Любовная лирика М.Ю.Лермонтова - ABCD42.RU

Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Любовная лирика Лермонтова и ее особенности

Все великие поэты и писатели без чувства возвышенной любви к женщине не смогли бы ни жить, ни дышать, ни творить. Она же играла в их жизни трагическую, а зачастую и роковую роль. В творчестве поэта Лермонтова много романтической лирики, но если Пушкин писал о любви почти всегда восторженно и вдохновенно, то Лермонтов, в предощущении разочарования и несбыточности, писал о ней с грустью и тоской. Но все же и у него бывали редкие минуты счастья. Любовная лирика Лермонтова получала вдохновение благодаря многим женщинам. Остановимся на самых ярких его романах.

Адресаты. Любовная лирика Лермонтова

Да, женщин у поэта Лермонтова было немало, и, конечно же, он воспевал свои чувства к ним в своих произведениях. Среди них можно выделить несколько самых ярких его муз, к которым поэт испытывал неподдельные чувства. Это, прежде всего, В. А. Лопухина, Н. Ф. Иванова, Е. Г. Быховец, Е. А. Сушкова, М. А. Щербатова. Но и это еще не все нежности и вдохновения адресаты. Любовная лирика Лермонтова занимает одну из ведущих позиций в его творчестве.

Лирический герой

Он желает любить жертвенно и самозабвенно, искренне и преданно. Но властвующая дисгармония жизни всегда нарушала красоту и идеалы, которые, проходя сквозь призму интриг и сплетен светского общества, становились пошлыми и оскверненными, очерненными и растоптанными. Поэтому в своем стихотворении «Отчего», посвященном Наталье Ивановой, любовная лирика М. Лермонтова в тот период выразится в строках:

«Мне грустно, потому что я тебя люблю. ».

У него любовь всегда неразлучна с печалью.

Наталья Иванова

Любовная лирика Лермонтова включала в себя так называемый «Ивановский цикл» (1830-1832 гг.), насчитывавший около 40 стихов. Наталья Федоровна Иванова – адресат юношеских лермонтовских стихотворений. Она была дочерью московского литератора Ф. Ф. Иванова. В свои семнадцать она стала предметом вожделения шестнадцатилетнего Лермонтова. Среди стихотворений можно выделить «Я не унижусь пред тобою», «Время сердцу быть в покое», «Когда одни воспоминанья» и другие. Их отношения были сложными. Сначала Лермонтов встретил приязнь и внимание, но потом они резко сменились на холодность и непонимание. Их отношения были тотчас разорваны. В эти минуты Лермонтов ощущал себя оскорбленным и униженным и даже желал для себя смерти. Позже он назовет ее «бесчувственным холодным божеством».

Варенька Лопухина

В студенческие годы, в 1832 году, Лермонтов был представлен русской дворянке Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди полюбили друг друга, причем Лермонтов бережно хранил в сердце образ девушки до самой смерти. Их чувства на тот момент были взаимны, но родители девицы в 1935 году решили выдать ее замуж, подыскав выгодную партию — богатого помещика Н. Ф. Бахметева, который был намного старше ее. Возможно, на брак повлияли слухи об ухаживаниях Мишеля за Екатериной Сушковой.

Любовная лирика Лермонтова принимает новый поворот. Современные литературоведы уверены, что Вареньке Лермонтов посвятил немало своих произведений, стихов и поэму «Демон». Она же, Лопухина, стала прототипом Веры в повести «Герой нашего времени», которую любил Печорин, похожий на самого автора. В драме «Два брата» гений тоже высказывается о неравных браках по расчету, намекая на семью Варвары.

Может быть, и была Варенька верной и покорной женой, но счастливой ей стать не довелось — муж был ревнив и не разрешал даже вспоминать о Лермонтове. Но она так и не смогла забыть поэта.

Ей Лермонтов посвятил стихотворение «Она не гордой красотою».

После ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов виделся с Лопухиной-Бахметевой. К тому времени она уже была больна, и вид ее немного удручал.

Лермонтов посвятил ей стихотворение «Ребенку». В этот период была красива и нежна любовная лирика Лермонтова. Стихотворения трогают до глубины души.

В 1841 году, когда не стало Лермонтова, нервы Варвары совсем сдали, восстанавливать силы она не хотела ни в Москве, ни за границей, потом она сильно ослабла и в 1851 году, когда ей исполнилось всего 36 лет, скончалась. История этой любви запечатлена в романе Лермонтова «Сказки Золотого века».

Екатерина Сушкова

Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.

Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.

История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.

Мария Щербатова

Вдовой Марией Алексеевной Щербатовой Лермонтов был увлечен в период с 1839 по 1840 годы. Он не знал, любила она его или нет, но у него было желание бросить к ее ногам весь мир. Она была украинкой по происхождению, высока и стройна, с копной блестящих, бронзового оттенка волос. И опять на пике оказалась любовная лирика Лермонтова. Стихи, посвященные прекрасной вдове, содержали такие строки: «Мне грустно, что я вас люблю…». Ей же он посвятит стихотворение «М. А. Щербатовой».

Екатерина Быховец

Быховец Екатерина Григорьевна была дальней родственницей Лермонтова. Скорее всего, он познакомился с ней в доме у тетки, М. Е. Быховец, в период с 1838 по 1841 год. По мнению Екатерины Григорьевны, она напоминала Лермонтову Лопухину, видимо, поэтому он посвящает ей стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Так постепенно утрачивает свою силу любовная лирика Лермонтова, стихи еще сильнее наводят тоску об утраченных чувствах, жизнь великого гения подходит к концу.

Быховец имела много поклонников, причем из окружения поэта. Он имела смуглый цвет лица и карие очи. Она говорила, что Лермонтов не любил танцевать, но был очень веселым. Однако с ней он был настоящим и почти всегда грустил. Скорее всего, это было предчувствием надвигающейся беды. С ним Екатерина Григорьевна была и в день дуэли, у нее на глазах прошли последние минуты великого поэта. Потом Быховец писала в своих воспоминаниях, что утром они беседовали, а потом ездили с Лермонтовым и общими друзьями на пикник.

Роковая любовная лирика М. Ю. Лермонтова

В одесской газете потом напишут, что «15 июля 1841 года, в 5 часов вечера, разразилась сильнейшая буря с громом и молниею». Именно в это время между горами Бештау и Машуком будет убит Лермонтов. Пуля из револьвера Мартынова пройдет сквозь сердце поэта. Одна из версий причин дуэли — насмешки Лермонтова над свои другом Мартыновым и его сестрой Натальей Соломоновной, которую поэт якобы карикатурно изобразил в знаменитом произведении «Герой нашего времени». А она была сильно увлечена им и думала, что это взаимно. В этой повести он как будто предрек свою судьбу.

Любовная лирика Лермонтова

Статья для подготовки к сочинению на тему: Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

В любовной лирике Лермонтова почти всегда прослеживаются автобиографические мотивы, в этом отношении она более субъективна, чем лирика Пушкина. Исследователи выделяют циклы стихов, посвященных Наталье Ивановой, Екатерине Сушковой, Варваре Лопухиной и др. Характер любовного чувства, воплощенный в стихах Лермонтова, также отличается от «лелеющей душу гуманности» пушкинских стихотворений. Если у Пушкина любовь – это светлое чувство, то у Лермонтова с самой ранней юности оно окрашено в мрачные тона.

Лирический герой его любовных стихотворений – это одинокая личность, противостоящая всему миру. Он ни в чем не может найти себе утешения, даже в любви его преследуют измена и предательство. В стихотворении 1832 года «Я не унижусь пред тобою. », относящемся к Ивановскому циклу, поэт упрекает свою возлюбленную, которую он боготворил и ради которой он «был готов на смерть и муку», в коварной измене. Ему горько оттого, что она не оценила его любовь, что «не была сначала, какою стала наконец».

В связи с мотивом одиночества и обмана в стихах Лермонтова появляется образ нищего, отверженного и презираемого всеми. В стихотворении «Нищий» 1830 года, которое принадлежит Сушковскому циклу, жаждущий ответной любви лирический герой сравнивает себя с бедняком, просящим подаяния, чтобы не умереть с голода. Но его надежда на помощь и сострадание людей не оправдалась: кто-то в насмешку положил камень в его протянутую руку. Так, лучшие чувства героя стихотворения были обмануты. Любовь, о которой он молил, оказалась ему недоступной, а сам он отвергнут своей возлюбленной.

Читайте также  Знание - сила. Ф. Бэкон

Из юношеских увлечений наиболее глубокий след в сердце Лермонтова оставила Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Ей посвящен ряд стихотворений, в том числе «Молитва», написанная в 1837 году. Лирический герой, представляющий себя «странником в свете безродным», тоже нуждающимся в заступничестве, молится о счастье дорогой ему женщины. Он хочет вручить ее Божьей Матери, «теплой заступнице мира холодного». Герой просит «окружить счастием душу достойную», дать ей «сопутников, полных внимания», «молодость светлую, старость покойную». Однако этому не суждено сбыться: Варенька Бахметева умерла в возрасте тридцати шести лет, через десять лет после Лермонтова.

В последние дни жизни Лермонтов встречался на Кавказе со своей родственницей Екатериной Быховец, напоминавшей ему Вареньку. С ней он охотнее всего разговаривал о «подруге юных дней». Оттого посвященное Быховец стихотворение 1841 года начинается словами: «Нет, не тебя так пылко я люблю. » Здесь не говорится, что поэт все еще любит другую, он любит «прошлое страданье» «и молодость погибшую» свою. В отличие от «Молитвы», в этом стихотворении, как обычно у Лермонтова, речь идет прежде всего о нем самом, о его собственных чувствах и переживаниях. Прошлое для него не умерло и образ любимой еще жив в памяти, хотя о «подруге юных дней», навсегда потерянной, лирический герой думает как об умершей. Он, глядя на присутствующую девушку, видит «в устах живых уста давно немые», а «в глазах огонь угаснувших очей». Разлука для его ранней возлюбленной оказалась подобной смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, ее «очи» угасли и потеряли блеск.

За несколько месяцев до смерти, в 1841 году на Кавказе, Лермонтов написал пророческий «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »). Лирический герой этого стихотворения рассказывает свой сон, в котором он видит себя убитым, лежащим в долине Дагестана. Однако и в «мертвом сне» он видит «вечерний пир в родимой стороне», вероятно в Петербурге, хотя для сосланного на Кавказ «родимая сторона» – это уже вся Россия. На сияющем огнями вечернем балу, по контрасту с тем, что случилось в Дагестане, между юными женами идет веселый разговор о герое. Однако одна из них не вступает в этот разговор, она тоже видит сон, в котором ей снится долина Дагестана, «знакомый труп», вернее труп знакомого, и рана, дымящаяся в его груди. Разделенные пространством, герой и одна из юных жен оказались близки внутренне в роковой час его кончины. Однако эта близость не приносит им счастья, она лишь усугубляет трагизм происшедшего. «Он теряет вместе с жизнью ее, она теряет его, и оба в грезах видят друг друга: мертвый – живую, живая – мертвого».

В 1840 году написано «Завещание» – стихотворение также об умирающем от раны в грудь офицере, дающем последние поручения боевому товарищу. Однако этот персонаж явно не из светской среды, он скорее близок к Максиму Максимычу из «Героя нашего времени», но моложе его. Герой ничуть не идеализирован, он даже не знает, живы ли его родители, потому что «писать ленив». «Если кто из них и жив», ему было бы жаль опечалить их известием о своей смерти. Не жаль лишь соседку, которая о нем и не спросит. Он хочет, чтобы его товарищ рассказал ей всю правду, «пустого сердца» жалеть не нужно: «Пускай она поплачет. / Ей ничего не значит!» Герой этого стихотворения – человек, чьей судьбой никто особенно не озабочен. Однако он не окончательно огрубел на войне, вдалеке от дома. Характерно и его обращение к другу («брат»), и то, что он не забыл своей давней личной драмы, хотя любимая оказалась недостойной его. Любовь и смерть у Лермонтова и здесь оказываются рядом. Однако внимание поэта к простому, бесхитростному человеку другого социального круга свидетельствует о его гуманности, и это нечто новое в творчестве Лермонтова. Теперь он не только сам страдает оттого, что не видит рядом родной души, но и сострадает другому, также обреченному на одиночество.

Любовь для Лермонтова всегда оставалась прекрасным романтическим идеалом, недосягаемым и противоречащим действительности. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » 1840 года лирический герой, находясь на новогоднем балу, который не приносит ему радости, вспоминает о своем прошлом, мечтает о любви. Бегство в память и в мечту – любимый романтический мотив Лермонтова-поэта. Не имея возможности полюбить ни одну из надменных и холодных светских красавиц, присутствующих на балу, он создает в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной: «С глазами, полными лазурного огня. » Этот вымышленный образ, создание его мечты, целиком овладевает сердцем героя, он любит ее, думает только о ней и плачет. Но мечта – это не реальность, опомнившись, лирический герой узнает обман, и ему хочется бросить в лицо светскому обществу «железный стих, облитый горечью и злостью».

Тоска по родной душе, сопровождавшая Лермонтова на протяжении всей его жизни, осталась неудовлетворенной. Об этом говорится в стихотворении «И скучно и грустно. » 1840 года. Обреченному на полное одиночество даже «в минуту душевной невзгоды» лирическому герою некому подать руку, рядом с ним нет близкого, любящего человека, способного выразить сочувствие и понимание, оказать поддержку. Любовь как временное чувство не приносит ему удовлетворения, а вечная любовь невозможна. Оттого вся жизнь кажется ему «пустой и глупой шуткой».

Любовная лирика Лермонтова свидетельствует о полном разочаровании поэта в любви, которая оказалась недосягаемым романтическим идеалом. Он переживает свою отверженность и одиночество, остро чувствует роковое неустройство его собственной и всеобщей жизни. Эта всеобщая разобщенность, трагическая безысходность осознаются им как непреложный закон бытия.

Стихи Михаила Лермонтова о любви: Любовная лирика

Список стихотворений:

Отзывы: 8

У Лермонтова любовь занимает главную позицию во всем его творчестве. Он очень красочно описывает все свои переживания, расставания, измены. Описывает и в некоторых стихах может мстить неверной за свою обиду.

Я читаю лирику Лермонтова, когда у меня самого настроение лирическое. Просто гениальный поэт, во всём гениален, он может писать хоть про войну, хоть про любовь и у него всё получается на высшем уровне.

Мне нравится. К чему слова….

Просто…….Нечего сказать…….
Это то чувство,когда слова вызывают сильнейшие эмоции.И сердце выпрыгивает и парит в небе,наслаждаясь чудными мгновениями.

Это мой самый любой поэт. Его стихи от души и о жизни, которую он прожил. Была любовь, страсть, измены, предательства, всякое. Но он просто супер!

Мой любимый поэт… гениальный ! И всегда под настроение… перечитываю снова и снова…

Лермонтов писал такие стихи и произведения которые прям душевны

Не зря о Лермонтове говорят «гениальный поэт | великий поэт»

Стихи Михаила Лермонтова о любви: Любовная лирика: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты
Читайте также  Множества. Операции над множествами

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Любовная лирика Лермонтова

Значимость любовной лирики

Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.

До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.

Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».

Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

Любовь и творчество поэта

Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.

Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.

Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

Любовные произведения Лермонтова

Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.

Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.

Любовная лирика М. Ю. Лермонтова

Материал для сообщений учащихся

Пылкий, восприимчивый, несущий в душе «неземной пламень», Лермонтов рано стал писать стихи и влюбляться. Ему не везло, он не стал счастливым и уверился в своей роковой судьбе, в невозможности личного счастья.

Удел героя – трагическое одиночество. Опустошенная страданиями душа не способна ответить на чувство.

В 1830 году А.М. Верещагина, кузина Лермонтова, познакомила его с 18-летней Екатериной Сушковой (1812-1868). Светская красавица, она посмеивалась над чувствами поэта к ней.

Сушкова вспоминала: «У Сашеньки (Верещагиной) встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красивыми, но умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой».

«Мне восемнадцать лет, — говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».

Но именно в это время Сушкова «предсказывает» Е. А. Арсеньевой «великого человека в косолапом мальчике с умными глазами».

В 1832 году М. Ю. Лермонтов переезжает в Петербург, поступает в школу гвардейских прапорщиков, которую оканчивает в ноябре 1834 года. Он был зачислен в лейб-гвардии Гусарский полк. Именно здесь, в Петербурге, произошла новая встреча с Екатериной Сушковой, известной в свете кокеткой.

Лермонтов, встретив Сушкову в Санкт-Петербурге, решил ей отомстить: вскружил ей голову и расстроил ее предстоящее замужество со своим другом Алексеем Лопухиным.

История их отношений нашла свое отражение в повести “Княжна Лиговская”. Сушкова до конца жизни так и не узнала, что письмо, ее скомпрометировавшее и приведшее к разрыву с женихом, было написано Лермонтовым.

Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку.

В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях.

В предисловии к драме “Странный человек” Лермонтов говорит: “Лица, изображенные мною, все взяты с природы, и я желал бы, чтобы они были узнаны, – тогда раскаяние, верно, посетит души тех людей”. Но раскаяние, вероятно, не посетило душу Н.Ф. Ивановой, она вышла замуж, и уехала в Курск.

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв относится примерно к лету 1831 года.

У Лермонтова есть примерно 40 стихотворений, носящих название “Ивановский цикл”.

Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме № 2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных, Миша и Алексей подружились.

У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился.

Новый образ, образ Вареньки Лопухиной, овладевает Лермонтовым на всю жизнь.

«Лермонтов был страстно влюблен … в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную Лопухину; это была натура пылкая, восторженная , поэтическая и в высшей степени симпатичная… как теперь помню ее ласковый взгляд и светлую улыбку: ей было лет пятнадцать-шестнадцать …»

Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Читайте также  С. Т. Аксаков и А. С. Пушкин

Лопухина осталась в Москве. Они не знали, на какой срок расстаются. Оказалось – простились навсегда! Произошла роковая ошибка. Ошибся Лермонтов. Ошиблась и она.

Военная служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей.

Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку.

Родственник Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминал: “В это время (до 1837 года) я имел случай убедиться, что первая страсть Мишеля не исчезла. Мы играли в шахматы, человек подал письмо; Мишель начал его читать, но вдруг переменился в лице и побледнел, я испугался и хотел спросить, что такое, но он, подавая мне письмо, сказал: “Вот новость — прочти!” И вышел из комнаты. Это было известие о предстоящем замужестве В.А. Лопухиной”.

Варвара Александровна Лопухина (1814-1851) в 1835 году вышла замуж за Н.Ф. Бахметева, чиновника, который был значительно старше ее.

Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью:

В моей груди изгладить не успели

Столь много лет и столько мук иных-

Волшебный стан и пару глаз больших.

В феврале 1838 года Лермонтов пишет письмо в Москву, оно адресовано сестре Вареньки – Марии Лопухиной. В нем стихотворение, озаглавленное “Молитва странника”. Странник — это сам поэт, а молит он о “деве невинной”, душе достойной”. Скорее всего, оно обращено к Варваре Лопухиной.

Окружи , счастие , душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования!
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную. (1837)

В последний раз Лермонтов и Лопухина встретились 20 июня 1838 года в Петербурге. К этому времени уже перестало быть семейной тайной: брак Варвары Лопухиной был неудачен.

Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминает, что Варвара Александровна была в Петербурге проездом за границу: «Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как прежде».

Только раз Лермонтов имел случай в третьем месте видеть дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, потом горько заплакал и вышел в другую комнату. После этого он написал стихотворение «Ребенку»:

О грезах юности томим воспоминаньем,

С отрадной тайною и тайным содроганьем,

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю…

О, если б знало ты, как я тебя люблю!

Как милы мне твои улыбки молодые,

И быстрые глаза, и кудри золотые,

И звонкий голосок! – Не правда ль, говорят,

Ты на нее похож? – Увы! Года летят;

Страдания ее до срока изменили,

Но верные черты тот образ сохранили

В груди моей; тот взор, исполненный огня,

Свое последнее стихотворение

«Нет, не тебя так пылко я люблю»

Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. Оно было обращено к родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быховец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни. Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив.

Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась воспоминаниями о нем.

«Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта», – писал П.А. Висковатов.

Литературные критики говорили, что черты Вареньки Лопухиной нашли свое отражение в образах княжны Мери и Веры из романа “Герой нашего времени”.

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец (1820 – 1880), дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи. Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича. Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерин е Быховец, он написал:
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие.

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова — своеобразие темы, стихи и их особенности

Сочинение на тему «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова» — довольно частое явление на уроках русского языка и литературы в старших классах. Стихи поэта на тему любви неоднозначны, женщина воспринимается не как абстрактный образ, наделенный определенными качествами.

Это не идеализированная «особа», а конкретный человек, к которому поэт испытывает сильные чувства, побудившие его создать стихотворение. Пожалуй, это отличает Лермонтова от других поэтов, которые творили до него и после.

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Проведя анализ непродолжительной жизни поэта, можно понять, что любовных отношений в ней было не так уж и много. Виной всему образ Лермонтова, впечатление, которое он производил на окружающих.

Одна из его муз, А. О. Смирнова, которой посвящены многие произведения лирического характера, говорила, что Михаил Юльевич производит впечатление злого, дерзкого человека. Но на деле он добрый, частный и порядочный. Просто свои хорошие качества умело прячет под маской дерзости.

История жизни поэта драматична, но это не значит, что в ней не было искренних чувств. Варенька Лопухина – первая любовь автора.

Он описывает ее как легкую, красивую и довольно умную девушку, которая умела вдохновлять. Все вокруг оживало, когда она представала перед ним.

Но увы, эти чувства были обречены. Несмотря на то, что Лермонтов любил Варвару Александровну, она была вынуждена выйти замуж за другого мужчину.

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве. Образ кокетки вдохновил его на написание 11 стихотворений, которые были объединены в цикл. Повторная встреча Сушковой и Михаила Юрьевича состоялась в Петербурге, но тогда красавица уже готовилась выйти замуж, причем ее избранником стал друг поэта.

С Александрой Воронцовой-Дашковой отношений у Лермонтова не было, на момент знакомства она была уже замужем. Но живость, остроумие и необычный взгляд на жизнь, вдохновили поэта на написание одного из своих лучших произведений «К портрету».

Стихотворения Лермонтова о любви и их особенности

У Лермонтова тема любви прослеживается в ранних и поздних произведениях. Если говорить кратко, то отыскать это чувство можно во многих стихотворениях поэта.

Естественно, что в юношеском возрасте чувство не приносит Лермонтову радости, о чем он говорит в одном из своих произведений:

«Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно».

Эти строки Михаил Юрьевич написал, когда ему ещё не было и 17 лет. Но видно, что переживания автора глубоки.

Тема любви переплетается с разлукой, неверностью дамы, разочарованием, итогом является отказ автора от всего:

«Ты знаешь, мира и забвенья

Не надо мне!».

Проблема заключается в том, что лирический герой не ищет пути к сердцу возлюбленной. Он не рыцарь и не готов завоевывать даму:

«И я бы мог быть счастлив; но зачем

Искать условий счастья в былом!».

В чем своеобразие любовной лирики М. Ю. Лермонтова?

У Михаила Юрьевича тема любви тесно переплетается с темой свободы. Она непременно «пропитана» разочарованием, разлукой. Поэт воспринимает свои чувства особенным образом, переживает их.

Создается впечатление, что любовь, как таковая, тяготит его. Он пытается избавиться от нее, но не может. Чувства лишают его ощущения свободы, к которому М. Ю Лермонтов так стремится. В каком-то смысле любовь ограничивает поэта, сковывает его.

Лирические мотивы в творчестве А. С. Пушкина чем-то похожи, но у Лермонтова любовь ассоциируется со страданием, приносит ему определенные муки. Что нехарактерно для столь возвышенного чувства, которое придает легкость.

Автор замыкается в себе, не раскрывается, по этой причине любовь приносит ему боль, неудобства. Заставляет писать тягостные стихи, в которых он выражает свои эмоции.

Если обычно любовь приносит радость и счастье, то в поэзии Лермонтова это скорее негативное чувство, чем позитивное, которое он испытывает к конкретной женщине.

В то же время эмоции заставляют поэта особенным образом относиться к избраннице, которая их вызвала. В творчестве это хорошо прослеживается.

В чем же причина такого восприятия? Пожалуй, в индивидуальных особенностях характера, ведь люди творческого плана всегда чувствуют иначе, тоньше. Придавая своим эмоциям особое значение.

Чтобы написать сочинение на тему лирики в творчестве М. Ю. Лермонтова, недостаточно просто прийти в класс и «отсидеть» урок. Необходимо прочувствовать стихи поэта, понять его переживания и эмоции, вызванные этим чувством. Осознать, кому посвящены лирические произведения, и что так восхитило или разочаровало автора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: