Когнитивная психотерапия А. Бека - ABCD42.RU

Когнитивная психотерапия А. Бека

Когнитивная терапия Аарона Бека

Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) — одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Создатель — Аарон Бек (1967). Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением.

Все начинается с интерпретации человеком внешних событий, по схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → чувства или поведение.

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». — А.Бек

Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.

А. Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:

  1. негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и предоставляет некоторый опыт, который приносит удовольствие большинству людей;
  2. безнадежность в отношении будущего: депрессивный пациент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;
  3. сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный пациент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.Бек составил поведенческую терапевтическую программу, где используются самоконтроль, ролевая игра, моделирование, домашние задания и др.

Психотерапевтические взаимоотношения

Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

  • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления.
  • Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
  • Прояснить или определить проблемы
  • Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
  • Исследовать смысл событий для пациента
  • Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
  • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

Техники и методики когнитивной психотерапии

Когнитивная психотерапия в варианте Бека — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
  • Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:

  • Найти аргументы «за» и «против»
  • Построение эксперимента для проверки суждения
  • Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
  • Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.2. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.

3. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.

4. Самовыражение. Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.

5. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

6. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.

7. Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:

  • Методика прекращения: громкая команда «прекратить!» — негативный образ воображения разрушается.
  • Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ — он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.
  • Метафоры, притчи, стихи.
  • Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.
  • Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
  • Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

Когнитивная терапия Бека

Опубликовано вс, 26/10/2014 — 10:29

Когнитивная терапия Бека сложилась в результате работы с больными, страдающими депрессивными расстройствами (Beck A., 1972; Rush et. Al.,1977; Taylor J., Marshall G., 1977; Beck А. et.al., 1979). Согласно взглядам Бека, поведение и настроение больных определяются характерными для них когнитивными конструктами, отрицательными когнитивными моделями или когнитивными схемами. Эти модели, как фильтры или «концептуальные очки» накладывают отпечаток на то, как пациент интерпретирует происходящие вокруг него события.

В процессе терапии пациент должен сформировать у себя метакогниции, представляющие из себя альтернативные варианты мышления, различные процессы самоконтроля. Кроме того, необходимо сформировать у пациента способность «замечать», «схватывать», «прерывать» и «отслеживать» свои мысли, различные проявления эмоций и поведения. Важным моментом является необходимость добиться понимания того факта, что пациент самостоятельно может изменить свое состояния. (Meichenbaum D., 1987).

Под когнитивными событиями, чаще всего, подразумевают автоматические мысли, внутренний диалог с самим собой и образы. Когнитивные события имеют свой сценарий, причем поведение человека, согласно данному сценарию, зачастую происходит без осознания смысла, автоматично (Abelson R., 1979). В то же время, возможно прерывание такого автоматизма и появлений «внутренней речи», которая появляется в тех случаях, когда необходимо принять решение в какой-либо ситуации неопределенности. Содержание «внутренней речи», в свою очередь, оказывает влияние на эмоции и поведение человека (Meichenbaum D., 1982). Активация мышления и способности к интроспекции ведет к когнитивному пониманию. В психотерапевтическом плане когнитивное понимание, является процессом, направленным на разъяснение и исследование содержания мышления, анализ когнитивных структур, формирование определенной системы взглядов.

Бек различал произвольные мысли, автоматические мысли и схемы. Схемы — относительно устойчивые когнитивные образования, влияющие на мировоззрение, чувства и поведение человека. При активизации неправильных схем и убеждений возможно систематическое искажение информации, поступающей из окружающего мира. По мнению Бека, в основных когнитивных схемах отражаются четыре фундаментальные эмоции — печаль, радость, гнев и тревога. Автоматические мысли протекают очень быстро, почти на грани осознания, они лежат не так глубоко как схемы и отражают их содержание. Иными словами, автоматические мысли являются своего рода формой для схем.

Характерные особенности автоматических мыслей:

  • принадлежность к внутреннему монологу, к тому, что пациент сам себе говорит;
  • возможность принимать форму слов, образов или сочетания слов и образов;
  • предшествование или сопровождение эмоций;
  • субъективные признаки точности;
  • склонность к возвращению и неоднократному появлению, они носят оттенок навязчивости и возникают вновь и вновь, несмотря на попытки их заблокировать;
  • влияние на тон голоса, выражение лица и жесты;
  • связь с теми трудноуловимыми мыслями, которые лежат в основе относительно очевидных мыслей.

Автоматические мысли, по своему смыслу приблизительно соответствуют «предсознательному мышлению» З. Фрейда и «самодекларациям» А. Эллиса. Самооценки, самоаттестации и самоинструкции людей возникают почти автоматически. Они рождаются из более глубоких структур, из внутренних схем своего образа. Дисфункциональные убеждения, внедренные в когнитивные схемы, могут привести к возникновению систематических когнитивных ошибок, причем эти ошибки наиболее легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.

По мнению Бека, причиной формирования дездаптивных когнитивных схем — когнитивной уязвимости, являются детские травмы и социальное научение, основанное на опыте научения тем неадекватном навыкам, которые помогают справляться с ситуацией дезадаптивным способом. Мы различаем внешние и внутренние факторы, активизирующие дезадаптивные когнитивные схемы. Когнитивная схема может, например, проявиться в состоянии астении или при тяжелом заболевании. С другой стороны, оживление когнитивных схем может возникнуть в связи с кружением ожиданий и невыполнением требований человека, неудачами при попытках изменить свой гипервалентный образ действий, невозможности осуществить проверку истинности своих дисфункциональных интерпретаций. Достаточно часто происходит активизация когнитивных схем при их относительном совпадении с аналогичными когнитивными схемами достаточно значимых для пациента людей. Представляет особый интерес вопрос о специфичности когнитивных схем для того или иного заболевания.

Бек выделял несколько специфичных когнитивных моделей:

  1. депрессии,
  2. тревожных расстройств,
  3. нарушений супружеских отношений,
  4. расстройств личности.

Такая гипотеза вполне правомерна, ведь мы встречаемся с относительно устойчивыми паттернами поведения при различных заболеваниях, например, зависимостях от психоактивных веществ. Так, в частности, существуют стандартные суждения больных алкоголизмом, алкогольные стереотипы поведения и типичные высказывания потаторов. При опиатной зависимости типична ориентация на прошлые поступки и пессиместичное отношение к будущему. Создается впечатление, что заболевание может своеобразно трансформировать когнитивные схемы. Так, например, мы встречаемся с тем, что больной наркоманией часто перенимает когнитивные схемы матери, выражает ее взгляды на жизнь (при общем негативном к ней отношении).

Основной целью терапии является перестройка когнитивной сферы пациента, а основными задачами: обучение пациента навыкам самоконтроля за своими когнитивными процессами, проверки верности своих установок и суждений и соответствие условиям реальности их когнитивных схем. Кроме того, задачей психотерапевта является обучение пациента умению оценивать свое мышление и изменять его. Психотерапевт должен снизить выраженность симптомов заболевания пациента, оказать пациенту помощь в попытках его контролировать свои чувства и в становлении адаптивного поведения

Когнитивную терапию Бека отличает:

  • активная работа с когнитивной сферой больного;
  • ограниченное число терапевтических сеансов (15-20);
  • высокая структурированность процесса лечения;
  • интенсивная самостоятельная работа пациента (существенное значение имеет правильно организованная домашняя работа больного);
  • активное исследование проблемы пациентом вместе со своим психотерапевтом.

Основными техниками когнитивной терапии Бека являются:

  • техника улавливания автоматических мыслей (техника «Что если. »),
  • техника трех колонок (самооценка когнитивных ошибок, выраженности чувств, адекватности поведения в различных ситуациях),
  • техника мастерства и удовольствия (шкала, позволяющая оценить с каким мастерством и удовольствием пациент выполняет те или иные действия).

В когнитивной терапии Бека также активно используются различные бихевиоральные техники: планирование деятельности, проведение экспериментов с целью оценки мышления, репетиция поведения и исполнение ролей.

Достаточно значимым аспектом терапии является ее акцент на предотвращении рецидива заболевания. Одной из форм профилактики рецидива является тестирование ситуаций риска с последующей коррекцией когнитивных нарушений, легко возникающих в этих ситуациях. При различных заболеваниях автоматические мысли нарушают процесс достижения цели, поскольку происходит систематическое нарушение в обработке поступающей к пациенту информации. Эмоциональные реакции людей на действия друг друга зависят скорее от интерпретации этих действий, чем от действий самих по себе. Можно с помощью специального обучения определять автоматические мысли с большой точностью.

Бек приводит следующий перечень наиболее распространенных вариантов тех негативных мыслей, которые отрицательно влияют на эмоциональную сферу и поведение пациентов:

  1. Негативное мнение о себе, основанное на негативном сравнении с другими.
  2. Ощущение собственной ненужности и бесполезности.
  3. Негативная интерпретация событий.
  4. Ожидание негативных событий в будущем
  5. Чувство катастрофы, обусловленное ответственностью и огромностью проблемы

Ниже представлен возможный вариант концептуальной схемы когнитивной терапии:

  1. Исследование «проблемных зон» пациента, тех болезненных воспоминаний, ситуаций, событий, которые вызывают эмоциональные расстройства и приводят к девиантному поведению. Получение от пациента его собственного объяснения своей проблемы, описание тех шагов, которые он уже предпринял для ее решения.
  2. Дискриминационный анализ факторов, влияющих на когнитивную, эмоциональную, волевую сферы и поведение пациента в проблемных ситуациях.
  3. Объяснение пациенту основных принципов когнитивной терапии, ее концептуальной схемы и обоснование рациональных оснований данного метода леченияформирование альтернативного способа толкования проблемы.
  4. Идентификация («улавливание») негативных мыслей, поиск индивидуальных негативных моделей, характеризующих мышление пациента (как правило, психотерапевт в мягком, сопереживающем тоне задает пациенту множество вопросов, постоянно уточняя ответы на них: «Итак, Вы уверены, . что это именно так? Это верно? Так, и что заставляет Вас так думать? Правильно ли я понял, что. Вы сказали, что уверены. Это потому что. Не так ли?») психотерапевт предлагает пациенту определенные мысли или зрительные образы, которые пациент не очень осознает до тех пор, пока не обратит на них своего внимания; психотерапевт интересуется тем, какие мысли чаще всего приходят пациенту в голову; пациенту предлагается вести дневник, куда он записывает мысли, появляющиеся у него в проблемных ситуациях или ситуациях риска в случае терапии зависимости; ситуации моделируются с помощью воображения; выявленные негативные мысли выражаются психотерапевтом словами пациента; прямое обсуждение выявленных мыслей; демонстрация пациенту того, каким образом негативные мысли связаны с эмоциональными нарушениями (пациент может представить себе неприятную сцену, не связанную с его расстройством; психотерапевт может рассказать пациенту о других ситуациях, продемонстрировав ему то факт, что то, как человек думает о мире, определяет как он чувствует себя по отношению к нему); демонстрация пациенту привычного, автоматического характера негативных мыслей, их быстрого и выраженного и не всегда объяснимое влияние на последствия к которым они приводят.
  5. Исследование ложных идей в отстраненной манере, объективизация негативных мыслей. Для того, чтобы достичь этого психотерапевт может предложить пациенту говорить о себе в третьем лице (прием «третьего лица»), отдаление от негативных мыслей на дистанцию; попытки объективизации проблемы (отделение фактов от суждений от них).
  6. Когнитивное опровержение. В процессе терапии необходима ежедневная запись (в домашних условиях) как ошибок мышления (самостоятельная диагностика ошибок мышления) так и нескольких способов их опровержения. Пациенту предлагают оценивать с помощью простой шкалы (100 баллов) насколько близка к истине та или иная его мысль; изучение логического основания каждой мысли; выявление необходимых оснований для суждений; определение совместно с пациентом тех способов, с помощью которых негативная мысль может быть проверена в реальной жизни; подчеркивание факта избирательности восприятия пациента окружающего его мира, его способности придавать событиям определенное значение и причинную обусловленность; подчеркивания существования альтернативных объяснений и необходимости их поиска; пациента ведет поиск собственных реалистических критериев для проверки ложных идей.
  7. Проверка суждений пациента на практике («бихевиоральное опровержение»), проверка ложных и альтернативных суждений вместе с психотерапевтом, проверка ложных идей и альтернативных интерпретаций в домашних условиях

Когнитивная Психотерапия Аарона Бека

Содержание:

  1. Рождение когнитивной терапии
  2. Модель анализа проблемы
  3. Когнитивные ошибки
  4. Структура когнитивной терапии
  5. Техники когнитивной реструктуризации
  6. Развитие и направления когнитивной терапии

Что такое Автоматические Мысли?

Изначально Аарон Бек был психоаналитиком.

И однажды в процессе техники свободных ассоциаций его пациент начал высказывать гневные, критикующие мысли по отношению к психоаналитику. Бек спросил его о чувствах и пациент ответил, что чувствует глубокую вину за всё сказанное. Исследуя как гнев вызвал чувство вины, пациент сказал, что в процессе критики он параллельно внутри себя слышал: “Зря я это сказал… Я не прав… Он прервёт мою психотерапию… Зачем я это ему говорю… Критиковать плохо…Я не должен этого говорить…”.

Так Аарон Бек открыл для себя на второй уровень мыслей. Эти мысли связывали критику психоаналитика с чувством вины. В дальнейшем такие мысли он назвал “автоматическими”.

Автоматические мысли – это внутренний процесс комментирования всего происходящего. Они проявляются сами по себе. Их не нужно “думать”, они появляются машинально. В повседневной жизни мы не замечаем их, потому что они очень быстро проскальзывают мимо осознания.

Развив теорию влияния автоматических мыслей на эмоции, Аарон Бек разработал первый структурированный метод психотерапии депрессии. В то же время Альберт Эллис параллельно пришёл к аналогичным идеям. Вместо автоматических мыслей в его подходе рационально-эмотивной психотерапии уделялось больше внимания иррациональным убеждениям.

Базовая модель анализа проблемы в когнитивной терапии

Классический бихевиоризм рассматривал поведение как стимул > реакция (S>R).

Когнитивный подход добавил между стимулом и реакцией некий когнитивный оперант

Так появилась модель стимул > оперант > реакция (S>O>R). Для простоты её чаще называют аббревиатурой ABC

ABCActivators > Beliefs > Emotional Consequences.

Проблема состоит из активирующей ситуации, эмоциональная реакция на которую обуславливается нашими когнитивными процессами: автоматическими мыслями, убеждениями, когнитивными искажениями.

A: начальник недоволен выполненной работой

B: теперь меня точно уволят; я не смогу найти новую работу; будет нечем платить за жильё

C: уныние, отчаянье

ABC-модель когнитивной терапии

Когнитивные ошибки

Содержание автоматических мыслей указывает на когнитивные ошибки – стереотипные искажения в восприятии и интерпретации событий

  1. Максимализм – оценка событий, людей и поступков в двух крайностях, отсекая промежутки и компромиссы
  2. Надумывание – избыточное обобщение, вывод на недостаточных основаниях
  3. Катастрофизация – предсказание будущего в наиболее худшем исходе, без учёта других вариантов
  4. Должествование – жесткие ожидания и стандарты, выход за рамки которых воспринимается как ошибка
  5. Оярлычивание – наделение себя и других глобальными характеристиками, которые включают в себя изначально отсутствующие характеристики
  6. Предсказание – уверенность в знании того, как мыслят другие люди
  7. Фильтрация – избирательность восприятия и обращение внимания только на подтверждающее текущую точку зрения

Развитие Когнитивной Терапии

Расширенный ABC-анализ

  1. Активирующим событием для реакции может быть не только нечто снаружи, но и сами наши внутренние реакции. То как мы отреагировали становится стимулом для дальнейших реакций. Наши эмоции, чувства, мысли – так же могут быть активаторами фильтруемые когнитивными процессами. Например, мы можем переживать не только по из-за конфликта в семье, но и из-за того что не можем просто успокоиться после конфликта или из-за того, какие идеи лезут в голову.
  2. Когнитивные процессы фильтрующие восприятие и выбор реакции разделились на множество уровней. Кроме автоматических мыслей и глубинных убеждений появились промежуточные убеждения, когнитивные схемы, мета-когниции, когнитивные искажения. Разные ветви когнитивной психотерапии направлены на работу с разными уровнями
  3. Реакцией на событие могут быть эмоции, поведение, чувства, физиологические ощущения и мысли

Направления когнитивной терапии

Когнитивная терапия развивается и сегодня. В ней существует много направлений работающих с разными когнитивными процессами

  1. Когнитивно-поведенческая терапия – к когнитивной терапии добавились техники десенсебилизации, экспозиции и обучение навыкам
  2. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия – тоже самое что и КПТ, но базирующиеся на трудах Альберта Эллиса
  3. Схема-терапия – развитие КПТ включающее в себя ещё и техники гештальта и трансактного анализа. Делает упор на диагностику и коррекцию дисфункциональных схем с заменой на адаптивные схемы.
  4. Когнитивная терапия основанная на осознанности – внимание уделяется не на оспариванию мыслей, а на ослабление их влияния на эмоции и поведение через медитативные техники
  5. Мета-когнитивная терапия – фокусируется не на содержании мыслей, а на самом процессе мышления и ослаблении реакции на внутренние стимулы
  6. Терапия реальностью – фокусируется на развитии ответственности, социальную адаптацию и реализацию долгосрочных целей
  7. Терапия модификации когнитивных искажений (Cognitive Bias Modification Therapy) – с помощью программного обеспечения помогает корректировать предвзятость и избирательность мышления
  8. Когнитивная терапия при деменциях (Cognitive Retention Therapy) – улучшение способностей запоминания с помощью когнитивного тренинга, например упражнений включающие в себя все органы чувств

Уровни когнитивных процессов

Общая структура когнитивной терапии

  1. Вводная часть. До клиента доводится понимание влияния мыслей на эмоции. Клиент обучается замечать и осознавать автоматические мысли
  2. Анализ проблемы. Проблема разбирается на ABC – исследуются активаторы, которые запускают эмоции. Отлавливаются автоматические мысли, которые связывают активатор с эмоцией.
  3. Выявление убеждений и ошибок мышления. Исследуются общие закономерности в автоматических мыслях и глубинные убеждения.
  4. Реструктуризация мыслей и убеждений. Процедуры по проверке и изменению выявленных стереотипов мышления. Убеждения подвергаются экспериментальной проверке, интерпретирующим мыслям ищутся альтернативные объяснения, рассматриваются все плюсы и минусы мышления таким образом.

Техники когнитивной реструктуризации

Нисходящая стрелка

  1. Наверху листка пишем дезадаптивную мысль
  2. Под мыслью пишем: Если бы это было правдой, как бы оно на тебе сказалось? Что это бы означало для тебя? Для других? Для мира? И что тогда?
  3. Полученный ответ записываем под вопросом
  4. С полученными ответами повторяем процедуру 2-3 до выявления самого глубинного убеждения стоящего за мыслью

За и против

  1. Выписываем все плюсы и минусы мышления сквозь выявленное убеждение.
  2. Возле каждого плюса и минуса пишем значимость по 10-бальной шкале.
  3. Полученные баллы со стороны плюсов и минусов складываем, получая обобщённые последствия мышления этим убеждением

Эксперимент

  1. Ищем способ проверить эмпирическую достоверность суждения: измерить, спросить, посчитать вероятность исходов, найти научные факты, просто попробовать
  2. Проверяем
  3. Делаем вывод

Основательность убеждения “у меня никогда не будет девушки, просто потому что мужчин больше, чем женщин” можно проверить следующим образом:

  1. Через официальные демографические данные по населенному пункту
  2. По количеству зарегистрированных в ВКонтакте мужского и женского пола по городу
  3. Подсчитав соотношение процента одиноких парней и одиноких девушек среди своих знакомых
  4. Просто посчитать сколько за один час в ближайший торговый центр зайдет парней и сколько девушек

Сократический диалог

Для расширения объективного взгляда на ситуацию задайтесь следующими вопросами по отношению к дисфункциональным мыслям

  1. Какие доказательства истинности?
  2. Есть ли исключения? В чём можно усомниться?
  3. Что доказывает противоположное?
  4. Они основываются на фактах или чувствах?
  5. Я обращаю внимание на все факты, или только на те, что подтверждают мою точку зрения? Почему да? Почему нет?
  6. Не преувеличиваю ли я? Почему да? Почему нет?
  7. Не упираюсь ли я в крайности?
  8. Надежён ли автор суждения? Почему да? Почему нет?
  9. Могут ли доказательства истолкованы иначе? Почему да? Почему нет?
  10. На каких допущениях основано доказательство?
  11. Как бы на эту ситуацию взглянули другие люди? Почему?
  12. Что самое лучшее может произойти? Что самое худшее? Какой исход самый вероятный?

ABCDE

Activators > Beliefs > Consequences > Disputation > Energization

Активаторы > Верования > Следствия > Диспут > Эффект

Стандартная техника изменения эмоций через изменение способа объяснения. Побочным эффектом приучает к самонаблюдению и уходу от черно-белого мышления с помощью шкалирования

Более подробно о том, как проходит когнитивная терапия при депрессии, я рассказываю в этой лекции:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это одна из наиболее популярных форм психологической терапии, основанная на коррекции когнитивной и поведенческой сферы человека.
Главной мишенью этой формы психологической работы являются эмоциональные и поведенческие реакции человека, при которых страдают отношения с окружающими, качество его жизни, личностное, внутреннее благополучие. Основой когнитивно-поведенческой терапии выступает изменение эмоциональных реакций за счёт коррекции убеждений, мыслей и последующего изменения поведения.
КПТ является комплексной формой терапии, то есть она направлена на разные сферы жизни человека и имеет несколько составляющих, изначально существовавших как отдельные терапевтические подходы.

Когнитивная терапия

Основателем когнитивного подхода считают американского психотерапевта Аарона Бека, который предложил его для терапии эмоциональных расстройств. Существовавшие на тот момент способы терапии подразумевали, что причина расстройства кроется вне самого пациента, Бек же предложил искать эту причину внутри сознания.
Когнитивная составляющая основана на суждении о том, что психологические проблемы человека могут быть вызваны его собственными мыслями. Это могут быть нелогичные, нерациональные суждения и убеждения человека о чём-либо, стереотипы его мышления, которые приводят к невозможности решения проблемы или же к её усугублению.
В ходе когнитивной терапии клиент вырабатывает новые способы мышления, более подходящие к благоприятному разрешению ситуации. Человек в процессе терапии как бы переосмысливает собственное мышление. Благодаря формированию новых способов мышления меняется поведение клиента, в знакомых ситуациях он начинает действовать иначе, что способствует решению проблем, из которых раньше не находилось выхода.
В основе когнитивной терапии лежат когнитивные модели психических расстройств или модели ситуаций, поведение человека в которых носит неадаптивный или разрушающий характер. Работа психолога и клиента в ходе терапии состоит в вычленении суждений, составляющих фундамент модели поведения, и в проверке их эффективности с последующим поиском наиболее подходящих принципов жизнедеятельности. Важным и характерным для когнитивной терапии является также её содержание, а именно проблемы «здесь и сейчас», то есть в процессе работы с психологом человек решает то, что беспокоит его в настоящем, в отличие, например, от психоаналитического подхода, в котором основная работа связана с анализом детства человека.
Существует четыре основные задачи когнитивной психотерапии:

  1. Исследование мыслей и чувств клиента;
  2. Выявление негативных, дезадаптивных мыслей, ставших стереотипными;
  3. Исследование аргументов, поддерживающих и опровергающих их;
  4. Замена ошибочных суждений на более рациональные и адаптивные.

Поведенческая терапия

Методы поведенческой терапии основаны на учениях об условных рефлексах русских ученых В. Бехтерева и И. Павлова, а также исследованиях американских психологов Д. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. На основе этих трудов впоследствии сформировалась теория бихевиоризма, которая говорит о том, что поведение человека во многом определяется тем, какая модель его поведения чаще подкрепляется извне.
В основе поведенческого подхода лежит идея о том, что проблемы в жизни человека и возможные симптомы психических расстройств появляются из-за неверно сформированных навыков поведения. А значит, изменив их, выработав совместно с психологом полезные навыки, можно изменить и качество жизни клиента. К устоявшимся паттернам, то есть моделям поведения, относят также реакции со стороны гормональной и вегетативной систем, то есть организм конкретного человека отвечает на стресс определенным образом.
В ходе терапии поведение человека изменяется при подкреплении желаемой модели и отсутствии подкрепления нежелательной, вследствие чего изменяются эмоциональные реакции человека, и стереотипы мышления становятся более адаптивными. Этот процесс осуществляется по определенному плану:

  1. Оценка изначального состояния клиента и выявление ситуаций, в которых его поведение носит неадаптивный характер;
  2. Составление списка проблем и градация их по тяжести, важности и степени эмоционального влияния;
  3. Постепенная замена сложившихся стереотипов поведения на адаптивные;
  4. Научение человека выявлять разрушающие паттерны поведения и самому с ними справляться.

Поведенческий подход по аналогии с когнитивным применялся для решения проблем и симптомов, беспокоящих человека непосредственно в настоящий момент.
В чистом виде поведенческая терапия практически не используется для работы со взрослыми. В то же время при работе с детьми применяются многие техники из арсенала бихевиоризма. Например, можно выделить отдельное направление в коррекционной работе с особыми детьми (аутизм, РАС, умственная отсталость и другие особенности поведения) – АВА – прикладной анализ поведения.
В современной практике используется когнитивно-поведенческая терапия, объединившая в себе подходы когнитивной и поведенческой терапий, которые до определенного этапа развития психологической науки существовали отдельно.
Объединению подходов в 1980-х годах способствовали ученые А. Лазарус, М. Махони и Д. Мейхнбаум. Именно они дали научное обоснование новому психотерапевтическому направлению — когнитивно-поведенческой терапии.
КПТ сочетает в себе методы и техники каждого направления и тем самым повышает эффективность психологической терапии, а также делает возможным лечение более широкого спектра расстройств.

Преимущества КПТ

Когнитивно-поведенческий подход в психологической терапии имеет ряд преимуществ:

  • Эффективность терапевтической работы, доказанная на примерах различных расстройств. Например, по данным исследования применения методов когнитивной терапии в лечении мигрени, эффективность составила 68%.
  • Относительная краткосрочность терапии. Работа в когнитивно-поведенческом подходе длится 10-20 сессий.
  • Фундамент в виде научной базы. Подход основан на конкретных научных представлениях различных наук: когнитивной психологии, психофизиологии, нейробиологии и пр.
  • Понятная структура терапии. План терапии обсуждается с клиентом, работа ведется по нему и остается понятной для клиента.
  • Терапия преследует конкретные цели. Цели и задачи терапии обсуждаются психологом и клиентом в начале терапии, работа направлена на наиболее интересующие сферы жизни человека в настоящий момент.
  • Психолог становится партнером для клиента, в терапии исходит из его интересов, учитывая его мнение.
  • Отсутствие иррацональных компонентов. Терапия основывается на конкретно существующих проблемах, суждениях, не затрагивая мировоззрение и религиозную сферу.
  • Данная парадигма одной из немногих признана на уровне страховых компаний за рубежом (то есть расходы на психотерапию в ряде случаев покрываются медицинской страховкой).

При каких диагнозах показана когнитивно-поведенческая терапия

КПТ является терапией выбора при многих психических расстройствах.
К ним относят тревожные расстройства, шизофрению, некоторые разновидности депрессии, расстройства приёма пищи, зависимости, обсессивно-компульсивное расстройство, фобии, расстройства сна, асоциальное поведение и др.
Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия может быть применена при лечении хронических соматических или психосоматических заболеваний, таких как гипертония, астма.

Примеры упражнений КПТ

Когнитивные техники делятся на несколько групп. Упражнения первой группы направлены на выявление негативных установок. Например, ведение дневника мыслей с их последующей оценкой. Упражнения второй группы направлены на оспаривание выделенных установок. Например, человек может составить список «за» и «против» какой-то конкретной установки.
Упражнения третьей группы направлены на коррекцию представлений. Например, методом повторения позитивной установки возможно ослабить влияние провоцирующего фактора и устранить дезадаптивный стереотип.
Упражнения четвертой группы направлены на повышение эффективности терапии, например, выявление скрытых мотивов деструктивного поведения.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:

PsyAndNeuro.ru

О когнитивно-поведенческой терапии

В недавнем интересном исследовании, опубликованном в World Psychiatry Journal, учёными приведена “наилучшая актуальная оценка эффективности” КПТ в лечении большого депрессивного расстройства (БДР), генерализованного тревожного расстройства (ГТР), панического расстройства (ПР), социального тревожного расстройства (СТР). Мёртвый лосось, конечно же, не смог пройти (проплыть) мимо такой важной темы, т.к. проблема доказательности методов психотерапии всё ещё остаётся очень актуальной.

Хорошо известно, что КПТ является наиболее изученной формой психотерапии: множество исследований и несколько мета-анализов показали, что КПТ эффективна в лечении депрессии и тревожных расстройств. Однако, авторы нового мета-анализа пришли к выводу, что эффект от КПТ и других видов психотерапии был значительно переоценен как минимум по трем причинам.

Во-первых, имеет место быть систематическая ошибка, связанная с предпочтительной публикацией положительных результатов исследования. Это относится к тенденции авторов представлять, а журналов – принимать рукописи к публикации, основанной на направлении или силе результатов исследований. Существуют значительные косвенные доказательства систематических ошибок, связанных с предпочтительной публикацией положительных результатов исследования в психотерапии, основанных на избыточных публикациях маленьких исследований со значительными результатами. Более того, также есть прямые доказательства подобных ошибок: в ходе недавних исследований выяснилось, что почти четверть исследований депрессии у взрослых в психотерапии, финансированных Американским Национальным Институтом Здоровья (US National Institutes of Health) не были опубликованы. После учета результатов неопубликованных исследований с теми, что были опубликованы, средний уровень эффективности психотерапии упал более чем на 25%.

Во-вторых, качество многих исследований оставляет желать лучшего. В другом мета-анализе из 115 исследований эффективности психотерапии при депрессии, только 11 соответствовали всем требованиям качества. При этом размеры эффекта в этих исследованиях были значительно скромнее, чем в исследованиях худшего качества. Однако данный мета-анализ включал только исследования, проведенные до 2008 года, а с тех пор было проведено много новых исследований. Так как новые исследования по большей части качественнее предыдущих, неизвестно какова актуальная наилучшая оценка эффективности КПТ после принятия во внимание новых исследований.

В-третьих, для множества исследований использовалась контрольная группа из списка ожидающих лечения. Хотя все контрольные условия в психотерапевтических исследованиях имеют собственные проблемы, частота улучшений у пациентов из списка ожидания оказалась ниже, чем ожидалось на основании концепции спонтанной ремиссии. Поэтому предположили, что лист ожидания на самом деле «ноцебо» (противоположное плацебо; инертное лечение, которое вызывает, как оказалось, противоположный – отрицательный – эффект) и что в исследованиях с использованием этого сравнения эффективность психотерапии значительно преувеличена. Другие контрольные группы, получающие обычный уход и получающие плацебо, позволяют более достоверно оценить эффективность КПТ.

Так, в ходе исследования учёные обнаружили, что методологическое качество большинства исследований было низким или неизвестным. Они оценивали качество исследований с помощью инструмента оценки «риск систематических ошибок» Cochrane, и обнаружили, что только 25 исследований (17,4%) из всех исследований четырех расстройств были высококачественными.

Например, небольшое количество исследований тревожных расстройств, в которых использовались контрольные группы получающих обычный уход или плацебо, показали размеры эффектов от малых до умеренных. В четырех исследованиях сравнение КПТ в лечении ПР и обычного ухода размер эффекта был даже незначительным (p=0,17). Кроме того, из-за малого числа исследований и еще меньшего числа высококачественных исследований эффекты КПТ в лечении тревожных расстройств довольно неточны.

В итоге авторы всё таки заключили, что КПТ возможно эффективна в лечении БДР, ГТР, ПР и СТР. Однако (!) эффект значителен, только если контрольная группа представлена списком ожидания (эффект ноцебо), но мал или умерен, если контрольная группа получает обычный уход или плацебо. Также авторы указали на то, что по причине малого количества высококачественных исследований эти результаты по-прежнему неточны и должны восприниматься с осторожностью.

Данное исследование имеет несколько сильных сторон, включая большой диапазон мета-анализа, охватывающий четыре часто встречающихся психических расстройства, строгий отбор и оценка исследований и их относительно большое число. Одно возможное ограничение в том, что авторы использовали строгие критерии включения, фокусируясь только на исследованиях, в которых пациенты отвечали диагностическим критериям расстройства в соответствии со структурированным интервью, и исследованиях с использованием контрольных групп ожидающих лечения, получающих обычный уход или получающих плацебо.

В общем, дорогие друзья, полученные результаты одного из самых изученных методов психотерапии оказались неоднозначными. Всё опять упирается в то, что плацебо адекватно подобрать просто невозможно. Более того, невозможно провести “двойное слепое исследование”, которое широко применяется для оценки эффективности фармакотерапии и любого другого лечебного метода. Т.е. в идеале уровень доказательности A и B для методов психотерапии недостижимая мечта! Однако в работах по эффективности психотерапии в качестве плацебо учёные, подумав и махнув рукой, стали использовать список ожидания, который оказался наделе ноцебо. Куда более удачными вариантами “плацебо” стали обычный уход и фармако-плацебо (т.е. таблеточка с лактозой), но эффективность психотерапии в исследованиях с таким дизайном не самая впечатляющая.

Кроме того, если кто-то из наших дорогих читателей хоть чуть-чуть интересовался механизмами плацебо, отчего оно может зависеть и читал разные клинические исследования плацебо, тот верно понимает, что сравнивать психотерапию с плацебо в таблетированной формой не совсем хорошо. И также, скорее всего, задумывался – а стоит ли вообще психотерапию сравнивать с плацебо? Не одни ли и те же механизмы у этих двух явлений, интенсивность которых также меняется от разных факторов?

Аарон Бек — создатель когнитивной психотерапии

Аарон Темкин Бек — американский психотерапевт, профессор психиатрии Пенсильванского университета, создатель когнитивной психотерапии, одного из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Когнитивная терапия А. Т. Бека наиболее широко применялась в области работы с депрессивными больными.

Биографический очерк

Родился в семье еврейских иммигрантов из Российской империи. Его отец Гарри Бек (Гершл Бык, 1884—1968) был издателем и уроженцем Проскурова (ныне — Хмельницкий, областной центр на западе Украины), иммигрировавшим в США в 1906 году. Мать, Элизабет Темкин (1889—1963), иммигрировала в США из Любеча и была общественным деятелем еврейской общины Провиденса (Род Айленд). Родители поженились в 1909 году.

Первоначально получил психоаналитическую подготовку, но, разочаровавшись в психоанализе, создал собственную модель депрессии и новый метод лечения аффективных расстройств, который получил название когнитивной терапии. Её основные положения сформулировал независимо от А. Эллиса, разработавшего в 50-е годы метод рационально-эмоциональной психотерапии. Если психоанализ объясняет невроз бессознательными факторами, поддающимися выявлению лишь с помощью психоаналитических толкований, то А. Бек в своей монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976) выдвинул принципиально новый подход к изучению и лечению эмоциональных нарушений: «Ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациента.»

В 1994 году проф. Арон Бек и его дочь проф. Джудит Бек создали Институт когнитивной психотерапии и исследований (англ. Beck Institute for Cognitive Therapy and Research) в окрестностях Филадельфии. Основная миссия этого института — разработка и проведение тренинговых программ по когнитивной психотерапии, предназначенных для обучения различных специалистов, работающих в сфере соматического и психического здоровья.

Когнитивная терапия Бека или как выйти из депрессии

Аарон Бек высказывает принципиально новый подход к коррекции эмоциональных нарушений отличный от традиционных школ психоанализа и поведенческой терапии.

Определение понятия когниция — это психологический процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием.

Когнитивный подход к эмоциональным расстройствам, иначе депрессии, изменяет взгляд человека на самого себя и свои проблемы. Необходимо научиться видеть в себе индивида, склонного рождать ошибочные идеи, но и способного отказаться от ошибочных идей или их исправить. Только определив или исправив ошибки мышления, человек может создать для себя жизнь с более высоким уровнем самоактуализации.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения. Человек выживает, получая информацию из окружающей среды, синтезируя ее и планируя действия на основе этого синтеза, т.е. вырабатывая самостоятельно программу поведения. Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа.

Личность по А. Беку формируется схемами или когнитивными структурами, которые представляют собой базальные убеждения (мировоззрение). Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации (сравнении и нахождении сходства) со значимыми другими. Каждый человек формирует собственную концепцию себя (представление о себе), других, мира и концепцию своего существования в мире.

Схемы являются устойчивыми когнитивными структурами, которые становятся активными при действии определенных стимулов, стрессов или обстоятельств. Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными.

В «когнитивную триаду депрессии» входят:

— негативное представление о себе («Я неприспособленный, никчемный, всеми отверженный неудачник»);

— негативный взгляд на мир (Человек убежден, что мир предъявляет чрезмерные требования к нему и воздвигает непреодолимые барьеры на пути к достижению целей и что в мире нет ни удовольствия, ни удовлетворения);

— нигилистический, негативный взгляд на будущее (Человек убежден, что переживаемые им трудности непреодолимы. Из ощущения полной безнадежности могут рождаться суицидные мысли).

Таким образом, эмоциональные нарушения и поведенческие расстройства рассматриваются как вытекающие из когнитивных структур и являющиеся следствием актуальных когнитивных процессов (в которых в качестве промежуточных переменных выступает мысль-когниция).

Психологические нарушения связаны с аберрацией мышления. Под аберрацией мышления А. Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, которые искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции, т.е. когнитивные искажения, являются причиной ложных представлений и самосигналов и, как следствие, неадекватных эмоциональных реакций.

Когнитивные искажения — это систематические ошибки в суждениях под влиянием эмоций. К ним относятся:

1. Персонализация — склонность интерпретировать событие в аспекте личных значений. Например, люди с повышенной тревожностью считают, что многие события, совершенно с ними не связанные, касаются их лично или направлены против них лично.

2. Дихотомическое мышление. В таком случае человек склонен мыслить крайностями в ситуациях, задевающих его чувствительные места, например самооценку, при вероятности подвергнуться опасности. Событие обозначается только в черных или белых красках, только как хорошее или плохое, прекрасное или ужасное. Такое свойство называется дихотомическим мышлением. Человек воспринимает мир только в контрастных красках, отвергая полутона, нейтральное эмоциональное положение.

3. Выборочное абстрагирование (извлечение). Это концептуализация (возведение в положение правила, закона) ситуаций на основе детали, извлеченной из общего контекста, при игнорировании другой информации. Например, на шумной вечеринке молодой человек начинает ревновать свою девушку, которая наклонилась к другому человеку, чтобы лучше его расслышать.

4. Произвольные умозаключения — бездоказательные или даже противоречащие очевидным фактам умозаключения. Например, работающая мать в конце тяжелого рабочего дня делает вывод: «Я — плохая мать».

5. Сверхгенерализация — неоправданное обобщение на основе единичного случая. Например, человек сделал ошибку, но думает: «Я всегда все делаю неправильно». Или после неудачного свидания женщина делает вывод: «Все мужчины одинаковы. Они всегда будут ко мне плохо относиться. У меня никогда ничего не получится в отношениях с мужчинами».

6. Преувеличение (катастрофизация)— преувеличение последствий каких-либо событий. Например, человек думает: «Если эти люди обо мне плохо подумают — это будет просто ужасно!»; «Если я буду на экзамене нервничать — я обязательно провалюсь и меня сразу выгонят».

Этапы когнитивной коррекционной работы, помогающие выйти из депрессии.

1. Сведение проблем — идентификация проблем, имеющих в основе одни и те же причины и их группировка. Это касается как симптоматики (соматической, психологической, патопсихологической), так и собственно эмоциональных проблем. Другим вариантом сведения проблем является идентификация первого звена в цепи, который и запускает всю цепь символов.

2. Осознание и вербализация неадаптивных когниций, искажающих восприятие реальности.

Неадаптивная когниция — это любая мысль, вызывающая неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющих решение какой-либо проблемы. Неадаптивные когниций носят характер «автоматических мыслей»: возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно. Для человека они имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. «Автоматические мысли» непроизвольны, не привлекают внимания человека, хотя и направляют его поступки.

Для распознавания неадаптивных когниций используется прием «коллекционирование автоматических мыслей».

Человеку предлагается сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт в проблемной ситуации (или сходной с ней). Сфокусировавшись на автоматических мыслях, он может распознать их и зафиксировать.

3. Отдаление — процесс объективного рассмотрения мыслей, при котором человек рассматривает свои неадаптивные когниции как обособленные от реальности психологические явления.

После того как он научился идентифицировать свои неадаптивные когниции, ему необходимо научиться рассматривать их объективно, т.е. отдалиться от них.

Отдаление повышает способность проводить границу между мнением, которое надо обосновать («я считаю, что…») и неопровержимым фактом («я знаю, что…»). Отдаление развивает умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Путем обоснования, доказательства реальности своих автоматических мыслей облегчается дистанцирование человека от них, формируется навык видения в них гипотез, а не фактов. В процессе отдаления человеку становится более ясным путь искажения восприятия события.

4. Изменение правил регуляции правил поведения. Для регуляции своей жизни и поведения других людей человек, подверженный депрессии, использует правила (предписания, формулы). Эти системы правил в значительной степени предопределяют обозначения, истолкование и оценку событий. Те правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающую проблемы для человека.

Для того чтобы у человека не было таких проблем, ему необходимо видоизменить их, сделать менее генерализованными — обобщенными, менее персонифицированными — связанными с ним лично, более гибкими, больше учитывающими реальную действительность.

Содержание правил регуляции поведения собирается вокруг двух основных параметров: опасности — безопасности и боли — удовольствия.

Ось опасности — безопасности включает события, связанные с физическим, психологическим или психосоциальным риском. Хорошо адаптированный человек обладает достаточно гибким набором точных правил, позволяющим соотносить их с ситуацией, интерпретировать и оценивать имеющуюся степень риска. Например, человек, руководствующийся правилом «Будет ужасно, если я окажусь не на высоте», испытывает трудности в общении из-за неясного определения понятия «быть на высоте», и с этой же неопределенностью связана его оценка эффективности своих взаимодействий с партнером. Свои предположения о неудаче человек проецирует на восприятие его другими, т.е. считает, что таким его воспринимают другие.

Все приемы изменения правил, имеющих отношение к оси опасности — безопасности, сводятся к восстановлению у человека контакта с избегаемой ситуацией. Такой контакт может быть восстановлен при погружении в ситуацию в воображении, на уровне реального действия с четкой вербализацией (четким словесным описанием) новых правил регуляции, позволяющих испытывать умеренный уровень эмоций.

Правила, центрированные вокруг оси боли — удовольствия, приводят к гипертрофированному преследованию определенных целей в ущерб другим. Например, человек, следующий правилу «Я никогда не стану счастливым, если не буду знаменитым», обрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду зависимости от этого правила. После выявления таких позиций человеку необходимо осознать ущербность подобных правил, их саморазрушающий характер. Необходимо понять, что человек был бы счастливее и меньше страдал, если бы руководствовался более реалистическими правилами.

Классификация поведенческих правил:

1. Правила, формулирующие ценностные установки, вызывающие определенные стимулы, которые субъективно воспринимаются по-разному, порождают у человека положительные или отрицательные эмоции (например: «Немытые овощи канцерогенны»).
2. Правила, связанные с воздействием стимула (например: «После развода все будет по-другому»).
3. Поведенческие оценки (например: «Так как я заикаюсь, никто меня не слушает»).
4. Правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности (например: «При одном воспоминании об экзамене у меня появляется дрожь в спине», «У меня нет больше надежды»).
5. Правила, связанные с воздействием реакции (например: «Я буду более пунктуальным, чтобы не вызвать гнева шефа»).
6. Правила, связанные с долженствованием и возникающие в процессе социализации личности (например: «Человек должен получить высшее образование, чтобы быть счастливым»).

5. Перемена отношения к правилам саморегуляции.

6. Проверка истинности правил, замена их новыми, более гибкими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: