Творчество портретиста Боровиковского - ABCD42.RU

Творчество портретиста Боровиковского

Владимир Боровиковский: портреты, биография

Автор:
Павел Ин

Картины Боровиковского

Портрет княжны Анны Гаврииловны Гагариной и княжны Варвары Гаврииловны Гагариной. 1802. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Лукич Боровиковский (1757, Миргород – 1825, Санкт-Петербург), – русский живописец, портретист, миниатюрист, иконописец; представитель сентиментализма. Владимир Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей.

Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма. Владимир Боровиковский разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Боровиковского, особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. С наибольшей полнотой идеал чистой, поэтически возвышенной души, способной на глубокие чувства и переживания, был воплощён художником в «Портрете М. И. Лопухиной» (1797). Мягкая и нежная грусть, томная меланхолия пронизывают всю художественную ткань произведения.

С 1800-х гг. Владимир Боровиковский испытал влияние классицизма («А. Б. Куракин», 1801-02).

Биография Боровиковского

В 1787 году Екатерина II направлялась через Украину в недавно присоединенный к Российской империи Крым. На пути ее следования возводились всякого рода пышные сооружения и дворцы. Один из них декорировал приписанный к Миргородскому полку сын мелкого казачьего старшины Владимир Лукич Боровиковский. По преданию, императрица похвалила украшение дворца, и на полученный гонорар художник смог в декабре 1788 года поехать в Петербург. В Петербурге Владимир Боровиковский поселился в доме Н. А. Львова, архитектора, поэта, одного из образованнейших людей того времени. Львов верил в незаурядный талант украинского мастера и способствовал получению им заказов. Львов помогал Владимиру Боровиковскому понять петербургскую художественную жизнь. Ведь молодой живописец, подобно своему отцу и братьям, писал до той моры лишь иконы да в чем-то близкие к иконам «парсунные» портреты видных миргородских казаков. Теперь начался процесс освоения живописной культуры и в этом ему помог художник Лампи-отец, оказывавший Боровиковскому всяческое содействие. Нравилась Владимиру Боровиковскому живопись Виже-Лебрен и Вуаля и, вероятно, Левицкого, портрет которого он написал. Но никаких «цитат», подражания даже в ранних петербургских работах художника нет.
Где-то к середине 90-х годов Владимир Боровиковский выдвигается в первые ряды русских портретистов. Перед нами зрелый, умудренный мастер. Об этом свидетельствует исполненный им портрет Екатерины II. Владимир Боровиковский показал императрицу, прославленную в чеканных, громоподобных одах стихотворцев, в облике «уютной, пожилой женщины в салопе». В обществе того времени нарождалась, еще, правда, очень робко, потребность в искусстве личном, в портрете более камерном по сравнению с прежним показным, парадным. Творчество Боровиковского, пожалуй, скорее, завершает линию портрета XVIII века, чем открывает новый этап развития. Но нетрудно заметить и его отличия от предшественников. Портрет Боровиковского тяготеет к более непосредственной эмоциональности. Можно говорить об определенном родстве его живописи (в частности, ряда женских портретов) с поэзией русского сентиментализма. Вспомним ли мы портрет М. Лопухиной (1797) или портрет Е. Нарышкиной (1799), мы увидим, как привязан Владимир Боровиковский к «прекраснодушной чувствительности». Его миловидные героини почти всегда томятся в неясных ожиданиях, чуть меланхоличны. Но они и доверчивы и душевны. Фигуры на портретах почти скульптурно выделяются на фоне пейзажа, смягченного бликами рассеянного света, порой чуть загадочного (таков, например, портрет Скобеевой). Художник мастерски пишет сияние драгоценностей, блеск атласных и шелковых тканей. Но живопись его носит часто несколько приглушенный характер, цвет как бы «обволакивает» дымкой изображенный предмет. И оттого не возникает ощущения холодной демонстрации богатства.
Владимир Боровиковский всегда смотрит с неким умилением на своих героев. Он их старается видеть такими, какими они должны были бы быть. Конкретность, чувственность переплетаются с идеальными представлениями о добре и прекрасном. Эти свойства есть и в парадных, но своим функциям портретах Павла 1 (1800), А. Б. Куракина (1801). Полотнам Боровиковского присуща известная повторяемость приемов.
Владимир Боровиковский работал и всю первую четверть XIX столетия. Но в ту пору в портрете приобретают большее значение иные тенденции и, прежде всего, романтические, связанные с творчеством Ореста Кипренского. Портреты Боровиковского в эти годы становятся более характерными, но вместе с тем часто теряют поэтическое обаяние. Несколько рационалистическая линейность, к которой порой стремится художник, явно не сродни его дарованию. Пишет он большие иконы для Казанского собора, в чем-то напоминающие его парадные портреты. В последние годы художник живет в кругу мистических интересов. Он сближается с так называемым «Духовным Союзом» Е. Ф. Татариновой. Однако на творчестве его эти увлечения существенно не отразились.
Неровный, но искренний мастер Боровиковский был художником огромного масштаба. Он определил своим творчеством целую эпоху в истории русского портрета и живописи в целом. Противоречия его метода мы не можем рассматривать механически как «недостаток». Они определялись его отношением к жизни, взглядом на людей как носителей добра, чуждых всякому злу. Его портреты и сейчас привлекают не только блеском мастерства, но и лиричностью чувств, своей неповторимой эмоциональной интонацией.

Из книги «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1971 г.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. 1794. Холст, масло. 94,5×66 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. Холст, масло. 72×53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена. 1800. Холст, масло. 266×202 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет неизвестной в голубой шали. 1795

Портрет Муртазы-Кули-хана. 1796

Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812

Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой. 1810. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет Екатерины II

Портрет Е.В.Родзянко. 1821. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Портрет Дарьи Алексеевны Державиной. 1813. Холст, масло

Портрет графа Л.К.Разумовского. 1800-е

Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича Боровского. 1799. Холст, масло

Портрет Г.Р.Державина. 1811

Портрет великой княжны Марии Павловны. Холст, масло

Портрет Анны Луизы Жермены де Сталь. 1812

Портрет А.П.Дубовицкого. Между 1816 и 1821

Портрет А.И.Васильева. 1794

Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских. 1814

Образ святителя Димитрия Ростовского. 1825

Мужской портрет

Лизынька и Дашинька. 1794

Иов и его друзья. Конец 1810-х

Зима в виде старика. Холст, масло

Еванглист Матфей

Христос со сферой

Портрет Павла I, российского императора. 1796

Владимир
Лукич Боровиковский

В судьбе Владимира Лукича Боровиковского переплелись яркие сюжеты — кажется, их хватило бы на несколько судеб. Природный, от семьи унаследованный дар и внезапная удача, позволившая ему раскрыться в полной мере. Украинский щедрый Миргород и строгая северная Пальмира, ставшая новой родиной. Талант-самородок и высокопоставленные покровители, отсутствие академического образования и обучение у лучших мастеров, расцвет и благосклонность публики, уход из иконописи в портретный жанр, а оттуда – в мистицизм, слава и вскоре последовавшее за ней забвение. Скромный иконописец, художник при дворе, писавший императрицу, мистик… Это все о нем.

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в Миргороде, который через несколько десятилетий прославит другой знаменитый его соотечественник Николай Гоголь. Одни исследователи полагают, что род Боровиковских – простой казачий, другие называют их мелкопоместными шляхтичами. В одном сходятся эксперты – и отец будущего художника Лука Боровик, и его старшие братья Василий и Иван расписывали иконы в окрестных храмах. Владимир после прохождения воинской службы тоже занялся церковной живописью. Его ранние работы классифицируют как примеры украинского барокко.

Улыбкой судьбы для Боровиковского стало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. Художник был близко знаком с губернским предводителем дворянства Василием Капнистом и по его поручению расписал два панно для путевого дворца, в которых императрица останавливалась в Миргороде. Одно из них изображало Екатерину II, разъясняющую свой Наказ греческим мудрецам. На втором аллегорично был изображен Петр I в роли пахаря, а Екатерина II выступала сеятельницей. Картины приглянулись высочайшей особе, императрица изъявила желание увидеть их автора. Поговорив с Владимиром Лукичом Боровиковским, она настоятельно рекомендовала ему ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. А императрицу ослушаться – не дело…

В 1788 году Владимир Лукич Боровиковский навсегда покинул Украину и уехал в Петербург.

По причине уже не юного возраста – ему на тот момент исполнился 31 год – в Академию художеств путь оказался закрыт. С 1792 года он брал индивидуальные уроки у известного австрийского профессора портретной живописи, мастера парадного портрета Иоганна Баптиста Лампи. Еще одним его негласным учителем был знаменитый портретист, академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Читайте также  Понятие Иска. Виды исков

Благодаря протекции вращавшихся в высших кругах друзей, Владимир Лукич Боровиковский в 1794 году написал государыню. Портрет получился необычайно камерным и лирическим. На нем изображена Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Позднее в этом парке Пушкин устроит встречу Маши с императрицей в «Капитанской дочке», причем государыня предстанет именно такой, какой ее изобразил художник – несколько «домашней», снисходительной, величественно-покровительственной. В следующем году Владимир Лукич был удостоен звания академика.

В 1798 году Лампи вернулся в Вену, оставив свою мастерскую В Петербурге на Миллионной улице Боровиковскому. В ней художник и жил до конца своих дней.

Расцвет славы Боровиковского был недолог, но ярок. В 1802 году он назначен советником Академии Художеств. Владимир Боровиковский не был придворным художником как таковым, но при этом успешно вращался в придворных кругах и был востребован. Да что там, он был по-настоящему знаменит и моден. Круг моделей Боровиковского впечатляет: он писал великих княжон, дочерей Павла, Марию Фёдоровну, самого императора Павла I. Естественно, вслед за членами императорской фамилии позировать Боровиковскому поспешили придворные высокопоставленные особы, среди которых Лопухины, Гагарины, Куракины. Вот он, пик славы, все желают, чтобы их написал именно Боровиковский!

Живописец блистательно проявил себя в самых разных формах портрета. В его наследии мы встречаем и камерные, интимные работы, и миниатюры, и парадные, монументальные портреты. Причем очевидно, что это уже не полотна сентиментализма, портреты Владимира Лукича Боровиковского явно написаны в период смены эпох. В них чувствуется отпечаток зрелого классицизма, ампира.

При дворе особенно ценили парадные портреты. И в этой сфере Боровиковский безусловно преуспел: он писал таких государственных мужей как дипломат Александр Куракин, тайный советник Дмитрий Трощинский, тюркский принц Муртаза Кули-Хан. Кстати, о житейском. За самый первый портрет Куракина художник получил 700 рублей. Для сравнения, профессорское жалование в те годы составляло 2000 рублей в год.

Не меньше ценились камерные, интимные женские портреты кисти Боровиковского. Это, конечно, в первую очередь знаменитый портрет Марии Лопухиной, а также изображения Елены Нарышкиной, Екатерины Арсеньевой, Ольги Филипповой, через которые художнику удалось удивительно тонко передать неуловимые, трепетные движения душевной жизни женщины. Женские интимные портреты объединяет нежное поэтическое чувство, отношение к женщине, как к Музе.

В 1802 году художника привлекли к оформлению Казанского собора в Петербурге. Эта работа продолжалась до 1811 года. К сожалению, придворные интриги привели к тому, что при награждении Владимир Лукич Боровиковский оказался оттеснен даже не на второй, а на третий план. Все, что он получил за многолетнюю работу – это бриллиантовый перстень.

Это было начало конца. Успех покинул Боровиковского. Художник сохранил блестящее мастерство и легкость руки, но публика уже увлеклась новыми именами, наступал период расцвета славы Ореста Кипренского. Боровиковский отошел от двора, жил в уединении, разочаровался в портретной живописи и более не писал портреты.

Владимир Лукич так и не создал семью. В письмах родным в Украину он сообщал: «Вся моя семья – это кухарка и ученики». Ученики проживали в его квартире на Миллионной. Одним из учеников был художник Алексей Венецианов.

Живописец пытался отыскать отраду в мистицизме, увлекшись течением Екатерины Татариновой «Союз братства». А по некоторым данным – увлекшись в первую очередь ею самой. В 1819 году художник вступил в «Союз». Известно, что он безвозмездно написал для Татариновой множество картин на религиозную тему. Поначалу Владимир Лукич Боровиковский чувствовал вдохновение, ему казалось, что он отыскал свое место. Однако довольно скоро посещение общества перестало приносить ему радость. «Одно высокомерие, гордость и презрение», – с горечью констатировал живописец. Пытаясь преодолеть душевный разлад, художник пристрастился к алкоголю.

Состояния Владимир Лукич Боровиковский не скопил. Даже в те годы, когда деньги к нему шли легко, столь же легко он их раздавал. Он регулярно отправлял посылки родственникам в Миргород, а каждую субботу раздавал щедрую милостыню целой толпе бедных, которые собирались у его квартиры. После смерти у художника нашли четыре тысячи рублей. Это половина суммы, которая в лучшие годы была заплачена ему за один только портрет экзарха Антония.

Владимир Лукич Боровиковский — мастер сентиментального портрета

Владимир Лукич Боровиковский (Vladimir Lukich Borovikovsky; 4 августа 1757 г. — 18 апреля 1825 г.) был знаменитый русский живописец XVIII-XIX веков, автор искусных портретов. Картины Владимира Боровиковского привлекают внимание своей сентиментальностью, отображая чувственные эмоции героев. Творчество художника не окутано ореолом таинственности, но в его работах есть что-то загадочное. Лица моделей выражают детскую невинность, мудрость прожитых лет или непостижимые черты характера, вызывая этим желание узнать о личности тех, кто послужил мэтру натурщиком.

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский появился на свет 24 июля (4 августа) 1757 году в украинском городе Миргороде в семье иконописца. Свои первые шаги в искусстве Владимир сделал благодаря отцу, который научил его расписывать иконы.

Владимир Боровиковский, как и его предки, был казаком. В 1774 году начал служить в Миргородском полку, при этом занятия живописью не бросил и всегда находил для них время. В начале 1780-х ушел в отставку, полностью посвятив себя искусству.

Художник тесно общался с Василием Капнистом — поэтом и общественным деятелем, который был близок к дворянству. Благодаря этому знакомству мастер получил крупный заказ: расписать дом, который планировала посетить Екатерина II по пути в Крым. Владимир Боровиковский создал два панно, где иронично изобразил императрицу и Петра I. Екатерине настолько понравились работы, что она посоветовала юноше переехать в Петербург, чтобы учиться в местной Академии художеств. В 1788 году он так и поступил, навсегда покинув родину.

Планам живописца не суждено было сбыться: на момент переезда ему был уже 31 год, и по этой причине в Академию его не приняли. Тогда Боровиковский начал брать частные уроки у портретистов Иоганна Баптиста Лампи (Johann Baptist von Lampi) и Дмитрия Левицкого. В 1798 году австриец Лампи вернулся в Вену, оставив Владимиру Боровиковскому мастерскую в Петербурге. Художник поселился в ней и прожил там остаток жизни.

Расцвет творчества мастера был ярким. В 1802 году его назначили советником Академии художеств. Придворные особы мечтали, чтобы живописец написал их портрет. В этом же году художник начинает оформлять Казанский собор в Петербурге. Работа продолжалась до 1811 года. Не все было гладко: набирали обороты придворные интриги. В итоге, Боровиковский за свой труд получил лишь перстень с бриллиантом.

Это стало поворотным моментом в жизни мастера. Публика перестала испытывать к нему интерес, Владимир Боровиковский отошел от двора и перестал писать портреты.

На время живописец нашел новое увлечение, поступив в мистический «Союз братства». Для руководителя сообщества Екатерины Татариновой он писал картины на религиозную тематику. Но вскоре его и это перестало вдохновлять. Душевный разлад, отсутствие поддержки близких (мэтр так и не завел семью) привели к проблемам с алкоголем.

Художник всегда легко тратил деньги: отправлял посылки родным в Миргород, раздавал милостыню беднякам. Поэтому накопить состояние ему не удалось, а все имущество он завещал нуждающимся.

Владимир Боровиковский покинул этот мир 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге.

Самые известные картины Владимира Боровиковского

Картины Владимира Боровиковского разжигают любопытство. Всегда интересно, насколько искренни выражения лиц героев, какова их судьба:

  • «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794) — императрица показана величественной и, в то же время, слегка «домашней». Государыня была не слишком впечатлена работой и не стала ее покупать.
  • «Портрет Александры Павловны» (1796) — внучки Екатерины II. На картине изображена доброжелательная девушка с мягким выражением лица.
  • «Портрет М. И. Лопухиной» (1797) — представительницы графского рода Толстых. Мария Ивановна показана на фоне природы, подчеркивающей ее сентиментальный образ.
  • «Портрет Е. А. Нарышкиной» (1799) — Елена Александровна, фрейлина графского двора, была женой Аркадия, сына знаменитого полководца Александра Суворова.
  • «Портрет князя Куракина» (1802) — выражение лица Александра Борисовича выдает в нем аристократа, любителя роскоши. Наряд и интерьер подчеркивают богатство героя.
  • «Евангелист Матфей» (1804-1809) — шедевр иконописной живописи начала XIX века, проникнутый глубоким нравственным содержанием. Произведение находится на хранении в Государственном Русском музее в городе Санкт-Петербург.

Некоторые произведения портретиста можно приобрести на известных мировых аукционах антикварного искусства. На онлайн-площадке Very Important Lot представлены работы современных художников и живописцев прошлых эпох. Здесь же можно недорого купить картины, графику и скульптуры у авторов напрямую.

Владимир Боровиковский

Биография

Владимир Боровиковский – художник, автор портретов, миниатюр и икон. Он представитель сентиментализма в русском изобразительном искусстве 18 века. Особенностью манеры живописца стало воспевание чувств, переживаемых героем картины, и настроений, овладевающих ими. Вопреки привычной тенденции эпохи Боровиковский в произведениях обращается не к официальному портрету, описывающему сословную принадлежность персонажа.

Читайте также  Основные понятия надежности. классификация отказов. Составляющие надежности

Портрет Владимира Боровиковского

Он говорит о натуре, человеческих ценностях и чувствах, которые проявляются вдали от общества, чаще на природе. Изображениям художника сопутствуют легкие оттенки, полупрозрачные тона, лирическое настроение и мечтательность. Он с трепетом относится к индивидуальности, окутывая ее в нежную грусть и меланхолию.

Детство и юность

Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (4 августа) 1757 года в украинском городе Миргороде. Сын небогатого дворянина был военнослужащим и завершил карьеру в чине поручика, после чего обосновался в родном городе. Родитель Боровиковского и братья Василий и Иван увлекались искусством и работали над созданием икон для местных храмов. В этом нашел предназначение и Владимир. Но душа молодого человека в большей степени лежала к созданию портретов. В них отражались веяния сентиментализма, актуальные для искусства Украины тех лет.

Картина Владимира Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»

Начинающему художнику помогла случайность. В 1787 году его родной город посетила императрица Екатерина II. Направляясь на юг, она побывала в Миргороде проездом. Губернский предводитель дворянства Василий Капнист заказал Боровиковскому 2 панно для путевого дворца, где правительница изволила остановиться.

На изображениях были аллегорические сцены, героями которых стали императрица, общающаяся с греческими мудрецами, и Петр I в образе пахаря, а его последовательница в роли сеятельницы. Екатерина оценила талант автора и велела ехать на обучение в Петербург. В Академию художеств живописца-самоучку не приняли из-за возраста. Тогда он стал брать уроки у придворного художника, австрийца Иоганна Лампи, и академика Дмитрия Левицкого.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны»

Талант к изобразительному искусству и счастливый случай позволили художнику реализоваться. У Боровиковского появились покровители. Скромный автор написал немало портретов по заказу высокопоставленных клиентов. Он жил в доме Николая Львова, архитектора и поэта, оказывавшего протекцию. Львов стал для Боровиковского гидом по культурной жизни столицы, помогая разработать собственную уникальную манеру, в которой не было места копированию и подражанию.

В 1798 году наставник художника Лампи уехал в Австрию, оставив ученику мастерскую, расположенную на Милионной улице. В ней живописец создал большинство работ.

Творчество

В 1794-м благодаря знакомству с приближенными ко двору вельможами Боровиковский удостоился чести написать портрет императрицы. Так появилась картина под названием «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». Изображение описывало государыню в камерной обстановке и в скромном снисходительном образе. Величественная фигура выглядела просто и одновременно изящно. За работу в 1795 году художник был удостоен звания академика.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Павла I»

Слухи о нем передавались из уст в уста, и живописец стал востребованным. Трудолюбивый автор получал много заказов от высокопоставленных особ. Он писал портреты женщин и мужчин, предлагая типичное композиционное решение, но тонко работая над передачей характеров персонажей. Будучи левшой, Боровиковский писал в иной манере, нежели правши, но описания техники не оставил.

Мужчина быстро прославился и к 1802 году уже стал советником Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным мастером, в светском обществе живописец пользовался расположением авторитетных лиц. В обществе возникла мода на него. Героинями произведений были императрица Мария Федоровна, Павел I и их дети, кисти автора принадлежат «Портрет Марии Лопухиной», «Портрет Елены Нарышкиной». В изображении женщин художнику удавалось передать трепетность, поэтику тонкой натуры и воспеть трогательный образ.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет Марии Лопухиной»

Творчество Боровиковского было многогранным. Он писал монументальные портреты и миниатюры, выходя за рамки сентиментализма и подвергаясь течениям, характеризующим смену эпохи в изобразительном искусстве. В работах этих лет присутствовали черты классицизма и ампира. Парадные изображения ценились среди высокопоставленных чиновников. Дипломат Александр Куракин отдал за «Портрет князя Куракина» 700 руб. Не меньше заплатили советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан.

Владимира Боровиковского пригласили к работе над оформлением Казанского собора, которая длилась до 1811 года. Художник оказался в центре придворных интриг, поэтому при награждении за труды его фамилия фигурировала не в первых рядах. За долговременный труд он получил бриллиантовый перстень, в то время как другие были одарены щедрее. Так начался закат славы живописца.

Картина Владимира Боровиковского «Портрет князя Куракина»

Мода быстро менялась, вельможи открывали для себя новые имена. Мастерство Боровиковского оставалось неизменным, но к нему обращались все реже, и автор перестал посещать придворные мероприятия. Он больше не писал портреты. Теперь художника занимала религиозная живопись и увлечение мистицизмом.

Интересный факт: Боровиковский был членом масонской ложи Умирающего сфинкса под руководством Александра Лабзина. К ней имел отношение и его наставник Левицкий. Спустя несколько лет художник покинул кружок, но впоследствии относился к обществу «Духовный союз» Екатерины Татариновой.

Картина Владимира Боровиковского «Рождество Христово»

Творчество автора подвело черту в традиции портретного направления. Лиричность и эмоциональность портретов художника – отличительная черта его манеры, определившая эпоху в живописи 19 века. Его работы были более чувственными, чем картины предшественников. Фигуры, изображенные на лоне природы, становились первичными в сравнении с описанными прелестями пейзажа.

Свет на картинах оказывался рассеянным, а над персонажами витал ореол таинственности и загадки. Украшения и драгоценности женщин всегда сияли, фактура тканей передавала богатство атласа и бархата, но цвета были неяркими и неброскими, что приглушало роскошь одеяний. Используя привычные и ставшие традиционными для его манеры приемы, со временем Боровиковский стал писать в менее поэтичной манере. В его работах появился несвойственный ранее рационализм.

Личная жизнь

Биография Владимира Боровиковского настолько сильно была связана с любимым делом, что он не акцентировал внимания на личной жизни. Мужчина всегда был одиноким, а после утраты заинтересованности со стороны общества вовсе стал нелюдимым. Поиски себя в мистицизме не принесли успеха, и автор, уйдя в изображение религиозных сюжетов, проводил все время в мастерской.

Алексей Венецианов

У художника не было жены и детей. Родным в Украину он писал, что его общество составляют кухарка и ученики, которым он дал приют в собственной квартире. Одним из юношей был Алексей Венецианов, впоследствии ставший знаменитым художником.

Постепенно в душе Боровиковского назревал разлад, разогреваемый одиночеством и забытьем со стороны публики. Он пристрастился к выпивке. Будучи щедрым человеком, живописец не обладал состоянием, хотя даже в годы невостребованности умудрялся неплохо зарабатывать. Окружающие удивлялись его щедрости. На родину регулярно отправлялись посылки с гостинцами, бедняки толпились у его квартиры по субботам и регулярно получали милостыню.

Смерть

Причиной смерти художника стал инфаркт миокарда. Владимир Боровиковский скончался в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.

Могила Владимира Боровиковского

Могила была организована на Смоленском кладбище, но в 1931-м состоялось перезахоронение останков. Они были перенесены в Александро-Невскую лавру. В качестве памятника использовали надгробие, поставленное на могилу сразу после смерти: саркофаг из гранита, украшенный львиными лапами.

Новое в блогах

Сообщество «Клуб интеллектуалов»

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) — российский художник, мастер портрета.

Вся коллекция художника — здесь

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — российский художник, украинец по происхождению, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года на Украине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720—1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.(продолжение. )

Портрет Maria Lopukhina (1777-1805)

Елена Александровна Нарышкина, в замужестве Суворова, жена Аркадия Суворова, сына знаменитого генералиссимуса

Нарышкина Елена Александровна (в детстве, начало 1790-х)

Потрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой

Портрет Варвары и Анны Гагариных

Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер (1788-1872), ур. Потёмкина, статс-дама. Жена А.И.Рибопьера. Изображена в образе Дианы.

Родзянко Екатерина Владимировна

Екатерина Гавриловна Гагарина

Лизанька и Дашенька крепостные Львовых

Портрет Е. А. Волконской

Портрет князя А.Б.Куракина

Наталья Ивановна Куракина (1768-1831)

Сестры Елена и Александра Алексеевны Куракины

Лобановы-Ростовские Алексей Александрович и Александра Григорьевна

Портрет княгини Екатерины Алексеевны Долгорукой

Портрет княгини Барятинской (Френсис Мэри Дюттон; 1777—1807)

Портрет гр. М.А.Орловой-Денисовой

Кушелев, Григорий Григорьевич с детьми

Анна Луиза Жермена де Сталь (1766-1817)

Елена Петровна Балашова, ур. Бекетова (1779-1823) с детьми Дмитрий (1800-1858), Анна (1804-1824) и Петр (1811-1845)

Портрет Д.А. Державиной (1767–1842)

Портрет Е.П. Дубовицкой

(1767 — 1834) Портрет князя Алексея Алексеевича Долгорукого

Муртаза Кули хан, сын хана астрабадск., Екатериною II поддерживаемый претендент на персидский престол, посланный с войсками Зубова 1796 г., † в Астрахани 1800 г.

Владимир Лукич Боровиковский (видео)

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями — Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.

В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, погребён в Александро-Невской лавре. Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище, Санкт-Петербург. Здесь похоронен В. Боровиковский.

Читайте также  Творческая работа по химии: кислород

ТВОРЧЕСТВО

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

Портрет торжковской крестьянки Христиньи. Около 1795.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике»,

«Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Портрет сподвижника Петра I Александра Ивановича Румянцева. 1811 Российская государственная библиотека, Москва

Виктор Уртак # ответил на комментарий Lesik Machynsky 25 апреля 2017, 15:24 Мы в России много украинских подданных окультурили и салфеткой пользоваться научили-хоть тот же Тарас Шевченко-На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги нового помещика П. В. Энгельгардта — сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка».

Заметив способности Тараса, в период пребывания в Вильне, Энгельгардт отдал Шевченко в обучение преподавателю Виленского университета портретисту Яну Рустему. В Вильне Шевченко пробыл около полутора лет, а с переездом в начале 1831 года в Санкт-Петербург, Энгельгардт, намереваясь сделать из своего крепостного домашнего живописца, послал его в 1832 году в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Василию Ширяеву. Будучи помощником Ширяева, Шевченко участвовал в работе над росписями петербургского Большого театра..

Боровиковский Владимир Лукич, биография и картины

  • Год рождения: 4 августа 1757
  • Дата смерти: 18 апреля 1825
  • Страна: Россия
  • Работы художника находятся:
    Русский музей
    Третьяковская галерея

Биография:

Родился будущий художник в 1757 году на Полтавщине, в казачьей, но очень творческой семье — отец и оба брата расписывали иконы в храмах, чем впоследствии и занялся Владимир, отслужив в 1774 году в Миргородском казачьем полку.

Знаком судьбы можно назвать заказ, полученный Боровиковским в 1787 году, на роспись интерьера в доме известного русского поэта и драматурга Капниста Василия Васильевича. Заказ поступил в связи с предстоящим приездом Екатерины II, путешествующей в Крым. Художник выполнил два панно, с изображениями императрицы и Петра I, на аллегорические темы. Обе картины так приглянулись Екатерине, что она посоветовала ему переехать в Санкт-Петербург и поступить учиться.

Не упустив такую возможность, уже в 1788 году Боровиковский уезжает в столицу. Ограничения по возрасту (ему исполнилось к тому времени 31 год), не позволили ему поступить в Императорскую Академию художеств.

Но он, живя в доме архитектора, графика и поэта Н. А. Львова, знакомится с яркими представителями эпохи русского Просвещения того времени: с поэтом и государственным деятелем Г. Р. Державиным, с академиком Академии художеств Д. Г. Левицким, берет уроки живописи у австрийского графика и живописца при дворе Екатерины — Лампи Иоганна Баптиста.

Уже к середине 1790-х годов — Боровиковский один из популярных и востребованных портретистов.

Не обучаясь в самой Академии, Владимир получает в 1794 году звание «назначенного» в академики. В этом же году, он пишет портрет Екатерины II, вызывающий интерес своим необычным видением императрицы.

В 1795 году, за портрет Великого князя, российского цесаревича Константина Павловича, он удостаивается звания академика живописи.

В 1798 году, уехавший в Австрию Лампи, оставил Боровиковскому свою мастерскую, в которой художник и прожил всю оставшуюся жизнь.

Наступает расцвет его творчества. Знамениты портреты государственных и влиятельных людей: Г. А. Державина, дипломата А. Б. Куракина, министра Д. П. Трощинского, митрополита М. Десницкого, иранского принца Муртаза-Кули-хана и многих других.

У Боровицкого отточенная и в тоже время легкая техника письма, создающая ощущение, что автору не составляет никакого труда творить свои шедевры. Возможно, он слегка приукрашивает образ по сравнению с оригиналом, но делает это изящно и тонко. И все больше заказов от желающих, чтобы портрет был написан именно Боровиковским.

А его великолепная серия из женских портретов просто восхищает своим исполнением. Именно в этот период сентиментализм в работах Владимира Лукича находит самое блестящее воплощение. Выражается он в воздушном, почти невесомом письме, лирическими тонами на фоне природы, общим ощущением нежности и естественности.

Конечно, в первую очередь, это блистательный портрет М. И. Лопухиной. Также известны портреты милых Лизоньки и Дашеньки, нежной и простой О. К. Филипповой, необычной красавицы Е. А. Нарышкиной, живой и юной В. А. Шидловской, торжковской крестьянки Христиньи и множество других.

Все они примерно одного композиционного решения, но в каждой работе неуловимыми штрихами автор подчеркивает характер, индивидуальность, душевность и чувствительность каждой героини.

В начале 1800-х годов, благодаря знакомству с Д. Г. Левицким, философом и писателем А. Ф. Лабзиным, Владимир Лукич принимает решение войти в масонскую ложу, затем, выйдя из нее, в 1819 году увлекся мистикой. Но так и не нашел для себя отдушины в этой области, стал более замкнутым, сторонящимся общения.

Художник чувствовал, что его время уходит в прошлое, пришли новые времена, новые люди с другими вкусами и предпочтениями в искусстве, пришло время новых молодых талантов.

Последние годы жизни он уже не пишет портреты, а занимается педагогической деятельностью. Так, начинающий художник Алексей Гаврилович Венецианов, брал у него уроки живописи.

Боровиковский не оставляет религиозную тему, расписывает стены, пишет иконы для Казанского кафедрального собора.

Его «Благовещенье», «Богоматерь в окружении ангелов», «Распятие», «Великомученица Екатерина» и другие иконы и росписи напоминают, что Боровиковский не только светский живописец-портретист, но и глубоко верующий человек, у которого религиозная тематика неотделима и проходит по всей его жизни.

Символично, что последней работой живописца был иконостас для Смоленского православного кладбища в Санкт-Петербурге, на котором в апреле 1825 года и был похоронен Боровиковский.

Семейная жизнь у Владимира Лукича не сложилась, у него так и не было ни жены, ни детей. По завещанию, имущество свое он велел раздать всем, кто нуждается.

Потомками Боровиковский не забыт, его работы и в наше время привлекают внимание свой чистотой, искренностью, сентиментальностью — качествами, которых порой не хватает в современном мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: