Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев - ABCD42.RU

Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев

Крестьянская поэзия – Клюев, тематика творчества

КЛЮЕВ,Клюев Николай Алексеевич (1884 — 1937), поэт. Родился 10 октября в одной из глухих деревень русского Севера (Олонецкой губернии) в крестьянской семье, тесно связанной со старообрядческими традициями, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству — к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893 — 95 учился в церковно-приходской школе, затем в двухклассном городском училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. Начинаются странствия Клюева по старообрядческим скитам, монастырям.

В начале 1900-х начинает писать стихи: в 1904 в петербургском альманахе «Новые поэты» появляются его стихотворения («Не сбылись радужные грезы. «, «Широко необъятное поле. » и др.); в 1905 — в сборниках «Волны» и «Прибой».

В 1905 — 07 принимал активное участие в революционном движении крестьян и в 1906 в течение шести месяцев находился за это в тюрьме, после чего за ним был установлен негласный надзор полиции.

К 1907 относится начало переписки Клюева с А.Блоком, имевшей большое значение для обоих (сохранилось 37 писем Клюева к Блоку). Блок использовал эти письма в своих статьях, считая их «документом огромной важности — о современной России — народной, конечно» («Слова его письма кажутся мне золотыми словами»). При содействии А. Блока стихи Н.Клюева печатаются в журналах «Золотое руно», «Новая земля» и др. В 1912 вышли две поэтические книги Клюева — «Сосен перезвон» (с предисловием В.Брюсова) и «Братские песни». До революции вышло еще два сборника — «Лесные были» (1913) и «Мирские д:’мы» (1916). Не только блок и брюсов заметили этого самобытного, большого поэта, но и Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам и др. В 1915 Клюев знакомится с С.Есениным, и вокруг них группируются поэты новокрестьянского направления (С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевец и др.).

Октябрьскую революцию Клюев горячо приветствовал, восприняв ее как исполнение вековых чаяний крестьянства. В эти годы он напряженно и вдохновенно работает. В 1919 выходит сборник «Медный Кит», куда вошли такие революционные стихи, как «Красная песня» (1917), «Из подвалов, из темных углов. » глубоким в народе».

Решающую роль в судьбе Клюева сыграла критическая статья о нем Л.Троцкого (1922), появившаяся в центральной печати. Клеймо «кулацкого поэта» сопровождает его на протяжении целого десятилетия. Поэт остро нуждается, он обращается в Союз поэтов с просьбами о помощи, пишет М.Горькому: «. Нищета, скитание по чужим обедам разрушает меня как художника». Продолжает работать, создает несколько очень значительных произведений: «Плач о Сергее Есенине» и поэму «Погорельщина».

С 1931 Клюев живет в Москве, но путь в литературу для него закрыт: все, что он пишет, отклоняется редакциями.

В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет», — писал он из ссылки.

К середине 1934 Клюева переводят в Томск. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце».

5 июня 1937 Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность» (сибирское НКВД сфабриковало дело о «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву). В октябре 1937 в Томске Н.Клюев был расстрелян.

Тематика творчества. Жизнь крестьянаства

Забытые поэты — Николай Клюев

«Роль Клюева в русской лирике XX века не разобрана, не оценена, не отмечена даже.
Клюев был великий знаток людей, великий искатель талантов. Ни Горький, ни Блок талантом этим не обладали. Клюев ввёл последовательно в русскую поэзию: Есенина, Клычкова, Васильева, Прокофьева. Именно Клюев дал им знамя и вывел на крестный путь поэзии, научил жить стихом».
(Варлам Шаламов)

Я — посвященный от народа,

На мне великая печать,

И на чело свое природа

Мою прияла благодать.

Николая Клюева казнили в 37-м, реабилитировали в 60-м, за границей переиздали в 69-м, у нас в 77-м. Первая книга о нём вышла в 90-м.

На часах у стен тюремных,

У окованных ворот,

Скучно в думах неизбежных

Ночь унылая идёт.

Вдалеке волшебный город,

Весь сияющий в огнях,

Здесь же плит гранитных холод

Да засовы на дверях. «

Дружба двух поэтов была настолько сильной, что вечный странник Клюев даже обзавелся постоянной квартирой в Петербурге. И примерно два года (1915-1917) Клюев и Есенин жили вместе. Используя свои связи, Клюев также спас Есенина от мобилизации в действующую армию.

Звончее топоры поют перед рассветом,

От эшафота тень черней — перед зарей.

Одежды вечера пьянят багряным цветом,

А саваны утра покоят белизной.

Осип Мандельштам: «Клюев пришел от величавого Олонца, где русский быт и русская мужицкая речь покоятся в эллинской важности и простоте».

Сергей Есенин: «Клюев – мой учитель»; «Апостол нежный Клюев нас на руках носил».

Я пришел к тебе убогий,

Из отшельничьих пустынь,

От родимого порога

Пилигрима не отринь.

После публикации поэмы Деревня (1927) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом».

На кузов лубяной смиренный

Идут: Маховик и Домна –

Самодержцы Железного царства.

Господи, отпусти грехи наши!

Зяблик-душа голодна и бездомна,

И нет деревца с сучком родимым

И кузова с кормом-молитвой!

«Александр Блок: «Клюев – большое событие в моей осенней жизни».

Николай Гумилев: «Пафос поэзии Клюева – редкий, исключительный – это пафос нашедшего. Что он – экзотическая птица. или провозвестник новой силы, народной культуры?»

Вы — отгул глухой, гремучей,

Мы — предутренние тучи,

Зори росные весны.

Ваши помыслы — ненастье,

Дрожь и тени вечеров,

Наши — мерное согласье

Тяжких времени шагов.

Николай Клюев — это олонецкий крестьянин и известный русский поэт серебряного века, представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века. Наибольшую известность получили его произведения «Плач о Есенине» и поэмы «Погорельщина» и «Деревня».

Есть то, чего не видел глаз,

Не уловляло вечно ухо:

Цветы лучистей, чем алмаз,

И дали призрачнее пуха.

Недостижимо смерти дно,

И реки жизни быстротечны, —

Но есть волшебное вино

Продлить чарующее вечно.

Его испив, немеркнущ я,

В полете времени безлетен,

Как моря вал из бытия —

Умчусь певуч и многоцветен.

И всем, кого томит тоска,

Любовь и бренные обеты,

Зажгу с вершин Материка

Был современником Ахматовой, Александра Блока, Гумилева, Есенина, Брюсова. Поддерживал с ними отношения и переписку. «Таинственный деревенский Клюев» называла его Ахматова и еще его называли «Олонецкий старец».

Есть в Смольном потемки трущоб

И привкус хвои с костяникой,

Там нищий колодовый гроб

С останками Руси великой.

«Куда схоронить мертвеца»,-

Толкует удалых ватага.

Поземкой пылит с Коневца,

И плещется взморье-баклага.

Клюев у Советской власти вызывал раздражение своим негативным отношением к политике компартии ю В поэме «Погорельщина» и цикле «Разруха» он говорит много горьких для большевиков слов.

Я молился бы лику заката,

Темной роще, туману, ручьям,

Да тяжелая дверь каземата

Не пускает к родимым полям —

Наглядеться на бора опушку,

Листопадом, смолой подышать,

Постучаться в лесную избушку,

Где за пряжею старится мать…

Не она ли за пряслом решетки

Ветровою свирелью поет…

Вечер нижет янтарные четки,

Красит золотом треснувший свод.

Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями — «Песня Гамаюна» и «Если демоны чумы, проказы и холеры…», входящими в неоконченный цикл «Разруха». Во втором стихотворении цикла, например, упоминается Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа раскулаченных и заключённых:

То Беломорский смерть-канал,

Его Акимушка копал,

С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.

Под красным ливнем до костей

И слёзы скрыла от людей,

От глаз чужих в глухие топи…

При жизни автора стихи не были опубликованы, но неоднократно читались автором и были приложены к следственному делу Н. А. Клюева (протокол допроса от 15 февраля 1934 года) как вещественное доказательство совершённых им преступлений по статье 58 (п. 10): «антисоветская агитация» и «составление и распространение контрреволюционных литературных произведений»

Над пригвождённою Россией

Ты сельской ласточкой журчишь,

В 1932 из Ленинграда, где он жил с начала 1910-х годов, Клюев переехал в Москву. В 1934 был арестован и выслан в с. Колпашево Нарымского края Томской обл., затем переведен в Томск, где продолжал много писать, несмотря на подавленное состояние духа и болезни. В июне 1937 полупарализованный Клюев был обвинен в создании антисоветской церковно-монархической организации и расстрелян в Томске между 23 и 25 октября 1937.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество

Перечень тем, рассматриваемых на уроке

1. Новокрестьянская поэзия;

2. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии;

3. «Кулацкие» поэты.

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века.

Символизм – это литературно-художественное направление конца XIX – начала XX веков, которое через символы воплощает идею единства мира.

Старообрядчество – религиозное направление, возникших в результате церковного раскола в России в XVII в., стремившееся к сохранению старых церковных правил.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного произведения.

Образ (художественный) – элемент художественного целого, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием

Поэма – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Читайте также  Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

2. Азадовский К. Жизнь Николая Клюева. Документальное повествование. М: журнал «Звезда», 2002 г. — 368 с.

1. Поберезкина П. Е. Николай Клюев: воспоминания современников. М: Прогресс-Плеяда, 2010 г.

2. Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы, сборник. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1986 г. — 888 с.

Материал для самостоятельного изучения

Серебряный век. Литература этого периода чрезвычайно разнообразна и отмечена целым рядом художественных направлений. Ярким самобытным событием начала XX века становится новокрестьянская поэзия.

Одним из ярких представителей является Николай Клюев. В своих стихах он воплощает мысль о труде как о творческом акте, освящённом тысячелетней традицией. Поэт показывает создание материальных и духовных ценностей, связывающих человека и землю в единое целое.

Поэт родился в деревне Коштуга, Вытегорского уезда Олонецкой губернии (на территории современной Вологодской области) в 1884 году. Семья была приписана к крестьянскому сословию, чем Клюев очень гордился, возводя свои истоки к старообрядчеству, к «неистовому протопопу» Аввакуму:

«Когда свяжу свою вязанку

Сосновых слов, медвежьих дум?

“К костру готовьтесь спозаранку”, —

Гремел мой прадед Аввакум!»

Отец – сиделец в винной лавке. Дед и мать – старообрядцы: первый из «самосожженцев», вторая – сказительница, «былинница» и «вопленица». Именно от матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследована была Клюевым любовь к фольклору, песням, духовным стихам, сказам, преданиям, она приобщила сына и к так называемой раскольнической литературе.

Окончив церковно – приходскую школу и городское училище в г. Вытегре, будущий поэт много времени проводит за старопечатными и рукописными книгами, коих в доме писателя было в достатке. Он общается со странниками – староверами из разных общин, которые часто останавливались в их доме. Да и сама религиозная атмосфера в их семье во многом определяет поэтическое мировоззрение Клюева.

Он был разносторонним человеком, владел обширными знаниями в разных областях: фольклор, религиозные православные и языческие учения, говорил на трёх европейских языках, разбирался в древнерусской архитектуре, ориентировался в русской, западноевропейской и восточной литературе, был толкователем иконописи. Разумеется, Клюев был неординарным представителем крестьянства того времени.

Многие факты в биографии Николая Клюева известны только с его слов. Из-за чего образ поэта не лишён таинственности. Стилизация – по старообрядческим книгам и канонам живой староверческой культуры – стала отличительной чертой Клюева: его речи и внешнего облика, образного мышления и литературного творчества, душевного склада и духовосприятия, мировоззрения и мироосмысления.

Стремительно ворвавшись в литературу, Николай Клюев становится идеологом новокрестьянского направления, сохраняя на протяжении всего своего творческого пути тему избяной, мужицкой России с её обычаями, традициями и исконной русской верой.

«Но не стоном отцов

Моя песнь прозвучит,

А раскатом громов

Над землёй пролетит».

Начинающий поэт, в отличие от своих литературных отцов – крестьянских поэтов XIX века, не собирается петь грустную песню о тяжкой доле простого народа и с гордостью заявляет о своём крестьянском происхождении.

Свой имидж и литературное реноме среди столичной и московской публики Клюев выстраивает системно и целенаправленно – в образе «поэта от сохи».

Сотрудничество с революционными организациями, активная агитационная деятельность, участие в волнениях 1905 года приводят к аресту поэта.

Полгода Клюев проводит в вытегорской уездной тюрьме.

Революционность Клюева своеобразна. Он связывает свои взгляды прежде всего с идеей христианской жертвенности, тем самым основываясь на собственных религиозных представлениях:

«Я надену чёрную рубаху

И вослед за мутным фонарём

По камням двора пройду на плаху

С молчаливо-ласковым лицом».

Важнейшую роль в творческом пути Клюева и становлении его как поэта играет знакомство с Александром Блоком. Именно благодаря его содействию клюевские стихи были опубликованы в журналах «Золотое руно» и «Новая Земля». Свой первый стихотворный сборник «Сосен перезвон», вышедший в 1911 году и принесший ему известность, Николай Клюев выпускает с посвящением Блоку. Валерий Брюсов в предисловии к сборнику пишет:

«Поэзия Николая Клюева похожа на этот дикий, свободный лес, не знающий никаких “планов”, никаких “правил”. Стихи Клюева вырастали тоже “как попало”, как вырастают деревья в бору…».

Некоторое время Клюев тесно связан с Сергеем Есениным. Их объединяют общие интересы к русской истории, к её легендарным образам, связывает любовь к песенной, фольклорной стихии. Пик дружбы Есенина и Клюева приходится на 1915 – 1916 годы. Они вместе появляются на литературных вечерах и выступают с чтением произведений. Вокруг них вскоре объединяются и другие поэты крестьянской направленности.

Идеализация крестьянского быта – одна из отличительных примет есенинской лирики, находит отражение в его стихотворении «В хате». У Клюева же изба к тому времени становится символом надёжности крестьянского жизненного устройства.

Как и другие поэты – новокрестьяне Клюев восторженно встречает революцию и считает, что только её сила сможет помочь воплощению той Руси, которую в своей поэзии он называет «мужицким царством» и «берестяным раем». В его творчестве отчётливо прослеживаются политизированные, злободневно – публицистические мотивы. В 1918 году поэт вступает в большевистскую партию, откуда, правда, в 1920 году за религиозные убеждения его исключают. В 1919 году выходит самое полное собрание стихов Клюева – «Песнослов», на страницах которого, будучи ещё членом партии большевиков, поэт славит революцию и её новых вождей:

«Есть в Ленине керженский дух,

Игуменский окрик в декретах,

Как будто истоки разрух

Он ищет в “Поморских ответах”».

Вскоре автор становится неугоден советской власти, и его практически перестают печатать. Религиозность Клюева, его неутомимые споры с самыми передовыми пролетарскими поэтами, неприятие «одухотворения» революционной борьбы, позиция твёрдой защиты разрушаемых большевистским режимом устоев крестьянской жизни – всё это делает его чуждым для организаторов культурного процесса того времени – партии большевиков.

Советская официальная критика по отношению к поэту становится всё более жёсткой. Многие его произведения изымаются цензурой.

Советская официальная критика по отношению к поэту становится всё более жёсткой. Многие его произведения изымаются цензурой. После появления в 1920 – е годы поэмы «Мать – суббота», «Заозерье», «Деревня» на Клюева рушится волна отрицательных отзывов, его объявляют «кулацким поэтом». Издание его стихов в СССР полностью прекращается почти на полвека.

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году. Воспитанник старой веры, поэт показывает трагедию глазами старообрядцев. И хотя произведение изображает судьбу поселения поморцев 17-18 вв., в ней отчётливо слышится отклик на события 20-х годов ХХ века. Поэт пишет об утрате крестьянских ценностей и о распаде русской деревни. «Железный» ХХ век, с его буржуазными настроениями и «звериными» законами, влечёт за собой народные бедствия, разрушает деревенские нравы и обычаи.

«Не стало кружевницы Прони.

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутемёнки.

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт —

Хозяев новых обиход».

Реакция советской власти не заставляет себя ждать. 2 февраля 1934 г. Его арестовывают и отправляют в пятилетнюю ссылку в посёлок Колпашево Нарымского края. «Я сгорел на своей Погорельщине, как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском», — пишет поэт в письме Сергею Клычкову.

Позже, благодаря ходатайствам неравнодушных к нему людей, Клюева переводят на поселение в Томск. Пережить «большой террор» ему не суждено. В 1937 году поэт вновь арестован.

Долгое время считалось, что Клюев умер от сердечного приступа на станции «Тайга». На самом же деле он был расстрелян предположительно 23 или 25 октября 1937 года в Томской тюрьме.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Подчёркивание.

К каким темам чаще всего обращались новокрестьянские поэты? Подчеркните все правильные ответы:

  • Тяжёлой женской доли;
  • Деревенской жизни;
  • Произволу власть имущих;
  • Прославлению городской жизни;
  • Религиозных верований.

Новокрестьянская поэзия – это течение поэтов, вышедших из народной среды. Поэтому правильные ответы: они обращались к теме деревенской жизни и теме религиозных верований.

Ввод с клавиатуры пропущенных слов

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма _________, написанная в ____ году. Это произведение – результат внимательного изучения поэтом культуры ______ и знакомой ему с детства истории старообрядчества.

Подсказка: основная сложность поэмы – многоплановость.

Особое место в творчестве Клюева занимает поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году. Это произведение результат внимательного изучения поэтом культуры Древней Руси и, так знакомой ему с детства, истории старообрядчества.

Именно поэма «Погорельщина», написанная в 1927 году, посвящённая культуре Древней Руси, отмечена как одно из самых значительных произведений русской поэзии.

Крестьянская поэзия 20-х годов. Николай Клюев (стр. 1 из 4)

Реферат выполнен студентом группы 1-Ю «б» филиала К.К.Т. Шиньковичем Юрием Владимировичем

Филиал Кировского кооперативного техникума

В блистательной плеяде имен русских поэтов начала века имя Николая Клюева стоит особняком, как бы в стороне от прочих. Его путь кажется нам неровным, неясным, более «скрытым», чем у других его современников, а его судьба – драматичней, безрадостней

«Народный поэт», чье имя гремело некогда по всей России, оказался с конца 20-х годов на полвека вытеснено из родной культуры и литературы.

Неотчетливость, размытость наших представлений о Клюеве объясняется тем, что жизненный путь его еще не изучен. Ореол тайны сопутствует имени поэта, его личность овевают легенды, догадки, домыслы. Биография Клюева намеренно затемнена самим поэтом, творившим легенды о своей жизни. Не понятый до конца жизни он кажется таким и поныне.

Начиная с 20-х годов, Николая Клюева не раз пытались вычеркнуть из литературы. В 1924 году пролетарский поэт Василий Князев писал в книге «Ржаные апостолы»: «Клюев умер. И никогда уже не воскреснет; не может воскреснуть: нечем жить…». Это была первая попытка изъять Клюева из литературы. В 1937 году Николая Клюева выслали в Нарымский край. Несколько десятилетий о Клюеве упорно молчали в нашей стране. И лишь в наше время благодаря исследователям творчества писателя, мы можем иметь представление о том, кто такой был Николай Клюев, каков был его жизненный и творческий путь, какой вклад он внес в родную литературу 2. Жизнь и творчество Николая Алексеевича Клюева

Читайте также  Биография С.А. Есенина

Детство и юность будущего поэта

Николай Алексеевич Клюев родился в небольшом селении Коштуги, расположенном Вытегорском уезде, Олонецкой губернии. Жители селения Коштуги отличались набожностью, так как ранее здесь обитали раскольники. В этом крае, расположенном на берегу реки Андомы, среди дремучих лесов и непроходимых болот прошло его детство. Родина Николая Клюева славилась своими певцами и сказателями. С Каштугской волостью Клюев расстался еще в раннем детстве. В 90-х годах его отец перебрался в деревню Желвачево Макачевской волости Вытегорского уезда. Получив место сидельца в казенной винной лавке. Отец Клюева был прежним простым, уверенным в себе крестьянином.

О матери Клюева следует сказать особо, хотя сведения о ней чрезвычайно скудны. Его мать родилась в 1851 году, и по свидетельству помнивших ее вытегорских сторожил. Была женщиной высокого роста, всегда одетой в платье темного цвета с черным платком на голове. Отличалась мягким приветливым нравом. Клюев обожал свою мать, называл ее «былиницей», «песенницей», и никогда не забывал отметить, что именно она обучала его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости. Однако образ матери, вырастающий в рассказах Клюева, сильно стилизован. Он создавался уже в 10-е годы, когда стало распространяться представление о Клюеве как о вождей и «страдальцев» русского раскола. Повествование о матери Клюев пытался обосновать и удостоверить свою родовую причастность к «праотцам» – старообрядцам. Будучи уже известным поэтом, Клюев неоднократно напоминал о древности своего старообрядческого крестьянского рода, возводя истоки его, и кровные и духовные, и литературные к неистовому аротопопу Аввакуму:

Когда свяжу свою вязанку

Словесных слов, медвежьих дум?

«К костру готовьтесь спозаранку» –

Гремел мой прадед Аввакум!

Поэт не раз пытался представить ее носительницей той культуры, которой он последовательно овладел сам, но отнюдь не в детстве, а позднее уже в зрелые годы. Старообрядческие корни семьи Клюевых – факт вполне правдоподобный, мать Николая Клюева была из семьи старообрядцев. Смерть матери в 1913 году была для Клюева страшным ударом Памяти матери посвящены «Избяные пени» – одна из вершин зрелой поэзии Клюева. «Мои «Избяные песни» отображают мое великое сиротство и святыню – мать». Эти замечательные строки о матери мы находим в автобиографическом очерке Клюева «Гагарья судьбина».

А.К.Гунтов, биограф поэта, полагает, что мать и отец были грамотными людьми, поскольку в доме находилось «немало старопечатных и рукописных книг».

У Клюевых было трое детей: кроме Николая (младшего) – сын Петр и дочь Клавдия. О Петре Клюеве известно, что он учился в Вытегре, потом стал чиновником в почтово-телеграфном ведомстве, служил в Кронштадте, а после Октябрьской революции – в Вытегре.

Сестра поэта, Клавдия, также училась в Вытегре, затем работала сельской учительницей и приблизительно в 1909–1910 годах вышла замуж за своего земляка Василия Расшеперина и уехала с ним в Петербург. Наезжая в 1911–1915 годах в Петербург, Клюев неизменно навещал Рашепереных и подолгу жил у них.

Напрашивается вывод, что семья Клюева, и тем более будущий поэт, неимела прямого отношения ни к земле, ни к какому-либо другому крестьянскому труду.

В 1893–1895 годах Клюев «учился в церковно-приходской школе, а затем в двухклассном городском училище». После окончания училища Клюев обучался в Петрозаводской фельдшерской школе, но спустя год был отчислен по состоянию здоровья. В1912 году Брихничев писал со слов Клюева «Совсем юным, молоденьким и чистым, попадает поэт в качестве послушника в Соловетский монастырь, где проводит несколько лет». Николай поражал своих современников своей начитанностью, своими обширными познаниями в различных областях.… Не приходиться сомневаться, что и в юном, и зрелом возрасте Клюев учился в основном самостоятельно, много читал, обдумывал и запоминал прочитанное. И своим необычайным развитием обязан только себе, своей исключительной жажде знания. Кроме того, Брихничев предполагал, что «на развитие поэта немало оказало влияния время от времени появляющиеся в селении ссыльные с Кавказа и других мест». Одно из самых загадочных мест в биографии Клюева – его скитания в юности по России, его пребывания на хлыстовском корабле, его связи с сектантами. В одном из своих очерков Клюев утверждал, что бывал на Кавказе, где виделся с разными тайными людьми, что исходил всю Россию с севера на юг от Норвегии до Персии. Клюев любил расцвечивать свою биографию яркими, но вымышленными эпизодами, часто «дурачил» своих слушателей» – подчеркивал А.К.Грунтов. Рассказы Клюева о себе – не сплошной вымысел, в них причудливым образом соединяются факты и фантазия. Используя, возможные подлинные события. Клюев на деле «обогащал», «расцвечивал» эту основу, превращая ее «сказ», который с годами обрастал у него подробностями, совершенствовался. Иначе говоря, Клюев создавал поэтический миф. Все его творчество явственно тяготеет к мифологическому!

Итак, все, что касается первых двадцати лет жизни Клюева, покрыто туманом, сомнительно. Неопределенно!

Поэзия и революция 1905 года

О настроениях и взглядах Клюева в 1903-1904 гг. позволяет судить его раннее стихотворение, носившее свободолюбивый характер. Первые стихотворения в сборнике «Новые поэты» в 1904 году. Это весьма наивные и горькие сетования поэта, остро ощущавшего царящие в жизни разлад, неблагополучие, нарушение естественных связей между Природой и социальным миром. Единственное отдохновение для страдающего поэта – сближение «вольной» и прекрасной Природой:

Я опять на просторе, на воле

И любуюсь красою небес

В этом царстве зеленом природы

Не увижу рыданий и слез

Негодование и гнев поэта нарастает в стихотворениях 1905 года, вызванных к жизни начавшейся в стране революции. Они публиковались в сборниках «Народного кружка», состоявшего из писателей «самородков».

Многое в стихах молодого Клюева напоминает творчество крестьянских поэтов XIX-века и их последователей, поэтов «суриковцев», чья муза была жалобной и заунывной. Основной же темой их творчества была горемычная бедняцкая доля; ведущий мотив – безысходность. Гневные, бунтарские настроения усиливаются в его стихах, начиная с 1905 года. Освобождение народа от великого рабства – этим биографических пафосом проникнуты клюевские стихотворения революционной поры. Он верит, что жизнь изменится с приходом революции.

На революционные события Клюев откликнулся не только свободолюбивыми стихами, поэт с головой погружается в пропагандисткою работу: на собраниях и сходках крестьян призывает к неповиновению властям и разъясняет решения Всероссийского Крестьянского союза. Клюев берется за просветительскую работу, за организацию митинга народной самодеятельности, создание народного театра как одного из главных средств пропаганды массовой революции. Он читает на «красных вечерах» свои стихи, произносит речи, оказывая огромное впечатление на слушателей:

Распахнитесь орлиные крылья,

Бей, набат, и гремите грома, –

Оборвалися цепи насилья,

И разрушена жизни тюрьма!

В апреле 1905 года Клюев был привлечен к дознанию Московским жандармским управлением в связи с распространением в Кусково среди рабочих Московско-нижегородской железной дороги прокламаций революционного содержания.

В конце 1905 – начале 1906 гг. поэт продолжает свою деятельность в родных местах – Вытегорском уезде Олонецкой губернии. В январе 1906 года за антиправительственную пропаганду Клюев был арестован и заключен в тюрьму, где провел четыре месяца, а затем был переведен в петрозаводскую тюрьму, где пробыл еще два месяца. Это было его первое заключение. Благодаря милосердному решению суда, Клюев выходит на свободу после полугода тюрьмы.

Революционный дух Клюева не был подавлен в тюремных стенах. Оказавшись на воле, он немедленно вступает в связь со своими единомышленниками, продолжая писать стихи, проникнутые гражданским пафосом.

В 1905 году в сборниках «Волны» и «Прибой» увидели свет пять стихотворений: «Безответным рабом…», «Где вы порывы Кипучие…», «Народное горе…», «Слушайте песню простую…» и «Гимн свободе». В стихотворении «Слушайте песню простую…» поэт заявил о своем гражданском призвании:

Русская литература 1920-1930гг. / 16. Поэзия Н.Клюева. Особенности поэтики. Образ избы

16. Поэзия Н.Клюева. Особенности поэтики. Образ избы

Начало «новокрестьянской» поэзии положил Николай Алексеевич Клюев. Клюев не был представителем мужицкой Руси,т.к.знал языки, ценил лит-ру, философию.

Клюев отразил в своём твор-ве черты крестьянского сознания: наивность, желание уйти от прогрессивного мира, проклятие в адрес капитализма. Позиция Клюева – борьба с железом, неприятие техники. Железо – символ всего враждебного русскому, природе, деревне.

Особенность поэзии — высокая степень поэтизации крестьянского быта. Николай Клюев называл себя «певцом олонецкой избы».

Василий Князев(поэт) с пронзительной точностью увидел, что природа у Клюева уподоблена «живому богу», что лес у него является «многопридельным хвойным храмом», где каждый из его обитателей выполняет функцию того или иного элемента храма. Клюев, по мнению В.Г. Базанова, «расширяет сферу природы. Она «дополнена» у него крестьянским бытом» .Это единство образует его художественный мир, его «избяной космос». Для Клюева изба – тот же храм со своим религиозным культом, своим этикетом. Поэтому клюевская картина мира выглядит так: живая природа (храм) = хоромы («избяной» космос). Единство этих составляющих и есть Космос, и есть Живой Бог.

Главное для поэта – выразить стихийно-религиозное начало народн.сознания, глубины нац.духа.

1911г – книга стихов «Сосен перезвон» — стихи о Руси, наивном и кротком рус.народе. Рус.деревня рисовалась благодатным, избяным раем.

Образ избы можно назвать центр-м в творч-ве Клюева. В ней и православный, и языческий, и сакральный мир. Изба – вселенная, вмещает в себя все временные и культурные пласты.

Цикл «Избяные песни» (посвящена памятни матери) углубляется тема избы. Изба оказывается неразрывно связана с тем,кто в ней живет,наводит порядок и уют. В этом цикле поэт пишет о том,что умерла мама. И изба переживает чувство утраты вместе с самим поэтом.

Читайте также  Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза»

«Умерла мама» — два шелестных слова.

Умер подойник с чумазым горшком…

«осиротела печь,заплаканный горшок»- Осиротела печь, заплаканный горшок

С таганом шепчутся, что умерла хозяйка

Изба является символом патриархальной России, которая противостоит индустриальному Западу. Изба наделяется мистической сущностью. Изба полна света. Клюев освещает все предметы крестьянского быта. Крестьянская изба — не убогое жилище бедного горемыки, а основа мироздания, целый мир, избяной космос («Беседная изба— подобие вселенной: в ней шолом — небеса, палати — Млечный Путь. »). Изба у него олицетворяется : Насупилась изба. И оком оловянным

Уставилось окно в капель и темноту.

Появляется и тема Востока. Нередко рус.деревня окрашивается в экзотические восточн.цвета. Русь для него – избяная Индия, белая Индия.

Стих-ие «Рождество избы». Процесс строительства избы уподобляется акту высокого поэтического, художественного творения: Будут рябью писаны подзоры, Илудянкой еыпестрен конек По стене, как зернь, пойдут зарубкц;Сукрест, лапки, крапица, рядки, Чтоб избе-молодке в красной шубке, Явь и сон мерещились — легки. «Рожество избы» — акт творения, это созидание, искусство.

Сказочные, фольклорные мотивы. Созданные Клюевым в 20-е годы поэмы «Мать-Суббота», «Заозерье», «Деревня» с обилием фольклорных мотивов и этнографических подробностей, которыми поэт восхищенно любуется.

(Ново)Крестьянские поэты. Ощущали себя соратниками Пролеткульта, восторженно приняли Октябрь. Вторая по многочисленности группа поэтов. Образована Московская трудовая артель художников слова (1918-20). Членами этой артели были Клычков, Орешин, Андрей Белый, Михаил Герасимов, ПавлОвич, Ширяевец.

Очень разные поэты и по масштабу дарования, и по идейно-философским представлениям. Но они одинаково восторженно встретили революцию (осуществление извечной крестьянской мечты о рае крестьянском).

Орешин, Ганин, Ширяевец – стремились упрочить связь с действительностью. Клюев и др., наоборот, убегали от действительности.

Н. Клюев. Судьба очень драматична, трагична.

1962, Ахматова: «Таинственный деревенский Клюев». Трудно было написать портрет. Многие считали его шаманом и колдуном. Биография Клюева намеренно затемнена им самим. Родом с севера, старый старообрядческий род. Биография – скорее апокрифы, намеренно создаваемый образ.

Общался с Блоком, Брюсовым, Гумилевым, Ахматовой. Дружил с Есениным, «дружба-вражда». Духовный вождь новокрестьянского движения.

Первые книги вышли в 1911-12 гг. Это «Сосен перезвон» и «Братские песни». Именно они принесли Клюеву известность. Его заметили многие известные поэты. В 1915 г. Клюев знакомится с Есениным. «Медный кит» (1918), «Львиный хлеб» (1922), «Четвертый Рим» (1922).

В 1926 г. пишет две поэмы: «Заозерье» и «Деревня». Через два года – последняя прижизненная книга «Изба» и «Поле» (1928).

4 стихотворения опубликованы в 1932 г.

В начале 30-х переезжает в Москву. Годы расцвета творчества. Стихотворений множество; поэма «Песнь о великой матери». Жизнь в полной нищете; травили в печати. Друзья пытались помочь, но из этого ничего не выходило. Предчувствия гибели, смерти.

В 1934 г. по ордеру, подписанному Аграновым (друг Лили Брик, через нее приблизился к Маяковскому) Клюев был арестован. Обвинение в контрреволюционной пропаганде. Он был судим и сослан в Томскую область, пос. Колпашово. Его друзья продолжали за него хлопотать. После их попыток заступиться его перевели в Томск. Жил там до 37 года → арест → расстрел (37 г.) за чтение поэмы «Погорельщина».

Художественный мир. Генезис клюевских идей – в народных представлениях о жизни. Поэзия от земли и народа. Неизменное присутствие во всех стихах земной тяжести, житейской заботы. Все пронизано крестьянским бытом; вещественная определенность. . Связь крестьянской работы с творчеством. Фактически для Клюева это синонимы. На этом стыке рождается образ избы (центр космогонии Клюева).

Образ избы – центральный. + образ матери («Избяные песни» (памяти матери)). Изба – символ патриархальной крестьянской России, которая противостоит индустриальному Западу. В повседневной жизни избы открывается священное и вечное. Изба одухотворенна; изба как вселенная.

Тема востока – сказочная Индия. Избяное царство – белая Индия, мистическая страна духа. Клюев хотел бы видеть деревню такой, как Индия: яркой и красочной. Индия – призрачная страна духа.

Во многих стихотворениях слово «изба» даже выносится в заголовок. «Рождество избы» — возведение избы – священный акт, уподобляется рождению бога. Для него строение, т.е. рождение избы больше, чем просто что-то физическое. Это нечто божественное.

Тяжеловесную, земную, статичную поэтику Клюева много критиковали. Противопоставляли Есенину (легкая, изящная поэзия).

Все святые уживаются в избе. Шестикрылый серафим – хозяин, домовой. Святые могут напомнить греческих богов или просто людей труда, простых крестьян, которых Клюев ставит в один красный угол с апостолами и великомучениками.

Его называли кулацким поэтом (они подменяли эстетику идеологией и политикой).Клюев принял революцию как осуществление мечты о справедливости. Принял революцию с крестьянским уклоном – принятие крестьянской мечты. Но реальность была иной.

Критики рапповского толка: антитехницизм – оппозиция новой жизни, социализму, техническому прогрессу. Вся сказочная часть реакционна и враждебна. А это страх за судьбу красоты. Красоту важно спасать самому. «Не железом, а красотой копится радость». «Мне сказали, что ты умерла» (≈ посвящено Ахматовой) – о красоте. «Я болен сладостным недугом» — о красоте, о России.

Сказка – мечта о райской жизни => фольклорные мотивы.

Часто встречается образ Китеж-града.

Все якобы религиозные концепции мира в поэзии Клюева – не что иное, как народная сказка, сказка-мечта о райской жизни.

В последних стихотворениях меняются интонации, появляется простота, умиротворение. Библейский пафос уходит. Явственно слышится есенинская интонация («Белый ромашковый цвет»). Клюева называли Аввакумом 20 века.

Николай Клюев

Клюев Николай Алексеевич (1884-1937), русский поэт , представитель так называемого новокрестьянского направления в русской поэзии XX века .

Родился 10 (22) октября 1884 в селе Коштуг Вышегородского уезда Олонецкой губернии, одной из глухих деревень русского Севера, в крестьянской старообрядческой семье традиционно крепкого морального закала, что оказало большое влияние на характер и творчество будущего поэта. От своей матери, Прасковьи Дмитриевны, унаследовал любовь к народному творчеству — к песням, духовным стихам, сказам, преданиям. Она же научила его грамоте. В 1893-1895 учился в церковно-приходской школе, много занимался самообразованием. Затем перешел в двухклассное городское училище, после окончания которого в течение года учился в Петрозаводской фельдшерской школе. Ушел по болезни. В 16 лет, надев на себя вериги, ушел «спасаться» в Соловки, затем подвизался в роли псалмопевца Давида в раскольничьем «корабле». Странствия по России, участие в движении сектантов, носившем в те годы отчетливый характер социальной оппозиционности, во многом определили творчество Клюева.

Первые стихи опубликовал в 1904 («Не сбылися радужные грезы…», «Широко необъятное поле…»). За революционную пропаганду в 1906 был заключен в тюрьму. В 1908 в «Нашем журнале» (№ 1) анонимно опубликовал статью «В черные дни». («Из письма крестьянина»), где доказывал «врожденную революционность глубин крестьянства». В 1907-1912 переписывался с А.А. Блоком, который увидел в Клюеве персонифицированное воплощение своей мечты о единстве двух Россий, мистически-патриархальной и крестьянско-бунтарской, и помог Клюеву издать в Москве поэтические сборники «Сосен перезвон» (1911, 2-е изд. 1913, с предисловием В.Я. Брюсова, где мэтр отметил «первенство» Клюева среди крестьянских самородков), «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913). Выдержанные в стиле раскольничьих песнопений, духовных стихов и апокрифов, тяготеющих к обличениям протопопа Аввакума (что заставило некоторых критиков увидеть в Клюеве прежде всего талантливого подражателя и имитатора), они были близки также символизму блоковского образца.

В 1915-1916 Николай Клюев — глава так называемых новокрестьянских поэтов (С.А. Есенин, называвший Клюева «апостолом нежным», С.А. Клычков, П.В. Орешин, В.А. Ширяевец (Абрамов) и др.). В 1916 выпустил посвященный событиям военных лет сборник «Мирские думы», содержащий главным образом стихи, близкие народным плачам и причитаниям. В 1917-1918 поэта поддерживала литературная группа «Скифы», в ее одноименном альманахе Клюев в эти годы опубликовал циклы «Земля и железо», «Избяные песни» (посвящен матери, «былиннице» и «песеннице») и др.

Принципиальным было для Николая Клюева сохранение «дедовской веры» — даже в контексте принимаемых поэтом революционных преобразований (сборники «Песнослов», кн. 1-2, «Медный кит», оба 1919; «Избяные песни», 1920; «Изба и поле», 1928; поэмы «Мать-Суббота», 1922; «Плач по Есенину», «Заозерье», обе 1927).

После публикации поэмы «Деревня» (1927) Клюев был подвергнут резкой критике за тоску по разрушенному сельскому «раю» и объявлен «кулацким поэтом». Ноты «кулацкого» протеста звучали в известных по фрагментам поэмах Клюева «Соловки» и «Погорельщики», 1927; в опубликованной в 1991 поэме «Песнь о Великой Матери», проникнутой автобиографическими и провиденциальными мотивами, в стихотворном цикле «О чем шумят седые кедры» (1933).

В 1932 из Ленинграда, где он жил с начала 1910-х годов, Николай Клюев переехал в Москву. В 1934 был арестован и выслан из Москвы сроком на пять лет в город Колпашево Нарымского края, Томской обл. «Я сослан за поэму «Погорельщина», ничего другого за мной нет», — писал он из ссылки. К середине 1934 Клюева переводят в Томск, где он продолжал много писать, несмотря на подавленное состояние духа и болезни. Мучительно переживая свой вынужденный отрыв от литературы, он писал: «Не жалко мне себя как общественной фигуры, но жаль своих песен-пчел, сладких, солнечных и золотых. Шибко жалят они мое сердце».

5 июня 1937 полупарализованный Николай Клюев был арестован в Томске «за контрреволюционную повстанческую деятельность». Сибирское НКВД сфабриковало дело о церковно-монархической организации «Союзе спасения России», готовившем якобы восстание против советской власти, в котором роль одного из вождей приписывалась Клюеву. Между 23 и 25 октября 1937 Николай Клюев был расстрелян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: