Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве - ABCD42.RU

Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве

Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве — реферат

Российский государственный социальный университет

Факультет бухгалтерского учета, аудита, экономики и социологии труда

Кафедра социальной статистики и демографии

«Методология и методика социологического исследования».

Социологическое исследование на тему:

«Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве»

студентка 5 курса

к.ф.н., доц. Мазаев Ю.Н.

1 Методологическая часть программы

1.8 Гипотезы исследования……………………………………………………. 6

1.9 . Эмпирическая интерпретация пон ятий…………………………………7

1.9.1.Операциональное определение понятий……………………………..…..10

2 Методическая часть

2.1. Методы сбора первичной социологической информации…………….…11

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария …11

2.4. Метод обработки эмпирических данных………………………………….12

3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л п р о г р а м м ы…………….……12

1. Методологический раздел программы эмпирического социального исследования

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Раньше, когда, была уверенность в своем будущем, выпускники могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.

Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают.

Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное — КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.

Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.

Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а рынок образовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменения спроса на специалистов.

1.2. Проблема исследования.

Многие молодые специалисты с сожалением говорят о том, что проблема трудоустройства есть, и касается не только наличия свободных вакансий. После бесед с работодателями и ищущими работу молодыми людьми, складывается следующая картина: работодателям остро не хватает квалифицированных работников нижнего и среднего звена. Особенно тяжело представителям мелкого и среднего бизнеса, которым нужны ответственные и квалифицированные универсалы. Им просто некогда этих универсалов растить и воспитывать. На недостаток специалистов жалуются практически во всех отраслях. На вопрос «А как же выпускники?» общее содержание ответа работодателей сводится к следующему: «Они ничего не знают и не умеют». Претензии молодых соискателей иного плана– отсутствие работы по специальности или хотя бы соответствующей образованию, понятной зарплатой политики, системы градации, учитывающей то, каким опытом работы обладает человек и насколько хорошо он учился. В общем, у каждого своя правда.

Поэтому основная проблема нашего исследования — почему выпускники высших учебных заведений не могут найти работу в г. Москве.

1.3 Объект исследования

Объектом исследования являются выпускники ВУЗов в возрасте от 19-23 лет.

1.4 Предмет исследования

Проблемы, возникающие у выпускников, с возможностью найти работу.

1.5. Цели исследования

Цель: Комплексный анализ невостребованности выпускников ВУЗов.

1.6. Тип исследования

В рамках теоретической составляющей, задачами моего исследования являются:

Выявить источники получения необходимой информации для поиска работы.

Определить каким образом высшее учебное заведение может повлиять на дальнейшее трудоустройство своих студентов.

Рассмотреть возможность современных выпускников найти работу, после получения диплома.

В рамках методической составляющей, задачами моего исследования являются:

Проведение анкетного проса

1.8. Гипотезы исследования:

Гипотеза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.

1. Гипотеза основания:

Проблема трудоустройства молодых специалистов связана с недостаточным практическим опытом.

Студент дневного отделения не имеет возможности совмещать обучение в ВУЗе и работу.

ВУЗ не всегда предоставляет хорошие места для прохождения производственной практики.

2. Гипотеза основания:

Студенты после ВУЗов не могут найти работы по специальности.

Отсутствие практического опыта.

3. Гипотеза основания:

Пренебрежительное отношение к выпускникам может привести к негативным последствиям

1.9. Эмпирическая интерпретация понятий.

Центральными терминами в методологии нашего исследования являются: социум, молодежь, специалист, безработица, профессия и стаж. Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значения в некотором существенном отношении. Иными словами, необходимо достичь такого уровня конкретизации теоретического материала, при котором содержание понятий можно будет зарегистрировать в виде эмпирического индикатора. Эмпирическими переменными являются факторы, влияющие на увеличение не занятых дипломированных специалистов.

Ниже представлены характеристики понятий:

Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

Безработица — социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Стаж — срок службы, продолжительность деятельности в какой-нибудь области.

Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания.

Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Здоровье — Может быть определено как динамическое состояние организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности.

Человеческий потениал — это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей — как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

Социально-психологическая компетентность — (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Специальность (лат. specialis — особый) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

1.9.1. Операциональное определение понятий.

На этом этапе исследования индикаторы соотносятся с конкретными методами сбора и регистрации данных.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ — логическая процедура указания эмпирических (в принципе наблюдаемых) значений теоретических смыслов. В некоторых случаях одному понятийному индикатору (одной переменной) соответствует несколько методов; в таком случае они оба фиксируются.

Операциональными переменными являются причины, в связи с которыми молодые специалисты имеют проблемы с трудоустройством.

Контрольной переменной моего исследования является влияния знаний, умений и навыков общения, опыта работы на трудоустройства выпускников.

Трудоустройство выпускников

Ф акторы влияющие на трудоустройства

«Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве»

Российский государственный социальный университет

Факультет бухгалтерского учета, аудита, экономики и социологии труда

Кафедра социальной статистики и демографии

«Методология и методика социологического исследования».

Социологическое исследование на тему:

«Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве»

студентка 5 курса

к.ф.н., доц. Мазаев Ю.Н.

Содержание

1 Методологическая часть программы

1.8 Гипотезы исследования……………………………………………………. 6

1.9. Эмпирическая интерпретация понятий…………………………………7

1.9.1.Операциональное определение понятий……………………………..…..10

2 Методическая часть

2.1. Методы сбора первичной социологической информации…………….…11

2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария …11

2.4. Метод обработки эмпирических данных………………………………….12

3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л п р о г р а м м ы…………….……12

1. Методологический раздел программы эмпирического социального исследования

  1. Актуальность проблемы

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Раньше, когда, была уверенность в своем будущем, выпускники могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.

Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают.

Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное — КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.

Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома «СуперДжоб» показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.

Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а рынок образовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменения спроса на специалистов.

1.2. Проблема исследования.

Многие молодые специалисты с сожалением говорят о том, что проблема трудоустройства есть, и касается не только наличия свободных вакансий. После бесед с работодателями и ищущими работу молодыми людьми, складывается следующая картина: работодателям остро не хватает квалифицированных работников нижнего и среднего звена. Особенно тяжело представителям мелкого и среднего бизнеса, которым нужны ответственные и квалифицированные универсалы. Им просто некогда этих универсалов растить и воспитывать. На недостаток специалистов жалуются практически во всех отраслях. На вопрос «А как же выпускники?» общее содержание ответа работодателей сводится к следующему: «Они ничего не знают и не умеют». Претензии молодых соискателей иного плана– отсутствие работы по специальности или хотя бы соответствующей образованию, понятной зарплатой политики, системы градации, учитывающей то, каким опытом работы обладает человек и насколько хорошо он учился. В общем, у каждого своя правда.

Поэтому основная проблема нашего исследования — почему выпускники высших учебных заведений не могут найти работу в г. Москве.

1.3 Объект исследования

Объектом исследования являются выпускники ВУЗов в возрасте от 19-23 лет.

1.4 Предмет исследования

Проблемы, возникающие у выпускников, с возможностью найти работу.

1.5. Цели исследования

Цель: Комплексный анализ невостребованности выпускников ВУЗов.

1.6. Тип исследования

1.7.Задачи исследования

В рамках теоретической составляющей, задачами моего исследования являются:

  1. Выявить источники получения необходимой информации для поиска работы.
  2. Определить каким образом высшее учебное заведение может повлиять на дальнейшее трудоустройство своих студентов.
  3. Рассмотреть возможность современных выпускников найти работу, после получения диплома.

В рамках методической составляющей, задачами моего исследования являются:

  • Проведение анкетного проса

1.8. Гипотезы исследования:

Гипотеза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.

1. Гипотеза основания:

Проблема трудоустройства молодых специалистов связана с недостаточным практическим опытом.

Гипотеза следствия:

  1. Студент дневного отделения не имеет возможности совмещать обучение в ВУЗе и работу.
  2. ВУЗ не всегда предоставляет хорошие места для прохождения производственной практики.
Читайте также  Русская философия XI–XX вв.

2. Гипотеза основания:

Студенты после ВУЗов не могут найти работы по специальности.

Гипотеза следствия:

  1. Отсутствие практического опыта.
  2. Рост безработицы.

3.Гипотеза основания:

Пренебрежительное отношение к выпускникам может привести к негативным последствиям

Гипотеза следствия:

  1. Нежелание учиться.
  2. Платное обучение.
  3. Платные дипломы.

1.9. Эмпирическая интерпретация понятий.

Центральными терминами в методологии нашего исследования являются: социум, молодежь, специалист, безработица, профессия и стаж. Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значения в некотором существенном отношении. Иными словами, необходимо достичь такого уровня конкретизации теоретического материала, при котором содержание понятий можно будет зарегистрировать в виде эмпирического индикатора. Эмпирическими переменными являются факторы, влияющие на увеличение не занятых дипломированных специалистов.

Ниже представлены характеристики понятий:

  • Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.
  • Безработица— социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
  • Профессия— род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.
  • Стаж— срок службы, продолжительность деятельности в какой-нибудь области.
  • Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания.
  • Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
  • Здоровье — Может быть определено как динамическое состояние организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности .
  • Человеческий потениал — это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей — как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.
  • Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
  • Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.
  • Социально-психологическая компетентность — (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.
  • Специальность (лат. specialis — особый) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

1.9.1. Операциональное определение понятий.

На этом этапе исследования индикаторы соотносятся с конкретными методами сбора и регистрации данных.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ — логическая процедура указания эмпирических (в принципе наблюдаемых) значений теоретических смыслов. В некоторых случаях одному понятийному индикатору (одной переменной) соответствует несколько методов; в таком случае они оба фиксируются.

Операциональными переменными являются причины, в связи с которыми молодые специалисты имеют проблемы с трудоустройством.

Контрольной переменной моего исследования является влияния знаний, умений и навыков общения, опыта работы на трудоустройства выпускников.

Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Васильева Анжелика Сергеевна

Одной из проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодых специалистов . Сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях конкурентоспособность выпускника вуза зависит от соответствия его знаний и умений требованиям профессии и работодателя. Предлагается схема по взаимодействию ранка труда и рынка образовательных услуг.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаева Алла Алексеевна, Васильева Анжелика Сергеевна

MOSCOW EDUCATIONAL SERVICE AND LABOUR MARKETS FOR YOUNG SPECIALIST UNDER INNOVATIVE ECONOMY CONDITIONS

One of the biggest issues that the society is facing currently is employment for young specialists . The major conclusion here suggests that given the current socio-economic factors graduates’ competitive capacity depends on the degree to which their knowledge and skills match the expectations posed both by the profession itself and by the employer. Recommendations on the organization of interaction between key stakeholders of labor markets and education were offered.

Текст научной работы на тему «Рынок образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов города Москвы в условиях инновационной экономики»

А.А. Николаева РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А С. Васильева И ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРОДА МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ

Аннотация. Одной из проблем современного общества является трудоустройство и занятость молодых специалистов. Сделан вывод о том, что в современных социально-экономических условиях конкурентоспособность выпускника вуза зависит от соответствия его знаний и умений требованиям профессии и работодателя. Предлагается схема по взаимодействиюранка труда ирынка образовательных услуг. Ключевые слова: рынок труда, молодой специалист, конкурентоспособность, рынок образовательных услуг, качество образования.

MOSCOW EDUCATIONAL SERVICE AND LABOUR MARKETS FOR YOUNG SPECIALIST UNDER INNOVATIVE ECONOMY CONDITIONS

Annotation. One of the biggest issues that the society is facing currently is employment for young specialists. The major conclusion here suggests that given the current socio-economic factors graduates’ competitive capacity depends on the degree to which their knowledge and skills match the expectations posed both by the profession itself and by the employer. Recommendations on the organization of interaction between key stakeholders of labor markets and education were offered.

Keywords: labour market, young specialists, competitive capacity, graduate jobs market quality of education.

В течение последних пятнадцати лет Российская Федерация столкнулась с рыночными трансформациями, сопровождающимися становлением нового рынка труда, изменениями в отраслевом производстве, возникновением многоукладной экономики. Вследствие этих изменений возникла «открытая» безработица, произошла трансформация трудовых отношений. Если в советское время граждане страны получали образование с ориентацией на существующие рабочие места, то на современном этапе (когда были ликвидированы многочисленные предприятия и разрушен фундамент рынка труда муниципальных образовании по всей стране) населению пришлось искать альтернативный заработок в крупных городах, в частности в таком мегаполисе как Москва.

Таким образом, в настоящее время остро стоит проблема регулирования рынка труда и заня-тости на уровне субъекта Федерации. В условиях трансформации трудовых отношений существуют острые противоречия на рынке труда городского населения, в частности, возрастают негативные явления, обусловленные безработицей, недостаточно высоким уровнем реальной заработной платы работников, сложностями с поисками работы у молодых специалистов. Актуальность вопросов, связанных с рынком труда молодых специалистов, обусловлена условиями перехода к инновационной экономике, где предполагается использование новых знаний и умение применить их на практике. Что в свою очередь требует изменений в системе образования с целью соответствия требованиям работодателей качественной составляющей практических и теоретических знаний молодых специалистов. Основной проблемой рынка труда молодых специалистов является несоответствие между структурой

Alla Nikolaeva Anzhelika Vasilieva

© Николаева A.A., Васильева А.С., 2017

выпуска студентов для различных отраслей экономики и потребностями рынка труда. Эффективное инновационное развитие страны должно обеспечиваться соответствующим совершенствованием системы образования (и в первую очередь высшего профессионального), позволяющим подготовить специалистов к требованиям инновационной деятельности в современном мире. Следовательно, и основную задачу образования необходимо формулировать глобально — как становление инновационного типа личности профессионала [13].

Цель данного исследования — совершенствование организационного механизма регулирования рынка образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов. Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами российских и зарубежных исследова-телей в сфере рынка труда, молодежной занятости, теории человеческого капитала, управления трудоустройством выпускников, государственной политики в сфере образования, подготовки кадров нового типа, нестандартной занятости и т.д. Методологической основой для исследования послужили принципы диалектической логики, компетентностного подхода (Е.А. Климов [8]), психологии труда (К.К. Платонов [16]), идеи зарубежной экономической мысли (А. Смит, К. Маркс, А. Оукен). Анализ зарубежных теоретических источников позволяет сделать вывод о достаточном внимании к проблемам управления в сфере занятости населения среди таких исследователей, как Дж. Кейнс, А. Смит, Г. Минцберг, М. Армстронг [1] идр. Широко используются работы в области государственного регулирования регионального рынка труда таких исследователей, как С.И. Григорьев [4], Н.М. Римашев-ская [20], А.Я. Кибанов [7]. Разработка и внедрение инновационных подходов в подготовке кадров нового типа, в профессиональном образовании активно обсуждаются в работах таких российских ученых, как О.Г. Берестнева, Т.А. Пискунова [3]. Существует множество диссертационных работ, авторы которых рассматривали с различных позиций проблемы рынка труда и занятости населения. Так, P.P. Кугушев рассматривал вопросы регулирования трудовой миграции [9], О.Ю. Никишина -нестандартную занятость, особенно среди молодого населения [12], С.С. Жук сосредоточила свое внимание на вопросе управления качеством человеческих ресурсов в социально-экономических системах [6], а Е.Е. Ляшенко на вопросе формирования человеческого капитала в условиях реформиро-вания высшего образования [11].

В исследовании был применен количественный метод при изучении показателей занятости на рынке труда и трудоустройства молодых специалистов на основе данных Федеральной службы государственной статистики, порталов поиска работы SuperJob, Работа.ру. Задействован и социологический метод — онлайн-анкетирование среди студентов вузов и профориентационная работа в форме беседы с выпускниками школ. Для исследования современного состояния организационного механизма регулирования рынка образовательных услуг и трудоустройства молодых специалистов были использованы статистические данные по выпуску студентов по различным направлениям подготовки и их потребностям на рынке труда за 2014-2015 гг. Федеральной службы государственной статистики, порталов поиска работы SuperJob, Работа.ру, а также социологический метод исследования — анкетирование.

Роль рынка труда в экономике каждой страны чрезвычайно важна в силу того, что подавляющее большинство людей получают доходы именно благодаря ему, продавая свой труд. Таким образом, рынок труда соединяет людей желающих продать свои трудовые услуги и организации, готовые купить эти услуги для осуществления своей деятельности. Понятие «рынок труда» рассматривали множество авторов. Так, д.э.н., профессор И.В. Липсиц рассматривал его как «совокупность экономических и юридических взаимоотношений, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги» [10, с. 103]. В то же время д.э.н., профессор А.Я. Кибанов дает более простое понятие: «Рынок труда — это совокупность трудовых отношений по поводу найма и использования работников в обще —

ственном производстве» [7, с. 69]. Таким образом, важным отличием отношений на ранке труда и занятости населения является то, что данные отношения не заканчиваются на факте предложения и покупки рабочей сил, а затрагивают сферу образования, профессиональной подготовки, переподготовки, а так же связаны с управленческими началами всех уровней власти.

Одним из основных предметов социально-трудовых отношений, реализуемых на рынке труда, являются отношения занятости. В соответствии с федеральным законодательством, занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [22]. По мнению А.Я. Кибанова: «Управление занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы (обеспечение условий и форм включения работников в полезную деятельность, переподготовка и перераспределение занятых работников и т.п.)» [7, с. 71]. В современных условиях труда характерно такое явление как урбанизация труда — перемещение экономически активного населения для работы в крупные города. К таким городам можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск, Екатеринбург и некоторые другие, которые представляют собой место концентрации научного, культурного, финансового и производственного потенциала страны.

В современном мире все большая роль уделяется человеку как производителю основного ка-питала, движущей силе прогресса и развития страны. Человеческий капитал для мирового сообщества начинает выступать в роли индикатора успешной государственной политики страны. Развитие рынка труда и занятости населения выступают показателями эффективного развития человеческого капитала. С развитием человеческого капитала увеличиваются конкурентные преимущества участников рынка труда. Важная роль отведена образованию — с улучшением подготовки студентов увеличивается уровень экономической активности, что по цепной реакции снижает риски безработицы, растет заработок, территориальная и профессиональная мобильность [5].

Современная экономика находится на стадии динамичного развития, когда работникам постоянно необходимо повышать свою квалификацию. Работники, имеющие более высокий уровень образования, успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам. Переход российской экономики от сырьевого типа к инновационной и социально-ориентированной экономике сопровождается пересмотром места человека в этом процессе. Существует деятельность государственных органов управления, направленная на качественное развитие человеческого капитала. Так, в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. значительно увеличены инвестиции в человеческий капитал. Концепция подчеркивает, что условием совершения рывка в повышении конкурентоспособности российской экономики является рост качества человеческого капитала [17].

На портале открытых данных Правительства Москвы представлены наборы информации по следующим категориям: даты приведения ярмарок вакансий, Единая база вакансий Правительства города Москвы и органов исполнительной власти, коворкинги, отделы трудоустройства, перечень вакансий в Москве для лиц с ограниченными возможностями здоровья, список специализированных центров труда и занятости населения, список центров занятости населения и социально-трудовой адаптации и профориентации [14]. Москва, являясь городом федерального значения, столицей Российской Федерации, позиционируется как самый финансово-привлекательный регион. Ситуация на рынке труда самая лучшая в стране: низкий уровень безработицы (1,8 в 2015 г.), высокая доля экономически-активного населения (от 55,8 % до 58,1 % в 2014 г.), большой выбор занятости. В то же время, наблюдается высокая безработица среди молодого населения (см. табл. 1). Так, среди безработ-

Читайте также  Новая технология производства клинкера. Новые цементы

ных в городе Москве преобладают лица в возрасте 20-29 лет (42,6 %) и 30-39 лет (26,8 %). Средний же возраст безработного — 34,5 лет, а занятого — 40,8 лет [19].

Распределение численности занятого и безработного населения г. Москвы

по возрасту в 2015 г., % [19]

В том числе в возрасте, лет Средний возраст, лет

15-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72

Занятые 0,2 18,6 27,9 23,1 22,1 6,0 40,8

Безработные 1,2 42,6 26,8 11,7 16,9 0,9 34,5

Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве

Библиографическая ссылка на статью:
Рыбакова А.А., Лясковская Е.А. Проблемы трудоустройства молодых специалистов в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67342 (дата обращения: 14.09.2021).

В современных условиях существует проблемы трудоустройства молодых специалистов, реализация их личностного и профессионального потенциала. Молодыми специалистами можно считать студентов, недавно окончивших учебные заведения. В данной статье акцент будет сделан на выпускников экономических специальностей.

Основной проблемой выпускников при поиске работы является поиск работы по специальности. Зачастую профессии выпускников не соответствуют потребностям рынка труда, и тогда возникает разрыв в количестве специалистов и количестве рабочих мест. Данные противоречия между потребностями работодателей и ожиданиями молодых специалистов могут привести к трудностям при трудоустройстве и вынужденной смене специальности. В настоящее время трудовая деятельность студентов, не связанная с полученной квалификацией, приобретает массовый характер.

Также важное место занимает проблема завышенных требований работодателей к молодым специалистам. Сейчас важным условием принятия даже на самую маленькую должность является опыт работы. Соискатели с опытом работы меньше года или совсем не имеющие таковой, не рассматриваются как кандидаты на вакансию. На последних курсах студенты начинают подрабатывать, но чаще всего это негативно влияет на уровень полученного образования, поэтому выпускники очного отделения не имеют опыта работы.

Производственные практики не дают должного опыта студентам, так как работодатели не могут доверить серьезной работы самим студентам, и не имеют желания и возможности прикрепить к студенту сотрудника, который поможет студенту приобрести нужный навык. Такая работа в основном не соответствует получаемой специальности, поэтому прохождение практики не особо сказывается на получение профессионального опыта. Недостаток опыта работы создает негативное воздействие на их трудоустройство. Большинство профессий предполагает скорее наличие практических навыков, чем теоретических знаний [7].

В зависимости от специальности выпускнику проще или сложнее найти работу по специальности впервые. Работодатели предъявляют достаточно высокие требования к молодым специалистам. Опыт показывает, что сотрудники с опытом работы, имеют зарплату в разы выше, чем молодые специалисты.

В таблице 1 можно увидеть структуру безработных по группам занятий. В таблице видно, что наибольший процент безработных составляет категория населения, не имеющая опыта работы [5].

Таблица 1 – Численность безработных и уровень безработицы по группам занятий (в процентах) [5].

По данным Росстата численность безработных 29,3% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,7% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 47,5% – от 20 до 24 лет, 17,6% – от 25 до 29 лет. По данным на категорию 15-19 лет приходится большой процент безработицы, но это объясняется тем, что в ней присутствуют в основном учащиеся, не имеющие возможность работать. Следующая категория по высокому уровню безработицы приходится на 20-24 года, к которой можно отнести молодых специалистов. Эти данные говорят от необходимости получения опыта студентами во время обучения в ВУЗах. [5]

Препятствием трудоустройства являются ожидания специалистов относительно будущей заработной платы. Выпускники ВУЗов, имеющие диплом о высшем образовании предъявляют к ней высокие требования. Имея диплом, они ожидают занять хорошую должность с достойной заработной платой, поэтому, когда они выходят на рынок труда, их ожидания обманываются. Для получения опыта работы по специальности выпускникам приходится работать на низкооплачиваемой должности. Поэтому молодым специалистам следует выбирать организацию, где возможен профессиональный рост [6].

Переход российского образования со специалитета на бакалавриат несомненного имеет свои преимущества. Продолжительность обучения сократилась, и сейчас студенты получают образование в соответствии с западными стандартами. Выпускники российских вузов получили возможность продолжить обучение или трудоустроиться за границей. Но в то же время, этот переход создал препятствие трудоустройства выпускников на наших предприятиях.

Так как действующая система образования находится на стадии реформирования, работодатели и сами студенты не имеют представление о ценности нынешней системы с ранее имеющимся специалитетом. Для того, чтобы повысить себя в глазах работодателя, выпускники, имеющие на руках диплом о высшем образовании продолжают учиться дальше. По данным государственной статистики челябинской области из числа безработных граждан, приступивших к профессиональному обучению, получению дополнительного профессионального образования, 16,5 % – граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) [4]. Повышение квалификации оттягивает момент прихода молодых специалистов на рынок труда, так как в это время они не имеют возможность приобретать опыт работы.

По данным, которые можно найти на сайте Росстата самый большой процент безработных по возрастной группе приходится на граждан, не достигших 24 лет. Из них немалую часть занимает молодежь 20-24 года. Следует отметить, что на эту возрастную категорию приходятся молодые люди, закончившие ВУЗ. Средний возраст в 2015г. Составил 35,5 лет. Большая часть безработицы по территориальному различию приходится на сельское население. Коэффициент уровня безработицы возрастной группы 15-24 года превышает в 3,9 разу коэффициент безработицы группы 30-49лет. По этим данным можно сделать вывод, что основная часть безработного населения приходится именно на выпускников ВУЗов и молодых специалистов.

Рисунок 1 – Уровень безработицы по возрастным группам и виду поселения в июне 2015 года (в % от экономически активного населения; без корректировки сезонных колебаний) [5].

Если судить по Челябинской области, то количество молодых безработных специалистов, получивших высшее образования составляет 16,4% от общего количества безработных. Остальные данные можно увидеть в таблице 2 [4].

Таблица 2 – Численность безработных по уровню образования в Челябинской области (в процентах) [4].

В том числе имеют образование

Для решения проблем трудоустройства существует несколько путей решения, которыми имеют возможность воспользоваться выпускники.

После окончания университета перед выпускниками встает вопрос о способе нахождения работы. В основном молодые люди ищут работу самостоятельно, при этом источником вакансий в основном является Интернет и редко газеты. Существуют и другие способы, которыми они могут воспользоваться – это обратиться в службу занятости.

Хорошо составленное резюме также поможет обратить внимание работодателей на кандидатов.

На рынке труда все же имеются работодатели, которые желают принять на работу молодых специалистов, не имеющих опыта. Таких работодателей привлекает в выпускниках отсутствие стереотипов, которым подвержены работники со стажем. Также плюсами устройства выпускников в организации является социальная и профессиональная мобильность, невысокие траты на выплату заработной платы, высокая лояльность выпускников «воспитанных» внутри компании к работодателем и компании в целом, желание достигать более высокие результаты по сравнению с работниками со стажем, которым зачастую присущ синдром профессионального выгорания [1].

Для решения проблем с опытом работы, в учебных заведениях следует повышать качество проведенных мероприятий для повышения уровня практических навыков. Молодым людям, начиная с первых годов обучения, следует делать акцент на повышении активности в получении опыта работы. После окончания ВУЗов выпускники будут иметь необходимый опыт работы, что упростит и ускорит процесс поиска рабочего места, на которое рассчитывает выпускник.

Перед поступлением в университет, абитуриентам следует анализировать рынок труда и затем обучаться действительно нужной и востребованной профессии. Среди молодых специалистов с высшим профессиональным образованием наиболее востребованные направления подготовки это информатика и вычислительная техника; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; физико-математические специальности; здравоохранение, специалисты в сфере обслуживания и сервиса.

Наиболее востребованы специалисты в сфере здравоохранения, инженеры. Переполнен рынок специалистами в таких сферах, как экономика и управление, юридическая сфера, гуманитарные науки, технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, строительство и архитектура. Таким образом, можно сказать, что выпускники экономических специальностей в настоящее время мало востребованы.

Существует также государственная молодежная политика в Российской Федерации. Она предназначена, чтобы остановить дискриминацию молодых граждан по возрасту, в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Данная политика занимается многими направлениями, одним из самых важных является содействие предпринимательской деятельности молодежи, также обеспечение гарантий в сфере труда

Для этого государство создает условия для занятости молодежи с помощью разработки и квотированию для них рабочих мест, поддерживает организации, которые содействуют их занятости, профессиональной ориентации и подготовке, проводит программы, которые содействуют социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, обеспечивает финансовую поддержку мероприятий, направленных на создание рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в защите; предпринимает меры для материально-технической и финансовой поддержке молодежных учебных предприятий, более 75 % численности которых составляют молодые граждане; формируют государственную поддержку молодежного предпринимательства [3].

Для реализации данных программ государство учитывает специфику молодежной рабочей силы, использует экономические стимулы, налоговые льготы, квоты для предприятий. При невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в соответствии установленных квот работодателей ждет ответственность. Создаются специализированные службы занятости, организации общественных работ по специальным программам, создаются программы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых специалистов. Данные меры направлены на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности и понижения уровня безработицы среди молодых специалистов, но пока существенных результатов не приносят. Безработица среди молодых специалистов остается на достаточно высоких позициях [2].

Таким образом, в работе были рассмотрены основные проблемы трудоустройства молодых специалистов, в частности выпускников экономических специальностей в Российской Федерации. Предложенные методы для решения данных проблем помогут выпускникам быть подготовленными при окончании учебных заведений. Также в статье описаны программы государственной поддержки трудоустройства молодежи, которые пока только на стадии формирования и не приносят существенных результатов.

Что рынок труда предлагает молодым специалистам

Статья была впервые опубликована в приложении к газете «Ведомости» – «Справочнике карьериста 2019/2020», вышедшем в сентябре 2019 г.

В I квартале 2019 г. молодые специалисты разместили на портале поиска работы HeadHunter 750 882 резюме, но компании предложили им всего 140 228 вакансий, показало исследование HeadHunter. На одно рабочее место претендовало 9,6 молодого человека – конкуренция за рабочие места среди молодежи была значительно выше, чем среди остальных соискателей (6,9 человека на место). Безработица среди молодежи до 25 лет, по данным Росстата, тоже превысила общие показатели по рынку: в мае в России было 18,6% безработных молодых людей против 5% среди работников постарше с опытом работы.

Работодатели по-прежнему неохотно нанимают молодых людей на работу – не хотят инвестировать в дополнительное обучение и опасаются, что молодой работник выучится и покинет компанию, так как молодежь чаще меняет место работы, чем сотрудники старшего возраста, говорит руководитель проекта YounGo хедхантинговой компании «Контакт» Анастасия Стасева. Еще реже, по ее наблюдениям, работодатели стали нанимать молодых специалистов с неоконченным высшим образованием: их надо доучивать больше, чем выпускников.

И все же постепенно ситуация на рынке труда молодых специалистов улучшается, уверен Иван Сафронов, управляющий партнер портала трудоустройства молодежи FutureToday. По его наблюдениям, в 2019 г. в компаниях выросло число проектов, ориентированных на молодежь, работодатели стали предлагать больше стажировок и создавать рабочие места именно для молодых специалистов. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. работодатели разместили на 47% больше вакансий для молодых специалистов, чем в I квартале 2018 г., а молодые прислали лишь на 20% больше резюме, чем за год до этого. Для сравнения: рост количества вакансий для других групп работников составил в этот же период 18%.

Начать с продаж

Исследование показало, что самый большой спрос на молодежь остается в сфере продаж: на долю вакансий для молодых приходится 42% от общего числа вакансий в этой сфере. На 2-м месте – сфера консультирования (12% общего числа вакансий), работодатели ищут в основном стажеров-консультантов или продавцов-консультантов.

На 3-м месте – административная работа (10% общего числа вакансий). Спрос на молодежь есть также в финансах и банках (8%), в сфере туризма и гостеприимства (8%) и в информационных технологиях (8%).

Молодых специалистов охотно берут в отделы продаж, подразделения телемаркетинга и call-центры, потому что механизм работы сотрудников на начальных позициях подробно описан в должностных инструкциях и молодым людям не нужен большой профессиональный опыт, говорит Мария Дегтярева, руководитель группы консультантов по подбору персонала компании Ancor Consumer Goods. По ее словам, если после года – полутора работы на стартовой позиции молодой специалист хорошо себя зарекомендует, он сможет продолжить карьеру в других подразделениях компании. Например, в рознице можно за три года пройти путь от продавца до директора магазина, говорит Стасева.

В 2019 г. отмечается также спрос на молодых специалистов на производстве, в технической эксплуатации и технической поддержке, говорит Екатерина Токарева, региональный директор Kelly Services. Кадров остро не хватает, и работодатели пытаются всеми способами привлечь молодежь. Они разрабатывают программы стажировок и укрепляют отношения с вузами, рассказывает Дегтярева.

Тем не менее на производство до сих пор приходится только 3% вакансий для молодых от общего числа вакансий в этой сфере, по данным HeadHunter. Молодые мало востребованы и в управлении персоналом (3%), а также на транспорте и в ло- гистике (6%).

Техническое образование и английский язык

Исследование показало, что в I квартале 2019 г. в описаниях вакансий для молодежи чаще всего упоминалось требование высшего технического образования (31% от общего количества вакансий для молодых специалистов). Еще в 30% вакансий работодатели указывали необходимость экономического образования, в 13% – юридического, а в 10% – медицинского.

Читайте также  Когнитивная психотерапия А. Бека

Молодые люди с техническим образованием очень востребованы в IT: благодаря курсу на цифровизацию экономики спрос на этих специалистов значительно превышает предложение, рассказывает Дегтярева. Профильное образование также ценится в строительстве, инженерных профессиях, проектировании и фармацевтике, говорит Стасева.

Большое внимание работодатели уделяют и знанию английского языка – больше всего пользуются спросом инженеры, которые свободно читают техническую документацию на английском, отмечает Сафронов. По данным HeadHunter, в начале этого года среди стартовых вакансий, где требовалось знание иностранного языка, преобладали именно вакансии со знанием английского (90,6%).

Грамотность и ответственность

Однако в подавляющем большинстве профессиональных сфер знания молодых интересуют работодателей значительно меньше, чем их личные качества и навыки. Когда компания нанимает молодого специалиста, она чаще всего покупает не его экспертизу, а его потенциал, поясняет Михаэль Гермерсхаузен, гендиректор рекрутинговой компании Antal Russia.

Работодатели обращают большое внимание на личные качества молодых еще и потому, что знания сейчас быстро устаревают и компании постоянно обучают сотрудников, говорит Дегтярева. Изменить личные качества крайне трудно – проще сразу нанять более подходящего человека, поясняет она.

Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2019 г. стали грамотная письменная и устная речь (25,8% вакансий от общего количества вакансий на портале), владение персональным компьютером (10%), навык продаж (7,3%), умение вести переговоры (2,5%) и презентационные навыки (2,4%). Среди личных качеств, как показало исследование, высоко ценятся ответственность (22% от количества вакансий), целеустремленность (10%), стрессоустойчивость (10%), исполнительность (7%), амбициозность (5%), коммуникабельность (5%).

Зарплата и карьера в Москве

В этом году впервые сократился разрыв между зарплатами, которые предлагают выпускникам работодатели, и зарплатными ожиданиями выпускников, рассказывает Стасева. По ее словам, раньше московские работодатели предлагали молодым специалистам на стартовой позиции 15 000–30 000 руб. в месяц, а те хотели 80 000 руб. Теперь компании предлагают 30 000–40 000 руб. в месяц, а молодые просят 40 000–60 000 руб.

Аналитики HeadHunter изучили зарплаты молодых специалистов в 15 профессиональных областях. На старте самые низкие зарплаты предлагают бухгалтерам (37 000 руб. в месяц в Москве), а больше всего получают начинающие разработчики и специалисты по эксплуатации информационных систем (65 000 руб. в месяц в Москве). Стартовая зарплата в Москве специалиста по внутреннему аудиту – 44 000 руб., менеджера по продажам – 46 000 руб., финансиста и юриста – 52 000 руб.

Но зарплаты молодых быстро растут. По данным HeadHunter, больше 100 000 руб. в месяц через три года работы в Москве зарабатывают представители 12 профессий: менеджеры по развитию бизнеса, специалисты по персоналу, маркетологи, аудиторы, специалисты по транспортной логистике и закупщики, менеджеры по продажам, финансисты, юристы, агенты по недвижимости, проектировщики, специалисты по эксплуатации информационных систем и разработчики.

В Москве менеджер по продажам получает через три года работы 116 000 руб., а через пять лет – уже 170 000 руб.

Еще быстрее вырастают зарплаты работников интеллектуальной сферы: маркетолог после вуза зарабатывает 44 000 руб., через три года – 109 000 руб., а через пять лет – 167 000 руб. Проектировщик на старте получает 56 000 руб., через три года – 112 000 руб., а через пять лет – 162 000 руб. Самые высокие зарплаты через пять лет работы у агентов по аренде недвижимости (254 000 руб.) и разработчиков (213 000 руб.).

На быстрый карьерный рост могут рассчитывать молодые IT‐специалисты, у которых переход на следующую позицию занимает меньше года, рассказывает Дегтярева. Медленнее поднимаются по карьерной лестнице молодые люди, работающие в госучреждениях, науке и образовании, говорит она.

Однако в этом году рекрутеры заметили новый тренд: на собеседованиях молодые специалисты стали больше говорить о желании расти профессионально, нежели о стремлении быстро сделать карьеру, рассказывает Стасева. Все чаще молодые люди предпочитают проектную деятельность обычной штатной работе: участие в проектах позволяет все время учиться новому и решать разнообразные задачи, объясняет эксперт.

Зарплаты в регионах

В регионах зарплаты начинающих специалистов в I квартале 2019 г., по данным HeadHunter, были ниже, чем в Москве: в Петербурге – на 17,2%, в Приморском крае – на 29,7%, в Краснодарском крае – на 37,1%, в Свердловской области – на 37,9%, в Новосибирской области – на 39,5%.

Молодежь стремится работать в городах-миллиониках, для них в крупных городах больше возможностей, рассказывает Токарева из Kelly Services.

И число вакансий в миллионниках и областных центрах растет опережающими темпами. По данным HeadHunter, в I квартале 2019 г. прирост вакансий для молодежи по отношению к I кварталу предыдущего года составил: в Хабаровске – 85% (при общем приросте вакансий по рынку Хабаровска в 22%), в Екатеринбурге – 59% (общий прирост по рынку – 43%), в Краснодаре – 54% (по рынку – 38%), в Новосибирске – 35% (в среднем по рынку – 24%).

Согласно исследованию, выпускник в регионе в начале этого года мог рассчитывать на зарплату в 25 000–30 000 руб. Специалисты по управлению и организации производства получали 26 000 руб., финансисты – 27 000 руб., юристы – 28 000 руб., проектировщики – 32 000 руб. в месяц.

Но многие молодые люди могут рассчитывать на быстрый рост зарплаты уже через три года работы: специалист по управлению и организации производства получит 54 000 руб., специалист по техобслуживанию – 67 000 руб., транспортный логист и закупщик – 70 000 руб., разработчик – 97 000 руб.

Карьера в регионах

Как и в Москве, конкуренция между молодыми за рабочие места в регионах значительно выше, чем среди работников постарше и с опытом работы. По данным HeadHunter, в начале 2019 г. в Краснодаре на каждую вакансию претендовало 17,1 молодого специалиста, в Новосибирске – 13,7, в Екатеринбурге – 10, в Хабаровске – 8.

На Дальнем Востоке молодых специалистов чаще всего берут в нефтегазовую отрасль, нефтехимию, сельское хозяйство, судостроение, горное дело, рассказывает Дегтярева. Тем не менее многие молодые люди стремятся уехать в центральные регионы России, так как не видят возможностей карьерного и профессионального роста на Дальнем Востоке.

Мечтают переехать множество молодых специалистов и из Екатеринбурга – такое желание высказывает каждый пятый выпускник вуза, продолжает Дегтярева. По ее словам, уральская молодежь чаще всего переезжает в Санкт-Петербург, но после переезда нередко понимает, что рабочих мест в Северной столице не так немного. Многие возвращаются обратно.

Самые привлекательные для молодежи работодатели Урала – крупные производственные компании, они организуют регулярные стажировки для местных студентов и потом берут их на работу, говорит Дегтярева. Например, компания «Сибур» запустила в апреле этого года программу развития «Первый элемент» для студентов и выпускников химического и физико-математического профилей, а также для инженерных, технических и естественно-научных специальностей. Компания провела карьерные марафоны в Москве, Екатеринбурге, Уфе, Томске, Новосибирске и еще нескольких городах, рассказывает Ольга Улесова, директор по управлению талантами компании. Кандидаты проходили оценку в формате деловой игры и сдавали профильные тесты.

Наиболее благоприятная ситуация с трудоустройством выпускников в Новосибирске, полагает Дегтярева. Молодых специалистов активно нанимают международные FMCG-компании и российские агропромышленные комплексы. В поисках работы в Новосибирск нередко приезжают также выпускники из Омской области и Алтайского края, замечает Дегтярева.

Искусственный интеллект и большие данные

Работодатели готовы брать молодежь на новые специальности, которые вырастают из уже существующих профессий. Молодые люди востребованы везде, где разрабатывается и внедряется искусственный интеллект, говорят рекрутеры.

Специалистов в этой сфере мало, их выпускает всего несколько вузов в стране, и кадров остро не хватает. Согласно исследованию HeadHunter, с января 2017 г. по март 2019 г. количество вакансий в сфере разработки систем по машинному обучению выросло в 2,5 раза, а в сфере больших данных – в 2 раза.

Работодатели часто нанимают на новые специальности именно молодых людей, потому что те выросли в эпоху новых технологий и хорошо в них разбираются – компании ждут от них свежих идей и неординарных подходов, говорит Сафронов. Он знает примеры, когда молодые люди с техническим образованием, а иногда и с экономическим быстро устраивались на позицию специалиста по анализу больших данных (data scientist) и получали стартовую зарплату от 70 000 до 130 000 руб. в месяц, а через год – два – еще больше.

По данным банка зарплат HeadHunter, в 2018 г. средняя зарплата data scientist составляла в России 130 000 руб. в месяц, заработок разработчика систем машинного обучения – 145 000 руб., а жалованье архитектора блокчейна – 150 000 руб. в месяц.

Однако рассчитывать на высокие заработки могут хорошо подготовленные выпускники – кто начал развивать профессиональные навыки и получать опыт на стажировках еще во время учебы, замечает Дегтярева.

Как пандемия повлияла на рынок труда молодых специалистов

По итогам первых пяти месяцев 2020 года уровень общей безработицы в России находился на уровне 6,1% от общего экономического населения — это максимум с 2019 года. Безработица среди молодых людей 15-19 лет по итогам первого квартала 2020 года составила 21%, а среди молодых специалистов 20-24 лет — 11,7%.

Большинство стартовых вакансий в 1 полугодии 2020 года размещались в Москве и Московской области (25% спроса), Приволжском федеральном округе (22%), а также в Центральном федеральном округе (12%, без учета Москвы и Московской области).

Для соискателей, только что вышедших на рынок труда, 2020 год оказался сложным периодом для трудоустройства. Доля стартовых вакансий от общего числа всех размещенных в апреле составила 6,2%, в мае — 5,9%, в июне — 6,5%. Это худшие показатели за последние 3 года. В текущих условиях компании не пытаются оптимизировать расходы путем найма дешевой рабочей силы и смещают акцент на найм опытных сотрудников, которые смогут быстро дать результат.

В 1 полугодии 2020 года лидером по совокупной доле стартовых вакансий стал Приволжский федеральный округ (8%). Наименьшая доля вакансий для молодежи — на Северном Кавказе и Дальнем Востоке (по 5% в каждом).

Наибольшая доля резюме молодых специалистов от общего числа размещена на Северном Кавказе и Сибири (по 16%), наименьшая — в Москве и области (11%).

Спрос на молодых специалистов начал снижаться еще в середине 2019 года. В 2020 году эта тенденция лишь усилилась. На следующем слайде можно увидеть, что кризис затронул молодежный рынок труда еще до начала эпидемии: количество вакансий для начинающих соискателей, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, стремительно уменьшалась на протяжении всего 1 полугодия 2020 года.

Если в целом по рынку количество размещенных вакансий в России в 1 полугодии 2020 года уменьшилось всего на 2%, то рынок труда молодых специалистов просел на треть. Причем уменьшение спроса на кандидатов без опыта наблюдалось во всех регионах Российской Федерации. Наиболее негативная ситуация — в Северо-Кавказском федеральном округе, где количество стартовых вакансий уменьшилось более чем на половину.

Наиболее заметно спрос на кандидатов без опыта уменьшился в Санкт-Петербурге (–41%), Ростове-на-Дону (–39%), и Москве (–36%).

В то же время можно заметить, что активность начинающих соискателей в 2020 году тоже заметно снизилась. На время карантина молодые люди приостановили поиск работы, особенно в апреле и мае. Но уже к июню соискательская активность среди молодежи опять начала расти.

Наиболее активно, по сравнению с 2019 годом, искали работу молодые специалисты на Дальнем Востоке (+10% к прошлому году). В то время как количество резюме начинающих соискателей, проживающих в Москве и области, наоборот, сократилась (–4% к году ранее).

При этом стоит отметить, что по сравнению с 1 полугодием 2019 года в некоторых крупных городах доля резюме, размещенных молодыми специалистами, по-прежнему активно росла (+15% в Хабаровске и +8% в Екатеринбурге, +7% в Новосибирске, а вот в Москве (–5%) и Краснодаре (–5%), количество резюме начинающих соискателей, наоборот, сократилось.

Вернуться в начало:

Рынок труда молодых специалистов: итоги 1 полугодия 2020 года
Эксперты Службы исследований hh.ru подвели итоги 1 полугодия 2020 года и выяснили, как отразилась эпидемия на уровне конкуренции молодых специалистов, динамике стартовых вакансий, размещенных на hh.ru/students, а также активности начинающих соискателей.

Читать дальше:

Конкуренция среди молодых специалистов в 1 половине 2020 года
Пик конкуренции пришелся на весну 2020 года: конкурс на одну стартовую вакансию доходил до 16 человек.

Топ востребованных навыков молодого специалиста
Не секрет, что кандидаты, обладающие ценными компетенциями, имеют больше шансов найти подходящую работу и претендовать на достойный уровень оплаты труда. Разбираемся, какие факторы в 1 половине 2020 года повышали вероятность соискателя без опыта стать первым кандидатом на вакансию.

Настроения молодых специалистов на рынке труда накануне 2 квартала 2020 года
Накануне 2 квартала 2020 года индекс самочувствия молодых специалистов значительно снизился, но вместе с этим они более оптимистично, чем рынок в целом, оценивают ближайшие перспективы.

Каким будет рынок труда после 2020 года?
На что стоит обратить внимание при выборе сферы трудоустройства? Основные тренды 1 половины 2020 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: