Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького - ABCD42.RU

Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького

Сочинение Анализ произведения Песня о соколе Горького

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол. Так же автор представляет и противоположный этой сильной птице образ, описывая всю сущность этих сторон.

В самом начале повествования писатель уговаривает старика поведать сказку. И тот в заунывной манере начинает запевать свою песню. Тема морского пейзажа сопровождает пение. Морская тема представлена в песне наполненная великой мудростью.

Писатель намеренно выделяет в начале рассказа состояние, в котором он пребывает. Описание пейзажа и настроения героев наводит на читателя некое умиротворение и успокоение.

В рассказе использовано много литературных приёмов — сравнений, эпитетов, олицетворений, за счет них появляется поэтичное звучание.

В песне присутствуют абсолютно противоположные образы уж и сокол, которые являют собой олицетворение людей так же абсолютно разных по своему характеру. Кто-то привык к размеренной повседневности. Такие люди спокойны и слабы. Подобное состояние писатель подчеркивает за счет размышлений ужа расположившегося на камне. Уж выступает сторонником стандартов и стереотипных предрассудков. Противоположный тип людей — это любители свободы, они сильны и независимы. Часто обладают стойким нравом и выступают за все новое. Они готовы в любой момент подорвать все старые принципы.

Сокол, как олицетворение мятежной натуры, не боится даже смерти. Находясь в предсмертном состоянии, он пытается снова пойти в бой. У него есть жизнеутверждающее желание, чтобы враг захлебнулся его кровью. Сокол не может позволить себе просто лежать в бессилии, и ничего не предпринимать. Он летит вниз и последние минуты его жизни проходят в лёгком полете.

У сокола были попытки повести за собой ужа. Но тот, к сожалению, не смог выйти из своей зоны комфорта, и все прелести жизни ему были не нужны. Он просто хотел спокойствия и повседневной размеренности. Точно такое же поведение иногда можно заметить и у некоторых людей, которые боятся что-то менять, и стремится к новому. Привыкнув ползать они уже не хотят отправляться в полет.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Песня о соколе

Популярные сегодня темы

На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.

Сказка написана в 1816 году, и напечатана сборнике сказок, вышедшем в Берлине в этом же году. Сказка описывает превращения человека в уродливые игрушки по желанию злых персонажей

Сергей Александрович Есенин – русский поэт из крестьянской семьи, не превзойденный в таланте воспевать Россию, истинным сыном которой был. Родился в селе Константиново, писать начал тоже довольно рано – о том, что видел вокруг.

В начале романа перед нами предстаёт главный герой, Макар Девушкин. С первых строк нам становится известно, что он обычный житель Санкт-Петербурга, к тому же ещё и бедный. А работает он титулярным советником.

Прошлое – это ценный фрагмент времени. Часть жизни отдельного человека и всего человечества в целом. В прошлом остаются важные и неважные, большие и маленькие события.

Романтическое произведение М.Горького «Песня о Соколе»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Конспект урока по литературе

Скачать:

Вложение Размер
romanticheskoe_proizvedenie_m.gorkogo_pesnya_o_sokole._7_kl.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Романтическое произведение М.Горького «Песня о Соколе»

1. Ознакомление с идейно-тематическим содержанием и художественными достоинствами «Песни о Соколе» М.Горького;

— анализ основной части, ее образного содержания;

— выявление главной идеи произведения, авторской позиции;

2. Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать, развитие внимания, воображения, совершенствование правильной устной речи, развивать умения работать с текстом, анализировать его, находить художественные особенности произведения.

3. Воспитание у школьников уважения к человеческой личности, определение своей роли в жизни общества.

Слово о Горьком – выделить трудные, тяжелые моменты жизни писателя, его рабочая биография.

— Обратимся к произведению Горького: с чего начинается «Песня…»? ( с пейзажа)

— Чтение отрывка. Что дает нам данный отрывок? (представление о романтическом мире произведения)

— Какие образы предстают перед нами? (море, горы, волны, небо)

Начинается работа втетради.

— Что в общем можно сказать об этих образах? (необычные, сильные, красивые)

— Да, все они имеют характер и наполнены мощной энергией. А когда природа мощна, энергична, действенная, жива – это первая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Что помогает автору показать, что это живые образы? (художественно-изобразительные средства)

— Дома вы должны были найти эпитеты, метафоры. Что можете сказать относительно каждого образа?

— Развернутые метафоры: живые горы, одетые черными тенями, устремились в небо

— Это знак свободы (море безгранично, небо бездонно) – вторая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Посмотрите, сколько изобразительных средств мы выделили. Какой богатый мир природы. Множество изобразительных средств- третья особенность романтического произведения

— Богатый мир (красоту мира) можно изобразить и словами, и красками

— Иллюстрации учащихся, художников, в которых чувствуется призыв к свободе

— Песня начинается с пейзажа, а только потом, появляются люди. Насколько они отделены друг от друга? (люди сливаются с природой, являются ее частью)

— Рагим лежит у камня, общается с волной: «Куда идешь? Пшла! – машет на нее рукой»

— Человек и природа понимают друг друга (унисон), они сильны и неугомонны – мотив растворенности в природе – четвертая особенность романтического произведения (запись в тетради)

— Автор на первое место ставит какие образы? (необычные) – живые существа, вышедшие из природы, имеющие имена – Уж и Сокол

— Что происходит между Ужом и Соколом в старой песне, которую рассказал Рагим? (спор)

— О чем? (о жизни, о смысле жизни, о счастье)

— Каждый из них высказывает свою правду. Какая она у Ужа? («земли творенье, землей живу я»; «как мне там (в небе) ползать? Пустое место»; «летай и ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»)

— Какая правда у Сокола? («я славно пожил! Я знаю счастье! Я храбро бился! Я видел небо.. О, счастье битвы!»)

— Каждый, по-своему, прав, но…

— Сокол:»Врага прижал бы…»- значит были и друзья (было за что ему биться)

— А у Ужа есть кто-то, за кого можно сражаться? (Он один). Кому он нужен?

— Один прав для себя, другой – для других.

— Какую правду ценит автор? Какая правда выше?

— Уж одинок, т.к. он способен на подлость. Как он встречает Сокола? (шипение)

— Ответ Сокола: «Да, умираю!», тогда Уж предлагает: «Подвинься и бросайся»

— За кем последнее слово? (За Ужом. Он говорит- оправдывается и перед самим собой, чтобы успокоить свою совесть. Ведь его задела фраза Сокола: «Ты не увидишь его (небо) так близко. Эх ты, бедняга!»)

— Уж убеждается: «рожденный ползать – летать не может!» (у него было любопытство простого обывателя), «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль так он стонет!» А теперь: «Я знаю правду», — гордится он.

— Кто-нибудь всё же ответит Ужу? Или получается, он прав? (ему отвечает стихия свободы – волны: ответ их в львином рыке)

— Вывод: безумству храбрых – вот мудрость жизни – романтический герой живет по закону «умереть ща идею»

— Своей гибелью он зажигает сердца других

Романтическое произведение М.Горького «Песня о Соколе»

Особенности романтического произведения

Море – огромное, лениво вздыхающее, голубое сияние, мягкое, серебро

Волны – пышные, немолчный плеск, вздохи пены

Небо – ниже наклоняется, синее, прозрачная ткань перистых облаков

  1. Природа мощна, энергична, действенна, жива
  2. Природа несет в себе знак свободы
  3. Многообразие изобразительных средств
  4. Романтический герой живет идеей – умереть за свою идею

2 я славно пожил! Я знаю счастье!

Я храбро бился! Я видел небо!

О, счастье битвы!

Вывод: безумство храбрых – вот мудросто жизни

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 класса предусматривает знание учащимися ранних произведений М.Горького: «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»). Данная форма урока — ур.

Урок литературы в 10 классе по учебнику Коровина. Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Романтические произведения.

Не секрет, что многие старшеклассники не читают учебник литературы, потому что плохо понимают содержание большого текста, насыщенного книжной лексикой и литературоведческими терминами. Предлагаю.

На уроке внеклассного чтения по теме «Поэма А.С. Пушкина «Цыганы» и рассказ М. Горького «Макар Чудра» — романтические произведения» — изучаются основные черты романтизма как литературного направления.

quot;Поэма А. Пушкина «Цыганы» как романтическое произведение&quot.

Конспект урока литературы.

Урок обучающий, повторительно-обобщающий.Цели:Обучающие:1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.2. Повторить понятие романтизма.3.Повторить понятие аллегории.4.Вы.

Максим Горький — Песня о Соколе: Стих

Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи.
Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены — все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами.
— А-ала-ах-а-акбар. — тихо вздыхает Надыр-Рагим-оглы, старый крымский чабан, высокий, седой, сожженный южным солнцем, сухой и мудрый старик.
Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального, хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени.
Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда все кажется прозрачным, одухотворенным, позволяющим проникать в себя, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.
А море ластится к берегу, и волны звучат так ласково, точно просят пустить их погреться к костру. Иногда в общей гармонии плеска слышится более повышенная и шаловливая нота — это одна из волн, посмелее, подползла ближе к нам.
Рагим лежит грудью на песке, головой к морю, и вдумчиво смотрит в мутную даль, опершись локтями и положив голову на ладони. Мохнатая баранья шапка съехала ему на затылок, с моря веет свежестью в его высокий лоб, весь в мелких морщинах. Он философствует, не справляясь, слушаю ли я его, точно он говорит с морем:
— Верный богу человек идет в рай. А который не служит богу и пророку? Может, он — вот в этой пене… И те серебряные пятна на воде, может, он же… кто знает?
Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу, на берег и камень, у которого мы лежим.
— Рагим. Расскажи сказку… — прошу я старика.
— Зачем? — спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.
— Так! Я люблю твои сказки.
— Я тебе все уж рассказал… Больше не знаю… — Это он хочет, чтобы я попросил его. Я прошу.
— Хочешь, я расскажу тебе песню? — соглашается Рагим.
Я хочу слышать старую песню, и унылым речитативом, стараясь сохранить своеобразную мелодию песни, он рассказывает.

«Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень…
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями…
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя.
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень…
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю! — ответил Сокол, вздохнув глубоко. — Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. Я видел небо… Ты не увидишь его так близко. Эх ты, бедняга!
— Ну что же — небо? — пустое место… Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно… тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами…
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью. О, счастье битвы.
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет. »
И предожил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии».
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья…
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились… И трупа птицы не видно было в морском пространстве…

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…
— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:
«Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню. »

… Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.
Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.
— Куда идешь. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.
Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…

Анализ поэмы «Песня о Соколе» Горького

При знакомстве с произведением Горького, мы встречаем путешественника, который поет песню про Сокола. Автор рисует прекрасные пейзажи высоко в горах с морем внизу. Бескрайнее небо украшает яркий солнечный диск.

Песня поется от лица крымчанина Чабана. В ней рассказывается о прекрасной птице, которая летает по небу и по воле злой судьбы была ранена в грудь. Она падает в ущелье горы. Там уже спал Уж — антагонист Сокола. Между героями происходит разговор, где и раскрываются характеры обоих персонажей. Особо заметным становится противостояние двух полярных взглядов на жизнь. Горький предлагает нам окунуться в мировоззрения каждого персонажа и поразмышлять.

Уж и Сокол — это попытка автора символически отразить возможность ответа на фундаментальные вопросы человека. Здесь отражен и смысл жизни, и предназначение людей, и мысли о том, что будет после нас. Фольклорные образы украшают эти непростые, а порой даже парадоксальные вопросы. Такая литературная форма помогает легче их воспринимать. Отсылки к простыми и понятным образам, делают его более доступным для всех людей.

В песне мы видим Ужа, который ни к чему не стремится. Он удовлетворен положением вещей и жизнью вцелом. Он подкрепляет свою позицию размышлениями о непостоянстве всего. Более того, он смеется над Соколом, так как на небе ничего нет, а поэтому желание летать — глупость. Он не может осознать все величие полета и открытого пространства. Более того, он даже пытается «взлететь», но у него не получается. Между героями завязывается своеобразный мировоззренческий конфликт.

Уж не может понять, в чем счастье и смысл бытия Сокола. Стихия змеи — земля, что довольно символично. Поэтому Уж горд собой и ни о чем не переживает. Можно сказать, что автор изображает Ужа как типичного обывателя, которые не задумывается о чем-то, что находится дальше его эгоистических интересов. Про Ужа никто не составит песен, как про Сокола, про его храбрость и устремление к небу.

В произведении Горький попытался отразить разные типы людей. Уж олицетворяет людей пассивных, которые ничего не хотят менять и оставляют все как есть. Сокол — символ активных людей, которые борются за свои идеалы и пытаются изменить мир к лучшему. Именно благодаря второму типу людей развивается все человечество. Появляется прекрасная литература, научные открытия, произведения искусства. Они вносят в нашу жизнь гармонию и стремление к идеалам.

Анализ произведения Горького Песня о соколе 8 класс

В «Песне о соколе» показал Горький идеал людей храбрых и свободных. Их в произведении олицетворяет сокол. Следуя своему излюбленному приему, автор противопоставляет такому типу людей и их противоположность. Это – уж. Он показывает сущность обоих этих типов характеров, их ценности.

Рассказывается эта «притча», или, как названа она автором, песня устами старика-чабана, которого писатель упрашивает рассказать ему сказку. И он исполняет с унылым напевом эту песню. Сопровождается все это Горький описанием морского пейзажа. Он представляется в произведении чем-то неизмеримо глубоким, полным мудрости и величия.

Автор подчеркивает в самом начале произведения то состояние, в котором находились он и его спутник. Они были настроены на размышления. Такое описание окружающего героев пейзажа и их настроения, и читателя изначально вводит в глубокую задумчивость и спокойствие. Этого добивается Горький именно описанием моря, передавая то, что оно навеяло на него самого.

Произведение изобилует большим количеством эпитетов, сравнений и олицетворений. Благодаря этому приему, звучит оно очень поэтично.

Два героя песни, уж и сокол, — это олицетворение людей двух складов характеров. Одни из них привыкли жить своей обычной повседневной жизнью. Они спокойны, ведь все течет ровно и гладко. Это состояние застоя подчеркивает автор и тогда, когда изображает размышляющего ужа лежащим на камне. Он символизирует как раз ту неповоротливость и приземленность мыслей.

Другой же тип людей – это бунтари, свободолюбцы. Они смелы и, зачастую, безрассудно храбры. Это те, кто не будет жить такой жизнью. Такие люди способны подрывать устоявшиеся нормы и вести за собой других. Не зря же поет море песню о безумстве храбрых.

Сокол, который является в этом произведении олицетворением именно таких личностей, даже перед лицом смерти не может унять своих порывов. Будучи уже смертельно поражен, он все еще рвется в бой. Он хочет прижать к своей ране врага, чтобы тот захлебнулся его кровью. И, не желая лежать и ждать прихода конца, сокол бросается вниз. Последние свои минуты, и те проводит он в полете.

В образе сокола можно усмотреть изображение революционно настроенных людей, особенно если учесть время написания этого произведения.

А образ ужа – олицетворение мещанства, не желающего подрывать устоев и менять привычную среду обитания и образ жизни.

Сокол, хоть и ненадолго, но все же смог заинтересовать ужа небом. Однако тот, сделав попытку познать это пространство, разочаровывается во всех этих россказнях, и начинает еще больше любить привычную для себя среду. Ведь там есть все условия для его безбедного существования. А на небе их нет – оно, по мнению ужа, пусто и бесполезно.

Именно так считают многие люди, которые не могут представить себе иного существования, кроме того, которое они ведут всю свою жизнь. И, даже вдохновившись чьим-то рассказом и заглянув немного в эту другую жизнь, они не найдут в ней ничего и вернутся обратно. Ведь им не суждено взлететь, а суждено ползать. Но заслуживают славы и почестей те, кто знает счастье свободного полета и готовы отдать за него жизнь.

Анализ рассказа Песня о соколе

«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.

Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.

Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.

Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.

Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.

Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.

Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.

Анализ поэмы Горького Песня о соколе

Несколько интересных сочинений

Здравствуй, дорогая бабушка! Я очень по тебе скучаю и очень тебя люблю. Как же давно я тебя не видела! Как у тебя дела? У меня все супер! У нас в школе есть отряд ЮИД.

Данное произведение Достоевский опубликовал почти сразу после ссылки в 1857 году. Оно стало одним из первых произведений такого плана. В нем четко прослеживается жизнь людей тех времен.

Прочитав название рассказа, сразу возникает вопрос, о чём он. Как-то не понятно. «Легкое дыхание» выражение, которое сразу ассоциируется с медициной. А у Бунина оно ассоциируется с героиней Олечкой Мещерской. Почему?

Создателем былины Садко является народ, который пересказывает эту быль из поколения в поколение. Главным героем данной былины является молодой мужчина Садко

Произведения писателя Шолохова всегда изобилуют множеством различных трагичных, и бывает даже ужасных мотивов и событий. Но как говорил сам Шолохов, данные ужасные описания в его произведениях являются ничем иным как просто

Краткое содержание и анализ произведения «Песнь о Соколе» Горького

В этом коротком рассказе автор высказывает умные мысли и создает уникальный мир, в котором описывает подвиги и смысл жизни. Проводя анализ произведения «Песнь о Соколе», можно увидеть повествование, где писатель восхваляет смелость, воспевает стремление к жизни, а не к существованию. Это сочинение является гимном революции, в нем Горький сопоставляет двух главных героев: Сокола и Ужа.

Жанр повествования

Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.

Уж не знает, почему Сокол стонет, так как он не понимает, насколько в небе свободно и вольно. Уж в рассказе символизирует мещанство, он любит лишь свое жилище, и ему сложно осознать, что можно проживать совсем иначе.

Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.

Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:

  • обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
  • камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.

В лирическом творчестве Максим Горький ушел от классических стихотворных форм, хоть сохраняет романтизм и ритмометрический строй поэтических рассказов.

Анализ рассказа Песня о соколе

«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.

Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.

Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.

Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.

Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.

Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.

  • «Макар Чудра» — краткое содержание рассказа Максима Горького

Другие сочинения:← Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы↑ ГорькийАнализ рассказа Горького Старуха Изергиль →

Тема и идея

Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.

Основная проблематика

История создания ранних лирических рассказов Горького и сегодня принимается многими как красивые сказки и предания, которые не имеют чего-то общего с действительностью конца 19 столетия. Но нужно понимать, что написание большинства из них объясняется революционным движением 1894−1898 гг. И если «Песнь о Буревестнике» читалась современниками в качестве призыва к революции, то анализ произведения «Песня о Соколе» показывает, что она больше напоминает басню, из-за использования в рассказе аллегорических образов.

Поэт не только воспевает образ революционеров. Он широко ставит проблему свободы человека. Обычный человек замыкается в собственном тесном мирке. Сам этого не понимая, он начинает становиться пленником устоявшихся правил, которые часто не всегда справедливы. При этом убогом существовании человек больше не понимает значения свободы. Это даже может испугать его, поскольку будет нарушен привычный уклад жизни. Но некоторые сильные личности пытаются выбраться из замкнутого круга, это неизбежно приводит к постоянной борьбе.

Непосредственно из этого вытекает другая важная проблема: назначение человека. Горький убежден, что полноценная жизнь — это постоянное движение к поставленной задаче. Без него, без борьбы, человек является просто бесполезным. Он зря тратит лучшие годы, пытаясь обустроить свой небольшой мирок. Автор уверен, что наивысшая цель человека состоит в служении обществу. По-настоящему пользу смогут принести лишь сильные люди, которые способны на самопожертвование.

Открытый урок М.Горький «Песня о Соколе»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Конспект открытого урока по русской литературе в 8 «Б» классе

Дата проведения: 15 апреля 2015 г.

Тема: М.Горький «Песня о Соколе». Образы-символы в произведении. Контраст – основной художественный приём в произведении.»

Цель: Ознакомление с идейно- тематическим содержанием и художественными

достоинствами «Песни о Соколе» М.Горького.

Развитие умений сравнивать, сопоставлять, обобщать; развитие внимания ,

воображения, совершенствование правильной устной речи.

Воспитание у школьников уважения, определение своей роли в жизни общества,

воспитание активной жизненной позиции.

Методы: — по характеру познавательной деятельности: проблемные, исследовательские;

— по степени активности учащихся: конструктивные, творческие;

— по характеру мыслительной деятельности: аналитические, сравнения;

— по организации деятельности: индивидуальный , групповой, фронтальный;

Тип урока: урок-исследование с элементами критического мышления и проектной

Опережающие задания: прочитать «Песню о соколе» М.Горького; подготовить вопросы

для блиц-опроса; подготовить проект «Энциклопедия одного слова»;

подготовить инсценировку отрывка из произведения; выразительное чтение

отрывка из произведения;

Оформление: Портрет М.Горького, эпиграф: «Есть только две формы жизни: гниение и

горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые –

Оборудование:

1.Организационный момент

2.Сообщение темы и целей урока

— Максим Горький… Певец жизни, Человека, красоты. Его необыкновенный

художественный мир – мир легендарных героев, человеческих мыслей и чувств,

романтических устремлений. Сегодня на уроке нам с вами предстоит познакомиться с

произведением М.Горького «Песня о Соколе». Сейчас запишите число, тему урока

М.Горький «Песня о Соколе». Образы-символы в произведении. Контраст – основной

художественный приём в произведении.» Шанов Максим подготовил презентацию о

жизни и творчестве Максима Горького и Мухиева Аружан познакомит нас со статьёй

Максима Горького «О литературе»

а) Презентация М.Шанова о жизни и творчестве М.Горького.

б) Сжатый пересказ статьи «О литературе» Мухиевой А.

3.Проверка домашнего задания .

— Вы дома должны были прочитать произведение, ну а насколько хорошо вы это

сделали мы сейчас посмотрим. Максим Шанов подготовил вопросы для блиц-

Вопросы для блиц-опроса

— С какой картины разворачивается повествование?

— Кем рассказана история о Соколе и Уже?

— Любимое занятие Рагима-оглы?

— В какое время суток происходит разговор между автором и Рагимом-оглы?

— Где встретились Уж и Сокол?

— Как получил раны Сокол?

— Кому принадлежат слова «… летай иль ползай – конец известен: все в землю

лягут, все прахом будет…»?

— О чем мечтает Сокол?

— Где нашел смерть Сокол?

— В чем прелесть полетов в небо по мнению Ужа?

— Кому предназначена «Песня о Соколе»?

У: — Спасибо Максим, спасибо ребята. Текст вами прочитан хорошо, но самое главное

вы поняли кому эта песня предназначается – для сильных и смелых духом.

4. Работа над восприятием новой темы.

а)Беседа на восприятие произведения:

— Какое впечатление произвела на вас «Песня о Соколе»?

— В чём особенность композиции произведения? (обрамление, кольцевая)

— Как изображена природа в первой части произведения? ( Писатель одухотворяет

природу, цитирование текста учащимися)

— Почему автор одухотворяет Сокола и Ужа?

— Какие выразительные средства использует автор для создания образов природы?

(олицетворения, метафоры, эпитеты)

— Какова роль пейзажного обрамления в «Песне о Соколе»? (подготавливает читателя,

заставляет задуматься над вечными вопросами)

б)Анализ произведения

* Инсценировка отрывка из центральной части «Песни о Соколе»

*Вопросы для анализа:

— Назовите художественные приёмы, использованные автором во второй части (антитеза,

аллитерация, эпитеты: приводят примеры из текста)

— О чём же идёт спор между Соколом и Ужом? (О смысле жизни, о счастье)

— Я предлагаю поработать вам с таблицей

Что значит жить ?

Что значит небо?

Где живёт, обитает?

— Что значит жить для Сокола? Для Ужа? (Для Сокола жить- значит храбро биться, видеть

— Что значит небо для Сокола и Ужа? (Для Сокола- счастье, свобода, для Ужа- пустое

место, пустыня без дна и края)

— Где живёт Уж? (В ущелье, где темно, пахнет гнилью и душно)

— Где обитает Сокол? (Небо, небесная даль)

— Вы правильно подметили, что основным приёмом в произведении, что основным

приёмом в произведении является антитеза. Несопоставимые герои, у каждого своя

правда, своя позиция . Третья часть посвящена Ужу.

— Какие же психологические изменения мы наблюдаем в образе Ужа? (Испуг,

любопытство, рассуждения). Предлагаю вам прослушать выразительное чтение песни

Физминутка под шум прибоя (ученики имитируют по своему выбору движения характерные для сокола и ужа).

*Выразительное чтение наизусть песни волн учеником. (Звучит шум моря)

— Почему песня моря звучит не после гибели Сокола, а после размышлений Ужа? (песня- противовес позиции Ужа)

— Чья же позиция вам близка?

Почему наши симпатии на стороне Сокола? (Его жизнь- пример, ведущий к свободе, свету)

Словарь символов Дж.Тресиддера (1999 г.)

— Сокол. Превосходство, сильное желание, дух, свет и свобода, символ победы

— Змея была всегда в первую очередь магическим символом сил, породивших жизнь

Змея считалась находящейся в постоянном контакте с тайнами земли, вод, тьмы и

Загробного мира – одинокая, хладнокровная, скрытная.

Почему же в наших песнях, легендах Сокол всегда герой? Этот же вопрос волновал казахского поэта Олжаса Сулейменова

Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях

Герой – это Сокол?

Почему все прекрасное,

(те же образы Сокол, звезды, высота)

— Вспомним недавнюю дату – День космонавтики. На ваш взгляд есть ли что-

нибудь объединяющее героя Сокола и космонавтов, наших с вами

современников? (Мужество, отважность, смелость, храбрость, готовность к

Назовите казахстанских космонавтов. (Тохтар Аубакиров, )

5. Обобщение

а) Проект «Энциклопедия одного слова» — слава, храбрость, жизнь.

б) Синквейн (Ученикам предлагается под песню Д.Гурцкой «Раненая птица»

написать синквейны в течение 1 минуты)

В «Песне о Соколе» Горький показал себя большим мастером слова, который не только

тщательно отобрал слова для произведения, но и расширил значения некоторых из них

через олицетворения, противопоставления, эпитеты. Показал две формы жизни человека

(обращение к эпиграфу урока). Смысл человеческой жизни в постоянной борьбе, исканиях;

человек должен «гореть», быть готовым на самопожертвование. Эти качества и воплощены

в образе Сокола. Вторая форма жизни – гниение присуща Ужу.

Зачитывается отрывок из письма Горького сыну Максиму: «Это, брат… хорошо, не найти

покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, — при жизни становятся

покойниками, скучнейший народ.»

6. Домашнее задание: сочинение «Кто я в этом мире?»

Учитель русского языка и литературы: Карасаева Г.Б.

Средняя школа №18

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Урок русской литературы в 8 «Б» классе

Тема: М.Горький «Песня о Соколе». Образы-символы в произведении. Контраст – основной художественный приём в произведении.»

русского языка и литературы

СШ№18 г.Актобе Карасаева Г.Б.

2014-2015 учебный год

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Карасаева Гульнара БейбитовнаНаписать 15433 16.10.2015

Номер материала: ДВ-069285

  • Русский язык
  • 8 класс
  • Конспекты
    16.10.2015 689
    16.10.2015 359
    16.10.2015 390
    16.10.2015 604
    16.10.2015 643
    16.10.2015 5335

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

ВПР начались в колледжах с 15 сентября

Время чтения: 4 минуты

В Москве документы дошкольников и учеников переведут в электронный формат

Время чтения: 2 минуты

Пять магистерских программ вузов России вошли в сотню рейтинга QS лучших бизнес-школ мира

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: