Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза» - ABCD42.RU

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза»

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза — сочинение

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман — главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза

Популярные сочинения

Произведение «Муму» считается самой известной работой И. С. Тургенева. Главными героями этого произведения являются не только люди, но и не большая собачка чьей кличкой и назван рассказ.

Зачастую для того, чтобы понять основную мысль того или иного произведения нужно неоднократно его перечитать, вчитываясь в каждую строку и понимая момент за моментом.

Любовь это прекрасное чувство которое должен испытать каждый человек в своей жизни. Это чувство постоянно описывают писатели в своих произведениях. Все описывают прекрасные отношения между двумя людьми

Проблема человеческого достоинства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Рассмотрение особенностей взаимоотношений в обществе первой половины девятнадцатого века в приволжском городке Калинове. Изучение темы человеческого достоинства на примере всех героев пьесы А. Островского «Гроза». Отражение человеческих пороков в пьесе.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.10.2016
Размер файла 19,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема человеческого достоинства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

В 1859 году Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза», которая стала предметом ожесточенных споров различных критиков, таких как Дмитрий Писарев и Николай Добролюбов. Данное произведение способно сподвигнуть читателя на размышления и поднять множество вопросов и проблем. Одна из них — проблема человеческого достоинства.

Действие разворачивается в первой половине девятнадцатого века, в приволжском городке Калинове. Автор по мере чтения знакомит нас со всеми «прелестями» общества на тот момент: лицемерие, жестокость, черствость, невежество, узколобость — то, что хотел продемонстрировать нам писатель. Чтобы раскрыть тему человеского достоинства, стоит рассмотреть каждого героя по отдельности.

В самом начале мы знакомимся с механиком-самоучкой Кулигиным, который беседует с Шапкиным и Кудряшом о красоте Волги. Тема разговора меняется, и вот они уже обсуждают купца Дикого, тем самым создавая не самое лучшее впечатление у читателя: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.» Узнавая этого персонажа, мы понимаем, что тот буквально живет унижением и притеснением других, отыгрывается на ни в чем неповинных людях. О каком человечском достоинстве у Дикого может идти речь, если он готов самоутверждаться и тешить свое самолюбие засчет высокомерия? Свое поведение он сам комментирует так: « …да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое!». Действительно, почему бы не обвинить в своем дурном характере и лицемерии сердце, не задумываясь об окружающих тебя людях? Тут стоит напомнить, что Савел Прокофьевич должен своему племяннику, Борису Григорьевичу, часть завещания от бабушки, которую он готов отдать при «почтительности». А как можно быть почтительным с человеком, который регулярно пытается тебя втоптать в грязь, ссылаясь на свою власть и узколобие: есть деньги — есть власть — могу обращаться с племянником, как душе угодно.

Второй довольно колоритный персонаж — купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. Общие черты с Савелом Прокофьевичем у нее однозначно присутствуют. Эта женщина полна злобы, а поведение ее вызывает лишь отвращение. Взглянуть хотя бы на плоды ее трудов! Ее сын Тихон — жалкий и забитый пьяница, неспособный самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Чувство собственного достоинства ему неведомо. Его сестре Варваре повезло больше, так как в отличии от него у нее было самолюбие и терпение. Впрочем, к ней и мать относится проще: «Гуляй, пока твое время не пришло, — еще насидишься».

Впрочем, Кабанова отличается хитростью и жаждой власти, поэтому методы унижения у нее другие. Она прекрасно скрывает свою двуличную натуру, пытаясь вызвать жалость у ее ближнего окружения и ссылаясь на неуважение к старшим: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.» Ее порочность и жестокость скрыта под завесой добродетели, якобы так уж волнует ее судьба сына. Стоит подметить ее нелогичность, которую выразил Тихон: «То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает — все за тебя.» А вот тут и подтверждаются слова об отсутствии человеческого достоинства у Кабанова. Он просто не готов взять ответственность за свои же поступки, отстоять честь жены.

Читайте также  Компьютерная этика. Этикет в Интернете

С этими двумя не самыми приятыми образами сильно контрастирует главная героиня пьесы Катерина. Она предстает перед читателем чистой и искренней, полной искренности и честолюбия; как выразился Николай Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве».

Будучи девочкой, Катерина росла в любви, понимании, имея свободу действий. Счастливая жизнь сменилась тяжелым бытом в чужой семье, где негде найти поддержку. Муж подчинен матери настолько, что готов даже на избиение по ее указу: « А я ее люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала.» Варвара была единственной, кто желал девушке добра в семье Кабанихи, но даже это не спасало Катерину от угнетения и душевной боли. Ее достоинство с каждым днем проживания в этом окружение буквально втаптывалось, а ее жизнь превратилась в кошмар: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.» И все же, стоит отметить, что девушка никогда не отвечала дерзостью на дерзость, не опускалась до уровня обидчиков, пусть даже не из-за гордости, а из-за слабины характера.

Несмотря на все невзгоды, Катерина хочет почувствовать любовь и получить ее взаимен. Свое сердце она отдала Борису Григорьевичу, пойдя против своих принципов и совести, доверилась ему безвозвратно.

Чувства, зародившиеся между ними, заслуживают отдельного сочинения, но здесь я поддержала бы мнение критика Дмитрия Писарева: «Что за любовь, возникающая от обмена нескольких взглядов?». Борис для нее был, скорее, спасательным кругом, за который она держалась, дабы не потонуть в грязи унижения и издевательств. И как бы то ни было, какие бы чувства ни испытывала Катерина к Борису и наоборот, последний сильно «разочаровал» читателей. островский гроза пьеса человеческий

Пара виделась на протяжении десяти дней, спустя которые Борис принес, мягко говоря, печальную весть: он вынужден отправиться в Сибирь по наказу дяди. Катерина просит взять ее с собой, но тот решительно отказывает, пытается сменить тему разговора: не заметил ли их кто. Видно, что душевные терзания девушки его не волнуют, а разговаривает он с ней будто из одолжения: «Ну, что же ты сказать-то хотела?». Между короткими бесчувственными ответами он пестрит красивыми фразами: « Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой!». А люди бы и узнали, коли ты взял ее с собой, доказав истинность своих чувств, преданность женщине, которая полюбила тебя и доверилась.

Из этой сцены можно сделать лишь один вывод: молодой человек просто воспользовался слабостью девушки, ее мучением. Об искренности тут и речи быть не может. Если о поступках Катерины можно рассуждать и смотреть на ее действия под разным углом, то о Борисе складывается однозначное негативное впечатление, а о нем самом можно лишь сказать, что это мужчина без человеческого достоинства, а его душа полна уродства.

В заключении, хочется отметить, что это поистине гениальное произведение остается актуальным и по сей день. Оно отображает самые отвратительные пороки: корысть, лицемерие, жестокость. Мы встречаемся с ними каждый день, а общество буквально пропитано ими. И, пожалуй, человеческое достоинство — единственное, за что мы можем цепляться, и именно его нельзя терять никогда.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткое содержание событий, происходящих в пьесе А. Островского «Гроза», в первой половине XIX в., в вымышленном приволжском городке Калинове. Описательная характеристика героев. Освещение сути конфликта в произведении и смысловых аспектов его названия.

краткое изложение [16,9 K], добавлен 21.04.2011

История создания и сюжет драмы А.Н. Островского «Гроза». Подробное изучение характеров главных героев пьесы. Рассмотрение образов хозяев жизни, смирившиеся под властью самодуров, героев, выражающих протест против темного царства, Катерины, грозы.

реферат [34,7 K], добавлен 26.06.2015

Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ улиц, трактиров и жизни жителей города. «Темное царство» и жесткий образ города Калинин в пьесе «Гроза».

анализ книги [17,9 K], добавлен 14.10.2014

Проблема перелома общественной жизни, смены социальных устоев в пьесе А. Островского «Гроза». Образ Кулигина — простого мещанина, механика-самоучки, благородного мечтателя. Положительные черты героя, его протест против самодурства и дикости в обществе.

сочинение [13,8 K], добавлен 12.11.2012

Изучение драматических произведений. Специфика драмы. Анализ драмы. Вопросы теории литературы. Специфика изучения пьесы А.Н. Островского. Методические исследования о преподавании пьесы «Гроза». Конспекты уроков по изучению пьесы «Гроза».

курсовая работа [63,7 K], добавлен 04.12.2006

Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство — проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство — человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.
В пьесе «Гроза» А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в «Грозе», по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и «забитых людей». Самодуры — купчиха Кабанова и Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой — люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.
Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.
Варвара и Борис — менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять(«Гуляй, пока твое время не пришло, — ещё насидишься»), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.
Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается(«Здесь всё как-то из-под неволи»).
Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство — рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.
Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.

Читайте также  Методика обучения технике легкоатлетических видов. Метание диска

Сочинение на тему «Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза»

Особое внимание русских писателей в 50—60-е годы XIX века привлекали три темы: крепостное право, появление в общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции и положение женщины в семье и обществе.

В ряду этих тем была и еще одна — тирания самодурства, тирания денег и старозаветного авторитета в купеческой среде, тирания, под гнетом которой задыхались все члены купеческих семей, особенно женщины. Задачу обличения экономической и духовной ти­рании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Трагический конфликт живого чувства Кате­рины и мертвого уклада жизни — основная сю­жетная линия пьесы.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В драме представлены две группы обитателей города Калинова. Одна из них олицетворяет гне­тущую власть «темного царства». Это Дикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», одинаково ощущаю­щие его грубую силу, но по-разному выражающие протест против этой силы.

По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из той среды, в которую она по­пала в силу бытовых обстоятельств. Именно в ис­ключительности ее характера и заключается при­чина глубокой жизненной драмы, которую

Катерина должна была пережить, попав в «темное царство» Диких и Кабановых.

Катерина — натура поэтически-мечтательная. Ласки матери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много», вышивание по бархату, посеще­ние церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок — вот круг ежедневных занятий, под влиянием которых сложился внутренний мир Ка­терины. Порой она погружалась в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. Катерина рассказывает о детстве и девичестве, о чувствах, которые она испытывает, глядя на прекрасную природу. Речь Катерины образная, эмоциональ­ная. И вот такая впечатлительная и поэтически настроенная женщина попадает в семью Кабано­вой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой опеки. Она попадает в обстановку, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Конечно же, конфликт между этой обстановкой «темного цар­ства» и светлым душевным миром Катерины за­вершается трагически.

Трагизм положения Катерины осложняется и тем, что она выдана замуж за человека, которого не знала и любить не могла, хотя всеми силами старалась быть Тихону верной женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о его рабскую приниженность, недалекость, гру­бость. С детства он привык во всем повиноваться матери, боится пойти против ее воли. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать. Единственное заветное жела­ние Тихона — вырваться хотя бы ненадолго из-под опеки матери, запить, загулять так, чтобы «на весь год отгуляться». Этот безвольный человек, сам являясь жертвой «темного царства», безуслов­но, не только не мог помочь Катерине, но просто ее понять, а душевный мир Катерины для него слишком сложен, высок и недоступен. Естественно, он не мог предвидеть драму, которая назревала в душе его жены.

Борис, племянник Дикого, тоже жертва тем­ной, ханжеской среды. Он стоит значительно выше окружающих его «благодетелей». Образова­ние, полученное им в Москве, в коммерческой академии, способствовало развитию его культур­ных взглядов и потребностей, поэтому Борису трудно ужиться в среде Кабановых и Диких. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах: у него недоста­ет решимости бороться за любовь Катерины, он советует ей покориться судьбе и оставляет ее, предчувствуя, что Катерина погибнет. Безволие, неспособность бороться за свое счастье обрекло Ти­хона и Бориса на то, чтобы «жить на свете да му­читься». И только Катерина нашла в себе силы бросить вызов мучительной тирании.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Гибель молодой, одаренной жен­щины, страстной, сильной натуры на миг освети­ла это спящее «царство», сверкнула на фоне тем­ных, мрачных туч.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Самоубийство Катерины Добролюбов справедли­во рассматривает как вызов не только Кабановым и Диким, это вызов всему деспотическому укладу жизни в мрачной феодально-крепостнической Рос­сии.

Проблема человеческого достоинства в драме А. Н. Островского «Гроза»

А. Н. Островский определил жанр своего произве­дения как драму, подчеркивая этим широкую распро­страненность конфликта пьесы, повседневность собы­тий, изображенных в ней. Основная тема «Грозы» — столкновение между утеснителями (Кабаниха, Ди­кой) и утесняемыми (Катерина, Тихон, Борис, Кули­гин и другие) органически связана с ее конфликтами: между старыми социально-бытовыми принципами и прогрессивными проявлениями свободы человече­ской личности, семейным, общественным.

В городе Калинове власть принадлежит самоду­рам, и основана эта власть на моральной и материаль­ной зависимости людей. О порядках, царящих в семье Дикого, читатель узнает из диалога Бориса и Кудря­ша:

Кудряш: Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь ос­нована на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни од­ного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис: Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!». А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он об­ругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш: Батюшка! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис: А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Похожая ситуация и в семье Кабановой, только там «все под видом благочестия». Кулигин так отзы­вается о Кабанихе: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Домочадцы Кабанихи не смеют противоречить ей. Тихон во всем соглашается с матерью и лишь авторские ремарки («вздыхая, в сто­рону: Ах ты, господи!») помогают понять истинное от­ношение к постоянным нравоучениям. Варвара, его сестра, выработала свою линию поведения: она тоже не перечит матери вслух, а про себя комментирует: «Не уважишь тебя, как же!» У нее свой взгляд на жизнь: «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто».

Каждый герой по-своему приспосабливается к жизни в Калинове. Варвара поучает Катерину: «. Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том (на лжи) держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало».

Тихон от безысходности пьет втихую, Борис лишь вздыхает: «Эх, кабы сила!». Кулигин советует Борису «угождать как-нибудь» Дикому, а себя утешает мыс­лью о том, что скоро разбогатеет, изобретя перпету­ум-мобиле: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион! Тогда я поговорю!» Не­много другая позиция у Кудряша, который в городе считается грубияном. Он сожалеет, что в городе мало «парней-то на мою стать, а то бы» Дикого «озорни­чать-то отучили»: «Вчетвером этак, впятером в пере­улке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывал­ся». Возможно, и прав был Кудряш, говоря о таком методе борьбы с «ругателем» Диким. Ведь мы видим, что с равными себе, например, с Кабановой, Савел Прокофьевич ведет себя совсем по-другому. Как гово­рится, сила чувствует силу. Марфа Игнатьевна, не це­ремонясь, обрывает Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе доро­га!». И Дикой меняет тон, оказывается, разговаривать умеет по-человечески: «Постой, кума, постой! Не сердись. ».

Читайте также  Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой

Но Кудряш готов бороться с Диким и другими ме­тодами (причем низкими и подлыми): «Жаль, что до­чери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!».

Лишь Катерина смеет в открытую заявлять свекро­ви о своем человеческом достоинстве: «Напрасли­ну-то терпеть кому ж приятно!» Завязка драмы опре­деляется литературоведами по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием герои­ни. Более распространенной и, по моему мнению, пра­вильной является полный чувства собственного дос­тоинства ответ Катерины на придирки свекрови: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не до­казываю».

Кабаниха, видя такое сопротивление со стороны невестки, пытается сломить ее, унизить. Чего стоит сцена, когда Кабанова заставляет давать Тихона на­казы жене! Возможно, это и стало последней каплей, и Катерина решилась на измену. Но эта измена тяж­ким грузом легла на душу Катерины и приводит ее к самоубийству.

По поводу самоубийства Катерины тоже можно по­размышлять. Что это: слабость или протест, попытка вырваться из неволи? Конечно, в поведении главной героини есть и слабые, и сильные стороны, но в целом она единственная, кто отвергает принципы домостро­евской нравственности, пусть и ценой своей жизни, скорее подсознательно, чем осознанно, в порыве чувств, но все же это — протест против устоев окру­жающего мира.

Катерина могла бы приспособиться, как Варвара, продолжать встречаться тайком с Борисом, продолжая обманывать семью. Но это значило бы, что Кате­рина примирилась со своей долей и стала такой же, как другие — порочной и лживой. Катерина, несмот­ря на измену, остается чистой в душе.

Проблема человеческого достоинства в драме А. Р. Островского “Гроза”
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Конспект урока литературы, 10 класс.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_ostrovskomu.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема человеческого достоинства

в драме А. Р. Островского “Гроза”

(Групповая работа)10 класс

Образовательные цели: развитие способности осмысления проблем современного общества с помощью литературного материала; совершенствование навыков сопоставительного анализа и умение работать по группам; развитие связной речи учащихся, логического мышления.

Воспитательные цели: воспитать высокие нравственные и эстетические идеи; привить интерес к творчеству писателя; научить внимательно и осознано читать произведения и анализировать поступки героев.

Оборудование: книжная выставка, портрет А.И.Островского, тексты произведения, Толковые словари.

1. Словарно-фразеологическая работа над лексическим значением слова “достоинство”.

— Ребята, давайте выясним, каково лексическим значением слова “достоинство”. С каким словарём вы работали?

(Словарём С.И.Ожегова. Достоинство – 1. Положительное качество.

  1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
  2. Стоимость, ценность денежного знака.
  3. Устаревшее название титула.).

— Что значит, по-вашему, защищать человеческое достоинство? (Мнения и точка зрения ребят).

(В ходе обсуждения подвожу учеников к выводу, что именно понимание персонажам пьесы сути человеческой личности и её достоинства лежит в основе группировки образов).

Постоянно унижают окружающих столпы “тёмного царства” Дикой и Кабаниха (в качестве иллюстрации 1 группа анализирует диалог Кулигина и Дикого , 2 группа – сцену прощания Катерины с Тихоном).

Ребята делают вывод, что эти же персонажи чрезвычайно остро переживают ущемление их “прав” (в качестве примера 1 группа приводит реакцию Дикого на настойчивое предложение Кулигина об установке городских часов и громоотвода, на оскорбление проезжим гусаром, 2 группа – недовольство Кабанихи ослаблением домостроевских порядков, её подозрительные вопросы Тихону, кто ему дороже – мать или жена) .Обращается внимание ребят на оценки, даваемые Кабанихой и диким другим людям, особенно занимающим более “низкое” положение.

-Ребята! В чём же апологеты “темного царства” видят собственную значимость и почему считают себя выше окружающих? (Причины тут, прежде всего, социальные. В их руках находятся экономические рычаги управления городом , богатство, а следовательно, и реальная власть, о чём красноречиво говорит беседа Дикого с городничим (1 группа).

Вместе с тем, отмечают школьники , на отношение Дикого и Кабанихи (3 группа) к окружающим людям влияют традиции среды, привычное самодурство, низкий культурный уровень.

Далее мы останавливаемся на взглядах молодых персонажей “Грозы” –Бориса, Кудряша, Варвары, Тихона (этот разговор вызвал особый интерес юных читателей и спорные суждения). Дискуссия о молодых героях пьесы способствует совершенствованию умений аргументировать свои позиции, вести диалог. Так, если некоторым ученикам нравится внешняя независимость Варвары и Кудряша, принимая ими за способ отстаивания человеческого достоинства, то есть и другая позиция. Которая рассматривается позже.

Звучит точка зрения представителей 2 группы:

— В чём же проявляется их достоинство? В грубости Кудряша? Да и не особенно трудно грамотному конторщику чувствовать себя независимым, когда он нужен хозяину. Весьма призрачно выглядит эта независимость и это достоинство, когда мы слышим от Кудряша, что носом своим Дикой чует; Кудряш голову свою дёшево не продаст, пускай сам боится. Можно предположить, что их отношения основаны на взаимной зависимости сомнительного свойства. Будь Кудряш принципиален и честен, на что есть в пьесе намёк. Или могла бы постичь его судьба правдолюбца Платона Зыбкина из комедии “Правда хорошо. А счастье – лучше”.

— А мы считаем ( говорят представители 3 группы), что вроде бы и сочувствуют Кудряш и Варвара Катерине, осуждают тиранию Кабанихи, но та же Варвара действует в пределах морали “темного царства” и гуляет, пока не за мужем, исповедуя принцип “только бы шито-крыто было”. Вроде бы такие смелые и независимые, а никакой помощи Катерине оказать не могут, даже словом заступиться за неё не пытаются. (Постоянно учащиеся подходят к выводу, что поведение и воззрения молодых персонажей пьесы не выходят за рамки “темного царства”.Герои лишь приспосабливаются к условиям социальной среды для достижения собственных целей.

— Ребята, давайте выясним, насколько безысходно положение Тихона и Бориса. (Разговор об отсутствии чувства собственного достоинства у этих героев строится вокруг мотивов их покорности сильным мира сего).

— Какая нужда заставляет Бориса жить в доме Дикого и сносить его оскорбления и деспотизм? (Ставится проблемный вопрос; “Борис и Тихон – жертвы “темного царства” или нет?).

Представители 4 группы и 3 группы приходят к выводу, что не так жалок и беспомощен, как кажется на первый взгляд, Кулигин. У него нет средств для самоутверждения, и он предпочитает стерпеть ругань и обиду, но почему? “С него, что ль, пример брать!” – говорит он о Диком. Можно соглашаться или не соглашаться с Кулигиным, но именно в сдержанности он видит проявление достоинства человека. Этот мастер-самоучка видит ценность человека в бескорыстном служении обществу и пытается в меру своих сил сделать полезное для родного города, и в этом он проявляет настойчивость, приводящую Дикого в ярость.

“Несмотря на своё невежество, Дикой сразу усматривает в процитированных Кулигиным стихах Державина крамолу и грозит отправить часовщика к городничему” – точка зрения представителей 1 группы.

“Подлинный страх вызывает у Кабанихи монолог Кулигина о грозе, в котором звучит обличение невежества и мракобесия представителей “Тёмного царства” – к такому выводу пришла 2 группа.

И наконец, в финальной сцене именно Кулигин страстно обвиняет семью Кабановых в гибели Катерины, стимулируя тем самым “бунт” Тихона. Десятиклассники нашли для обозначения позиции Кулигина удачную формулировку: “Неспокойная совесть города Калинова”.

(После обсуждения выполненных заданий, происходит переход к следующему этапу-совместному составлению плана урока. Учащиеся с помощью учителя находят для пунктов плана краткие формулировки, которые выражают позиции каждой группы персонажей по отношению к человеческой личности, её достоинству. Когда пункты плана сформулированы, необходимо объединить их и дать общее заглавие основной части. Школьники делают вывод, что честь и достоинство относятся к категориям нравственным и через них раскрывается одна из главных нравственных проблем пьесы “Гроза”.

Оптимальный вариант плана, составленный вместе с ребятами:

  1. Чем интересны пьесы А.И.Островского современному зрителю.
  2. Честь и достоинства человека – важнейшая нравственная проблема драмы “Гроза”.
  1. Группировка образов в пьесе.
  2. Уродливое представление “тёмного царства” о ценности человеческой личности.

3.Позиция А.И.Островского в вопросе о достоинстве человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: