Революция в поэзии В. В. Маяковского - ABCD42.RU

Революция в поэзии В. В. Маяковского

Отношение Маяковского к революции кратко

Содержание:

Маяковский внес особый стиль в творчество, литературу двадцатого века. Писатель посвятил свои великие способности описанию революционного обновления России. Отношение Маяковского к революции основано на глубоких убеждениях. Он уверен во взаимной зависимости поэзии и революционного движения. Автор множества стихов принял для себя окончательное решение – поэзия должна активно участвовать в диспутах, митингах, демонстрациях.

Будучи революционным романтиком, поэт отвергает капиталистические устои. Он переживает дооктябрьский период, становится бунтарем. Разрушительный капитализм, старое мировоззрение вызывают у молодого человека презрение. В своих произведениях он говорит: «Долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному».

Тема революции в творчестве Маяковского для людей кажется нестандартной, необычной. Они привыкли к классике, основанной на общих принципах стихотворства. В каждом творении Владимира Владимировича он призывает бороться с обыденностью, серостью. Автор характеризует внешний мир, внутреннюю ситуацию в стране с помощью принципиально новых лексических оборотов. Читатель знакомится с оригинальными словами, ранее не употребляемыми поэтами. Революционные стихи Маяковского высмеивают классицизм, устаревший синтаксис.

Изображение революции в творчестве Маяковского

Каждый стих писателя выражает его уверенность в коммунизме. Он описывает будущий мир, свободный от буржуазии, негативно относится к Петру Первому. В коммунизме ему видится прекрасная жизнь. Образ «Маяковский и революция» кратко характеризуется так:

  • Революция поможет очистить Русь от давления властей, запретов, ограничений, присутствующих в буржуазном мире;
  • Это борьба с жаждой личного величия, карьеризмом, корыстными помыслами;
  • Художники, писатели смогут в полной мере проявить свой талант;
  • Поэзия расцветет, обретет новый смысл. Автор сравнивает ее с тяжелым человеческим трудом, который не ценится в нынешнем мире;
  • Говоря о том, как Маяковский принял революцию, следует указать его отношение к событиям в Петрограде. Для их описания поэт использует историческую точность, филигранно соблюдая хронологию. Цитата: «И вот неведано, из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцев нерукотворный, сияньем пробивая пыль» – характеризует восприятие событий Владимиром Владимировичем. Он верит в царствие свободы, равноправия, братского отношения в народе после завершения борьбы.

Произведения дополняются романтическими образами. Это позволяет ярче передать ощущения писателя.

Музыка революции в творчестве Маяковского

Имя Владимира Владимировича ассоциируется с истинным революционером. Нельзя сказать, что уверенность в успехе базировалась на знании всей ситуации. Он опирался на веру, ждал коммунистическое далеко как высшее благо. Творец считал, что изменится государственный строй, менталитет людей, их ценностные ориентиры.

В раннем творчестве дореволюционного периода основная тема – разоблачение порочности общества, бытового засилья, низменности мышления. Маяковский считал окружающих людей пустыми, бездушными. Ему сложно было наладить отношения с социумом. У лирического героя отсутствует страх. Он призывает людей бороться, добиваться перемен. Стих «Надоело» содержит характерную цитату: «Когда все расселятся в раю и в аду, земля итогами подведена будет – помните: в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Поэт предсказывает исчезновение мещан, буржуазного класса.

Как Маяковский относился к революции

Писатель стремится разрушить старый образ жизни людей, настраивает двигаться навстречу новому, прогрессивному развитию. Это он выражает в своем произведении «Ода революции». Он позиционирует борьбу с властью как вдохновение; образ роковой женщины, разнообразной, многоликой. Как поэт воспринимает революцию:

  • Представляет народные массы, борется за счастливую жизнь вместе с простыми людьми против империалистического влияния. Цитата: «Мы победим! Слава нам» – говорит о его уверенности в силе людей;
  • Изменяется творческий стиль автора. Он прославляет участников движения, которые искореняют старый государственный строй. В лице врагов появляется образ мещанства, разрухи, голода, спекуляции, обывателей;
  • Маяковский понимает, что нужно защищать свои идеалы. Даже внедрение мыслей о внешнем, внутреннем враге не заставляет его отказаться от идеи.

«Тема революции в поэзии В. Маяковского»

Теория учит нас тому, что есть два пути развития — эволюция и революция. Первый постепенен и медленен, второй — это резкий скачок, быстрое изменение. Но каково людям в таких ситуациях? Эволюционируя, человек успевает меняться за меняющейся обстановкой, он успевает подстраивать под окружающее свои мысли и привычки, образ жизни. А что происходит, когда революция с бешеной скоростью сметает все старое на своем пути, не оставляя много времени на раздумья и сомнения?!

Владимир Маяковский жил именно в такое время, когда в воздухе витал дух перемен. Общество было готовой уйти от одного и прийти к другому. Только мало кто осознавал, что именно он хочет увидеть в будущем. Маяковский же не столько понимал, сколько отчаянно верил в наступление светлых дней, «коммунистического далека». Также он понимал, что изменения в обществе есть следствие изменения людей. Каждый должен был сломать себя изнутри, чтобы добиться достойного будущего.

В дореволюционных стихах Маяковский сатирически изобличает общественные пороки, засилье быта и низменность мыслей. Он задыхается среди пустых людей. Лирический герой раннего Маяковского, ничего не боясь, бросает вызов обществу, призывает к переменам. В стихотворении «Надоело», перебрав образы типичных мещанских обывателей, он заключает:

Когда все расселятся в раю и в аду,

земля итогами подведена будет —

помните: в 1916 году

из Петрограда исчезли красивые люди.

Жующая и пьющая «пиджачная куча» пугает поэта, он готов «тысячами поцелуев» покрывать асфальт и омывать его слезами, лишь бы не видеть, как мещанство «заглатывает» общество и перекрывает дорогу переменам. Как сторонник изменений, он говорит читателю: не надо так существовать! Надо жить и дышать полной грудью, в мире же столько всего интересного и стоящего!

Революция 1917 года принесла Маяковскому новые надежды. Но он понимал, что свершение переворота — это не конец, а начало, что самая сложная работа впереди. Поэтому он стихотворно прославлял революцию и ее итоги. Поэт призывал не останавливаться, а продолжать движение вперед.

В 1918 году появляется «Ода революции». Здесь революция выступает как вдохновительница, как роковая женщина, воодушевляющая на подвиги. Она многолика и разнообразна:

Каким названьем тебя еще звали?

Революция — защитница «человеческого труда», она на стороне народа, и если ты вместе с ней — ты живешь, а не существуешь. Стихотворение пропитано энергией перемен, открывающей новые страницы истории:

Твоих шестидюймовок тупорылые боровы

взрывают тысячелетия Кремля.

Между тем, Маяковский рассматривает революцию со всех сторон, ведь для кого-то она — смысл жизни, а кому-то мешает спать ночами и спокойно ходить по улицам:

— о, будь ты проклята трижды! —

— о, четырежды славься, благословенная!

И еще одно стихотворение, посвященное этой теме, я хочу отметить особо. Когда мы читаем о революции в учебниках по истории — мы видим только внешнюю сторону событий: драки, столкновения, лозунги и торжественные речи… Но все это ничто без особого настроя, без энергии сотен людей, объединенных одной целью. Революция происходит на улицах и площадях, но еще большая революция происходит в душах и сердцах. Этой важной эмоциональной составляющей и посвящено стихотворение «Приказ по армии искусства»:

баррикады сердец и душ.

Движущая сила революции — народ. Но народ надо вдохновлять и воодушевлять, а это дело тружеников искусства — музыкантов, поэтов, художников:

Это мало — построить парами,

распушить по штанине канты.

Все совдепы не сдвинут армий,

если марш не дадут музыканты.

Получается, что революция — тоже искусство, требующее вдохновения, настроя, и, конечно же, немалого труда. Тем тяжелее бремя ответственности на плечах людей искусства, ведь от них зависит исход битвы за светлое будущее. Причем революция должна стать для них не просто единичным проявлением способностей, а образом мыслей, второй сущностью:

Довольно грошовых истин.

Из сердца старое вытри.

Улицы — наши кисти.

Площади — наши палитры.

Маяковский собственным примером показывал «нужное» отношение к революции. Возможно, неслучайно он родился в то время, потому что насыщенное начало 20 века дало толчок для его огромного таланта. Ветер перемен кружит голову, заставляет проживать каждую минуту жизни, как последнюю, вынуждает творить и создавать, отбрасывая лень и усталость.

Хотя, возможно, Маяковский выдавал желаемое за действительное, превознося революцию и поднимая ее слишком высоко, незаслуженно высоко. Но этим поэт и вошел в историю: своей увлеченностью, силой воли, магнетизмом, будоражащей энергией стихов. Именно усилиями таких людей и происходят настоящие революции — революции в обществе и в сознании.

Поэт и революция: взгляд Бенедикта Сарнова на творчество В. В. Маяковского Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бестолков Дмитрий Александрович

В статье ставится вопрос о своеобразии подхода Бенедикта Сарнова к творчеству В.В. Маяковского . Системному анализу и контраргументации подвергаются ведущие положения книги критика « Маяковский . Самоубийство» (2007).

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бестолков Дмитрий Александрович

POET AND REVOLUTION: VIEW OF BENEDICT SARNOV ON WORK OF V.V. MAYAKOVSKY

The article raises the issue of originality of the approach of Benedict Sarnov to the creativity of V.V. Mayakovsky . Leading statements of the book Mayakovsky . Suicide(2007) are exposed to system analysis and contra argumentation

Текст научной работы на тему «Поэт и революция: взгляд Бенедикта Сарнова на творчество В. В. Маяковского»

ПОЭТ И РЕВОЛЮЦИЯ: ВЗГЛЯД БЕНЕДИКТА САРНОВА НА ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО

© Дмитрий Александрович Бестолков

Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск, Россия, аспирант кафедры литературы, e-mail: Dima7intellact@mail.ru

В статье ставится вопрос о своеобразии подхода Бенедикта Сарнова к творчеству В.В. Маяковского. Системному анализу и контраргументации подвергаются ведущие положения книги критика «Маяковский. Самоубийство» (2007).

Ключевые слова: Маяковский; лирика; поэт; революция.

Не первый год в отечественном литературоведении одним из самых популярных исследовательских направлений остается изучение жизни и творчества Владимира Маяковского. Однако в начале ХХ1 в., по мысли В.А. Зайцева, интерес к писателю стал проявляться, прежде всего, как к «гениальному лирику, великому поэту-новатору ХХ столетия» [1]. Книга Бенедикта Сарнова «Маяковский. Самоубийство» [2], вышедшая в 2007 г., вполне это подтверждает.

Сущность «концепции» работы критика сводится к формулировке: «Маяковский -один из величайших русских лириков ХХ века» [2, с. 229], вершины его творчества составляют только стихи о любви; однако намеренное «уродование» в себе дара создателя любовной лирики1, а также разочарование в социализме, строящемся в советской России, неизбежно привели поэта к самоубийству. В качестве аргументов Сарнов использует целый комплекс поставленных и своеобразно, как ему кажется, решенных задач.

Читайте также  Ревматизм. Теория происхождения ревматизма

Задача первая. Критик пытается доказать несостоятельность классической периодизации творчества В. В. Маяковского на дои послереволюционный периоды. Согласно убеждению Сарнова, этого разделения не должно производить вовсе, т. к. любовная лирика поэта связывает его творчество воедино, что, в свою очередь, подтверждает ее главенствующее значение в наследии писателя.

Задача вторая. Автор стремится мотивировать очевидные художественные различия в поэзии Маяковского до и после 1917 г.

1 По мысли Сарнова, В.В. Маяковский отличался «патологическим стремлением наступать на горло собственной песне, насиловать, уродовать свой лирический дар» (с. 55).

сменой творческих методов художника. По Сарнову, до революции Маяковский был «поэтом-пророком», а после стал «поэтом-мастером», что, в сущности, и привело к «ис-калечиванию» лирического дара писателя.

Задача третья. Сарнов осуществляет попытку охарактеризовать динамику отношения Маяковского к строящемуся в России социализму и доказать, что разочарование в нем стало закономерным этапом в жизни ху-дожника2.

Задача четвертая. Сарнов пытается выявить в творчестве В.В. Маяковского свидетельства морально обоснованной критики советской номенклатуры («Помпадур») и черты системного высмеивания советского режима (пьесы «Клоп», «Баня»).

Мысль критика о том, что творчество Маяковского делить на периоды до 1917 и после 1917-го года не стоит, представляется нам несостоятельной. Мы поддерживаем точку зрения маяковсковедов (В.А. Зайцев,

А.М. Ушаков, А. А. Михайлов), которые видят разделение творчества В.В. Маяковского на до- и послереволюционный период принципиальным. А.М. Ушаков в статье «Маяковский — вчера и сегодня» пишет: «если в дореволюционные годы его поэзия питалась протестом против многих форм и явлений самодержавного строя, богоборческими мотивами, желанием коренным образом преобразовать искусство, найти для него новые,

2 Б. Сарнов убежден: стихи Маяковского о революции в своей лирической ипостаси родственны стихам о любимой женщине. Главной любовью поэта, по разумению критика, была не Татьяна Яковлева и не Лилия Брик, и никакая другая женщина, «главной его любовью была Революция» [2, с. 308]. Иными словами, именно романтическая «увлеченность» писателя революцией «запрограммировала» его разочарование в социализме.

более яркие формы, соответствующие «зову новых губ», создать новый более энергичный и емкий язык, то в послеоктябрьские годы в мироощущении поэта появляется ряд принципиально новых черт. После 1917 года. особенно с началом 1920-х годов в его поэзию хлынул поток явлений и фактов социальнополитического характера, чего раньше в таком объеме не наблюдалось» [3]. Следует заметить: это обстоятельство никоим образом не могло предопределить значение в наследии поэта исключительно любовной лирики.

Очевидные различия в художественном методе писателя до 1917 г. и после 1917-го автор книги «Маяковский. Самоубийство» объясняет по-своему. Он полагает, что после Октябрьской революции Маяковский «изменил» «исконному предназначению русского поэта. самоощущение гордого своим уменьем поэта-мастера окончательно вытеснило из его сознания свойственное ему прежде самоощущение пророка» [2, с. 169]. «Главная беда, случившаяся с Маяковским из-за того, что высокое назначение пророка он сменил на роль мастера, была в том, -подчеркивает Сарнов, — что, положившись на «механическую способность писать, совершенно независимую от содержания», он стал писать стихи, вовсе лишенные какого бы то ни было содержания. Но этот путь, на который он встал, таил в себе еще и другую, гораздо большую опасность» [2, с. 178]: «на голой технике выполнять любой социальный заказ, то есть ПИСАТЬ, ЧТО ВЕЛЯТ, и — мало того! — ХОТЕТЬ, ЧТОБЫ ЕМУ ВЕЛЕЛИ» [2, с. 190], — восклицает критик, в русле собственных антисталинских убеждений «интерпретируя» пятикратные «Я хочу.» В.В. Маяковского из стихотворения «Домой!».

В своей работе Б. Сарнов выдвигает «предположение» о существовании как бы «двух Маяковских»: одного — грубого, циничного хама, а второго — нежного проникновенного лирика. «ОБА Маяковских являются нам в стихах. И — главное! — каждый из них двоих, таких разных, казалось бы, не имеющих друг с другом ничего общего, считает себя единственным и настоящим. Вот -первый из этих двух «разных Маяковских»:

Революция в поэзии В. В. Маяковского

В русской поэзии XX века Маяковскому принадлежит особая, исключительная роль. Он первым из поэтов XX столетия отдал свой могучий талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. В наши дни при диаметрально противоположной оценке этого переломного события истории видны глобальные масштабы совершенного им подвига. Слияние поэзии Маяковского с социалистической революцией свершилось, в частности, потому, что он уже до Октября обладал редкостным поэтическим талантом и участвовал в освободительной борьбе.

Эти обстоятельства сыграют огромную роль, когда придет пора зрелости — поэтической, гражданской и человеческой.

Талант поэта стремительно обретал самостоятельность. Несмотря на некоторую затемненность и абстрактность поэтической мысли, уже трагедия «Владимир Маяковский», а особенно последовавшие за ней поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек» открывали совершенно новую страницу в истории литературы. Поэма «Облако в штанах» достигла такой масштабности и социального накала не только потому, что она содержит пророческие слова о близящейся революции, но и по самому характеру восприятия капиталистической действительности и отношения к ней поэта. Империалистическая война, по признанию Маяковского, отодвинула в сторону споры об искусстве. Поэтом целиком завладели темы социального характера. Лейтмотивом его творчества становится крик: долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, — человеку. В поэзии Маяковского все сильнее звучат трагедийные ноты не примирения, а борьбы. Как личную трагедию воспринимает поэт участь миллионов людей, которых кучка «жирных» обрекает на самоистребление.

В социалистическую литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма, залившего кровью планету; входит, глубоко уверенный в том, что на смену этому безумному, бесчеловечному миру уже идет мир подлинных хозяев планеты и Вселенной. «О, четырежды славься, благословенная!» — такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный прежде всего изменением действительности. Резко меняется тональность стихов поэта. «Ода революции», «Левый марш», «Мистерия-Буфф» — это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые захватывают своей искренностью, глубочайшей верой в будущее. Маяковский, как и прежде, романтик, но теперь это романтизм утверждения и созидания нового мира. «Необычайнейшее», почти фантастическое в его произведениях тех лет вырастает из жизни, переплавляемой революцией. В вихревые дни исторического перелома Маяковский убежденно встает в ряды первых деятелей литературы и искусства, включившихся в гигантский процесс революционного обновления жизни. Он глубоко убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова. Но, чтоб оно стало подлинно действенным, все должно быть перестроено: лирика и эпос, поэзия и драматургия. Ведь никогда перед художником не стояла столь огромная задача — содействовать объединению миллионов людей на основе новых социальных и нравственных принципов, принципов взаимосвязи и взаимообогащения. В этом искреннем желании непосредственно участвовать в революционном обновлении жизни и искусства во имя счастья миллионов — источник новаторства Маяковского. Тем и дорого нам творчество Маяковского, что этот поэт предпринимает поиски путей оздоровления поэзии и стремится слить свою судьбу с судьбой народа.

Маяковский сделал смелый и решительный шаг, превратив поэзию в активную участницу митингов, демонстраций, диспутов. Поэзия вышла на площади, обратилась к колоннам демонстрантов. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры» — эти метафоры относятся и к слову поэта. Именно эти поиски средств безотказного воздействия поэтического слова на сознание, чувства, действия масс и составляют важнейшую черту «творческой лаборатории» Маяковского. Его слово, действительно, «полководец человечьей силы», его голос — голос эпохи. Герой поэзии Маяковского при ее сосредоточенности на судьбе народа, судьбе миллионов — это поэт, образ которого обретает личность. «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем» — таково «я» Маяковского в поэме «Хорошо!». Это «я» советского человека в наивысшем проявлении его убеждений и чувств. Высоко ценя активность личности, он прекрасно понимает значение революционных событий для формирования сознания, психики человека. Вот почему его послеоктябрьские поэмы почти всегда многолюдны и событийны. В поэме «Хорошо!» нашел особенно широкое применение принцип изображения советской действительности в диалектическом единстве героического и повседневного, точнее, героического в повседневном, обыденном. «Я дни беру из ряда дней, что с тыщей дней в родне. Из серой полосы деньки». «Тыщи дней» — это десять послеоктябрьских лет. И почти каждый серенький день достоин войти в историю. «Хорошо!» — поэма о любви. О любви к родине, преображенной революцией. О преданности народу, ее совершившему. И о надежде, что история, которую отныне творит народ, не будет больше безразлична к судьбе человека. Как увековечить это? Нужны новые поэтические формы. Потому-то решительно заявляет поэт:

У Маяковского события революции и послеоктябрьской истории страны, даже самые незначительные, служат утверждению большой поэтической идеи. В поэме «Хорошо!» — это идея возникновения нового, дотоле неизвестного человечеству государства, ставшего для трудящихся подлинным отечеством. Оно еще очень молодо, отечество трудового народа. Об этом ненавязчиво напоминают вкрапленные в ткань поэмы ассоциации с юностью, молодостью. Это образ ребенка на субботнике, метафоры: земля молодости, страна-подросток, весна человечества. Такой подход к фактам действительности имел принципиальное значение. Реализм поэмы — это реализм утверждения действительного мира, прекрасного и справедливого. «Жизнь прекрасна и удивительна!» — таков лейтмотив послеоктябрьского творчества Маяковского. Но, любовно подмечая ростки нового прекрасного в жизни страны, поэт не устает напоминать и о том, что «дрянь пока что мало поредела», что еще «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг». Человеческим величием, страстной убежденностью, благородством потрясает каждый стих, каждый образ последнего шедевра Маяковского, его разговора с потомками — «Во весь голос». Эта поэма — одно из самых ярких и талантливых выступлений поэта в защиту социалистической направленности творчества. Это не только разговор с потомками, но и исповедь-отчет революционного поэта перед самой высокой инстанцией — центральной контрольной комиссией коммунистического общества.

Партийность в поэме-исповеди — это не только политический и эстетический, но и нравственный принцип, определяющий главную черту поведения художника — бескорыстие, а значит, и подлинную свободу.

В этих признаниях выражена твердая уверенность поэта в том, что борьба за коммунизм — высший, поистине универсальный критерий прекрасного. Очищая нравственную атмосферу от таких стимулов буржуазного мира, как корысть, карьеризм, жажда личной славы, она создает условия для полного проявления художниками своих способностей и талантов, способствующих расцвету искусства.

Читайте также  Объединение Италии (1848-1870гг.)

Все, сделанное Маяковским в искусстве, — это подвиг величайшего бескорыстия. И как бы ни была трагична личная судьба поэта, в истории всемирной литературы трудно найти пример такого удивительного соответствия между потребностями эпохи, ее характером и — личностью поэта, сущностью его таланта, как бы созданного историей для того времени, когда он жил и творил.

Изображение революции в творчестве маяковского. Сочинение на тему: Революция у Маяковского

Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского

Радость трубите всеми голосами! Мы все на земле солдаты одной, жизнь созидающей рати. В. Маяковский. Революция.

В советском литературоведении Владимир Маяковский считался «адептом» социалистической революции, поэтом, который полностью принял переворот 1917 года и добровольно посвятил свой талант «правому делу трудящихся».

Сейчас мы понимаем, что, наверное, все не так однозначно и прямолинейно было во взглядах великого поэта. Однако, действительно, в его творчестве очень большое место занимают произведения, посвященные

Октябрьской революции. В литературу Маяковский входит как революционный романтик, решительно отвергнувший мир капитализма. Лейтмотивом дооктябрьского периода творчества поэта становится бунтарский крик: «долой буржуазную цивилизацию, враждебную самому прекрасному, что создано природой и историей, — человеку!»

Страдания людей в условиях капиталистического общества, уродующего истинную мораль, нравственность и культуру, подталкивали Маяковского ко все более активной агитации народных масс за революционное решение проблемы. Уже в поэме «Облако в штанах», написанной в 1914 — 1915

годах, поэт пророчествовал: В терновом венце революций грядет шестнадцатый год. С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского. Мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен, свершившихся благодаря революции. Отношение поэта к этому явлению можно проследить на примере таких его произведений, как поэтохроника «Революция», стихотворения «Ода революции», «Приказ по армии искусства», «Левый марш». В «Революции», написанной в апреле 1917 года, Маяковский создает почти осязаемый образ свершившегося. Он описывает события, происходившие в Петрограде, с документальной точностью историка, заключенной в стихотворной форме повествования. Но, в то же время, документальность здесь сочетается с оригинальным восприятием событий, рождающих в воображении автора романтический образ: И вот неведано, из пенья толпы ль, из рвущейся меди ли труб гвардейцев нерукотворный, сияньем пробивая пыль, образ возрос. Горит. Рдеется. Эти строки прекрасно иллюстрируют отношение поэта к революции. Он обожествляет ее, наделяет способностью «сияньем» пробивать «пыль». Маяковский искренне верит в силу этого «нерукотворного образа», который способен разрушить «тысячелетнее «Прежде», «пересмотреть миров основу». Лирический герой, с которым, по сути, отождествляется Маяковский, ощущает себя частью народных масс, вышедших на борьбу против «двуглавого орла» — символа империализма. Он восклицает: «Мы победим! Слава нам!» Поэт в этом произведении утверждает мысль о мировой революции, которую он будет развивать на протяжении всего творческого пути: Мы все на земле созданы одной, жизнь созидающей рати… — Граждане! … Идем запутавшемуся миру на выручку! «О, четырежды славься, благословенная!» — восклицает Маяковский в стихотворении 1918 года «Ода революции». В нем поэт откровенно восхваляет «нерукотворный образ», славящий «человечий труд». «Освистанной», «осмеянной батареями» революции «восторженно» возносит он «оды торжественное «О»!». Поэт восторгается победой ее над обывательщиной, которая, зализывая раны, выкрикивает: «- О, будь ты проклята трижды!» Изменения, которые революция внесла во все сферы жизни общества, не могли не коснуться и искусства, о чем Маяковский пишет в «Приказе по армии искусства». В нем он выражает мысль о том, каким должен быть творческий человек в период перемен. Поэт призывает художников всякого рода воспеть «революции дни», вытереть «из сердца старое» и совершить «в будущее прыжок». Он пропагандирует активную жизненную позицию «поэта-рабочего», трудящегося на благо нового строя, утверждая: Только тот коммунист истинный, кто мосты к отступлению сжег. После того, как в СССР активно начала внедряться мысль о внутренних и внешних врагах, Маяковский встает на «защиту» революции. Эта идея нашла отражение в его стихотворении «Левый марш». Оно посвящено конкретному адресату — матросам и отразило реальные черты времени. Этим произведение сильно отличается от всего, что было создано Маяковским в первые послеоктябрьские годы. В «Левом марше» на художественном уровне показана железная поступь революции, ее организованный характер. Это передано поэтом маршевым ритмом и многократным повтором команды: «Левой! Левой! Левой!». Стихотворение звучит призывом развернуться в марше и пойти против старого мира, живущего «законом, данным Адамом и Евой». Герой Маяковского открыто побуждает крепить «у мира на горле пролетариата пальцы», чтобы «в солнечный край непочатый, за голод… шаг миллионный печатать».

Таким образом, тема поэта и революции — одна из ведущих тем «послеоктябрьского» Маяковского.

В своих произведениях поэт выразил «революционные» ожидания и надежды на изменения, которые принесут свободу, равенство, братство всем людям, не только в СССР, но и в масштабе планеты.

Думаю, долго время поэт верил в эти «установки». Однако ему пришлось трагически разочароваться в них, что и привело, на мой взгляд, этого талантливого художника к гибели.

(1 votes, average: 5,00 5)

Поэт и революция в лирике Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные «прорывы» совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда — в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского — личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая,

социально значимая, лирика — выражение самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение «Атлантический океан», в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем — теме природы. Секрет оригинальности и самобытности этого стихотворения в том, что образные средства для поэтизации океана поэт черпает из сферы, наиболее для него близкой и значимой, — мира революции. Рождение образа революции из глубин океанской стихии в стихотворении не случайно, оно «объяснено» самим поэтом, обнажившим его внутренний «механизм»:

Волны будоражить мастера:

/> детство выплеснут; другому — голос милой. Ну, а мне б опять знамена простирать! Вон — пошло, застарело, загромило!

Величие водной стихии, ее гипнотическая завораживающая мощь пробуждают в человеке самые интимные переживания, душа полнится тем, что ей наиболее дорого и близко. Для Маяковского это не умиляющие воспоминания детства, не любовные мечтания — это святая святых его сердца — Революция. И сказано о ней так («Ну, а мне б опять знамена простирать…»), что в вольном ритме строки (особенно остро ощущающемся после информационно-будничных первых двух строк) и в ее торжественно-праздничной лексике читается большое и волнующее романтическое чувство, по своему напору равное океанскому валу. Недаром в следующей строке: «Вон — пошло, затарахтело, загромило», — рисующей океанскую мощь и ширь, уже угадывается образ революции. «Дать бы революции такие же названия, как любимым в первый день дают!» — восклицает Маяковский. Эти слова — символ, образное выражение того внутреннего, неповторимо индивидуального преломления, которому подвергалась в его поэзии социальнополитическая тематика, вылившаяся в интимную лирику высокого накала. В этой строке нельзя не ощутить вызова традиционным представлениям о лирике как жанре преимущественно любовном. Вопреки этим представлениям поэт утверждает лирику своего страдающего сердца, для которого самым важным и близким является то, что значимо для всего народа. Эту новую ипостась прекрасного — сферу активной политической борьбы, общественных интересов — поэт намеренно противопоставляет также и другой традиционной лирической теме — теме природы.

Чье сердце октябрьскими бурями вымыто, тому ни закат, ни моря революции, тому ничего, ни красот, ни климатов не надо — кроме тебя, Революция!

В этих стихах вызов лирике, воспевающей природу, звучит открыто, явно. Но иногда Маяковский не вступает в открытую полемику, а, перенеся ее вглубь произведения, пронизывает ею внутреннюю его структуру, строит стихотворение как бы на негативном звучании метафор, обычно сопровождающих пейзажную лирику. В этом случае рождается нечто похожее на поэтическую декларацию:

Поэтом не быть мне бы, если б не это пел — в звездах пятиконечных небо безмерного свода РКП.

Утверждая право поэта на творческое освоение сферы социальной жизни, Маяковский не случайно использует здесь образы неба и звезд. Он привлекает их для того, чтобы тут же перечеркнуть, дискредитировать эти традиционные атрибуты лирики, противопоставив им иное «небо» и иные «звезды». Лирика Маяковского послеоктябрьского периода — своеобразная энциклопедия тринадцати героических лет жизни страны. Ничто не ускользало от внимания поэта, все вызывало его страстный, заинтересованный и горячий отклик. Все, чем бурлила жизнь двадцатых годов, пропитало собой «слова-бичи» и «нежность слов» поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции.

Конечно же, лирика Маяковского не была неизменной. Она прошла сложный путь, отражая в себе идейно-художественную эволюцию поэта, развитие его творческого метода и стиля. И естественно, вместе с поэтом этот тернистый путь прошел и лирический герой. Он становится героем эпохи. Он совершает революцию, защищает ее в огненной буре гражданской войны. Он, как и сам поэт, хочет, чтобы «в дебатах потел Госплан. давая задания на год»; он — пламенный патриот и великий интернационалист; он беззаветно трудится, в холод и зной, воздвигает в далеких, необжитых краях завод-гигант, способный «в сотни солнц мартенами воспламенить Сибирь», строит город-сад будущего…

Обновление, возрождение души человека, души народа поэт связывает с обновлением мира, революционным его переустройством. Именно поэт с предельной обнаженностью души и сердца, поэт, с юных лет открыто связавший свою судьбу с передовыми революционными идеями века, страстно мечтавший «делать социалистическое искусство», бескомпромиссно отвергавший мир буржуазного стяжательства и беззакония, где все покупается и продается, — только такой поэт мог сказать в дни крушения старого и рождения нового мира: «Моя революция».

Читайте также  Творчество Афанасия Афанасьевича Фета

Трагизм и зрелищность

Известные крылатые фразы Маяковского появились благодаря тому, что автор использовал множество разных приемов в стихотворениях. Практически все его работы разобрали на афоризмы. Особенности творчества:

  • зрелищность образов;
  • трагизм;
  • любовная линия;
  • мотив одиночества;
  • предметность.

Практически во всех стихотворениях есть зрелищные образы. Автор соединяет несовместимые понятия, смотрит на обыденные вещи с нестандартного ракурса. Но большинство событий описаны мрачно, безрадостно. Маяковский выражал свои страдания, отвращение от городской жизни.

Ранние работы проникнуты печалью и переживаниями. Это заметно в нескольких стихах:

  • «Я»;
  • «Послушайте!»;
  • «Дешевая распродажа»;
  • «Себе любимому»;
  • «Человек».

Строки пронизаны темой одиночества и душевной болью. Маяковский страдал вместе со своим народом, переживал за родину. Но и в любви лирический герой автора не находит спасения. Отношения не спасают его от одиночества и тоски. Чаще всего в стихотворениях роман оканчивается трагически — предательством любимой, обманом.

При этом герой стремится к людям, пытается стать единым целым со своим отечеством и народом. Но и толпа его не понимает, отвергает и высмеивает. Чувство одиночества никуда не исчезает. Хотя и сам герой произведений слишком циничен и груб с окружающими, так как он прославляет материальные ценности и смеется над трудящимися. На самом деле это маска, за которой скрывается ранимая натура и уставшая от борьбы с рутиной личность.

Социальные проблемы проявляются и в ранней лирике. Маяковский создал искусство для масс, он упростил и сделал более грубой свою речь, чтобы ее понимал рабочий класс. Даже отрешенные чувства автор превратил в осязаемое, он использовал принцип предметности. Социальное содержание произведений носило воинственный характер. Это указывает на отсутствие связи Маяковского с футуристами, так как их лирика была совершенно другой.

Тема революции в произведениях Маяковского

Жизнь и творчество Владимира Маяковского, революционная деятельность. Отражение революционной тематики в стихотворениях автора. Сатира, ирония, ненависть и насмешки в адрес представителей мещанства. Боязнь серости и безжизненности нового общества.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 29.04.2009
Размер файла 9,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Как много мнений и взглядов существует на революцию 1917 года! Сколь много вариаций ее развития, сколь много всевозможных путей для этого развития было найдено при ее рождении! И разве мог кто-нибудь предугадать, каким именно путем она пойдет? Нет. Для одних революция была величайшим счастьем, делом всей жизни, для других катастрофой, третьих не волновало, произойдут ли какие-либо изменения в стране или нет. Но все же для большинства революция в России стала величайшим потрясением, выдержать которое смогли лишь исключительно сильные и храбрые люди.

Чем же была революция для Владимира Маяковского?

Владимир родился в грузинском селе Багдади в семье лесничего. С детства Маяковский не видел богатства, роскоши, после смерти отца жил в бедности и голоде. Семья переехала в Москву, где Владимир пытался учиться, но был исключен из гимназии за неуспеваемость. С ранних лет мальчик видел вокруг себя бедность и несовершенство царского режима. Его вдохновляли идеи революции, сестра приносила домой запрещенные листовки, и он с интересом изучал их, все больше и больше проникаясь революционной идеей равенства, братства, солидарности. Живя в бедности, Маяковский ненавидел свою жизнь, ненавидел богатых людей, купающихся в деньгах и роскоши. В поэме «Люблю» есть такие строки: «Я жирных с детства привык ненавидеть, всегда себя за обед продавая». В 14 лет Маяковский вступает в РСДРП, где начинает свою революционную деятельность в подпольных типографиях. Вскоре его арестовывают, и, выйдя на волю, Владимир понимает, что жизнь его навсегда теперь связана с революцией и поэзией. Он начинает писать осмысленные стихи, бросая ими вызов обществу и миру.

Творчество Маяковского непривычно и необычно для человека, привыкшего к классическим канонам литературы. Каждым своим стихотворением и поступком поэт бросает вызов толпе, ее серости и обыденности. Он переходит на совершенно новый язык, на абсолютно новую лексику, придумывая новые слова, пренебрегая старым синтаксисом, безжалостно высмеивая классические стили написания. Стихотворения изобилуют нелитературной лексикой, низшей лексикой, которой достигается максимальный эффект отвращения и ненависти Маяковского к буржуям и лицемерам:

Слава, Слава, Слава героям!!

довольно воздали дани.

Вообще все творчество Маяковского строится на любви к Родине, любви к революции, к революционной России. Для него революция — бог, вера, надежда, за нее он все готов отдать. И, чтобы построить революцию, Маяковский готов на любые жервты. Он призывает людей к борьбе с существующим неправедным, по его мнению, режимом, к борьбе против царизма, борьбе за установление лучшего нового будущего:

Выньте, гулящие, руки из брюк —

берите камень, нож или бомбу,

а если у кого нету рук —

пришел чтоб и бился лбом бы!

Идите голодненькие,

потненькие,

покорненькие,

закисшие в блохастом грязненьке!

Идите!

Понедельники и вторники

окрасим кровью в праздники!

Но у революции есть еще один, скрытый враг, враг, бьющий изнутри, изподтишка, как считает Маяковский. Этот враг в светлой будущее попасть не должен — вот о чем твердит, кричит поэт, призывая людей уничтожить этого врага. И врагом этим является мещанство. Владимир ненавидит мещан, устроившихся после революции также, как жили до нее, ворующих, жирующих, абсолютно ничего не сделавших для свержения былого и построения нового, тихой сапой наживающихся на свободных рабочих людях. Он всеми силами пытается показать свое отношение к ним, он боится за революцию, боится за мир, пока в нем живут такие продажные и подлые люди.

И вечером


та или иная мразь,


на жену,


за пианином обучающуюся, глядя,


говорит,


от самовара разморясь:


«Товарищ, Надя!


К празднику прибавка —


24 тыщи…»

У Маяковского мещане ассоциируются именно с самоваром, с пианино и канарейками, с необразованными, неумными людьми. Пытающимися выдавать себя за элиту общества. Он предлагает «свернуть голову» этой самой канарейке, уничтожить отвратительных представителей мещанства на корню. Даже Карл Маркс в рамочке на стене кричит не своим голосом от ужаса, наблюдая этих самых мещан:

Маркс со стенки смотрел, смотрел…

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

головы канарейкам сверните —

канарейками не был побит!»

Но с другой стороны Маяковский видит не только плюсы, но и минусы революции. В стихотворении «Прозаседавшиеся» он высмеивает всевозможные инстанции, огромную бюррократическую лестницу, в которую превратилось общество, всевозможные сокращения названий, сотни учреждений, в которых не занемаются ничем, а просто заседают:

Снова взбираюсь, глядя на ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

Маяковскому страшно: если вместо того, чтобы строить светлое будущее, менять страну, люди постоянно сидят, заваленные бумажками на каких-то глупых заседаниях, то зачем же тогда надо было все рушить? Зачем тогда строить что-то новое, если все опять возвращается на круги своя?

Стихотворения Маяковского проникнуты сатирой, иронией, ненавистью и насмешками. Но апогеем всего его творчества является названное им феерическим произведение «Клоп». Эта комедия написана им как попытка заглянуть в будущее, сделать предварительный прогноз того, что же грядет? Маяковский задается вопросом: смогут ли люди построить идеальное общество? Будет ли оно таким хорошим и правильным, как кажется всем? Останется ли в этом обществе человек человеком или превратится в бесплотную тень, чье «Я» навсегда исчезнет в сером безбрежном море «Мы»? Автор и сам пытается ответить на эти вопросы, поквазывая свои собственные взгляды на развитие событий.

Главным героем произведения является бывший рабочий, партиец, а ныне авантюрист Присыпкин, мечтающий выгодно жениться на дочке парикмахера и стать нэпманом. В своей глупости и жадности, необразованности и приземленности, Присыпкин как говорится идет по головам, ставя перед собой цель, добивается ее любыми путями. Так он бросает свою девушку, друзей, все, лишь бы разбогатеть. Но на его свадьбе случается глупый пожар, и все гости кроме него одного погибают. Присыпкин же вмерзает в лед и оказывается размороженным через 50 лет. Насколько же пошл и груб он в новом наступившем обществе, насколько отличается от других людей! Он в безумии кричит: « 12 мая 1979 года! Это же за сколько у меня в профсоюз не плочено! Пятьдесят лет. Справок-то, справок спросют!» и потом, позже: «Куда я попал? Куда меня попали? Что это?». Это новое общество, куда попадает полоумный Присыпкин, скучно и однообразно. Люди там заменены машинами, превратились в серую массу, везде раструбы громкоговорителей, даже танцы репетируют строем на площади под марш! А любовь расценивают лишь как половое влечение: «Профессора говорят, что это приступы острой «влюбленности», — так называлась древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в неделю в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».

И что же приносит в этом мир пошлый и глупый мещанин прошлого? Только алкоголизм, шум и глупость. А само это общество? Как оно вопспринимает его? Только как животное, «обывателиус вульгарис», разжиревший и упившийся на теле всего человечества.

Маяковский боится, боится и за общество, которое может стать столь серым и безжизненным, и за то, что сами мещане вроде Присыпкина, разрушат великое творение предков. Стараясь донести до нас свои мысли, Маяковский предостерегает нас, предостерегает своих современников о том, что может случиться с миром, о том, чего нельзя допустить ни в коем случае.

Маяковский искренне любил Россию, революцию, боялся за будущее русского народа, за завтрашний день. Он призывал нас быть честными, порядочными, сильными. Поэт надеется, что наступающее будущее будет прекрасным и светлым для всех людей этого мира:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: