Творчество Феофана Грека 2 - ABCD42.RU

Творчество Феофана Грека 2

Феофан
Грек

Биография и информация

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский и русский иконописец, мастер монументальных фресковых росписей и книжной графики. Имея греческое происхождение, получил большое признание и славу на русской земле. Считается учителем Андрея Рублева.

Особенности творчества художника Феофана Грека: стиль Феофана Грека отличается темпераментностью, динамической свободой, проработкой индивидуальности и психологизма каждого образа. Мастер работает в принятом каноне, но и вместе с тем очень смело реформирует канон. Отличает его творчество и смелость мазка, и своеобразие колорита. Для фресковых росписей Феофана Грека характерна так называемая «скоропись», когда живопись почти монохромна, мелкие детали, складки одежды не проработаны, а контуры очерчены стремительными линиями. В его творчестве часто находят воплощение два полюса византийской духовной культуры – воспевание земной красоты как Божественного творения и устремление к духовной аскезе, отвергающей всё внешнее, красивое.
Во фресках Феофан использовал белильные высветления для придания большей одухотворенности и мистичности ликам святых. Общая цветовая гамма при этом сдержана и лаконична (преобладают чёрный, красновато-коричневый с оттенками, белый), напоминая опять же монашеское, аскетическое отречение от разнообразия явлений и красок мира. Феофан пишет в манере нарочитого изографа, в котором иконописцы опирались на подлинники, с точностью воспроизводя содержания преданий и письмен. Такая художественная манера позволяет создавать человеческий, и, в то же время, возвышенный образ.

Источники сведений о мастере

Сведения о жизни Феофана Грека, очень немногочисленные, встречаются в московских и новгородских летописях. Особую ценность представляет письмо, написанное около 1413 — 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря и своему другу Кириллу Белозерскому. Сообщение Епифания дает представление о принципах работы мастера и является единственным источником, открывающим некоторые подробности жизни Феофана Грека. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям «притчам» и его хитростному строению» . Умение Феофана беседовать во время работы со всеми приходящими, что так восхищает Епифания, видимо, производило такое же впечатление, как 100 лет спустя производил гений Леонардо да Винчи.

Хотя Феофан и снискал широкое признание, даты его жизни и смерти указываются всегда лишь приблизительно. Наверняка известно только, что в 1413 году Феофана уже не было в живых, о чем мы узнаем из упомянутого выше письма Епифания Премудрого.
В летописях отмечены все три московских храма, в росписи которых участвовал Феофан: Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский. Упоминает о них и Епифаний. Если бы после окончания работы над Благовещенским собором в 1405 годы Грек успел бы произвести ещё какую-либо крупную работу, то летописи, да и Епифаний, это бы отметили. Поэтому дата смерти мастера заключается в промежутке между 1405 и 1413 годами.
Умер Феофан в преклонном возрасте, ибо первое известие о нем — работа в Новгороде, — датировано 1378 годом. Прибыть в Россию он должен был не только зрелым художником, но и в зрелом возрасте (25-30 лет): в Византии он уже успел поработать над целым рядом церквей. Получается, дату рождения Феофана Грека следует искать в диапазоне 1335-1340 годов, и в России он прожил около 40 лет, где и создал свои самые известные произведения.

Вера и убеждения Феофана Грека

Ко времени приезда на Русь Феофан уже вдохновлялся мистическим учением известным как исихазм. Слово «исихазм» происходит от греческого hesychia – «спокойствие», «безмолвие», «отрешенность». Учение это сформировалось ещё в ранневизантийскую эпоху, а встретить его можно было только в монастырях. Однако в XIV веке учение выходит за их пределы, получает теоретическое обоснование и становится доступным для мирян.
Исихазм учил, что Слово Божье постигается в молчании. Отказ от многословия, постижение Слова в самой его глубине и созерцательная молитва выведут на путь познания Бога. Но основной смысл исихазма заключается не в самой высокой молитве — он постигался через духовную практику и заключался в абсолютном духовном преобразовании, преображении. Не случайно Феофану принадлежит икона «Преображение Господне». Фаворский свет, который видели апостолы во время Преображения Господа Иисуса Христа, имел для исихастской практики большое значение. Свет этот, как говорили исихасты, и есть внутренний свет преображения. «Царство Божие внутрь человека есть» — эту идею Феофан Грек наглядно воплощает в манере своей живописи.
Феофан был не просто религиозным, а даже глубоко убежденным человеком в том, как важна духовная сила, вера и активность особенно в той стране, в которой он жил. И характер великого живописца под стать – жесткий, аскетичный, размышляющий. Исследователями отмечается, что Феофану Греку присуще отрицание оптимизма. Он признаёт, что человек изначально грешен, поэтому может только со страхом и покорностью ждать решения своей участи на Страшном суде. И эти убеждения хорошо отражают приемы его творчества.

Выбор в пользу Руси

Феофан родом из Византии, отчего и получил прозвище «Грек». До приезда на Русь им было уже расписано сорок каменных церквей в Константинополе, его пригороде – Халкидоне, Галате. Именно в Галате, которая в ту пору была богатой генуэзской колонией, Феофан получил возможность познакомиться с западной культурой. Он видел её палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца деловитость и свободные нравы жителей Галаты. Ни одна из византийских работ Феофана не сохранилась. Из Галаты мастер перебрался сначала в Каффу (ныне Феодосия), а затем в Новгород. В Восточном Крыму с ним или с его школой ученые всё же связывают несколько сохранившихся фресок. Речь, в частности, идет о росписи храма Святого Стефана в Феодосии и о небольшой фреске в храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.
Феофан, подобно многим своим современникам, мог бы уехать в Италию, но, возможно, он не был готов расставаться с православной верой. Остаться в Византии, где всё больше в живописи утверждался сухой академизм, не соответствовало его индивидуальному вкусу и устремлениям. А вот на Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, для него открылось широчайшее поле деятельности. Мастер отравился на свою новую родину в свите митрополита Киприана. Выбор художника был полностью оправдан: в Московской Руси имя Феофана Грека стало первым среди плеяды гениальных живописцев. Он приехал на Русь уже зрелым, сложившимся мастером, а не рядовым ремесленником. Благодаря творчеству Феофана русские художники смогли познакомиться с первоклассными примерами византийского искусства. Его дар был поистине оригинален — берущий свои истоки в византийской традиции, он тесно переплелся и развился во взаимодействии с русской культурой.

Новгородский период

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. Каким образом он попал именно туда, минуя Москву? Мы уже знаем, что он работал в Каффе — нынешней Феодосии. Новгородцы имели частые торговые сношения с этим городом и легко могли привезти к себе Феофана.
Первая работа, выполненная им на Руси, роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это единственная дошедшая до наших дней работа мастера, имеющая документальное подтверждение, датированное 1378 годом. Эта роспись по сей день остается главным источником для суждения об искусстве Феофана и его художественном стиле, что позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Роспись церкви Спаса Преображения выполнялась Феофаном по заказу боярина Василия Даниловича и горожан и была окончена за одно лето. До наших дней дошли лишь фрагменты изначального монументального ансамбля фресок, но и по ним можно судить о мощном творческом даровании византийского иконописца.

Самое грандиозное изображение среди росписей храма находится в алтарном куполе: это Христос Вседержитель (Пантократор) в окружении четырех серафимов. В барабане (основание купола) — праотцы Авель, Адам, Ной, Сиф, Енох, пророки Илия и Иоанн Предтеча; в камере — богословы и столпники. Лучше всего сохранились фрески Троицкого предела («Троица», «Поклонение жертве», «Богоматерь»).

Церковь Спаса Преображения — один из наиболее известных и ценных исторических памятников Новгорода. Находящиеся там работы Феофана Грека повлияли на творчество ряда живописцев, породили последователей. Например, в известной иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в нескольких произведениях XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана.

Талант Феофана Грека проявился не только в оригинальных художественных приемах, но и в многосторонности жанров. Вместе с его монументальными работами примерами для подражания стали его миниатюры. «Он был книги изографом нарочитым» — так эта похвала звучит у Епифания. Влияние Феофана видно в оформлении таких рукописей, как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Следующий этап жизненного пути мастера порождает только предположения исследователей. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Московский период

Феофана Грека можно считать создателем нового образа «Умиления». Икона «Богоматерь Донская» (модификация «Умиления», другое название – «Радость всех радостей»), которая была почитаемым запрестольным образом Успенского собора Коломны, считается исследователями первообразом. Сама икона двусторонняя — с обратной стороны изображено «Успение Богоматери». Успенский собор Коломны был построен накануне Куликовской битвы, а позднее, после победы и присвоения князю Дмитрию Иоанновичу прозвания Донского, церковь и икона «Богоматерь Умиления» также стали зваться Донскими. Иван Грозный высоко чтил эту икону, брал ее с собою в Казанский поход, а в 1591 году ее выносили во время битвы с Казы-Гиреем. Когда битва закончилась победою русских, «Богоматерь Донская» была признана чудотворной. Прославленный образ был перенесен в Благовещенский собор московского Кремля. Не забыли икону и в наши дни. В XX веке во время наступления немцев по приказу И. В. Сталина она трижды облетела на самолете над Москвой. Ныне этот шедевр хранится в Третьяковской галерее.

В Москве Феофан, как и в Новгороде, вероятно, трудился и над книжной графикой. По характерным резким линиям и колориту, полагают, что оформление Евангелия боярина Фёдора Кошки, с его орнаментальными украшениями, заставками и зооморфными буквицами–инициалами, также принадлежит Феофану. По поводу другой знаменитой рукописи — Евангелия Хитрово, говорят о том, что работа, скорее всего выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Школа Феофана Грека

Без малого полвека Феофан Грек прожил в России и написал для неё свои самые известные произведения. Если бы всё они сохранились, то наследие Феофана было бы довольно велико. Разумеется, работал он не один, а сформировал целую школу. Феофан Грек охотно передавал свои знания, опыт и недостатка в учениках у него не было.
Опираясь на письмо Епифания Премудрого, можно уверенно предполагать, что мастер умел легко располагать к себе собеседников, был открыт, благожелателен и добродушен. Кроме того, «Феофан иконник Грегин философ» пользовался большим авторитетом художника-мыслителя. Величайшим из его учеников стал Андрей Рублев. При росписи Благовещенского собора он выступал в роли помощника, а не ученика. Тем не менее, техническая близость их работ, особенно использование «голубца» — голубой краски необыкновенного яркого тона, свидетельствует, что Рублёв был какое-то время учеником Феофана. Такой интенсивный голубой цвет нельзя получить из обычной палитры иконников. У Феофана его можно увидеть на плате «Богоматери Донской». После неё такого цвета больше нигде не встретить, за исключением «Троицы» Рублева, что подтверждает близость их творчества и исключительную роль Феофана в развитии средневековой русской живописи. А в самой истории России этот византиец остался столь же выдающейся личностью, сколь и загадочной.

Читайте также  Биография Ахмеда Яссауи

Феофан Грек: биография, творчество и иконы

Содержание статьи

  • Феофан Грек: биография, творчество и иконы
  • Характерные черты московской школы иконописи
  • Иеромонах Фотий: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Краткая биография и портрет личности Феофана Грека

О незаурядной личности Феофана Грека (Гречанина) мы знаем благодаря двум историческим персонам и их хорошим отношениям. Это — Кирилл, архимандрит тверского Спасо-Афанасьевского монастыря, и иеромонах Троице-Сергиева монастыря, последователь Сергия Радонежского, а впоследствии составитель его житий Епифаний Премудрый.

В 1408 г. из-за набега хана Едигея иеромонах Епифаний прихватил свои книги и убежал от опасности из Москвы в соседнюю Тверь, а там укрылся в Спасо-Афанасьевском монастыре и сдружился с его настоятелем архимандритом Кириллом.

Вероятно, в тот период настоятель и увидел «церковь Софийскую цареградскую», нарисованную в Евангелии, которое принадлежало Епифанию. Через несколько лет в несохранившемся письме Кирилл, видимо, спросил о рисунках с видами константинопольского собора Святой Софии, которые произвели на него впечатление и запомнились. Епифаний в ответ дал обстоятельное объяснение по поводу их происхождении. Сохранилась копия XVII–XVIII вв. отрывка из этого ответного письма (1413 — 1415 гг.), названного так: «Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу».

Епифаний в послании поясняет игумену, что те изображения он собственноручно скопировал у гречина Феофана. И далее Епифаний Премудрый подробно и живописно рассказывает о греческом иконописце. Поэтому мы знаем, что Феофан Грек работал «по воображению», т.е. не смотрел на канонические образцы, а писал самостоятельно по своему усмотрению. Феофан был в постоянном движении, поскольку отходил от стены, оглядывал изображение, сверяя с образом, который сложился в его голове, и продолжал писать. Такая художественная свобода была необычна для русских иконописцев того времени. В процессе работы Феофан охотно поддерживал беседу с окружающими, что не сбивало его с мысли и не мешало его трудам. Епифаний Премудрый, который знал византийца лично и общался с ним, подчеркивал ум и дарование мастера: «муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописец изящный во иконописцех».

Ни о семье, ни о том, где и как получил иконописное образование Феофан данных нет. В послании Епифаний указывает только на уже готовые работы византийца. Феофан Грек украсил своими росписями сорок храмов в различных местах: Константинополе, Халкидоне и Галате (предместья Константинополя), Кафе (современная Феодосия), в Новгороде Великом и Нижнем, а также три церкви в Москве и несколько светских зданий.

После работ в Москве имя Феофана Грека не упоминается. Подробности его личной жизни не известны. Дата смерти не точна. Есть предположение, основанное на косвенных признаках, что к старости он удалился на святую гору Афон и закончил свою земную жизнь будучи монахом.

Феофан Грек в Великом Новгороде

Единственными достоверными произведениями русско-византийского мастера считаются только росписи в Новгороде Великом, где он жил и работал некоторое время. Так в Новгородской летописи от 1378 года конкретно указано, что «церковь нашего Господа Иисуса Христа» расписал мастер гречанин Феофан. Речь идёт о церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году на Торговой стороне города. Византийского мастера для росписи храма позвал, видимо, местный боярин Машков Василий. Предположительно, Феофан прибыл на Русь с митрополитом Киприаном.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Храм Спаса Преображения уцелел, а росписи Грека сохранились лишь частично. Их расчищали несколько десятилетий с перерывами, начав в 1910 году. Фрески, хотя и дошли до нас с утратами, дают представление о Феофане Греке как выдающемся художнике, который принес новые идеи в русскую иконопись. Живописец и искусствовед Игорь Грабарь оценивал приезд в Россию мастеров величины Феофана Грека, как плодотворный внешний импульс в поворотные моменты русского искусства, когда он был особенно нужен. Феофан Грек оказался на Руси, когда государство освобождалось от нашествия татаро-монголов, медленно поднималось и возрождалось.

Феофан Грек в Москве

Московские летописи свидетельствуют о том, что Феофан Грек создавал стенописи кремлёвских храмов в конце 14 – начале 15 века:

  • 1395 год — роспись церкви Рождества Богородицы на сенях в содружестве с Симеоном Черным.
  • 1399 — роспись Архангельского собора.
  • 1405 — роспись того Благовещенского собора, что стоял ранее на месте нынешнего. Благовещенский собор Феофан расписывал вместе с русскими мастерами Прохором с Городца и Андреем Рублевым.

Миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век. Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества. Надпись: «В том же году в центре города Москвы была расписана церковь Рождества Пречистой Богородицы и придел святого Лазаря. А мастера — Феодор грек да Семен Черный».

Особенности творчества Феофана Грека

Фрескам Феофана Грека присущ минимализм цветовой гаммы и непроработанность мелких подробностей. Оттого лики святых предстают суровыми, сосредоточенными на внутренней духовной энергии и излучают мощную силу. Пятна белил положены художником так, что создают свет, подобный фаворскому, и акцентируют внимание на важных по смыслу деталях. Мазкам его кисти присуща резкость, точность и смелость нанесения. Персонажи росписей иконописца аскетичны, самодостаточны и углублены в молчаливую молитву.

Творчество Феофана Грека связывают с исихазмом, которое подразумевало непрестанную «умную» молитву, безмолвие, чистоту сердца, преобразующую силу Бога, Царство Божие внутри человека. Через века, следом за Епифанием Премудрым Феофана Грека признают не только гениальным иконописцем, но мыслителем и философом.

Работы Феофана Грека

Достоверных данных нет, но творчеству Феофана Грека обычно приписывают двустороннюю икону «Донской Божией матери» с «Успением Божией Матери» на обороте и деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Кремля. Иконостас Благовещенского собора выделяется ещё и тем, что он стал на Руси первым, на иконах которого фигуры святых изображены во весь рост.

Ранее предполагалось, что икона «Преображение Господне» из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского принадлжеит кисти Феофана Грека и иконописцам мастерской, которую он создал в Москве. Но в последнее время усилились сомнения в его авторстве.

Донская икона Божией Матери. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Успение Божией Матери», оборот Донской иконы. Приписывается Феофану Греку.

Икона «Преображение Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор». ? Феофан Грек и мастерская. ?

Феофан Грек. Иисус Пантократор — роспись в куполе церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Серафим — фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Даниил Столпникфрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Феофан Грек. Макарий Египетский — фрагмент росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Великий Новгород.

Икона «Спас в силах» из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Русь, Москва. Последняя четверть XIV в. Предположительно Феофан Грек.

Феофан Грек Философия в красках

В православии вторая неделя главного Поста посвящается исихазму (Григорию Паламе), на почве которого сформировалась классическая русская иконопись в лице трех великих имен: Феофан, прп. Андрей и Дионисий.

У каждого из них была своя философия и свое представление о православии. В них отражалась не только вера, но дух и веяния конца XIV и всего XV века. Бессмысленно говорить о правильном или неправильном понимании православия каждым из них и вообще – спорить о том, кто из трех иконописцев более точно выражал православную веру.

Разными они были и по-разному видели мир, хотя вера у всех была одна — православная. Но все они — и византийский иконописец Феофан, приехавший в Россию с великим подвижником веры митрополитом Киприаном с особой миссией — проповедью исихазма; и русский монах Андрей Рублев с его философией умиротворения, гуманности, гармонии и доброты,

и профессиональный изограф Дионисий Ферапонтовский – певец вечной Женственности и Материнства, церковного декора и эстетики «иосифлян» — стали воплощением православной веры в древнерусской живописи, ее вершиной и классическим выражением.

Из всех троих меньше всего сведений о Феофане Греке и даже то немногое, что известно, подвергается многими специалистами-искусствоведами сомнению. Предположительно иконописец родился в Константинополе где-то между 1335-1340 годами, т.е. был гречанином, откуда и пошло его русское прозвище «Грек».

Феофан принадлежал к византийской элите, участвовал в философско-догматических спорах, был убежденным сторонником Григория Паламы и исихазма, чьи идеи нашли воплощение в его иконографии и философско-богословской программе.

Имея за спиной росписи более сорока храмов в Константинополе, Халкидоне, Херсоне и других городах, Грек приехал в Россию уже вполне сложившимся мастером со своей философией и своей задачей – обновить русское религиозное сознание в духе исихазма.

Но приехав из аскетической Византии, из окружения, пропитанного религиозно-догматическими спорами, из общения с богословами и строгими подвижниками веры, иконописец попадает в совершенно иную атмосферу Великого Новгорода.

Она поразила его своей полуязыческой праздничностью, нестрогостью в поведении, любовью к красочной яркой жизни, далекой от сурового византийского благочестия, граничившего с ригоризмом. Разрыв с тем, к чему он привык, был слишком велик.

Столкновение с иным миром, иными жизненными установками и иной ментальностью настолько поразили Феофана, что он решил все свои силы и творческую энергию направить на просвещение и проповедь исихазма, на «исцеление» новгородцев от духовной слепоты, в которой, по его мнению, они пребывали.

С годами, а прожил он в России примерно тридцать лет, его представления о России и жизни претерпели существенное изменения: его характер стал значительно мягче, и московские иконы 1405 года значительно теплее. Но пока на дворе 1378 год, год, когда он приступил к росписи своего первого русского Спасо-Преображенского храма, что на Ильиной улице Великого Новгорода.

Об этом сохранились документально-подтвержденные записи, и потому никто не оспаривает авторства фресок Феофана. Вся богословская программа росписи Спаса-на-Ильине является уникальной авторской разработкой иконописца, воплощенная им с поразительной гениальностью и трагизмом. Нигде в мире нет ничего подобного.

И хотя фрески сохранились не полностью, но именно по ним специалисты изучают стиль и характер живописи Феофана. Фрески поражают, прежде всего, своим экспрессивно-эмоциональным накалом. На них фигуры святых напоминают скорее призраки и цветные тени, чем реальных людей.

Читайте также  Фольклор - Устное народное творчество

Их материальная телесная оболочка кажется всего лишь феноменом, иллюзией, которая вот-вот рассеется. Люди, охваченные бурным экстатическим движением, словно парят в воздухе, подхваченные сильным порывом ветра и разбросанные им по всему храму. Экспрессия, драматизм, доходящий до трагизма, поражают всякого, кто видит феофановские фрески.

Каждый лик здесь индивидуален, ни одного повтора, каждое движение – выверено и психологически точно, ничего лишнего, и во всем — жизненная сила и эллинистическая традиция. Именно по этой причине – суровости и эмоциональной экспрессии — фрески Феофана Грека часто сравнивают, как и самого иконописца, с Великим Микеланджело.

Экспрессивно-эмоциональный стиль – был понятен новгородцам, потому, что этот стиль стал во многом и русским, проявившимся к тому времени в литературе через изображение сильных человеческих чувств и эмоций.

Человек перестал быть статичным и монументальным, он прибрел свой внутренний мир с чувствами, страстями, психологией. В исихазме, с его акцентом на внутреннем делании, именно они становятся предметом исследования.

Главное внимание исихасты уделяли тому, как человеческий дух постепенно восходит к Богу, какие стадии проходит страсть, прежде чем становится действием, и как перевести негативную энергию страсти в положительное русло.

Феофан Грек в своей «исихастской проповеди» тоже сделал акцент на внутреннем делании, но через цвет и жесты. Его философия – это философия в красках, суровая и отнюдь не оптимистическая. Именно цвет позволил ему передать эмоциональность, драматизм и даже трагизм ситуации в духовно-религиозной жизни Новгорода.

Это особенно импонировало книжным людям, интересовавшимся богословием и философией. Суть философии Феофана Грека в том, что человек — глубоко греховное существо, безнадежно удаленное от Бога. Его ждет Страшный суд безжалостного Судии – Бога-Вседержителя, который со всей карающей силой смотрит на грешного человека сверху из купола храма.

Фреска Пантократора, Бога-Вседержителя – смысловой центр всей богословской программы росписи храма на Ильинке. Ожидание Страшного суда требует целомудренной жизни, никто не сможет спастись, если только человека не вымолят Богородица, Иоанн Предтеча, праотцы, пророки, апостолы, святители и аскеты-подвижники, которым открылся великий ужас духовного мира.

Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного, плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела. Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий. Первый мир погиб от Потопа, второй должен пройти испытание Огнем, Светом и Духом. В этом — суть богословской идеи Феофана, которая особенно ярко проявлена в столпниках.

Живописная техника Феофана тоже подчинена его философско-богословским идеям. Его мазок – короткий, энергичный, выразительный и эмоциональный; его световые блики – это отсветы Божественного фаворского света, которые ложатся на лики и одежды столпников и усиливают драматизм ситуации.

Складки одежды святых образуют ломкий узор, похожий на молнии, состоящие из острых углов. Колорит – густой, темно-коричневый, похожий на смесь огня и белого света в духе византийской традиции.

После Великого Новгорода у Феофана был Нижний, потом Переяславль Залесский и, наконец, Москва, куда его пригласил все тот же митрополит Киприан. В Благовещенском соборе кисти Феофана принадлежит Деисусный чин, выполненный, хоть и в смягченной манере, но так же сурово и молитвенно.

Что касается икон Феофана, то их сохранилось не так много, как, впрочем, и фресковой живописи. Многие из них погибли в пожарах. Достоверно доказано авторство его икон «Преображение», «Успение», «Донской иконы Богородицы», а также Деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В целом живопись и философия иконописца оказались чуждыми русскому человеку, с его оптимистическим взглядом на жизнь, умиротворенным, гуманистическим, сердечным. И хотя Феофан Грек оказал на древнерусскую живопись огромное влияние, тем не менее, Андрей Рублев, будучи учеником Феофана, пошел своим путем, создав иконописную школу с диаметрально противоположной философско-богословской программой.

На смену суровому «Микеланджело» пришел мягкий и лиричный «Рафаэль», на смену Феофану – преподобный Андрей, чисто русское явление в живописи Древней Руси.

Феофан Грек
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.

Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.

Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.

Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
— Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?
(А. Тарковский)

Феофан Грек

Фото Все

Видео Все

Феофан Грек / Мост над бездной / Телеканал Культура

Фрески Феофана Грека

Русская культура. Феофан Грек. Выпуск 6

Феофан Грек — биография

Феофан Грек – известный русский иконописец родом из Византии, миниатюрист. Прославился своими монументальными фресковыми росписями.

Единственное «задокументированное» произведение Феофана Грека – росписи Спасской церкви в Новгороде. Есть сведения, что он расписал почти сорок церквей, написал множество икон и оставил свой след в книжной миниатюре. Но до наших дней дошли только фрески в Новгороде, книги, которые он украшал, все утрачены, а в отношении икон мнения искусствоведов разделись, они говорят о них, как о произведениях «кисти мастера Феофанова круга».

Уцелевших фактов биографии Феофана Грека так же мало, как и его наследия, дошедшего до наших дней. Общепринятая версия гласит, что Феофан родился в Византии, в самом ее сердце – Константинополе в 1340 году. Именно за это его прозвали Греком. На Руси он появился 30-летним юношей, в 1370-м году. Есть предположение, что он сопровождал митрополита Кирпиана в Новгород. Через два десятка лет переселился в Москву, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Некоторые историки подтверждают, что Грек некоторое время жил в Коломне и Серпухове, оставил после себя много шедевров, которые, к сожалению, до нас не дошли.

Феофан Грек был приверженцем исихаизма. Согласно этому христианскому вероучению, медитация, это ни что иное, как познание божественного. Сведения о личной жизни иконописца также не сохранились, историки предполагают, что ни жены, ни детей у него не было.

Феофан Грек

Даже точная дата смерти неизвестна, считается, что умер Феофан Грек примерно в 1410-м году, хотя возможно и позже, но не далее, как в 1413-м. Смерть наступила от естественных причин, так как на тот момент он уже был глубоким старцем, ему шел восьмой десяток.

Основным источником биографических сведений о Феофане Греке стало письмо писателя и художника Епифания Премудрого, которое адресовалось преподобному Кириллу Белозерскому. В этом послании Епифаний рассказал о жизни и деятельности Грека, о методиках его работы.

Творчество

Если верить сведениям, полученным из письма Епифания, то за всю свою творческую биографию Грек работал над росписью более сорока каменных церквей, причем в самых разных городах, среди которых Константинополь (нынешний Стамбул), Галат, Халкидон, Кафа (современная Феодосия), и в древнерусских городах. До нашего времени дошли только несколько росписей в русских церквях.

Фреска церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде расписанная Феофаном Греком

Первая и единственная работа иконописца, официально зарегистрированная на бумаге – церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде, расположенная на Ильине улице. Остальные росписи Грека сохранились лишь фрагментами. По этим неповрежденным элементам мы можем судить о мастерстве иконописца и масштабе работы, проведенной для создания той или иной фрески.

Менее всего разрушения коснулись купола и «барабана». В центре этой конструкции Грек изобразил Пантократора, или как его называют иначе, Спаса Вседержителя, который одной рукой благословляет, а во второй держит книгу. Контур портрета взят в рамку, внутри украшен стихом из Псалтыря. Ниже небесного царя изображены архангелы, херувимы и серафимы. В таких же традициях оформлен купол не только в Новгороде, но и в Византии, во время создания фресок Грек брал за основу убранство собора Святой Софии.

Достаточно хорошо удалось сохраниться и троицкому приделу Спасо-Преображенской церкви. Наиболее ценным в этом шедевре можно считать фронтальное изображение Святой Троицы. Мастер воплотил свою задумку, расположил у ног святых Авраама и Сарру, которые подносят пищу гостям. Теперь на фреске можно рассмотреть только изображение Сарры.

Роспись церкви Спаса Преображения с изображением Святой Троицы

В оформлении этой церкви Грек пользовался только двумя цветами – белилами и охрой, что отличалось от аналогичных росписей того периода. Нарушил иконописец и традиционную композицию, он намеренно расположил фигуры по кругу, убирая острые углы. Основной акцент Феофан сделал на ликах святых, они изображены реалистично, с тщательно прописанными деталями. Прототипами образов художнику служили новгородские отшельники.

Церковь в Великом Новгороде вынесла испытание тремя пожарами, которые случились в 1388-м, 1541-м и 1696-м годах. Огонь и высокая температура привели к изменению первоначального цвета фресок, они стали намного контрастнее.

К концу 1370-го у известного иконописца появились последователи. Его манеру использовали художники, расписывавшие церкви Федора Стратилата и Успения Богородицы. Новгородская икона «Отечество», принадлежащая кисти неизвестного художника, украшена серафимами, скопированными с фресок Спасо-Преображенской церкви.

Работы Грека, датированные 1380-ми годами, до наших дней не дошли. В своем письме Епифаний Премудрый писал, что в те годы Феофан занимался росписью храмов в Нижнем Новгороде. Там же принимал участие в реставрации церквей, которые пострадали от татаро-монгольских набегов. Кроме этого Грек трудился в Серпухове и Коломне.

Работа Феофана Грека — Архангел Михаил

Примерно в 1390-м году Грек поселился в Москве. Он занялся написанием икон и украшением церковных книг. В те годы художник принялся расписывать стены в доме Владимира Храброго, приходившегося двоюродным братом Дмитрию Донскому. По словам современников иконописца, терем князя Владимира украсила «невиданная и необыкновенная роспись». Принялся грек и за украшение храмов. Феофан Грек, иконописец Симеон Черный и их ученики принимали участие в росписи церкви Рождества Богородицы на Сенях. Московские князья «подрядили» Грека на оформление собора Святого Архистратига Михаила. К сожалению, этот памятник искусства до наших дней не сохранился, в 1505-м царь Иван III распорядился его разобрать.

Есть мнение, что именно он, прославленный византийский иконописец, иллюстрировал и вписывал буквицы в Евангелие для дипломата и московского боярина Федора Кошки и в Евангелие Хитрово. Авторство Грека подтвердить не удалось, но иллюстрации демонстрируют его характерную творческую манеру с использованием ярких и контрастных цветов и четко очерченных границ фигур. Эти работы он предположительно завершил в 1392 году. После проведенного художественного анализа, искусствоведы пришли к выводу, что Феофан Грек написал «Донскую икону Божией Матери» и «Успение Божией Матери».

Донская икона Божией Матери написанная Феофаном Греком

Вторая из вышеназванных икон – двусторонняя. На одной стороне есть изображение церковного праздника, своеобразного посвящения смерти, или успение Пресвятой Богородицы. На другой стороне лик Богородицы с младенцем. Спустя некоторое время умиленному портрету на обороте придумали свое название – «Донская икона Божией Матери».

Читайте также  Теория старения организма. Геронтология

Первоначально эта икона предназначалась для Успенского собора в Коломне, а после ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1552 году, отправляясь в казанский поход, ее забрал в дорогу царь Иван Грозный. В 1680-х годах эта икона сопровождала Василия Голицына на Русско-турецкой войне. В настоящее время икона «Донской Божией Матери» выставляется в Третьяковской галерее.

До 50-х годов прошлого века искусствоведы были уверены, что автором иконы «Преображение» в Спасо-Преображенском соборе Переяслава-Залесского был именно Феофан Грек. Но современным экспертам, сотрудникам Третьяковской галереи удалось доказать, что к созданию этого холста византийский иконописец не имеет никакого отношения. Такой вывод они сделали на основании того, что Грек никогда не пользовался слишком яркими цветами, и она написана в нехарактерной для него цветовой гамме. Теперь икону выставляют в экспозиции музея, как работу «неизвестного иконописца».

В 1405 году приступили к росписи Благовещенского собора, причем с этой целью пригласили самых известных мастеров – Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца. Многие искусствоведы придерживаются мнения, что иконы на иконостасе этого собора написал именно Грек. Стоит отметить, что иконостас в этом соборе тоже уникальное явление в оформлении церкви. Он был первым на Руси, где фигуры святых выполнены в полный рост.

В Благовещенском иконостасе девять икон. На них изображены Апостол Петр, Василий Великий, Богоматерь, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча, Спас Вседержитель, Апостол Павел, Архангел Гавриил, Иоанн Златоуст. Феофана считают автором этих икон по той причине, что манера, в которой они написаны, практически идентична с той, в которой расписана Спасо-Преображенская церковь в Великом Новгороде.

Герои икон Феофана Грека получались какими-то очеловеченными или обожествленными, он создавал их по наитию. Иконописец часто прерывал работу, вел беседы с прихожанами или служителями церкви, это давало ему возможность осмыслить следующий шаг, обдумать мазок, который он собирался нанести на полотно. Манера Феофана Грека создавать свои фрески – скоропись, которая не предполагает детальную проработку каждой детали изображения.

По мнению части искусствоведов, Грек в своей работе использовал монохромную технику, отдавая предпочтение красно-коричневым тонам. Другие специалисты уверены, что это время наложило свой отпечаток на некоторые цвета, и что Феофан работал с обширной палитрой цветов, которая, к сожалению, не сохранилась после реставрационных работ. Ведь чтобы «добраться» до шедевров византийского мастера, реставраторы местами сбивали штукатурку, работали с использованием извести.

Феофан Грек. Иконописец .

Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека.

Даты рождения и смерти Феофана Грека точно неизвестны,

Родился около 1340 г., умер после 1405 г.

Работал в Византии и Древней Руси. Писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил ряд росписей в Константинополе, Халкедоне, Галате, Кафе. Приехав в Москву ок. 1390, имел множество заказов, был известен и как искусный миниатюрист.

На Руси расписал церковь Спаса на Ильине (1378),

вместе с Симеоном Чёрным — церковь Рождества Богоматери (1395)

и Архангельский собор (1399),

вместе с А. Рублёвым и Прохором с Городца — Благовещенский собор (1405) — все в Моск. Кремле.

Работал также в Серпухове, Нижнем Новгороде и др.

Для произведений Феофана Грека, характерны одухотворённость образов, драматичность , оригинальность письма, смелая живописность.

Творчество Феофана Грека высоко ценили на Руси, называя живописца философом. Созданная им в Москве мастерская стимулировала деятельность местных иконописцев. Все созданное им принадлежит к лучшим образцам древнерусского изобразительного искусства.

К каждой своей работе Феофан Грек подходит глубоко и индивидуально.

Феофан Грек. Ветхозаветная Троица. 1378

В композиции «Троица» чувствуется напряженность, все внимание обращено на центральную фигуру ангела , который обединяет размахом крыльев двух ангелов , фигуру Сары ,не сохранившуюся фигуру Авраама и ангела слева ,придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.

В написаные образы Феофан заложена огромная сила эмоционального воздействия на зрителя. Манера письма стремительная, темпераментная, нет многослойных высветлений , блики накладываются ярко , что придает образам напряженность .

Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

Апостол Павел. 1405

Апостол Пётр. 1405.

Богоматерь. 1405. Фрагмент

Василий Великий. 1405. Фрагмент

Даниил Столпник, 1378

Донская икона Пресвятой Богородицы. Феофан Грек, XIV в.

Иоанн Златоуст. 1405. Фрагмент

Спас в силах. 1405

Архангел Гавриил. 1405

Спаса Преображения», в начале 15-го в

Не случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный полет его творческой фантазии. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».

ФЕОФАН ГРЕК

Византийский живописец, работавший на Руси. Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены и другие иконы этого и праздничного чинов). Создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы «Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392), «Четырёхчастная», «Преображение» из Переславля-Залесского. Творчество Феофана Грека оставило ярчайший след в живописи Новгорода и Москвы и нашло множество последователей.

Биография

Феофан Грек родился, вероятно, в 30-х годах XIV века и умер между 1405 и 1415 годами. Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище “Грек”. На Русь художник приехал не позднее 1378 года. Впервые имя его появляется в Новгородской летописи: видимо, именно новгородцы пригласили уже известного в Греции художника для росписи вновь построенной на Торговой стороне церкви. Третья новгородская летопись под 6886 (1378 год) пишет: «Того же лета подписана церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улице, повелением благородного и боголюбивого боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при Архиепископе Алексии Великого Новгорода и Пскова». Летописец говорит здесь о фресках церкви Спаса Преображения на Ильине улице, частично сохранившихся до нашего времени. Их расчистка началась в 1910 году, но закончилась только в 1944 году. Теперь эта церковь является одним из наиболее известных исторических памятников Новгорода, главным источником для изучения творческой манеры великого мастера.

Но, пожалуй, главный источник для изучения жизни и творчества Феофана Грека – это письмо писателя и монаха, современника гениального византийца, составителя житий Епифания Премудрого, написанное им Кириллу, игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Это послание, составленное около 1415 года, содержит важные подробности биографии приезжего грека и, кроме того, дает живую характеристику мастера, сделанную человеком, лично знавшим художника и сумевшим подметить необычные, индивидуальные черты его характера.

Только из этого послания известно, что Феофан Грек расписал более сорока каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия), Великом и Нижнем Новгородах, в Москве. Епифаний Премудрый описывает некоторые его произведения, в том числе поразившие современников «страннолепные» (чудесные) росписи княжеских палат, на стене которых художник изобразил Москву. Епифаний Премудрый отмечает также необычайную свободу поведения художника во время творчества, — что он, работая, никогда не смотрел на образцы, беспрестанно ходил и беседовал, причем ум его не отвлекался от его живописи. При этом Епифаний Премудрый иронизирует над скованностью и неуверенностью «нециих наших» иконописцев, неспособных оторваться от образцов. Характеризуя личность и творчество Феофана, Епифаний называет его «преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф искусный и живописец изящный среди иконописцев».

Между 1378 и 1390 годами Феофан, по свидетельству Епифания, участвовал в восстановительных работах в Нижнем Новгороде после набега татар, которые сожгли город и монастыри. Его росписи не сохранились. Около 1390 года мастер прибыл в Москву. По свидетельству московских летописей, Феофан Грек участвовал в украшении кремлёвских храмов (1395, 1399 и 1405). В 1395 году он расписывал церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (позднее здание было разобрано в связи со строительством на этом месте Архангельского собора, 1505—1508). В 1405 году Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле вместе с Прохором с Городца и «чернецом» (монахом) Андреем Рублёвым. По традиции Феофану Греку приписывают также оформление знаменитых рукописей рубежа XIV–XV веков – Евангелия Хитрово и Евангелия Федора Кошки, хотя вопрос об их авторстве окончательно не решён.

К сожалению, ни летописи, ни Епифаний Премудрый не упоминают о дате смерти Феофана, которая так и осталась неизвестной. Видимо, он скончался в весьма преклонном возрасте где-то между 1405 и 1415 годами.

Искусство Феофана Грека

Хотя манера письма Феофана исключительно индивидуальна, все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской школы. Это, прежде всего, фрески трапезной Кахриэ Джами, возникшие во втором десятилетии XIV века. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Они написаны в энергич­ной, свободной манере письма, основанной на широком применении смелых мазков и так называемых отметок, с помощью которых моделируются лица. Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. Сам по себе данный прием не нов, он весьма распространен в живописи XIV века, преимущественно первой его поло­вины. Что сближает росписи Кахриэ Джами и фрески Феофана — это замечательная точность в распределении бликов, всегда попадающих в нужное место, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, который в совершен­стве овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.

На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского ис­кусства — напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений, изы­сканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многодетность восточной па­литры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи. Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами как столичный художник, живущий эстетическими идеалами константинопольского общества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: