Стадии административного процесса. Полномочия Президента РБ - ABCD42.RU

Стадии административного процесса. Полномочия Президента РБ

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь в сфере государственного управления

Президент Республики Беларусь обладает огромным объемом полномочий, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственные функции и не обладал бы государственно-властными полномочиями.

Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:

1. контроль в процессе формирования органов управления;

2. контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами, качеством руководства;

3. контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

4. контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

5. контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов государственного управления, поскольку возглавляет Совет безопасности и вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Советом Министров Республики Беларусь по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов государственного управления. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, законам, декретам и указам.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами государственного управления: имеет право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных полномочий Президента Республики Беларусь осуществляет Комитет государственного контроля. Он является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, которые в своей деятельности подотчетны органам Комитета государственного контроля по вопросам, относящимся к компетенции Комитета госконтроля.

В процессе проведения проверок Комитет государственного контроля имеет право требовать от министерств и других республиканских органов государственного управления, а также от предприятий, учреждений, организаций необходимую для проверок информацию, документы, объяснения: вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить допущенные нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.

При выявлении фактов нарушения действующего законодательства либо грубых нарушениях служебных обязанностей должностными лицами государственных органов, предприятий, объединений, организаций и учреждений государственной формы собственности Комитет вносит органу, назначившему то или иное лицо на должность, представление о несоответствии этого должностного лица занимаемой должности.

Органы Комитета государственного контроля могут ставить перед соответствующими органами и должностными лицами вопрос об освобождении от занимаемой должности виновных должностных лиц государственных органов; дают заключения о соответствии должностных лиц государственных органов занимаемым должностям.

За правонарушения, выявленные в ходе проверок, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы в пределах, предоставленных законодательством Республики Беларусь.

Статус и полномочия Президента Республики Беларусь

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, в законе «О Президенте Республики Беларусь» и иных законодательных актах.

Статус Президента Республики Беларусь

  • Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
  • Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Порядок избрания Президента Республики Беларусь

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

  • Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.
  • Порядок проведения выборов Президента определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Порядок вступления в должность Президента Республики Беларусь

Президент вступает в должность после принесения Присяги следующего содержания: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, судей Конституционного и Верховного судов не позднее двух месяцев со дня избрания Президента.

Полномочия Президента Республики Беларусь

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены преимущественно в статье 84 Конституции Республики Беларусь.

Президент:

  • как Глава государства: обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики; назначает республиканские референдумы; устанавливает государственные праздники и праздничные дни; награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
  • в области внешней политики и международных отношений: ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;
  • в области безопасности и обороны: является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил; вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию; в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
  • в области правового статуса личности: решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища; осуществляет помилование осужденных;
  • в сфере взаимоотношений с законодательной властью: назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; обращается с ежегодными посланиями к Парламенту; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением; назначает представителей Президента в Парламенте; подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • в сфере взаимоотношений с исполнительной властью: с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь; назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; имеет право отменять акты Правительства;
  • в сфере взаимоотношений с судебной властью: с согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного Суда, Верховного Суда из числа судей этих судов; с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда; назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь; освобождает от должности председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда.

Помимо этого Президент обладает иными полномочиями в сферах государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, социально-экономической политики, внешней политики, деятельности государственных органов и иных организаций по дебюрократизации государственного аппарата, а также по работе с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.

Читайте также  Жизнь и творчество А.Островского

Акты Президента Республики Беларусь

Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов.

Президент без галстука

Самые близкие люди — семья, самые теплые воспоминания — малая родина, то, что знакомо с детства — коса и поле… Чем увлекается белорусский лидер вне строгих рамок протокольных мероприятий? Самые интересные кадры из личного фотоархива Президента.

Вопрос № 4 Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере реализации исполнительной власти

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Его правовой статус закреплен в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь».

Президент является высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, однако организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями в сфере исполнительной власти, которые относятся к области формирования ее организационной системы и содержательной части важнейших направлений ее функционирования.

К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти, государственного управления относятся:

• назначение республиканских референдумов;

• образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;

• с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

• определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителя Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

• право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

• назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса; присвоение классных чинов и званий;

• решение вопросов, связанных с приемом в гражданство Республики Беларусь, его прекращение и предоставление убежища;

• в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

• право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

• непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

• право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

• формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;

• назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Республики Беларусь;

• введение на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Глава государства на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создается Администрация Президента Республики Беларусь, которая:

является республиканским органом государственного управления;

обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;

координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов;

обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;

осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят:

• Первый заместитель Главы Администрации;

• три заместителя Главы Администрации;

• помощники Президента Республики Беларусь;

• Главное управление кадровой политики;

• Главное идеологическое управление;

• Главное государственно-правовое управление;

• Главное организационное управление;

• Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

• Главное экономическое управление;

• Управление внешней политики;

• Управление по работе с обращениями граждан;

• Управление региональной политики;

• канцелярия Президента Республики Беларусь;

• приемная Президента Республики Беларусь;

• пресс-служба Президента Республики Беларусь;

• Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

• отдел по работе с общественными объединениями;

• отдел подготовки выступлений;

• отдел по вопросам гражданства и помилования;

• сектор стратегии развития сельского хозяйства.

В целях совершенствования финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти создано Управление делами Президента Республики Беларусь, которое подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

Стадии административного процесса. Полномочия Президента РБ (стр. 1 из 2)

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

1. Стадии административного процесса

2. Принципы государственной службы

3. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти

1. Стадии административного процесса

Административный процесс представляет собой совокупность процессуальных действий и возникающих в их результате правоотношений, связанных с осуществлением правовой защиты конкретных лиц. [2 стр. 294]

Процессуальные действия составляют единую, целостную систему, состоящую из последовательно следующих одна за другой стадий. Под стадией понимается такая относительно самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых документов. которые как бы подводят итог деятельности. [5 стр. 149]

К стадиям процесса относятся:

o возбуждение административного (управленческого) дела;

o рассмотрение дела;

o принятие по делу решения;

o обжалование и опротестование решения (факультативная сторона);

o исполнение решения.

Возбуждение административного дела. Совершение данных действий относится к компетенции уполномоченных на то органов государства (должностных лиц), общественных организаций и их представителей, а также граждан. Возбудивший дело направляет его в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к разбирательству и так далее. Существенное значение в стадии возбуждения административного дела имеют установленные законом процессуальные сроки. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса. Затем дело об административном правонарушении направляется в суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченный его рассматривать.

Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). На стадии рассмотрения исследуются обстоятельства дела, в случае необходимости собираются дополнительные материалы. При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом ведется протокол заседания коллегиального органа. Протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания коллегиального органа. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление истины по нему.

Принятие по делу решения. Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает (выносит) по делу решение, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Оно должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения по делу, способы доведения его до заинтересованных лиц. Органов и организаций.

Обжалование и опротестование решения. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение може5т быть опротестовано прокурором. Орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на решение по делу обязан проверить законность и обоснованность вынесенного решения.

Читайте также  Биография С.А. Есенина

В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:

o решение остается без изменения, а жалоба или протест – без удовлетворения;

o решение отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

o решение по делу подвергается изменению;

o решение отеняется и дело прекращается.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий. К завершающей стадии производства об административных правонарушениях относится исполнение постановлений о наложении административных взысканий.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для исполнения всем, к кому оно адресовано, в частности, государственным и общественным органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

При обжаловании или опротестовании постановления о наложении административного взыскания постановление подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения, за исключением постановлений о применении меры взыскания в виде предупреждения, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения.

Законодательством установлены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут принимать меры по принудительному исполнению.

Таким образом, деятельность участников административного процесса осуществляется во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс проходит несколько сменяющих одна другую стадий. Стадии органично связаны между собой. Последующая, как правило, начинается только после того, как закончена предыдущая. На новой стадии проверяется то, что сделано раньше. Начинается административный процесс возбуждением дела, а заканчивается исполнением постановления о наложении административного взыскания.

2. Принципы государственной службы

Одним из важнейших видов целенаправленной деятельности человека, а также общества и государства, является служба. В зависимости от форм собственности, на которой базируются органы или организации, где люди осуществляют служебную деятельность, а также характера выполняемых работниками функций служба может быть государственной; в органах местного самоуправления, в негосударственных объединениях (хозяйственных товариществах и обществах, акционерных обществах и тому подобное).

Государственная служба представляет собой вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнения задач и функций государства.[5 стр. 65]

Принципы государственной службы – это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы. Принципы лежат в основе формирования и фу4нкционирования государственных органов. Государственная служба основана на следующих принципах.

1. Принцип верховенства Конституции над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина перед интересами государства.

3. Принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной, закрепленный в ст.6 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей, независимость в установленных пределах при осуществлении своих функций.

4. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. Так в ст.39 Конституции определено: «Граждане Республики Беларусь в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой имеют право равного доступа к любым должностям в государственных органах».[4 стр. 12] Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей. Из данного правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность.

5. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, благодаря чему создаются реальные условия для исполнительной дисциплины во всех звеньях государственного механизма.

6. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих является ведущим началом при организации и функционировании государственной службы. Это не только одно из основных требований. Определяющих формирование и практическу4ю деятельность персонала, но и необходимое правовое условие, без выполнения которого невозможно получение права на осуществления должностных полномочий.

7. Принцип гласности в осуществлении государственной службы предполагает открытость законодательства о государственной службе. Средствам массовой информации, всей общественности должны быть открыты важнейшие стороны деятельности государственных служащих. Суть этого принципа заключается в участии граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

8. Принцип ответственности государственных служащих за подготовляемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей призван стимулировать добросовестное и правильное выполнение служащими своих служебных обязанностей, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых обязательно сопровождается применением мер ответственности. Решения, которые разрабатываются и принимаются государственными служащими, должны отвечать требованиям целесообразности, законности, соответствия положениям правовых актов управления.

ВИДЫ УЧАСТНИКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА.

Субъектами (участниками) административного процесса являются носители административно-процессуальных прав и обязанностей (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организации, государственные служащие).

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, составляющие многочисленную группу субъектов административного процесса, могут участвовать в нем в качестве заявителя, посредством подачи жалобы или заявления; стороны в административном споре, которой заявителем предъявлено требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права; третьего лица, как заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющего таких требований; лица, привлекаемого к административной ответственности; потерпевшего; представителя; свидетеля, переводчика, эксперта; лица, от собственного имени защищающего права и интересы других лиц.

Государственные органы, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации могут участвовать в процессе в качестве стороны административно-правового спора; субъекта, возбудившего административное дело; субъекта, рассматривающего и разрешающего дело; субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц; представителя; государственный служащий также может выступать в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности.

Субъекты административного процесса должны обладать административно-процессуальной право- и дееспособностью. Под административно-процессуальной правоспособностью понимается способность иметь административно-процессуальные права и обязанности. Она признается за всеми участниками процесса. Административно-процессуальная дееспособность – это реальная возможность осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также поручать ведение дела представителю в административном процессе. Если иное не предусмотрено законодательством, у граждан она возникает при достижении ими 16-летнего возраста, у государственных служащих – с момента вступления в должность, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций – с момента их образования в установленном законом порядке.

Основными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, в настоящее время являются общие суды. Так, в их компетенцию входит рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, предусмотренных 231 статьями (или их отдельными частями) Особенной части КоАП, что составляет или 52,86 % от числа всех статей Особенной части.

Наряду с судами, к числу тех, кто уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесены 25 видов государственных органов и органов местного управления. Это:

1) сельские, поселковые исполнительные комитеты;

2) административные комиссии районных (городских) исполнительных комитетов или администраций районов в городе;

3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

4) органы внутренних дел;

5) органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

7) органы государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

8) органы государственного санитарного надзора;

9) пограничные войска Республики Беларусь;

10) таможенные органы;

11) налоговые органы;

12) Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь;

13) органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов;

14) органы Национального банка Республики Беларусь;

15) органы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

16) органы железнодорожного транспорта;

17) органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;

18) органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

19) Департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь;

20) органы государственного энергетического и газового надзора Министерства энергетики Республики Беларусь;

21) органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

22) органы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь;

23) органы государственной безопасности;

24) государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками;

25) органы Министерства юстиции Республики Беларусь.

Кроме суда или иного органа (должностного лица), рассматривающего дело, участниками административного процесса явля­ются:

1) Субъекты, имеющие личный интерес в деле (лицо, в отношении которого ведется административный процесс; потерпевший; законный представитель юридического лица; представитель юридического лица; защитник и представитель).

2) Лица и органы, содействующие осуществлению процесса (свидетель; эксперт; специалист; переводчик; понятой).

Читайте также  Проводящая система листьев. Строение, типы жилкования

Несмотря на то, что процессуальное положение каждого из участников административного процесса специфично (в частности, объем их процессуальных прав и обязанностей далеко не одинаков), наличие ряда общих признаков, характеризующих их правовой статус, определило позицию законодателя, выделившего эту группу субъектов в самостоятельной главе ПИКоАП. Такими признаками выступают отсутствие у этих субъектов властных полномочий, та или иная степень их заинтересованности в деле, а также обязанность содействовать производству в силу своего служебного или общественного долга.

Основным участником административного процесса, безусловно, является лицо, в отношении которого ведется административный процесс. Поскольку административный процесс может вестись как в отношении физического, так и в отношении юридического лица, объем их прав и обязанностей несколько различается.

Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный (напр., гражданин, совершая мелкое хулиганство, обратился к другому гражданину с нецензурными словами), физический (напр., укус человека собакой, владелец которой вопреки установленным правилам выгуливал ее без намордника) или имущественный вред (напр., повреждение автомашины, принадлежащей другому лицу, в результате нарушения правил дорожного движения).

Юридическое лицо считается потерпевшим, если в результате правонарушения ему причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители). Если у такого лица нет законных представителей – его интересы представляет орган опеки и попечительства.

Представителями юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или юридического лица, являющегося потерпевшим, могут быть лица, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством Республики Беларусь, учредительными документами либо доверенностью.

Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности.

Для осуществления защиты и оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в административном процессе может участвовать защитник. В качестве защитника могут участвовать адвокаты, являющиеся гражданами Республики Беларусь, а также гражданами других государств, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Полномочия адвоката должны быть удостоверены ордером, выданным юридической консультацией. Другие лица, не являющиеся профессиональными адвокатами, допускаются к участию в деле в качестве защитника в исключительных случаях по решению органа, ведущего административный процесс.

Защитник может участвовать в административном процессе с начала административного процесса, а в случае задержания – с момента задержания.

Для оказания юридической помощи потерпевшему в административном процессе может участвовать представитель. В отличие от защитника, в качестве представителя потерпевшего в административном процессе могут участвовать не только адвокаты, но и иные лица, которым потерпевший доверил представлять свои интересы. Полномочия представителя должны быть удостоверены надлежащим образом оформленной доверенностью с указанием его полномочий.

Представитель потерпевшего имеет право участвовать в административном процессе с момента его начала.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову в указанное время, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Эксперт назначается органом (должностным лицом), ведущим административный процесс, в случае, когда возникает необходимость в производстве экспертизы. Им может быть как работник специального экспертного учреждения, так и иное сведущее лицо, привлекаемое к выполнению такой роли разовом порядке.

Главная обязанность эксперта – дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Чтобы сделать это, причем своевременно, он обязан явиться по вызову органа (должностного лица), ведущего административный процесс. Возможно, такой вызов последует не только на стадии рассмотрения дела, но и на более ранних стадиях, например, еще при составлении протокола.

Специалистпривлекается к участию в административном процессе для участия и оказания содействия в производстве процессуальных действий. Специалистами считаются также педагоги или психологи, участвующие при даче объяснений несовершеннолетних потерпевшего либо лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для перевода. Переводчиком считается также лицо, понимающее знаки глухого или немого и способное изъясняться с ними знаками.

К участию в административном процессе переводчик приглашается в случаях, когда лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, их защитники, а также свидетели и иные участники административного процесса не владеют языком, на котором ведется административный процесс, а равно для перевода письменных документов.

Понятым является не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результатов.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2158 ; Мы поможем в написании вашей работы!

4.4. Полномочия Президента Республики Беларусь как субъекта административного права

Пост Президента учрежден в республике Конституцией Республики Беларусь 1994 г., и соответствен­но в ней, а также в Законе Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-ХИ «О Президенте Рес­публики Беларусь» закреплен правовой статус Пре­зидента. Президент осуществляет государственную власть в качестве Главы государства, находясь над за­конодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной це­лостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности. Президент организационно не входит в систему какой-либо вет­ви государственной власти.

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнитель­ной власти. Эти полномочия относятся как к области формирования ее организационной системы, так и к содержательной части важнейших направлений ее функционирования.

Согласно Конституции Республики Беларусь Президент:

1) формирует Совет Министров Республики Бе­ларусь, определяет его структуру;

2) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, министров и других членов Правительства;

3) своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей рес­публиканских органов государственного управления и определяет их статус;

4) своими указами оказывает влияние на различ­ные стороны деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;

5) имеет право отменять акты Правительства, ме­стных органов государственного управления (испол­нительной ‘власти).

Вместе с тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные звенья системы этой власти.

Организационно Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской вла­сти. Декреты, указы, распоряжения Президента принимаются на основе и в соответствии с Конституци­ей Республики Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрена политическая ответственность Президента Республики Беларусь за нарушение Конституции, законов и данной им присяги. За такие действия он может быть отрешен от должности.

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь закреплен в Положении об Администрации Президента Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г. № 97.

Администрация Президента Республики Беларусь:

1) является органом государственного управления;

2) обеспечивает деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии;

3) осуществляет подготовку, выполнение и кон­троль за исполнением решений Президента;

4) координирует деятельность подотчетных Пре­зиденту государственных органов в области государ­ственной кадровой политики и идеологии;

5) обеспечивает взаимодействие Президента с ор­ганами законодательной, исполнительной и судеб­ной власти.

В структуру Администрации Президента Республики Беларусь входят: Глава Администрации, два заместителя, помощник Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, канцелярия Президента Республики Беларусь, секрета­риат Главы Администрации, пресс-служба Президента Республики Беларусь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: