Романтические произведения М. Горького.. - ABCD42.RU

Романтические произведения М. Горького..

Произведения Горького: полный список. Максим Горький: ранние романтические произведения

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

«На дне»

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью. В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М. Горького «На дне» — это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев — Ваську Пепела — убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он «заливает», почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие. Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством. Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Первый съезд писателей

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей. В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам. Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Детство


Повесть «Детство» является первой частью в автобиографическом цикле из трех книг. Произведение было издано в 1913 году.

Максим Горький пишет о своем детстве, обо всех потрясениях и трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в юном возрасте.

Писатель пытался как можно более подробно описать те условия, в которых ему приходилось жить, и все важные события из своего детства.

В раннем возрасте Максим Пешков теряет отца и младшего брата. С матерью и бабушкой он отправляется жить в семью деда Василия, который отличается строгим нравом.

В новом доме Алексей Пешков наблюдает за родными, которые постоянно ссорятся друг с другом. Также мальчик познает на себе, что такое несправедливость, и многие тяготы жизни.

После смерти матери Алексей вынужден бороться за выживание и самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство. Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные. Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе «Архипелаг ГУЛАГ».

Читайте также  Мое любимое произведение «Песня о Соколе» М. Горького

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем особняке Рябушинского на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Автор: Сергей Безруков
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтические произведения М.Горького

Разделы: Литература

Цель:
– обогатить представление учащихся о романтизме;
– помочь им овладеть навыками и умениями, необходимыми при анализе романтических произведений;
– при анализе характеров героев выяснить, какие нравственные начала утверждает автор, как развенчивает психологию индивидуализма;
– проследить, как через композицию рассказов “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра” раскрывается замысел писателя;
– углублять навыки общения: диалога, монолога, рассуждений;
– формировать личностное восприятие произведения и его героев.

Оборудование: интерактивная доска, персональный компьютер.

А ты можешь научиться сделать
людей счастливыми?
М.Горький

I. Вступительное слово учителя.

А.М.Горький – выразитель духа времени. Он предстает перед читателями в 90-е годы 19 века как писатель – романтик, вдохновенный певец революционного подвига.

Однажды Горький в письме к Чехову писал: “Настало время нужды в героическом”.

Для романтических произведений характерны яркие краски, острые идейные конфликты. Герои рассказов – бесстрашные и мужественные, люди с “солнцем в крови”, сильные, гордые, разрушители сонного прозябания большинства. Их красота необычна: они наделены всеми качествами в превосходной степени. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. Пейзажи в романтических рассказах Горького величественны и прекрасны.

В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: “Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а место на земле вон сколько…”. Старуха Изергиль вторит ему: “И вижу я, не живут люди, а все примеряются”. О героях этих произведений мы будем говорить сегодня. (Обращение к теме и эпиграфу урока.) Посмотрим: каков смысл жизни романтических героев рассказов.

II. Романтические произведения М.Горького.

1. Художественный пересказ рассказа “Макар Чудра”.

2. Беседа с учащимися:

– Как раскрываются в композиции образы героев?

(Важную роль в композиции играют портретные характеристики. Портрет Радды дается опосредованно. О ее необычной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. “Может быть, ее красоту можно на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает”, “”один магнат”, “красивый, как черт в праздник”, “увидел ее и остолбенел”. Гордая Радда отвергла и деньги, и предложение идти в жены к такому магнату: “кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” гордость и красота в этой героине равновелики
Зато портрет Лойко нарисован подробно: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Ей – богу! Словно его ковали из одного куска железа вместе с конем”. Образ не просто романтический – сказочный, с фольклорными формулировками.)

– В чем конфликт и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Радды и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих – ибо покориться любимому человеку ни один не захотел. Любовь и гордость не могут примириться, ибо компромисс вообще не возможен для романтического героя.)

– Какова позиция автора и как она выражена?

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

3. Анализ рассказа “Старуха Изергиль”.

– Какова композиция рассказа? (Это рассказ в рассказе, он имеет внутреннее единство и состоит из трех частей: легенда о Ларре, повествование старухи Изергиль о своей жизни, легенда о Данко.)

– Какой литературный прием использован в рассказе?

(Первая и третья части противопоставлены друг другу. Антитеза двух легенд, двух образов, отношение к жизни, то есть разного смысла жизни.)

а) Обратимся к первой части рассказа.
б) Беседа с элементами дискуссии “Гордость или эгоизм”:
– За что был наказан Ларра?
– Как объясняет старуха Изергиль значение этого имени?
– Где грань между гордостью и эгоизмом?
– Красивые и гордые – всегда сильные и смелые?
– Как вы понимаете слово “гордость” вообще?
– А в финале рассказа? (“ Вот так был поражен человек за гордость!”)

. Смысл жизни Лары, в он чем заключается и каковы черты характера образа? (Ему присуще гордыня.)

в) Обратимся к третьей части рассказа.

г) Беседа с элементами дискуссии “В чем смысл жизни?”:
– Всегда ли можно и нужно искать в жизни подвиги?
– Какая разница между долгом и подвигом?
– В чем полнота жизни?
– Верно ли, что каждый сам себе судьба?
– Какие нравственные начала утверждает Горький в легенде о Данко?

. – В чем смысл жизни героя?
. – Чем отличен образ Данко от образа Ларры?

(Резкий контраст между двумя мировоззрениями, автор осуждает индивидуализм, эгоизм, оторванность от людей, для которого величайшее благо – жизнь – становится мукой, Данко – подлинный герой, любивший людей и отдавший жизнь за них, в жизни всегда есть место подвигу, автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм.)

. К кому, на ваш взгляд, ближе сама старуха Изергиль?

(Осуждая Ларру, героиня думает, что ее судьба ближе к полюсу Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради нового, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Еще раз обратиться к эпиграфу: в нем звучит отношение самого автора к героям. Вот истинный смысл жизни.

III. Заключительное слово. Выводы по теме.

Таким образом, в ранних романтических произведениях М.Горький выступает писателем – гуманистом, утверждающим гуманистическую идею беззаветной любви к людям, самопожертвованию. Эту гуманистическую направленность будет звучать во всех его произведениях.

Домашнее задание: Статья учебника стр. 64–69, письменно ответить на вопрос: “Как соотносится романтизм и реализм в рассказах «Старуха Изергиль» и “Макар Чудра?”

Сочинение на тему: Романтические произведения A.M. Горького.

Сочинение.
Романтические произведения A.M. Горького.

К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о чем бы ни писал Горький, делал он это со страстной убежденностью, с непоколебимой верой в человека, ставя перед собой задачу показать, что “человек — это звучит гордо”. Именно в ранних произведениях Горького герои кажутся огромными, значительными. Всем героям писателя свойственна горячая любовь к независимости и свободе. Это гордые натуры, сильные и цельные, волевые характеры, отвергающие принадлежность, смирение и кротость. Это образы, зовущие к прекрасной и свободной жизни. Таких людей мы видим в рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изер-гиль” в “Песне о Соколе”. Смысл жизни для Чудры заключается в стремлении к свободе. В этом рассказе Горький показал нам то, что двое красавцев-цыган предпочли умереть, но остаться свободными. Радда и Лойко любили друг друга, но свобода для каждого была дороже любви. Вот что говорит Радда: “А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя…” “Лучше смерть, чем рабство”, — утверждают романтические герои Горького. В “Макаре Чудре”, затем в “Старухе Изергиль”, позже в “Песне о Соколе”, слышится мотив “безумства храбрых”. Горький испытывает своих героев в очень сложных ситуациях. Гордые люди в рассказе “Старуха Изергиль” — Данко и Ларра. В отличие от Дан-ко Ларра был эгоистом. Ему было неведомо чувство любви к ближнему, он никогда никого не любил, кроме себя. Когда же ему сказали: “За все, что человек берет, он должен платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью…” — Ларра ответил, что он этого не сделает, так как хочет остаться невредимым. Свободные люди отвергли его, осудив убийцу на вечное одиночество: “И вот он стал жить, вольно, как птица…” Но гордость Ларры вредна не только для людей, она губительна для самого Ларры. Данко тоже горд, но он любит людей. И поэтому он добывает свободу для всего племени, которое поверило ему. Данко отдает людям всего себя, ничего не прося у них взамен: “Сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе…” Эти две легенды показывают нам то, в чем заключается бессмертие человека. В легенде о Лар-ре, который отвернулся от людей, бессмертие заключается в том, что об этом гордом человеке в степи напоминает лишь темная тень. А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивают голубые искры его растоптанного сердца. Тема свободной личности — одна из главных тем раннего творчества Горького. Произведение “Девушка и Смерть”. Девушка вступает в борьбу с царем потому, что он у нее отнимает право наслаждаться жизнью, право быть свободной. Царя раздражает радостный смех девушки, за это царь и предает ее во власть смерти. И здесь Горький утверждает победу человека, его любви и стремлений к жизни над разрушительными силами природы. Писатель часто признается в том, что счастлив тем, что живет на земле, где обязательно наступит “новая жизнь в новом веке”. Романтизом проникнута “Песня о Буревестнике”. В образе “гордой птицы” сосредоточены чувства смелости и страсти, уверенность в победе над скучной жизнью: “Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буреве стник…” Гром и молния взрывают бедное, никчемное существование.
Горький воспевает людей смелых, способных к самопожертвованию. И пусть они гибнут, как погиб Сокол, но они узнали счастье жизни — полет. “Ужи” их не поймут, ведь “рожденный ползать — летать не может”. И именно такие, как Сокол, выведут людей из тьмы, к свету: “Вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!…” Читая произведения Горького, понимаешь, что жизнь приобретает смысл тогда, когда есть цель. Его рассказы заставляют задумываться над вопросами, которые раньше почему-то не возникали. Горький заставляет нас остро почувствовать быстротечность жизни, беспокойство, недовольство собой. А это и есть путь к самосовершенствованию.

Читайте также  Новаторство драматургии А.П.Чехова

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Романтические рассказы Горького

Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра».

Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.

Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя». Горький использует жанр литературной легенды.

Читайте также  Реформы Чингисхана. Военная организация монголов

Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»

Связь с эпохой. В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции» противоречия капиталистического мира и отношение Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.

«Социалистический реализм» в литературе советского периода:

Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, сложившийся на рубеже XIX–XX веков, утвердившийся в годы начавшегося социалистического переустройства мира, ставший основным методом советской литературы. Представители: Литература: Максим Горький, Анна Зегерс, Вилис Лацис, Николай Островский, Александр Серафимович, Константин Симонов, Цезарь Солодарь, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Константин Федин, Дмитрий Фурманов, Юрико Миямото.

Социальная и философская проблематика пьесы «На дне». Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. В любовной интриге реализуются социальные противоречия (Пепел — Костылев — Василиса; Барон — Настя). Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

а) проблема человека связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может — лишь бы захотел». Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой;

б) проблема правды связана в первую очередь с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой. В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Луке близка идея спасительной лжи (притча о праведной земле), а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. Правоту Сатина подтверждает сюжет пьесы. Сам ход событий опровергает философию Луки. Если взгляды Луки гармонируют с его образом жизни, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием — в этом заключается специфика философской драмы. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору

Пьеса «На дне» продолжает традиции Чехова:

а) множество сюжетных линий,

б) лирический подтекст, «подводные течения» (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти),

в) речевые характеристики (Лука — язык «житийный», изобилующий пословицами и поговорками; Сатин — ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон — бедная речь, в которой попадаются иностранные словечки — «мерси», «леди»).

Урок литературы. Ранние романтические произведения Максима Горького.
учебно-методический материал по литературе

Урок обучающий, повторительно-обобщающий.

1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.

2. Повторить понятие романтизма.

3.Повторить понятие аллегории.

4.Выполнить идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль»

5.Обзорно познакомить учащихся с сюжетом рассказа «Макар Чудра»

6.Познакомить учащихся с сюжетом произведения «Песня о Соколе»

1.Развивать устную монологическую речь учащихся.

2.Развивать навыки анализа эпического произведения.

3.Развивать умение внимательно слушать сообщения одноклассников.

4.Развивать умение конспектировать основные моменты урока.

1.Вызвать интерес к предмету (при помощи сообщений, работы в группах)

2.Воспитывать в учащихся ответственность за поступки, уважение к старшим, быть неравнодушными людьми по отношению к окружающим.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_gorkiy.docx 19.35 КБ
portret_gorkogo.doc 34.5 КБ
romantizm_prezentatsiya1.ppt 1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема: «Ранние романтические произведения Максима Горького» — 2 урока.

Моя задача пробуждать в человеке

гордость самим собой,

говорить ему о том, что он в жизни —

самое дорогое, светлое,

лучшее и значительное,

и что, кроме него,

Из письма М.Горького.

Урок обучающий, повторительно-обобщающий.

1.Повторить основные факты из жизни и творчества М.Горького.

2. Повторить понятие романтизма.

3.Повторить понятие аллегории.

4.Выполнить идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль»

5.Обзорно познакомить учащихся с сюжетом рассказа «Макар Чудра»

6.Познакомить учащихся с сюжетом произведения «Песня о Соколе»

1.Развивать устную монологическую речь учащихся.

2.Развивать навыки анализа эпического произведения.

3.Развивать умение внимательно слушать сообщения одноклассников.

4.Развивать умение конспектировать основные моменты урока.

1.Вызвать интерес к предмету (при помощи сообщений, работы в группах)

2.Воспитывать в учащихся ответственность за поступки, уважение к старшим, быть неравнодушными людьми по отношению к окружающим.

Оборудование: классная доска, проектор, экран.

Наглядные материалы: портрет М.Горького, выставка книг М.Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Хан и его сын», «Немой», «Девушка и Смерть».

Оформление классной доски: дата, тема, эпиграф (на экране).

Постановка целей и задач на урок.

— Сегодня на уроке мы будем знакомиться с ранними романтическими произведениями Максима Горького. Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока. К теме урока я подобрала эпиграфом слова М.Горького, обратите внимание на экран (зачитать), к этим словам мы с вами вернёмся ещё в конце урока.

Ваша задача – быть очень внимательными и активными на уроке, чтобы как можно больше узнать о героях романтических рассказов этого писателя. Но сначала давайте вспомним материал прошлого урока, повторим основные факты из жизни и творчества М.Горького.

Сообщение Савчук Веры об основных фактах жизни и творчества М.Горького.

Мы вспомнили основные факты из жизни и творчества М.Горького, и я хочу сделать акцент на том, что романтические произведения М.Горького входят в первый период его творчества – с 1892 по 1896 годы. Т.к. это были первые его рассказы, с которых он только начинал своё творчество, поэтому их называют ранними.

Перед тем, как перейти к знакомству с данными произведениями, нам нужно вспомнить, что такое романтизм.

Обратите внимание на экран и запишите понятие романтизма в тетрадь. (зачитать)

Первым романтическим рассказом М.Горького является «Макар Чудра» (1892 г), сюжет которого мы узнаем из сообщения Дудник Любы .

Ребята, вы не просто должны прослушать сообщение, а подумать и ответить на вопрос – какие черты романтизма присутствуют в этом рассказе?

После рассказа Любы, повторить вопрос.

Черты романтизма в данном рассказе – борьба за свободу, исключительные личности, неожиданная развязка произведения.

Это произведение экранизировано, художественный фильм называется «Табор уходит в небо». (Можно показать эпизод из данного фильма)

Далее мы будем выполнять идейно-художественный анализ рассказа «Старуха Изергиль», который вы прочитали дома. Но сначала вспомним понятие аллегории, т.к. в этом рассказе аллегория имеет значительное место. Обратите внимание на экран, запишите в тетрадь . Зачитать.

А теперь непосредственно перейдём к анализу рассказа «Старуха Изергиль».

Надо сказать, что по жанру — это рассказ в рассказе, т.е. в нём присутствуют реальные факты, которые происходят здесь и сейчас, и легенды, которые рассказывает Изергиль.

Здесь происходит сращение – жизнь переходит в сказку, а сказка переходит в жизнь.

Рассказ состоит из трёх частей, поэтому вы будете работать в трёх группах.

Первая группа анализирует первую часть рассказа, вторая группа – вторую часть, третья – третью часть. Совещаетесь в группах, опираясь на план, на это вам даётся минут 10, затем отвечаете.

ЗАЧИТАТЬ ПЛАН АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Отметить, что пятый вопрос – общий, все группы должны над ним подумать.

1 группа – в первой части рассказа Горький показывает человека, живущего для себя. Человек вне общества никогда не приобретёт счастья. Самое страшное наказание – одиночество. Лара – «отверженный». Записать.

2 группа – рассказ старухи о своей жизни. Воспевается любовь, бурная жизнь, она любила сильные личности. Ключевой является фраза старухи «В жизни всегда есть место подвигу», которая подготавливает нас к восприятию третьей легенды.

3 группа – легенда о Данко. Показано служение людям, воспевается подвиг во имя людей.

Анализируя пятый вопрос, приходим к выводу, что автор хотел показать, что так жить, как Ларра, нельзя. Нельзя быть эгоистичным человеком, не уважать старших и делать всё, что хочется. Показывая жизнь Изергиль, автор говорит о том, что она воспевает сильные личности, стремящиеся к подвигу, но сама она быстро забывала тех людей, которых любила, она жила бурной жизнью, семьи не нажила, получается она тоже прожила жизнь эгоистки. Только третья часть показывает нам героя, идеального человека, живущего для других, отдавшего свою жизнь ради других людей. Данко – идеал, по мнению М.Горького.

— Как вы думаете, к кому ближе Изергиль – к Данко или Ларре?

Изергиль ближе к Ларре, т.к. подвига она никакого не совершила, а жила в своё удовольствие, меняя свои привязанности и быстро забывая о них.

Итак, мы видим, что Горький показывает три жизненные позиции. В основе этого произведения лежит мысль о назначении жизни человека. Первую позицию Горький не принимает, вторую – тоже, но фразой «в жизни всегда есть место подвигу» автор подготавливает читателя к третьей жизненной позиции – поэтому он и завершает свой рассказ легендой о Данко, т.к. именно эту жизненную позицию он воспевает – неравнодушное отношение к людям, подвиг во имя людей, показывает идеал многих поколений, и эпиграф к сегодняшнему уроку доказывает это.

А сейчас мы познакомимся ещё с одним ранним произведением М.Горького Песня о Соколе». Я прочитаю, а вы подумайте: можно ли это произведение отнести к романтическим? Почему?

Чтение учителем произведения «Песня о Соколе», ребята следят, читают на своих рабочих местах. Затем повторяется вопрос: итак, можно ли это произведение отнести к романтическим? Почему?

Это произведение романтическое – Сокол готов ради полёта погибнуть. Сокол – источник начала, которое превращает мечту в действительность. Противопоставление двух точек зрения на счастье, на смысл жизни. Столкновение возвышенного и низменного, прекрасного и уродливого. Реальный пейзаж. Проза чеканна. Рассказ в рассказе – образ мудрого Рагима расширяет повествование, даёт возможность услышать в рёве волн славу безумству храбрых.

Вывод по уроку: сегодня на уроке мы вспомнили факты из жизни и творчества М.Горького, вспомнили о таких понятиях, как романтизм и аллегория и познакомились с ранними романтическими произведениями писателя: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

За работу в группах –

За активную работу на уроке (ответы на поставленные учителем вопросы, дополнения) –

Домашнее задание – прочитать 1-2 действие пьесы М.Горького «На дне».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: