Методика обучения технике легкоатлетических видов. Метание диска - ABCD42.RU

Методика обучения технике легкоатлетических видов. Метание диска

Техника и методика обучения метанию диска

Напечатано:: Гость
Дата: Четверг, 16 Сентябрь 2021, 16:49

Оглавление

  • 1. Техника метания диска
  • 2. Обучение технике метания диска

1. Техника метания диска

Анализируя технику метания диска, выделяют: держание снаряда, исходное положение и предварительные действия, поворот, финальное усилие, торможение.

Держание снаряда. Плоскость диска прилегает к ладонной поверхности кисти. Ребро диска упирается в последние фаланги четырех пальцев, находящихся в согнутом и свободно разведенном положении, большой палец лежит на плоскости диска. Запястье расслабленное и прямое (рис. 28).

Рис. 28. Держание диска

Исходное положение и предварительные действия. Метатель стоит в дальней части круга от сектора спиной по направлению метания. Ноги немного шире плеч. Верхнеплечевой пояс расслаблен, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги. Предварительные действия направлены на придание начальной скорости снаряду и создание оптимальных условий для входа в поворот. Для этого метатель выполняет круговые движения рукой с диском на уровне плеч в левую сторону и вправо-назад. Левая рука выполняет такие же движения, являясь противовесом для правой руки. Одновременно с переносом диска в ту или другую сторону тяжесть тела также поочередно переносится на ту же ногу. Движение в левую сторону может выполняться двумя вариантами: 1) когда рука с диском идет влево к левому плечу, рука слегка сгибается в локтевом суставе, диск кладется как бы на ладонь левой руки, т. е. левая рука поддерживает диск, чтобы он не упал; 2) когда правая рука с диском идет влево, рука слегка сгибается в локтевом суставе, кисть поворачивается ладонью вверх, т.е. диск как бы открывается. Тяжесть тела переносится на левую ногу.

При движении правой руки с диском в правую сторону и назад рука выпрямляется в локтевом суставе, ладонь правой кисти накрывает диск сверху. Движения выполняются на уровне плеч, отводя правую руку назад до предела, при этом диск может быть и выше плеч. Тяжесть тела переносится на правую ногу. Диск должен двигаться по наибольшему диаметру, движения следует выполнять свободно и размашисто. Скорость движения руки должна быть оптимальной, т.е. такой, чтобы под ее действием возникала бы центробежная сила, давящая ребром диска на фаланги пальцев и не дающая диску упасть вниз. При переносе тяжести тела на одну ногу другая поднимается на носок, слегка поворачиваясь коленом внутрь. Ноги должны быть полусогнуты в коленных суставах, туловище слегка наклонено вперед. Таких круговых движений рукой метатель выполняет от одного до трех (рис. 29).

Рис. 29. Исходное положение и предварительные действия метателя диска

Поворот. В момент, когда рука с диском уходит назад, тяжесть тела — на правой ноге, левая нога и левое плечо начинают выполнять вход в поворот. Для этого делается резкое отведение левой руки назад, активный поворот на левом носке кнаружи и отталкивание правой ногой от опоры, посылая тяжесть тела в сторону левой ноги. После отрыва правой ноги от опоры, которая маховым круговым движением переносится к центру круга, одновременно происходит поворот на левом носке и отталкивание левой ногой от опоры. Метатель находится в безопорном положении, продолжая вращение вокруг своей вертикальной оси, для этого левая нога подхватывает круговое движение правой ноги, но движется по более малому кругу, чем правая нога. В момент постановки правой ноги на опору левая нога быстрым круговым движением ставится вперед к обручу, влево за воображаемую ось сектора (рис. 30).

Рис. 30. Выполнение поворота в метании диска

Метатель приходит в двухопорное положение. При правильно выполняемом повороте верхнеплечевой пояс и рука с диском должны отставать от движений ног, метатель должен как бы тянуть диск за собой (принцип кнута). И левая рука, слегка согнутая в локтевом суставе, и правая рука с диском, полностью выпрямленная, находятся на уровне плеч, совершая поворот. Желательно до минимума свести вертикальные колебания диска при повороте. Поворот выполняется на полусогнутых ногах, стараясь снизить вертикальные колебания ОЦМ, и должен быть «стелящимся». С момента постановки левой ноги на опору, не давая телу двигаться вперед, начинается фаза финального усилия (рис. 31).

Рис. 31. Положение метателя диска перед финальным усилием

Финальное усилие — фаза, осуществляющая при помощи ног передачу набранной энергии снаряду. Мышцы ног, корпуса тела и, в меньшей степени, руки придают скорость снаряду. Правая рука направляет снаряд в нужном направлении под оптимальным углом вылета.

После постановки левой ноги в упор правая нога, поворачиваясь, начинает выпрямляться в коленном суставе, поднимая правую часть таза вперед и вверх. Левая нога сдерживает движение левой части таза вперед. Правое плечо и диск должны заметно отставать. В момент, когда поперечная ось плеч приближается к перпендикуляру направления метания, левая рука резким движением отводится назад на уровне плеч, растягивая мышцы груди. Правая рука движется вперед-вверх, плоскость поверхности ладони правой руки соответствует углу вылета диска. Диск отрывается от кисти правой руки чуть впереди плеча, т.е. когда диск заходит за поперечную ось плеч. В полете диск должен вращаться для сохранения устойчивого положения в воздухе (гироскопический эффект). Вращается диск кнаружи (от метателя). Вращение ему создают указательный и средний пальцы правой руки, которые последними соприкасаются с диском. Диск отрывается от руки в момент отрыва правой ноги от опоры, т. е. в момент завершения отталкивания (рис. 32). После этого начинается фаза торможения.

Рис. 32. Финальное усилие в метании диска

Торможение. Цель торможения — сохранение устойчивого положения с одновременным погашением скорости движения тела, чтобы не вылететь из круга. Это делается за счет перескока с опорной левой ноги на правую ногу и продолжением вращения тела вокруг вертикальной оси. Метатель наклоняет плечи вперед-влево, как бы уходя в сторону (рис. 33).

Рис. 33. Фаза торможения в метании диска

Техника метания диска у мужчин и женщин не имеет принципиальных отличий, единственное отличие — это вес снаряда. Оптимальный угол вылета снаряда зависит от погодных условий, направления и скорости ветра. В безветренную погоду снаряд выпускают под углом 33-36°, при попутном ветре угол вылета больше (эффект паруса). Опытные метатели, используя встречный ветер, могут увеличить свой результат до 6 м, по сравнению с безветренной погодой.

2. Обучение технике метания диска

Вначале выполняют упражнения, направленные на освоение техники держания диска и его закручивания.

  1. Держа диск на ладони не метающей руки положить сверху расслабленную кисть другой руки, так чтобы крайние фаланги четырех пальцев зацеплялись за ребро диска. Опустить руку с диском вниз и выполнить размахивания вперед-назад с небольшой амплитудой. Диск удерживается в руке перпендикулярно плоскости опоры за счет центробежной силы.
  2. Удерживая диск перпендикулярно опоре катнуть его вперед, придав ему ускорение за счет последовательного сокращения пальцев (от мизинца к указательному) кисти (рис. 34А).

Рис. 34. Упражнение для освоения техники закручивания диска

  1. Левая нога впереди, правая немного согнутая в колене сзади на расстоянии небольшого шага. Диск в правой кисти, левая рука впереди. Сделать несколько размахиваний и выпустить диск вверх-вперед перпендикулярно опоре, придав ему вращение (направление вращения «от себя») (рис. 34Б).
  2. Исходное положение то же, что в упражнении 3. После небольшого замаха выполнить бросок направив диск параллельно земле. Движение начинать с разгибания правой ноги.
  3. Стоя боком в направлении метания, левая нога прямая, вес тела на согнутой в колене правой ноге (угол сгибания 130-150°). Левая рука немного согнутая в локте перед грудью, правая с диском выполняет размахивания вперед-назад в вертикальной плоскости. На махе назад, в момент крайнего положения руки с диском правая нога начинает выпрямляться и разворачиваться внутрь. За ногой разворачивается таз, вес тела перемещается на прямую левую ногу. Далее следует разворот плеч. Рука с диском отстает от движения ног и туловища, подключаясь лишь в конечной стадии финального усилия (рис. 35).

Рис. 35. Техника метания диска с места

После освоения бросков с места переходят к изучению поворота.

  1. Вращение на носке левой ноги из исходного стартового положения.
  2. Имитация поворота без диска. На рисунке 36 показано движение стоп метателя в секторе при выполнении поворота. Затемненные места соответствуют участкам стопы, которые находятся на опоре. Во время вращения избегать прыжковых движений («бежать» в круге).
  3. Метание диска с поворота постепенно увеличивая скорость движения. Обращать внимание на высокое положение метающей руки во время разбега. Сохранять согнутые ноги до фазы финального усилия.

Рис. 36. Движение стоп метателя диска при выполнении разбега

Методика обучения технике метания диска

Задача 1. Обучить держанию и выпуску диска

Средства: показ держания диска. И.п. — стойка ноги врозь, ступни ног параллельны, рука с диском прямая, расслабленная. Размахивания рукой с диском в различных плоскостях: маятникообразные, вокруг туловища. Вращение диска по часовой стрелке: а) с опорой на левую руку (метающая правая); б) без опоры на левую руку, подбрасывая диск вверх. Бросок диска в землю в сочетании с вращением: при отведении руки с диском вправо-назад, при движении руки с диском вперед. И.п. — левая нога впереди, правая сзади. Выпуск диска на уровне плеч при движении руки с диском вперед.

Методические указания: показать расположение диска в руке. Кисть несколько согнута, пальцы раздвинуты. Диск верхним краем упирается в предплечье. Маятникообразные размахивания выполнять метающей рукой вперед-назад. Размахивания рукой выполнять ниже уровня плеч. Диск обращен свободной плоскостью вниз, рука сверху. При движении влево диск поддерживать левой рукой. Рассказать о целесообразности вращения диска. Диск расположен на ладони левой руки, правая захватывает его сверху. Слегка подбрасывать диск двумя руками, правой придавать ему вращение. Скорость увеличивать. Диск расположен горизонтально; заканчивая упражнение, ловить диск. Руку с диском отвести вправо-назад (кисть ниже уровня плеч), туловище повернуть вправо. В конечной точке отведения сзади бросить диск на землю, придавая ему вращение. Диск выпускать на 2-3 м с акцентом на вращение. Повернуть туловище вправо-назад в сочетании с отведением руки с диском. Метать за счет поворота туловища и движения руки. Плоскость диска: а) горизонтальная; б) приподнятая справа.

Задача 2. Обучить финальному движению в метании диска

Средства: И.п. — стоя правым боком к опоре, руки разведены в стороны на уровне плеч или ниже, ноги шире плеч (к ширине плеч добавляется длина ступни). Имитация поворотно-разгибающей работы ног в конечной фазе метания. И.п. — стоя левым боком по направлению метания, ноги несколько шире плеч. Поворотно-разгибающая работа ног в сочетании с отведением влево левой руки. И.п. стойка ноги врозь, ноги слегка согнуты, ступни параллельны. Метание диска с места: а) из и.п. стоя лицом вперед к направлению броска; б) из и.п. — стоя боком к направлению броска.

Методические указания: выполнять в парах или у неподвижной опоры. Масса тела на правой ноге. Ноги слегка согнуты в коленных суставах. Поворачивать носки ног вперед, пятки при повороте высоко не поднимать. Одновременно с поворотом носков ног вперед отвести левую руку в сторону на высоте плеч. Туловище повернуть вправо, руку с диском отвести назад. Выпрямляя ноги, повернуть туловище влево, выполнять бросок. Стать левым боком к направлению метания, ноги шире плеч на одну ступню. Левая нога отставлена назад на 10-15 см по отношению к правой. Масса тела на сильно согнутой правой ноге. Выполняя замах рукой с диском, повернуть туловище до отказа при неизменном положении таза и ног; первым начинают движение ноги.

Задача 3. Обучить повороту в метании диска

Средства: И.п. — ноги на ширине плеч, ступни развернуты в стороны. Многократное вращение левой ноги на внутренней части стопы на 180° с возвращением в и.п.; вход в поворот на носке левой ноги, согнутой в коленном суставе; перемещение массы тела с правой ноги на левую, начинающую вращение; отталкивание правой ногой с перемещением массы тела на левую, выполняющую вращение; мах правой ногой в сочетании с вращением на носке левой ноги; перемещение метателя в центр круга за счет отталкивания и маха правой ногой; возвращение в и.п. для финального усилия; поворотно-разгибательная работа ног при выполнении финального движения; выпуск снаряда с акцентом на остановку движения нижних звеньев тела.

Читайте также  Автобиографичность творчества М. Цветаевой

Методические указания: туловище прямое, метающая рука со вспомогательным снарядом (палка, гантель, мяч с петлей) отведена за туловище вправо. Вращение выполнять на носке левой, сильно согнутой ноги, выворачивая наружу коленный сустав. Пятка левой ноги поворачивается влево до отказа (на 180° и более). Метающая рука отведена вправо-назад. Голову плавно поворачивать налево. Метающая рука отведена вправо: оттолкнуться правой ногой, перенести тяжесть тела на левую ногу. Голову поворачивать влево вместе с носком левой ноги. Метающая рука и туловище повернуты вправо до отказа, в то время как левая нога, сгибаясь в коленном суставе, начинает вращение влево на 180°. Правая нога, оттолкнувшись, остается отведенной назад. При отталкивании правая нога выполняет круговой мах вперед, изменяющий направление движения с поворотом на левой ноге. Туловище, согнутое на 10-15°, поворачивается в направлении метания. Повернуть носок левой ноги и левую сторону туловища на 180° влево, сохраняя угол сгибания в голеностопном, коленном, тазобедренном суставах, оттолкнуться левой ногой в сочетании с махом правой. Приземлиться в центр круга на правую ногу, носок повернуть вовнутрь. Масса тела на правой ноге. Рука со снарядом отведена за туловище вправо. Оттолкнуться левой ногой, выполнить мах правой с последующим приземлением в центр круга на согнутую правую ногу, повернутую носком вовнутрь. Туловище повернуто вправо. Левая рука вытянута в противоположную от метания сторону. Левая нога кратчайшим путем проносится вперед и ставится на 10-15 см влево от линии диаметра. Голова метателя повернута к задней части круга. Приняв и.п. для финального движения, ноги выполняют два вида движений: поворотное и разгибающее. Правая нога, вращаясь на носке, поворачивает последовательно таз, грудь, перемещая ОЦМТ вперед. Левая нога, до этого уже повернутая на 30° по направлению метания, выпрямляется в коленном суставе, прекращая движение вперед. Остановка вращательно-поступательного движения начинается в момент постановки и последующего выпрямления левой ноги. Левая нога является упором и своеобразным трамплином. Правая нога, повернутая в направлении метания, оставаясь на опоре, способствует увеличению угловой скорости. Сила прикладывается к снаряду вокруг оси, созданной левой ногой и левой стороной туловища.

Задача 4. Обучить технике метания диска с поворотом

Средства: метание диска или вспомогательных снарядов; соединение фаз поворота (вход в поворот, обгон снаряда, приход в и.п. для финального движения, выпуск снаряда); выпуск снаряда с акцентом на фазы, ускоряющие движения метателя и снаряда: отталкивание ногой во входе в поворот таза и приближение левой руки к туловищу в момент постановки правой ноги в центр круга, постановка и выпрямление левой ноги при выпуске.

Методические указания: вращательно-поступательное движение выполнять по линии диаметра. Плавно ускоряющийся переход вращения на носке левой ноги в отталкивание. Правая нога, приземлившись в центр круга, продолжает вращение в направлении броска, в то время как руки и туловище отведены вправо. Левая нога кратчайшим путем проносится вперед с последующим выпрямлением в коленном суставе.

Задача 5. Совершенствовать технику метания с поворотом

Средства: И.п. — стоя лицом вперед к направлению броска, левая нога впереди, правая сзади. Метать диск с постановкой частных задач: акцентировать внимание на вращательное движение и на поступательно-вращательное движение; И.п. — то же. Метать диск с 3-4 поворотами, останавливая систему «метатель-диск» при выпуске снаряда; метание диска с учетом направления ветра (встречного, попутного); метание диска разного веса: соревновательного, утяжеленного, облегченного; метание длинных снарядов с поворотом с акцентом на развивающееся ускорение; метание диска в усложненных условиях (с отягощениями на ногах, с изменением уровня круга на 3-5°); метание на результат.

Методические указания: поворачиваться за счет поочередного отталкивания ногами вперед с последующим поворотом туловища на 180° и с приходом в и.п. для выполнения финального движения. Метать снаряд, упираясь в левую ногу. Повороты выполнять по прямой линии, изменяя их скорость. Выпуск диска в горизонтальной плоскости. Движения метателя в повороте без вертикальных колебаний. Сохранить структуру метания особенно при метании утяжеленного диска. В качестве снарядов можно использовать трубу длиной 50-80 см, массой 800-1000 г, мяч с петлей, гантели. Отягощения (1,0-1,5 кг) укрепляются на голени, плотно прилегают к ногам. Их можно одевать на одну ногу (в зависимости от наличия ошибок или постановки задачи). Для изменения уровня круга для метаний использовать фанерный или резиновый лист. Сохранять техническую целостность двигательного действия. Соблюдать правила соревнований.

Метание диска. Техника и правила. Соревнования и особенности

Метание диска — это одна из дисциплин легкоатлетического многоборья, состоящая в бросании на дальность специального планирующего снаряда, обладающего аэродинамическими характеристиками, именуемого диском. Данный вид метания входит в программу Олимпиады с 1896 г.

Историческая справка

Метание диска появилось еще в античной Греции и считалось занятием богов. Существует миф о том, что Аполлон, соревнуясь со спартанским принцем Гиакинфом, так сильно метнул диск, что убил принца, попытавшегося поймать его.

Данная дисциплина входила в программу древнегреческого Пентатлона и первых в истории Олимпийских игр. Диски для соревнований делали из камня и бронзы, они весили 1,25 — 5,7 кг, а диаметр составлял 16,5 — 34 см.

В наше время метание диска получило статус Олимпийского вида спорта в 1896 г., правда, к соревнованиям допускались только мужчины. Женщины получили доступ к состязаниям высшего уровня в 1928 г. В 1912 г. был зафиксирован первый рекорд дальности — 47,58 м. Он принадлежал американскому атлету Д. Дункану.

До 1929 г. диск метали в опорном положении, двигаясь круговыми шагами. Но спортсмен Э. Кренц из США предложил новую технику — с поворота. Еще одну новую технику разработали итальянцы — выполнять поворот, стоя спиной к направлению движения диска. На II-ых Олимпийских играх чешский атлет Я. Сук показал новую технику — метание с поворота, при котором диск вылетал под более пологим углом. Эта методика получила дальнейшее развитие в Финляндии. Финские спортсмены разработали технику маятникообразного движения руки с плавны вращением. А американцы выполняли метание из глубокого приседа. В настоящее время элементы этих стилей применяются в разных сочетаниях.

В России дисциплина стала частью легкоатлетического многоборья в 19 в. Первые состязания в этом виде спорта прошли в 1897 г. в Санкт-Петербурге, наибольший результат составил 20,14 м.

Большое развитие дисциплина получила в период СССР. Тогда же было зафиксировано и большинство спортивных достижений.

Так, рекордсменами стали:

  • Сидоров А. — 1923 г., 35,74 м.
  • Выставкин Н. — 1929 г., 42,41 м.
  • Ляхов С. — 1939 г., 50,74 м.

Первой Олимпийской призеркой в метании диска стала в 1952 г. отечественная спортсменка — Нина Пономарёва-Ромашкова.

Метание диска и его техника

Метание представляет собой технически сложную дисциплину. Движение снаряда подчинено законам механики, а именно:
  • Скорость, высота и угол вылета снаряда.
  • Сопротивление воздуха.

Для достижения высоких результатов в метании необходимо понимать, как взаимосвязаны эти величины. Дальность полета снаряда тем выше, чем больше его разгон. Именно поэтому профессиональные атлеты выполняют бросок с поворота, стоя спиной к направлению движения диска. Это позволяет передать 85% ускорения снаряду при его вылете.

Способствует увеличению дальности и угол вылета снаряда, находящийся в промежутке от 31 до 39 градусов, что также отражается на технике выполнения броска.

Этапы метания
Метание диска технически подразделяется на несколько этапов:
  • Держание диска. Спортсмен свободно удерживает снаряд слегка раздвинутыми пальцами руки, которой будет выполнен бросок.
  • Исходное положение. Атлет становится спиной к направлению движения диска, руку со снарядом опускает вниз и выполняет ею покачивания небольшой амплитуды. Правая нога выступает опорной.
  • Замах. Диск отводится назад в направлении слева направо. Свободная рука (обычно левая) находится перед грудью в согнутом положении и сопровождает движения метающей руки. Ноги слегка согнуты, колени развернуты. Выполняя замах, не следует приседать, прогибать спину и наклонять плечи.
  • Поворот. Движение, предназначенное для разгона диска. Он выполняется прыжком, который не должен быть волнообразным. Рука со снарядом и верхняя часть корпуса остаются немного позади, а левая нога разворачивается по направлению движения диска. Правая нога выполняет толчок от земли и описывает широкую дугу вокруг левой. Корпус при этом прямой, а плечи максимально запараллелены с поверхностью.
  • Финальное усилие. Обе нижние конечности стоят на земле. Атлет выполняет поступательно-вращательное движение, начинающееся с правой ноги и вовлекающее правую сторону туловища. Левая нога становится опорой. В тот момент, когда угол сгибания обеих ног становится одинаковым, а правая сторона корпуса повернута по направлению движения снаряда, атлет разом выпрямляет ноги. Отстававшая рука при этом подается вперед и бросает диск. При этом обе ноги должны крепко стоять на земле, а плечи и метающая рука быть параллельными поверхности земли.
  • Стопорящее движение. Необходимо для того, чтобы прекратить движение тела и не допустить заступа за круг. Производится перестановкой ног или прыжком. При этом правая конечность оказывается у переднего края круга.

Правила соревнований

Организацией и проведением официальных состязаний мирового уровня занимается Международная ассоциация легкоатлетических федераций.

Основные утвержденные правила:
  • У каждого атлета имеется 6 попыток.
  • Если в соревнованиях принимает участие более 8 спортсменов, то после первых 3-х попыток отбирают 8 человек, показавших лучшие результаты.
  • Метание диска происходит в специальном секторе, огороженном сеткой.
  • Разрешенный угол вылета снаряда — 35 градусов.
  • Участникам не разрешается покидать сектор до момента приземления диска.
  • Если правила метания не были нарушены, касание диском ограждения допустимо.
  • Зачитываются только те броски, которые не выходят за пределы сектора, размеченного на земле.
  • Начавшему метание атлету не разрешается заступать за границы круга.
Диск для метания

Данный снаряд имеет форму чечевичного зерна. Он может весить 1 кг (для женщин), 1,5 кг (для юношей), 2 кг (для взрослых мужчин). Он предназначен для метания из круга (сектора), диаметром 2,5 м. Метание снаряда с места дает более низкую результативность. Материалом изготовления обычно выступает дерево, а по краям изделия проходит ободок из металла. Толщина диска в центральной части составляет 4,4 см, а диаметр снаряда — 21,9 см. При выполнении атлетом броска он может развивать скорость от 20 м/с и выше.

Методика обучения технике метания диска

Задача 6. Совершенствование техники толкания ядра.

Задача 5. Обучить технике толкания ядра со скачка.

Задача 2. Обучить держанию и выталкиванию ядра.

Задача 1. Ознакомить с техникой толкания ядра.

Методика обучения технике толкания ядра

К наиболее значимым двигательным навыкам в метаниях мож­но отнести взаимодействие ног с опорой и между собой, очеред­ность использования отдельных частей тела метателя в разгоне снаряда, выполнение обгона снаряда для активизации финального усилия. Для того чтобы освоить метательные движения и уметь прикладывать усилия к снаряду, необходимо начинать обучение со специальных упражнений, используя набивные мячи, мешки с песком и ядра различного веса, например:

  • толкание мяча двумя руками от груди вверх, сгибая и вып­рямляя ноги;
  • толкание одной рукой вверх, согнув предварительно ноги;
  • толкание одной рукой вперед — вверх партнеру, стоя к нему лицом, затем боком;
  • бросание мяча двумя руками из различных положений (сни­зу—вперед—вверх, из-за головы — вперед, сбоку—вперед—вверх и др.). Изучив основы бросковых движений, можно переходить к обучению технике толкания ядра.

Правильное двигательное и зрительное представление о тех­нике толкания ядра создается методами объяснения и показа. При этом кратко объясняется последовательность движений, включая данные о форме, весе снаряда и правилах соревнований. Обычно объяснениям предшествует демонстрация, но в зависимости от условий можно делать и наоборот.

Читайте также  Творческий проект бисероплетение полевые цветы

Демонстрация техники производится преподавателем или за­нимающимся, хорошо ею владеющим. Кроме этого используются наглядные пособия, кинограммы, плакаты и видеофильмы.

Обучение непосредственно толканию ядра следует начинать с его держания и заключительного усилия — выталкивания. После показа и объяснения держания ядра проверяется правильность его выполнения занимающимися. Ядро кладется на основание пальцев при вертикальном положении предплечья.

Для решения этой задачи представим следующие упражнения:

  • перебрасывание ядра из рук в руки;
  • толкание ядра вверх на небольшую высоту, с последующей ловлей;
  • толкание ядра вперед — вверх и вперед —вниз;
  • толкание ядра через различные предметы.

Выталкивание ядра в этих упражнениях выполняется из поло­жения полубоком к направлению толкания. При этом нужно сле­дить за правильным держанием ядра, согласованным разгибанием ног с одновременным распрямлением руки и туловища. Следует толчки ядра чередовать с имитацией выталкивания.

Задача 3. Обучить технике толкания ядра с места (или финаль­ному усилию).

Освоение толкания ядра с места можно начинать из положе­ния стоя лицом, а затем боком к направлению метания, но с предварительным поворотом плечевого пояса направо. Эти упраж­нения являются переходными к толканию из исходного положе­ния, стоя спиной к направлению метания. Ноги при этом слегка согнуты, левая нога впереди, вес тела преимущественно на пра­вой ноге, согнутой в колене. Стопа левой ноги слегка повернута внутрь. Толчок начинается с постановки левой ноги на грунт.

Вспомогательными упражнениями для освоения техники тол­кания ядра с места будут толкания набивных мячей одной и двумя руками из различных исходных положений.

Задача 4. Обучить технике скачкообразного разбега.

Для овладения техникой скачка существует целый ряд имита­ционных упражнений.

1. Из исходного положения — стоя спиной к направлению ме­тания:

— тело группируется к толчковой правой ноге, согнутая левая нога ставится на опору вблизи от правой на пальцы;

— выполняется взмах левой ногой вперед в направлении толчка одновременным выпрямлением правой ноги;

— левая нога возвращается в положение, близкое к исходному, но при более низкой группировке.

Данное упражнение позволяет создать условия для старта из ус­тойчивого исходного положения (первоначальная группировка).

2. Следующее упражнение является продолжением предыдущего. После первоначальной группировки выполняются взмах левой ногой в направлении толкания с одновременным энергичным отталкиванием правой ногой и затем укороченный скачок, путем низкого скользящего продвижения на правой ноге, с активным подтягиванием отталкивающей правой ноги под туловище. Это упражнение отрабатывает старт, придает системе «толкатель — снаряд» определенную горизонтальную скорость, позволяет обо­гнать снаряд ногами и тазом и овладеть устойчивой группировкой к толчковой ноге.

Чтобы создать у занимающихся ощущение правильного выпол­нения толчка, его следует делать с помощью партнера. Для этого обучаемый занимает описанное ранее положение в наклоне впе­ред и в шаге с отведенной назад левой ногой. Партнер, поднимая ногу у подъема, легко тянет занимающегося по направлению тол­кания. Обучаемый, используя силу тяги, делает короткие скачки на правой ноге и затем подтягивает голень, ставя ногу на носок.

При обучении скачку следует избегать сильного отталкивания правой ногой, являющегося причиной высокого и далекого скачка, а часто и паузы.

На каждом занятии с обучаемыми следует повторять толкание ядра с места и имитации скачка. Кроме этого средствами для ре­шения поставленной задачи будут следующие упражнения:

  • имитация толкания ядра со скачка и без снаряда;
  • толкание ядра облегченного веса со скачка;
  • толкание ядра со скачка из круга, соблюдая правила сорев­нований, и на результат.

Особое внимание во время выполнения толкания ядра со скач­ка следует уделять сохранению наклона туловища во время скачка и закрытому положению после окончания этой фазы.

При совершенствовании техники толкания ядра в целом глав­ными средствами для решения этой задачи будут:

  • специальные упражнения для совершенствования отдельных фаз без снаряда, со снарядом и на тренажерах;
  • толкание ядер различного веса из круга;
  • толкание ядра на результат.

Овладение техникой толкания ядра следует проводить парал­лельно с развитием физических качеств и их совершенствовани­ем.

В настоящее время широко используется способ толкания ядра с поворота. Применение того или иного варианта зависит от ин­дивидуальных способностей человека к метательным движениям.

Последовательность обучения метания диска в принципе иден­тична последовательности обучения толкания ядра. Особенностью техники метания диска является то, что предварительные и фи­нальные движения в нем являются вращательно-поступательными, и вследствие этого усилие наращивается в горизонтальной плоскости. Приступая к обучению метания диска, следует учесть, что подготовленность занимающихся к вращательным движени­ям, как правило, недостаточная, требует специальной подготов­ки и необходимых мер предосторожности. Так, во избежание слу­чайных травм на занятиях диски метают только в одном направ­лении. Места для занятий, в том числе и круги для метаний, рас­полагаются по возможности дальше друг от друга или ограждают­ся сеткой. Во время группового обучения следует четко установить очередность метаний и выход в поле за снарядами.

Задача 1. Ознакомить с техникой метания диска.

Решая эту задачу, преподаватель кратко объясняет технику метания диска и затем показывает, как нужно метать диск с пол­ным поворотом. При повторной демонстрации движений препо­даватель выполняет их в замедленном темпе и останавливается на наиболее важных моментах. Показ дополняется краткими объяснениями и просмотром наглядных пособий: кинограмм, пла­катов, рисунков, фотоснимков и видеофильмов. Обучение навы­кам метания диска начинается с первого же практического заня­тия.

Задача2. Обучить держанию и выпуску диска.

Хват и держание диска сначала объясняет и демонстрирует преподаватель. Показывает своеобразное держание диска край­ними фалангами пальцев и прижимание его большим пальцем. Затем осваивается выпуск диска практически, используя упраж­нения:

  • стоя лицом вперед, левая нога впереди, рука с диском опуще­на вниз. Диск выбрасывается вверх на 1 — 2 м с указательного пальца таким образом, чтобы он вращался по часовой стрелке. В момент броска ноги слегка амортизируют. Диск должен вращаться не виб­рируя и падать на землю точно на ребро;
  • исходное положение то же, но после приседания и замаха с диском выполняется бросок вперед так, чтобы диск катился на ребре, вращаясь вокруг своей оси;
  • исходное положение то же, но диск выбрасывается вверх-вперед;
  • стоя лицом по направлению метания, ноги поставить на ши­рине плеч, левый бок — по направлению метания, вес тела рас­пределен на обе ноги. Производить размахивания рукой без диска и с диском в различных плоскостях, перенося вес тела с одной ноги на другую и скручивая туловище вправо. При этом вес тела полностью переносится на правую ногу, тело слегка группируется к ней, нога сгибается в коленном суставе;

— из того же исходного положения, но скручивая туловище вправо с замахом правой руки с диском (палкой, мячом с петлей) и бро­сок вперед. Упражнение можно выполнять после нескольких пред­-
варительных взмахов руками.

Упражнения в выпуске диска, имитация движений рук в гори­зонтальной плоскости, динамическая группировка к правой ноге, скручивание и возвращение туловища — все эти действия явля­ются началом овладения техникой метания диска с места.

Обучение спортсменов метанию диска
учебно-методический материал по теме

Конференция ВФЛА. Выступление учащихся.

Практический результат.

Для тренеров – преподавателей по лёгкой атлетике

Автор: Иванов М.В., 28.11.2014

Обучение спортсменов метанию диска

Обучение хвату и правильному выпуску снаряда.

Для того, чтобы освоить метание диска в целом (с поворота) и с места в частности необходимо научиться, прежде всего, правильному хвату и выпуску снаряда.

Правильный хват и выпуск снаряда (диска) показывает спортивный тренер. Демонстрируется держание диска крайними фалангами пальцев и его выпуск, который завершается сходом снаряда с указательного пальца. Упражнения.

Скачать:

Вложение Размер
obuchenie_sportsmenov_metaniyu_diska_s_mesta.docx 21.37 КБ
obuchenie_sportsmenov_metaniyu_diska_s_mesta.docx 21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конференция ВФЛА. Выступление учащихся.

Для тренеров – преподавателей по лёгкой атлетике

Автор: Иванов М.В., 28.11.2014

«Обучение спортсменов метанию диска с места»

  1. Обучение хвату и правильному выпуску снаряда.

Для того, чтобы освоить метание диска в целом (с поворота) и с места в частности необходимо научиться, прежде всего, правильному хвату и выпуску снаряда.

Правильный хват и выпуск снаряда (диска) показывает спортивный тренер. Демонстрируется держание диска крайними фалангами пальцев и его выпуск, который завершается сходом снаряда с указательного пальца.

Упражнение 1. Обучение выпуску снаряда.

  1. И. п. – стоя лицом вперед, левая нога впереди, правая сзади, немного согнуты в коленном суставе, правая рука с диском опущена вниз (для правшей). После предварительного замаха подбрасывать диск вверх (снаряд сходит с указательного пальца, при этом вращается по часовой стрелке). После выпуска снаряд должен вращаться не вибрируя и падать на землю на ребро.
  1. И. п. – то же. После предварительных 2-х, 3-х замахов выпустить диск вперед так, чтобы он катился на ребре.

Цель: овладеть правильным хватом и выпуском снаряда (диска).

Дозирование. Каждое упражнение выполнять 2-4 серии по 10-12 повторений в подходе.

Контроль производится спортивным тренером. Обращать внимание на правильное принятие исходного положения, правильный хват снаряда, свободное движение метающей руки.

  1. Обучение собственно метанию диска с места.

Бросок с места осваивается сначала без снаряда (имитационные упражнения), затем метают вспомогательные снаряды, затем спортивный снаряд (диск).

И. п. – стоя левым боком в направлении метания, ноги немного шире плеч, вес тела распределен на обе ноги равномерно. Перевести вес тела на правую ногу с одновременным поворотом туловища вправо и заводом правой руки по кругу назад вправо в плоскости, параллельной опоре. Нужно стараться, чтобы правая рука двигалась по максимальной амплитуде, при этом левая рука должна быть вытянута от себя параллельно плечевому поясу спортсмена. После принятия исходного положения для метания диска с места выполняются движения в обратной последовательности и направлении до принятия исходного положения.

Выполняется упражнение 1 (имитация броска с места) со вспомогательными снарядами (металлический стержень, шланг) и со спортивным снарядом (диском).

Необходимо использовать металлические стержни весом 0.7-1.3 кг (для обучения девочек) и 1.3-2.0 кг (для обучения мальчиков) и длиной от 30 до 60 см, отрезок шланга длиной 50-70 см. Спортивные снаряды (диски) целесообразно использовать как облегченные, так и стандартного веса (соревновательные).

— освоить динамику распределения усилий, выполняя предварительный замах и принимая группировку для метания диска с места;

— закрепить навык правильного хвата диска в предварительном замахе;

— с помощью вспомогательных снарядов освоить и почувствовать тягу бросковой руки и захват снаряда используя опережающее движение стопы, колена и бедра правой ноги (для правшей).

Дозирование. Каждое упражнение рекомендуется выполнять 3-5 серий по 10-15 повторений в подходе.

Контроль за правильным выполнением упражнений осуществляет спортивный тренер.

Упражнение 3. Выполняется упражнение 2 с выпуском снаряда, то есть непосредственно метание диска (или вспомогательных снарядов) с места. Необходимо следить, чтобы снаряды летели точно в нужном направлении (желательно чтобы их приземление происходило в середину метательского сектора относительно правой и левой ограничительных линий).

Цель: овладеть метанием диска с места, обращая внимание на своевременность и правильную последовательность движений всех звеньев спортсмена.

Дозирование. В зависимости от технической подготовки спортсмена выполняются 10-30 бросков вспомогательных снарядов, 20-40 бросков спортивных снарядов (дисков). Общий объем в тренировочном занятии рекомендуется 30-60 бросков (в зависимости от технической и физической подготовленности занимающихся).

Контроль правильности выполнения упражнений осуществляется спортивным тренером.

Самоконтроль занимающихся спортсменов направлен на анализ собственных движений на основе индивидуальных чувств и ощущений.

Техника метания в легкой атлетике

Основы техники легкоатлетических метаний [ править | править код ]

Источник:
Теория и методы обучения легкой атлетике.
Редактор: Г.В. Грецов Изд.: Академия, 2013 год.

Легкоатлетические метания — это спортивные упражнения, к которым относятся: толкание ядра, метание копья, диска и молота. Кроме того, к ним следует причислить метания малого мяча и гранаты, которые считаются прикладными видами.

Конечная цель метаний — осуществить максимально далекое перемещение снаряда путем броскового или толчкового движения в определенную зону с соблюдением правил соревнований. Вместе с тем сложность метаний заключается в том, что данные движения выполняются снарядами, имеющими определенный вес и различную форму, и происходят в ограниченном месте сектора стадиона.

По специфике двигательной деятельности метания относятся к двум группам упражнений. К группе ациклических видов относятся толкание ядра и метание диска. Здесь в целостном упражнении движения не повторяются. К комплексной группе (циклическо-ациклической) относятся метание копья, малого мяча, гранаты и молота. В этих упражнениях в предварительной части разгона снаряда движения циклически повторяются, а в заключительной части являются ациклическими.

По другой классификации метания относятся к скоростно-силовым видам спорта. Данная характеристика отражает проявление двигательных качеств в процессе метания.

Метания также можно рассматривать с позиции преимущественной направленности пути воздействия на снаряд в период его разгона. Так, в толкании ядра «скачком», метании копья, малого мяча и гранаты предварительный разгон происходит путем прямолинейного разбега, в толкании ядра «поворотом», метании диска и молота ^поворотно-поступательным движением.

С точки зрения механики дальность полета снаряда (S) в метаниях зависит от ряда причин. Основными из них являются: начальная скорость его вылета (V), угол вылета (а), сопротивление воздушной среды и высота выпуска снаряда (табл. 2).

Дальность броска определяется по формуле

где g — ускорение свободного падения.

Формула иллюстрирует, что наиболее значимым фактором, обеспечивающим результативность броска, следует считать начальную скорость вылета снаряда. Из нее видно, что дальность полета прямо зависит от величины квадрата скорости, достигнутой снарядом во время его выпуска. Средние величины начальной скорости (обобщенно для мужчин и женщин), по классическим видам легкоатлетических метаний у квалифицированных спортсменов представлены в табл. 2.

Начальная скорость вылета снаряда достигает своей максимальной величины в результате сложения скоростей, набранных в фазе разбега и в фазе финального усилия. Таблица 3 показывает различные способы достижения скорости вылета в зависимости от структуры применяемого вида метаний. Наибольший прирост скорости в финальном усилии осуществляется при толкании ядра (85 %) и метании копья (80 %). В метании молота основной вклад в начальную скорость снаряда (85 %) происходит в разбеге (путем выполнения предварительных вращений снаряда и поворотов). В метании диска значение разбега и финального усилия для прироста скорости примерно одинаково.

Таблица 2. Основные условия, определяющие дальность полета снаряда (средние величины и уровень значимости)

Причины, влияющие на результативность

Скорость вылета снаряда, м/с

Угол вылета снаряда, градус Ц

Сопротивление воздушной среды (значимость)

Высота выпуска снаряда (значимость)

Таблица 3. Соотношение показателей скорости разгона снаряда в конце основных фаз движения (от 100 % начальной скорости вылета снаряда)

Начальная скорость вылета снаряда прямо связана с величиной пути его перемещения в процессе разгона. Самый длинный путь преодолевает молот как при разбеге (более 60 м при метании с трех поворотов и более 72 М при метании с четырех), так и в финальном усилии (более 6 м). Самый короткий — ядро. Так, при разбеге «скачком» его средний путь равен 1,20 м, а «поворотом» — 2,30 м; в финальном усилии длина пути находится в пределах 1,70 м (табл. 4).

Время разгона снаряда имеет обратную связь с начальной скоростью его вылета, т. е. уменьшение времени разгона ведет к увеличению скорости.

Другим фактором, влияющим на дальность полета снаряда, является угол вылета снаряда (а). Он определяется как угол между вектором скорости (который по направлению соответствуете касательной к траектории полета снаряда в момент его выпуска) и горизонталью (Рис. 3). Практически во всех видах метания-, угол вылета всегда меньше теоретически выгодного угла равного 45°. Уменьшение угла вылета до оптимальных величин связано с аэродинамическими свойствами снаряда (диск, копье), сопротивлением воздушной среды, высотой выпуска снаряда и условиями, при которых происходит наиболее выгодное использование основных мышечных групп метателя во время броска. Средние значения углов вылета были приведены в табл. 2.

Сопротивление воздушной среды влияет на дальность броска во всех видах метания, но мера этого влияния различна. Наибольшее воздействие воздушная среда оказывает на диск и копье, в меньшей степени — на малый мяч. При метании молота, гранаты и толкании ядра данное влияние незначительно.

Во всех видах метаний (кроме метания планирующих снарядов) встречный ветер снижает дальность броска, а попутный ее повышает. При метании планирующих снарядов встречный ветер наоборот может существенно увеличить дальность, а попутный несколько ее уменьшить. Особенно это проявляется при метании диска, где, к примеру, встречный ветер скоростью 5 м/с может увеличить результат до 10%. Это связано с аэродинамическими свойствами данного снаряда, когда воздушная среда образует подъемную силу, которая проявляется на нисходящем отрезке траектории полета. Однако следует помнить, что планирующее свойство диска предъявляет необходимые требования к точности выполнения финального усилия для создания необходимого угла атаки.

Углом атаки называется угол, образованный плоскостью диска (или осью снаряда при метании копья) и касательной к траектории его полета. Угол атаки в зависимости от направления, силы ветра и аэродинамических свойств снаряда может быть положительным (увеличивая дальность) или отрицательным (уменьшая дальность). Его величина во время метания диска против ветра колеблется в пределах 10—12е. При попутном ветре или безветрии он уменьшается.

Таблица 4. Соотношение длины пути перемещения снаряда в основных фазах движения (усредненные показатели)

Молот 3 поворота/

Финальное усилие, м

Для устойчивого положения в полете после выпуска диск вращается вокруг вертикальной оси, а копье — вокруг продольной.

Высота выпуска снаряда (h) как фактор, влияющий на дальность броска, наибольшее значение (из всех видов метаний) имеет при толкании ядра (Рис. 3). При прочих равных условиях, чем выше рост метателя и длина его рук, тем выше точка выпуска снаряда и тем самым дальше его полет. Одновременно высота выпуска снаряда связана с углом местности.

Угол местности (р) — это угол, образованный линией, соединяющей точку падения снаряда с точкой его выпуска и горизонталью. Изменение угла местности прямо связано с высотой выпуска снаряда и обратно с дальностью броска. Самый большой угол местности отмечается при толкании ядра. Его величина находится в пределах 5 —10°.

Вместе с рассмотренными условиями, определяющими результативность броска с позиции механики, существуют и другие, знание которых необходимо для эффективного выполнения метания. К ним относятся:

  • особенности техники метательных движений (последовательность включения отдельных мышечных групп, начиная с нижних частей тела, при броске, правильный ритм выполнения движения; «хлестообразное» выполнение финального движения путем своевременного торможения в суставах для передачи общего количества движения в снаряд и др.);
  • точность попадания в ребро снаряда при метании диска и в ось снаряда при метании копья;
  • форма и конструкция снаряда (диски бывают обычные и с лучшими планирующими характеристиками, шар молота бывает разного диаметра — от этого зависит удаленность его центра тяжести от ручки снаряда, где большее расстояние способствуем увеличению дальности броска).

Легкоатлетические метания по структуре состоят из двух частей: разбега и финального движения. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд последовательных и взаимосвязанных фаз, где к разбегу относятся держание снаряда, исходное положение, предварительные движения и фаза основного разбега. К финальному движению причислены фаза финального усилия и фаза сохранения равновесия после броска.

Держание снаряда. Снаряд во всех видах метаний (кроме метания молота) держат одной рукой. В метании молота «хват» снаряда осуществляется своеобразным способом двумя руками. Правильное держание снаряда обеспечивает необходимые условия для точного приложения усилий в финальном движении.

Исходное положение. В данной фазе, путем занятия наиболее удобного положения, создаются индивидуальные условия, настраивающие метателя на дальнейшее движение. В метаниях, в которых разгон снаряда осуществляется в ограниченном пространстве (в круге), спортсмены занимают исходное положение, располагаясь спиной в противоположной от направления броска части круга. В метаниях, в которых разгон выполняется на дорожке, спортсмены занимают положение в ее начале лицом по направлению броска.

Предварительные движения. В предварительной фазе снаряду задается необходимый импульс путем его первоначального разгона. В толкании ядра «скачком» — «замах» наклоном вперед и «группировка». В толкании ядра «поворотом» — «замах» скручиванием в противоположную от направления поворота сторону. В метании диска — предварительными размахиваниями. В метании молота — предварительными вращениями. В метании копья, малого мяча и гранаты разбег начинается без предварительных движений.

Основной разбег. Главная задача разбега заключается в придании оптимальной скорости снаряду и создании для системы «метатель—снаряд» необходимых условий перед выполнением финальной части броска.

При метании копья, малого мяча и гранаты разбег осуществляется беговыми шагами в сочетании с бросковыми шагами по прямолинейному пути. При толкании ядра «скачком» он выполняется путем скачка. При толкании ядра «поворотом» и метании диска разбег производится одним вращением, а при метании молота Щ тремя или четырьмя поворотами.

Достижение линейной скорости снаряда во вращательных движениях зависит от угловой скорости и радиуса его движения в повороте. Угловая скорость прямо связана с быстротой перемещения метателя при вращении, а радиус зависит от длины рук метателя и способа выполнения движения. Оптимальное соотношение угловой скорости и длины радиуса приводит к получению необходимой величины линейной скорости в конце разбега.

В заключительной части разбега во всех видах метаний спортсменам необходимо занять такое положение, чтобы произошло опережающее движение нижних звеньев тела (ног и таза) по отношению к верхним (туловищу и рукам со снарядом). Это перемещение называется «обгоном» снаряда. Его цель заключается в предварительном растягивании мышечных групп, участвующих в броске, для их активного сокращения к моменту выпуска снаряда.

Финальное усилие. Задача данной фазы состоит в придании снаряду дополнительной скорости, вплоть до максимальной, и выпуске его под оптимальными углами вылета и атаки. Финальное усилие — это продолжение предыдущих движений, и поэтому очень важно, чтобы переход от разбега к заключительной фазе броска был максимально скоординированным.

Результативность финала связана с протяженностью пути и временем разгона снаряда, а также с направлением и величиной усилий воздействия на него.

Финальное усилие происходит в двухопорном положении.

Необходимо сохранить состояние «обгона» до момента свое-временной остановки нижних звеньев тела и передачи общего количества движения верхним звеньям и снаряду. Следует соблюдать эту очередность остановки двигательных звеньев и начинать ее со стопорящего движения левой ноги (для правшей) в сочетании с правильной работой правой, вплоть до выпуска снаряда.

Важным условием эффективного финала является ускоряющийся скоростно-силовой ритм метания и максимальная степень реализации скоростно-силового потенциала метателя.

Сохранение равновесия. Остановка после выпуска снаряда осуществляется либо стопорящим движением ног, упруго стоящих на опоре, либо путем перескока с ноги на ногу, либо вращением вокруг левой ноги.

Правильное распределение усилий в финале способствует устойчивому сохранению равновесия после выпуска снаряда. Здесь важно учитывать требование правил соревнований, которое указывает на то, что метатели должны оставаться в круге или сектой ре до тех пор, пока снаряд не коснулся земли.

Одним из критериев, определяющих уровень владения техникой в целом и ее частями, считается разница в метании снаряда с полного разбега и с места. В толкании ядра она составляет 1,5 -2 м, в метании копья — 25 — 30 м, в метании диска — 8 —12, в метании молота — 25 — 32 м.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: