Русская философия XI–XX вв. - ABCD42.RU

Русская философия XI–XX вв.

Русская философия XI–XX вв.

Русская ФИЛОСОФИЯ XI – XX вв.

Традиции и особенности русской философии . Философская мысль в России прошла большой период становления, значительно позднее начала развиваться, чем в западной Европе. И как в западной Европе содержание историко-философского процесса имеет такой же вид. Философия развивалась под влиянием мировой философии. Предпосылки философии и мировоззрения сформировались уже в языческой Руси.

Термин философия начал встречаться в 11-12вв в церковных и светских рукописях. В этот период были известны труды Аристотеля, Платона. Выделяют этапы развития русской философии: 1) 10-17 вв – происходит формирование национальной философской мысли. Первым философом принято считать митрополита Иллариона, а древнейшим памятником – его труд «Слово о законе и благодати», в котором он дал философско-исторический и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца 10 – начала 11вв, поставив вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом значении принятия христианства. 1-й вопрос занимал центральное положение всегда. В конце 14 – начале 15 вв заметно возрастает интерес к отдельной личности, особенностям ее внутреннего мира (агеографичесая литература). Еще одна особенность этого и последующего времени исихазм, что означает безмолвие. Философский смысл исихазма в том, что он отдает приоритет внутренней жизни души перед деятельностью, направленной на преобразование внешнего мира. Исихасты – Сергий Радонежский. Особое место в истории русской мысли занимает доктрина отечественной философии истории, известной под названием «Москва – 3-й Рим». Ее сформулировал старец Псковского Елизарово монастыря Филофей в 1520г.; 2) Философия 18 – 1-я треть 19вв – Основное содержание этого этапа составляет деятельность идеологов Петра I : Татищев, Кантемир. Они провозглашали независимое от церкви развития естественно-научного знания, придерживались идеализма и отстаивали гелиоцентрическую систему. В 1755г. происходит знаменательное событие – основан МГУ. В это время произошло отделение науки от религии. Умами этого периода были: Ломоносов, Сковорода, Радищев; 3) развитие русской философии в 19в – развитие культуры. Основное содержание этого этапа составило творчество Чаадаева, Хомякова, Белинского, Герцена, Толстого, Достоевского. На этом этапе появляются оригинальные национально-самобытные учения; 4) русская философия 20в – этот этап представлен учениями Булгакова, Бердяева, братьев Трубецких, русских марксистов, представителей так называемой «русской философии».

Русская философия постоянно развивалась и была направлена на осмысление универсальных проблем философии.

Особенность русской философии : 1) у русских мыслителей были предпочтения среди философских проблем: а) проблема человека, его сущности и его внутреннего мира; б) этическая проблематика; в) тема ответственности перед богом; г) философия истории, тема «Запад-Восток»; 2) национальный стиль философов и свои подходы к осмыслению философских проблем. Это получило отражение в социальной ориентации философии. Это отсутствие стремления к создание завершения философских систем и формы существования философии (была жесткая цензура, философских текстов на прямую не существовало в художественной литературе, в форме естествознания); 3) своеобразие становления философии в России, как отрасли знаний. Начиная с 18в она развивалась на своей основе, т.е. в светской направленности и в духовных академиях.

Философия Чаадаева, славянофилов и западников . П.Я.Чаадаев (1794-1856). Один из первых русских людей, пытавшихся создать философскую систему. В 1828 – 1830гг. Чаадаев создает цикл произведений «Философские письма», что послужило закрытию журнала, Чаадаева объявили сумасшедшим. В этом письме он писал о тяжелой судьбе русского народа, осуждал самодержавие и крепостничество, порицал православную церковь, противопоставляя ей католическую. Он считал, что католическая церковь является поборницей просвещения, а христианскую церковь – тормозом науки. В основе мира – духовное начало. Сущность исторического процесса не в физических событиях, а в развитии духа. Его заслуга в том, что он первым стал мыслить систематически. Он автор первой системы, в которой синтезировал религию, философию, историю, социологию. Если первоначально он считал оторванность России от мирового исторического процесса ее важнейшей бедой, то со временем усмотрел в этом одно из главных преимуществ. Славянофилы. Четкое противопоставление исторического пути России и общественного развития Западной Европы, их философские взгляды сложились в 30-40-е годы 19в, и их родоначальниками были: Кириевский, Хомяков. Все были идеалистами. Западники. Не обладали духовной ценностью. Их связывала общая концепция, предполагающая использование западноевропейского опыта для совершенствования материальной и духовной жизни русского общества. Представители: Герцен, Белинский, Лавров. Славянофилов и западников объединяло одно – судьба русского народа.

Философское мировоззрение Толстого и Достоевского . К высшим достижениям русской философии относят труды Достоевского и Толстого. Достоевский. 20 век – век воин, кровопролития. Сам Достоевский не создает философских трудов, но все его творчество пронизано философией. Труды: «Идиот», «Дневник писателя». Эти и другие произведения содержат глубоко проработанную философскую систему, которая охватывает все основные проблемы философии: философия духа, природы, этику, эстетику, философию истории. Но центральное место в его философии занимает исследование человека. Философия Достоевского – философия экзистенциального типа – философия человеческого существования. Ключ к пониманию человека Достоевский обнаружил в решении проблем свободы. Человек – это личность, которая обладает свободой воли, источником добра и зла. Он приходит к выводу, что зло не есть что-то внешнее для человека, оно внутри человека. Оно свидетельствует о наличии в мире свободы, о возможности свободы выбора. Зло, по Достоевскому, невозможно уничтожить путем преобразования внешнего устоя жизни. Зло можно уничтожить только путем преодоления его в себе – путем страдания, искупления. Путем же насилия, принудительного добра можно прийти к всеобщему деспотизму и рабству. Выступая против революционного материалистического социализма, Достоевский не отрицал саму идею социализма. Считал идеалом социализм христианский. Толстой. Создатель религиозно-философского учения, в котором разработал новую истинную религию всеобщей любви, братства и ненасилия. Вся его философия может быть охарактеризована термином панморализм – это означает, что все явления он рассматривал с позиции морали. В области философской антропологии Толстой исходит из осуждения эгоизма и вплотную подходит к империализму, т.е. к отрицанию всякого положительного значения личности. Личное начало связано прежде всего с животными проявлениями. Именно животные проявления лежат в основе эгоизма человека. Задача человека – найти путь к единению с миром и преодолеть стремление к индивидуальному существованию. Трактовка человека приводит Толстого к идее опрощения (от слова «просто»), согласно которой высшее благо для человека состоит в возврате к природе. Отсюда вытекает знаменитая идея Толстого – идея непротивления злу насилия. В эпилоге «Война и Мир» Толстой разрабатывал философию истории.

Метафизика всеединства Соловьева . Поставил цель разработать самостоятельную философскую систему. Он представитель религиозной философии. В основу своей философии он положил принцип о всеединстве. Всеединство – это гармония и согласованность всех частей вселенной, т.е. идея органической целостности мира. Это идеал, к которому устремлен мир, преодолевая хаос и рассогласованность всех своих частей. Идеал всеединства – это Бог, а мир – это всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент как идею, но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо рассыплется на изолированные и враждебные друг другу части. В восхождению к всеединству мир проходит три основных стадии: 1) астрофизическую; 2) биологическую; 3) историческую – в ходе которой осуществляется одухотворение материи, т.е. через царство минералов, растений и животных осуществляется переход к человеку природному, через историю общества к человеку духовному. Повышение бытия происходит за счет нравственных, творческих усилий человека, который находит в этом процессе свое спасение. Служение абсолютному добру – Богу делает человека нравственным. Нравственной философии Соловье посвятил одну из своих книг «Оправдание добра». Большое внимание он уделил вопросам гносеологии, в частности вопрос об истине (разработал онтологическое понимание истинности). Философия всеединства – это никакая-то отвлеченная система, а возможность всесторонне познать мир. Соловьев посвятил 1-й вопрос о национальном единстве.

Русская философия XI–XX вв.

Лекции по истории русской философии

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от «степени образованности отечественной», «духа времени» и «направления умственных сил» общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм». Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума — стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «духовные лица», занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское «самобытничество» (И.В. Киреевский), перекинулось и на «веховскую» историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно «нормировкой» мистики «в интересах русской культуры». Такова, на его взгляд, отличительная черта «нашего национального философского творчества». Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших «начало самостоятельной философской мысли в России», все наше любомудрие было ни чем иным, как «попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства».«…Русская мысль, — заявлял также Зеньковский, — всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…». Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления — труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя». Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и представляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа». Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли — это вообще «история усвоения чужой мысли». Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же «приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?» — спрашивал Ключевский и отвечал:

Читайте также  Михайловская ссылка А.С. Пушкина

«Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания — первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу».

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее «за свой исконный и вечный образец». Она ничего не прибавила к содержанию последней, «кроме разве ошибок и искажений». «Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, — утешался Ключевский, — не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом».

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия IX–XIX вв.» (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали «более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания». Это, по их мнению, обусловило то, что она «вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов». Только с XVII в., благодаря усвоению «западноевропейских культурных ценностей», русская мысль «в кратчайшие сроки» принялась наверстывать «упущенное». Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего «коренную перестройку» всего русского философского миросозерцания. Отныне «старые доктрины обнаружили свою архаичность», и русская мысль устремилась «в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…». Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм. Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции «по пути к марксизму», либо к идиллической «встрече философии и православия». В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Объективное историческое исследование не может проигнорировать ни того, что русская философия глубоко укоренена в православно-христианской традиции, ни того, что ее связывают кровные узы с западноевропейской мыслительностью. Но сама по себе констатация этих фактов недостаточна; она не должна стать самоцелью. Главное состоит в том, чтобы понять, какие мотивы побуждали национальную мысль обращаться к работе над чужеродным материалом и какие идеалы выставлялись в процессе национального духовного творчества.

Лекции по истории русской философии (XI — XX вв.) — Замалеев Александр Фазлаевич

Лекции по истории русской философии (XI — XX вв.) — Замалеев Александр Фазлаевич краткое содержание

Лекции по истории русской философии (XI — XX вв.) читать онлайн бесплатно

Лекции по истории русской философии

Настоящее учебное пособие, не претендуя на полноту охвата имеющегося материала, главную задачу видит в том, чтобы дать целостный концептуальный обзор русской философии за почти тысячелетний период ее существования. Подобная работа во многом предпринимается впервые, хотя, разумеется, автор учитывал опыт всей прежней историографии.

В ней изначально определились два противоборствующих направления: православно-консервативное и просветительско-западническое.

У истоков первого направления стоял архим. Гавриил (В.Н. Воскресенский). Вышедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» стала своего рода барометром зарождающегося славянофильства. Ставя развитие философии в зависимость от «степени образованности отечественной», «духа времени» и «направления умственных сил» общества, автор признавал за ней роль индикатора психологии и миросозерцания народа. На основании своей философии германец представлялся Гавриилу идеалистом, неутомимым в изысканиях, но часто односторонним в «построении умственной теории». Напротив, англичанин «во всей деятельности ищет пользы, одинаково к тому употребляя и скептицизм… и материализм». Русский человек «богобоязлив, до бесконечности привержен вере, престолу и отечеству, послушен, нерешителен и даже недеятелен там, где подозревает какое-либо зло от поспешности, трудолюбив, хитр, непобедим в терпении, рассудителен, по отношению к любомудрию отличительный характер его мышления есть рационализм, соображаемый с опытом». Сущность русского ума — стремление сочетать рассудочность с набожностью, веру со знанием, что и придает особый колорит, настроение русскому характеру. Основными деятелями русской мысли, по мнению Гавриила, всегда выступали «духовные лица», занимавшие высшие места в церковной иерархии.

Влияние схемы Гавриила, захватив славянофильское «самобытничество» (И.В. Киреевский), перекинулось и на «веховскую» историографию. Особенно это заметно у Н.А. Бердяева, который утверждал, что русская философия не имеет никакого отношения ни к социализму, ни к политике и занята исключительно «нормировкой» мистики «в интересах русской культуры». Такова, на его взгляд, отличительная черта «нашего национального философского творчества». Эту же идею вслед за ним проводили Н.О. Лосский и В.В. Зеньковский. Согласно Лосскому, со времени славянофилов, давших «начало самостоятельной философской мысли в России», все наше любомудрие было ни чем иным, как «попыткой опровергнуть немецкий тип философствования на основании русского толкования христианства».«…Русская мысль, — заявлял также Зеньковский, — всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой…». Православно-консервативная историография изображала русскую философию преимущественно в виде некоей константы, alter ego православия. Данная тенденция полностью сохраняется и в новейших церковно-апологетических изданиях (митр. Иоанн, Л. Савельев и др.).

Противостоящее православно-консервативной историографии просветительско-западническое направление восходит к петровским временам (В.Н. Татищев); вершина этого направления — труды А.П. Щапова. В первую очередь это касается его классического исследования «Социально-педагогические условия умственного развития русского народа» (1870). По мнению автора, интеллектуальная жизнь России не знала «подготовительного», средневекового периода. До европеизации у нас все пребывало в «умственном застое». И все потому, что русский народ в интересах самосохранения на протяжении целых веков был вынужден вести борьбу с дикой природой. Господство физического труда способствовало сложению особого идеального типа древнерусского человека; это не ученый, не мыслитель, а богатырь, трудник, вроде Ермака, Хабарова и проч. Щапов приходил к заключению, что «без возрождающего гения передовых наций наш народ своими собственными умственными силами не мог бы выйти из этого застоя». Потребовались реформы Петра I. В Россию проникает западное просвещение, давшее начало самобытной мысли. Русская философия, не имеющая корней в прошлом, зародилась «на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки» и представляет собой «зачаток и развитие нового европейского интеллектуального типа». Суждения Щапова нашли самый живой отклик в просветительско-западнической историографии, представленной такими именами, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет.

Всего последовательнее позиции просветительского западничества выявились в методологии В.О. Ключевского. На его взгляд, история русской мысли — это вообще «история усвоения чужой мысли». Сперва она трудилась над освоением византийского материала, не давшего ей никаких позитивных результатов. Приблизительно с XVI или XVII в. намечается поворот к Западу. Как же «приручалась русская мысль к знанию научному, добиралась до него какими шагами?» — спрашивал Ключевский и отвечал:

«Первое внимание возбуждалось житейскими плодами знания: технические удобства, ремесла, мастерства. Утилитарность понимания пользы знания — первый шаг… Изумление перед размерами, количествами цивилизации. Первые путешественники: их сходство с паломниками. Патология. Гастрономия цивилизации, вкус личного комфорта. Ученики, посланные за границу отведать культуры. Знание, как средство гражданского воспитания для служения государству и обществу».

Русская мысль, приобщаясь к западноевропейской цивилизации, приняла ее «за свой исконный и вечный образец». Она ничего не прибавила к содержанию последней, «кроме разве ошибок и искажений». «Но одними вкладами в умственный капитал человеческой образованности, — утешался Ключевский, — не ограничивается история мысли: она есть вместе и история мышления, формального развития народной мысли в работе над готовым чужим материалом».

В контексте западнической методологии складывалась и советская историография отечественной мысли. Ее высшим достижением, вне всякого сомнения, должен быть признан труд А. А. Галактионова и П.Ф. Никандрова «Русская философия IX–XIX вв.» (1989). Авторы отчасти пытались снять остроту противостояния двух историографических традиций. Одной из особенностей русской философии они считали «более длительное, чем на Западе, господство в ней религиозных форм сознания». Это, по их мнению, обусловило то, что она «вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов». Только с XVII в., благодаря усвоению «западноевропейских культурных ценностей», русская мысль «в кратчайшие сроки» принялась наверстывать «упущенное». Так возникают основные направления материализма и идеализма. На рубеже XIX и XX столетий начинается возрастающее воздействие марксизма, совершившего «коренную перестройку» всего русского философского миросозерцания. Отныне «старые доктрины обнаружили свою архаичность», и русская мысль устремилась «в направлении к диалектическому материализму, материалистическому объяснению истории и пролетарскому социализму…». Именно такой представлялась авторам внутренняя логика истории отечественного любомудрия.

Даже из беглого историографического обзора видно, что в отношении к русской философии превалирующей тенденцией всегда оставался идеологизм. Историко-философский процесс в России сводился либо к эволюции «по пути к марксизму», либо к идиллической «встрече философии и православия». В результате русская философия превращалась в подмостки для идеологических декораций, которые менялась в зависимости от политической конъюнктуры.

Объективное историческое исследование не может проигнорировать ни того, что русская философия глубоко укоренена в православно-христианской традиции, ни того, что ее связывают кровные узы с западноевропейской мыслительностью. Но сама по себе констатация этих фактов недостаточна; она не должна стать самоцелью. Главное состоит в том, чтобы понять, какие мотивы побуждали национальную мысль обращаться к работе над чужеродным материалом и какие идеалы выставлялись в процессе национального духовного творчества.

Тема 9. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI—XX вв.)

Философия не имеет «национальной принадлежности» и является достоянием мировой духовной культуры в целом. Для истории человеческого духа нет принципиальной разницы, в какой стране была обоснована и развита та или иная идея, теория, концепция. Тем не ме­нее, мыслители всегда являются представителями определенного народа, и его национальная культура часто накладывает заметный отпечаток на их творчество. Именно в этом смысле можно говорить о «немецкой» или «английской» философии. С такой же позиции мы рас­смотрим и историю русской философской мысли.

Как и у других народов, становление русской философии было обусловлено стремлени­ем передовых носителей национальной духовной культуры решить основополагающие ми­ровоззренческие вопросы. При этом за свою почти тысячелетнюю историю русская филосо­фия испытала весьма серьезное влияние многих зарубежных учений и идей (прежде всего, древнегреческих и западно-европейских мыслителей). Вместе с тем, учения ее представителей отличает и заметное своеобразие. В них отразились особенности российской истории, духов­ной культуры и национального самосознания, экономического и социально-политического устройства общества.

Для русской философии характерна прежде всего социальная направленность, стремле­ние осмыслить происходящие в обществе процессы, оценить его прошлое и предсказать бу­дущее. В этой связи в учениях многих русских мыслителей важное место занимает историо­софия, то есть стремление постичь скрытый смысл человеческой истории. Подобная направ­ленность обусловлена очень большой зависимостью судьбы отдельного человека от государ­ства и проводимой им политики на протяжении практически всей российской истории. Есте­ственно, что поэтому взоры мудрецов обращались к целому, к отождествляемому с государ­ством обществу. Социально-политический акцент русской философии был определен и глу­биной общественных противоречий, скрытых за всеподчиняющим деспотизмом, но часто проявляющихся в условиях регулярных войн и нашествий, восстаний и «смутных времен».

Русская философия развивалась в тесной связи с православием, являвшимся главной ос­новой духовности нации вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Особое значение имело при этом нравственное содержание православной христианской веры. В результате большинство учений русских мыслителей имеет религиозно-этическую окраску. В русской религиозной философии мир рассматривается как творение Бога; развивается традиционная христианская концепция, согласно которой человек представляет собой единство души и те­ла. История обычно трактуется с провиденциалистских позиций.

Читайте также  Травмы коленного сустава. Клиника и реабилитация

На характер русской философии во многом повлиял и общинный уклад жизни преобла­дающей по численности социальной группы — крестьянства. Специфику учений русских мыслителей во многом определило также особое географическое положение России, нахо­дящейся между Востоком и Западом. В результате в русской философии были хорошо замет­ны взаимодействие и борьба двух начал: с одной стороны, деятельного и рационального ев­ропейского, с другой — консервативного и эмоционального азиатского. Кроме того, важ­ным предметом рассмотрения стал вопрос о месте России в потоке мировой истории, ее от­ношении к ценностям Восточной и Западной культур.

В истории русской философии можно выделить несколько периодов. В XI—XVII веках отечественная философская мысль находилась в стадии становления, когда в рамках религи­озных, этических и политических учений происходила разработка и некоторых мировоз­зренческих вопросов. Первые философские системы появились в XVIII столетии, после дав­ших импульс европеизации русской культуры и способствовавших развитию просвещения реформ Петра I. Пожалуй, самым плодотворным для русской философии периодом были XIX — начало XX века. Благодаря общему развитию духовной культуры расцвел талант многих ярких и оригинальных мыслителей, прежде всего религиозных. В это время наиболее отчетливо проявились особенности русской философии.

После Октябрьской революции установилось почти полное господство одной идеолого-мировоззренческой системы — марксизма. Определенные возможности для развития остава­лись, пожалуй, только у философии космизма, имеющей преимущественно материалистиче­скую направленность. Многие мыслители вынуждены были уехать из страны, и в этой связи часто говорят также о русской эмигрантской философии XX века. Русская философская мысль во всех ее многообразных проявлениях всегда была важнейшим элементом нацио­нальной духовной культуры.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Русская философия XI–XX вв. (стр. 1 из 4)

Русская философия XIXX вв.

1. Становление русской философии (XI-XVII вв.)

2. Философия просвещения в России XVIII в.

3. Важнейшие течения в русской философии XIX века (период классики)

Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России в мире («Восток — Запад»), национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящими является наличие таких идейных потоков, как историософский религиозный нравственный, естественнонаучный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.

1. Становление русской философии (XIXVII вв.)

Отечественная философия мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI — XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях, как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариоиа (ХI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля ведь поражает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой поведения человека должен быть Страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души — вот что является важнейшей задачей всей жизни человека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философии мысли, наряду с историко-философскими и нравственно — практическими, появилась и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм («безмолвствие») — практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и ограниченно соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности Нил Сорский. Он проповедовал нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень от падения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестяжательства — движение за отказ монастырей на право владение собственной землей, за видение монахами аскетического образа жизни.

В XIV-XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергей Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно — философских представлений о человеке, укреплении русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и д.р.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственною распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV-XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народно творчестве, также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве, как о «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевание варварами. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «Третьему Риму» (Москве) как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва-Третий Рим» обосновывало таким образом притязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формы государственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые властные полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М. Курбский был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспотичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли – историко-философской, религиозной и нравственной. В последующем эти тенденции дополнились новым содержание, это обогатило национальную философию. Хотя в XII-XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево-Могилянская академия и д.р.) и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.

2. Философия просвещения в России XVIII в.

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ, сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Контемир, И.Т. Посошков, которых называли «ученой дружиной» Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиции науки в общественно жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

Реферат: Русская философия XI–XX вв.

1. Становление русской философии (XI-XVII вв.)

2. Философия просвещения в России XVIII в.

3. Важнейшие течения в русской философии XIX века (период классики)

Русская философия имеет достаточно длительную историю и многогранное идейное содержание, является органической частью мировой духовной культуры. На ее формирование и развитие огромное влияние оказали такие факторы, как православная религия, острота социального вопроса в стране, особенности географического расположения России в мире («Восток — Запад»), национальное самосознание и другие обстоятельства. В ее содержании непреходящими является наличие таких идейных потоков, как историософский религиозный нравственный, естественнонаучный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого (человеческая история), но в ней всегда присутствовал дух преображения настоящего и тема будущего, искания справедливого и человечного общественного устройства. В этой философии неизменным является также осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, космическом призвании нашей страны. Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности, занимая достойное место в мировом историко-философском процессе и культуре человечества.

Читайте также  Понятие Иска. Виды исков

1. Становление русской философии ( XI XVII вв.)

Отечественная философия мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец X века). Первый («ранний») период в ее развитии пришелся на XI — XVII вв. (Древняя и Средневековая Русь). В рамках этого длительного исторического времени происходило становление русской философии и ее идейных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях, как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в «Повести временных лет» были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. В «Слове о полку Игореве» осмысливались социальные отношения того времени, формулировались нравственные основы общественной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариоиа (ХI век). В его «Слове о законе и благодати» центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В «Молитве» Иларион рассматривал природу человека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека «земными» заботами и отвлекает от служения Богу, от полнокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его обращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, великое и благое. Свободная воля ведь поражает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку («мирянину»). Ему рекомендовали обходиться «тремя делами добрыми» — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относились также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между человеком и обществом. Основой поведения человека должен быть Страх, трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение. Спасение души — вот что является важнейшей задачей всей жизни человека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философии мысли, наряду с историко-философскими и нравственно — практическими, появилась и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм («безмолвствие») — практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жизни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается через созерцание природы и с помощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представляет собой как бы «микрокосм» и ограниченно соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности Нил Сорский. Он проповедовал нравственного восхождения личности по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень от падения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестяжательства — движение за отказ монастырей на право владение собственной землей, за видение монахами аскетического образа жизни.

В XIV-XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергей Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно — философских представлений о человеке, укреплении русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как проявление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосий Косой и д.р.) критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственною распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV-XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключалась на осмысление социально-политической и историко-философской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого государства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народно творчестве, также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве, как о «третьем Риме». Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. «Старый Рим», бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевание варварами. «Новый Рим» (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, «Третьему Риму» (Москве) как якобы истинному наследнику христианского вероучения, суждено «стоять вечно», а четвертому Риму «не бывать». Учение «Москва-Третий Рим» обосновывало таким образом притязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был известный общественный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формы государственности является неограниченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые властные полномочия и в своих действиях вправе применять даже военную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы формирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М. Курбский был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспотичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли – историко-философской, религиозной и нравственной. В последующем эти тенденции дополнились новым содержание, это обогатило национальную философию. Хотя в XII-XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как отрасль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учебных заведениях (Киево-Могилянская академия и д.р.) и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.

2. Философия просвещения в России XVIII в.

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено реформаторской деятельностью Петра Великого, который прорубил «окно» в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время был учрежден Московский Университет, а в нем основан философский факультет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшие влияние на нее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыслители. В философии все больше утверждался европейский тип мышления рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ, сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Контемир, И.Т. Посошков, которых называли «ученой дружиной» Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствовало укреплению позиции науки в общественно жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт общественный деятель. Он заложил прочную основу материалистической традиции в русской науке и философии, основал новые отрасли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленности, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносова придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Она есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и д.р.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иным «первичными» свойствами. К числу же «вторичных» свойств Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенные состояние тел. Материальным телам присуще также движение — вращательное, поступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформулировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металл в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количество вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. «. Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему- либо нечто прибавилось, то это отнимется у чего-то другого. сколько материи прибавляется какому — либо телу, стока же теряется у другого . тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будит завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никогда не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество В.М. Ломоносов оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии естествознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н. Радищев, — писатель, философ и просветитель. В 1870 году он опубликовал книгу « Путешествие из Петербурга в Москву», за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии». Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А. Бердяев окрестил его «первым интеллигентом» в России. Радищев называл крепостные порядки «наипротивнейшим человечеству естеству состоянием». Порабощение человека является преступлением перед ним — такова основная мысль автора «Путешествие из Петербурга в Москву». Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет собой зверский обычай, порождающий «сердце окаменелое и души отсутствие совершенное». Так же критически Радищев относился и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие представляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот почему народ имеет естественное право на революцию как способ защиты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Революция — эо радикальный способ ломки крепостного строя и самодержавия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заменена народным суверенитетом.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: