Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон - ABCD42.RU

Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Анализ рассказа «Ворон» (Бунин И. А.)

«Ворон» — рассказ Бунина, написанный в 1944 году, во время Второй мировой войны, в тяжёлое для мира время. Несмотря на то, что в нем описывается любовь между молодыми героями, он совсем не похож ни на одно из произведений сборника «Темные аллеи», он тяжелее, серьезнее. В рассказе повествуется о любовном треугольнике между отцом, сыном и юной девушкой. В этих отношениях нет ничего особенного, если они рассматриваются отдельно друг от друга, но в рамках одного сюжета они не кажутся банальными, а мастерство, с которым автор рисует психологические портреты таких непохожих друг на друга персонажей, вызывает восхищение.

Нужно уникальное сочинение?

Напишем в течение 3 часов.

Наши эксперты проверят Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру — учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

События рассказа происходят в определенный исторический период, но это не играет важной сюжетной роли. Гораздо интереснее в этом плане субъективное время героя. Если обычно жизнь в отчем доме считается идиллическим временем, здесь всё с точностью до наоборот. Повествование начинается с ретроспекции, в которой мы узнаем воспоминания рассказчика-ребенка о его отце. В качестве проявления исторического времени читатель видит портрет Наполеона на Святой Елене. Мальчик еще слишком юн, чтобы воспринимать его как жестокого завоевателя, и изображение вызывает у него только детский беззлобный смех, его веселье выражается в уменьшительно-ласкательных суффиксах – «картинку», «брюшком», «сапожках». В противовес этому, образ отца, похожего на ворона, вызывает у ребенка только грусть. Тем не менее, это единственный раз, когда рассказчик зовет его «папа». События идут последовательно, но отношение рассказчика к ним видно по его восприятию времени. Рассказывая о своей возлюбленной, он описывает часы, даже минуты наедине с ней. Все остальное, например, отъезд в Ярославскую губернию и поступление в Петербург, происходит с интервалом в несколько месяцев.

Экспозицией является описание отца. Автор использует длинные однородные ряды, которые создают ощущение массивности, значимости и даже некоторой диктатуры, на создание того же образа работает описание женщины, слова «крупной» и «рослую» добавляют ему неприятной тяжести. Весь высший свет представлен в негативном свете: показательна антитеза в словах «благотворительный» (вечер) и «дешевого» (шампанского), приторное цветовое несоответствие желтого шампанского и розово-белой пудры выражают искусственность этого мира. Однако сам отец героя не создает такого впечатления, он вполне естественен в своей мрачности, в его виде и поведении нет наигранности, и оттого, наверное, ситуация еще трагичнее. Рассказчик сравнивает его с вороном, и у него есть на это основания. В целом в культуре образ ворона связан с бедой, жестокостью и в то же время с мудростью. Все эти качества проявляет герой на протяжении рассказа: он жесток с сыном, деспотичен, когда лишает героиню права свободно любить, и в мудрости отказать ему тоже нельзя; достаточно взглянуть, как хитро он манипулирует желаниями девушки, как бы невзначай говоря ей о том, как пошли бы ей дорогие платья и уборы. Лиля, младшая сестра рассказчика, еще сохраняет какие-то милые черты. Так, например, во время болезни она рисует сказочные города, развивая мотив мечты в произведении. Эти черты и позволяют рассказчику относиться к ней с любовью, его слова могут осуждать, но уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые он использует в описании Лили, говорят о его отношении к девочке. Фактически, она предстает маленькой копией самого Ворона, даже описание, такое же массивное, почти копирует описание героя. Но её нельзя винить за скверный характер, вся ответственность за это лежит на плечах отца. Как будет видно в дальнейшем, она не единственная жертва Ворона.

Завязка истории — это, конечно, знакомство героя с новой гувернанткой его сестры. Описание девушки не слишком подробно, но в каждом слове рассказчика чувствуется былое восхищение. Белокурая девушка в белой блузке, которая принесла солнце в «прежде столь мертвую квартиру». Субстантивированные прилагательные «юная» и «легконогая» как бы передают движение, делают образ невероятно живым. Разумеется, симпатия быстро перерастает во влюбленность. Даже гроза и капризы маленькой Лили не могут омрачить счастья влюбленных, они видят в трудностях только повод побыть вместе, для них это счастье. Возможно, та же участь ждала их, если бы герой-рассказчик решился признаться отцу и идти к этому счастью вопреки всем трудностям…

Отношения накаляются, когда отец говорит девушке, что едва ли оставит сыну наследство, не обращая внимания на то, что сам объект разговора находится в комнате. Юноша не реагирует на эти слова, он раскладывает пасьянс «Наполеон». Второе упоминание полководца в тексте вносит мотив поражения, покорности. Кульминацией является сцена в кабинете, герой оказывается на «пороге» между замкнутым пространством дома и открытым — остального мира. Для рассказчика это время выбора, бороться ли за свою любовь или подчиниться воле отца. Он выбирает второе.

Через некоторое время герой отказывается от наследства и любой помощи со стороны отца — поступок, который можно было бы счесть благородным, если бы он сделал это сразу, а не после того, как устроился в Петербурге. Развязка истории наступает неожиданно для героя-рассказчика: он встречает отца и свою некогда возлюбленную в ложе театра. Он, «сутулясь вороном», читает программу, она оживленно оглядывается по сторонам. Вряд ли можно винить героиню в том, что она наслаждается изысками высшего света: со слов рассказчика мы знаем, что ее отец небогат, и кроме дочери у него еще пятеро детей. Она была готова бороться за любовь, но после уезда героя вряд ли у нее вообще был выбор. К тому же в ней играет любопытство юной девушки, выросшей в бедности. Татьяна Ларина — героиня романа «Евгений Онегин» — тоже не была абсолютно чужой в свете, и, тем не менее, мы не говорим, что общество Петербурга испортило её. Большую роль здесь играют краски. Рубиновый и пунцовый цвета — это ещё не черный фрак, но определенно ближе к черному цвету, чем к тому светлому образу, который читатель видел в начале рассказа. И в какой-то степени это вина рассказчика, который обрек девушку на такую судьбу.

Таким образом, главный герой произведения, так напоминающий рассказчику ворона, влияет на жизнь всех, кто его окружает. Нельзя сказать, что он испортил жизнь героине, нет, возможно, она довольна своим положением. Однако и Лиля, и Елена Николаевна, светлые по сути своей персонажи, оказались поглощены этой тьмой, как бы закрытые тенью вороньих крыльев. Именно поэтому и вынесен в заглавие этот образ.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду

«Ворон», анализ рассказа Бунина

Иван Алексеевич Бунин является признанным мастером не только любовной поэзии, но и прозы. Пожалуй, самым известным считается его цикл рассказов «Темные аллеи». Сам Бунин писал, что он 38 раз (а именно столько рассказов входит в этот цикл) писал об одном и том же — о любви. Однако любовь в его произведениях драматична, даже трагична, она сродни солнечному удару, который оглушает человека и ослепляет на некоторое время, лишая человеческой сущности.

Удивительно, но цикл «Темные аллеи» создавался Буниным в эмиграции в течение 1937-1944 годов, когда в России происходили ужасные события. В самом разгаре были сталинские репрессии, потом началась Великая Отечественная война, самая жестокая из войн. А Бунин писал рассказы о любви. Но либо потому, что был уже далеко не молод, либо потому, что и в Европе, в частности, во Франции обстановка была неспокойная, весь цикл получился очень мрачным, что понятно уже по названию.

В центре внимания всех рассказов цикла — любовь мужчины и женщины, чаще всего изображенная через призму памяти. Сюжетная формула, как правило, повторяется: встреча, внезапное сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из любовников. Однако в каждом рассказе автор находит новые оттенки любовного чувства: любовь-игра, любовь-отчаяние, колдовство или жалость, сострадание.

Любовь у Бунина не перерастает в состояние прочного земного блаженства: читатель не найдет ни истории о счастливом замужестве, ни образа женщины-матери. Главной героиней обычно становится женщина, поэтому ее именем назван рассказ или она становится инициатором разрыва и расставания. Но есть одно исключение — рассказ «Ворон», которому и будет посвящен анализ.

Предыстория героев, как почти во всех рассказах этого цикла, практически отсутствует. Автор сразу вводит в действие и выражает свое отношение к главному герою: «Отец мой похож был на ворона». А далее следует подробное описание его внешности, доказывающее истинность данного утверждения, и только вскользь упоминается, что отец был давно вдов, а у героя была 8-летняя сестра. Конечно, нетрудно сопоставить эти факты, чтобы предположить, что мать, скорее всего, умерла при родах дочери.

К сожалению, это было нередко в прежние времена. Похожая ситуация описана в произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе». Там герой после смерти матери тоже не мог найти общего языка с отцом. И здесь сказано, что герой «к счастью, больше полугода жил в Москве, учился в Катковском лицее», а домой приезжал лишь на святки и летние каникулы. Из всего этого можно сделать вывод, что отношения с отцом не складывались и с сестрой Лилей, видимо, тоже, ведь она была похожа на отца — такая же черноглазая, тоже молчаливая, но «резкая даже в молчаливости, будто постоянно ждавшая чего-то и все как-то вызывающе вертевшая своей черной головкой».

Однако вскоре все изменилось: вместо «длинной, плоской старухи» нянькой Лили стала «бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца», которую он церемонно называл по имени-отчеству — «любезная Елена Николаевна». В общем-то, развитие сюжета было предрешено: влюбленный отец — «ворон» начинает мучительно ревновать к молодому сопернику — своему сыну. А героиня, естественно, влюбляется в юношу, но в ее семье бедственное положение: отец-подчиненный получает у отца-хозяина всего 75 рублей в месяц, а детей еще пятеро — мал мала меньше.

В итоге отец героя, став свидетелем горячего поцелуя Леночки и своего сына, выгоняет его из дома, по сути, не просто лишив наследства, но и «выслав в деревню по этапу». К счастью, герой смог, по протекции чужого человека, отца его лицейского друга, поступить в Петербурге в министерство иностранных дел, что позволило ему навсегда отказаться не только от наследства, но и материальной поддержки.

Через некоторое время герой видит отца в Мариинском театре вместе с Еленой Николаевной, теперь его женой. «Он, во фраке, сутулясь, вороном», она «в средневековом платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком». Все, о чем когда-то мечтал отец, сбылось. Только Леночка, уверявшая молодого человека, что ничто в мире не разлучит их, теперь в театре держалась легко и стройно и оживленно озиралась кругом.

Автор ничего не сообщает о тех чувствах, что испытывает молодой человек, видя теперь Леночку, которую «когда-то мучительно хотел видеть, целовать и прижимать к себе», рядом со своим немолодым отцом. Ведь принято считать, что первой любовью нужно, как корью, переболеть в более раннем возрасте. Возможно, герой это как раз и сделал, но вслед за Надеждой, героиней рассказа «Темные аллеи», потом скажет, что «все проходит, да не все забывается». А может, судьба еще даст ему шанс встретить свою настоящую любовь.

Читайте также  Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве

Рецензия на рассказ И.А. Бунина Ворон

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
      • Бунин И.А.
        • Антоновские яблоки
        • Господин из Сан-Франциско
        • Кавказ
        • Легкое дыхание
        • Солнечный удар
        • Суходол
        • Темные аллеи
        • Цифры
        • Чистый понедельник
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку

Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Ворон»

Энциклопедией любовных драм можно назвать “Темные аллеи” – книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны (1937-1944).
В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни.

Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника.
Рассказ “Ворон”… Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца…
Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. “ Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки”, — отмечает молодой человек (сын), прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны.
Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника.
Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца – этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев…
Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства.
И впрямь “ворон”. Что тут скажешь?
Трагический намек…
Но в молодости любящим ничто не помеха. Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: “Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас”.
“Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?”
Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных.
Радоваться бы надо счастью сына!
Да не тут-то было.
Срочный вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: “Видеть ее до отъезда никак не надейся. Все, любезный мой, иди”.
Пришлось подчиниться воле отца…
А любовь?
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой.
Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой помощи.
Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим – да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата…
Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны.
Вот они “темные”, мрачные и жестокие бунинские аллеи.
Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо. И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец…
Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…

О рассказе И. А. Бунина «Ворон»

Зачем читаем мы? – этот вопрос, волновавший И. А. Бунина, пронизал его маленький по объёму – чуть больше одной страницы! – и большой по мыс­лям очерк «Книга».

«Опять с раннего утра читаю, опять с кни­гой в руках! И так изо дня в день, с само­го детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей ни­когда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы свя­зав себя с Авраамом и Исааком… с Со­кратом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Росто­вой!»

Так писал Иван Бунин. И добавлял, может быть, самое важное, самое со­кровенное о результатах чтения книг: «А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем непременно роман, повесть?»

А после всех вопросов – замеча­тельная заключительная строка: «…вечная мука – вечно молчать, не го­ворить как раз о том, что есть истинно твоё и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!»

Помните, как Достоевский волновался о том же («Подросток»): чтобы мысли и чувства шли в твои собственные слова, тогда они имеют право сохраниться.

Накопленные слова в «истинно твоей» ситуации, «единственно настоящем» столкновении пережитых мыс­лей и чувств найдут именно своё воплощение в слове.

«Это уже не ново, это уже было ска­зано – вот одно из самых обыкно­венных обвинений критики… что из этого следует? разум неистощим в соображении понятий, как язык не­истощим в соединении слов», – ска­зал А. С. Пушкин. Только слова эти надо знать. А «своё» течение мыслей и чувств сделает выбор, соединит их и запечатлит твоё «соображение по­нятий» в слове.

Прочтём и выделим бунинское «со­ображение понятий» в рассказе «Во­рон».

Рассказ «Ворон» ведётся от перво­го лица. Рассказчик вспоминает себя – юношу, только-только окончивше­го лицей: «Отец мой похож был на ворона. Мне пришло это в голову, когда я был ещё мальчиком: увидал однажды в «Ниве» картинку, какую-то скалу и на ней Напо­леона с его белым брюшком и лосинами, в чёрных коротких сапожках, и вдруг за­смеялся от радости… так похож показал­ся мне Наполеон на пингвина, – а потом грустно подумал: а папа похож на ворона…»

Первая оппозиция пингвинворон, Наполеонотец. Внешнее сравне­ние птиц и людей, похожих на этих птиц, словно предполагает какое-то внутреннее сходство – ведь маль­чик «грустно подумал», как бы почувствовав их связь: пингвинНапо­леонворонпапа (отец).

Сын не любил свой дом (осиротев­ший дом – мать умерла), приезжал только на каникулы. Но в ту весну, о которой идёт речь, в квартире «точно солнце засияло»: «всю её озаряло присутствие той юной, легконогой, что только что сменила няньку восьми­летней Лили».

Далее события развиваются, как и положено: сверстники (сын и «любез­ная Елена Николаевна») симпатизи­руют друг другу, а между отцом и сыном устанавливается граница. Последим не только за тем, что гово­рил отец, но и как он говорил.

«Белокурым, любезная Елена Николаевна, идёт или чёрное, или пунсовое… Вот бы весьма шло к вашему лицу платье чёрного атласу с зубчатым, стоячим воротником а-ля Мария Стюарт… или средневековое платье пунсового бархату с небольшим декольте и рубиновым крестиком…»

Конечно, он напоминал юной Елене Николаевне, что её отец беден и при­дётся ей, скорее всего, жить в беднос­ти, но почему бы и не помечтать.

Следующим этапом в разговорах – после модных соблазнов – было ук­репление позиций отца против сына. Раскладывая пасьянс «Наполеон»(!), отец вдруг молвил, кивнув в сторону сына: «Вот этот молодой человек тоже, вер­но, мечтает: мол, помрёт в некий срок па­пенька и будут у него куры не клевать золота! А куры-то и впрямь не будут клевать, потому что клевать будет нечего. У папеньки, разумеется, кое-что есть… только навряд оно сынку достанется, не очень-то он папеньку своей любовью жалует…»

Так отец укрепил свои бастионы. Позиции отца и сына были обозначе­ны достаточно ясно, хотя и иносказа­тельно. И вот это словесное выраже­ние отцовской позиции, невольно обозначившейся в самих словах, заслу­живает особого внимания. Речь отца иронична, шутлива (почему бы и не помечтать), но между тем он так тщательно выбирает наряды для Еле­ны Николаевны, так обрисовывает их наглядно, ярко – чёрного атласу, пун­сового бархату. Выделим эти соче­тания – они типичны для отца как особая его характеристика. Дело в том, что уже во времена молодого Бунина (а следовательно, и сына) произноше­ние пунсовый было архаичным. Сло­варь В. И. Даля даже не фиксирует его. Это форма XVIII в., когда цвето­вое определение пунсовый, заимство­ванное вместе с модными француз­скими наименованиями, шло через польский ропsowyпунсовый (из французского ропсеаи «полевой мак», «цветок мака»). Со временем польский оттенок произношения ус­тупил место французской огласовке. У отца такая речевая краска говорит о его возрасте, принадлежности к дру­гому поколению, его близости к ушед­шему веку. Эта речевая краска уси­лена и старыми падежными оконча­ниями родительного падежа на : ат­ласу, бархату. Дыхание архаики в речи, казалось бы, отдаляет отца от юной Елены Николаевны. В этом смысле работают и уже устаревающие обращения папенька, и разговорное помрёт, и усилительные частицы в словах куры-то, не очень-то. и др.

Из уст отца Елена Николаевна по­лучает точную информацию о поло­жении дел и намерений. Однако юность берёт своё: «Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что всё равно ничто в мире не раз­лучит нас!»

Но… сын вынужден уехать. Он по­ступает в Петербурге в министерство иностранных дел и пишет отцу, что навсегда «отказывается от наследства и от всякой помощи». А вскоре узна­ёт, что отец оставил службу и тоже переехал в Петербург «с прелестной молоденькой женой».

«И, входя однажды вечером в партер в Мариинском театре… вдруг увидал и его и её… Он, во фраке, сутулясь, вороном, вни­мательно читал, прищурив один глаз, про­грамму. Она, держась легко и стройно, в высокой причёске белокурых волос, ожив­лённо озиралась кругом… На шейке у неё тёмным огнём сверкал рубиновый крес­тик… род пеплума из пунцового барха­та был схвачен на левом плече рубино­вым аграфом…»

Читайте также  Система министерского исполнительного делопроизводства XIX начала XX вв.

Род пеплума из пунцового барха­та – сообщает сын, и говорит так, как говорит его поколение, без вся­кой архаики. Его речь – слова (пун­цового), их форма (бархата) – иная. Отец и сын разошлись внутренне, раз­межевались духовно. Их не связыва­ет даже речь, настолько различны их миры. И нет влияния семьи, дома, которых, собственно, не было, а лицей прививал то, что диктовало время.

Две формы слова: пунсовый и пун­цовый – принадлежат разным эпо­хам, да и другие словесные различия тонко выделили и противопоставили характеры, жизненную среду, время отца и сына, помогли обозначить меж­ду ними границу, межу. Всё разное у этих родных людей, живущих в слож­ное время социальных сдвигов, время непонимания между отцами и детьми.

Победил воронНаполеон. Но сами символы тревожны, они из ста­рого мира («ворон» – и «прелестная молоденькая жена» в платье «пунсового бархату» – «пунцового барха­та», как сообщает сын).

А что же Елена Николаевна? Чего здесь больше – неумения разгадать характер юноши (без средств!) или предпочтения богатого и властного отца? А может быть, юная душа, на­терпевшаяся бедности, не устояла пе­ред соблазном богатства? Читайте – и найдёте ответы.

Источник: Брагина А. А. Зачем читаем мы? // Русский язык в школе и дома. 2004. – № 4. – С. 14–16.

Наталия Леонова. Иллюстрация к рассказу И. А. Бунина «Ворон»

Анализ рассказа Бунина «Ворон»

Несмотря на то, что рассказчик сравнивает отца только по внешним чертам с вороном, мы можем рассмотреть образ ворона в целом. Ворон в народной традиции, с одной стороны, символ мудрости и долголетия, с другой — черная, греховная птица с пронзительным и страшным криком, предвещающая смерть и несчастье. В Библии ворон проклят Ноем; символ ада, в противовес голубю. В древнерусской литературе ворон… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Анализ рассказа Бунина «Ворон» ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Анализ рассказа Бунина «Ворон».

рассказ бунин ворон Уварова Наташа

В рассказе Бунина «Ворон» рассматривается любовный треугольник, состоящий из девушки и влюбленных в неё отца и сына. То есть в треугольнике три связи: сын — девушка, отец — девушка, сын — отец. Эти связи по отдельности достаточно тривиальны: любовь двух молодых людей, любовь стареющего человека к молодой девушке, взаимоотношения отца с сыном. Но, когда эти связи переплетаются в одном произведении, закручиваются в общий треугольник, то получается уже совершенно небанальный рассказ. Но подобные треугольники можно найти в русской литературе: например, в повести Тургенева «Первая любовь» и в романе Достоевского «Братья Карамазовы» (хотя там несколько братьев и отец влюблены в одну девушку).

Условно выделим в рассказе первую часть: это предыстория жизни семьи героя и описание его отца. Интересно, что в этом рассказе Бунина предыстория вообще присутствует (часто в цикле «Темные аллеи» читатель сразу «попадает» в действие рассказа). Герой упоминает свою умершую мать и говорит о том, что у него сестра Лиля. Большая же часть предыстории посвящена как раз описанию отца, похожего на ворона. Хотя эту первую часть мы условно назвали предысторией, она тоже начинается резкой и неожиданной фразой: «Отец мой похож был на ворона». Рассказчик объясняет сходство отца с вороном исключительно внешним видом: « высокий, плотный, немного сутулый, грубо-черноволосый, темный длинным бритым лицом, большеносый , был он и впрямь совершенный ворон — особенно когда бывал в черном фраке на благотворительных вечерах нашей губернаторши, сутуло и крепко стоял возле какого-нибудь киоска в виде русской избушки, поводил своей большой вороньей головой , косясь блестящими вороньими глазами на танцующих…». Отец противопоставлен своему окружению дважды в рассказе. Первый раз это благотворительный вечер: «поводил своей большой вороньей головой, косясь блестящими вороньими глазами на танцующих, из подходящих к киоску, да и на ту боярыню, которая с чарующей улыбкой подавала из киоска плоские фужеры желтого дешевого шампанского крупной рукой в бриллиантах, — рослую даму в парче и кокошнике, с носом настолько розово-белым от пудры, что он казался искусственным». И второй раз это конец рассказа: «Он, во фраке, сутулясь, вороном, внимательно читал, прищурив один глаз, программу. Она, держась легко и стройно, в высокой прическе белокурых волос, оживленно озиралась кругом — на теплый, сверкающий люстрами, мягко шумящий, наполняющийся партер, на вечерние платья, фраки и мундиры входящих в ложи. На шейке у нее темным огнем сверкал рубиновый крестик, тонкие, но уже округлившиеся руки были обнажены, род пеплума из пунцового бархата был схвачен на левом плече рубиновым аграфом». В обоих случаях мы видим, что отец противопоставлен девушке, рядом с которой находится. Она — нарядная, оживленная, он же — «вороном». Но при этом отец выглядит живым, естественным, хотя и хмурым. А вот девушка, находящаяся рядом с ним, выглядит несколько искусственно, деланно. В первом случае, она продаёт дешевое шампанское рукой в бриллиантах, а её нос напудрен настолько, что кажется «искусственным». В конце, бывшая гувернантка описана в основном по наряду и прическе, что тоже часто ассоциируется у человека (читателя) с ненатуральностью, кукольностью черт героини.

Несмотря на то, что рассказчик сравнивает отца только по внешним чертам с вороном, мы можем рассмотреть образ ворона в целом. Ворон в народной традиции, с одной стороны, символ мудрости и долголетия, с другой — черная, греховная птица с пронзительным и страшным криком, предвещающая смерть и несчастье. В Библии ворон проклят Ноем; символ ада, в противовес голубю. В древнерусской литературе ворон часто птица-вещун, а у Пушкина в «Капитанской дочке» ворон — птица, питающаяся мертвечиной. То есть ворон достаточно мрачный, недобрый образ, но наделенный мудростью. И мы видим, что отец рассказчика хмурый и неласковый человек. В рассказе дважды упоминается Наполеон — картинка в журнале и название пасьянса. Первый раз рассказчик вспоминает отца, проводя свои «птичьи» сравнения, второй раз — слушает разговор отца с гувернанткой. Возможно, есть какое-то сравнение отца с Наполеоном.

В антитезу образу отца- «ворона» можно поставить образ гувернантки, отчасти похожей на голубя — она худенькая, белокурая, робкая. Сестра рассказчика тоже маленький «ворон» — черноглазая, темноволосая, страшно капризная и очень требовательная. Но и она не лишена фантазии, таланта — рисует какие-то сказочные города, когда болеет.

Вторая часть начинается со слов «В том году встретило меня, однако, дома нечто совсем неожиданное» (я провожу такое условное деление, исходя из того, что предыстория закончилась и началась завязка рассказа — встреча гувернантки и рассказчика). Читатель сразу видит, как изменился дом, отец с приездом гувернантки. И мы понимаем, что отец питает к девушке какие-то особые чувства, недаром произошли такие большие перемены: он пьет чай за общим столом, «пытается шутить» и т. д. Отец уже и косо посматривает на сына: «чувствовал, что за этим мучительным старанием не видеть меня, а слушать отца и следить за злой, непоседливой, хотя и молчаливой Лилей, скрыт был совсем иной страх, — радостный страх нашего общего счастья быть возле друг друга». От отца слышаться и странные намеки на красивые гардеробы девушки и на то, что он мало оставит сыну наследства. Но во второй части всё это лишь намеки. Однако в третьей части (третьей частью назовём ту часть рассказа, которая начинается с поцелуя героев), мы видим значительные перемены. Как это свойственно Бунину в цикле рассказов «Темные аллеи» после поцелуя отношения героев резко меняются. Поцелуй происходит во время грозы. С самого начала все внешние события дня кажутся неудачными: истерика Лили, гроза, пожар, но для героев это только повод коснуться друг друга, таща ребенка, постоять перед окном, глядя на грозу. Вопреки внешним обстоятельствам, герои счастливы, происходит поцелуй. Всё изменилось после поцелуя: «Не было после того ни единого дня без наших ежечасных, будто бы случайных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца, приезжавшего домой только к вечеру, — этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. И отец, что-то чуя, опять перестал выходить к вечернему чаю в столовую, стал опять молчалив и угрюм. Но мы уже не обращали на него внимания, и она стала спокойнее и серьезнее за обедами». После второго поцелуя героев всё опять переворачивается, но уже не в лучшую сторону. Отец велит сыну уехать [21, «https://referat.bookap.info»].

Герой не осмеливается ослушаться отца и уезжает. Почему? Скорее всего, здесь действует именно практическое соображение — лишение наследства. Потом, когда герой уже вырастет и по отцовской протекции устроится в Министерство иностранных дел, он откажется от отцовской помощи. Но пока он ничего не имеет, он выбирает не любовь, а обеспеченное будущее. Но ведь и героиня, выходя замуж за отца героя, делает точно такой же выбор. Может быть, все могло бы сложиться иначе — если бы герой с самого начала пошел против воли отца, то и героиня могла бы пойти за ним. Как в третьей части рассказа вопреки капризам Лили и грозе, герои оказались счастливы, так и в той же третьей части героиня говорила: «Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же наконец ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас!». Она хотела быть счастливой, как тогда, вопреки воле отца.

Однако в конце рассказа мы видим, что героиня кажется вполне довольной своим положением. И рассказчик, глядя на нее, не вспоминает их любовь, он просто описывает её, никак не говоря о своих чувствах к ней.

Вряд ли она полюбила этого тяжелого человека, и вряд ли рассказчик сохранил свои чувства к девушке, хотя об этом ничего не сказано.

Когда Бунин писал этот рассказ, ему было уже 74 года. Возможно поэтому, мы не можем сказать, что любовь (если она была) отца к этой девушке пошлая или неправильная. Любовь героев в этом рассказе неоднозначна. Отец героя имел такое же право любить эту девушку, как и сам герой. В конце концов, она живет в благополучии и кажется вполне довольной. С другой стороны, возможно у девушки не было другого выхода — отец героини служит у отца рассказчика, у неё пять младших братьев и сестёр.

В романе Достоевского «Братья Карамазовы» герой думает, о том, что они с отцом любят одну и ту же девушку, но это его отец и он его прощает. В рассказе Бунина этот момент неоднозначен. Внутренне герой, возможно уступает отцу и прощает его.

УРОК ВЗРОСЛЕНИЯ

Рассказ И.А. Бунина «Ворон»

Э тот рассказ — не первый из поздней книги писателя о любви «Тёмные аллеи», что мы читали вслух и всесторонне обсуждали на занятиях. И всякий раз после чтения формулировали тему (о чём написан), идею (для чего написан), как отвечает общему замыслу книги. Не обходилось без разноголосицы и оживлённых дебатов, но именно «Ворон», как правило, никого не оставлял равнодушным, вызывал подчас жаркую полемику, в ходе которой шёл в умах процесс переоценки ценностей… В конце прений иные точки зрения обращаются в свою противоположность, что и даёт основания назвать это занятие уроком взросления.

Читайте также  В. Суриков как великий русский художник

Ещё в 10-м классе на примерах произведений А.П. Чехова учились мы писать рецензию на рассказ, определять его тему, а затем и идею, росли в своих рассуждениях о «Даме с собачкой» от банальных “курортный роман с продолжением”, “любовная повесть без последней главы” до “рассказа о душевном подъёме, на который способен человек, когда, поднимаясь над суетной жизнью будней, ощущает свою связь с миром, природой, человечеством — с самим собой” (тема), “о любви, которая в свои лучшие минуты возвращает человеку это ощущение” (идея).

Приступив в 11-м классе к творчеству Бунина, прочитав дома «Лёгкое дыхание», «Солнечный удар» и «Митину любовь», а затем на занятиях ряд рассказов из книги «Тёмные аллеи», мы в ходе обсуждений нашли ответ на скользкий вроде бы вопрос: почему у писателя все рассказы — “про это”? Довольно скоро и почти единогласно пришли к выводу, что украденные у жизни дни легкомысленных удовольствий не делают людей счастливыми. А подлинная любовь и чувство оскорблённой чести не могут мириться с изменой («Кавказ»); шалость, переросшая в нечистоплотность, коверкает судьбы героев, и никакой прочный союз не может начаться с предательства, так что — береги честь смолоду («Натали»); где доверчивость имеет дело с цинизмом, там и надругательство: грязный наследит — не отмоешься («Стёпа»). Так доискивались мы, о чём написан рассказ и с какой целью. После этого становился убедительным важный вывод: в любовных отношениях как нельзя лучше, полнее и правдивее проявляется сущность человека, сильные и слабые стороны его характера, воля, благородство, порядочность, их нехватка или отсутствие. Ставя героев в различные любовные ситуации, Бунин рассказывает не “про это”: он исследует в людях человеческое. При этом писатель нигде не нарушает жизненной правды, а вымысел под его пером обретает черты реальности, тонко замеченного и осмысленного наблюдения.

Ежегодные сентябрьские уроки (Бунина, как правило, одиннадцатиклассники “проходят” в сентябре) независимо от степени начитанности аудитории, от количественного перевеса в ней мальчиков (это редко) или девочек, когда ставится на обсуждение рассказ «Ворон», показывают, что “в товарищах согласья нет”: мнения расходятся, оценки и выводы делаются самые неожиданные и, думаю, удручающе далёкие от бунинских. Испытанный ранее метод определения темы произведения желаемых результатов не даёт.

— Друзья мои, о чём пишет здесь автор? — вопрошаю и получаю такие вот убеждённо звучащие ответы:

— О разрушенном счастье.

— Об эгоизме одинокого. (Мотив одиночества отмечали мы ранее в рассказах «Таня», «В Париже».)

— Союз любящих разрушен — чья здесь вина?

Словом, все симпатии аудитории на стороне молодых героев. И полное понимание устремлений тех, кому восемнадцать; негодование в адрес старого Ворона… Чувствую, зрелых суждений мне не дождаться, но всё-таки прошу обозначить идею рассказа. После паузы слышу:

— Где деньги, там и правда. — Это мнение юноши.

— Стерпится — слюбится, — замечает девушка не без сарказма в голосе.

— На чужой каравай рот не разевай. — Это кто-то, скорее всего, шутит.

Настроение в классе — готовность согласиться и с первым, и со вторым, и даже с третьим. Никто не чувствует поверхностности этих суждений. Как же пробиться к истине? И как внушить к ней, буде она отыщется, доверие? Пробую по-другому:

— Как по-вашему, что хочет сказать читателю автор названием рассказа?

— Молодой человек ссылается на калмыцкую сказку, которую расказывает Гринёву Пугачёв.

— Вот и этот тоже… Стареет уж, а туда же — молодым только мешает…

— Ворон — символ одиночества, — развивает свою мысль та, что определяла тему рассказа как эгоизм одинокого. — У японского поэта Басё есть хокку, трёхстишие:

На голой ветке
Ворон сидит одинокий.
Осенний вечер.

Ссылка по памяти на одинокого ворона, так представленного восточным классиком, вызывает уважение, и все внимательно слушают ученицу. Она пытается провести параллель между одиночеством героев рассказов «Таня» и «Ворон», обвинить того и другого в эгоизме. Но убеждённый холостяк из столицы, нашедший развлечение в деревне, и угрюмый вдовец, озабоченный воспитанием малолетней дочери, никак не сопоставимы. И параллель не возникает.

А ворон — прежде всего мудрый. Чаще это фольклорное его качество вспоминают сами ученики, реже намекнуть приходится. Бунинскому Ворону явно за сорок, лет десять ещё предстоит ему управляться с взбалмошной, своенравной Лилей, которой нужна мать или та, что способна её заменить. У молоденькой гувернантки Елены Николаевны это как-то получается. А если дать Елене Николаевне больше прав? Не гувернантка, а член семьи? Ворон исподволь надёжно опутывает её воображение радужными перспективами, в какой-то момент убеждает, что и в нравственном отношении союз девушки не с сыном, а с отцом был бы состоятелен: растить Лилю, а может, и своих общих детей. А сыну — жениться ещё не время…

Тут случаются запальчивые, больше эмоциональные, нежели доказательные возражения. Спрашиваю в лоб: что значит жениться? Усмешки, хохоток, остроты. Вспоминаем, конечно, сколь часто женитьба и замужество бывали деловым предприятием для укрепления социального статуса семей, для объединения их капиталов, земель, предприятий. И только потом выносим социальные и экономические мотивы за скобки, приходим к определению, которое всех устраивает как общечеловеческая суть понятия. Жениться — это сознательно и добровольно взять на себя ответственность за женщину, за её счастье, за создание семьи.

Да, не время сыну жениться, ему о поприще надо думать, а не возмущаться отцовским произволом, не негодовать на родителя за свой разрушенный двухнедельный роман. В самом деле, чем семью-то кормить? На отца рассчитывать? А у того свои заботы и нужды. Он отец, да и сам ещё не стар. Так что же основательнее и честнее — виды отца на Елену Николаевну или поползновения сына?

У Ворона есть своё, накопленное — тысяча десятин земли. Поэтому он имеет возможность взять за себя девушку из бедной семьи, бесприданницу: её приданое — молодая энергия, женское терпение, результативная помощь в воспитании Лили. А сын не имеет ещё профессии, ему ещё только предстоит поступить на службу, и за Еленой Николаевной, которую он легкомысленно готов лишить выбора, ничего нет. Как и чем жить? Имеет ли юноша право заводить такую семью, что с первых дней существования будет зависима от отца, будет разорять Ворона, у которого свои обязательства перед дочерью?

Большинство учащихся, кажется, начинают понимать. Но вопросы всё же возникают:

— Почему семья будет зависима?

— Какие обязательства у отца?

На вопросы нужно отвечать, но лучше поставить их на обсуждение. Дискуссия неизбежно затягивается, пока не будут расставлены все точки над “i”. А ставятся они, эти точки, не вдруг. Собственного опыта для верных ответов не хватает у шестнадцатилетних. Нужно привлечь знания из истории и литературы. В разных классах и в разные годы приводятся те или иные примеры, житейские ситуации, пока не будут найдены исчерпывающие ответы. Вспоминается брак отца Тургенева с богатой В.П. Лутовиновой, что была на тринадцать лет старше мужа, и последствия этого брака; отказ А.А. Фета от женитьбы на возлюбленной, бесприданнице Елене Лазич, и последовавшая за этим трагедия, а затем брак поэта с состоятельной Марией Петровной Боткиной; психологические обстоятельства женитьбы Николая Ростова на Марии Болконской и многое, многое другое.

Елена Николаевна — только что кончившая гимназию дочь многосемейного сослуживца Ворона — приглашена гувернанткой к дочери Ворона. Глава семьи не может не отвечать у себя в доме за её судьбу и нравственность. Окажись он в дверях комнаты часом позже, ему пришлось бы взять на себя устройство и содержание скороспелой семьи сына, а карьера новоявленного молодого мужа оказалась бы под большим вопросом. Ворон неизбежно разорялся бы, всё меньше был бы способен обеспечить будущее дочери.

Как правило, здесь возникает и разговор об отцовских обязанностях перед детьми. Уточняем, что время действия в рассказе — восьмидесятые годы теперь уже позапрошлого, XIX века: именно тогда сын Ворона мог окончить в Москве не просто платный, но дорогостоящий Катковский лицей, дававший своим выпускникам возможность претендовать на престижную чиновничью должность. А обязанности перед сыном извечны: дать ему образование и научить его принимать ответственные решения, иначе говоря — научить быть мужчиной. В данном случае отец не дал сыну поступить безответственно и, видимо, верно оценил его возможности, предложив искать себе дело в столице. По воле автора юноша оказался с характером и самолюбием. Сильный. Значит, надо полагать, найдя себе впоследствии подругу жизни, помирится с отцом.

Обязанности перед дочерью сложнее, многограннее. Чаще всего одному только отцу, без матери, они не по силам. Женское участие в воспитании девочки просто необходимо. В описываемое время социальные права женщин, возможности для них занять место на общественном поприще были настолько ограниченны (об этом приходится напоминать), что первой в семье была родительская обязанность обеспечить новорождённую до вступления её в самостоятельную жизнь приданым. Размер приданого в значительной мере определял положение девушки в обществе, круг её знакомств.

Тут к месту известный прецедент. Когда В.П. Тургенева (Лутовинова) родила внебрачную девочку (больной её муж годами находился вдали от семьи, на излечении), она тут же выделила “приёмной дочери”, воспитаннице, крупную сумму, каковую вручила “на сохранение” отцу девочки доктору А.Е. Берсу, будущему тестю Л.Н. Толстого, в качестве её приданого.

Вторая отцовская забота — дать девочке воспитание, соответствующее требованиям того общества, для которого она предназначена. Для дочери известного в губернии, близкого к губернатору чиновника это означало знание французского языка, сведений из истории, русской и французской словесности, жёсткого кодекса светских правил; умение принимать и отдавать визиты, вести себя на балу, в гостиной, с прислугой, сесть за фортепиано, распорядиться по хозяйству; умение быть женственной, обаятельной, со вкусом одетой; быть скромной, но и находчивой, занять гостя и не показаться навязчивой. Что и говорить, от девушки требуется так много! И только женщина способна быть ей наставницей. Для восьмилетней Лили Ворон угадал её, эту наставницу, в Елене Николаевне.

Вот о каких вещах заставляет задуматься и поговорить небольшой, всего на двадцать минут чтения, рассказ И.А. Бунина. А завершается наше занятие (как доказательство его продуктивности) новым, теперь уже окончательным и единодушным определением темы рассказа: заботы детного вдовца.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: