Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского - ABCD42.RU

Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского

Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского

Автор: Жуковский В.А.

В. А. Жуковский — первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе.

В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского «Майское утро» (1797) заключает, что жизнь есть «бездна слез и страданий», а счастье ждет человека в могиле. Подобными настроениями отмечены и ранние прозаические опыты Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище» (1800). В то же время поэт находился под сильным воздействием великих немецких поэтов Гете и Шиллера. Рано проявилась и другая отличительная черта творчества поэта — культ душевной чистоты, мягкосердечия, человеколюбия и смирения.

В1802 году Жуковский перевел элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Элегия начинается традиционным для «чувствительных» стихов пейзажем: туманный сумрак, cocны и вязы, дикая сова, притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя к восприятию размышлений героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и неприметном, но полезном труде покойных «праотцов села», созерцает закат, а затем уходит в дубраву лить слезы. Скоро, узнаём мы, и он нашел в могиле «приют от всех земных тревог».

Так в русскую поэзию пришел новый тип лирического героя — меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своем внутреннем мире, обращенного к мыслям о вечном.

В стихотворении «Вечер» размышления героя обрамлены развернутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического героя тот или иной эмоциональный отклик, передает оттенки его настроения:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканы!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Описания природы говорят о внутреннем мире героя. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка содержит в себе символику печали.

Созерцание природы рождает в душе поэта грустные мысли, звучат мотивы рано увядшей юности, безвременно охладевшей души:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем.

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Тихой грустью овеяны и воспоминания героя. Он думает о «священном круге» друзей, которых объединяли и «вакховы пиры», и «песни пламенны». Теперь все изменилось: одни идут «своей тропою», других уже нет. Но поэт надеется, что память «о радостях души» coxpaнится в сердцах живых.

Начиная с 1808 года в стихотворениях Жуковского преобладает не сентиментальное, а романтическое начало. В любовной лирике поэта отчетливо звучит романтическая идея «двоемирия», концепция «лучшего мира», возникают мотивы несбыточной мечты, трагической любви, несовершенства земной жизни («Мой друг, хранитель-ангел мой. », «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты»).

Любовь в творчестве Жуковского — высшее из земных чувств. Счастье недостижимо в реальной жизни: «О милый друг, нам рок велел разлуку. », однако любовь всесильна, «ни времени, ни месту не подвластна», поскольку в «лучшем мире», вне пределов несовершенного земного бытия гармония неизбежно будет обретена: «Есть лучший мир; там мы любить свободны» («Песня»).

В 1812 году Жуковский, находясь в ставке Кутузова, пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов», соединившее в себе черты оды, элегии и гимна. По свидетельству современников, «Певец во стане русских воинов» «сделал эпоху в русской словесности и в сердцах русских воинов».

Тема «Певца. » — прославление ратного подвига русских воинов — как героев Отечественной войны 1812 года, так и героев прошлого (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова). Певец запевает свою песню вечером нa поле брани, в ночной тиши, при свете лупы. На фоне этого романтического пейзажа он уносится мыслями в героическое прошлое Отчизны, вспоминает предков в назидание потомкам: «Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы». Над его головой, в высоте, мчатся «воздушными полками» тени вызванных из небытия героев.

Такие черты этого стихотворения, как романтизация прошлого, стремление найти в героической старине образец для ныне живущего поколения, соединение героического и лирического начал, позднее получат развитие в творчестве других русских поэтов («Мазепа» Пушкина, «Песня о купце Калашникове. » и «Бородино» Лермонтова).

Творчество Жуковского многое предопределило в последующей русской поэзии, в русской жизни в целом. Именно в его творчестве поэта и переводчика произошло соединение русской литературы с мировым художественным развитием, с его имени начинается «золотой век» русской культуры.

Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского (сочинение)

Романтические мотивы в лирике В. А. Жуковского

Автор: Жуковский В.А.

В. А. Жуковский — первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе.

В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Лирический герой стихотворения Жуковского «Майское утро» (1797) заключает, что жизнь есть «бездна слез и страданий», а счастье ждет человека в могиле. Подобными настроениями отмечены и ранние прозаические опыты Жуковского: «Мысли при гробнице» (1797), «Мысли на кладбище» (1800). В то же время поэт находился под сильным воздействием великих немецких поэтов Гете и Шиллера. Рано проявилась и другая отличительная черта творчества поэта — культ душевной чистоты, мягкосердечия, человеколюбия и смирения.

В1802 году Жуковский перевел элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Элегия начинается традиционным для «чувствительных» стихов пейзажем: туманный сумрак, cocны и вязы, дикая сова, притаившаяся под сводом древней башни. Вступление готовит читателя к восприятию размышлений героя. Он думает о равенстве всех перед смертью, о скромной жизни и неприметном, но полезном труде покойных «праотцов села», созерцает закат, а затем уходит в дубраву лить слезы. Скоро, узнаём мы, и он нашел в могиле «приют от всех земных тревог».

Так в русскую поэзию пришел новый тип лирического героя — меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своем внутреннем мире, обращенного к мыслям о вечном.

В стихотворении «Вечер» размышления героя обрамлены развернутым описанием природы. Пейзаж рождает в душе лирического героя тот или иной эмоциональный отклик, передает оттенки его настроения:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканы!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Описания природы говорят о внутреннем мире героя. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка содержит в себе символику печали.

Созерцание природы рождает в душе поэта грустные мысли, звучат мотивы рано увядшей юности, безвременно охладевшей души:

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем.

О дней моих весна, как быстро скрылась ты,

С твоим блаженством и страданьем!

Тихой грустью овеяны и воспоминания героя. Он думает о «священном круге» друзей, которых объединяли и «вакховы пиры», и «песни пламенны». Теперь все изменилось: одни идут «своей тропою», других уже нет. Но поэт надеется, что память «о радостях души» coxpaнится в сердцах живых.

Начиная с 1808 года в стихотворениях Жуковского преобладает не сентиментальное, а романтическое начало. В любовной лирике поэта отчетливо звучит романтическая идея «двоемирия», концепция «лучшего мира», возникают мотивы несбыточной мечты, трагической любви, несовершенства земной жизни («Мой друг, хранитель-ангел мой. », «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты»).

Любовь в творчестве Жуковского — высшее из земных чувств. Счастье недостижимо в реальной жизни: «О милый друг, нам рок велел разлуку. », однако любовь всесильна, «ни времени, ни месту не подвластна», поскольку в «лучшем мире», вне пределов несовершенного земного бытия гармония неизбежно будет обретена: «Есть лучший мир; там мы любить свободны» («Песня»).

В 1812 году Жуковский, находясь в ставке Кутузова, пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов», соединившее в себе черты оды, элегии и гимна. По свидетельству современников, «Певец во стане русских воинов» «сделал эпоху в русской словесности и в сердцах русских воинов».

Тема «Певца. » — прославление ратного подвига русских воинов — как героев Отечественной войны 1812 года, так и героев прошлого (Святослава, Дмитрия Донского, Петра I, Суворова). Певец запевает свою песню вечером нa поле брани, в ночной тиши, при свете лупы. На фоне этого романтического пейзажа он уносится мыслями в героическое прошлое Отчизны, вспоминает предков в назидание потомкам: «Да в чадах к родине любовь зажгут отцов могилы». Над его головой, в высоте, мчатся «воздушными полками» тени вызванных из небытия героев.

Такие черты этого стихотворения, как романтизация прошлого, стремление найти в героической старине образец для ныне живущего поколения, соединение героического и лирического начал, позднее получат развитие в творчестве других русских поэтов («Мазепа» Пушкина, «Песня о купце Калашникове. » и «Бородино» Лермонтова).

Романтизм. В. А. Жуковский

Романтизм.
Василий Андреевич Жуковский – яркий представитель русского романтизма(1783-1852г)
(Лекции для…)

1. Русский романтизм.
В русской литературе начала XIX века нашли своё яркое отражение все исторические события и философские искания, потрясавшие и волновавшие Европу. Сама же русская литература начала века была замечательна тем, что продолжила свои главные достижения в самой тематике произведений: патриотизм, гуманизм, демократизм и сопереживаемость с жизнью народа. Основными социально-историческими событиями, повлиявшими на литературу эпохи, были войны Наполеона, его взаимоотношения с Россией и само нашествие на Россию «двунадесяти языков» И, как и во всей Европе, российское дворянская интеллигенция, составлявшая образованное общество, то переживало время восхищения французским императором, то проклинало его и его действия, что в конце концов закончилось введением русских войск в Париж. И в русской литературе, вслед за европейскими, возникло особое направление, получившее название «Романтизм».
Романтизм – художественное направление, метод. Для романтизма и его представителей характерно расхождение между мечтой и действительностью и главным признаком романтического произведения становится стремление выразить свою мечту, своё представление о жизненных явлениях, событиях и людях.
Писатели и поэты не могли примириться с несправедливостями в жизни эпохи, поэтому стали создавать искусство, противопоставленное реальности общественного существования, тем самым выражая своё несогласие с происходящим в жизни. Важнейшие средства обновления жизни русские романтики во след русским классицистам, видели в распространении науки и всякого иного разумного знания и предпочитали, несмотря на некоторый мистицизм, изображать жизненно понятное, поддающееся разумному объяснению.
Крайне выпукло настроения первой четверти века в русской литературе выразили поэты, участники всевозможных тайных обществ, позднее проявившихся в движении декабристов, их творчество и создало особый колорит 10-20-х годов в литературной и общественной жизни России: К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер. Близки к ним по взгляду на реалии российской жизни в это время были и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин.
После насильственного увода с общественной сцены этих, занимающих особое место в общественном движении России, поэтов-декабристов, казнённых, сосланных в Сибирь, разжалованных в солдаты, жизнь романтической поэзии продолжается в творчестве поэтов всё больше противопоставляющих реальной жизни любую мечту, вплоть до потусторонней, где превалируют мотивы могилы, кладбища, тлена и упадка, и любому другому, придуманному существованию, предпочитая часто день вчерашний дню сегодняшнему, т.е. окунаясь в романтическое прошлое.
Самые известные из них, Веневитинов, Баратынский, Вяземский, Жуковский, пишут всё больше о самоценности личной жизни, собственного переживавния, об особом, вырванном из реальности герое, не зависящем от жизненных дрязг и невзгод и создающем в своём сознании свой особый, иной, мир. Духовное богатство этого героя в индивидуализме, недовольстве средой и её отрицании, что по сути обусловлено и особой общественной позицией авторов. Романтический герой чаще всего предстаёт в экстремальных обстоятельствах, его окружает экзотическая природа, не тронутая цивилизацией.
Романтики субъективны в трактовке истории и событий жизни, они тяготеют к индивидуальным формам проявления и народного и общечеловеческого начал. Но уже Белинский заметил односторонность творчества романтиков, в их внимании только к необыкновенному, к сокровенной жизни сердца, их недооценку происходящего в реальности, к размышлениям о связи личного с общепроисходящим в жизни…

Читайте также  Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

2. Первый русский романтик.

«Без Жуковского мы бы не имели Пушкина»
В.Г. Белинский

Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
А.С. Пушкин

Начало XIX века в Российском обществе и культуре стало рождением и расцветом творчества очень многих талантливых поэтов, большинство из которых позже стали называть «поэтами пушкинской поры», что ещё больше говорит об уровне их дарования, поэтов, сумевших проявить себя на фоне гения русской литературы. Это была мощная волна талантов, которая и вынесла на вершину культуры своего гениального собрата. Они все были дружны между собой и с Пушкиным, а он в свою очередь очень ценил творчество своих собратьев по перу. Назовём лишь некоторых из них, кто сиял на поэтическом небосклоне того времени.
Самым уважаемым среди поэтов начала XIX века был баснописец и главный библиотекарь академического книгохранилища И.А. Крылов (1769-1844гг.).
Историограф Н.И. Карамзин (1766-1826гг.) был старшим товарищем поэтов, учителем В.А. Жуковского, которому даже подправил фамилию с «Жуковской» на «Жуковский», считая таковую более благозвучной.
Е.А Баратынский, (1800-1844гг.) поэзию коего очень высоко ставил Пушкин и даже поддерживал мнение в обществе, что Баратынский пишет сильнее его.
Д.В. Веневитинов (1805-1827гг.), подававший большие надежды поэт романтик, рано ушедший и не раскрывший в полную силу свой дар.
Друг Пушкина, один из его первых биографов, близкий ему во многом человек, проявивший себя во многих областях русской культуры, П.А. Вяземский (1792-1878гг.).
Д.В. Давыдов (1784-1839гг.), герой Отечественной войны 1812 года, гусар и самобытный поэт.
Н.М. Языков (1744-1836гг.), самый старший из плеяды, хранитель русской старины, исследователь древнего славянства, поэт, изначально дороживший русским словом.
И конечно же все эти поэты были романтиками, как и ранний Пушкин в начале своего творчества, но ярчайшим представителем и носителем романтического сознания в России был Василий Андреевич Жуковский, ведь именно он вывел в жизнь и помог издать юному Пушкину «Руслана и Людмилу», снабдив юношу и замыслом, и темой, и даже общим строем стиха, и, наконец, завершил всё подписью на свежем, пахнущем типографской краской издании, которому по сути был крестным отцом: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
Виссарион Белинский во второй статье «Сочинения Александра Пушкина» назвал Жуковского первым русским романтиком
Жуковский показал и современным ему художникам слова, и будущим поколениям тех, кто пытается как-то работать в литературе и вообще в искусстве, пример отношения истинного таланта к талантам другим, уважения к чужому дарованию и помощи ему, когда это необходимо. Жуковский был человеком мягким, добрым, хорошо образованным, в зрелые годы выполнял обязанности воспитателя будущего императора Александра II. Близость к царственным особам часто использовал, чтобы помочь своим друзьям поэтам, попадавшим в сложные жизненные ситуации, и поэтому многие одарённые люди, в том числе и А.С. Пушкин, обязаны ему спасением от многих неприятностей, влияющих на личную свободу художника. Сегодня многие не помнят о том, какую роль сыграл Жуковский в судьбе Т.Г. Шевченко (1814-1861гг.), сумев освободить его из крепостной зависимости через выкуп большими деньгами, которые он собрал очень культурным способом… Это и помощь ссыльным декабристам, он заступался в высших сферах за Лермонтова и Герцена…
И всё же главным делом своей жизни он считал поэзию. Сам Жуковский выдвигал в своём творчестве требование полной свободы творчества для творца, вообще он говорил, что «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа»
Одно из первых его значимых произведений, свободный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище» (1802 год).
Поэзию Жуковского с самого начала отличает музыкальное начало, которое создаётся самим размером стиха: длинным протяжным шестистопным ямбом, с помощью повтора одного и того же слова в начале стиха, особой расстановки слов, через сходство и внутреннее движение звуков в строфе, что называется аллитерацией.
Лишь изредка жужжа, вечерний жук мелькает,
Лишь слышится вдали рогов унылый звон.
Лишь дикая сова, таясь под древним сводом,
Той башне сетует, внимаема луной…
Музыкальность стиха у поэта не формальный признак, а содержательный, создающий настроение, способствующее пониманию смыслов, она углубляет смысл слова, создаёт внутреннюю связь каждой изображаемой вещи, каждого понятия с миром человеческих переживаний и настроений, со струнами души читателя, передавая таким образом оттенки и нюансы поэтического замысла автора. Тонкая лирика Жуковского передаёт скрупулёзно тонко то, что видит, слышит и чувствует сам поэт.
Самым распространённым и любимым жанром в творчестве Василия Жуковского была баллада: в нём написаны «Людмила», «Кассандра», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Перчатка», «Кубок» и многие другие его произведения.
Итак, Баллада (от провансальского ballar — плясать) – это стихотворение в основе которого чаще всего заложено историческое событие или народное предание, с острым напряжённым сюжетом, имеющее песенную интонацию.
Самая известная из баллад «Светлана» (1811г.), для многих ставшая символом всей поэзии Жуковского. В ней есть одновременно черты и повествования, и песни. Как и у многих русских романтиков в поэзии пиита отражены народный быт, народные обряды, автор стремится даже передать народный, фольклёрнопоэтический, склад речи персонажей: характерные для народной бытовой речи слова и выражения – всё это и создаёт простонародную атмосферу сказочности. «Светлана» — романтическая баллада не только жанру, благодаря чертам народного предания и песенного сказительства, но в ней использован и характерный элегический пейзаж, вечерний, ночной, предрождественский. Сюжет основан на таинственном и страшном, что заимствовано у немецких романтиков: здесь и привидения, и оживающие мертвецы и общий флёр ожидания страшного.
Но автор любит свою героиню, и поэтому вся сказочная история нагнетания ужасного оказывается её сном, и всё дурное уходит с пробуждением, а сам автор в балладе является творцом доброго светлого начала.
Писал баллады Жуковский и на сюжеты великих немецких романтиков Гёте и Шиллера, знаменитого английского автора исторических романов Вальтера Скотта, переводил француза Шарля Перро, но и создавал полностью свои авторские произведения. Но все его баллады схожи в том, что в них прославляется мужество, человеческое достоинство, высокая любовь и верность, справедливость и добрые начала в жизни, прекрасное в душе человека.
Жуковский писал и литературные сказки в стихах: «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», сказки поэта увлекают шутками, иронией, острословием.
Поэт много работал, писал, переводил: переводы на русский «Шильонский узник» Байрона, «Орлеанская дева» Шиллера, ему принадлежит лучший перевод с древнерусского «Слово о полку Игореве», его же лучший перевод на сегодня с древнегреческого литературного памятника «Одиссея».
Самой известной и читаемой элегией В. Жуковского стало стихотворение «Море».
Элегия (от греческого elegos – жалобная песня) Стихотворение среднего размера, обычно печального содержания, проникнутое грустными мотивами.
Вообще русская поэзия начала XIX века словно недосягаемый горный кряж со многими вершинами мастерства и таланта, где среди недоступных вершин высится и творчество Василия Жуковского.

Серотян С.М. Напечатано 23.09.2020г.

Лирика Жуковского. Тема любви и счастья

Глубина душевного переживания, внутренний богатый мир человеческой личности, духовная жизнь – все эти проблемы нашли отражение в лирике Жуковского. Внешний мир – мораль, истина, религия, добро, общественный долг, патриотизм – все эти сферы оказывают огромное воздействие на внутренний мир человека, на его стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Жуковский расширил сферу «чувств» – и «душа», «душевное состояние» в центре его лирики. Но поэт описывает не чувство, как таковое, а раскрывает свою душу, свое собственное чувство. Драматизм психологических деталей, мысль, жизнь сердца и жизнь души – все оттенки сложных человеческих чувств в поэзии Жуковского как бы переплетаются.

События собственной жизни – душевные страдания, романтическая несчастная любовь – определенно сказались на мыслях поэта о закономерности утрат и невозможности личного счастья. Но остается все же одно – прелесть надежды. Жуковский не раз повторял: «На свете много хорошего и без счастья». Как уже было отмечено исследователями, Жуковский пишет «не о страдании, а о Страдании, не о беде, которая может случиться, а о Беде, которой не избежать… действительная причина скорби поэта… в скоротечности всего земного, в неизбежности смерти, в несовместимости жизни и счастья».

Любовь – едва ли не самая важная тема в поэзии Жуковского. Эта любовь – идеальная, чистая, возвышенная; это – скорее потребность в любви:

Уныния прелесть, волненье надежды,
И радость и трепет при встрече очей,
Ласкающий голос – души восхищенье,
Могущество тихих, таинственных слов,
Присутствия сладость, томленье разлуки.

Любовная лирика Жуковского неразрывно связана с его трагической любовью к М.А. Протасовой, – и оригинальные и переводные стихи проникнуты этим глубоким драматическим чувством. Во многих переводных его стихах лирические герои как бы говорят от имени самого автора – в их страданиях слышатся «муки израненного сердца» самого поэта. Да и сам Жуковский ищет такие произведения для перевода, сюжет которых соответствует его нравственному состоянию, душевным переживаниям и страданиям.

Читайте также  Травмы коленного сустава. Клиника и реабилитация

Герои и героини Жуковского (за немногим исключением) не находят личного счастья. Эпиграфом ко всей любовной лирике Жуковского могли бы послужить его собственные слова:

Любовь, ты погибла; ты, радость, умчалась;
Одна о минувшем тоска мне осталась.

«Тоска по милом», 1807

Есть лучший мир, там мы любить свободны.

Любовная лирика Жуковского чрезвычайно разнообразна в жанровом плане – романсы, песни, элегии, но общее у них – глубокая искренность и чарующая проникновенность.

Любимая женщина для Жуковского – недосягаемый идеал, созданный в воображении поэта:

Ты слышишь с содроганьем
Знакомый звук речей,
Задумчивых очей
Встречаешь взор приятный,
И запах ароматный
Пленительных кудрей
Во грудь твою лиется,
И мыслишь: ангел вьется
Незримый над тобой.

«К Батюшкову», 1812

В лирических стихах Жуковского нет жизненных реалий, нет психологических характеристик героев: есть он и она. Не случайно одно из стихотворений Жуковского так и называется «К ней» (1811). Это вольный перевод немецкой песни. Написанное трехударным безрифменным стихом (однако ритм сохраняется в каждом из трех стихов пяти строф), это стихотворение передает возвышенное чувство любви. До Жуковского никто так просто и безыскусно (но с каким мастерством!) и вместе с тем проникновенно не писал о любви:

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песни? отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!
Если бы сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Было бы гимном тебе!
Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, –
В сердце – как тайну ношу.
Я могу лишь любить.
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!

Для Жуковского не свойственны эгоцентрические формы, личное местоимение «я» всегда на втором плане. Не случайно даже в сочетании с ним смысловое ударение всегда лежит на втором слове:

В пустыне, в шуме городском
Одной тебе внимать мечтаю;
Твой образ, забываясь сном,
С последней мыслию сливаю;
Приятный звук твоих речей
Со мной во сне не расстается;
Проснусь – и ты в душе моей
Скорей, чем день очам коснется.

Здесь слышатся стоны сердечных мук, но сколько в этой «Песне» задушевности, сколько искренности в описании чувств! Невольно забываешь, что это перевод французского стихотворения Ф. д’Эглантина.

О ты, с которой нет сравненья,
Люблю тебя, дышу тобой,
Но где для страсти выраженья?

Беру перо – им начертать
Могу лишь имя незабвенной;
Одну тебя лишь прославлять
Могу на лире восхищенной:
С тобой, один, вблизи, вдали.
Тебя любить – одна мне радость;
Ты мне все блага на земли;
Ты сердцу жизнь, ты жизни сладость.

Для Жуковского нехарактерен внешний показ чувств и душевных переживаний. Любое душевное движение поэт стремится описать при помощи внутренних признаков. Главное для него – внутренний мир, «жизнь сердца»:

Сие смятение во взоре,
Склоненном робко перед ней;
Несвязность смутная речей
В желанном сердцу разговоре;
Перерывающийся глас;
К тому, что окружает нас,
Задумчивое невниманье;
Присутствия очарованье,
И неприсутствия тоска,
И трепет, признак страсти тайной,
Когда послышится случайно
Любимый глас издалека.
И это все, что сердцу ясно,
А выраженью неподвластно…

«В.А. Перовскому», 1819

Все неопределенно, смутно и робко: «желанный разговор», «трепет» – все, что человек стремится скрыть, пережить тайно, в глубине сердца – это особый язык души, язык взглядов, которые могут понять только влюбленные, это ни с чем не сравнимая радость только от присутствия любимого человека:

При ней – задумчив, сладкой
Исполненный тоской,
Ты робок, лишь украдкой,
Стремишь к ней томный взор:
В нем сердце вылетает…
Задумчивость, молчанье,
И страстное мечтанье –
Язык души твоей…

Неоднократно отмечалось, что опорные слова в поэтической лексике Жуковского связаны с обобщенными значениями человеческих эмоций и чувств – «воспоминание», «любовь», «жизнь», «скорбь», «радость», «тишина». Лирическая окраска усиливает их смысловую нагрузку, поэтическое слово у Жуковского богато подтекстом, ассоциациями. Семантически богат эпитет «сладкий», едва ли не самый любимый эпитет Жуковского. Но Жуковский, как и Батюшков, стал его употреблять в психологическом «петрарковском» смысле, как признак «жизни души».

Тоска о милой, сила страданья, любовные признания – все это Жуковский выразил в своей лирике – в задушевных, удивительно искренних стихотворениях. Но его любовь выражается не во внешних признаках, сила любви сильнее любых слов:

Я на тебя с тоской гляжу,
Внутри огонь, в душе молчанье.
Хочу сказать… Но что скажу?
О друг, пойми мое признанье.
Тиха любовь к тебе моя;
Она всех чувств успокоенье,
Хранитель гений бытия,
Души надежда и спасенье.

«Мир души» играет особую роль в любовной лирике Жуковского. Само слово «душа» – непременный атрибут при описании человеческих чувств: «ничем души не усладить», «таить в душе», «зачем душа в тот край стремится», «он нежен был душою», «радость души». В поэзии Жуковского душа – «нежная», «пламенная», «обманутая», и выражение «шепнул душе» прекрасно вписывается в лирику Жуковского. В «Цвете завета» (1819) слово «душа» встречается 8 раз! В конце стихотворения лишь в одной строчке оно упоминается дважды, и создается новый образ:

Посол души, внимаемый душой,
О верный цвет, беседуй с нами
О том, чего не выразить словами.

«Душа», по мнению Жуковского, – это то общее, что объединяет людей, что их сближает; в этом суть мироощущения поэта. В понятие «душа» заложена и целостность человеческого сознания. «Необыкновенная романтическая любовь поглощает целиком всего человека и влечет его душу к одному предмету, который удаляет ее от всех других», – писал поэт.

Страсть окрылила талант Жуковского, внушила ему возвышенные чувства – был убежден биограф Жуковского Я. Грот, который знал поэта еще в молодости. Горе, мучительные испытания не смогли сломить душу Жуковского. Он излил в своих стихах боль и страдание, историю своей несчастной любви. Но в том же тяжелом для него 1823 г. (после смерти М.А. Протасовой-Мойер) Жуковский писал отчаявшемуся В. Кюхельбекеру: «По какому праву браните вы жизнь и почитаете себя позволенным с нею расстаться! …если вы несчастны, боритесь твердо с несчастьем, не падайте – вот, в чем достоинство человека. Вы должны любить и уважать жизнь, как бы она в иные минуты ни терзала…» С каким трудом удалось самому Жуковскому нести свой тяжелый крест (и нести до самой смерти), видно из его дневников и писем, но всю жизнь стремился он не поддаться ни возрасту, ни болезни, ни тяжелым обстоятельствам.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве В.А. Жуковского:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Романтизм в творчестве В.А. Жуковского.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783–1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования — любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. «Эпоха Жуковского» в русском литературном романтизме заканчивается вместе с 20-ми годами XIX века, но значение его творчества непреходяще. Помимо поэтического наследия поэта, большой заслугой Жуковского являются его достижения в области русского стихосложения. В этом отношении он может считаться одним из зачинателей новой, национальной школы русской литературы. Белинский справедливо заметил, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Главой раннего романтизма явл. Жуковский. В советском литературоведении Ж часто объявляли консервативным поэтом, поэтому лит-ра долго не оценивала такое яркое явл-е, как Ж. Личность Ж нашла свое выр-е в книге Веселовского «Поэзия чувства и сердечного выражения». Для Ж были хар-ны: близость к императорскому двору, был учителем рус. яз. и лит-ры императрицы, воспитателем Александра 2. Дружил со многими декабристами. В рез-те Ж осуждали и не доверяли. В такой обстановке выр-ся страх Ж перед миром, кот. поразил его своим хаосом, жестокостью. Творч-й путь Ж формировался в контексте позднего русского и евр-го сентиментализма и романтизма. Эталоном писателя для Ж был Карамзин. Первый жанр – элегия – это жанр, соредоточенный на нравственных, философских понятиях и грустного характера. Свой творч-й путь Ж начал как переводчик. Это помогло ему познакомиться с замечат-ми шедеврами зарубеж. лит-ры. Ст-е «Сельское кладбище» стало программным пр-м позднего сентиментализма. В этой элегии Ж взял за образец элегию Грея. Ст-е проникнуто светлой грустью, меланхолией. Ж наполняет его глубочайшим духовным смыслом. В центре – «бедный юноша», лирич-й мечтатель, кот поражен несправедливостью мира, чувствует себя одиноким. Он бродит по дорожкам деревни, заброшенного кладбища и размышляет над тем, что судьба была жестока к этим людям. Но они сумели сохранить самое главное – нравственное достоинство человека. И юноша выраж-т этим людям глубокое сочувствие. «Вечер» 1806г. – сосредоточена вокруг темы воспоминания о недавнем прошлом. Поэт размышляет о молодости, скорбит о друге, о своей трагич-й любви. Поэт вслушивается в вечер, он наблюдает, как меняется мир вокруг, когда садится солнце, открывает связь м/у человеком и природой. Тишина природы ассоциируется с тишиной души. Наступает момент душевной гармонии. Поэт чувствует приход вдохновения.. Человек становится глав. объектом творч-ва Ж, а гуманизм – определяющим его принципом.

Переход Ж на позиции романтизма наиболее отчетливо сказался в жанре баллады – это лироэпич. жанр, преимущественно онтологического философского содерж-я. Баллада сосредоточ. на постижении скрытого, сакрального смысла бытия. Романтизм, в отличие от сентиментализма, уходит в сферу фантастики, пытается понять человека и мир в их пограничном состоянии, на стыке земного и божественного. Ж написал 39 баллад. Создавая бал-ы «Людмила» и «Светлана», Ж идет от баллад-го текста Биргера. Высшим достижением в жанра бал. стала его знаменитая «Светлана». Ж. создает светлую по колориту, жизнелюбивую балладу. Это единственная баллада такого настроения. Он создает балладу нового типа, где главными принципами становятся поэтизация и эстетизация. Ж создает поэтич. образ рус. нац-го мира: образ зимы, праздника крещения, ритуалы гадания, песен девушек. Главными Ж делает чисто нац-е события: фантастич-й сон Светланы и гадание. Бал. отличается от бал. Бергера и своеобр. композицией. Героиня введена не сразу, а лишь после того, как вводится фольклорная модель мира. Ж создает эстетический нравственный идеал, наделяя героиню высшими нравственными добродетелями.

В 1819г. Ж создает свой литератур. манифест «Невыразимое». Идеалистич-й характер этого стих-я в духе Шеллинга несомненен. Ж идет вслед за Шеллингом, понимая поэзию как самую универс-ю форму человеческого искусства. Художнику открывается сразу всё, такова природа его таланта. Здесь чел. = Богу. Ж ставит перед собой важнейший вопрос: что явл-ся важнейшим предметом истинного искусства? Истинным предметом искусства явл-ся не окружающий мир в его гармонии, совершенстве. У романтиков есть лишь 1 мир – мир чувств. выразить душевный мир человека в слове невозможно, но Ж делает попытку выразить невыразимое, и поэтому он совершает в рус. поэзии эстетический переворот. Слово должно утратить вещественность, однозначность, оно должно обрести многозначность, многоассоциативность. Слово должно звучать как музыка.

Читайте также  Портреты Сумарокова кисти А. Лосенко и Ф. Рокотова

Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии «Вечер» поэт так воспроизводил скромную картину родного края:Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,Простершись на траве под ивой наклоненной, внимаю, как журчит, сливался с рекой,Поток, кустами осененный.Чуть слышно над ручьем колышется тростник,Глас петела вдали уснувши будит селы.В траве коростыля я слышу дикий крик… Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского. В 1808 году им было создано поэтическое произведение, баллада «Людмила». Хотя сюжет ее был заимствован из сочинения немецкого поэта Бютера, тем не менее Жуковский переносит действие баллады в Россию, изображая русскую жизнь конца XVIII века. Фантастическому сюжету баллады присущи все характерные для романтических произведений такого рода черты: возвращение пропавшего жениха, полночная поездка его с Людмилой, сопровождаемая вереницей таинственных видений, которые «с поздним месяца восходом Легким светлым хороводом В цепь воздушную свились. Вот за ними понеслись.Вот поют воздушны лики: Будто в листьях повилики Вьется легкий ветерок, Будто плещет ручеек». После «Людмилы» им были созданы баллады «Громобой» (1810), «Светлана» (1808–1812). Они были написаны поэтом на сюжеты, взятые из русской средневековой жизни, изобилуют описаниями народного быта, обрядов, в частности святочных гаданий: Раз в крещенский вечерок, Девушки гадали; За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали; Поэт тонко и впечатляюще изображает взволнованное состояние девушки, томимой тревогой за судьбу любимого и страхом перед ночными чудесами. Изображение чудесного и таинственного в балладах Жуковского, доставляющее, по выражению Белинского, «сладостно-страшное удовольствие», определило необычайный успех его произведений. В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»).Баллады занимали одно из центральных мест в творчестве Жуковского, он обращался к этой форме поэтического произведения в течение всей жизни. В литературных кругах он даже получил прозвище «балладника». Под его влиянием балладный жанр стал «расти вширь». Появился и ряд последователей — ими были П. А. Плетнев, В. К. Кюхельбекер и даже молодой Пушкин. Критика неоднозначно оценивала баллады Жуковского. Журналист Греч, не одобрявший распространение балладного жанра, писал: «Ах, любезный творец „Светланы“, за сколько душ ты должен дать ответ? Сколько молодых людей соблазнил ты на душегубство?». Возможно, одной из причин подобного отношения были новизна и сложность этого жанра. Баллада, ставшая одним из излюбленных жанров поэтов-романтиков, оказалась наиболее удобной поэтической формой для воплощения тех нравственных и сословных сдвигов, которые произошли в начале XIX века, сложностей человеческой психики.Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.Личная жизнь поэта не была безоблачной, с юных лет он почувствовал горечь социального неравенства, затем — несбывшиеся мечты о счастье с любимой девушкой, чувство к которой он сохранил на долгие годы. Меланхолические настроения, близкие самому Жуковскому, окрашивают большинство его творений. Они усиливаются сознанием неверности житейских благ, предчувствием утрат. Решение общественных и индивидуальных проблем поэт пытается найти этическим путем. Основная тема его баллад — преступление и наказание. Жуковский обличал низменные страсти человека — эгоизм, жадность, честолюбие. Он считал, что преступление совершается тогда, когда человек не сумел обуздать эти страсти и забыл свой нравственный долг.Так, Варвик — герой одноименной баллады — захватил престол, погубив законного наследника, своего племянника. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епископом») не дает хлеба голодающему народу. Наказаниями за преступления в балладах Жуковского являются или муки совести, или — в тех случаях, когда раскаяние не наступает, — судьей человеческих преступлений становится природа. Природа в балладах Жуковского всегда справедлива, и она часто осуществляет возмездие: так, река Авон, в которой был утоплен маленький престолонаследник, выходит из берегов, и в ее яростных волнах тонет преступный Варвик; жадного епископа Гаттона загрызли мыши, которые расплодились в его полных амбарах. Преступление должно быть наказано Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Сочинение на тему: Природа и человек в романтической лирике Жуковского

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Природа и человек в романтической лирике Жуковского

Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творениях. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в первом своем стихотворении «Сельское кладбище» поэт изображает романтический пейзаж: луна, черные сосны и вязы, дикая сова, могилы. Вся атмосфера этой картины призвана передать особый эмоциональный настрой героя. В меланхоличной задумчивости приходит он на сельское кладбище, чтобы наедине с собой посетовать на жизнь, полную слез и страданий. Однако после долгих размышлений герой заключает, что к этому нужно относиться спокойно и принимать свою судьбу такой, какая она есть. Ведь рано или поздно жизнь закончится, а перед лицом смерти все равны: И здесь спокойно спят под сенью гробовою — И скромный памятник, в приюте сосн густых, С непышной надписью и резьбою простою, Прохожего зовет вздохнуть над прахом их. Этот вывод рождает у героя душевный всплеск, и он уходит в дубраву лить слезы. В первом произведении Жуковского много сентиментального, но впоследствии он работает в романтическом направлении. Одно из ранних стихотворений поэта о человеке и природе – «Вечер». Здесь, общаясь с прекрасным окружающим миром, герой размышляет о творчестве. Природа выступает его вдохновительницей. Увидев дивную красоту вечера, герой зовет Музу: Ручей, виящийся по светлому песку, Как тихая твоя гармония приятна! С каким сверканием катишься ты в реку! Приди, о Муза благодатна… …И, звуки оживив, туманный вечер пой На лоне дремлющей природы. Закат дня рождает у героя множество замечательных переживаний. Автор передает все оттенки его разнообразных ощущений, делает это очень тонко, изображая даже едва заметные переходы. У Жуковского получается целая гамма звуковых и цветовых образов: «златые холмы», «в зеркале воды колеблющийся град», «багряный блеск», «гул рева» стад, шум пловцов, журчание потока, веяние «зефира», «крик коростеля», «стенанье филомелы». И все это герою так приятно! Поэт уводит нас в мир утонченных человеческих переживаний. Здесь герои Жуковского находят нравственную опору, защиту от роковой действительности. Эта позиция утверждает романтизм в творениях поэта. Отсюда происходит некая невысказанность, недоговоренность, скрытая у Жуковского за реальными предметами и явлениями природы. Рассмотрим, к примеру, элегию «Море». Поэт рисует эту стихию в трех состояниях: в покое, во время бури и после нее. Все они показаны мастерски. В тихой морской глади отражается и чистая лазурь неба, и «облака золотые», и блеск звезд. В бурю мы видим бьющиеся, вздымающиеся волны: Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… Не сразу море успокаивается и после шторма: Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид… Морской пейзаж великолепен, но не сам по себе он занимает воображение. Нетрудно заметить, что герой хочет сказать здесь о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется этому человеку живым, трепетным, мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну». Герой вызывает его на откровенность, словно друга: Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Ответ на этот вопрос дается как предположение. В разгадке тайны моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика. Эта стихия находится в неволе, как и все в мире. Земное существование изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небесному краю, любуется им и «дрожит за него». Романтический мотив одиночества, присутствующий в этой элегии, поэт развивает и во многих других философских произведениях о природе. Например, в стихотворении «Листок» звучит тема безрадостных скитаний по жизни героя, отлученного от семьи. С тех пор, как «гроза разбила дуб родимый», он одинок в своих страданиях. Никто теперь ему не поможет. Герою остается лишь мчаться по «воле случая», «куда на свете все стремится», то есть к своему концу. Это произведение, я думаю, также навеяно биографией поэта, который рано остался без матери. Меланхоличный мечтатель Жуковский нередко обращался в своих произведениях к природе, чаще грустной, чем радостной, но всегда чудесной. Поэт боготворил живой окружающий мир и считал, что нет таких слов, чтобы выразить все его величие и красоту. В стихотворении «Невыразимое» он писал: Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?
Умение воспеть пленительную красоту природы, ее живую душу и внимание ко внутреннему миру человека, к его переживаниям – все это неоспоримые достоинства романтической поэзии Жуковского.
.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: