Профицит бюджета. Плюсы и минусы - ABCD42.RU

Профицит бюджета. Плюсы и минусы

Профицит – что это такое простыми словами?

Профицит, что это такое и основные причины возникновения

Идеальный баланс между расходами и доходами в бюджете чаще встречается теоретически, а на практике мало какие предприятия могут похвастаться таким положением дел при подведении итогов.

Многие экономисты доказывают, что формирование профицита в бюджете является ничем иным, как достижением и благом для страны. Правда ли это? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно вникнуть в суть данного экономического явления.

При составлении бюджетного государственного плана идеальным с теоретической точки зрения считается баланс в бюджете.

Когда сумма затрат и поступлений является одинаковой. Однако на практике данные показатели могут отличаться, причем как в одну сторону, так и в обратную. То есть формируется либо дефицит бюджета, либо профицит.

Что подразумевают под понятием «профицит»?

Профицит – это экономическая ситуация, при которой доходная часть бюджета превышает расходную.

Как и почему он возникает? Природу возникновения такого явления, как сверхдоходы можно объяснить просто. Экономика России напрямую зависит от экспорта сырья. Что и говорить, этот источник составляет около 50% от всех доходов страны.

При этом расходная часть бюджета планируется, с учетом расценок на нефть состоянием на сегодня. Например, в начале года за баррель нефти на международном рынке давали около 50$.

В правительственных органах учитывают данную стоимость при расчете бюджета при условии, что нефть добывается и продается без скачков, на одинаковом уровне. Если объемы экспортируемой нефти не меняются, а цена на нее на международном рынке неожиданно повысилась, допустим до 100$, то тогда возникает огромный профицит.

Естественно, это самая главная причина, но есть и дополнительные факторы, вызывающие профицит. Какой бы ни оказалась причина профицита, следует предпринимать меры с целью сохранить бюджетные средства, которые не предназначались для расходования в рамках принятого бюджета.

Чем профицитный бюджет отличается от других видов?

Бюджет бывает профицитный, дефицитный и сбалансированный. Чем они отличаются между собою? Схематически разницу можно отобразить следующим образом:

  • Профицитный бюджет – это когда доходы превышают расходы.
  • Сбалансированный– доходы и расходы являются одинаковыми.
  • Дефицитный – расходы превышает доходы.

Страны с профицитным бюджетом – это Дания, Швеция, Бельгия. Самым ярким примером дефицитного бюджета является Япония, а вслед за ней и США.

Нет смысла сравнивать такие экономические явления, как дефицит и профицит. По сути они есть противоположностью друг другу. Общим у них является лишь то, что как в первом, так и втором случае, они свидетельствуют о несбалансированной экономике государства.

Всегда ли профицит – это хорошо для государства?

Утверждать, что наличие лишних денег в бюджете – это всегда хорошо для экономики страны, не является правильным.

Как показывает практика, наличие небольшого дефицита гораздо лучше, чем возникновение огромного профицита.

Также плюс мог сформироваться в ходе самых разных обстоятельств. Например, если умышленно урезалось финансирование разных государственных субъектов экономики, то это ни к чему хорошему точно не приведет.

Аналогично, если профицит достигается за счет сокращения социальный расходов, это чревато конфликтной ситуацией. О том, что профицит – это хорошо, можно смело говорить лишь в том случае, если он ориентирован на поддержку населения, а не на урезание финансирования социальной сферы.

Плюсы и минусы профицита

К плюсам профицита следует отнести:

  • Когда будет составляться бюджет на следующий год, то будет оставлен запас на неожиданные расходы в виде непрогнозируемых природных аномалий или чрезвычайных ситуаций.
  • При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т.д.;

Но и минусов у данного экономического явления не меньше:

  • при хранении избытка любых средств, их ценность постепенно снижается;
  • уменьшение возможностей производственных предприятий, другими словами финансы практически отнимаются в областных бюджетах;
  • региональные органы власти работают менее эффективно.

Вполне закономерно, если деньги оседают в бюджете или во всевозможных накопительных фондах, то это отнюдь не прагматичная политика, ведь деньги не используются для развития.

И в завершении немного статистики. Если проанализировать экономику в разных странах за последние десять лет, то можно проследить следующее процентное соотношение профицита и дефицита. Из тридцати стран с высоким уровнем экономики у 51% представителей был зафиксирован дефицит, а у 49% из них — профицит. При этом экономика ни одной страны не достигала баланса между доходами и расходами.

Профицит бюджета, плюсы и минусы

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Профицит бюджета, плюсы и минусы

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Профицит бюджета: определение, механизмы, плюсы и минусы

Основополагающим элементом в процессе формирования и реализации главного государственного плана расходов и доходов считают сбалансированность бюджета. Профицит бюджета при этом будет наилучшим вариантом развития финансовых событий в экономической жизни страны.

Стремление России к сбалансированному бюджету

Хотя за последние годы такого явления правительству РФ добиться не удается, власти делают все возможное для достижения максимального равновесия между статьями расходов и источниками их финансового обеспечения. Разрабатывая бездефицитный годовой план, следует помнить, что величина расходной части не должна превышать доходную. Это означает, что все затрачиваемые средства на обслуживание и погашение государственных долгов (как внутренних, так и внешних), на социальные пособия населения, выплату заработной платы работникам некоммерческой сферы и т. д. не должны идти вразрез с объемом доходов.

Как достигнуть профицита в бюджете?

Профицит бюджета, как правило, трудно досягаем. К тому же во многих экономически развитых державах не всегда при составлении финансового расчета страны удается исключить дефицит.Зачастую стандартных источников покрытия расходов может быть недостаточно, и тогда руководство страны принимает решение о заимствовании денежных ресурсов у партнерских государств, финансовых международных организаций. Но если даже искусственно сократить вероятный дефицит, профицит федерального бюджета даже в таком случае вряд ли будет достигнут. Единственным правильным решением властей будет стремление к наибольшей сбалансированности бюджета. Крайне важным фактором при установлении расходно-доходного баланса считается профессионализм работников местных органов власти, их ответственность за финансовое обеспечение своего региона и устойчивость в ходе выполнения плана и затрачивания государственных денежных средств.

Читайте также  Творческий проект бисероплетение полевые цветы

Система налогообложения в бюджетном профиците

Профицит бюджета России может явиться следствием превышения доходной составляющей страны, в результате которого происходит вполне ожидаемое сокращение дефицита. Однако в случае появления непредвиденных государственных расходов происходит снижение бюджетного профицита, которое чаще всего компенсируют увеличением налоговых платежей. Удержание более высоких фискальных сборов является нормой при большей прибыли, которая, в свою очередь, вызывается дополнительным совокупным спросом.

Отсюда следует, что в процессе подобных расчетов и для страны, и для её отдельных административно-территориальных подразделений огромную роль играет именно сбалансированность бюджетов. Дефицит, профицит – результаты зависимости державной политики в сфере сборов и налогообложения. Наличие каждого из них является главным показателем экономической активности страны. Ведь и расходная часть, и основная прибыль от подоходных налогов оказывают непосредственное воздействие на объемы промышленного производства.

Бюджетный профицит при полной занятости

Профицит бюджета, образовавшийся во время нахождения экономики государства в состоянии максимальной занятости, считают идеальным методом управления финансовой политикой страны. Имея массу преимуществ над способом обыкновенного учёта дефицита и профицита на всех уровнях хозяйственной деятельности, такой подход способствует оптимальной оценке утвержденного бюджета. По сути, главным разграничением между двумя понятиями выступает налог. В случае экономического спада производственные объемы останутся примерно на том же уровне, а профицит полной занятости будет по-прежнему превышать фактический.

В понятие профицита бюджета власти РФ закладывают и некоторые особенности. Например, позиция президента заключается в том, что ежегодный финансовый план государства при любых условиях не должен ощущать негативное воздействие от изменений стоимости российских товаров, поставленных на экспорт в различные точки мира.Поэтому федеральный бюджет должен иметь неординарную конструкцию и механизмы распределения профицита.

Куда направляются дополнительные средства?

Как правило, дополнительные профицитные средства федерального бюджета распределяют в направлениях:

  • замещения внутригосударственных источников, покрывающих дефицит (сюда включают и прибыль, полученную на фондовом рынке ценных бумаг, от продажи государственного имущества);
  • замещения финансовых источников, покрывающих дефицит госбюджета на внешней международной экономической арене;
  • оплаты государственного долга.

Иногда резервные средства, полученные вследствие бюджетного профицита, содержатся в высоколиквидных облигациях, векселях и других ценных бумагах.

Деятельность министерства финансов в вопросах профицита

Основная часть управленческих функций и контроля за финансовым резервом находится в компетенции Министерства финансов РФ.Постановление правительства определяет порядок реализации данным ведомством своих полномочий, среди которых:

  • Размещение профицитных средств на международных финансовых биржах путем создания ценных бумаг РФ и вложения части средств в иностранные облигации, акции, векселя. При выборе партнеров преимущество отдается странам, обладающим высочайшими рейтингами фондовых индексов.
  • В случае неблагоприятной динамики котировок ценных бумаг возможна их продажа с целью финансирования дефицита федерального бюджета за счет вырученных средств.
  • Установление определенных цен, объемов и сроков продажи и покупки государственных бумаг.

Польза бюджетного профицита для экономики страны

Избежать вероятного появления бюджетного дефицита можно, не используя финансовый резерв, который нередко формируется благодаря некоторым остаткам денежных средств предыдущего годового плана. В таком случае профицит бюджета и финансовый резерв должны будут сформироваться для создания базиса, способствующего постепенному погашению государственного долга.При этом некоторые специалисты в области финансов полагают, что от стремления к формированию профицитных бюджетов стоит отказаться. Однако аргументировать необходимость именно традиционного профицита можно такими фактами:

  • Если полученный профицит распределить в финансовые запасы, то степень зависимости экономики государства от внешних воздействий заметно снизится. Особо актуален такой вариант управления профицитом в случае максимального подчинения конъюнктуре цен на энергетические носители. Попросту накопления помогут пережить трудную экономическую ситуацию в государстве в сложные для него периоды.
  • Профицит бюджета позволяет погашать внешний долг согласно графику, который более удобен стране.
  • Профицитное развитие бюджетного сценария иногда рассматривают в качестве метода более лояльного регулирования денежных оборотов, спроса и предложения. Изымая часть финансовых средств из экономической системы государства, вполне возможно дождаться укрепления курса национальной валюты и снижения уровня инфляции.

Важно отметить, что таким образом внешнее воздействие мировых экономических факторов не отражается в значительной мере на экономической политике РФ. Соответствующие меры, как правило, должны направляться на существенное снижение обременяющих налоговых поборов. Однако по факту при формировании профицита происходит лишь препятствие ведению бизнеса и деловой активности.

Бюджетный профицит в России и США

Взяв некоторые примеры из мирового опыта, можно с уверенностью сказать, что без развитого на должном уровне предпринимательского сектора скорейшего развития экономики не стоит ожидать.Профицит бюджета РФ на данный момент практически невозможен из-за жесткой политики, направленной на создание значительной разницы между доходами и расходной частью.

Например, преобладание на протяжении многих лет дефицита в бюджете США принудило руководство страны стимулировать деловую активность множества экономических агентов с помощью предоставления государственной поддержки наиболее приоритетных отраслей.

Проблемы в случае возникновения профицита в федеральном бюджете

Проблемным можно считать тот факт, что профицит бюджета в нынешней существующей форме является натянутым, искусственно созданным образованием. Во-первых, это связано с весьма нереалистичным подходом правительства к основным показателям как в доходной, так и расходной части финансового плана страны. Во-вторых, на законодательном уровне институты резервных средств и профицита не отображены. Бюджетный кодекс РФ содержит только некоторые положения о запланированном профиците и ни одного слова о профиците, складывающемся по факту.

Профицит — что это такое и какой он бывает

Профицит — это экономическое явление, противоположное дефициту. Термин используется для отображения переизбытка средств или товаров. Кроме этого, понятие часто применяется при переизбытке производственных факторов или ресурсов. При неправильном подходе к распределению избытка денежных средств или продукции, могут возникнуть негативные явления, которые повлекут за собой ряд последствий.

1. Что такое профицит простыми словами

Когда доходы, поступающие в государственный бюджет, учитывая определённый период превысили сумму расходов, такую ситуацию называют . Также стоит знать о том, что в зависимости от того, учтены или нет долговые обязательства государства, здесь может говорится о вторичном или первичном бюджетном профиците.

Профицит считается нормальным явлением для бюджетов тех стран, которые экспортируют сырье. Таким образом, у них появляется возможность выложить излишние средства в производство, социальные сферы или научные исследования. Поэтому, бюджетный профицит часто является полезным и несёт определённую выгоду стране.

Но, многие эксперты считают, что излишние средства в бюджете являются последствием чрезмерно жестких действий в политике и экономике. Это может спровоцировать следующее:

  • Пониженная ликвидность кредитных организаций;
  • Недостаточное количество свободных средств в обороте.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что иногда для экономического благосостояния государства более полезным окажется контролируемый бюджетный дефицит. Говоря о профиците, специалисты воспринимают его как малоинформативную величину. Поэтому, чтобы передать ситуации смыслового значения, приходится соотносить переизбыток средств с рядом других макроэкономических показателей.

2. Основные термины

Как говорилось выше, профицит — это превышение доходной части над расходами. Он может быть:

  • банковским;
  • бюджетным;
  • экспортным;
  • торговым.

Бюджет — это смета о расходах и доходах на конкретный период. Он может быть сформирован на государственном уровне или какой-либо из компаний. В экономике выделяют три состояния бюджета:

  • Сбалансированный. Расходы и доходы находятся примерно на одинаковом уровне;
  • Профицитный;
  • Дефицитный.

Большинство зарубежных инвесторов часто обращают внимание на наличие профицита государственного бюджета, так как это может снизить их риски.

Виды бюджетного профицита:

  • Окончательный . Рассчитан с учётом погашения государственных долгов;
  • Первичный . В данном случае, учитывается превышение доходной части над расходной за конкретный период без внутренних и внешних займов.

3. Из-за чего возникает профицит

Рассматривая ситуацию на примере РФ, профицит может возникнуть по таким причинам:

  • Увеличение пошлин на таможне;
  • Рост цен на углеводороды. Российская экономика сильно зависит от стоимости газа и нефти. Экспорт данного сырья, это практически половина доходов госбюджета. В процессе формирования бюджета, как основа используется текущая цена углеводородов. Если она стремительно возрастет, это говорит о росте доходной части бюджета, что спровоцирует возникновение профицита;
  • Увеличение налогов для юридических и физических лиц;
  • Приостановка финансирования социальных, а также других проектов.

4. Профицит платежного баланса

Изучая явления в экономике, часто можно встретиться с понятием «сальдо платежного баланса». Сальдо определяет разницу между финансовыми оттоками и притоками. Если речь идет о положительном сальдо, приходящая в государство сумма значительно превышает оттоки.

В противоположной ситуации, уходящие со страны средства превалируют доходную часть, что становится причиной дефицита платёжного баланса, который может вызвать следующие явления:

  • Рост качества жизни населения государства;
  • Увеличение количества расходных статей;
  • Увеличение объема денежной массы в обороте;
  • Возникновение стимулирующих процессов, влияющих на инфраструктуру внутри государства.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что профицит — это однозначно положительное явление, которое укрепит экономику. Но, по мнению большинства экспертов, значение платёжного профицита баланса должно находиться на нуле.

Экономика государства будет находиться в безопасности только если дефицит и излишки не будут значительно превосходить друг друга.

Читайте также  Жизнь и творчество А.Островского

Положительное сальдо спровоцировано притоком в страну конкретной суммы денег в национальной или иностранной валюте. Данный приток в национальной валюте приведёт к увеличению объема денежной массы. В итоге, это может спровоцировать девальвацию или уменьшение спроса на деньги. Приток национальной валюты также может стать провокатором повышения уровня инфляции.

При валютных поступлениях, ситуация может спровоцировать начало процесса обесценивания национальной валюты. Также это одна из причин возникновения дефляции. Каждый специалист знает о том, что ни дефляция, ни инфляция не являются чем-то положительным для экономики государства. В связи с этим, чтобы выровнять баланс, Центральный банк должен предпринять специальные меры. Например, чтобы покрыть профицит, средства часто инвестируются в иностранный капитал.

5. Товарный профицит

В ситуации, при которой большое количество товаров по какой-то причине не было реализовано, называется товарным профицитом. В таком случае, вся продукция остаётся на складе или в магазинах. Данное явление говорит о том, что предложение значительно превышает спрос. Также данную ситуацию можно назвать профицитом предложения. Возникнуть данное явление может по ряду причин, главные из них это:

  • Ошибки в планировании или неоправданно завышенные ожидания спроса. К примеру, в процессе подготовки к лету производитель изготовил большое количество холодильников для мороженого и напитков. Но, поскольку лето оказалось холодным и дождливым, всю продукцию не удалось реализовать, что привело к профициту;
  • Высокая стоимость. Иногда производители слишком сильно завышают стоимость товара. В результате она значительно превышает себестоимость продукции. Кроме этого, такая ситуация может быть спровоцирована посредниками, связующим звеном между конечным потребителем и производителем;
  • Неэффективная работа маркетологов. Если маркетинговый отдел сработает неэффективно, то есть не подготовит правильную рекламу или сделает это некачественно, покупатели будут недостаточно мотивированы на то, чтобы приобрести конкретный товар.

Чтобы ликвидировать товарный профицит, необходимо повлиять на провоцирующие факторы. Это можно сделать следующим образом:

  • Для устранения недостатков в работе маркетингового отдела, чаще всего, работодатель занимается повышением квалификации специалистов или нанимает новых сотрудников, более опытных;
  • Снижение цены товара. Этим вопросом можно заняться ещё на производственном этапе путем снижения себестоимости продукции или конечной цены. Кроме этого, на этапе реализации можно снизить посреднические «накрутки». Цену продукции, которая была уже приобретена посредником можно снизить только через уменьшение посреднического процента. Главная форма снижения цены в данном случае – это использование системы скидок и каких-либо акций.
  • Чтобы не допустить товарный профицит, необходимо уделить большое внимание этапу планирования. В процессе производства необходимо учитывать имеющийся профицит и поэтому, выпускать меньше продукции, чем за предыдущий период.

Существует достаточно большое количество способов, которые помогают избавиться от излишков продукции на складе и в магазинах. К этому этапу необходимо подходить грамотно, так как при профиците товара приходится задействовать значительные ресурсы. Необходимо вести учёт, проводить инвентаризацию, а также учитывать особенности хранения товара на складе. Считается, что избыток товара, это одна из самых больших опасностей для предприятия.

6. Бюджетный профицит — что это такое

Когда финансовые ресурсы в своём преимущественном количестве находятся в органах власти, это может спровоцировать снижение финансовых возможностей ряда хозяйствующих субъектов, что становится препятствием при оснащении производства на этапе внедрения новых технологий для повышения эффективности.

Поэтому, возникшие излишние доходы в бюджете считаются вредным явлением для экономики государства. В связи с этим, на законодательном уровне большого количества государств предусмотрены специальные нормы, которые запрещают формирование бюджета с превышающими расходы доходами.

Согласно бюджетному кодексу РФ, утверждение, а также составление местного, федерального или регионального бюджета должно проводиться с учетом профицита. Если специалисты прогнозируют, что в будущем доходы значительно превысят расходы, необходимо принять следующие меры для урегулирования ситуации:

  • Увеличить расходы бюджета. В данном случае, речь может идти о передаче определенной части доходов на другие бюджетные уровни.
  • Сокращение доходной части от реализации запасов нефти или газа;
  • Средства могут направить на дополнительную оплату долговых обязательств.

В некоторых случаях, бюджетный профицит это положительное явление, но только когда он спровоцирован грамотным составлением доходных и расходных статей. Но, если высокие поступления в бюджет полученные на фоне выгодно сложившейся экономической конъюнктуры при возникновении экономического «бума» или же при недофинансировании расходов, такой профицит будет оценен как отрицательный.

Но, независимо от того, какие процессы спровоцировали образование излишних средств, нужно правильно распределить их с учётом расходной части, которая ранее утверждалось в бюджете. Зачастую, профицитную часть отправляют на пополнение резервов, погашение государственных займов, а также покрытие расходов, которые были запланированы на следующий финансовый год.

7. Плюсы и минусы профицита

  • В процессе формирования бюджета на следующий финансовый год, государство будет иметь запас, который можно использовать при возникновении форс-мажорных расходов. Например, это могут быть природные аномалии или чрезвычайные ситуации;
  • При возникновении профицита можно снизить давление на бизнес. Речь идёт о более лояльной налоговой политике, что в результате ускорит темпы развития экономики;
  • Если грамотно подойти к возникновению профицита, таким образом можно избавиться от негативных последствий государственного долга. Для этого средства часто направляются на инвестирование, а также формирование резерва, который будет использоваться как «финансовая подушка безопасности».
  • Снижение возможностей производственных предприятий;
  • Явление провоцирует снижение эффективности органов власти на региональном уровне. Они начинают копить слишком большое количество средств, хотя целесообразнее было бы направить их на улучшение инфраструктуры страны и развитие проблемных отраслей;
  • Если избыток средств хранится слишком долго, постепенно он потеряет свою ценность.

Если излишние средства будут поглощены какими-либо накопительными фондами или бюджетом, это скажет об отсутствии грамотного подхода, так как эти деньги не будут направлены на развитие экономики.

Профицит на первый взгляд может создать впечатление исключительно положительного явления независимо от разновидности. Но, чтобы избежать негативного эффекта, следует вовремя принять меры для правильного распределения данных средств. В противном случае могут возникнуть проблемы, которые ощутят на себе не только предприятия, а и население страны.

Профицит: что это такое, причины и недостатки

Понятие «профицит» в переводе с латинского означает «избыток», и не используется в бытовом обиходе, а служит термином, употребляемым в контексте процессов в экономике. Антонимом этого понятия, то есть противоположностью, является слово «дефицит». В этой статье мы подробно расскажем простыми словами, что это такое профицит, в каких сферах используется, и какие причины влияют на образование профицита государственного бюджета.

Значение основных терминов

Профицитом является превышение финансовых поступлений (доходов) относительно финансовых трат (расходов). Профицит может быть:

  • бюджетным;
  • торговым;
  • экспортным (импортным);
  • банковским и прочим.

Бюджет представляет собой смету доходов и расходов на определённое время и может быть сформирован отдельным гражданином (личный бюджет), компанией, государством. Существуют три состояния бюджета:

  1. Профицитный, когда доходы выше расходов.
  2. Дефицитный, когда расходы превышают доходы.
  3. Сбалансированный, когда расходы и доходы равны.

Любой бюджет, как государственный, так и юридического или физического лица, может стать профицитным или дефицитным. Профицит госбюджета указывает на то, что доходные статьи бюджета превышают расходные. Это означает, что государственная экономика относительно стабильна и характеризуется отсутствием чрезмерной инфляции и скрытой девальвации (обесценивания национальной валюты).

Профицит государственного бюджета – важный показатель для зарубежных инвесторов, который максимально снижает их риски. Различают два вида профицитного бюджета:

  • первичный. Учитывает превышение доходов над расходами государства в конкретный период без долговых обязательств (внешних и внутренних займов);
  • окончательный. Рассчитывается, учитывая выплаты по госдолгам.

Причины возникновения профицита

Профицит госбюджета в России может возникает в результате:

  1. Повышения стоимости углеводородов. Особенность российской экономики – сильная зависимость от цены на нефть и газ. Экспорт этих энергоносителей составляет почти половину доходной части госбюджета. Когда формируется бюджет, за основу берётся текущая стоимость углеводородов. Если их стоимость резко возрастает, то растёт и доходная часть бюджета, а это резко увеличивает профицит.
  2. Искусственного сокращения финансирования государством социальных и других проектов.
  3. Увеличения налогообложения физических и юридических лиц.
  4. Роста таможенных пошлин.

Бюджетный профицит

Бюджетный профицит – ситуация в экономике, когда доходы бюджета выше расходов. Если финансовые ресурсы сосредоточены в органах власти, это может привести к уменьшению финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, что мешает им оснащать производство, внедрять новые технологии и добиваться эффективных результатов. Поэтому ситуация, когда излишние доходы сконцентрированы в бюджете, считается вредной.

Так как профицит бюджета оказывает негативное влияние на государственную экономику, законодательством многих государств предусмотрены правовые нормы, запрещающие формирование и принятие бюджета с доходами, превышающими расходы. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что составление и утверждение любого бюджета (федерального, регионального, местного) должно осуществляться без профицита.

Если прогнозируется, что доходы превысят расходы, принимаются следующие меры по устранению бюджетного профицита:

  • сокращение доходов от реализации государственного (муниципального имущества), госзапасов и резервов;
  • направление средств из бюджета на дополнительные выплаты долговых обязательств;
  • увеличение расходов бюджета, к примеру, передача части доходов в бюджеты других уровней.

Профицит государственного бюджета считается положительным явлением, если возникает при экономном и эффективном использовании бюджетных средств (со 100% финансированием, предусмотренным бюджетными расходами). Когда высокая доходность бюджета получена из-за того, что выгодно сложилась экономическая конъюнктура, как следствие бума или экономии, или недофинансированных расходов, то профицит оценивается отрицательно.

Однако, по какой бы причине не образовался профицит, нужно принимать меры, чтобы сохранить бюджетные средства, которые не предназначены для расходов в утверждённом бюджете. Чаще всего, средствами профицитного бюджета пополняются резервы, погашаются государственные долги, покрываются расходы, предусмотренные бюджетом на следующий финансовый год.

Читайте также  Основные понятия надежности. классификация отказов. Составляющие надежности

Платёжный профицит

Каждая страна, независимо от её экономического состояния, экспортирует и импортирует товары, реализует отечественную продукцию за рубеж и ввозит продукцию, произведённую в других государствах. Это не только промышленные и сельскохозяйственные товары, но и услуги, рабочая сила, кредиты, инвестиции, то есть все внешнеэкономические операции. Все это может выражаться в денежном эквиваленте и подсчитываться.

Платёжный баланс – это статистика (учёт) финансовых потоков между отдельной страной и другими государствами. Является систематизированной записью результатов любых внешнеэкономических операций за определённый период времени. Кредитом платёжного баланса (плюсом) является приток валюты из-за границы, дебетом (минусом) – отток валюты из государства.

При отслеживании динамики платёжного баланса, Центральным банком РФ формируются ежеквартальные отчёты и по итогам года. Формирование производится в соответствии с правилами бухучёта, то есть сводятся приходные и расходные операции (дебет и кредит). Результат сведённого баланса – сальдо (разница прихода и расхода). Сальдо бывает трёх видов:

  1. Положительным (активным). Финансовые потоки от экспорта больше финансовых потоков от импорта. Другими словами, это профицит платёжного баланса, который указывает на приток капитала в государство, а значит и на развитие экономики.
  2. Отрицательным (пассивным). Экспортные операции меньше импортных. Такая ситуация является дефицитом платёжного баланса и характерна для государств с неразвитой экономикой.
  3. Нулевым. Импортные и экспортные внешнеэкономические операции имеют равный денежный эквивалент.

Профицитный платёжный баланс может вызвать следующее:

  • увеличиваются доходы и расходы бюджета страны;
  • развивается инфраструктура;
  • повышается качество и уровень жизни населения страны;
  • увеличивается денежная масса;
  • денежные средства направляются на развитие хозяйственной деятельности.

Торговый баланс является соотношением товарного импорта и экспорта (без услуг, движения капитала, рабочей силы и пр.). Подсчёт денежного эквивалента импорта и экспорта приводит к выведению сальдо. При преобладании импорта сальдо отрицательное (дефицитный торговый баланс), при преобладании экспорта – положительное (профицитный баланс).

Товарный профицит

Излишек товаров – ситуация, при которой товары по каким-то причинам не реализуются, а остаются в магазинах или на складах. Это указывает на то, что спрос ниже предложения, то есть наблюдается профицит предложения. Существует несколько причин, вызывающих подобный дисбаланс:

Причина Комментарий
Завышенная стоимость Стоимость товара может завышаться или производителями, которые установили отпускную цену, намного превышающую себестоимость товара, или посредниками – промежуточным звеном между производителями и конечными потребителями
Ошибочное планирование (завышение ожидаемого спроса) Например, к лету производителем надувных игрушек были изготовлены надувные матрасы. Лето оказалось дождливое и не пляжное, матрасы не раскупили, образовался профицит
Неэффективность работы маркетологов Неэффективно сработал маркетинговый отдел: отсутствовала реклама (или была низкого качества), недостаточно мотивировались потребители на покупку товара и т. п.

Ликвидация товарного профицита означает устранение факторов, которые его вызвали:

  • снижение стоимости товара. На производственном этапе – снижением себестоимости продукции или отпускной цены (что снизит доходы производителей). На этапе реализации – уменьшить «накрутки» посредников. Стоимость товара, уже приобретённого посредником для продажи, можно снизить лишь, уменьшив посреднический процент. Основной формой снижения стоимости профицитного товара являются различные акции и система скидок;
  • тщательное планирование (уменьшение) выпуска продукции на следующие периоды, учитывая имеющийся профицит;
  • повышение эффективности маркетинга (замена сотрудников или повышение их квалификации).

Способов избавления от излишков товара или материальных средств множество. Но их нужно направить грамотно и это является необходимостью, так как при избытке товарного запаса требуются значительные ресурсы: хранение на складе, заморозка средств, инвентаризация и учёт и т. д. Избыток товара представляет для предприятия самую большую опасность, когда оно только внедряется на рынок или переживает период выживания, то есть в моменты самой большой нужды в ресурсах и средствах.

Преимущества и недостатки профицита

Профицит имеет преимущества и недостатки:

Преимущества Недостатки
При составлении бюджета на очередной год, остаётся запас на форс-мажорные расходы (если возникнут чрезвычайные ситуации или природные аномалии) Если просто хранить избыток любых средств, их ценность постепенно снизится
Грамотный подход позволит за счёт профицитного бюджета нейтрализовать негативные последствия государственного долга, направить средства на инвестирование, создание финансовой подушки безопасности Уменьшаются возможности производственных предприятий
Слабеет давление на бизнес, так как ведётся либеральная налоговая политика, в результате быстрыми темпами развивается экономика Наблюдается меньшая эффективность региональных органов власти, которые бездумно копят средства, вместо того, чтобы направлять их на развитие экономики и улучшение инфраструктуры государства

Можно с уверенностью сказать, если деньги «поглощает» бюджет или всевозможные накопительные фонды, это не будет прагматичной политикой, так как средства не направляются на развитие экономики.

В итоге рекомендуем ознакомиться с некоторыми статистическими данными. При анализе экономик разных стран за последние 10 лет, прослеживается следующее соотношение профицитного и дефицитного бюджета. Рассматривалось 30 стран с высоким экономическим уровнем: у 51% из них зафиксирован дефицит, у 49% – профицит бюджета. Причём экономика ни одного из государств не достигла баланса доходов и расходов.

Эксперт: преимущества и недостатки профицита бюджета

Впервые с 2011 г. федеральный бюджет в 2018-ом был исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию назвал эти цифры «приятной, хорошей информацией» и отметил, что впервые в истории российские резервы полностью покрывают внешний долг и государства, и коммерческого сектора.

«Профицит федерального бюджета обусловлен механизмом бюджетного правила, удерживающим рост бюджетных расходов в пределах базового объема нефтегазовых доходов и величины расходов на обслуживание госдолга, — говорит Алла Чалова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова. — Таким образом, бюджетное правило выполняет функцию сдерживания и противовеса при формировании расходов казны на предстоящий цикл.

Большая часть профицита формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов и накапливается в Фонде национального благосостояния, увеличение средств которого прогнозируется в 2019 г. до 7,8 трлн, в 2020-ом — до 11,37 трлн, в 2021-ом — до 14,18 трлн. Объем Фонда национального благосостояния в процентах к ВВП составит на конец этого года 7,4%, 2020-го — 10,3%, еще через год — 12%.

Наличие положительного сальдо в бюджете России с одновременным накоплением дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния, безусловно, будут способствовать повышению бюджетной стабильности и, как следствие, суверенного кредитного рейтинга РФ. В условиях увеличения объемов госзаймов и повышения процентных ставок в мировой экономике это является значимым преимуществом. Одновременно за счет накопленных резервов создается возможность бюджетного маневрирования в условиях возрастающих глобальных рисков. Бюджетные маневры могут быть использованы как для защиты российской экономики и социальной сферы от последствий замедления мирового и национального экономического роста, высокой инфляции, безработицы и девальвации национальной валюты, так и для стимулирования ускоренного развития экономики. С этих позиций наличие профицита федерального бюджета обеспечивает определенный запас прочности финансовой системы в условиях конъюнктурных колебаний и иных внутренних и внешних шоков для российской экономики.

С другой стороны, формирование бюджета с профицитом, как правило, означает возможность сохранения (не повышения) налоговой нагрузки на бизнес и население для стимулирования их хозяйственной активности с одновременным расширением некоторых инвестиционных налоговых льгот. Однако намерения сохранить или снизить налоговую нагрузку за счет избыточных доходов в законе о бюджете на 2019-2021 годы не просматривается. Более того, исходя из предпринимаемых мер по повышению доходов федерального бюджета, можно увидеть, что налоговая нагрузка на бизнес и население в наступившем бюджетном цикле будет возрастать. Это будет происходить как за счет роста ставок отдельных налогов (повышения НДС с 18 до 20%, ставки НДПИ на нефть, индексации ставок некоторых акцизов и водного налога) и неналоговых (квазифискальных) платежей, так и за счет ужесточения налогового администрирования.

Формирование дополнительных доходов бюджета ненефтегазового характера за счет усиления фискальных мер в условиях наметившегося неустойчивого роста российской экономики снижает потенциал ее роста. Политика минфина, направленная на приспособление расходования средств к колебаниям мировой цены на нефть в рамках бюджетного правила, создает запас резервов, но также способствует низкому инвестиционному и потребительскому спросу и замедлению экономики. В связи с этим, несмотря на финансовую сбалансированность бюджетной системы России с минимальными дефицитами бюджетов на всех уровнях и профицитом на федеральном уровне, она остается существенно зависимой от экономической динамики, особенно внешней.

Попытка активизации в 2019–2021 годах стимулирующей функции федерального бюджета посредством реализации национальных проектов в приоритетных сферах экономики призвана ускорить экономический рост в России. Взвешенная бюджетная политика в области наращивания расходов казны по тем направлениям, которые дают положительный мультипликативный эффект роста, способна обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета независимо от колебания цен на углеводороды. Если же по итогам его исполнения накопленные в нем избыточные доходы по решению парламента будут использованы на непроизводительные нужды с низким или отрицательным мультипликативным эффектом, ожидания возобновления роста экономики при сбалансированном бюджете могут не оправдаться».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: