Творчество Чингиза Айтматова - ABCD42.RU

Творчество Чингиза Айтматова

Творчество Чингиза Айтматова

Айтматов Чингиз Тоpекулович родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласской области Киргизстана.

Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1953 г. окончил Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, в 1958 г. — Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве. Его повести и рассказы, переведенные на русский язык, печатаются в журналах «Октябрь» и «Новый мир». Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.

В 1963 г. был издан первый сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. В него вошли повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле».

До 1965 года Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, «Прощай, Гульсары!».

Первый роман Айтматова «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году.

В 1988-1990 гг. Чингиз Айтматов — главный редактор журнала «Иностранная литература».

В 1990-1994 гг. работал послом СССР и затем России в Люксембурге. До марта 2008 г. был послом Кыргызстана в странах Бенилюкса — Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

Герой Социалистического Труда СССР (1978) и Народный писатель Киргизской ССР, Герой Кыргызской Республики (1997).

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле».

За литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.

Академик НАН Кыргызской Республики, академик Академии российской словесности, действительный член Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.

Инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум», попечитель фонда «Вечная память солдатам», президент Ассамблеи народов Центральной Азии. Учреждена Золотая медаль и создан Международный Фонд им. Ч.Айтматова. В 1993 году в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия. В городе Эль-Азык (Турция) парк был назван именем Ч.Айтматова.

В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).

Произведения Чингиза Айтматова переведены более чем на 100 языков мира, многие из произведений были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и балеты.

Практически все творчество Чингиза Торекуловича Айтматова, ставшего уже классиком в литературе, пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день». В тот же роман включена сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь. Действие известной повести «Пегий пес, бегущий краем моря» происходит во времена Великой Рыбы — женщины, прародительницы человеческого рода. И, наконец, перу Айтматова принадлежит полностью фантастический роман — «Тавро Кассандры» — о проблеме создания искусственного человека.

Чингиз Торекулович Айтматов

Фото Все

Видео Все

XX век. «Чингиз Айтматов в Концертной студии Останкино». 1987

Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день. » / «Игра в бисер» с Игорем Волгиным / Телеканал Кул…

Чингиз Айтматов / Острова / Телеканал Культура

Чингиз Айтматов — биография

Чингиз Айтматов – киргизский прозаик, дипломат. Настоящая слава пришла к нему после выхода повести «Джамиля», признанной самым проникновенным произведением советской литературы.

Мировая слава пришла к Чингизу Айтматову еще при жизни. Он считал своим родным языком киргизский и русский, но читать его произведения могли жители многих стран, потому что они были переведены почти на сто пятьдесят языков. Он создавал свои книги в стиле магического соцреализма, от них веяло любовью к человеку и братьям нашим меньшим, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Выдающиеся заслуги Айтматова в области литературы были достойно оценены мировым сообществом, он награжден многочисленными престижными премиями. Его даже выдвигали на звание Нобелевского лауреата, но получить это высокое звание он не успел.

Детство

Родился Чингиз Айтматов 12 декабря 1928 года в глухой киргизской деревне Шекер, расположенной в Кара-Бууринском районе. Его родители были ярыми приверженцами коммунизма. Отец – Торекул Айтматов, член КПСС, влиятельный политик, мама – Нагима Айтматова (Абдувалиева), военный политработник и общественный деятель. Вскоре после рождения сына они переехали город, отец получил новую должность и стал стремительно подниматься по карьерной лестнице.

Чингиз Айтматов в молодости

В 1933-м его назначили вторым секретарем в Киргизский областной комитет ВКП(б). Спустя два года он поступает на учебу в Институт Красной профессуры в столице СССР, семью тоже забирает с собой. За эти годы в семье родилось еще несколько малышей – сын Ильгиз, дочка Роза и двойняшки Люция и Рева(мальчик вскоре умер). В 1937-м Торекул почувствовал, что тучи над ним сгущаются, и отправил жену с детьми обратно в Шекер.

Его опасения были не напрасными – осенью того же, 1937-го, его арестовали. Мужчине инкриминировали антисоветскую националистическую деятельность, этапом отправили его в столицу Киргизии – Фрунзе. Следствие длилось чуть больше года, и закончилось расстрелом 5 ноября 1938 года. Супругу «врага народа» ограничили во всех правах, но на детях это не сказалось. Им всем удалось окончить вузы, и каждый из них оставил свой след в истории.

В годы Великой Отечественной войны все взрослое мужское население аула было мобилизовано. Чингиз в свои 14 лет оказался самым грамотным и поэтому именно его избрали секретарем аульного совета. После победы парень окончил сельскую восьмилетку, стал студентом Джамбульского зоотехникума. Он получил красный диплом и в 1948-м продолжил обучение в Киргизском сельскохозяйственном институте.

Литература

В семье Айтматовых всегда говорили на двух языках, поэтому Чингиз отлично знал не только родной киргизский, но и русский. Свое первое художественное произведение – рассказ «Газетчик Дзюйдо» он написал на русском, и опубликовал в газете «Комсомолец Киргизии» 6 апреля 1952 года. Это было началом его творческой биографии. В 1953-м Айтматов получил диплом вуза, устроился на работу в должности старшего зоотехника в Киргизский НИИ. Параллельно с этим он продолжает писать на двух языках, отправляя свои тексты в местные издания.

В 1956-м Айтматов решил продолжить обучение, но на этот раз по писательскому профилю. Он едет в Москву и становится слушателем Высших литературных курсов. Одновременно с этим он много плодотворно пишет. Летом 1957-го в журнале «Ала-Тоо» вышла его первая повесть, получившая название «Лицом к лицу». Вслед за этим увидела свет знаменитая «Джамиля», которая прославила его на весь мир. Примечательно, что в самом начале ее выпустили на французском языке.

В 1958 году Чингизу вручили диплом об окончании литературных курсов. К этому моменту он уже успел опубликовать две повести и несколько рассказов на русском языке. Свой первый роман писатель выпустит только в 1980-м, и назовет его «И дольше века длится день». Это произведение – переплетение реалистичных событий и фантастики, автор описывает контакт человека с внеземным разумом. После его прочтения кажется, что человеку проще понять менталитет инопланетянина, чем такого же землянина.

Повторный возврат к научной фантастике состоялся в 90-е годы, когда Айтматов написал повесть под названием «Тавро Кассандры», в которой идет речь о создании искусственного интеллекта. В своих последующих произведениях автор использует жанр реализма. Писатели тех лет придерживались социалистического реализма, но Айтматов не вписывался в их ряды, слишком пессимистичными были его герои, которые подвержены настоящим страданиям, и абсолютно не походили на строителей коммунистического будущего.

Чингиз Айтматов в творческом процессе

В его произведениях зачастую использовались сюжеты народных сказок и легенд, мифологические герои превосходили по насыщенности главных героев повествования. Так в «Белом пароходе» описан мальчик, который умер оттого, что убили его Олениху. Благодаря легенде о захватчиках, которые пленников обращали в рабство, стирали им память и лишали самостоятельности, в русском языке появилось слово «манкурт» — человек, оторвавшийся от своих корней.

В 1986-м Айтматов написал свой второй роман, получивший название «Плаха». Тогда в Советском Союзе Михаил Горбачев объявил эпоху Перестройки, и появилась возможность открыто поднимать актуальные проблемы страны. Однако на фоне всех остальных произведений того времени, роман выглядел очень остро и смело, в нем шла речь о таких вещах, которые ранее находились в разряде табу – наркомания, коррупция, вера.

Личная жизнь

В произведения Айтматова красной нитью проходит восхищение женщиной – ее красотой, силой воли, женским характером. Образы женщин всегда яркие и запоминающиеся – сильная духом Джамиля из «Джамили», молоденькая Ассель из «Тополек мой в красной косынке», обладающая жизненной мудростью Толгонай из «Материнского поля». Ее сыновья погибли на войне, но это не сломило ее.

Чингиз Айтматов с женой и ребенком

Практически во всех произведениях писателя есть женщина, присутствие которой благосклонно сказывалось на развитии сюжета, чувствах главного героя. В жизни самого Айтматова женщины тоже играли немаловажную роль. Свою первую жену Керез Шамшибаеву встретил, когда был студентом сельскохозяйственного института. Она училась в медицинском вузе и была ярой поклонницей литературы.

Девушка могла учиться в Московском литературном институте, ей давали туда направление, но из-за финансовых трудностей семьи не могла себе этого позволить. Из нее получился отличный врач, потом руководитель, местом ее работы было Министерство здравоохранения Киргизии. В 1954 году у них родился сын Санджар, который впоследствии стал журналистом, литератором, а потом имел свой бизнес. В 1959-м родился еще один сын – Аскар, который выучился на историка-востоковеда.

Отношения с женой были ровными, а в душе писателя бушевали страсти, требующие выхода. И он нашелся в пятидесятые годы, когда в личной жизни писателя появилась Бюбюсара Бейшеналиева, его главная любовь. Они познакомились в Ленинграде, роман закрутился сразу и длился на протяжении четырнадцати лет. Связать себя узами брака они не могли – они оба занимали высокое положение в обществе, поэтому пришлось соблюдать правила приличия. Чингиз был коммунистом, разводы тогда не приветствовались. А его возлюбленная имела звание Народной артистки СССР, и среди ее поклонников были высокопоставленные государственные мужи.

Айтматов страдал, и эти муки воплощались в его творчестве. Практически в каждом произведении встречался герой, который страдает в любовном треугольнике.

К примеру, повесть «Прощай, Гульсары», где персонаж по имени Танабай никак не может определиться с выбором – жена или любовница. Любовь Буранного Едигея к вдове друга описана в романе «И дольше века длится день». Женщины из этих произведений обладают более стойкими моральными принципами, чем герои-мужчины, готовые ломать всю свою жизнь ради новой любви.

Читайте также  Творчество портретиста Боровиковского

Отношения с Бюбюсарой длились 14 лет, они были окутаны тайной, но все равно стали достоянием общественности. В те времена о них ходило множество слухов и сплетен, а правда раскрылась только спустя 20 лет, когда вышла книга Айтматова «Исповедь на исходе века», которую он написал вместе с Мухтаром Шахановым, и правдиво рассказал о своей большой любви. Его любимая полтора года боролась с онкологией (рак груди), и умерла 10 мая 1973 года.

Второй раз Айтматов женился на Марии Урматовне. Она училась во ВГИКе на сценарном факультете, на тот момент уже развелась с мужем, имела дочь Чолпон. Мария родила писателю сына Эльдара и дочку Ширин. Сын учился в академии изящных искусств в Бельгии, стал известным художником и дизайнером, в настоящее время он руководитель дома-музея своего отца в Бишкеке. Дочь окончила магистратуру в Америке, знает русский, английский, французский и японский языки. С 1987-го по 2007-й жила в Штатах, потом была депутатом Кыргызстанского парламента. Оставила политику, владеет небольшим бизнесом.

Смерть

Последние несколько лет перед смертью у Айтматова обнаружили сахарный диабет, но он продолжал активно жить и работать. В 2008-м, в канун своего 80-летия, он поехал в Казань, где снимался документальный проект «И дольше века длится день». На съемках он простыл, потом у него началась острая пневмония, которая отразилась на работе почек.

16 мая 2008-го писателя на самолете доставили в клинику города Нюрнберга (Германия), однако врачам не удалось его спасти. Он скончался 10 июня того же года, а спустя четыре дня состоялась церемония прощания. Провести писателя в последний путь собралась масса народа, пришлось задействовать полицию и медиков, во избежание несчастных случаев.

Местом упокоения писателя стало кладбище Ата-Бейит, что в переводе означает Упокой отцов. Оно располагалось рядом с Бишкеком, его выбрал сам Чингиз еще в 90-е. Он долго искал место, где покоится его расстрелянный отец, и когда нашел его в общей могиле, то перезахоронил в 1991-м на Ата-Бейит. Писатель завещал похоронить его рядом с отцом, и воля покойного была исполнена.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Творчество Чингиза Айтматова

Новые темы в творчестве Чингиза Айтматова

Творческая биография Чингиза Айтматова началась в годы Великой Отечественной войны. Чингиз Айтматов вспоминает: “Самому теперь не верится, в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время”.

Чингиз Айтматов очень долго определялся в литературе, искал героев, темы, сюжеты. Его герои — рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. Это люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

Так, в повестях “Джамиля” (1958), “Тополек мой в красной косынке” (1961), “Первый учитель” (1962) стройность, чистоту и красоту душ и помыслов героев символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин. Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования — взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную.

Чингиз Айтматов сразу же заявил о себе как о писателе, поднимающем сложные проблемы бытия, изображающем непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками. Эти противники — блюстители старых нравов и обычаев (законов адата), хищники, властолюбивые деспоты, свинцовые бюрократы.

В рассказах “Джамиль” и “Первый учитель” Айтматов запечатляет яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно. По этой причине критики называли их романтическими

Чингиз Айтматов пытается проникнуть в сокровенные тайны жизни, он не обходит острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. “Материнское поле” стала произведением, близким к реализму, она знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях “Прощай,Гульсары!” (1966), “Белый пароход” (1970), “Ранние журавли” (1975), в романе “Буранный полустанок” (1980). Весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей

Творчество писателя окрашивается в новые тона, когда он пишет о радостях, горестях, светлых и мрачных возможностях нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости.

Айтматова интересуют идеи планетарного масштаба. Если в повести “Первый учитель” писатель сосредоточивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах “Плаха” и “И дольше века длится день”, он проявил себя в качестве гражданина Земного шара. Он поднимает глобальные вопросы. Писатель открыто заявил о том, что наркомания — это страшный бич. А в СССР в то время наркомании, как и секса, не было. Айтматов сам себе позволил поднять эту тему, потому что до него это никому не позволялось.

Начиная с повести “Прощай, Гульсары!”, при воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека.

У Айтматова усложняются принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя переходит в авторские мысли.

Усиливается роль фольклорных элементов. Вслед за лирическими песнями, которые использовались в ранних повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды.

Картины современной жизни в повести “Белый пароход” подан6ы на фоне киргизского предания о матери-Оленихе, и даже трудно понять, где основа, а где рисунок. К тому же олицетворение природы органично, и человек воспринимается как ее неотъемлемая часть. Природа, в свою очередь, неотделима от человека.

В повести “Пегий пес, бегущий краем моря”, в романе “Буранный полустанок” художественные средства подчиняются реализму. Здесь используются мифы, легенды. Эти фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются как символы, как аллегории, психологические параллели. Эти средства придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию — многозначность, а изображению стереоскопичность.

Творчество писателя в целом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох — сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.

Жизнь — человеческое бытие — свобода — революция — строительство социализма — мир — будущее человечества — вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается “все вперед! и— выше!”. Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он — человек дела и человек напряженной мысли — пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.

Роман “Буранный полустанок” породил самые различные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия вокруг него продолжается. Некоторые считают, что временная неопределенность образа “манку рта” может порождать кривотолки. Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе “Паритетом” и несущий на себе всю космическую линию в произведении, слагается из противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно, как и само решение связанной с ним главной проблемы. К тому же, добавляют третьи, и легенда о “манкуртах” и космическая фреска, созданная чисто публицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной — строго реалистической — частью повествования.

Можно соглашаться или не соглашаться с подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман “Буранный полустанок”, пронизанный, по определению Мустая Карима, “болью и безмерным оптимизмом, безмерной верой в человека. ”, никого не оставит равнодушным.

Айтматов показал богатейший духовный мир простого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победами и поражениями, ее горечами и радостями.

“Тавро Кассандры” — роман, опубликованный в “Знамени” в 1994 году, еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, «по-айтматовски». Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, — так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд писателя устремлен на Землю сверху вниз.

Монах Филофей – главный герой — летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, “иксродов”, во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества, пусть вымрет.

Читайте также  Новаторство драматургии А.П.Чехова

Чингиз Айтматов умеет концентрироваться на глобальных идеях, он склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба.

В свое время Айтматов совместно с Рустемом Хаировым — социологом Института проблем управления АН СССР обратились к Андропову с предложением о создании комитета по встрече третьего тысячелетия.

Как ни странно, но предложение было принято. Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность — он организовал в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники.

Они говорили о том, что в людях нужно воспитывать планетарное мышление, и тогда человечество избежит тотального катаклизма — военного, экологического, экономического.

Чингиз Айтматов: биография и творчество писателя

  • 11 Июня, 2019
  • Искусство
  • Олег Петров

Биография Чингиза Айтматова должна быть хорошо знакома любому знатоку отечественной литературы. Это один из немногих писателей, которого уже при жизни называли классиком, а его произведения расходились на цитаты. Романы Айтматова переведены на 150 языков. Он хорошо известен как мастер реализма, книги которого проникнуты любовью и гуманистическими идеалами.

Детство и юность

Рассказывать о биографии Чингиза Айтматова начнем с 1928 года, когда он появился на свет в небольшом селе Шекер на территории Киргизской ССР. Его родители были коммунистами. Их звали Нагима и Торекул.

Вскоре после рождения сына семья перебралась в город. Этому способствовало то, что отец будущего писателя получил повышение. Он был партийным работником, карьера которого уверенно шла вверх.

К 1935 году молодой руководитель, который еще недавно был крестьянским активистом, становится вторым секретарем обкома, поступает в Институт красной профессуры, расположенный в Москве. За ним в столицу переезжает и семья.

Детей становится все больше. У Чингиза появляется сестра Роза, брат Ильгиз, двойняшки Люция и Рева. В это время в стране начинают бушевать сталинские репрессии. Особенно опасная обстановка в крупных городах, поэтому Торекул настаивает на том, чтобы Нагима с детьми временно вернулась в их родное село.

Сталинские репрессии

Опасения отца Чингиза была не напрасными. В сентябре 1937 года его арестовывают, обвинив в националистической деятельности, направленной против Советского Союза. Из Москвы его этапировали в киргизскую столицу Фрунзе, где расстреляли в ноябре 1938 года.

Нагима как жена «врага народа» была поражена в правах. Однако на детях это никак не отразилось. Им всем удалось получить высшее образование, стать заметными и успешными, каждому в своей сфере.

На годы войны в биографии Чингиза Айтматова пришлась еще одна череда испытаний. После того как из села демобилизовали всех мужчин, 14-летний подросток оказался самым грамотным из юношей, которые остались. В таком юном возрасте был избран секретарем местного совета.

Когда фашисты были побеждены, продолжил учебу. После 8 классов сельской школы поступил в зоотехникум в Джамбуле. Затем стал студентом сельскохозяйственного института во Фрунзе.

Литературный дебют

Говоря о биографии и творчестве Чингиза Айтматова, стоит отметить, что его литературный дебют состоялся в апреле 1952 года. В газете «Комсомолец Киргизии» был опубликован его рассказ «Газетчик Дзюйдо».

У героя нашей статьи было два родных языка — русский и киргизский. Свой первый рассказ он решил написать и опубликовать по-русски. После вуза Айтматов устраивается на работу в научно-исследовательский институт животноводства, параллельно продолжает писать на обоих языках, активно публикуется в республиканских изданиях.

Образование

Очевидно, что карьера зоотехника его не устраивала. Поэтому в 1956 году решает резко изменить свою биографию Чингиз Торекулович Айтматов. Он уезжает в Москву, где поступает на Высшие литературные курсы.

Уже на следующий год в печати появилась его дебютная повесть «Лицом к лицу». Окончив литературные курсы в 1958 году, он к моменту получения диплома уже был достаточно известным в узких кругах начинающим писателем. На его счету — множество опубликованных рассказов и две повести.

«И дольше века длится день»

Чтобы заявить о себе как о классике, Чингизу Айтматову требовался роман. Над ним автор работал очень долго. Книга «И дольше века длится день» была опубликована только в 1980 году.

В этом произведении тесно переплетаются между собой события в жизни Буранного Едигея с воображаемой фантастической линией, в которой человечество вступает в контакт с инопланетной цивилизацией.

В результате писателю Чингизу Айтматову удается добиться желаемого эффекта. Читатель четко понимает, что героям проще договориться с инопланетянами, чем между собой. В этом заключается их главная трагедия. Они отказываются друг другу доверять.

«Плаха»

В романе «Плаха» 1986 года рассказывается о судьбах Бостона Уркунчиева и Авдия Каллистратова. Между собой их удивительным образом связывает волчица по кличке Акбара.

Сам роман разделен автором на три части. В двух первых частях подробно рассказывается о судьбе Авдия Каллистратова, бывшего семинариста.

Третья часть практически полностью посвящена Бостону. Ему приходится приспосабливаться в трудный период в жизни всей страны, когда происходит переход от социалистической собственности к частной.

Это один из самых известных романов Чингиза Айтматова. В 1989 году он был экранизирован. Фильма Дооронбека Садырбаева назывался «Плач волчицы».

Роман вышел во времена перестройки, когда в стране была провозглашена гласность. Но даже в такое время книга Айтматова многих поразила. В ней были подняты важные социальные вопросы, откровенно рассказывалось о коррупции, наркомании, духовенстве.

«Тавро Кассандры»

Следующей заметной книгой в биографии Чингиза Айтматова становится «Тавро Кассандры», которая была напечатана уже в середине 1990-х годов. Она также в каком-то смысле относится к жанру научно-фантастической литературы. Это произведение, в котором рассказывается о создании искусственных людей. Оно чем-то напоминает научно-фантастические рассказы советских авторов и «Собачье сердце» Булгакова.

Реализм

Все остальные книги в биографии Айтматова написаны в духе реализма. При этом в Советском Союзе его недолюбливали, так как повествование у него всегда было слишком пессимистическим. Герои постоянно страдают, в конце не превращаясь в строителей коммунизма, как должно было происходить во всех книгах той эпохи, которые власти считали успешными.

Описывая кратко самое важное в биографии Чингиза Айтматова, нужно вспомнить еще одно его произведение. Это повесть «Белый пароход», которая была напечатана в 1970 году. События этого произведения разворачиваются в Киргизии. Главный герой — 7-летний сирота, который живет в заповеднике и верит в сказки. Одна история, к которой он относится с особым трепетом, связана с матерью-оленихой, которая считается покровительницей всего рода. Но в то время маралы, которых киргизы всегда почитали как священных животных, находятся под угрозой уничтожения из-за браконьеров.

Стоит подчеркнуть, что в творчестве писателя Чингиза Айтматова легенды и сказки всегда играют большую роль. Он часто к ним обращается.

Роль женщины

Описывая кратко биографию Чингиза Айтматова, нужно остановиться и на его личной жизни. Известно, что герой нашей статьи восхищался женской красотой. Глубоко понимал характер и особенности представительниц прекрасного пола. Доказательством этого считаются женские образы, которые он создавал в своих произведениях. Например, юной Асель из повести «Тополек мой в красной косынке», мужественной Джамили из одноименного произведения, глубокомысленной Толгонай из «Материнского поля», которая потеряла на фронте всех своих сыновей, но сумела сохранить душевную красоту. Несмотря на то что многие отмечают мрачность произведений Айтматова, в каждом есть женщина, после появления которой в повествовании на душе становится теплее.

Личная жизнь

Первой женой писателя стала Керез Шамшибаева, с которой он познакомился, когда еще учился в сельскохозяйственном институте. Девушка была будущим медиком, как и Чингиз, интересовалась современной литературой.

Керез была отличницей. После школы даже получила направление в литературный институт в Москве, но не смогла поехать из-за финансовых трудностей. В результате она становится профессиональным и опытным врачом. Сначала практикует, а потом руководит отраслью здравоохранения в Киргизии, получив место в министерстве.

Чингизу она родила двоих сыновей. Санджар появился на свет в 1954 году. Он стал литератором и журналистом, построил собственный успешный бизнес. Через 5 лет родился Аскар, известный общественный деятель, историк, специализирующийся на странах Востока.

Несмотря на наличие детей, Чингиз в конце 1950-х годов уходит из семьи. Он говорит, что встретил главную любовь своей жизни. Ее звали Бюбюсару Бейшеналиева. Их отношения начали развиваться в Ленинграде. Продолжались целых 14 лет. Правда, пожениться так и не сумели, так как оба занимали достаточно высокое и заметное положение. В СССР это привело бы к скандалу. Бюбюсара была народной артисткой Советского Союза. Айтматов, будучи коммунистом, не мог позволить себе ради нее развестись. Это погубило бы его репутацию.

Свои переживания он подробно описал в повести «Прощай, Гульсары!», где главный герой пытается выбрать между официальной женой и любовницей. В сложной ситуации оказывается и герой романа и «И дольше века длится день» Буранный Едигей, который полюбил вдову своего товарища. В обеих книгах Айтматова женщины в результате оказываются сильнее, чем мужчины, с моральной точки зрения.

Тайная связь самого писателя с актрисой продолжалась 14 лет. О ней ходили многочисленные слухи и сплетни. В 1973 году Бюбюсара скончалась от рака груди, который у нее диагностировали за полтора года до этого. Откровенно об истории этих отношении Айтматов рассказал спустя 20 лет, написав книгу «Плач охотника над пропастью» в соавторстве с Мухтаром Шахановым.

Второй официальной женой героя нашей статьи была Мария Урматовна. К моменту знакомства с писателем — выпускница сценарного факультета ВГИКа. Она была уже разведена, воспитывала дочь.

В совместных отношениях у них родилась девочка Ширин и мальчик Эльдар.

Смерть

В последние годы жизни Айтматов страдал от сахарного диабета. Но не переставал вести активную жизнь. Уже на 80-м году жизни отправился в Казань, где снимали документальный фильм под названием «И дольше века длится день», посвященный его юбилею. Это был 2008 год.

Во время съемок писатель простыл. Начавшаяся простуда переросла в острую пневмонию. Слабое здоровье дало о себе знать — у него отказали почки.

Читайте также  Размеры звезд. Плотность их вещества.

Айтматова срочно вывезли в Германию, но спасти пациента не смогли даже лучшие немецкие врачи. 10 июня он скончался в госпитале Нюрнберга. На прощание с писателем собралось огромное количество людей.

Героя нашей статьи похоронили в Бишкеке. Могила находится на кладбище, известном под названием «Упокой отцов». Известно, что это место сам Айтматов выбрал для своего погребения еще в 1990-х годах, когда разыскивал могилу расстрелянного отца.

Ему удалось отыскать братскую могилу, в которой было похоронено 138 жертв сталинских репрессий. Отца писателя с почестями перезахоронили. Рядом с ним захотел покоиться и его сын. Желание классика было исполнено.

Чингиз Айтматов (Чыңгыз Айтматов)

Страна: Кыргызстан
Родился: 12 декабря 1928 г.
Умер: 10 июня 2008 г.

Чингиз Тоpекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Кара-Бууринского (Киpовского) района Таласской области Киргизстана.

Окончив восемь классов, Чингиз поступил в Джамбульский зооветеринарный техникум. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1953 г. окончил Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, в 1958 г. — Высшие литературные курсы при Литинституте в Москве. Его повести и рассказы, переведенные на русский язык, печатаются в журналах «Октябрь» и «Новый мир». Вернувшись в Киргизию, стал редактором журнала «Литературный Киргизстан», пять лет был собственным корреспондентом газеты «Правда» в Киргизии.

В 1963 г. был издан первый сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. В него вошли повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле».

До 1965 года Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, «Прощай, Гульсары!».

В 1973 году подписал открытое письмо против Сахарова и Солженицына.

Первый роман Айтматова «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году.

В 1988-1990 гг. Чингиз Айтматов — главный редактор журнала «Иностранная литература».

В 1990-1994 гг. работал послом СССР и затем России в Люксембурге. До марта 2008 г. был послом Кыргызстана в странах Бенилюкса – Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

Герой Социалистического Труда СССР (1978) и Народный писатель Киргизской ССР, Герой Кыргызской Республики (1997).

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, Манаса 1-й степени, «Дустлик» (Узбекистан), высшей награды правительства Турции за вклад в развитие культуры тюркоязычных стран, детским орденом Улыбки Польши, медалью Н. Крупской, Почетной медалью Токийского института восточной философии «За выдающийся вклад в развитие культуры и искусства на благо мира и процветания на земле».

За литературную и общественную деятельность удостоен: Ленинской премии (1963, сборник «Повести гор и степей»), Государственной премии СССР (1968, 1977, 1983, за литературную деятельность), Государственной премии Киргизской ССР (1976, за литературную деятельность), премии «Лотос», Международной премии им. Дж.Неру, премии журнала «Огонек», Международной премии Средиземноморского центра культурных инициатив Италии, премии Американского религиозного экуменического фонда «Призыв к совести», Баварской премии им. Ф.Рюккарта, Премии им. А.Меня, премии «Руханият», почетной премии культуры им. В.Гюго.

Академик НАН Кыргызской Республики, академик Академии российской словесности, действительный член Европейской академии наук, искусств и литературы и Всемирной академии наук и искусств.

Инициатор международного интеллектуального движения «Иссыккульский форум», попечитель фонда «Вечная память солдатам», президент Ассамблеи народов Центральной Азии. Учреждена Золотая медаль и создан Международный Фонд им. Ч.Айтматова. В 1993 году в г. Бишкек организована Международная общественная Айтматовская Академия. В городе Эль-Азык (Турция) парк был назван именем Ч.Айтматова.

В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).

Произведения Чингиза Айтматова переведены более чем на 100 языков мира, многие из произведений были экранизированы, по их мотивам поставлены драматические спектакли и балеты.

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Фантастическое в творчестве:

Практически все творчество Чингиза Торекуловича Айтматова, ставшего уже классиком в литературе, пронизано мифологическими, эпическими мотивами, в его произведения вплетены легенды, притчи. Общеизвестны его легенды о матери-оленихе из повести «Белый пароход» и птице Доненбай из романа «И дольше века длится день». В тот же роман включена сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной цивилизацией, планетой Лесная Грудь. Действие известной повести «Пегий пес, бегущий краем моря» происходит во времена Великой Рыбы — женщины, прародительницы человеческого рода. И, наконец, перу Айтматова принадлежит полностью фантастический роман – «Тавро Кассандры» — о проблеме создания искусственного человека.

Айтматов, Чингиз Торекулович

Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов (кирг. Чыңгыз Төрөкулович Айтматов ; 1928 — 2008) — киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской АССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978). [1] . Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983). Член КПСС с 1959 года.

Содержание

Биография

Родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был вначале крестьянским активистом, затем советским и партийным работником, видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году был арестован, а в 1938 расстрелян. Мать, Нагима Хамзиевна Абдувалиева, татарка по национальности, была армейским политработником, впоследствии общественным деятелем. Чингиз, его братья и сестры, выросли в Шекере, куда прибыли незадолго до ареста отца по его настоянию! [2]

Окончив восемь классов, поступил в Джамбульский зоотехникум, который окончил с отличием. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трёх лет работал ветеринаром, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958).Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке была опубликована в июне 1957 в журнале «Ала-Тоо». Повесть «Джамиля» увидела свет впервые на французском языке в переводе Луи Арагона также в 1957 году. В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля́» на русском языке, принёсшая Айтматову мировую известность. [1] Эта повесть на сегодняшний день является самым популярным произведением Чингиза Торекуловича на всех языках мира. Только на немецком языке она была переиздана уже 37 раз.

После «Джамили» были также опубликованы повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую писатель получил Ленинскую Премию. Все эти произведения выходили одновременно по-русски и по-киргизски. В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», также «Верблюжий глаз» был экранизирован Л. Шепитько с главным исполнителем в роли Кемела Болотом Шамшиевым, впоследствии ставшим одним из лучших режиссёров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова, как «Белый пароход», «Ранние журавли» и др. Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. Роман «Белый пароход» (1970) был опубликован на русском языке и на долгие годы становится одним из наиболее признанных произведений Чингиза Айтматова во всем мире, а экранизация романа была показана на международных кинофестивалях в Берлине и в Венеции.Совместная работа Чингиза Айтматова с казахским автором К. Мухамеджановым «Восхождение на Фудзияму» (1973) до сих пор не сходит с театральных сцен Казахстана. За повесть «Ранние журавли» (1975) писатель получил киргизскию Премию имени Токтогула. 31 августа 1973 года Чингиз Айтматов подписал Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пес, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГДР, позднее была также экранизирована немецкими и русскими кинематографистами. В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистичекого Труда в СССР. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую он получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР является его роман «Плаха» (1986). Во время своего визита в ФРГ Чингиз Айтматов знакомится с Фридрихом Хитцером, впоследствии немецким переводчиком и менеджером, с которым он проработал до января 2007 года, когда переводчик внезапно скончался от инфаркта.

Все постсоветские произведения Чингиза Айтматова издаются на немецком языке в швейцарском издательстве Unionsverlag в переводе Фридриха Хитцера, отмеченного в 2011 году в Лондоне посмертно Международной Премией Чингиза Айтматова за долголетнюю работу с писателем, за любовь к его творчеству и преданность ему.

В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы» («Вечная невеста») в 2006 году, немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием «Снежный барс». Это было последнее произведение великого киргизского писателя. В год своего 70-летия в 1998 году писатель был еще раз удостоен звания Героя Кыргызстана и признан Народным писателем у себя на родине.

В 1990—1994 работал послом СССР и с 1994 по 2006 — посол Кыргызстана в странах Бенилюкса, в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. С 2006 года работал в Казахстане.

Депутат ВС СССР 7 — 11 созывов (1966—1989), народный депутат СССР (1989—1991), член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата СП СССР и СК СССР, один из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, главный редактор журнала «Иностранная литература», инициатор международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум».

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: