Самосовершенствование личности. Личность и творчество - ABCD42.RU

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Самоактуализация и самосовершенствование личности. Творческий потенциал личности и его развитие

Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.

Акмеология (от греч. акме — вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.

Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.

Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.

Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.

В основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречий между наличным уровнем личностного роста («Я-реальное») и некоторым воображаемым его состоянием («Я-идеальное»). Источники самосовершенствования находятся в социальном окружении, причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий, результатом разрешения которых является про процесс целенаправленного развития собственной личности.

Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.

Не всякая деятельность — есть деятельность по самосовершенствованию. В любой деятельности можно вычленить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, оста ливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов.

В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).

Пути и способы самосовершенствования личности

Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:

· самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);

· самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);

· программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);

самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).

Точкой отсчета личностного роста, самовоспитания человека является выбор идеала — образца, на который хотелось бы равняться.

Возможности личностного развития безграничны. Физиология подтверждает, что человек в силах изменить себя при активной работе над собой. Академик И.П. Павлов рассматривал человека как единственную в мире систему, способную к саморегулированию и самовоспитанию: Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания. Потребность в самовоспитании особенно отчетливо обнаруживается в переходный период развития личности, а именно в подростковом возрасте.

Одно из наиболее важных качеств личности, необходимое в современном мире, — стремление к достижению успеха.

Человек, у которого устойчивой характеристикой является стремление к успеху, становится таким не за один день. Стремление к успеху или безынициативность — результат воспитания. Механизм формирования таких противоположных качеств показан в концепции «обученной беспомощности», предложенной известным американским психологом М. Селигманом.

Ограничения на пути достижения акмеологических вершин

Ø Влияние семьи (почти всегда люди с детских лет усваивают ограниченное, одностороннее представление о себе; человек может прожить всю жизнь, реализуя «программу», заложенную еще в детстве).

Ø Собственная инерция (любая перемена возможна при условии преодоления инерции, что требует затрат энергии и настойчивости).

Ø Недостаток поддержки (поддержка других помогает преодолеть недостаток энергии, необходимой для осуществления перемен).

Ø Неадекватная обратная связь и враждебность других.

Ø Жизненные кризисы, естественным образом возникающие в процессе осуществления жизни, могут проживаться с развивающим, либо деморализующим эффектом. Чтобы они протекали по первому варианту, необходимо выработать привычку относиться к трудностям, препятствиям как к новым возможностям. Наиболее практичным способом осуществления саморазвития является: 1) изучение; 2) осознание; 3) преодоление личных ограничений, препятствующих успеху и личному росту.

Каждый человек, если он желает быть успешным, должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Способность распоряжаться собой может быть определена как «ответственность за себя».

Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. Таким образом, суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом.

Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в само неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях.Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема — условия развития творческих возможностей.

Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, — в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность.

Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.

Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма — 5—12 человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, обсуждения. Главное в мозговом штурме — генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе.

Синектика — процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится на точку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Самосовершенствование личности. Личность и творчество

Самосовершенствование — сознательная и систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретённых и формирования новых качеств личности. Самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Базой самосовершенствования личности является нормальное функционирование нервной системы, а именно эффективная работа второй сигнальной системы — мышления и речи.
По всей видимости, человек вступает в активную фазу самосовершенствования по достижению определенного уровня интеллектуального развития, которое, на фоне систематического использования базовых видов умственных операций, выражается в овладении когнитивным арсеналом, представлениями о формах познания, формировании понятий, понятийно — операциональным логическим инструментарием.

Самосовершенствование есть непрерывное приложение усилий для улучшения самих себя, это стремление к преодолению наших слабостей и недостатков. Самосовершенствование – не то, что может произойти в одночасье. Оно требует настойчивости, терпения и постоянного стремления к лучшей жизни. И это лишь малая часть тех факторов, которые ускоряют наше движение вперёд.

Подсознательное внимание является одним из основных ключей к самосовершенствованию и личностному росту. Изменяя содержание вашего разума, вы меняете привычки, поведение и отношение. Это происходит посредством визуализации, медитации и анализу поведения и привычек.
Процесс внутреннего изменения требует и внутренней работы. И совсем недостаточно одного чтения, от вас требуется практика того, что вы прочитали, что естественно требует времени и усилий. Не существует такого понятия как мгновенное самосовершенствование. Любое внутреннее изменение требует времени, у вас должна быть мотивация, желание, стремление, упорство и преданность делу.

Правила получения максимума от программ по саморазвитию.

Хорошие ресурсы по саморазвитию действительно могут помочь вам в улучшении вашей жизни, но для этого вы должны играть по следующим правилам:

1. Поверьте, что это возможно.
Это на самом деле ключ к эффективному саморазвитию. Вы должны верить, что можете совершить изменения в вашей жизни, и вообще, что в ней действительно что-то можно изменить. Вам даже не нужно верить в ресурсы по саморазвитию. В вас уже есть всё необходимое. Как бы вы не назвали это: «закон притяжения» или основы позитивной психологии, вы можете совершить изменения в своей жизни. Если вы испытываете трудности с верой, полагаясь только на один ресурс по саморазвитию, инвестируйте время в тот ресурс, который вас убедит в ваших способностях.

2. Возьмите управление в свои руки.
Ни одна книга и не одна программа не была создана специально для вас, поэтому вам нет необходимости слепо следовать инструкциям, которые в ней изложены. Не нужно ждать, что книга или аудио лекция будет мотивировать вас на принятие соответствующих мер в достаточной степени. Ресурсы по саморазвитию всего лишь предлагают вам инструменты, которые вы уже сами используете так, чтобы это подошло вам лично, вашей жизни и вашим потребностям.

3. Сфокусируйтесь на саморазвитии.
Для того чтобы улучшить свою жизнь, вы должны сосредоточиться на одной вещи, которую вы в состоянии контролировать. На вас самих. Об этом много говорится в литературе – только изменив самого себя можно серьёзно изменить внешние обстоятельства. Только в этом случае вы перестанете испытывать сопротивление внешнего мира, только в этом случае борьба за улучшение вашей жизни сводится к игре. Изучая новые техники самосовершенствования, фокусируйтесь на том, что вы можете изменить в себе, чтобы техники саморазвития заработали. В большинстве случаев всё сводится к созданию привычек.

4. Отметьте, где вы находитесь.
Вы должны понимать, где вы сейчас находитесь и ставить перед собой реальные цели. Вероятно, вам придётся начать с изменения самих основ вашей личности – с преодоления ограничивающих убеждений, развития мотивации, самодисциплины, концентрации и так далее. Например, что толку от чтения советов «Как приумножить ваши доходы» или «Как стать атлетом», если на самом деле вам необходимо перестать быть волокитчиком или преодолеть тягу к неправильному питанию? Вы должны чётко понимать, можете ли вы следовать советам всех тех техник по самосовершенствованию на данный момент времени.

5. Установите свой собственный темп.
Многие ресурсы по саморазвитию чаще всего питают ваши надежды на удивительно быстрые результаты, в действительности же, всё происходит не так быстро, по крайней мере, не у всех. Перестаньте торопиться, и сосредоточьтесь на небольших достижениях, которые вы можете совершить, пусть и за более длительное время. Проявите терпение и настойчивость, и получайте удовольствие от процесса. Как всё происходит чаще всего: вот вы нашли хорошую технику по быстрому и эффективному набору мышечной массы, вы начинаете чётко следовать советам, приведённым в этой технике, но вскоре устаёте, и ваш прогресс прекращается. Всё дело в том, что у каждого человека разный организм, который по-разному отвечает на всякого рода тренировки. Установите свой собственный темп.

6. Получайте меньше информации, и совершайте больше действий.
Вспомните, сколько раз вы пытались усвоить информацию тренингов и книг? Быть может, вам приходилось всё перечитывать или слушать по несколько раз? Или прочитав одну книгу, вы сразу переходили к другой. Так вот, чаще всего это пустая трата времени. Вы обманываете себя, считая, что чем лучше вы усвоите материал тренингов, книг и курсов, тем лучше будет ваша жизнь. Этого не случится, по крайней мере, пока вы не начнёте принимать меры. Вы должны получить максимум от любого из средств, прежде чем решите перейти к следующему. Сфокусируйтесь на принятии решений соответственно получаемой вами информации. Можете даже уменьшить объём информации, который вы получаете – перейдите с количества на качество.
Многие техники по саморазвитию в действительности могут принести результат. Но для этого вам необходимо следовать как минимум шести изложенным выше правилам. Перестаньте просто поглощать информацию, используйте её на практике и превратите эту информацию в свой собственный опыт, вашу личную мудрость.

Читайте также  Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

Саморазвитие и самосовершенствование — путь к личной свободе

Саморазвитие и самосовершенствование набирают популярность в нашей стране. Человек, который умеет адекватно оценить свои способности, обретает уверенность в себе и завтрашнем дне. Человек, который работает над собой, всегда открыт к приобретению новых знаний и впечатлений.

Он оптимистично смотрит в будущее, потому что умеет его формировать. Как добиться этого состояния, что нужно делать и с чего начинать? Рассмотрим эти вопросы в статье.

Я начала свой путь к совершенству с занятия йогой, а моя подруга всерьез погрузилась в медитативные практики. Прошел год, и я вижу, как она изменилась: стала спокойнее, увереннее в себе, стройнее и намного приятнее в общении. Возможно, и во мне тоже произошли положительные перемены, кто-то со стороны обязательно это заметит и скажет мне.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Психология саморазвития

Для чего нужно саморазвитие, и почему современные люди все чаще о нем задумываются? Саморазвитие необходимо для самоактуализации, для осуществления своего призвания. То есть, чтобы реализовать свой творческий потенциал, его сначала нужно раскрыть. Этим и занимается саморазвитие и самосовершенствование как стимул к самореализации.

Зачем раскрывать то, что дано от природы? Не все люди могут реализовать то, что было дано им от рождения. И этому способствуют многие факторы:

  • неправильное воспитание;
  • наличие психологических комплексов;
  • неверие в себя и свои силы;
  • негативное влияние окружающих, родных.

Нереализованные возможности тяжким грузом лежат на плечах и не дают покоя. Иногда человек не может самореализоваться из-за психологического давления родственников или ближайшего окружения. В этом случае ему необходимо просто сменить место проживания и круг общения, чтобы чего-то добиться в жизни.

Некоторые люди годами «тянут лямку» на нелюбимой работе, потому что она приносит деньги на проживание. Годы идут, а самореализации нет. В результате человек может впасть с депрессию и не выйти из нее.

Самореализация — путь к цельной личности. Это стремление человека быть тем, кем он хочет. Это жизнь в гармонии с самим собой, реализация природного потенциала. Это возможность идти своим путем, а не плыть по течению жизни.

Стимул к саморазвитию — это стремление к:

  • самоопределению;
  • самоутверждению;
  • познанию;
  • безопасности;
  • самовыражении.

Человеческая личность нуждается в свободе проявления своей индивидуальности, самовыражении. Это может осуществиться через искусство, литературное творчество, волонтерское движение и др. Человеку необходимо эволюционировать, улучшать самого себя и созидать. Без удовлетворения этих базовых потребностей души он начинает деградировать.

  • поддерживать свой эволюционный рост и развитие на должном уровне;
  • стать конкурентноспособным в социуме, социально значимым и востребованным;
  • поддерживать самооценку на высоком уровне;
  • самореализоваться в жизни.

Однако не следует путать саморазвитие с культурными и эстетическими формами. Это разные вещи. Его можно соотнести с духовностью, но оно может проявиться в любой форме. Саморазвитие дает нам возможность идти в ногу со временем, принимать любые изменения в окружающей действительности и инновации.

Отказ от саморазвития — это просто существование.

Составляющие саморазвития

Современная психология разделяет саморазвитие на несколько составляющих:

  • физическое;
  • физиологическое;
  • психическое;
  • социальное;
  • духовное;
  • интеллектуальное;
  • профессиональное.

Физическое развитие предполагает тренировку мускулатуры, выносливости и силы. Физиологическое развитие — это здоровый образ жизни, укрепление иммунного статуса организма, улучшение самочувствия.

Психическое развитие — это тренировка своих способностей, работа с памятью и мышлением. Духовное развитие — это поиск смысла жизни и всё, связанное с этим понятием. интеллектуальное развитие — это получение новых знаний и навыков.

Социальное развитие — это переход на более высокий уровень социального слоя, продвижение по карьерной лестнице, завоевание новых социальных вершин, повышение своего авторитета.

Профессиональное развитие — это получение дополнительного образование, овладение новыми профессиональными навыками.

На подсознательном уровне человек выбирает именно то направление саморазвития личности, которое вызывает отклик в его внутреннем мире.

Этапы саморазвития

Обобщенной методики личностного роста и саморазвития не существует, так как каждый человек развивается индивидуально. Психология лишь может указать общее направление, в котором может двигаться человек:

  1. осознание необходимости внутренних изменений;
  2. выявить свои недостатки, которые нужно изменить;
  3. поставить перед собой цель, к которой нужно двигаться;
  4. определить путь достижения желаемого результата;
  5. продвижение по выбранному пути.

Рассмотрим эти этапы подробно.

Осознание необходимости в переменах

Осознание необходимости внутренних перемен нужно для того, чтобы начать двигаться в этом направлении. Если человек не понимает, что ему необходимо саморазвитие, он не будет к нему стремиться. На этом этапе важно критическое отношение к себе:

  • ощущение топтания на месте, отсутствия развития вплоть до деградации;
  • необъяснимое внутреннее ощущение тревоги;
  • постоянное откладывание важных дел на потом;
  • появление вредных привычек.

Человек начинает ощущать, что занимается не своим делом. Это приводит к рутине и скуке, ощущению бессмысленности и пустоты. Жизнь проходит мимо, человек просто застрял на одном месте. Либо состояние пустоты может сопровождаться отсутствием какой-либо цели и желания стремиться вперед к новым горизонтам.

Пропадает вкус к жизни. Это серьезный сигнал, что нужно срочно что-то менять.

Далее может появиться необъяснимое чувство тревоги внутри, без каких-либо оснований. Тревога может стать постоянной и перейти в депрессию. Если депрессия длится более двух дней, нужно срочно обращаться к специалисту за помощью. Чтобы дело не дошло до психиатра, нужно вовремя обратиться к психологу.

Появление вредных привычек — это попытка заполнить внутреннюю пустоту хоть чем-то или просто забыться. Это может быть пристрастие к табаку или алкоголю, «зависание» в соцсетях или играх. Это последний сигнал, что нужно срочно что-то менять в жизни.

Поиск недостатков

Чтобы двигаться по пути саморазвития и самосовершенствования, нужно понять, какие недостатки следует устранить или превратить в достоинства. Недостатки становятся помехой на пути личностного развития, причинами потерь и неудач.

Они не позволяют полностью раскрыть внутренний потенциал и становятся причиной неудовлетворенностью жизнью и собой. Самое главное на этом этапе — определиться с направлением, в котором нужно двигаться.

Если станет необходима внутренняя поддержка, можно обратиться за помощью к религии, психологии либо эзотерике. Изучение указанных направлений поможет обрести внутреннюю уверенность и силу для преодоления самых сложных помех.

Постановка цели

Это определение, каким должно быть будущее, куда и к чему в конечном итоге человек должен прийти. Этот этап для многих становится просто камнем преткновения, потому что мало кто знает, чего он конкретно хочет. Людям легче осознать, чего они не хотят, чем поставить четкую цель и определить направление движения.

Отсутствие цели заканчивается жалобами на жизнь, поиском виновных в своих неудачах, синдромом жертвы. При таком психологическом настрое не может быть и речи о самосовершенствовании и развитии.

Нужно четко знать, чего вы хотите от жизни. Чтобы это определить, нужно на одном листе записать всё то, что не устраивает. На другом листе нужно четко обрисовать картину будущего, к чему нужно стремиться.

Определить путь достижения результата

Это может быть самостоятельное изучение литературы по саморазвитию либо запись на тренинги, либо приобретение аудио программ с записью тренингов. Чтобы развитие шло быстро и эффективно, нужно пересмотреть свой круг общения.

Некоторые люди могут не просто сбивать с выбранного пути, но и тянуть вниз за собой. Поэтому придется очень серьезно подойти к этому вопросу и сделать выбор между дружбой с человеком и саморазвитием. Не обязательно резко прерывать общение: можно просто постепенно отучить человека от контактов с вами.

Кого выбирать в друзья? Это должны быть люди, которые преуспели на пути саморазвития и достигли определенных результатов. Вот к ним нужно тянуться, с ними общаться. Новых друзей можно найти на тематических форумах или соцсетях.

Продвижение по пути

Результат не будет достигнут, если просто ограничиться чтением литературы. Нужно действовать и применять на практике то, о чем вы узнали из тематических курсов и литературы. Чтобы результат проявился, нужно будет потрудиться.

Если вы выбрали физиологическое развитие, нужно придерживаться здорового образа жизни (ЗОЖ), во многом себе отказывать и жить по новому распорядку дня. Поэтому будьте готовы к действиям, иначе мечта измениться так и останется мечтой. Помните, что самосовершенствование — это непрерывный процесс, без выходных дней и отпуска.

Что может помешать саморазвитию

Как только человек принимает решение что-то изменить в себе или поменять свою жизнь, сразу же появляются всевозможных помехи и препятствия. Кому не доводилось впустую начинать новую жизнь с понедельника? Многие ее так и не начали.

  • зависание в соцсетях, пустое времяпровождение в интернете;
  • невозможность преодолеть лень, которая оказывается намного сильнее твердой воли;
  • хронические стрессовые ситуации, которые забирают силы и время;
  • негативный опыт в прошлом, память о неудачах и ошибках;
  • желание тотального контроля над своей жизнью.

Помните, что вы поставили цель стать лучше, поэтому сворачивать с пути из-за помех неразумно. Настройтесь на позитивный лад и осознайте, что теперь вся ваша жизнь будет подчинена поставленной цели — саморазвитие и самосовершенствование.

Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление!

Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и впечатлений, способной легко найти общий язык с другими людьми. Возможен ли процесс постоянного развития и ощущение комфорта на протяжении всего пути?

Основные психические процессы

Развитие – это изменение внутреннего мира человека под действием внешних факторов и собственных действий, целенаправленная деятельность по достижению результата. Это сознательная работа, требующая количественных и качественных изменений. Саморазвитие, согласно психологии, — это развитие, которое происходит благодаря высокой активности самого человека.

С раннего возраста родители направляют детей с помощью обучения и воспитания. Под действием внешних и внутренних факторов формируется личность , появляются интеллектуальные, нравственные, физические качества.

Развитие проходит по-разному. Одни переходят из класса в класс, затем поступают в университет, потому что «так нужно», идут на работу по специальности. Другие пробуют себя в разных сферах, меняют направление деятельности, ищут новизну.

Откуда берется активность? Из взаимодействия человека и внешнего мира. Посредником выступает человеческое познание и его основные психические процессы:

  • ощущение – то, с чего начинается жизнь, воздействие теплого, холодного, твердого и мягкого;
  • восприятие – сопоставление характеристик объектов для составления целостной картины;
  • мышление – это процесс установления связи между объектами или их характеристиками, а также анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование, получение новых знаний о мире;
  • воображение – это преобразование знаний об объектах внешнего мира, способах взаимодействия с ними;
  • память – это процесс накопления знаний об окружающей реальности, собственных переживаний, мыслей и умозаключений касательно объектов и процессов;
  • внимание – это избирательное направление сознания на решение проблемы.

Большинство людей наделены одинаковыми органами чувств, но остальные психические процессы – это отражение или переработка информации, полученной на этапе ощущения.

Восприятие избирательно. Зависит от силы раздражителя, интереса, опыта и направленности. Мышление направлено на решение задачи, а задача выходит из проблемы или проблемной ситуации, той, которая заставляет искать нестандартное решение. Воображение – это процесс создания образов, отражающих действительность и ее процессы – опыт. Способность напрямую зависит от опыта. Память – отбор и фиксация значимой информации, что опосредованно эмоцией, интересом, целью. Внимание связано с чувствами, интересами, опытом.

Для чего человеку даны все перечисленные способности? Для выживания. Возможность личности приспособиться к новым обстоятельствам зависит от ее развития. Потребность в адаптации выступает одним из механизмов личностного развития и роста в психологии. Ее срыв – это тот самый кризис саморазвития.

Психология саморазвития

Человек, открытый к саморазвитию, – это ученый, который при столкновении с проблемой собирает факты, формирует гипотезы и действует, чтобы воплотить их в реальность.

Читайте также  Гельминтозы у детей и их профилактика. Ожоги

Психология саморазвития личности имеет два направления:

  1. Внешнее. Нацелено на выбранную деятельность и ее улучшение. Это постановка целей, разработка плана, мотивация и контроль.
  2. Внутреннее. Развитие внутреннего мира, анализ и самоанализ событий, оценка и совершенствование.

Прогресс в саморазвитии наблюдается тогда, когда человек:

  • ориентируется на общечеловеческие ценности, стремится копить знания, чтобы быть полезным обществу (бесполезно копить знания исключительно для себя);
  • умеет планировать и действовать согласно плану;
  • способен мобилизовать себя, преодолевать трудности;
  • оценивает собственные сильные и слабые стороны, осознает готовность к новой деятельности.

Саморазвитие в психологии — это целенаправленные действия, сосредоточенные на изменении реальности, картины мира и себя с помощью выбора целей, средств их достижения, жизненным принципов.

Что мешает развиваться? Страх ответственности, лень, эгоцентризм, позиция жертвы. Эти качества нужно заменить теми, которые будут способствовать самосовершенствованию:

  1. Осознанность. Это умение переживать текущие эмоции, не углубляясь в переживания прошлого или будущего.
  2. Познание. Это то, что делает человека человеком. Определяется в умении не только ощущать, но и воспринимать, обдумывать, запоминать.
  3. Действие. Выбор деятельности, в которой хотелось бы совершенствовать навыки и умения, ставить цели и задачи.
  4. Жизненные идеалы (идеи). Это высшие цели, поставленные перед собой, как человеком, и перед обществом.
  5. Ответственность. Умение принимать тот факт, что происходящее вокруг – результат собственных поступков или их отсутствия.

Не стоит забывать и о здоровье. Болезни, слабость и усталость мешают саморазвитию, поэтому нужно вести правильный образ жизни, поддерживать работоспособность тела.

Мотивация

В психологии саморазвития мотивация – это топливо для действий, решений. Многие люди тратят время на поиск мотива, причины, довода, «пинка». Однако мотивация есть у каждого, но с ошибочным вектором. Достаточно сменить минус на плюс.

Мотивы могут быть внутренними (успех в работе, потребность в учебе), или внешними (престижное авто, высокий заработок).Но не это является побудительной силой или преградой к действию.Есть люди, ориентированные на успех и на неудачу. «Я так и знал! У меня ничего не получается. Это моя судьба». Чтобы переориентироваться на успех, надо воспринимать неудачу, как вызов:

  • пересмотреть цели, раздробить их на более мелкие;
  • учесть риски, создать варианты плана;
  • найти партнеров;
  • постоянно учиться, расширять арсенал средств для достижения целей.

Конструктивная реакция на неудачи – это источник мотивации.

Результат

Теория Карла Роджерса в психологии определяет саморазвитие, как реализацию человеком своего потенциала. Это стремление стать полноценно функционирующей личностью, жизнь которой наполнена смыслом, поисками и волнениями. Считается, что саморазвитие доступно только в духовном плане как высшее звено потребности. Это далеко не так. Саморазвитие происходит на любом этапе, в любой деятельности.

Как добиться результата? Поставить цель. Она должна находиться в плоскости, которая находит отклик во внутреннем мире, и позволяет развиваться внешне, воплощается в действие, в практику, формирует социальную роль человека.

План саморазвития

Адаптация происходит только тогда, когда в этом есть необходимость. Потому саморазвитие, как сознательная активность, возникает в ответ на конкретную практическую проблему. При этом она должна относиться к области, изучение которой человеку интересно.

План в психологии саморазвития для творчества, бизнеса строится так:

  1. Выбрать области для развития – темы, о которых интересно читать, размышлять.
  2. Обозначить мотивы (повышение самооценки, самоуважение; самообучение, рост профессионализма).
  3. Поставить цели. Их может быть несколько (но в пределах возможностей).
  4. Описать свои сильные стороны. Это знания, возможности, качества, которые помогут в достижении цели.
  5. Определить риски и недостатки, то, что может помешать.
  6. Выбрать навыки и знания, которые нужно получить.
  7. Создать план на неделю. Он включает цели, ресурсы для их достижения, возможные риски и время на обучение.

Даже если план самосовершенствования примерный, по ходу действия его можно скорректировать.

Идейность и восприятие

Когда каждый шаг в деятельности посвящен важным для личности идеям, то и восприятие подсознательно будет ориентировано на получение информации в данной области.

Идейность – это подчинение деятельности принципам, которые отвечают нравственным, социальным или эстетическим идеалам, точке зрения. Защита собственного мнения – то, что движет человеком, дает силы. Идейному человека любая деятельность дается проще.

Основные этапы самосовершенствования личности

Саморазвитие у всех проходит по-разному. Но есть и общие этапы.

Потребность в переменах

В какой-то момент человек понимает, что нужно меняться. Он больше не видит логики в действиях окружающих, теряет вкус к жизни и навыки, чувствует неудовлетворенность собой и своим окружением. Важные дела постоянно откладываются на потом, а при их выполнении не получается сосредоточиться и собраться с мыслями.
Если есть хотя бы один из описанных «симптомов», нужно что-то менять.

Представление об идеальном «Я»

Итак, решено: переменам быть. Вместе с этим осознанием приходит понимание, что нужно изменить. Этот этап требует постановки целей. Не обязательно сразу больших.
Для примера можно привести улучшение финансового положения. Это абстрактная цель. Ее следует конкретизировать. Для чего нужны день? Может быть, для приобретения машины? Или для отдыха за границей?

Поиск сильных и слабых сторон

Их нужно искать после того, как определены цели. Не стоит расстраиваться, если есть недостатки. В какой-то мере они также могут поспособствовать саморазвитию. К примеру, критическое мышление поможет оценить ситуацию со всех сторон. А медлительность и вдумчивость защитят от досадных ошибок, возникших из-за спешки.

Составление плана действий

Следующий этап – составление четкого плана. Его нужно разбить на несколько частей. Так будет легче идти к главной цели. Не отступать от нее помогут тренинги, мастер-классы и истории людей, которые смогли добиться успеха.

Активные действия

Начинать нужно как можно быстрее. Не стоит оглядываться на тех, кто не верит в успех задуманного и отговаривает от движения вперед. Лучше ориентироваться на активных и успешных людей.
На этом этапе нужно не только получать знания, нор и применять их на практике.

Советы специалистов: путь к саморазвитию

Людям, которые занимаются саморазвитием, подчинили жизнь конкретной идее, которую усиленно проводят через практику, некогда скучать, тратить время на сравнение, зависть. Они не глушат собственное сознание. Они заняты и увлечены.

Возможно, высокий уровень стресса немного тормозит их развитие. Но это не проблема. Ситуация изменится, стоит лишь привести жизнь в порядок. Техники саморазвития личности в психологии касаются изменений в физическом, эмоциональном и умственном состоянии.

Достаточно времени на сон

Сокращать количество сна ниже положенных 6-7 часов не стоит, ведь это путь к стрессу из-за повышения уровня кортизола. Нужно оптимизировать режим: ложиться не позднее 23:00. Выработка гормона роста поможет концентрации внимания, памяти.

Любимое утро

Утром отдохнувшая нервная система готова воспринимать информацию. Считается, что это лучшее время для запоминания. Используйте его до того, как накопится стресс. Утром приходят важные решения.

Расставляем приоритеты

«Мне некогда» — это желание угодить кому-то, но не себе. Отдайте приоритет тому, что даст задел на будущее – реализации идеи. Продвигайтесь к цели, а не жертвуйте в угоду однодневным выгодам и заботам. Они никуда не денутся.

Позитивные мысли

Покориться событиям, считать уроки? Нет, лучше извлекать из происходящего пользу. Нет смирению, да возможностям. Заменить вопрос «За что?», вопросом «Для чего?». Анализировать, задавать вопросы, ставить цели.
Это пример мышления и поведения человека, стремящегося стать лучше.

Улыбка

Вынужденная улыбка красива только внешне. Заставлять себя улыбаться постоянно не получится. Поэтому нужно слушать себя, замечать не только плохое, но и хорошее. Таких ощущений предостаточно. Это теплый душ после прогулки в холодную пору, чашка любимого чая, неожиданная идея. Замечайте приятности, наблюдайте за природой, за людьми на улице. Улыбнитесь прекрасному.

Проектирование

Нет предела совершенству. Проект по саморазвитию включает шаги необходимые для самореализации. Дополняйте или меняйте их по мере достижения поставленных целей.

Вывод

Невозможно развиваться, ориентируясь только на действие, не получая отклика во внутреннем мире. Это быстро приводит к психологическому выгоранию. На самоконтроле далеко не вытянуть.

Дело, занятие, работа должны дополнять картину внутреннего мира, улучшать самооценку, помогать совершенствоваться. Понимая это, многие видят ошибку в выборе профессии. Но не отчаивайтесь. Развиваться никогда не поздно.

Самосовершенствование личности. Введение в саморазвитие

В данной статье я хочу познакомить вас с основами моей концепции самосовершенствования личности. В этом блоге я стараюсь обходиться сугубо практическими материалами. Не углубляясь в дебри отвлеченных рассуждений и абстрактных идей, я хочу рассказать вам о том, как стать более счастливыми, свободными и гармонично развитыми людьми.

Но теперь пришло время немножко пофилософствовать.

Хочется рассказать о тех убеждениях, которые легли в основу моей концепции саморазвития . Эти мысли будут касаться людей, их силы и их слабости, их возможностей и ограничений. Конечно, как и всякое философствование, все, что будет изложено далее, может носить произвольный и спорный характер в некоторых моментах. Поэтому я всегда открыт для ваших комментариев и всегда готов обсуждать и пересматривать эти идеи.

Почему мои принципы саморазвития способны помочь не только мне

Я прекрасно осознаю основное слабое место любой попытки пофилософствовать на предмет общечеловеческих категорий. Этой ахиллесовой пятой, делающей многие рассуждения о человеческой личности шаткими и уязвимыми для критики, является тождество субъекта и объекта познания в вопросе понимания людей. Те выводы, которые я сделал и правила, которые я вывел, сильно помогли мне в жизни. Они отлично работают для меня. Но я не претендую на полную универсальность. Допускаю возможность, что кто-то может развиваться по другим законам, и вообще все люди устроены по-разному, и мои советы могут кому-то не подойти, а общий ход мысли показать не совсем верным.

Но, во-первых, я, как продукт своего времени и своей культуры, могу предположить наличие общности в сфере понятий, представлений, законов мышления с другими людьми. Все мы продукты одного общества, которое нас воспитывает, с которым мы взаимодействуем и, соответственно, имеем схожие проблемы, желания и ожидания.

Во-вторых, я активно общаюсь с людьми и постоянно замечаю, что они находятся в плену одних и тех же предрассудков, мифов и заблуждений относительно самих себя и своих возможностей. Этим мифам был подвержен я сам, поэтому я хорошо понимаю, какое пагубное воздействие могут оказать на развитие индивидуальности эти предрассудки. Многие с детства исповедуют одни и те же ошибочные представления о человеке, потом я расскажу, какие это представления.

Я вижу, как многие умные и способные люди скованы иррациональными страхами, необъяснимой и безосновательной неуверенностью в себе и в своих силах, пребывают в неясности относительно того куда им нужно двигаться вообще и что им нужно для счастья? . Мне удалось осознать причины этих же самых страхов и справляться с ними. И я до сих пор с этим борюсь. И если вы сами избавитесь от таких предрассудков, то это значительно приблизит вас к осознанию собственных целей и к управлению своей жизнью. И не важно, насколько мы все с вами различны. Недостатки и слабости у всех общие.

В-третьих, действия, которые стали результатом реализации моей системы самосовершенствования, привели меня ближе к гармонии и подлинному пониманию своих целей. Так что этот практический результат, который я всегда могу лицезреть, вселяет в меня уверенность в правильности того, что я собираюсь рассказать прямо сейчас.

Моя система, которая описывает самосовершенствование личности, опирается на две силы воля и разум .

Цель моего блога — развитие воли и разума

Задача этого сайта состоит в том, чтобы сформировать в вас разумное понимание своих желаний и осознать цели, которые отвечают вашим желаниям. За это отвечает ваш разум . Потом, когда это понимание пришло, вам потребуется воля (как развить силу воли?) чтобы реализовать тот жизненный проект, который вам ближе всего. Создать для себя такую жизнь, в которой вы сможете достигнуть наибольшего счастья и реализовать весь свой потенциал.

Звучит просто, не так ли? Более того, в рамках моей программы саморазвития — многие ответы на ваши вопросы о самосовершенствовании будут предельно просты и даже временами банальны. Не нужно будет проделывать какой-то витиеватый путь, постигать Великую Тайну Бытия. Те цели, которые я обозначу, будут предельно лаконичны и незатейливы в своих формулировках. Согласитесь, ведь легко сказать «возьми себя в руки, соберись, не паникуй и начни реализовывать тот жизненный проект , который сделает тебя счастливым и свободным.»

Читайте также  Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Легко сказать, а сложно сделать… Я не призываю к познанию загадки космоса, к Высшей Добродетели, к достижению Нирваны… Этот сайт предлагает иную цель, более «скромную», если так можно выразиться, простую и понятную — стать счастливыми , свободными (от страхов, от сиюминутных желаний, от зависти, злобы) и гармоничными!

Чего нам не хватает для счастья?

Но, между тем, мало людей способно осознать такую простую цель: ведь не является обязательным плыть по течению судьбы и довольствоваться тем, что она тебе предлагает, не всегда нужно делать то, чего от тебя ждет общество или что предписывает статус. Даже если перед кем-то образовалась жизненная цель, этому кому-то часто не достает воли и характера, чтобы привести в исполнение свои самые смелые проекты. Страх и лень возведут бездействие и пассивность в ранг необходимости и подсунут разуму тысячи предлогов, лишь бы ничего не делать и продолжать плыть по течению.

Вспомните, как часто вы мечтали о чем-то лучшем? Но всегда испытывали страх перед теми трудностями, которые простираются на пути достижения мечты. Может грезили о лучшей работе? Или хотели вообще уйти с наемной должности и быть самому себе начальником? Открыть собственное дело? Но всегда находили причины, чтобы этого не делать: то у вам кажется что вы не сможете, так как у вас нет каких-то качеств или необходимых знаний; то вы просто испытываете страх перед неизвестным и паникуете перед перспективой изменения текущего положения дел; то у вас не тот склад ума и характера.

Все эти отговорки и отмазки — мнимые причины, которые создает страх , делая их убедительными и весомыми для вас. Это создает существенные препоны на пути у саморазвития и убивает потенциал на корню. В общем, не так просто сформулировать то, каким образом нужно эти препятствия преодолевать. А прежде чем это сделать, их необходимо осознать. Страх и неуверенность — вот одни из основных причин из-за которых счастье для многих кажется недостижимым. И тому, как справляться с этими пороками, будет посвящено много материала этого сайта, который я буду публиковать. Я обещаю раскрыть подробнее все эти положения и предоставить нужные для вашего совершенствования практические рекомендации.

В следующей части я собираюсь поговорить о разуме и осознанности, об их роли и предназначении в индивидуальном саморазвитии.

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности.

Скачать:

Вложение Размер
tvorchestvo_kak_universalnyy_sposob_samopoznaniya_i_samorazvitiya_lichnosti_2013.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности

Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).

В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.

Итак, творчество – это:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.

Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).

Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).

К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.

А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».

По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».

Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).

Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).

Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:

  • доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
  • субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
  • легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).

Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).

В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:

  • новизна продукта (субъективная);
  • оригинальность;
  • вариативность решений;
  • повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
  • интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).

Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:

  • нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
  • индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
  • самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
  • использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
  • способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).

Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.

Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» — любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.

Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.

В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.

В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.

Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.

  1. Баттерворд Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Цент, 2000.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.№1.
  4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубовского. М: Педагогика, 1985.
  5. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс – пресс, 2005.
  6. Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветный мир», 2012. -144 с.
  7. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Консультация для родителей: «Одевайся по сезону»( Из опыта работы)2.консультация для воспитателей :»Экспериментирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности» (Из опыта ра.

конспект непосредственной образовательной области «Художественное творчество» рисование нетрадиционными способами (метод тычка) в средней группе детского сада по теме «Ребята в гостях у медвежат.

Консультация для воспитателей.

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для .

Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для .

Здоровьесберегающая и личностно-ориентированная технология.Тема проекта: «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет». Систем.

Использование театрализованных игр в детском саду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: