Жизнь и творчество А.Островского - ABCD42.RU

Жизнь и творчество А.Островского

Биография Островского

Ранние годы. Образование и карьера.

Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. И отец женился снова. Детей в семье было четверо.

Островский получал образование дома. У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете (1843 г.), после по настоянию отца работал писцом в суде . В судах Островский служил до 1851 года.

Творчество Островского

В 1849 году было написано произведение Островского «Свои люди – сочтемся!», которое принесло ему литературную известность, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров. Затем, невзирая на цензуру, было выпущено множество его пьес, книг. Для Островского сочинения являются способом правдиво изобразить жизнь народа. Пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Лес» являются одними из самых главных его произведений. Пьеса Островского «Бесприданница», как и другие психологические драмы, нестандартно описывает характеры, внутренний мир, терзания героев.

С 1856 года писатель участвует в выпуске журнала «Современник».

Театр Островского

В биографии Александра Островского почетное место занимает театральное дело.
Островский основал Артистический кружок в 1866 году, благодаря которому появилось много талантливых людей в театральном кругу.

Вместе с Артистическим кружком он значительно реформировал, развил русский театр.

Дом Островского часто посещали известные люди, среди которых И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Иван Тургенев, А. Ф. Писемский, Фёдор Достоевский, П. М. Садовский, Михаил Салтыков-Щедрин, Лев Толстой, Пётр Чайковский, М. Н. Ермолова и другие.

В краткой биографии Островского стоит обязательно упомянуть о появлении в 1874 году Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, где Островский был председателем. Своими нововведениями он добился улучшения жизни актеров театра. С 1885 года Островский возглавлял театральное училище и был заведующим репертуаром театров Москвы.

Личная жизнь писателя

Нельзя сказать, что личная жизнь Островского была удачной. Драматург жил с женщиной из простой семьи – Агафьей, которая не имела образования, но была первой, кто читал его произведения. Она поддерживала его во всем. Все их дети умерли в раннем возрасте. С ней Островский прожил около двадцати лет. А в 1869 году женился на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая родила ему шестеро детей.

Последние годы жизни

До конца своей жизни Островский испытывал материальные трудности. Напряженная работа сильно истощала организм, а здоровье все чаще подводило писателя. Островский мечтал о возрождении театральной школы, в которой можно бы было обучать профессиональному актерскому мастерству, однако смерть писателя помешала осуществить давно задуманные планы.

Островский умер 2(14) июня 1886 года в своём имении. Писателя похоронили рядом с отцом, в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Вариант 2 более сжатая для доклада или сообщения в классе

Интересные факты

  • Островский с детства знал греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский. Всю жизнь он переводил пьесы на разные языки, таким образом повышал свое мастерство и знания.
  • Творческий путь писателя охватывает 40 лет успешной работы над литературными произведениями. Его деятельность оказала влияние на целую эпоху театра в России. За свои труды писатель был награжден Уваровской премией в 1863 году.
  • Островский является основоположником современного театрального искусства, последователями которого стали такие выдающиеся личности как Константин Станиславский и Михаил Булгаков.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Островского

Тест по биографии

Чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете краткую биографию Островского, пройдите этот небольшой тест:

Александр Островский

краткая биография

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге, получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм . Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1823 Родился Александр Островский
1835 Начало учебы в Московской гимназии
1840 Поступление в Московский университет
1847 Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850 Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853 Появление пьесы «Бедность не порок»
1860 Публикация пьесы «Гроза»
1873 Выход пьесы «Снегурочка»
1879 Появление пьесы «Бесприданница»
1886 Не стало Александра Островского

Интересные факты

  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.

Фотоматериалы по биографии Островского

Дом, в котором родился Островский в Москве

Один из залов Дома-музея Островского

Островский с актерами Малого театра

Дом-музей Островского в Щелыково Костромской области

Островский: биография, личная жизнь и творчество

Самый знаменитый драматург, пьесы которого составляют основу репертуара современного российского классического театра, — Александр Островский. Биография писателя раскроет историю его творческого становления, влияние на развитие русской драматургии XIX века.

Александр Островский: детство и юность

Островский Александр Николаевич, биография которого изучается в школьном курсе литературы, — писатель-реалист XIX века. Чтобы понять, кто такой Островский, как сформировался его талант, рассмотрим основные вехи жизни творца. Биография Островского кратко расскажет о том, как проходило его личностное становление:

Основные вопросы, на которые ищут ответ школьники, — где родился Островский и когда это произошло. Вот краткий ответ:

  1. Место рождения писателя — Замоскворечье, Малая Ордынка.
  2. Время — 12 апреля (по новому стилю) 1823 года.

Александр Курляндский: биография и творчество писателя

Отец Островского — выходец из духовного сословия — служил судебным стряпчим. Благодаря усердной службе он получил дворянство, когда Александру Островскому исполнилось шестнадцать. Мальчик рано осиротел: когда ему было восемь лет, умерла мать. Через пять лет после кончины супруги Николай Федорович привел в дом мачеху — баронессу Эмилию фон Тессин.

Она проявляла заботу и терпение в воспитании четверых детей мужа от первого брака — они получили отменное домашнее образование. Более всего юного Александра привлекала литература, но отец для сына планировал юридическую стезю.

Фото: Википедия: UGC

  • Гимназические и университетские годы.

Систематическое образование А.Н. Островский получал в Московской губернской гимназии. В семнадцать он оставил гимназическую скамью и поступил на юридическое отделение Московского университета.

Куприн: биография писателя, творчество

Учебу молодой Островский откровенно завалил: на третьем курсе не сдал экзамен по римскому праву и был отчислен. Причиной стало увлечение Александра театром, на подмостках которого в это время блистали Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Отец определил несостоявшегося юриста рядовым канцеляристом в Совестный, а потом Коммерческий суд. Чиновничья служба продолжалась семь лет и дала материал для создания художественных произведений.

Фото: Википедия: UGC

Жизнь Островского круто изменилась после публикации в 1850 году первой пьесы «Свои люди — сочтемся!». Влиятельное московское купечество обиделось на молодого драматурга за реалистичность и остроту картин, представленных в произведении. Они добились запрета на постановку и увольнения автора с должности. За ним был установлен полицейский надзор по прямому указанию царя.

Рахманинов: биография, личная жизнь, творчество композитора

Островский, биография которого раскрывает процесс вызревания и реализации его таланта, преодолела немало преград на пути к славе.

Александр Островский: творчество

Жизнь и творчество Островского тесно переплетены: обыденность давала отличный материал для художественных изысканий, а талант расширял круг знакомств и делал писателя знаменитым. Биография Островского раскроет этапы реализации его писательского дарования:

Читайте также  Биография Ахмеда Яссауи

На заре творчества Островский пребывал в плену таланта Николая Гоголя и Виссариона Белинского. Их умение оценить и выделить из потока жизни колоритные типы и образы стало эстетическим ориентиром для начинающего писателя.

Островский Александр в ранний период своего творчества (1847–1851) находился под влиянием натуральной школы. До 1850 года в его писательском портфолио были сцены из купеческой жизни и пьеса «Банкрот». «Картина семейной жизни» — первая пьеса, опубликованная в «Московском городском листке», была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург.

Владимир Пресняков: биография, творчество, личная жизнь певца

В манере писателя раннего периода критики отмечали такие черты:

  • семейно-бытовой конфликт становился призмой, через которую отражались глубокие социальные проблемы;
  • напряженная интрига сочеталась с широкими картинами быта и нравов;
  • драматизм сценического действия подчеркивался фоном.

В этот период Островскому был близок критический реализм.

Кадр из фильма «Гроза»: UGC

  • Островский: творчество писателя «москвитянского периода».

С 1852 года Островский сотрудничал со славянофильским журналом «Москвитянин». Драматург углубился в изучение народной жизни, фольклора. В них писатель искал художественный идеал.

Эстетические поиски автора нашли отражение в пьесах «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Для этих произведений характерны такие особенности:

  • идеализация патриархального быта купцов и мещан и противопоставление его европоцентризму дворянства;
  • утопичность в разрешении конфликта поколений;
  • создание сложных, диалектических характеров.

Биография Крылова: жизнь и творчество баснописца

Писатель Островский из-за мизерных гонораров и конфронтации с редакцией в 1854 году прекратил сотрудничество с изданием и перешел в петербургский «Современник».

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»: UGC

  • Творчество Островского в преддверии реформы (1855–1860).

В этот период драматург написал пьесу «Гроза», которая принесла ему известность. В произведении отразилось разочарование Островского в патриархальной России и славянофильских утопиях. Такими же настроениями пронизаны драмы «Доходное место», «Воспитанница», «В чужом пиру похмелье».

В начале 1860-го Островский Александр Николаевич заинтересовался историей России периода Смуты, начал переписываться с украинским ученым и писателем Николаем Костомаровым. Результатом изысканий писателя стали пять исторических хроник в стихотворной форме.

  • Александр Островский: биография и творчество после реформы (1861–1886).

После отмены крепостного права драматург обратился к теме изменений, которые произошли в жизни русского общества. Его заинтересовала проблема разрушения устоев, падение нравственности, усиление власти денег над человеком. Он умело проникал во внутренний мир героев, углублялся в их психологию.

Краткая биография Пушкина: факты, жизнь и творчество

Для этого периода характерно обращение автора к комическим («На всякого мудреца довольно простоты») и трагическим формам («Бесприданница»). По мотивам народных сказок автор создал пьесу «Снегурочка».

Островский до самой смерти был главой «Артистического кружка», который основал в 1866 году. В его доме собирался цвет культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Садовский, Достоевский, Толстой, Ермолова, Чайковский и др.

Чтобы оценить вклад писателя в развитие русской драматургии XIX века, нужно знать, сколько пьес написал Островский. Всего он создал 54 пьесы, семь из которых написаны в соавторстве. Последняя работа писателя — перевод шекспировской драмы «Антоний и Клеопатра».

Александр Островский: личная жизнь, последние годы

Вызывает интерес не только творческая, но и личная жизнь драматурга. В его жизни было несколько трогательных увлечений и двадцатилетний гражданский брак с простолюдинкой. Расскажу об этом детальнее:

Оскар Уайльд: биография, фото, личная жизнь

  • Театральная любовь: Любовь Косицкая.

Одним из серьезных романов Островского биографы называют его отношения с актрисой Любовью Косицкой (женщина стала прообразом Катерины из пьесы «Гроза»).

Фото: Википедия: UGC

Они познакомились на бенефисе актрисы. Роман продлился три года, был напряженным, исполненным сильных эмоций и переживаний. Писатель, состоявший на то время в браке, сделал предложение. Любовь Павловна приняла его, но вскоре поняла, что не любит Островского, и ушла от него к богатому купцу.

  • Гражданский брак: Агафья Ивановна.

Эта девушка из простого сословия стала опорой и поддержкой для Островского. Они встретились в 1847 году и, вопреки запрету отца драматурга, начали жить в гражданском браке. У них рождались дети, которые умирали во младенчестве.

Достоевский: биография, фото, личная жизнь

Фото: YouTube.com / Краткая биография: UGC

Добрый нрав и отзывчивость Агафьи скрашивали тяжелые испытания, которые выпадали на долю писателя. Она знала об изменах мужа, но была сдержанной и терпеливой. В 1867 году женщина умерла.

  • Семья Островского и Марии Бахметьевой.

Вскоре после смерти Агафьи Островский обвенчался с актрисой Марией Бахметьевой. В браке родилось шестеро детей.

Последние годы жизни Островского прошли в костромском имении Щелыково, где он умер 14 июня 1886 года.

Воспользуйтесь представленной в статье информацией, чтобы вспомнить основные вехи жизни и творчества Александра Островского, оценить его вклад в развитие русского драматического и театрального искусства.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Александр Островский: биография и творчество драматурга

  • 6 Января, 2020
  • Искусство
  • Таня Юрченко

Лариса Огудалова, Катерина Кабанова, Снегурочка. Многие знают героинь пьес великого русского драматурга Александра Островского, биография и творчество которого известно еще со школьной парты. Давайте вспомним основные факты и события из жизни А. Н. Островского.

Семья

Биография Островского Александра Николаевича начинается 31 марта 1823 года, с момента его появления на свет. Островский Николай Федорович, его отец, был сыном священника, а мать, Саввина Любовь Ивановна, дочерью пономаря. Кроме Александра в семье было 7 детей, 4 умерло еще в младенчестве.

Младший брат Островского, Михаил Николаевич, стал видным государственным деятелем.

Детство и юность

Детство и раннюю юность Александр Николаевич проводит в Замоскворечье — удивительном уголке Москвы, где проявляются особенности купеческо-мещанского быта.

Когда Островскому еще не исполнилось 9 лет, умирает его мать (1831 г.). В 1836-м отец Александра женится во 2-й раз. Новой его женой стала баронесса фон Тессин. Эмиль Андреевна, дочь обрусевшего шведского дворянина, воспитывала детей мужа, как своих.

Все это время отец служил в суде. Дослужился до чина коллежского асессора, а с 1839-го стал дворянином.

Жила семья в достатке, родители уделяли много внимания образованию детей. Приветствовалось домашнее образование. Поэтому Александр с детства имеет доступ к отцовской библиотеке. Там же он знакомится с русской литературой и ее авторами.

Образование

В 1835 году Александр Николаевич поступает в 3-й класс Первой Московской гимназии, где учится до 1840-го. Отец хочет, чтобы старший сын пошел по его стопам и стал юристом. Поэтому Островский по настоянию отца поступает на юрфак Московского университета. Однако в 1843 г., на 2-м курсе, бросает его. И хотя по документам уходит «из-за службы», на самом же деле из-за инцидента с одним профессором.

Биография Островского продолжается в суде в качестве писаря.

Государственная служба

В начале осени 1843 года Александр поступает в канцелярию Московского совестного суда служащим первого разряда с первоначальным жалованием в 4 рубля. Этот суд, организованный при Екатерине II, разбирал дела гражданские. Уголовные, подлежавшие рассмотрению в данном суде, возникали преимущественно по претензиям родителей к детям. Они затрагивали преступления, совершенные глухонемыми или несовершеннолетними. Также рассмотрению подлежали дела, вызванные особо неблагополучными условиями. Александр вынужден был ознакомиться с многочисленными делами, связанными с родительскими претензиями и исками; спорами по торговым и/или финансовым делам. Случалось даже слушать и покаяния. Во всех делах надо было выносить решение по справедливости. Так Островский в относительно короткое время получил обширные знания о семейном и социальном укладе народной и купеческой среды, обнаружил для себя таинство обихода старорусской семьи (в крепостнической России).

В начале зимы 1845 г. Островский вступает в должность канцелярского чиновника стола «для дел словесной расправы» в Московском коммерческом суде. Здесь его жалование повысилось до 16 рублей. Александр Николаевич должен был работать с делами о торговой неплатежеспособности, разбираться во всяких изощренных приемах банкротства, анализировать до тонкости хитрости купцов, пытающихся найти лазейку в законах, а также ухищрения с кредиторами. Кого он только ни встречал, когда сидел за столом мелкого чиновника канцелярии и осуществлял «словесную расправу». Среди торговцев были и городские жители, и крестьяне, и купцы, и изредка дворяне. Так, Островский слушал и искренние признания, и неопределенные ответы на вопросы, видел широкое многообразие внешности, телодвижений, выражений лиц, слышал нестандартные обороты речи.

Впоследствии это оказало будущему драматургу большую услугу, предоставив ему бесконечный запас сведений и типажей для литературного творчества, которое занимало значительную часть жизни Александра, а также нашло свое место в творческой биографии А. Н. Островского.

Начало творческой деятельности

Основываясь на своих наблюдениях из детства и на службе в судах, Островский тяготел к литературе и созиданию. К 1846 году Александр уже написал множество эпизодов из купеческой жизни. Также у драматурга созрел замысел комедийной пьесы «Несостоятельный должник» (потом «Свои люди — сочтемся!»).

Сильное воздействие натуральной школы отмечается в первых опытах драматурга (очерк «Записки замоскворецкого жителя», 1847). Тогда же «Московский Городской листок» в одном из номеров напечатал его первую драму «Картина семейного счастья».

Настоящая популярность к драматургу пришла только в 1850 году, после того как была опубликована в «Москвитянине» его комедия «Свои люди — сочтемся!» (ранее «Банкрот»). Она вызвала бурный интерес у публики. Получила одобрение Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова и др. Однако встретила возмущение у купеческого сословия, из-за чего ее постановка в театре была запрещена до 1861 г., а над автором был установлен надзор по распоряжению Николая I.

Тогда же будущего драматурга уволили со службы при суде (1851). Так закончилась карьера юриста для него. С этого момента биография Островского сделала резкий поворот в сторону литературного поприща.

Островский и Русский театр

Первой пьесой Александра Николаевича, поставленной в театре, была «Не в свои сани не садись», которую публика увидела в 1853 году. Далее, более 30 лет, его пьесы ставятся в Московском и Петербургском театрах.

Читайте также  Методика обучения технике легкоатлетических видов. Метание диска

Пьесы Островского своим появлением заложили основу для современного театра. Ведь он выступал за реализм на сцене (без экстремальных ситуаций), за характерность фраз своих персонажей, максимально их раскрывающих, и ставку не на 1 актера.

Из-за своего революционного видения театра Островскому пришлось основать свою труппу, в которой играли выдающиеся актеры и сторонники идей сценического реализма. Стоит отметить, что идеи театра Александра Николаевича были продолжены Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и Константином Сергеевичем Станиславским.

Личная жизнь А. Н. Островского

После того как отец получил дворянский титул, Александр Николаевич не мог жениться на девушке-простолюдинке, которую любил. Его избранницей была Агафья Ивановна (фамилия неизвестна). С ней он прожил 20 лет в гражданском браке, без венчания или заключения юридического брака. Познакомились они предположительно в 1847 г. В браке у них родилось 4 детей, 3 из которых умерло еще при живой матери. Лишь старший сын, Алексей Александрович, пережил мать, но умер в 27 лет. Фамилию Островский ему свою не оставил. Сын был Александровым. Агафья Ивановна умерла в марте 1867-го.

В 1869 году Александр Николаевич венчается с Бахметьевой Марией Васильевной, бывшей актрисой. Она родила мужу 4 сына и 2 дочери. Именно Мария Васильевна стала последней женой драматурга.

Последние годы жизни и смерть

Последующие годы А. Н. Островский продолжал творить, ставить свои пьесы в театре со своей труппой, развивать идеи «русского театра», добавляя в них и школу актерского мастерства. На работу Александр Николаевич тратил все свои силы.

Чтобы отдохнуть, решил поехать в имение Щелыково в Костромской губернии, которое давно купил его отец.

В день отъезда, 28 мая 1886 года, Островский чувствовал себя чрезвычайно скверно. Незадолго до выезда он подхватил простуду, которая усугубилась ревматизмом, его боли усилились. Из-за этого драматург в деревню ехал едва живой. 5 дней, которые оставались драматургу, он прожил в страданиях, почти не шевелясь.

14 июня 1886 года, в Духов день, Островский А. Н. умер. Он был похоронен на церковном кладбище у Никольского храма рядом с отцом в селе Николо-Бережки.

Так и закончилась последняя страница биографии драматурга А. Островского.

Несмотря на все перипетии судьбы, Островский не был забыт как основоположник русского театрального мастерства. По его пьесам были сняты фильмы, до сих пор они идут в театрах.

И поныне горит яркая звезда Островского на небосклоне русского театра. Вне всяких сомнений, талант драматурга и писателя был оценен не одним поколением. Однако же биография Александра Николаевича не может полностью объяснить феномен такого человека.

Узнать интересные подробности из биографии Александра Николаевича Островского, получить больше сведений о судьбе и творчестве великого драматурга можно, посетив экскурсию в Щелыково, которое стало его биографическим музеем. Полное название музея — Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского.

Александр Островский

Биография

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Александр Островский

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр Островский в молодости

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом. Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность. Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно. Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях. В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник». Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец. Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду. Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре. Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов. Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило. Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение. Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию. В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие. В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Читайте также  Алексей Кондратьевич Саврасов)

Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 — «Семейная картина»
  • 1847 — «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 — «Бедная невеста»
  • 1856 — «Доходное место»
  • 1859 — «Гроза»
  • 1864 — «Шутники»
  • 1861 — «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 — «На бойком месте»
  • 1868 — «Горячее сердце»
  • 1868 — «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 — «Лес»
  • 1873 — «Снегурочка»
  • 1873 — «Поздняя любовь»
  • 1875 — «Волки и овцы»
  • 1877 — «Последняя жертва»

Цитаты

Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдится.

Да ведь ревнивые люди ревнут без всякого повода.

Пока человека не знаешь, так ему и веришь, а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена.

Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями.

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1863).

Сын судебного чиновника, в 1853 году возведённого в потомственное дворянство. Брат М.Н. Островского. Учился на юридическом факультете Московского университета (1840-1843 годы). Служил в канцеляриях московского Совестного (1843-1845 годы) и Коммерческого (1845-1851 годы) суда. С 1886 года заведующий репертуарной частью московских театров (Малого и Большого), руководитель театральной школы.

Ранние литетратурные опыты — рассказ «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» (1843, опубликован в 1924 году) и «Записки замоскворецкого жителя» (1847) — в духе натуральной школы. В 1847 году дебютировал как драматург, опубликовав «Сцены из комедии «Несостоятельный должник»» (другое название — «Ожидание жениха»; совместно с Д.А. Горевым) и одноактную комедию «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях — «Семейная картина»). Первым крупным произведением стала комедия «Свои люди — сочтёмся!» (другое название — «Банкрот», 1850), в которой Островский, выступив продолжателем традиций драматургии Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, Мольера, впервые в отечественной литературе показал мир московского купечества.

По распоряжению императора Николая I пьеса, в которой торжествовал порок — обман, невежество и грубость, была запрещена к постановке (впервые поставлена в 1857 году в Иркутске, в 1861 году в подцензурной редакции — в Александринском и Малом театрах, в авторской редакции — в 1881 году в московском Драматическом театре А.А. Бренко), а за автором установлен полицейский надзор (снят в сентябре 1856 года). Первой поставленной на сцене пьесой стала комедия из жизни мелкочиновнической среды «Бедная невеста» (1852; поставлена в 1853 году), где у Островского впервые появляется положительная героиня, по своим нравственным качествам противостоящая алчному, пошлому окружению; к поднятой в пьесе проблеме положения женщины в семье и обществе Островский будет обращаться и позднее.

В 1850 году Островский стал сотрудником журнала «Москвитянин», его так называемой молодой редакции, тяготевшей к славянофилам и разделявшей, в частности, их интерес к фольклору и русской старине. В этот «москвитянинский период» Островский пишет пьесы, в которых поэтизирует жизнь купечества, усматривая в ней выражение национальных особенностей русской жизни в целом и связывая свой поиск положительных начал с прочным и упорядоченным купеческим семейно-бытовым укладом, ориентированным на христианскую мораль и уважение вековых традиций.

Таковы так называемые народные комедии, обращённые к широкой демократической аудитории, которые обозначили поворот в театральной эстетике и положили начало созданию национального репертуара: «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драма «Не так живи, как хочется» (поставлена в 1854 году, опубликована в 1855 году), построенные, как правило, на бытовом материале, отличающиеся ясно выраженной моралью, сформулированной уже в самих названиях, и схематичностью конфликта (столкновение любовного чувства с холодным расчётом).

В 1856 году Островский по приглашению Н.А. Некрасова перешёл в журнал «Современник». Для пьес этого периода характерны социальная острота, драматизм ситуаций, напряжённость конфликта. В комедии «В чужом пиру похмелье» (1856) Островский в образе Тита Титыча Брускова впервые вывел социально-психологический тип дикого и необузданного самодура, к описанию которого неоднократно обращался впоследствии. В запрещённой к постановке комедии «Доходное место» (1857, поставлена в 1863 году) подверг критике государственный бюрократический аппарат, основанный на взяточничестве, казнокрадстве, круговой поруке. Запрещена к постановке была и драма «Воспитанница» (1859, поставлена в 1863 году) о деспотичной помещице, по своему усмотрению решающей судьбу молодых людей.

Наиболее значительная пьеса этого периода — «Гроза» (поставлена в 1859 году, опубликована в 1860 году), соединившая в себе черты социально- бытовой и нравственно-психологической драмы, в которой семейная ситуация, конфликт страсти и долга подняты на уровень общественно значимой проблемы и впервые приведены к трагической развязке, а особенности русского национального характера и народной жизни даны в их крайних проявлениях. В трилогии о Бальзаминове [комедии «Праздничный сон — до обеда», 1857, «Свои собаки грызутся — чужая не приставай», 1861, «За чем пойдёшь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова)», 1861, запрещена к постановке; поставлена в 1863 году] Островский, использовав приёмы водевиля и народного балаганного представления, вывел пародийный образ «маленького человека» — бедного, не приспособленного к жизни чиновника, уповающего на счастливое стечение обстоятельств.

В 1862 году Островский совершил поездку в Европу, побывал в Баварии, Пруссии, Италии, Франции; в Лондоне встречался с А.И. Герценом. По возвращении из-за границы создал драмы «Грех да беда на кого не живёт» (1863), «Пучина» (1866), комедии «Тяжёлые дни» (1863), «Шутники» (1864), «На бойком месте» (1865). В 1860-е годы Островский, видевший в изучении национальной истории залог воспитания «сознательной любви к отечеству», обратился к жанру исторической пьесы: хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (в стихах, 1862, запрещена к постановке; 2-я редакция — 1866, при жизни автора не была опубликована; поставлена в 1866 году), комедии «Воевода (Сон на Волге)» (в стихах, 1865; 2-я редакция — 1885, при жизни Островского не была опубликована), «Комик XVII столетия» (в стихах; поставлена в 1872 году; опубликована в 1873 году) и другие. Островский включал в текст пьес грамоты, указы и другие исторические документы; вводил в состав действующих лиц шутов, скоморохов, юродивых, глашатаев; использовал архаизмы.

В 1868-1884 годах — в период сотрудничества Островского в журнале «Отечественные записки» — появляются сатирические комедии из дворянского быта, отмеченные сложной игрой с традиционными приёмами драматургической техники (сценическое амплуа), с использованием литературных цитат и реминисценций: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1870), «Волки и овцы» (1875), в которых отсутствует положительный герой, а также «Лес» (1871) — одна из лучших пьес позднего Островского, где злу противостоят являющиеся по сюжету жертвами герои (бедный артист и девушка-бесприданница).

Сочетание особенностей сатирической (гротескно-условный стиль) и народной (фольклорные мотивы) комедий присуще пьесе «Горячее сердце» (1869). К жанру народной комедии Островский возвращается в пьесах «Не всё коту масленица» (1871), «Правда – хорошо, а счастье лучше» (поставлена в 1876 году, опубликована в 1877 году) и другие. Особняком среди них стоит пьеса «Снегурочка» (в стихах, 1873), соединившая в себе черты фольклорной сказки и лирической драмы.

Поздние пьесы Островского отличаются сочетанием лиризма и драматизма, в них вновь появляется положительный герой со сложным внутренним миром и ранимой душой: «Последняя жертва» (1878), «Сердце не камень» (1880), «Не от мира сего» (1885) и другие. В центре драмы «Бесприданница» (поставлена в 1878 году, опубликована в 1879 году) — образ любящей женщины, чья искренность и доверчивость противопоставлена бездушному расчёту и циничному эгоизму окружающих. Закулисные нравы артистической среды рисуют комедии «Таланты и поклонники» (поставлена в 1881 году, опубликована в 1882 году), комедия «Без вины виноватые» (1884).

Ряд пьес написан Островским в соавторстве с Н.Я. Соловьёвым [«Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (поставлена в 1877 году, опубликована в 1878 году), «Дикарка» (поставлена в 1879году, опубликована в 1880 году), «Светит, да не греет» (поставлена в 1880 году, опубликована в 1881 году)] и с П.М. Невежиным [«Блажь» (поставлена в 1880 году, опубликована в 1881 году), «Старое по-новому» (отдельное издание под именем одного Невежина, 1882)]. Среди другихпроизведений — оперные либретто, переводы.

Островский — основоположник национального репертуара русского театра. Его драматургии, укоренённой как в литературной (отечественной и зарубежной), так и в фольклорной традиции и обращённой к самым разнообразным слоям общества, присущи широкий охват действительности в её будничных — бытовых, социальных и этнографических подробностях; сочетание «крупного комизма» с изображением глубоких страстей и искренних чувств; мастерское использование всего богатства общенациональной лексики для создания речевых характеристик персонажей, которое компенсирует часто слабо разработанную интригу.

Пьесы Островского, в особенности 1870-1880-х годах, ориентированные не на отдельных актёров, а на весь актёрский ансамбль, произвели реформу в русском театре. В них блистали актёры С.В. Васильев (смотри Васильевы), М.Н. Ермолова, А.Е. Мартынов, Л.П. Косицкая, П.М. Садовский, М.П. Садовский, О.О. Садовская (смотри Садовские), Г.Н. Федотова и другие. По инициативе скогоОстров были основаны Московских артистический кружок (1865), Собрание руссских драматических писателей (1870; с 1874 года Общество руссских драматических писателей для защиты материальных интересов драматургов, а с 1875 года — и оперных композиторов), занимавшееся защитой авторских прав драматургов и композиторов.

Имя Островского носит Драматический театр в Костроме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: