Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского - ABCD42.RU

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Психический дизонтогенез

Некоторые родители ошибочно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза врачами (например, при РАС многие специалисты пишут «ЗПРР», хотя по своей сути РАС не относится к классической задержке). И это критично для понимания механизма нарушения, прогноза развития ребенка и коррекции его состояния. Нарушение процесса индивидуального развития называется специальным термином — дизонтогенез.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому):

  1. Общее психическое недоразвитие.
    Выраженная психическая незрелость при наиболее раннем времени поражения мозга. Характеризуется тотальностью. Причины могут быть генетические, внутриутробные, родовые, ранние постнатальные. Больше всего страдают высшие психические функции (кора головного мозга не созревает в нужной степени), меньше – базовые. Данный вид дизонтогенеза соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость» (бывает разной степени).
    Часто на практике сложно дифференцировать легкую умственную отсталость и ЗПР без специального теста и наблюдения ребенка в динамике.
  2. Задержанное психическое развитие.
    Это также отставание от нормы в созревании психики, но в данном случае незрелость высших психических функций частичная (то есть кора более сохранна и имеет возможность развиваться). Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его способностей (на какой возраст условно он развит) не составляет более 2 лет. Большая часть ЗПР (75%) характеризуется наличием поражения нервной системы в истории развития ребенка. Если говорить о нейропсихологическом аспекте, то в мозге есть нейродинамический дефицит, несформированность корково-подкорковых связей, часто — межполушарного взаимодействия. Можно отметить дефицит внимания, истощаемость, трудности адаптации, низкий познавательный интерес, слабость самоконтроля, программирования. В психических функциях есть как слабые, наименее развитые звенья, так и более сохранные (как мозаика). Дети с ЗПР обучаемы, не всем из них показана коррекционная школа. ЗПР не является медицинским диагнозом.
  3. Поврежденное психическое развитие.
    В данном варианте дизонтогенеза вредность подействовала на нервную систему после периода нормального развития (то есть после возраста 2-4 лет). Поэтому в отличие от общего психического недоразвития здесь будет картина частичного выпадения отдельных звеньев, в зависимости от характера и места поражения (локализации в мозге). Например, это может быть интоксикация, травма, инсульт, дегенеративное заболевание. Клиническая картина может быть очень разной и включать нарушения речи, внимания и памяти, отдельных видов восприятия, моторики.
  4. Дефицитарное психическое развитие.
    Этот тип дизонтогенеза характеризуется первичной недостаточностью какой-либо системы организма: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Таким образом, вторично происходит изменение процесса созревания познавательных, эмоционально-волевых, личностных свойств и функций психики.
  5. Искаженное психическое развитие.
    Это сочетание недоразвития, задержанного развития, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе», характерное для процессуального психического заболевания. Ранее выделяли данный тип для детской шизофрении и раннего детского аутизма. Я задумалась, а можно ли отнести сюда РАС в современном понимании. Думаю, что во многих случаях да. Конечно, в РАС нет типичной процессуальности, т.к. это больше неврологическая патология. Но есть сочетание недоразвития, задержки и поврежденного развития. В литературе я не встречала прямого ответа на этот вопрос, поэтому это мое субъективное мнение.
  6. Дисгармоничное психическое развитие.
    В основе лежит врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики (одни функции развиваются с задержкой, другие – с опережением), преимущественно в эмоционально-волевой сфере. В результате происходит патологическое формирование личности («патология характера»). Данное состояние характеризуется стойкостью, тотальностью и нарушением адаптивных возможностей.

При разных диагнозах/синдромах возможно сочетание разных типов дизонтогенеза.

При каждом варианте необходимо грамотно выстроить коррекционный маршрут занятий по коррекции/реабилитации, который может включать в зависимости от индивидуального случая: дефектолога-олигофренопедагога, логопеда, нейропсихолога, психолога и других, более узких профильных специалистов.

Для записи на консультацию звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Дизонтогенез: виды, признаки и особенности

Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.

Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.

Классификация

Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.

Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):

  • Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
  • Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
  • Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
  • Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
  • Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
  • Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.

Основные формы и виды психического дизонтогенеза

В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.

Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.

Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.

Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.

Читайте также  Язык чувств. Жесты и мимика как средство общения

Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

64. Adams J. Clinical neuropsychology and the study of learning disorders. � Pediatric Clinics of North America, 1973,N 20.

65. Ajuriaguerra J. Manuel de psychiatric de l’enfant. Paris, 1970.

66. Asperger �. Die �autistischen Psychopatien� in Kindesal-ter. — Arch. Psychiat. Nervenkr, 1944, � d 1117. : Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. Ed. by �. Rutter, �. Schopler. N. Y.�L., 1980.

67. �enda C. Die Oligophrenien. � In: Psychiatric der Gegen-wart. � Bd II. Berlin�Heidelberg, 1960.

68. ���d�� L. Psychological problems of children with organic brain disease. � Amer. J. Orthopsychiatr., 1949, vol. 19.

69. Bender L. The brain and child behavior. � Arch. Gen. Psychiat, 1961, vol. 5.

70. Bettelheim B. The empty fortress. N.Y., 1967. . � l � u l � � �. Endocrinologische Psychiatric. Stuttgart. Georg Thieme Verlag, 1954.

71. Clements S. D. Minimal Brain Disf unction in Children. � In.: Children with learning problems. Ed. by S. G. Saprir, A. C. Nitzburg., 1973.

72. � � r b � z R. J. Spatreife und bleibende Unreibe. Eine Unter-suchung uber den Psychischen Infantilismus anhand von 80 Ka-tamnesen. � Berlin, 1967.

73. Gessell and Amatrudas Developmental Diagnosis the Evolua- tlon and Management of Normal and Abnormal Neuropsychologicr Development in Infancy and Early Childhood, Third Edition. N. Y.�L., 1974.

74. Gll n i t z G. Neuropsychiatr ie des Kindes- und lugendal-ters. Jena, 1970.

75. Grossmann G., Schmitz W. Intelligenzdiagnostik in der Zusammenarbeit zwischen Kinderpsychiatrie und Sonderpada-gogik. � Die Sonderschule, 1967, N 4.

76. Hammer S. L. School underachiewement in the adolescent.� Pediatrics, 1967, N 40.

77. Hermelin �., O’Connor �. Psychological Experiment with Autistic Children. London, 1970.

78. Jaspers K. Gesammelte Schriften fur Psychopathologie. Berlin, 1963.

79. Jordan T. �. The Mentally Retarded. Columbus, 1972.

80. Kanner L. Child Psychiatry. N. Y., 1955.

81. Kirk S., Kirk W, Psycholingvistic learning disabilities. Diagnosis and remediation. Urbana, 1971.

82. Kirman �., Bicknell Y. Mental Handicap. Edinburgh, 1975.

83. � � h l � � Ch. Les deficiences intellectuelles chez l’enfant. Paris, 1963.

84. Kretschmer �. Medizinische Psychologie. Stuttgart, 1956.

85. Kretschmer W. Reifung als Grund von Krise und Psycho-se. Stuttgart, 1979.

86. Lutz J. Psychiatric infantile. Paris, 1968.

87. M a s l a n d R. L. Children with minimal brain disfunction:

88. A national problem. � In; Learning disabilities: Introduction to educational and medical management. Springfield, 1969.

89. Mental Deficiency. The changing outlook. Ed. by A. M. Clar-ke. A. D. B. Clarke. London, 1974.

90. Michaux L. Les troubles du charactere. Paris, 1964.

91. Milgram N. A. Cognition and language in mental retardation: Distinctions and implications. � In: The experimental psychology of mental retardation. Ed. by D. K. Routh. Chicago, 1973.

92. 0 r n i t z E. M. Neuro-psychologic studies. � In: Autism. , M. Rutter, E. Schopler (eds). N. Y., 1976.

93. Paine R. S. Minimal chronic brain syndroms in children. � I, Develop. Med. Child. Neurol., 1962, N 4.

94. Paine R. S., Werry Y. S.. Quay H. C. A study of minimal cerebral distinction. � Develop. Med. Child. Neurol., 1963, N 10.

95. PenroseL. S. The biology of mental defect. London, 1963.

96. Ribble M. A. The rights of infants. N. Y., 1943.

97. Ri inland B. Infantile Autism. N. Y., 1964.

98. R � u t h D. K. Experimental psychology of mental retardation. Chicago, 1973.

99. Satterfield J. H. et al. Physiological studies of the hy-perkinetic child. � Am. J. Psychiat., 1979, N 128.

100. S � h i l d e r P. Contributions to Developmental Neuropsychiat-ry. N. Y., 1964.

101. S p i � n e k K. H. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. � Warszawa, 1975.

102. Stambak M. Tonus et motricite dans la premiere enfance. Delachaux/Niestle, 1963.

103. Strauss A. A., Lehtinen L. E. Psychopathology and education of the brain�injured child. N. Y., 1947.

104. Tarnopol L. Learning disorders in children. Boston, 1971.

105. Tramer M. Lehrbuch der allgemeinen Kinderpsychiatrie. Berlin, 1979.

106. W a lion H. L’enfant turbulent. Alcar, 1925.

107. W a ll � n H. Syndromes dinsuffisance psychomotrice et types psychomoteurs. � Enfance, 1959, N 3�4.

108. W e n d e r P. H. Minimal brain disfunction in children. N. Y.� L., 1971.

109. Wing L. Social Behavior and Cognitive Characteristics. An Epidemiological Approach. � In; Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. Ed. by M. Rutter, E. Schopler. N. Y.�L, 1978.

110. Z a z z � R. Conduites et conscience, vol. II. Delachaux et Niest-le. Neuchatel/Suisse, 1968.

111. Z a z z � R. Manuel pour l’examen psychologique de l’enfant. Paris, 1960.

112. Ziotowicz M. Les peurs enfantines. Paris, 1974.

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Другие материалы по предмету

Московский гуманитарно-экономический институт

Кафедра прикладной психологии

Реферат по дисциплине

«Клиническая психология».

Тема: «Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского».

1. Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза

2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Одной из важнейших задач современной практической психологии является психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии в центре внимания психолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических расстройств, их структуры и степени выраженности. Оценка нарушений развития у детей учитывает также и отклонения от стадии возрастного развития, на которой находится ребенок, то есть особенности дизонтогенеза, вызванного болезненным процессом, его последствиями.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

Рассмотрим в данной работе, в чем же сущность дизонтогении и основных видов психического дизонтогенеза, а так же классификацию психического дизонтогенеза Лебединского В.В.

1. Понятие «дизонтогенез» и основные типы психического дизонтогенеза

Термин «дизонтогенез» (от греч., «dys» — приставка, означающая отклонение от нормы, «ontos» — сущее, существо, «genesis» — развитие) впервые был употреблен Швальбе в 1927-м году для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

Читайте также  Основные идеи труда П.А.Сорокина Человек. Цивилизация. Общество

В настоящее время понятие «дизонтогенез» включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез -отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез — нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер.

Основными типами психического дизонтогенеза являются регрессия, распад, ретардация и асинхрония психического развития.

Регрессия (регресс) — возврат функций на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального характера (временная регрессия), так и стойкого, связанного с повреждением функции (стойкая регрессия). Так, например, к временной потере навыков ходьбы, опрятности может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Примером стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вследствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем детском аутизме. Склонность к регрессу более характерна для менее зрелой функции. В то же время регрессу могут быть подвержены не только функции, находящиеся в сенситивном периоде, но также и функции, уже в достаточной степени закрепленные, что наблюдается при более грубом патологическом воздействии: при шоковой психической травме, при остром начале шизофренического процесса.

Явления регресса дифференцируют от явлений распада, при котором происходит не возврат функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стоек регресс и более вероятен распад.

Ретардация — запаздывание или приостановка психического развития. Различают общую (тотальную) и частичную (парциальную) психическую ретардацию. В последнем случае речь идет о запаздывании или приостановке развития отдельных психических функций, отдельных свойств личности.

Асинхрония, как искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие, характеризуется выраженным опережением развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительным отставанием темпа и сроков созревания других функций и свойств, что становится основой дисгармонической структуры личности и психики в целом. Асинхрония развития, как в количественном, так и в качественном отношении, отличается от физиологической гетерохронии развития, то есть разновременности созревания церебральных структур и функций. Основные проявления асинхронного развития в соответствии с представлениями физиологии и психологии в виде новых качеств возникают в результате перестройки внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии -разновременностью формирования различных функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою «хронологическую формулу», свой цикл развития. Наблюдаются сенситивные периоды более быстрого, иногда скачкообразного развития функции и периоды относительной замедленности ее формирования.

На ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи является в этот период ведущей координацией психического развития в целом. Речь, по выражению Выготского, характеризуется прежде всего гностической функцией, которая проявляется в стремлении ребенка «замеченное ощущение обозначить, сформулировать словесно». Чем сложнее психическая функция, тем больше таких факультативных координаций возникает на пути ее формирования. В патологии происходит нарушение межфункциональных связей. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированная функция, лишенная воздействия со стороны других психических функций, стереотипизируется, фиксируется, зацикливается в своем развитии. Изолированной может оказаться не только поврежденная, но и сохранная функция, что происходит в том случае, когда для ее дальнейшего развития необходимо координирующее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять собой ритмическое раскачивание из стороны в сторону, стереотипное повторение одних и тех же актов. Подобные нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникает их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации представлены в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие.

К основным проявлениям асинхронии относят следующие:

1. Явления ретардации незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм, характерные для олигофрении и задержки психического развития (F84.9). Описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи, за счет накопления словаря автономных слов.

2. Явления патологической акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме (F84.0).

3. Сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например, сочетание раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и мо

Классификация психического дизонтогенеза по Виктору Васильевичу Лебединскому

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Психическое недоразвитие олигофрения эндогенная экзогенная

Задержанное психическое развитие ЗПР 4 основных варианта ЗПР (по К.С.Лебединской) ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения

2 основных клинико – психологических «закона» олигофрении тотальность нервно-психического недоразвития иерархичность психического недоразвития

3 степени олигофрении Идиотия Имбецильность Дебильность

классификации олигофрении (по Г.Е.Сухаревой ) неосложненная форма олигофрении осложненная форма олигофрении атипичные формы олигофрении

Поврежденное психическое развитие органическая деменция резидуальная органическая деменция прогрессирующая (прогредиентная) деменция

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха Этиология дефектов слуха и зрения Эндогенные факторы Экзогенные факторы

Дети с недостаточностью слуха глухие — рано оглохшие — поздно оглохшие слабослышащие — с относительно сохранной речью — с глубоким недоразвитием речи

Дети с недостаточностью зрения тотально слепых частично видящих слабовидящих

Закономерности отклоняющегося развития при патологии сенсорной сферы: — недоразвитие по сравнению с нормой способности к приему, переработке и хранению информации; — недостаточность словесного опосредования; — следствием этих особенностей является тенденция к определенному замедлению темпа развития мышления; — определенная специфика развития личности, наблюдаемая в неблагоприятных условиях воспитания и при неадекватности мер педагогической коррекции.

Отклонения развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Дети с нарушениями опорно-двигательного анализатора – это полиморфная в клиническом отношении группа. дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы; дети, имеющие сочетанные поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм; дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохранном интеллекте.

Степени тяжести нарушения опорно-двигательного аппарата: — легкая — средняя — тяжелая

Наиболее яркие внешние проявления синдрома: — аутизм как таковой — стереотипность в поведении особая характерная задержка и нарушение развития речи — раннее проявление указанных расстройств

4 группы РДА: — как полная отрешенность от происходящего — как активное отвержение — как захваченность аутистическими интересами — как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия

Этапы становления психопатии: — отдельные патологические реакции — более длительные патологические состояния формирование психопатии как стойкой девиации личности

Дисгармоническое психическое развитие психопатии патологические варианты развития личности невропатия аномалия психического развития

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Труфанова Виолетта ЮрьевнаНаписать 7373 22.09.2018

Номер материала: ДБ-102182

  • Другое
  • Презентации
    22.09.2018 91
    22.09.2018 837
    22.09.2018 100
    22.09.2018 1591
    22.09.2018 243
    22.09.2018 116
    22.09.2018 1064
    22.09.2018 135
Читайте также  Алексей Кондратьевич Саврасов)

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Избыток свободного времени вредит здоровью

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Постоянно получать новые знания хотят 46% россиян

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

Российские школьники смогут представить свои регионы на конкурсе «Смотри, это Россия!»

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

Многообразие неблагоприятных условий можно разделить на внешние и внутренние условия. При этом их существование может быть независимым; может быть и таким, при котором одно трансформируется в другое. Также их можно разделить на статичные и динамичные. Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия были выделены 5 основных условий нормального психического развития: сохранность структур функций ЦНС; сохранность анализаторных систем; сохранность речевых систем; физическое здоровье и адекватное возрасту обучение и воспитание.

Многообразие любого из приведенных факторов способно приводить к появлению множества вариантов отклоняющегося развития [2, с. 10].

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации — как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания — что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития — изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии — диспропорциональности развития.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985):

  1. Недоразвитие.
  2. Задержанное развитие.
  3. Поврежденное развитие.
  4. Дефицитарное развитие.
  5. Искаженное развитие.
  6. Дисгармоническое развитие.

Отклонения, вызванные отставанием развития Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций
Недоразвитие Задержанное развитие Искаженное развитие Дисгармоническое развитие

В классификации В.В. Лебединского учтены различные параметры дизонтогенеза [2, с. 42].

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения . В зависимости от этого В.В. Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй — общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем.

Второй параметр связан со временем поражения . Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития , в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций. Чаще повреждаются те функции, формирование которых в онтогенезе завершается рано. Тенденцию к повреждению имеют функциональные системы с коротким временным циклом развития, в основном они бывают уже сформированы к рождению. Это подкорковые системы. Корковые функции либо недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

Временной фактор имеет еще один аспект. В период наиболее интенсивного развития (сензитивные периоды) психические функции, как правило, характеризуются снижением уровня резистентности по отношению к воздействию патогенного фактора. Это относится и к психике в целом в периоды ее перехода с одной возрастной ступени на другую.

Третий параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Формирование любого качества ВПФ происходит в результате перестройки их внутрисистемных отношений. Перестройка и усложнение функций протекают в определенной последовательности, обусловленной законом гетерохронии — разновременностью формирования функций с опережающим развитием одних по отношению к другим.

В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций. В результате возникают асинхронии развития . В их основе лежат два явления: ретардация и акселерация. Ретардация — незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Акселерация — развитие, при котором одна их функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Возможно также сочетание акселерации и ретардации: например, активное развитие механической памяти и речи при отставании в умственном развитии (при гидроцефалии).

Изменчивость межфункциональных связей обуславливает хроногенную локализацию функций. При формировании сложных, иерархически организованных психических функций высшие звенья, внося новый принцип работы, не повторяют низших то же время низшие функции перестраиваются под влиянием высших, становятся зависимыми от них. Отсюда вытекает утверждение о разной ранимости высших и низших звеньев на разных стадиях онтогенеза.

Четвертый параметр определяется взаимосвязями между первичными и вторичными нарушениями ( структура дефекта ). Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные , или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. В силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т.е. поддаются коррекции [2, с. 41-44, 3, с. 165-169].

На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2001). В ней отражается попытка создать систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).

Они выделяют три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие, определяемых в первую очередь спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка [3, с. 169].

С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.

Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Они дифференцируются на » синдромы несформированности » (I) и » синдромы дефицитарности » (II). Методологически подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых систем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.

  1. Синдромы несформированности:
  2. функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга;
  3. функциональная несформированность левой височной области;
  4. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела);
  5. функциональная несформированность правого полушария мозга.
  6. Синдромы дефицитарности:
  7. функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга;

2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром [3, с. 169-170].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: