории занимают так называемые горные кхмеры (в Кампучии они называются кхмаэлы). Это группа различных племен, говорящих на мон-кхмерских языках и живущих преимущественно в труднодоступных горных районах. Все эти племена (куй, мнонг, брао, стиенг) в той или иной мере ассимилированы кхмерами (в наибольшей степени ассимилированы куй).

Мнонг, брао и стиенг живут на востоке, по границе с Вьетнамом и Лаосом, куй — на севере, в горах Дангрек, по границе с Таиландом.

К горным кхмерам иногда относят также куой, соуть, самрае и поар (куой расселены на холмах Камлота, соуть — в Кардамоновых горах, самрае — по границе с Таиландом, поар — к югу от оз. Тонлесап). Однако все они почти полностью слились с кхмерами и сейчас могут считаться их этнографическими группами.

Значительными группами кхмеры расселены на юге Вьетнама, в районах Лонгсюйен и Като, и в Таиланде — к югу от р. Мун и к северу от Чантабури. Во Вьетнаме это коренное население страны, в Таиланде же кхмерские поселения возникли в результате переселений кхмеров из внутренних частей Камбоджи, производившихся во время частых сиамо-камбоджийских войн в средневековье и новое время.

Иммиграция вьетнамцев в Камбоджу началась в XVII в., но значительный размах приобрела лишь в конце XIX — первой половине XX в., в годы французского колониального господства. Они сосредоточены в городах, на берегу оз.

Китайцы начали переселяться в Камбоджу с середины XVIII в. Уже в те годы в районе Кампота ими были организованы плантации перца. Затем китайцы стали расселяться по берегам оз. Тонлесап, а также проникать в города. После Второй мировой войны значительные группы китайцев переселились в Камбоджу из Южного Вьетнама (из Телопа). Основная часть камбоджийских китайцев — выходцы из юго-восточного и южного Китая (провинции Фуцзянь, Гуандун, Гуанси и Юньнань) и их потомки. В Камбодже насчитывается несколько десятков тысяч сино-кхмерских метисов (обычно от браков китайцев и кхмерок). Через одно — два поколения они в большинстве случаев начинают причислять себя к кхмерскому этносу.

До второй половины XV в. в Индокитае существовала обширная империя тямов (чамов), занимавшая современную территорию центрального Вьетнама и восточной Камбоджи; постепенно тямы были вытеснены и в значительной части ассимилированы пришедшими с севера вьетнамцами. В Камбодже они расселены сейчас отдельными группами в долине Меконга к северо-востоку от Паомпеня, а также в районе оз. Тонлесап. Малайцы небольшими группами живут к западу от Кампота на побережье Сиамского залива (они проникли сюда в XVIII-XIX вв.). Эде и зярай живут на самом востоке Кампучии, по границе с Вьетнамом, и говорят на австронезийских языках.

Небольшие группы сиамцев (кхонтаи) расселены к северо-западу от Баттамбанга, а лао — в долине Меконга по границе с Лаосом. Массовое и преднамеренное убийство миллионов людей в годы правления Пол Пота — Йенг Сари коснулось еще в большей мере национальных меньшинств (особенно вьетов и тямов). Поэтому их численность в настоящее время резко уменьшилась.

Государственный язык — кхмерский. Он делится на две группы диалектов — северо-западную и юго-восточную. В лексике кхмерского языка много заимствований из санскрита, пали и французского. Кхмерский алфавит восходит к палийским алфавитам Южной Индии. Сравнительно широко распространен в стране, особенно в городах, французский язык (по некоторым данным им владеет около 4/5 всего населения).

Камбоджа – преимущественно земледельческая страна, производившая до революций и междоусобных войн середины 20 в. большое количество товарного риса. Однако после захвата власти в стране правительством «красных кхмеров» не только была уничтожена половина населения страны, но и были разрушены производительные силы, что привело к голоду и массовой нищете. В последние годы положение начинает значительно улучшаться.

У крупнейшего народа Камбоджи – кхмеров деревни располагаются около рек и прудов, дома свайные, из одной-двух комнат. Под полом дома устраиваются хлев, чулан, помещение для ткацкого станка, иногда там ставят повозки. В лесах, особенно во время гражданской войны, небольшие кучевые поселения состояли из примитивных домов в виде небольших наземных построек или шалашей. По соседству находилась кухня с очагом и ограда, в которой содержали скот.

Читайте также  Техническое оснащение ресторана. Взбивальная машина

Традиционный костюм – саронг, состоит из больших несшитых кусков ткани, обертываемых вокруг тела в виде штанов и юбки. У женщин саронг обвертывается вокруг пояса или груди и доходит до щиколоток. На праздники надевают шелковые халаты.Мужчины также носят куртки, а женщины – длинные шарфы.

Около 4/5 всего верующего населения, кхмеры и часть горных кхмеров, — буддисты южной ветви (тхеравада). Китайцы и вьеты — в основном буддисты северной ветви (махаяна). Все австронезийские народы исповедуют ислам суннитского направления. Часть горных кхмеров сохраняют местные традиционные верования.

Камбоджа в XVI-XIX вв.

2. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

3. Установление французского протектората над Камбоджой

4. Культура Камбоджи в Новое время

1. Камбоджа к началу Нового времени

камбоджа новое время протекторат культура

К началу XVI в. Камбоджа представляла собой монархическое государство с господством буддистской религии (в форме хинаяны). Верховным собственником земли являлся монарх (сдать). В Камбодже власть и личность монарха, а также его родственников обожествлялась. К монарху обращение включало титул «Преах» (Священный). Правящая верхушка состояла из чиновничества, родственников сдатя и руководства буддистской монашеской общины — сангхи. Камбоджа в административном отношении была разделена на провинции. Города не имели самоуправления, а управлялись специально назначенными королем чиновниками. В них жили ремесленники, чиновники, военнослужащие, купцы, а также слуги. Столицей и главным экономическим и культурным центром являлся Пномпень. Крестьянство, жившее в сельской местности и составлявшее основную часть населения, выращивало рис, занималось животноводством и рыбным промыслом. Важное место в хозяйственной жизни принадлежало ирригационному строительству. Крестьяне были лично свободны, земельные участки за ними закреплялись при условии их обязательной обработки.

В начале XVI в. Камбоджа была сравнительно развитой, по азиатским меркам, страной с сильными вооруженными как сухопутными, так и морскими силами. Страна экспортировала рис высокого качества, рыбу, слоновьи бивни, золото, а ввозила ткани, пряности, ртуть и др. товары.

К началу XVI в. развивается процесс ослабления камбоджийского государства, связанный прежде всего с междоусобной борьбой внутри кхмерской элиты. В результате этого в стране вспыхнуло народное восстание во главе с бывшим крепостным Най Каном. Повстанцы сумели захватить Пномпень, король бежал. В 1502 г. им удалось захватить его в плен и казнить. Однако младший брат короля, Анг Тян, сумел организовать отпор повстанцам, получив поддержку из соседней Аютии. В результате Камбоджа на некоторое время оказалась разделена между сторонниками Анг Тяна и Най Тяна. Вскоре Анг Тян сумел победить своего главного противника, подавить восстание, а его зачинщика казнить. После этого, начиная с 1510 г., Анг Тян стал успешно воевать с Аютией, и в решающем сражении возле Ангкора тайские войска потерпели поражение от кхмеров, после чего эта местность получила название «Сиемреап» (разгром сиамцев).

В 1531 г. кхмеры вошли на территорию Аютии, захватив и разрушив одну из ее провинций — Прачин. После этого Анг Тян усилил свои позиции внутри Камбоджи. В 1549 г. кхмеры вновь вторглись в Аютию, пытаясь закрепить свой успех. В 1556 г. на престоле утвердился сын Анг Тяма Баром Реа-теа. Он предпринял неудачную попытку переноса столицы. Ему все же удалось вернуть под камбоджийскую юрисдикцию захваченный ранее Сиамом Корат.

Помимо Аютии, кхмеры воевали с лаосскими правителями, сумев их ослабить. В 1556 г. Аютия вынуждена была возвратить Камбодже Чантабун. Таким образом, Камбоджа была восстановлена в границах XIV в. Походы против Аютии были продолжены и при преемнике Барон Реатеа Сатхе I.

Первые христианские миссионеры появились в Камбодже в середине XVI в. Им было дано разрешение проповедовать, но реальных результатов это не дало — население в основной своей массе не восприняло католичества. Вскоре миссионеры покинули страну.

Во второй половине XVI в. продолжался экономический подъем в камбоджийских землях. Верховным собственником земли являлся монарх, власть которого не была ничем ограничена, сословных наследственных привилегий не существовало.

В сельской местности строились и реконструировались ирригационные сооружения за счет использования труда крестьян. Крестьяне выращивали большое количество риса, они имели право на землю только при условии ее обработки. Эта система просуществовала на территории Камбоджи вплоть до XIX в.

В городах, из которых наиболее значительными являлись Ловек, Пномпень и Ангкор, проживало большое число купцов и ремесленников, а также чиновники, военнослужащие, слуги и т.д. По р. Меконг и другим водным путям осуществлялась внутренняя торговля. Внешнеторговые связи Камбоджи осуществлялись с помощью этнических китайцев, живших в основной своей массе в столице. Они находились под контролем специально назначенных монархом чиновников.

В последней трети XVI в. вновь началась война с Аютией. Сиамцы в ходе нее сумели захватить Батамбанг и Поусат. Тем не менее камбоджийской армии удалось справиться с противником.

В этот период вновь наступил расцвет Камбоджи. Была построена новая столица— Ловек, множество буддистских храмов. В течение следующих семи десятилетий Камбодже удавалось одерживать победы над Ланг Сангом и вернуть часть ранее потерянных земель на западе. В последней трети XVI в. вновь продолжилась война с Аютией, в ходе которой пал Ловек, затем уничтоженный тайцами.

Неспособность правящей верхушки справиться с внешним врагом привело к новому народному восстанию, в ходе которого кхмерский король был убит. Однако правительству удалось все же подавить это выступление. Столица Камбоджи была перенесена в Удонг и были проведены административные реформы.

В 1594 г. тайцы захватили Ловек. Город был разграблен, уничтожено большое количество материальных ценностей, вывезено множество буддистских святынь и ценных книг в Аютию. В то время как тайцы находились в столице, кхмерский монарх продолжал осуществлять власть над остальной территорией страны, готовя новое наступление на оккупантов. Вскоре тайцев удалось выбить с камбоджийских земель.

С начала XVII в. между недавними врагами наметилось сотрудничество в борьбе с усилением Дайвьета, претендовавшего на свой сюзеренитет над Камбоджей. Однако затем планы кхмерского сдатя изменились.

Для укрепления связей с родом Нгуенов на юге Дайвьета в 1620 г. одна из дочерей Нгуенов стала женой кхмерскога монарха Чей Четты II, которому в период своего правления удалось одержать ряд побед над тайцами. После его смерти в 1628 г. началась борьба за трон между различными группами кхмерской элиты.

Росло частное землевладение при сохранении формального права верховной собственности на нее в руках монарха. Частные земли могли продаваться, покупаться и передаваться по наследству.

2. Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом противостоянии поражение, а его соперник взошел на престол, восстановив прежние буддистские традиции. В 1672 г. Батом Реатеа погиб в результате заговора, и в стране вновь вспыхнула междоусобная борьба.

В 1675 г. на престол взошел Чей Четта IV, при котором вновь наступило относительное спокойствие. Главной административной единицей в Камбодже в тот период являлась провинция, разделенная на округа и кхумы (объединение нескольких соседних деревень). Крестьяне не являлись лично зависимыми, имели право свободного передвижения в пределах государства, но при этом они должны были выплачивать налоги государству и иметь своего покровителя из числа крупных сановников, живших в столице, и в пользу которых они выполняли определенные повинности.

В конце XVII в. изменились в худшую сторону отношения Камбоджи с Вьетнамом. На территориях Камбоджи, граничивших с Южным Вьетнамом, появились поселения вьетов, занимавшихся обработкой земель и плативших за это налоги камбоджийскому монарху. Вскоре они стали серьезной силой, позволившей Нгуенам оказывать воздействие на кхмерскую элиту. Они вмешивались в борьбу за кхмерский престол, поддерживая своими вооруженными формированиями выгодных им претендентов.

Опасность со стороны Вьетнама осознавал утвердившийся на престоле в 1679 г. Чей Четта IV, попытавшийся объединить государство и боровшийся внутри страны со сторонниками ориентации на Дайвьет.

Со второй половины XVIII в., и вплоть до французской колонизации, Камбоджа находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом. В 1845 г. между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор. Король Анг Дуонг пытался лавировать между двумя внешними силами и одновременно укрепить свои позиции в стране.

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: