Основные мотивы поэзии М. Ю. Лермонтова - ABCD42.RU

Основные мотивы поэзии М. Ю. Лермонтова

Основные мотивы лирики Лермонтова

Творчество Лермонтова многогранно и многопланово. Будучи ограниченным в общении, Лермонтов свои мысли и чувства посвящал бумаге. Он рано начал писать стихи. В отличие от Пушкина, который уже в отрочестве начал печататься, и стал публичным, Лермонтов писал, как говорят литераторы, « в стол».

Свою первую порцию настоящей славы и опалы он получил, написав стихотворение «На смерть поэта». Возможно, об этом произведении долго бы еще ничего не знали, если бы Лермонтов не показал его Раевскому. Печататься он начал, скорее, под давлением друзей, истинных ценителей литературного таланта.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Природа и природные явления служат поэту декорацией его любимой теме одиночества. Таковы стихотворения «Утес», «Листок», «Парус», «Тучи».

У Лермонтова особое место занимает философская лирика, где он задается вопросами бытия. В стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», слышится растерянность поэта перед дальнейшей жизнью. Стихотворение написано в 1838 году, а у поэта возникает вопрос: зачем он живет? Философским смыслом наполнено стихотворение «Выхожу один я на дорогу».

Гражданская лирика

Мотив борьбы с самодержавием в лирике Лермонтова проскальзывает, но таких стихотворений немного. Вершиной гражданской лирики можно назвать стихотворение «На смерть поэта».

До этого было написано незавершенное стихотворение «Опять вы, гордые, восстали». Это стихотворение, скорее всего, явилось эмоциональным всплеском поэта. Оно осталось незавершенным и потому оставляет больше вопросов, чем дает ответов:

После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

В 1830-31 годах в России вспыхивали так называемые «холерные бунты». Крестьяне, недовольные запретами на передвижение, возмущались и отвечали бунтами. Суворов в свое время подавил восстание Пугачева, поэтому Лермонтов называет Суворова врагом вольности и славы.

В шестнадцатилетнем возрасте Лермонтов написал стихотворение «Предсказание», где предрек падение самодержавия. Некоторые исследователи видят в этом предсказании некое мистическое предчувствие. Но если вспомнить, что стихотворение написано в злополучном 1830 году, когда революции буквально сотрясали Европу, то это предсказание станет вполне логическим выводом из происходящих событий.

Гражданская тема неизменно перекликается с темой Родины. Таковы у Лермонтова стихотворения «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива», « Монолог», «Печально я гляжу на наше поколенье». В двух последних стихотворениях слышится тревога поэта в том, что его поколение бездействует, не находит точки приложения своих сил.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

  • «Она не гордой красотою…»,
  • «Мы случайно сведены судьбою…»,
  • «Оставь напрасные заботы…».

Смешанные мотивы

У Лермонтова немало таких многоплановых произведений, перед которыми встаешь в тупик:о чем оно? к какой теме причислить? Например, стихотворение «Спеша на север издалека…». Первая строка вроде о Родине. Путник стремится скорее попасть в родную сторону, на север. Описание Казбека и Кавказа и обращение к нему напоминает о любви Лермонтова к Кавказу. Затем поэт говорит о своем беспокойстве, в том, что его забыли или помнят. Это – тема дружбы, взаимоотношений между людьми. Последние строки стиха – одиночество.

Основные мотивы лирики Лермонтова

Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.

Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.

За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.

Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:

«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)

Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).

Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:

«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»

Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).

Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:

«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).

Читайте также  Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:

«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).

Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).

Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».

Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.

Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).

Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:

«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)

Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.

Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.

Лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мотив – это образное или психологическое зерно, лежащее в основе художественного произведения.

Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Лирика первой половины 19 столетия пронизана романтическим пафосом, поэтому основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова созвучны с настроениями романтиков. Они воспевали волю и свободу, подвиги и героические поступки, восхищались природой, страдали от непонимания и неприятия филистерским обществом и оттого уезжали в экзотические страны, уходили на войну. Это все не чуждо и лирике Лермонтова.

Часто мотив отождествляется с темой произведения, смысловой доминантой. Также мотив может выражать общий смысл стихотворений, ряда произведений, либо представлять символ, цельный образ. Поэтому, рассуждая о мотивах в творчестве М. Ю. Лермонтова, важно учитывать, что под мотивом можно рассматривать и тему, и символ, и общий образ, и ведущее настроение.

М. Ю. Лермонтов прожил короткую жизнь, но даже за это время он многое повидал и многое оставил после себя. Именно он возглавил русскую поэзию после А. С. Пушкина. В своей лирике поэт поднимает ряд важнейших проблем русского народа, человечества, а также поколения, современного поэту.

Ведущими мотивами лирики Лермонтова являются:

  • Мотив одиночества;
  • Мотив свободы;
  • Мотивы неволи;
  • Тема поэта и общества;
  • Тема подвига;
  • Мотив любви к природе;
  • Тема любви;
  • Любовь к Кавказу и т.д.

Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова. Он раскрывает тему одиночества личности в несправедливом, враждебном мире, тему одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви. Лирический герой часто отождествляется с самим поэтом. Он страдает от невозможности найти «родную душу», единомышленника, того, кто бы его понял. Страдает от безысходности и предчувствия собственной трагической гибели («Листок», «Сосед», «И скучно и грустно», «Не смейся над моей пророческой тоской…»).

Готовые работы на аналогичную тему

Мотивы свободы и неволи

С одной стороны, лирический герой Лермонтова стремиться повлиять на толпу, становится на «пророческий», деятельный путь, пытается что-то изменить в обществе, в политической системе. Но с другой стороны, он разочарован из-за тщетности своих стараний, и замыкается в себе, в своем мире, далеком от земной жизни. поэтому часть произведений Лермонтова посвящена общественно-исторической проблематике. В этих стихотворениях лирический герой борется за свободу и проявляет свой мятежный характер (например, «Баллад», «Песнь барда», «Новгород», «Последний сын вольности» и т.д.). Эти произведения написаны под влиянием поэзии декабристов. При этом следует отметить, что в лирике Лермонтова речь идет о свободе абсолютной, то есть она носит романтический характер. А личная свобода становится ступенькой к свободе для всего человечества.

В ряде стихотворений присутствует тема воли («Желание», «Воля»).

Воля, согласно Лермонтову, – это нечто естественное, которое было дано человеку при рождении, но оставлено в прошлом либо недоступно.

В творчестве Лермонтова символом воли становится Кавказ.

Поэт приходит к выводу о том, что в обществе нет места вольной, свободолюбивой душе («Дума», «Смерть поэта», «Прощай, немытая Россия»). Стремление к свободе проявляется и в борьбе лирического героя Лермонтова с толпой, светом, судьбой. Тема неприятия лирическим героем современного общества звучит и в поэме «Маскарад», и в стихотворении «Дума».

Часто Лермонтов показывает, как губительно для человеческой души влияние «света».

Мотив неволи к лирике Лермонтова проявляется в таким стихотворениях, как «Узник», «Пленный рыцарь», «Соседка», «Сосед». Иногда местом плена является монастырь («Мцыри», «Боярин Орша», «Исповедь»). В этом можно рассмотреть антиклерикальные настроения поэта, однако это больше обусловлено социально-политической позицией М.Ю.Лермонтова.

В его лирике просматривается движение от стремления к абсолютной индивидуальной свободе к приобщению к миру людей, когда свобода не приносит лирическому герою желанного счастья.

Таким образом, центральными мотивами лермонтовской лирики являются воля и свобода.

Видное место в лирике Лермонтова занимает жажда подвига во имя славы, чести и памяти (1831-го июня 11 дня»).

Читайте также  Рыбалка. Нестандартные виды ловли ч3

Часто поэт вспоминает героические подвиги прошлого («Измаил-Бей», «Последний сын вольности», «Бородино»). Затрагивает он и тему Родины («Родина», «Прощай, немытая Россия»).

Основной конфликт романтизма проявляется в противоречии между действительностью и идеалом. В поэзии Лермонтова этот конфликт достигает крайней точки напряжения. В результате это приводит к тому, что бытие земное расценивается как бесцельное, напрасное, так как заложенные в человеке таланты не способны воплотиться в жизнь. Такую напрасность самоотдачи и активной деятельности можно наблюдать в стихотворении «Пророк».

Тема поэта и толпы

Еще одной важно темой лирики Лермонтова является тема поэта, его судьбы и назначения («Не верь себе», «Поэт», «Смерть поэта»). По мнению Лермонтова, назначение поэта – влиять на толпу. Сила поэта, его избранничество влекут за собой появление необъяснимых душевных мук, мысли о незаметности, скоротечности человеческой жизни. Он сопоставляет поэта с пророком и с сами Творцом. Часто речь идет о диалоге, споре между божеством и поэтом. Поэт требует от Бога отчета, а его речи окрашенные личной интонацией, звучат как претензии в себе равному. Также поэт упрекает Бога в невмешательстве, когда в напрасной вражде литься «Кровь стариков, растоптанных детей».

При этом в произведениях Лермонтова практически не встречается имя Христа, что говорит об определенном восприятии поэтом образа божества. У него Бог предстает как творец природы и создатель мира (например, в стихотворении «Кладбище»). Лирический герой верит в существование Бога, но сомневается в некоторых принципах библейской веры (например, в божьем милосердии, в благости провидения, в загробном существовании).

У Лермонтова природа и Бог противостоят мятежному ропоту человеческой личности. А равнодушие Бога он переносит и на природу, созданную им, природу, в своей красоте безучастную к человеку.

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Введение

М. Ю. Лермонтов-поэт, драматург, художник, русский офицер. За очень короткую жизнь он оставил мало произведений, но они стали русским шедевром классики. В его творчестве показана жизнь молодых людей второй половины XIX века, их поиски жизненного смысла, их отношение к любви, истории Отечества и дружбы.

Изучение творчества и жизни Лермонтова, как и других классиков русской литературы, всегда актуально.

Почти во всех стихотворениях поэта в его творчестве прослеживается тема одиночества. Она непосредственно проходит через всю его поэзию. Лермонтов также является создателем трагического образа человека.

Как уже говорилось, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова это было актуально на протяжении всей жизни,и сейчас актуально. В одних произведениях он открыто не упоминается о ней, в других — наоборот, он приносит нам именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов ни старался выразить свое одиночество: замаскировать его или закричать о нем, оно остается для поэта доминирующим, значимым.

Целью данной работы является подробное знакомство с биографией поэта с целью понимания его творчества.

Задачи: рассмотреть несколько основных тем творчества, в том числе его связь с историей родины и Отечества.

Глава 1. «Поэт и поэзия» в лирике М.Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов — духовный наследник Пушкина. Он отражал в своих работах размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта родились «из огня и света», то есть из бури чувств и интенсивно бьющихся мыслей. Таким образом, большинство работ Лермонтова были написаны за годы реакции, многие из них пронизаны горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении «Дума», говоря, что будущее его поколения «пустое или темное».

Стихи о поэте и поэзии занимают особое место в русской поэзии. Они выражают гораздо больше, чем мысли мастеров об их высоком искусстве. В этих стихах отношение русской поэзии к реальности, к государству, к миру, ко времени: история осознания поэтом своего места в обществе. Конечно, все эти аспекты по-разному отражались в творчестве разных поэтов. Ваш особый взгляд на поэзию есть и у М. Ю. Лермонтова. Его стихи выражают чувство трагической несовместимости искусства и грядущего «железного века», чувство одиночества художника, его раздор с миром.

Что повлияло на М.Ю.Лермонтова в его поэзии.

В 1837 году Лермонтов, потрясенный страданиями и смертью Александра Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», полное боли и тоски. В этой работе Лермонтов размышляет о трагической судьбе поэта, понимает его горькую судьбу и рассказывает о своем убийце. И он не только обвиняет Дантеса, так как:

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал.

Сколько людей, которые прекрасно понимали значение Пушкина для России, не смогли защитить «солнце русской поэзии! ..». Последние основные строки направлены против царей-палачей, которые также виновны в смерти поэта, и Лермонтов угрожает им Божий суд. Ему удалось идеально воплотить образ великого русского поэта. Но главное, что он понимал вечные проблемы. Ведь в «Смерти поэта» трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения среди пигмеев с его ранимостью, одиночеством и протестом.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде. и убит!

А появление убийцы и душителей свободы — следствие существования любого бездуховного сообщества.

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда — все молчи!

Лермонтов продолжает свои размышления о судьбе поэта, о целях поэзии в этом мире в стихотворении «Поэт». Все начинается с размышления о судьбе кинжала. Было время, когда клинок был верным спутником своего владельца. Затем его забрал казак «на холодном трупе мастера» и продал в армянский магазин, где его купил поэт. И теперь кинжал бездействует, потеряв свое предназначение, и поэт, глядя на него, размышляет о поэзии своего времени.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Поэт напоминает, что ранняя поэзия была достойна своей цели, то есть она была оружием для битвы. По его словам, поэзия последних лет — это чаша праздников, колокол в башне Ассамблеи. При этом он подчеркивает, что его целью является обращение к человеческому множеству, объединение людей. Идея Лермонтова о том, что поэзия должна служить народу, гораздо сильнее, чем у Пушкина. Теперь, по словам автора, он утратил свое предназначение и вряд ли найдет его снова. Лермонтов заканчивает свое стихотворение риторическим вопросом:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророй?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Образ осмеянного и презираемого пророка появляется в стихотворении «Пророк». Это продолжение одноименного произведения Пушкина: поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своей судьбы. Он понимает, как трудно выполнить «повеление Бога». Это трудно, потому что люди, которым он говорит о любви и истине, не верят ему, насмехаются над ним и презирают его. Но поэт не оставляет свою высокую миссию, он возвращается в пустыню, где его слушают звезды и существа земли. И хотя он один, он продолжает свою работу. Стихотворение прекрасно отражает трагическое мировоззрение Лермонтова, одинокого, отверженного человека, который видит только пороки и злобу вокруг себя.

С тех пор, как вечный суд

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова

Работа М. Ю. Лермонтов — одна из самых ярких страниц русской литературы. Поэт был зеркалом 30-х годов XIX века. В его стихах отразились чувства и мысли лучших людей этого мрачного периода русской истории. В произведениях Лермонтова отразилась еще большая печаль. Как творец, он не знал милосердия ни к своему времени, ни к самому себе. И в этом месте он нуждался в ответе на свою работу, как и все творцы.

Читайте также  Портреты Сумарокова кисти А. Лосенко и Ф. Рокотова

Для самого Лермонтова творчество — это спасительное освобождение от страданий, приход к вере, к гармонии. Он понял, что поэзия призвана объединять людей, сила чувств, заключенная в слове, — призыв человечества к высшей духовности.

Из стихотворения «Есть речи-смысл . » (1840) мы понимаем, почему вера Лермонтова в поэзию победила, несмотря на мучения творческого процесса. «От пламени и света слово« рожденный »вызывает не просто волнение, а страстное желание творчества, побуждение броситься к нему:

Как полны их звуки

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.

Это творчество, вера в” слово», помогает поэту сохранять веру в жизнь, в духовные, нравственные ценности и не падать духом.

К несчастью, он чувствовал себя одиноким в своих убеждениях. В стихотворении «журналист, читатель и писатель» (1840) Лермонтов показывает три различные точки зрения на проблемы современности. Для читателя произведения писателей не представляют никакой духовной ценности, они обращают внимание на:

Во-первых, серая бумага,

Она, быть может, и чиста;

Да как-то страшно без перчаток…

Читаешь — сотни опечаток!

Простой и гордый язык скучен для читателей, глупые романы, блеск и обман забавляют их, читатель замечает: «в ваших чернилах, Господа, нет даже желчи едкой — это просто грязная вода.”

Журналист тоже ругает писателей, но у него бывают в основном мелкие нападки: он говорит, что был бы рад вообще не ругать. Но в этом мире все зависит от денег, и материальное благополучие для него важнее:

Приличье, вкус — все так условно;

А деньги все ведь платят ровно.

Поэтому журналист уговаривает писателя что-то написать, чтобы было что критиковать. Но писатель не хочет представлять свои творения читателю:

Но эти страшные творенья

Читает дома он один,

И ими после без зазренья

Он затопляет свой камин.

Автор не хочет, чтобы его творения называли “коварным надругательством”, но и не хочет покупать славу такой ценой.

В наш век “позорно трусливых” людей поэт, “променяв душу на мелочи”, гибнет как жертва общих мнений, что для него особенно мучительно. — Да, а о чем писать?»- спрашивает писатель, потому что все уже давно описано. Такое положение вещей угнетает поэта, он становится одиноким.

Каковы основные мотивы лирики Лермонтова?

.
u042du043fu043eu0445u0430 u041du0438u043au043eu043bu0430u0435u0432u0441u043au043eu0439 u0440u0435u0430u043au0446u0438u0438. u041bu0438u0440u0438u043au0430 u0438u043cu0435u0435u0442 u043fu0440u043eu0442u0435u0441u0442u0443u044eu0449u0438u0439, u0442u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0439 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440.
1) u0421u0442u0440u0435u043cu043bu0435u043du0438u0435 u043a u0441u0432u043eu0431u043eu0434u0435 .
2) u041eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e («u041bu0438u0441u0442u043eu043a», «u0423u0437u043du0438u043a», «u042du043bu0435u0433u0438u044f», «u0418 u0441u043au0443u0447u043du043e, u0438 u0433u0440u0443u0441u0442u043du043e, u0438. «, «u041au0430u043a u0447u0430u0441u0442u043e, u043fu0451u0441u0442u0440u043eu044e u0442u043eu043bu043fu043eu044e. «, «u041eu0434u0438u043du043eu0447u0435u0441u0442u0432u043e», «u041bu0438u0441u0442u043eu043a», «u0422u0440u0438 u043fu0430u043bu044cu043cu044b», «u041fu0430u0440u0443u0441», «u0412u044bu0445u043eu0436u0443 u043eu0434u0438u043d u044f u043du0430 u0434u043eu0440u043eu0433u0443»).
u00a0u0423u0441u0442u0430u043bu043eu0441u0442u044c u0438 u0431u0435u0437u044bu0441u0445u043eu0434u043du043eu0441u0442u044c.
3) u0422u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043cu0438u0440u043eu043eu0449u0443u0449u0435u043du0438u0435 .
4) u0411u043eu0440u044cu0431u0430 u0438 u043fu0440u043eu0442u0435u0441u0442 .
5) u041eu0431u0432u0438u043du0435u043du0438u0435 u0432 u0431u0435u0437u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0438 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u043fu043eu043au043eu043bu0435u043du0438u044f («u0414u0443u043cu0430»).
6) u0422u0435u043cu0430 u043fu043eu044du0442u0430 u0438 u043fu043eu044du0437u0438u0438 («u041fu0440u043eu0440u043eu043a», «u041fu043eu044du0442», «u0421u043cu0435u0440u0442u044c u043fu043eu044du0442u0430», «u0421u043bu0430u0432u0430»).
7) u041eu0431u0440u0430u0437 u0420u043eu0434u0438u043du044b («u0420u043eu0434u0438u043du0430», «u041bu0438u0441u0442u043eu043a», «u041cu0446u044bu0440u0438», «u041au0430u043a u0447u0430u0441u0442u043e, u043fu0451u0441u0442u0440u043eu044e u0442u043eu043bu043fu043eu044e. «, «u042f u043du0435 u0411u0430u0439u0440u043eu043d», «u0411u043eu0440u043eu0434u0438u043du043e», «u041fu0435u0441u043du044f u043e u043au0443u043fu0446u0435 u041au0430u043bu0430u0448u043du0438u043au043eu0432u0435», «u041fu0440u043eu0449u0430u0439, u043du0435u043cu044bu0442u0430u044f u0420u043eu0441u0441u0438u044f. «, «u041au0430u0432u043au0430u0437», «u0412u0435u0447u0435u0440 u043fu043eu0441u043bu0435 u0434u043eu0436u0434u044f», «u0422u0443u0447u0438», «u041du0430 u0441u0435u0432u0435u0440u0435 u0434u0438u043au043eu043c u0441u0442u043eu0438u0442 u043eu0434u0438u043du043eu043au043e. «).
u00a0u0418u0441u0442u043eu0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu0435 u0420u043eu0441u0441u0438u0438.
8)u00a0u0424u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0430u044f («u041cu043eu043bu0438u0442u0432u0430», «u041cu043eu0439 u0434u0435u043cu043eu043d», «u0414u0435u043cu043eu043d», «u0410u043du0433u0435u043b», «u041cu0446u044bu0440u0438»).
u00a0u0422u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0434u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u044c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0434u0443u0448u0438. u0411u043eu0440u044cu0431u0430 u0434u043eu0431u0440u0430 u0438 u0437u043bu0430.
9) u0422u0435u043cu0430 u043bu044eu0431u0432u0438 («u042f u043du0435 u0443u043du0438u0436u0443u0441u044c u043fu0440u0435u0434 u0442u043eu0431u043eu044e. «, «u0423 u043du043eu0433 u0434u0440u0443u0433u0438u0445 u043du0435 u0437u0430u0431u044bu0432u0430u043b. «, «u041bu044eu0431u043eu0432u044c u043cu0435u0440u0442u0432u0435u0446u0430», «u041fu0443u0441u0442u044c u044f u043au043eu0433u043e-u043du0438u0431u0443u0434u044c u043bu044eu0431u043bu044e»).
u00a0u041du0435u0440u0430u0437u0434u0435u043bu0451u043du043du0430u044f u043bu044eu0431u043eu0432u044c: u0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0435, u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du043du043eu0441u0442u044c, u0438u0437u043cu0435u043du0430.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: