Творчество М. Ю. Лермонтова - ABCD42.RU

Творчество М. Ю. Лермонтова

Творчество Лермонтова

Нестерова И.А. Творчество Лермонтова // Энциклопедия Нестеровых

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но удивительную жизнь. Его творчество никого не может оставить равнодушным. Удивительно тонкая душа и сложный характер – это то, на чем основаны его произведения.

  1. Краткая биография М.Ю. Лермонтова
  2. Художественный мир М.Ю. Лермонтова

Краткая биография М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в октябре месяце. Место рождения – Москва, дом напротив площади Красных Ворот. Семья Лермонтова имеет шотландские корни. Считается, что потомок поэта обратился в XI веке за помощью к королю Малькольму III в разгроме Макбета. Далекому предку М.Ю. Лермонтова было дано в вотчину господинство Дарси. На сегодняшний день это деревушка в 8 км от г. Сент-Андрус. Доказано, что род Лермонтовых был основан Джоржем Лермонтом. Он прибыл в Россию в 17 столетии. Он покинул родину из-за бунтов и из польского гарнизона перешел в ряды московского войска.

Все детство М.Ю. Лермонтов провел у бабушки в усадьбе в Тарханах. Так как он был болезненным ребенком, то находился под постоянным присмотром. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева была женщиной властной и требовательной. С раннего детства поэт занимался с учителями.

В 1825 году бабушка привезла юного Лермонтова на Кавказ. Там поэт навсегда влюбился в Кавказские горы. Они стали для него символом силы и свободы.

После долгого домашнего обучения Лермонтов, с 1828 года, стал в Благородном пансионе при Московском университете.

В 1829 году Лермонтов начинает литературную деятельность. Однако напечататься удается лишь в 1835 году.

В 1832 году Михаил Юрьевич Лермонтов приехал в Петербург в надежде поступить в Петербургском университете, но зачислен не был. В этом же году поэт поступил в школу гвардейских юнкеров и прапорщиков. В 1834 году он оттуда выпустился.

М.Ю. Лермонтов был начитан и своенравен. Он мало общался со сверстниками и воспринимался многими как через чур высокомерный. При этом Лермонтов ведет активную светскую жизнь.

В 1836 году, после ряда неудачных драматургических опытов, М.Ю. Лермонтов завершил работу над первой редакцией стихотворной драмы «Маскарад», в трех актах.

После смерти А.С. Пушкина Лермонтов написал свое великое стихотворение «Смерть поэта». Написанное в 1837 г., оно стало переломным моментом в его биографии.

Ссора и дуэль с сыном французского посла и последующее примирение становится поводом для ссылки М.Ю. Лермонтова в 1841 году на Кавказ, в действующий Тенгинский пехотный полк.

В том же году он едет в отпуск в Петербург. Затем вынужден отправиться в Пятигорск, где Лермонтов язвительно высмеивал бывшего сокурсника Мартынова. В итоге между молодыми людьми состоялась дуэль. 27 июля (15 июля по ст. ст.) 1841 г. Лермонтов был убит на повал. Друзья хлопотали, чтобы он был погребен по церковным обычаям, однако это не представлялось возможным. Весной 1842 года прах поэта был привезён в Тарханы. Там он похоронен в фамильном склепе.

Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов никогда не был женат. Всю свою жизнь о преданно любил одну женщину Варвару Лопухину. Однако у этой любви печальная история. Варвара и поэт любили друг друга, но родители девушки были категорически против этого брака. В мае 1835 года Варвара Лопухина вышла замуж за действительного статского советника, богатого помещика Николая Фёдоровича Бахметева. Она была несчастлива в браке. Лермонтов же постоянно посвящал ей стихи, ее образ присутствует во многих произведениях поэта.

Художественный мир М.Ю. Лермонтова

Художественный мир М.Ю. Лермонтова богат и своеобразен. Особенности его поэзии во многом определены духом того времени, в котором он жил. В те годы еще было свежо воспоминание о восстании декабристов. Власть в то время пристально наблюдала за поэтами и писателями, пресекая любое проявление свободомыслия. Многие литературные критики и литературоведы отмечают, что по стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Лермонтов часто обращался к конфликту между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства.

М.Ю. Лермонтов был свободолюбив и остр на язык. Это часто становилось причиной его сор с друзьями или общими знакомыми. Он это понимал и писал стихи в которых звучали пророческие нотки и бунтарство, чтобы показать что глас поэта в силен. Особый интерес в этой связи представляет стихотворение «Из Андрея Шенье». Оно не принадлежало перу французского поэта, а целиком и полностью творение М.Ю. Лермонтова.

За дело общее, быть может, я паду
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;
Быть может, клеветой лукавой пораженный,
Пред миром и тобой врагами униженный,
Я не снесу стыдом сплетаемый венец
И сам себе сыщу безвременный конец;

Герцен писал о Лермонтове: «Он всецело принадлежит к нашему поколению.» В своих стихах поэт часто обращался к проблеме так называемого «потерянного поколения». Именно судьба поколения проходи красной нитью через его произведения. Особенно печаль о судьбе поколения чувствуется в образе Печорина из романа «Герой нашего времени».

М.Ю. Лермонтов придерживается либеральных взглядов. Он приверженец свободы и критик деспотизма. Это отражено в стихотворении «Жалоба турка». Читая его становится понятно, что лирический герой и Лермонтов очень близки. Лирическому герою душно в государстве рабства и цепей:

Там рано жизнь т.а бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! Этот край… моя отчизна!

Творчество М.Ю. Лермонтова патриотично. Вспомним хотя бы знаменитое стихотворение «Бородино». Оно знакомо практически каждому. Его строки создают живые образы жестокой войны, через которую прошел русский народ.

– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

В творчестве Лермонтова большую роль играет симпатия к русскому народу. Это видно из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича и удалого купца Калашникова». Поэма написана в лучших традициях русских былин. Она демонстрирует величие простого русского человека. Лермонтов воспевает непокорного царю простого русского мужика. И это в то время, когда цензура зверствовала в литературе и искусстве.

Важной особенностью творчества Лермонтова является психологическая составляющая. Лирика Лермонтова не столь отзывчива на голоса внешнего мира, потому что она глубоко погружена в тайны одинокой и страдающей души.

Будучи тонкой и ранимой натурой, М.Ю. Лермонтов не остался равнодушен к красотам природы. Это видно в поэме «Мцири» и стихотворениях «Парус», «Тучи». При этом природа у Лермонтова выступает в роли природа одухотворенной красоты и являет собой отражение трагических моментов жизни человеческой души.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Важное место в художественном мире Лермонтова занимает рок, случайность. Жизнь, по Лермонтову, подобна карточному столу и разгульному маскараду. По мнению поэта, как настоящее лицо человека скрыто под маскарадной маской, так истина скрыта под покровом лжи, царящей в мире. Об этом он пишет в своей драме «Маскарад».

Все ключевые тенденции мировосприятия Лермонтова можно проследить в его произведениях. Начнем с поэмы Мцыри. Эта поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от Родины. В поэме выражено отношение Михаила Юрьевича Лермонтова к кавказской войне и людям своего времени. Лермонтов осуждает войну как источник трагедии в столкновении двух разных миров. Ведущая тема – тема свободы, а идея произведения в провозглашении свободы, как непременного условия жизни. Поэма Мцыри – это романтическое произведение. При этом герой поэмы – это исключительный герой в необычных обстоятельствах.

Знаковым также является произведение Лермонтова «Желание». Оно претерпело несколько редакций. Ведущая тема – свобода, а основная тема: свобода – это основа счастья.

Стихотворение «Молитва» являет собой обращение к Богу за помощью в трудностях жизни. Молитва, как надежда на преодоление этих трудностей.

Ведущей темой стихотворения «Парус» – свобода. Основная идея состоит в том, что свобода – это борьба.

Знаменитое стихотворение «Смерть поэта» посвящено гибели А.С. Пушкина. Основная идея: осуждение убийства поэта, виновником которого являются Дантес и царское окружение. Осуждение беззакония, произвола, хулителей «свободы, гения и слова».

Стихотворение «Поэт» – это первая попытка осмыслить вдохновение, которое Лермонтов считает основой творчества. Ведущая тема и основная идея совпадают.

Стихотворение «Дума» связано с думами Рылеева. Итоговая по жанру тема и мотивы «Дума» использованы и в других произведениях, в том числе, в «Герой нашего времени».

Знаковое произведение Лермонтова «Кинжал» создано в лучших традициях поэзии свободы. Кинжал – это символ борьбы за свободу. У Лермонтова кинжал – честь, доблесть, благородство, свобода, верность. Это составляет ведущую тему и основную идею произведения. Интимный тон использован как отказ от пафоса пушкинского «Кинжала».

Стихотворение «Тучи» – глубоко личное. В день отъезда в кавказскую ссылку в доме Карамзиных, где собрались друзья, чтобы проститься с Лермонтовым перед разлукой, им было представлено стихзотворение «Тучи».

Стихотворение «Утес» очень патриотично. Характерная черта Лермонтова – яркая авторская оценка, выражение «Я» самого поэта. Ведущая тема стихотворения «Утес» – это поэт и толпа, одиночество поэта в бездушном мире. Основная идея: открытый протест против бездушия и фальши светского общества.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина» прямо связано с Пушкиным. Ведущей темой стихотворения является Родина. Основная идея состоит в том, что Родина прекрасна. Произведение написано под впечатлением путешествия по России.

«Выхожу один я на дорогу» – стихотворение созданное по мотивам стихотворения Гейне. Ведущая тема: картина мироздания – гармония, покой и умиротворенность. Второстепенная тема: дисгармония в душе Лермонтова – душевный разлад, тоска и печаль. Основная идея: разрешение антитезы – мечты поэта о свободе и покое, деятельном и активном.

«Пророк» – это последнее произведение Лермонтова. Оно продолжает тему «Пророка» Пушкина. Лермонтов начал с того, чем закончил Пушкин. Ведущая тема и основная идея совпадают: Лермонтов, как и Пушкин, проповедует высокие идеи и устремления.

Михаил Лермонтов

краткая биография

Роль и место в литературе

Поэзию Лермонтова современники считали «новым звеном» в историческом развитии русского общества. Автор выражал протест против гнета простого народа и ущемления мыслящих людей в крепостническо-самодержавном государстве.

Особенность творчества Лермонтова в слиянии общественно-политических и личных мотивов. Поэт оказал влияние на творчество многих других поэтов и писателей.

Происхождение и ранние годы

Михаил Юрьевич Лермонтов появился на свет 3 октября 1814 года в Российской империи (Москва). Происхождение будущего поэта поразительное: его род уходит корнями в Шотландию. А великим предком считается легендарный пророк-бард Томас Лермонт.

Портрет Миши Лермонтова

Отец – Юрий Петрович Лермонтов, отставной пехотный капитан. Его считали красивым мужчиной, добрым, но вспыльчивым.

Мать – Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) была богатой наследницей. Она вышла замуж в 17 лет. После родов ее здоровье ухудшилось – и муж охладел к ней. Семейная жизнь не ладилась.

Воспитанием Михаила занималась бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она имела блестящий ум, силу воли и деловую хватку. Но, несмотря на суровый нрав, к крепостным не применяла физических расправ, кроме как побрить волосы или отрезать косу.

Ранние годы Лермонтов провел в усадьбе бабушки, в Тарханах.

Читайте также  Ферромагнетизм. Модель Изинга

Образование

Начальное образование Лермонтов получил, обучаясь дома. В период с 1828 по 1830 год он учится в университетском пансионе Москвы.

Домик Лермонтова в Пятигорске

В 1830 году будущий поэт поступает в Московский университет. Вначале он учится на нравственно-политическом факультете, а потом – на словесном.

После окончания университета Михаил проводит несколько лет в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1834 году началась служба в Гусарском полку.

Творчество

Лермонтов становится известным широкому кругу общественности после выхода стихотворения, посвященного А. Пушкину. В нем автор укорял власть в преждевременном уходе гения. За смелое произведение Лермонтова отправили в ссылку. И только благодаря прошению бабушки, наказание для поэта смягчили. По дороге на Кавказ, Михаил побывал в Москве, где написал «Бородино» (1837 год).

Кавказская ссылка не угнетает Лермонтова, а наоборот, плодотворно влияет на его творчество. Кавказ всегда занимал в жизни Михаила особое место. Ведь он часто бывал здесь в детстве.

Лирика Лермонтова – особенная, в ней чувствуется отчужденность и одновременно чувство социальной ответственности. А проза Михаила Лермонтова – правдивая картина русского общества того времени.

Главное произведение

Один из залов Дома-музея Лермонтова в Москве

Памятник Лермонтову в Тарханах

Главным произведением Лермонтова принято считать роман «Герой нашего времени». Над ним автор работал в течение 1838-1840 годов. Он состоит из пяти самобытных повестей, связанных одним человеком. Идея произведения в том, чтобы показать пороки общества в лице главного героя. Лирико-психологический роман стал большим открытием для русской литературы того времени.

Последние годы

Михаил Лермонтов был известным дуэлянтом. Его последняя дуэль была с товарищем по учебе, Мартыновым. На светском приеме Михаил нелестно пошутил над ним – и это стало причиной дуэли. 15 июля 1841 года в возрасте 26 лет Лермонтова застрелили.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)

Событие

Интересные факты из жизни писателя

  • Лермонтов не пользовался популярностью у женщин. Однажды из-за отказа девушки, позже он отомстил, расстроив ее свадьбу.
  • Поэт имел дерзкий характер и не раз бывал на дуэли.
  • Все считали Мартынова «косым стрелком», но именно он совершил роковой выстрел в Лермонтова.
  • Лермонтов не был прихотлив в еде и ел все без разбору. Однажды друзья решили подшутить над ним и подложили в булочки опилки. Михаил не заметил этого и съел.
  • Лермонтов был троюродным братом Петра Аркадьевича Столыпина.

Музей писателя

Дом-музей Лермонтова находится на Малой Молчанке (Москва). Здесь поэт жил в период с 1829 по 1832 год.

Литературный музей Лермонтова расположен в селе Парабоч (Чечня), открытый в 2006 году.

Михаил Лермонтов

М ихаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Московская юность

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки. «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Петербургское студенчество

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Литературная слава

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты, и он стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Творческий путь Михаила Юрьевича Лермонтова

Содержание

  • 1 Биография Лермонтова
  • 2 Детство и образование
    • 2.1 Учёба в Московском университете
  • 3 Творчество поэта и вторая ссылка
  • 4 Последняя дуэль
  • 5 Полезные ссылки

Биография Лермонтова [ править ]

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков. Его творчество известно большим разнообразием тем и мотивов лирики. Поэт внес неоценимый вклад в формирование реалистического романа 19 века.

Детство и образование [ править ]

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе в Тарханах.

После домашнего образования в биографии Лермонтова началась учеба в университетском пансионе Москвы (1828-1830). Там были написаны первые стихотворения Лермонтова.

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.

После учебы в университете он два года провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василию Жуковскому наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения.

Читайте также  Липецкий край – прародина великого поэта А.С. Пушкина

Учёба в Московском университете [ править ]

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».

Серьёзная умственная жизнь развивалась за стенами университета, в студенческих кружках, но Лермонтов не сходится ни с одним из них. У него, несомненно, больше наклонности к светскому обществу, чем к отвлечённым товарищеским беседам: он по природе наблюдатель действительной жизни. Исчезло чувство юной, ничем не омрачённой доверчивости, охладела способность отзываться на чувство дружбы, на малейшие проблески симпатии. Его нравственный мир был другого склада, чем у его товарищей, восторженных гегельянцев и эстетиков.

Он не менее их уважал университет: «светлый храм науки» он называет «святым местом», описывая отчаянное пренебрежение студентов к жрецам этого храма. Он знает и о философских заносчивых «спорах» молодёжи, но сам не принимает в них участия. Он, вероятно, даже не был знаком с самым горячим спорщиком — знаменитым впоследствии критиком, хотя один из героев его студенческой драмы «Странный человек» носит фамилию Белинский, что косвенно свидетельствует о непростом отношении Лермонтова к идеалам, проповедуемым восторженной молодёжью, среди которой ему пришлось учиться.

Главный герой — Владимир — воплощает самого автора; его устами поэт откровенно сознаётся в мучительном противоречии своей натуры. Владимир знает эгоизм и ничтожество людей — и всё-таки не может покинуть их общество: «когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!». Ещё важнее драма как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: «О, моё отечество! Моё отечество!», — а Белинского заставляет оказать мужикам помощь.

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко. Лермонтов усердно посещает московские салоны, балы, маскарады. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других. Поверхностным наблюдателям казалась совершенно неестественной бурная и гордая поэзия Лермонтова при его светских талантах.

Они готовы были демонизм и разочарование его — счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый вид» — признать истинно лермонтовским свойством, а жгучую «тоску» и «злость» его стихов — притворством и условным поэтическим маскарадом. Но именно поэзия и была искренним отголоском лермонтовских настроений. «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению. «Свет», по его мнению, всё нивелирует и опошливает, сглаживает личные оттенки в характерах людей, вытравливает всякую оригинальность, приводит всех к одному уровню одушевлённого манекена. Принизив человека, «свет» приучает его быть счастливым именно в состоянии безличия и приниженности, наполняет его чувством самодовольства, убивает всякую возможность нравственного развития.

Лермонтов боится сам подвергнуться такой участи; более чем когда-либо он прячет свои задушевные думы от людей, вооружается насмешкой и презрением, подчас разыгрывает роль доброго малого или отчаянного искателя светских приключений. В уединении ему припоминаются кавказские впечатления — могучие и благородные, ни единой чертой не похожие на мелочи и немощи утончённого общества.

Он повторяет мечты поэтов прошлого века об естественном состоянии, свободном от «приличья цепей», от золота и почестей, от взаимной вражды людей. Он не может допустить, чтобы в нашу душу были вложены «неисполнимые желанья», чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире совершенство». Его настроение — разочарование деятельных нравственных сил, разочарование в отрицательных явлениях общества, во имя очарования положительными задачами человеческого духа.

Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте».

Прошение М. Ю. Лермонтова в правление Московского университета об увольнении из числа студентов. 1 июня 1832 г. Лермонтов не пробыл в университете и двух лет; выданное ему свидетельство говорит об увольнении «по прошению» — но прошение, по преданию, было вынуждено студенческой историей с одним из наименее почтенных профессоров Маловым. С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом.

Комментарии к «Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют, что Лермонтов оставил Московский университет (подал заявление?) весной 1832 года. При этом из четырёх семестров его пребывания первый не состоялся из-за карантина по случаю эпидемии холеры, во втором семестре занятия не наладились отчасти из-за «маловской истории», и затем Лермонтов перевёлся на словесное отделение. Там, на репетициях экзаменов по риторике (П. В. Победоносцев), а также геральдике и нумизматике (М. С. Гастев) Лермонтов, обнаружив начитанность сверх программы и одновременно незнание лекционного материала, вступил в пререкания с экзаменаторами; после объяснения с администрацией возле его фамилии в списке студентов появилась помета: лат. consilium abeundi («посоветовано уйти»)[28].

Он уехал в Санкт-Петербург с намерением снова поступить в университет, но ему отказались засчитать два года, проведённых в Московском университете, предложив поступить снова на 1 курс. Лермонтова такое долгое студенчество не устраивало.

Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка [ править ]

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”.

За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ (1840), где участвует в военных действиях.

Лирика Лермонтова имеет свойство отчужденности, тяготения к вечности. Самые главные произведения Лермонтова: «Парус» (1831), «Маскарад»(1835), “Боярин Орша”(1835-1836), «Мцыри» (1839), «Бородино»(1837), «Узник»(1837), «Демон»(1839), «Герой нашего времени» (1838-1840) считаются шедеврами литературы.

“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль [ править ]

В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. 15 (27) июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Михаил Лермонтов — о поэте

Информация

Биография

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841), поэт, прозаик, драматург, художник.

Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 — 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел…

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (1814-1841), поэт, прозаик, драматург, художник.

Родился в ночь со 2 на 3 октября (14 — 15 н.с.) в Москве в доме у Красных ворот. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (из рода Столыпиных).

В 1815 молодая семья живет в селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка предпринимала утомительные путешествия на Кавказ (1818, 1820, 1825) для лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались у Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. «Кавказ», (1830); «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», (1832).

В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия — его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько «байронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 задумывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.

В 1830 — 31 — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма «Странный человек» — своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.

Однако надо было продолжать образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском университете ему как уволенному не засчитывалось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы.

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835), которую он задумывал так: «Комедия, вроде «Горя от ума», резкая критика на современные нравы». Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман — «Княгиня Лиговская», в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение «На смерть поэта», а через неделю — заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу «о непозволительных стихах». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед», «Молитва», «Желанье». Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству — 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение «Поле Бородино», и появляется «Бородино», опубликованное в «Современнике» в 1837.

Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой нашего времени» (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова, одаренного живописца.

Читайте также  Биография Василий Васильевич Кандинского

В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша», вскоре опубликованную в «Современнике». В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, «Песня про царя Ивана Васильевича. «

К началу 1839 сближается с редакцией «Отечественных записок», издававшихся А.Краевским, и постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические вечера, встречается с Куковским, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных кругах в нем видят надежду русской литературы. «На Руси явилось новое могучее дарование — Лермонтов», — объявляет Белинский.

В марте 1840 за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, «исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием «.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе.

Он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утес», «Тамара», «Листок», «Свиданье», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Н.Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его надуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу», — напишет Белинский. Поэт был убит.

Тело Лермонтова было погребено на Пятигорском кладбище. Позднее по просьбе бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы и погребен в фамильном склепе.

Творчество Лермонтова кратко. Произведения М. Ю. Лермонтова

Один из самых известных русских поэтов, «пророк» первой половины девятнадцатого века, который прожил всего лишь двадцать семь лет. Но за этот короткий промежуток времени он смог передать в стихах все то, что бурлило у него в душе.

В данной статье мы рассмотрим творчество Лермонтова. Кратко коснемся периодизации развития автора, а также поговорим об основных мотивах его произведений.

М. Ю. Лермонтов

Сложно говорить про творчество Лермонтова кратко. Это гигант, наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?»

В литературе данная тенденция выражается в усилении реалистических мотивов, утверждении неприемлемости происходящих событий. Однако совершенно другим путем пошел Михаил Юрьевич Лермонтов (фото его автопортрета представлено чуть ниже).

Поэт до конца жизни оказался верным романтизму, но смог мастерски совместить его с реализмом в своих стихах, драматургии и прозе.

Далее мы поговорим о двух периодах творчества этого великого человека. Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.

Юношеское творчество

Исследователи и литературоведы делят на два периода творчество Лермонтова. Кратко говоря, это лирический этап становления, который продолжался с 1828 по 1836 год, и зрелость. Границей между ними стала гибель Александра Сергеевича Пушкина и произведение «Смерть поэта».

Итак, первые попытки мальчика излагать мысли в виде стихов относятся к четырнадцати годам. В это время у него в семье разразилась «война» между отцом, который видел талант сына и всячески его поддерживал, и бабушкой, стремившейся сделать из ребенка няньку для себя.

Первые стихотворения пронизаны отчаянием, юношеским максимализмом, героическими мотивами борьбы. Сюда относятся наброски «Демона» и «Монолог», позднее оформившийся в «Думу».

Кроме проблем на семейном фронте, на настроения юного поэта сильно влияет поражение декабристов и угнетенная атмосфера, сложившаяся в обществе.

В течение лирического периода молодой человек знакомится с западноевропейской литературой, особенно увлекаясь творчеством Байрона. Поэтому в стихах Лермонтова рождаются образы романтических героев с мятущейся душой. Они независимы, жаждут свободы, презирают окружение и пребывают в состоянии вечной борьбы с собой.

Зрелый этап

Переломным моментом становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом – пробудился.

Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи.

С этой целью Лермонтов уезжает на Кавказ, подальше от императора и его «прислужников». Свободный и бунтующий дух поэта противится сложившейся обстановке. Свои переживания он вкладывает в стихи «Пророка», «Смерть поэта», «Бородино», «Родина» и остальные.

Именно в конце жизни рождается «гражданский» Лермонтов. Фото поэта на Кавказе демонстрирует его разочарование, одиночество, отображает глубокие думы и принятую миссию.

До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества.

Мотив борьбы

Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.

Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус».

В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.

Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.

Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.

Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.

Судьба поколения

Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия «Дума». По своему жанру она напоминает стих «Смерть поэта». Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать.

Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в «Гражданине».

Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

Разочарование

Как и многие другие стихотворения М. Ю. Лермонтова, относящиеся к последним годам жизни, произведения «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу…» и «И скучно и грустно» пронизаны спокойствием и грустью.

Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества.

Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время.

Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

Это высокое искусство

Не только поэмы Лермонтова отображают отношение к застойным событиям тридцатых годов. Мастер мог выразить глубочайшие мысли всего лишь в паре слов. Любая строчка может быть полна скрытого смысла.

Если постараться проанализировать два его произведения («Пророк» и «Поэт»), мы увидим ту бесконечную боль, которую ощущал Михаил Юрьевич. Первое из них было написано за считанные недели до гибели гения. В нем двадцатисемилетний человек изображает героя в образе всеми покинутого и непонятого пророка. Тот вынужден жить в пустыне и терпеть насмешки от недалеких мещан.

Второе произведение характеризуется потрясающим сравнительным рядом. В нем автор сопоставляет деятельность сильного поэта с сутью существования боевого кинжала как такового. Вначале, когда была в нем нужда, он рвал кольчуги и выполнял свое предназначение. После — он всего лишь пустая золотая игрушка, пылящаяся на полке.

Гражданская позиция

Поздние произведения М. Ю. Лермонтова больше выражают отношения реалиста к событиям в обществе, а не противопоставляют бунтаря толпе.

Так, наиболее ярко гражданская позиция поэта показана в таких стихах, как «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта» и «Как часто, пестрою толпою окружен. ».

В них мы видим подавленную горечь и злобу на душевную пустоту общества. Особенно сильным является последнее произведение из вышеназванных. В нем Лермонтов демонстрирует черствую личину императора и его свиты под масками, сравнивая их с мечтами о деревенском утре из детства. Данное стихотворение было написано после посещения новогоднего карнавала в Петербурге, зимой 1840 года.

Бежавший и погибший в Кавказских горах герой на фоне своей короткой и бурной жизни показывает застой современников. Позже критики сокрушались о том, сколько потеряла литература. Лермонтов успел за двадцать семь лет заронить в душу общественности зерно бунтарства, поднять его с колен после поражения декабристов.

Любовь

Произведения М. Ю. Лермонтова не только отражают борьбу гордого одиночки с обществом, штормящим морем или маскарадной толпой. В некоторых его творениях мы встречаем и любовные переживания. Однако и там нас не покидает вечное чувство обреченности и трагизма, которое испытывал поэт.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с этапами и основными идеями, выраженными в творчестве великого русского поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: