Жизнь и творчество М.И. Глинки - ABCD42.RU

Жизнь и творчество М.И. Глинки

Михаил Глинка

Биография

Михаил Глинка – русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила».

Глинка Михаил Иванович родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. Его отец был потомком обрусевшего польского шляхтича. Родители будущего композитора приходились друг другу дальними родственниками. Мать Михаила Евгения Андреевна Глинка-Земелька была троюродной сестрой его отца — Ивана Николаевича Глинки.

Михаил Глинка в последние годы

Мальчик рос болезненным и слабым ребенком. Воспитанием Михаил первые десять лет его жизни занималась мать отца Фёкла Александровна. Бабушка была бескомпромиссной и строгой женщиной, культивировала в ребенке мнительность и нервозность. Обучался внук Фёклы Александровны на дому. Первый интерес к музыке проявился у мальчика в раннем детстве, когда он пытался имитировать колокольный звон с помощью медной домашней утвари.

После смерти бабушки воспитанием Михаила занялась его мать. Она устроила сына в петербургский пансион, в котором учились только избранные дворянские дети. Там Михаил познакомился со Львом Пушкиным и его старшим братом. Александр Сергеевич навещал родственника и знал его близких друзей, одним из которых был Михаил Глинка.

Михаил Глинка в молодости

В пансионе будущий композитор начал брать уроки музыки. Его любимым учителем был пианист Карл Майер. Глинка вспоминал, что именно этот преподаватель повлиял на формирование его музыкального вкуса. В 1822 году Михаил окончил обучение в пансионе. В день выпуска он вместе с преподавателем Майером публично исполнил концерт Гуммеля для фортепиано. Выступление имело успех.

Начало карьеры

Первые сочинения Глинки относятся к периоду выпуска из пансиона. В 1822 году Михаил Иванович стал автором нескольких романсов. Один из них «Не пой, красавица, при мне» был написан на стихи Александра Пушкина. Знакомство музыканта с поэтом произошло во время учебы, но через несколько лет после выпуска Глинки из пансиона молодые люди стали друзьями на почве общих интересов.

Михаил Иванович с детства отличался слабым здоровьем. В 1923 году он отправился на Кавказ, чтобы пройти лечение минеральными водами. Там он любовался пейзажами, изучал местные легенды и народное творчество, занимался здоровьем. После возвращения с Кавказа Михаил Иванович почти год не покидал свое родовое имение, создавая музыкальные композиции.

Михаил Глинка на Кавказе

В 1924 году он уехал в столицу, где устроился на службу в Министерство путей и сообщения. Не прослужив и пяти лет, Глинка вышел в отставку. Причиной ухода со службы стал недостаток свободного времени для занятий музыкой. Жизнь в Петербурге подарила Михаилу Ивановичу знакомства с выдающимися творческими людьми его времени. Окружение разжигало у композитора потребность в творчестве.

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить Петербургскую сырость на более теплый климат. Композитор отправился на лечение в Европу. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор познакомился с Доницетти и Беллини, изучал оперу и бельканто. Через четыре года своего пребывания в Италии Глинка уехал в Германию. Там он брал уроки у Зигфрида Дена. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

Личная жизнь

Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг в развитие русской литературы.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Михаил Иванович Глинка: биография и творчество композитора

  • 26 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Борзенкова Валерия

Михаил Иванович Глинка известен всему миру как основатель русской национальной оперы. На своем творческом пути композитор перенес немало испытаний. Над его музыкой насмехались, критиковали, но все это лишь помогло композитору занять почетное место в ряду великих композиторов. Для детей начальной школы биография Глинки также будет интересна для изучения. Они должны знать автора известной оперы «Иван Сусанин».

Детские и юношеские годы

Согласно краткой биографии М. И. Глинки, композитор родился в 1804 году в Новоспасском селе, которое находилось в Смоленской губернии. Здесь располагалось имение его отца, в котором ребенок и провел все свое детство. Семья мальчика очень любила. Михаил был любопытным, впечатлительным мальчиком, и в то же время отличался кротостью и мягкостью характера. Важным в биографии Михаила Глинки является то, что ему очень нравилась жизнь простых крестьян и русская природа. С раннего детства у него появилась любовь к народу, которую он пронес через всю свою жизнь.

Для детей в краткой биографии Глинки будет интересен следующий момент: у мальчика проявилась рано любовь к музыке. Особенно горячо он проникся ей, когда слушал крепостной оркестр своего дяди. Музыка настолько увлекла мальчика, что он стал самостоятельно учиться игре на скрипке и флейте.

В возрасте 11 лет Михаил Иванович начинает обучаться игре на фортепиано и скрипке. Вместе с этим, он изучает и гуманитарные науки: историю, иностранные языки, литературу, учится рисовать. Особая любовь была у Михаила к книгам по географии.

Будущий композитор проявлял интерес к дальним странам. Это любопытство и любовь к путешествиям, судя по биографии Глинки, сохранились у него на всю жизнь. Михаил прекрасно преуспевал во всем. В зрелом возрасте, он слыл человеком высокой культуры и обладал знаниями в разных областях, а также свободно владел восемью языками. Это интересный факт из биографии Глинки.

В 1812 году во время Отечественной войны Глинка вместе со своей семьей вынужден был покинуть родные края. После возвращения на родину будущий композитор слышал много рассказов о героизме народа, который встал на защиту родной земли.

20-е годы

Дальше из биографии Глинки следует информация об его обучении. По приезду в Петербург Михаила определили учиться в Благородный пансион. Это было в 1817 году. После завершения обучения в 1822, Глинка поступил на службу чиновником, но вскоре ушел в отставку.

Еще во время обучения в Петербурге композитор брал уроки фортепиано, теории музыки и скрипки у наилучших педагогов города. Вместе с этим, он любил посещать театр, где слушал оперы, исполнял музыку в знакомых семьях, а когда возвращался на родину в родное село Новоспасское, слушал оркестр своего дяди.

Последние годы обучения, что следует из биографии Глинки, связаны с началом композиторской деятельности. В последний год в пансионе Михаил начинает сочинять музыку, хотя знаний для того, чтобы заниматься этим серьезно, у него было все еще не достаточно.

Читайте также  Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой

В 1823 году Глинка отправился на минеральные воды на Кавказе. Эта поездка оставила отпечаток в биографии М. И. Глинки. Там он познакомился с музыкой кавказского народа. Эти впечатления впоследствии отразятся в творчестве композитора. Одним из таких произведений станет опера «Руслан и Людмила».

1825-1829 гг

Окончив пансион, Глинка начинает серьезно заниматься музыкой, хотя многим кажется, что он обычный любитель. В свободное время Михаил сочиняет романсы и сам поет их, аккомпанирая себе. Вскоре он начинает относиться к музыке более серьезно: изучает творчество композиторов классиков, пробует писать хоровые, инструментальные и симфонические произведения. Приезжая на родину, он с оркестром разучивает симфонии Моцарта, Бетховена и других знаменитых метров.

Изучая краткую биографию Глинки, становится ясно, что большое влияние на формирование его творчества оказывает общение с известными деятелями того времени. Ими были: Грибоедов, Пушкин, Жуковский.

Одним из первых произведений в творческой биографии Михаила Ивановича Глинки стал романс «Не искушай», написанный в 1825 году. Ощущая свое несовершенство и имея желание обучиться композиторскому мастерству, он решает отправиться за границу и заодно поправить здоровье.

Заграничная деятельность

Из краткой биографии Глинки известно, что за границей он провел 4 года. Композитор побывал в Германии и Италии. За это время он изучил быт стран зарубежья, познакомился с их культурой и традициями. Ему удалось встретиться с Берлиозом, Мендельсоном и другими известными композиторами. Он с удовольствием внимал их музыке, сам занимался пением с наилучшими певцами. Последние несколько месяцев Глинка провел в Германии. Там он совершенствовался в композиторском мастерстве у знаменитого музыкального теоретика Зигфрида Дена.

Произведения заграничного периода

Во время пребывания в Италии Михаил Иванович пишет ряд произведений, получивших положительную оценку. Среди них романсы и фортепианные пьесы, однако были и не очень серьезные сочинения. В скором времени все, что написал Глинка, перестало нравиться ему самому.

В 1832 году у него зреет мысль создать большое национальное произведение. Он уже обдумывал сюжет будущей оперы: по его замыслу она должна быть патриотичной и иметь национальный характер. Долгое время композитор размышлял не только над либретто будущего произведения, но и музыкой.

Одно из его высказываний в то время:

«Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу».

Когда композитор вернулся на родину, он уже был опытным мастером своего дела.

Работа над оперой «Иван Сусанин»

Находясь за границей, Глинка успел сочинить две музыкальные темы для своей будущей оперы, основанные на народных мелодия, так как она должна была передавать русский характер. Жуковский при встрече с Михаилом предложил ему сюжет «Ивана Сусанина».

Автором либретто оперы стал барон Е. Розен. Главной идеей произведения он видел восхваления власти царя.

У самого же композитора был другой план оперы еще до написания либретто. Он хотел назвать оперу «Иван Сусанин. Отечественная героико-трагическая опера». Исходя из названия, можно сделать вывод, что Глинка желал сделать акцент на духовных ценностях крестьян, а также на подвиге представителя русского народа, который погиб, чтобы спасти родину.

В краткой биографии Михаила Глинки упоминается одна интересная версия о том, что музыку для оперы он написал до сочинения либретто. Текст был дописан Розеном гораздо позже.

Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. Эта дата стал днем рождения русской музыкальной классики.

Известные люди того времени положительно отзывались о новой опере. Например, Одоевский в своей статье об «Иване Сусанине» писал, что с оперой Глинки появляется новая стихия в искусстве, и начинается новый период — эпоха русской музыки.

Другое отношение к опере было у царя Николая I. Он хотел, чтобы опера прославляла самодержавие, поэтому она была переименован в «Жизнь за царя». Не только царь предвзято отнесся к новой опере. Для людей высших сословий было удивительно, что музыка написана в народном жанре, а главный герой — обычный крестьянин. Они прозвали оперу «кучерской», на что Глинка отметил в своих записках: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ».

Работа в Придворно-певческой капелле

С 1837 года композитор на протяжении трех лет работает в Придворно-певческой капелле. За это время он внес значительный вклад в развитие хорового искусства в целом и поднял его художественный уровень. В 1838 году Глинка совершает поездку в Украину для набора в капеллу новых учеников. В последствии одним из них станет известный украинский композитор С. С. Гулак-Артемовский. У Глинки он обучался пению.

Работа над оперой «Руслан и Людмила»

После «Ивана Сусанина» Глинка начал работу над следующей оперой — «Руслан и Людмила». Он очень хотел, чтобы либретто написал сам А. С. Пушкин, но сделать этого не удалось из-за гибели поэта. В итоге над либретто стал трудиться сам Глинка.

Композитор более пяти лет работал над оперой. За это время он успел написать еще несколько произведений. Среди них: «Вальс-Фантазия», музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», цикл романсов «Прощание с Петербургом».

Работа велась достаточно длительное время, так как светское общество все еще недоброжелательно относилась к композитору. Кроме этого, начались слухи и сплетни, так как композитор развелся с супругой. Только общение с близкими друзьями К. Брюлловым и Н. В. Кукольником приносило ему утешение.

27 ноября 1842 года опера была поставлена. Это произошло ровно через 6 лет после «Ивана Сусанина», день в день. Николай I не одобрил новую оперу, так как в ней не было прославления самодержавия, он покинул зал, не дожидаясь окончания спектакля. Это послужило началом травли оперы в аристократических кругах.

Все это не помешало пройти постановке более 40 раз, так как в защиту композитора встали общественные деятели. Одним из выступивших в защиту оперы был Одоевский.

Михаил Иванович очень тяжело переживал неудачу оперы. Забыть об этом ему помогли мысли о будущих произведениях.

1844-1848 гг

В 1844 году Глинка уезжает в Париж. В течение года он знакомится с местной культурой и традициями. Там он снова встретился с Берлиозом, и их дружба стала еще крепче. Большая часть французов не признавала новаторство композитора, но Глинка его новизну высоко оценил. Благодаря Берлиозу в Париже были исполнены некоторые произведения Михаила. Кроме этого, тот напечатал в газете статью о нем. Концерты в Париже прошли успешно. Так русская музыка постепенно начала распространяться за рубежом.

В 1845 году Глинка уезжает в Испанию. Музыкальная культура этой страны очень привлекает композитора. На протяжении двух лет он посещает разные города и записывает мелодии местных танцев и песен.

Эта поездка дала великолепные творческие результаты. Находясь в Мадриде в 1846 году, композитор написал фантазию на народные темы: «Арагонская хота». Это был новый жанр в симфонической музыке. Далее, в 1848 году, была написана еще одна испанская увертюра. В 1851 году она получила название «Ночь в Мадриде».

Заключительный этап жизни и творчества

С 1848-1857 гг композитор бывал то в Париже и Варшаве, то в Испании и Петербурге. Была написана «Камаринская» и начата работа над оперой «Двумужница» и симфонией «Тарас Бульба». В скором времени Глинка оставил написание этих сочинений. Вместо этого композитор переработал старые произведения и написал новые романсы. Также Глинка написал свои воспоминания, которые впоследствии назвали «Записками».

В высшем свете музыку композитора специально исполняли плохо, а иногда и вовсе не исполняли. Из-за возобновившихся интриг и сплетен Глинка был вынужден покинуть Питер.

Творческий кризис

Все эти обстоятельства привели к трудностям в сочинении новых произведений и творческом кризису. Был и еще один повод, который послужил этому. В 40-е годы началось новое веяние в русском искусстве. Стала популярна тема отражения конфликтов как социальных, так и психологических. Обращалось внимание на оскорбленных и униженных людей. Это заставило композитора пересмотреть свое мировоззрение и искать новые пути. К сожалению, в новом стиле ему удалось написать только несколько романсов в конце 40-х годов.

К счастью, Глинку окружали музыканты разных поколений. В этом кругу он нашел поддержку и утешение. Среди таких людей были: композиторы Балакирев и Даргомыжский; критики В. В. Стасов и А. Н. Серов. Балакирев впоследствии стал главой кружка «Могучая кучка». Также поддержку оказывала сестра композитора Л. И. Шестакова.

Смерть композитора

В 1856 году Михаил Иванович отправился в Берлин. Там он снова встретился с Деном и начал заниматься развитием многоголосия, соединив мотивы русских народных песен с классической формой полифонии.

В 1857 году у композитора обострилась печеночная болезнь, и он слег в постель. Это случилось из-за сильной простуды. В начале февраля композитор отправился в мир иной. Позднее его прах перевезли и похоронили на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге, затем на этом месте был воздвигнут памятник композитору.

Завершая краткую биографию Михаила Ивановича Глинки, стоит сказать, что в общественных кругах неравнодушно отнеслись к его смерти. Сильную грусть об утрате такого гения пережил критик Стасов. Позднее он издал большой очерк, посвященный биографии Михаила Ивановича Глинки. После него о композиторе писали Серов и Г. А. Ларош.

Композитор Михаил Глинка: детям кратко интересные факты из биографии

Великий русский композитор Михаил Глинка родился в Смоленской губернии. Опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс-фантазия», «Патетическое трио» и многие другие произведения стали шедеврами, которые сейчас известны всему миру. Романсы Глинки широко популярны. Однозначно, Глинка для детей и взрослых известен немалым количеством музыкальных произведений.

Ранние годы

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая в 1804 году в имении отца, в селе Новоспасское Смоленской губернии. Семейство будущего композитора проживало в этой местности с тех самых времен, когда его прадед, польский вельможа, принял присягу верности русскому императору и остался служить в русской армии.

Обстоятельства сложились таким образом, что мальчика воспитывала бабушка, а маму допустили только после смерти бабушки.

Играть мальчик начал рано. Изучение нотной грамоты пришлось на возраст шести с половиной лет, в десять лет Глинка освоил скрипку и фортепиано, а еще через три года поступил в Благородный пансион. Это было очень престижное место в Санкт-Петербурге, поскольку было от педагогического института. Учился Глинка хорошо, все свободное время отдавал музыке.

По окончании заведения он издал первые сочинения, и все узнали о его таланте. Начинающему композитору многое не нравилось в своем творчестве: он мечтал свои произведения усовершенствовать и довести до идеала. Тогда же он отдает предпочтение бытовому жанру и стремится его расширить.

Расцвет творчества

1822-1823 годы стали особенными: Глинка пишет известные песни и романсы: «Не искушай меня», «Не пой, красавица». Знакомство с Александром Грибоедовым и Василием Жуковским ознаменовало новый этап в творчестве композитора.

Путешествия на Кавказ, Германию, Италию также принесло свои плоды. Глинка проникся творчеством великих итальянских сочинителей и меняет собственный стиль. Он начинает активно интересоваться полифонией, инструментовкой и отдает предпочтение оперному жанру.

По возвращении в Россию Глинка усердно работает над оперой «Сусанин». Премьера творения состоялась в 1836 году и это был фурор: Большой театр Петербурга рукоплескал. Следующая премьера ознаменовалась 1842 годом, но оперу «Руслан и Людмила» общество приняло менее восторженно. Особенно скандальным было то, что после пятого акта императорская семья покинула концертный зал. Об этом писали в газетах, критика сыпалась со всех сторон. Это обидело композитора, и он отправился путешествовать.

Зарубежные поездки

В Испании русский композитор проникся завораживающей природой и особой атмосферой города Вальядолид: в короткие сроки он создает пьесу для оркестрового исполнения «Арагонская охота». С этих пор Глинку стала особенно интересовать этническая музыка. Он даже приглашал к себе погонщиков мулов и простой деревенский народ исполнить ему народные песни, которые он потом записывал на нотоносце. Ознакомившись с народной классикой, композитор брал этот стиль за основу и сочинял свое, делал фантазийные вставки. Таким образом, Глинка стал одним из первых русских музыкантов, сумевших объединить разные ритмы, жанры и стили.

Читайте также  Сочинение по картине А. М. Васнецова Северный край

Посетив Испанию и Францию, под влиянием новых впечатлений композитор немного успокоился и в 1847 году возвратился в Россию. В России опять пришлось пробыть недолго, так как начались проблемы со здоровьем. Глинка отбыл в Варшаву, но там разразилась эпидемия холеры. Пришлось поневоле оставаться в четырех стенах и заниматься творчеством. Несколько романсов и знаменитая «Камаринская» стали результатом этой поездки. По признанию самого автора, поначалу «Камаринская» задумывалась как обычная фортепианная пьеса, наподобие плясовой. Но «фантазия разыгралась», и на едином дыхании была написано оркестровое произведение. И именно оно стало визитной карточкой великого композитора.

Заграничные путешествия всегда вдохновляли великого композитора. В основном во время таких путешествий он творил и открывал что-то новое. Во время нахождения на родине Глинка преподавал и выполнял рутинную работу: переписывал партитуру, доводил до совершенства свои творения. Очень много произведений сочинил Глинка для детей: до него этот жанр оставался практически нетронутым. Именно под его мощным влиянием сформировалась русская классическая музыка.

В 1856 году Глинка отправился в Берлин. Почти ровно через год, 15 февраля, он скончался. Захоронение произошло на Троицком кладбище лютеранцев. После останки, после ходатайства сестры, перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском погосте.

Интересный мультипликационный фильм о великом композиторе.

Великое наследие композитора

  • Всего насчитывается около 20 романсов и песен.
  • Композитор создал 6 симфонических творений, около 10 камерно-инструментальных и две оперы.
  • Глинка был высоко оценен и современниками, и последователями. В. Стасов, музыкальный критик, оценил Глинку наравне с Пушкиным: если А.С. Пушкин стал «солнцем» и родоначальником русской литературы, то М.И. Глинка – для русской музыки.
  • П.И. Чайковский метафорически выразился, что всю русскую симфоническую школу нужно рассматривать подобно дубу в желуде: именно так предстает в творческом наследии композитора симфоническая фантазия «Камаринская».
  • В Новоспасском селе, на малой родине композитора, был организован Музей. Во многих городах, в том числе и зарубежных, создателю русской музыкальной классики, установили памятники: в Болонье, Берлине, Киеве. Также в честь М.И. Глинки назвали Государственную академическую капеллу в Санкт-Петербурге.

«Патриотическая песня» — музыкальное произведение композитора Михаила Ивановича Глинки, сочиненное в 1833 году, в период с 1991 по 2000 год являлось официальным гимном Российской Федерации.

Интересные моменты биографии

  • Глинку в молодости увлекла дочь Анны Керн – семнадцатилетняя Екатерина, матери которой Пушкин посвятил известные стихи. Екатерину композитор боготворил: она стала вдохновением и музой для создания многих произведений. Ей он посвятил музыку на стихи Пушкина, предназначенные ее матери. Так был создан известный романс и вальс-фантазия.
  • Глинка был моложе Пушкина на пять лет и прожил одинаковое количество лет с П.И. Чайковским.
  • Французский композитор Г. Берлиоз весьма высоко оценивал творчество Глинки. Он сам исполнял его произведения, вместе с Глинкой давал концерты, которые пользовались невероятным успехом.
  • Франция была особенной отдушиной для Глинки. В Париже он начал симфонию «Тарас Бульба», но так, к сожалению, ее и не закончил.
  • Глинка любил церковный жанр и часто сочинял музыку для богослужений на церковнославянские тексты. Например, им была написана Ектения и молитва «Да исполнится молитва моя».

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. Также Глинка стал одним из первых, кто обратился к зарубежной этнической музыке и удачно использовал ее элементы в русских фантазийных произведениях.

Михаил Иванович Глинка — «отец» русской классической музыки

Композитор Михаил Иванович Глинка остался в истории как великий сочинитель музыки и основатель русского классического направления в ней, а также как автор первой отечественной оперы. Его творчество повлияло на появление других талантливых имён в музыкальном мире России. Этого мастера почитают не только на Родине, но и далеко за её пределами.

Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор.

Ранние годы

Будущий композитор родился в 1804 году в селе Новоспасском Смоленской губернии. Его отец, богатый дворянин, был в прошлом армейским капитаном. До 6 лет Мишу воспитывала бабушка.

Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи.

Юный Миша с сестрой и мамой на картине неизвестного художника.

Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. В это же время юный талант стал брать уроки скрипки и фортепиано.

Начало карьеры композитора

Дальнейшие годы жизни Михаила протекают в Санкт-Петербурге. Там он поступает в пансион (закрытую школу) для дворянских детей и параллельно учится композиции у известных маэстро Джона Филда и Карла Цейнера, которые в те годы преподавали в Санкт-Петербурге. Первое своё музыкальное сочинение Глинка написал в 13 лет.

После окончания пансиона юноша получает место чиновника в министерстве иностранных дел. Служба оставляет ему много свободного времени, и начинающий композитор активно участвует в музыкальной жизни города.

К этому моменту он уже приобрёл первую известность. Глинка много сочиняет, особенно романсы (так называются песни на нежные, лирические стихи).

В 26 лет М.И.Глинка отправляется в большое путешествие по Европе. Он
всюду встречается с известными композиторами, посещает занятия в консерваториях, слушает лучших певцов.

Михаила Глинку по праву считают основоположником русской оперы.

Одновременно к Михаилу приходит понимание, что его место — на Родине, что именно для своего народа он и должен творить.

Расцвет творчества

В своём путешествии Глинка пережил большую любовь. И хоть она не закончилась женитьбой, но стала толчком для творчества.

В 1836 году появляется опера молодого композитора «Жизнь за царя». Первоначальное её название — «Иван Сусанин» в честь крестьянина, который во время русско-польской войны 1612 года завёл отряд неприятеля в непроходимое болото.

Опера имела огромный успех. Царь Николай І принял её с восторгом и подарил композитору дорогой перстень.

Параллельно композитор пишет инструментальные композиции для клавишных и духовых инструментов, а также замечательные романсы на стихи русских поэтов.

Вскоре началась работа над новой оперой «Руслан и Людмила» по сказке Александра Сергеевича Пушкина. Это произведение было показано на публике в 1842 году и очень не понравилось музыкальным знатокам.

Современная постановка оперы «Руслан и Людмила».

Глинка настолько был огорчён критикой, что даже покинул Россию. Отныне и до конца жизни он будет возвращаться на Родину лишь ненадолго.

Поздние годы. Смерть

Последние годы жизни Михаила Ивановича прошли почти в непрерывных путешествиях. На юге Европы, во Франции и Испании, он собирает и обрабатывает народные мелодии.

В Париже знакомится со знаменитым композитором Берлиозом и пишет произведения для симфонического оркестра.

В Варшаве сочиняет музыкальную пьесу «Камаринская», где сочетает мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и зажигательной плясовой.

Последним городом композитора стал Берлин, где он внезапно умер от простуды в феврале 1857 года.

Факты из жизни

Осталось много автобиографических заметок маэстро, а также сообщений о нём друзей и современников:

  1. Глинка называл себя «мимозой» из-за слишком заботливого бабушкиного воспитания.
  2. В молодости у композитора был прекрасный голос, им восхищались даже итальянские певцы.
  3. Исполнителей для хора в своих операх автор находил в разных губерниях Российской империи.
  4. Особая связь была у Глинки с Пушкиным. Они дружили при жизни поэта. Александр Сергеевич написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его Анне Керн. А Михаил Иванович был влюблён в Катеньку Керн, дочь Анны, и написал романс на эти стихи.

Наследие. Значение

Наследие М.И. Глинки составляют 2 оперы, несколько симфонических произведений, композиции для фортепиано и струнных, романсы и песни, церковные темы. Пьесы для одного инструмента иногда переделывались под оркестр (например, известный Вальс-фантазия).

Композитор стал основателем русского направления в классической музыке. Его мелодии строились на народных традициях, а темы большинства музыкальных сочинений были навеяны событиями российской истории.

Именно с признания творчества Глинки наша культура стала занимать всё более заметное место в мире.

В честь композитора названы три консерватории. Ему возведены памятники в Смоленске, Санкт-Петербурге, Киеве. Усадьба, где он родился, превращена в дом-музей.

Памятник М.И. Глинке в Санкт-Петербурге.

В России существует авторитетный конкурс имени Глинки, в котором соревнуются певцы.

«Патриотическая песня» М. И. Глинки звучала как официальный гимн России в 1991 — 2000 годах.

Михаил Глинка: создатель национальной оперы и автор гимна

Музыка Глинки вдохновляла многих деятелей культуры. Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский — все они испытали влияние этого композитора.

Детство и юность музыканта

20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии родился будущий композитор. Родители дали ему имя Михаил. Отец мальчика, отставной офицер Иван Глинка, за службу в рядах Русской императорской армии получил крупное имение.

Воспитанием Михаила Ивановича, в детстве отличавшегося слабым здоровьем, занималась бабушка. Она души не чаяла в мальчике, а потому выполняла все его прихоти и прощала любые шалости. Михаил Иванович в своих «Записках» говорил, что «не выходил из шубки».

В 6 лет Миша потерял бабушку, и тогда воспитанием ребёка занялись его родители. Они пригласили учителей, которые привили Глинке интерес и любовь к познанию.

Когда в 1812 году началась Отечественная война, семья Глинки уехала в Орёл, подальше от мест боевых действий. Вернувшись в село Новоспасское через год, Иван Николаевич обнаружил, что от его роскошного имения остались лишь руины. Решено было строить новый дом. В одной из комнат поставили фортепиано. Однажды, когда в доме проходил концерт, на котором присутствовали друзья семьи, Михаил Глинка так вдохновился музыкой, что решился когда-нибудь стать композитором. Тот вечер навсегда изменил судьбу юноши.

Вскоре он поделился мечтой с матерью. Евгения Андреевна обратилась к одному из своих родственников, обладавших личным оркестром, чтобы её сына научили играть на музыкальном инструменте. Так в жизнь Михаила Ивановича пришли фортепиано и скрипка.

Через несколько лет отец отправил Глинку в Санкт-Петербург, где тот поступил в пансион при Педагогическом институте. Изучая иностранные языки и различные науки, параллельно Михаил Иванович практиковался в игре на рояле. Также он брал уроки у разных мастеров, а свободное от учёбы время проводил на концертах.

Благодаря своему гувернёру Вильгельму Кюхельбекеру Глинка познакомился с Александром Пушкиным.

Памятник Глинке в Петербурге. Источник: wikipedia.org

После окончания института Глинка отправился на Кавказ, чтобы поправить здоровье. Однако долго там Михаил Иванович не пробыл: воды Пятигорска не помогли, и он уехал в родную Смоленскую губернию.

В 1824 году Глинка вернулся в Петербург, где из финансовых соображений поступил на службу в Главное управление путей сообщения. При этом каждый день Михаил Иванович музицировал. В этот непростой период жизни Глинка впервые создал законченное произведение — романс на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды».

После восстания декабристов Глинка оказался под подозрением, так как в тот день был на Сенатской площади, но покинул её до начала основных событий. После допроса, не выявшего вины композитора, его отпустили. Глинка же отправился к родным в Смоленскую губернию. Там он написал несколько романсов и музыку для хора.

«Жизнь за царя»

В конце 1820-х годов Глинка познакомился с Василием Жуковским. Это важное для Михаила Ивановича событие произошло вскоре после завершения романсов на стихи одного из крупнейших поэтов того времени. Также композитор познакомился с историком Николаем Павлищевым. С его помощью Михаил Иванович сблизилсяс с музыкальными кругами, и несколько его романсов попали в сборник под названием «Лирический альбом».

Читайте также  Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского «Гроза»

Весной 1830 года Глинка уехал из России в Италию. Там композитор поправлял здоровье. Итальянская природа, о которой композитор неоднократно высказывается в своих «Записках», вдохновила его на создание романса «Венецианская ночь».

В 1834 году, получив известие о смерти отца, Глинка вернулся на родину. Он вновь поселился в Петербурге у своего друга Алексея Стунеева. Там же Михаил Иванович встретил и свою будущую жену Марью Петровну Иванова.

Уже в это время зрел замысел оперы. В основу сюжета должна была лечь легенда об Иване Сусанине. Жуковский поддержал композитора и взялся за либретто, завершить текст помогал литератор Егор Розен.

На написание национальной оперы ушёл примерно год. Премьера «Жизни за царя» состоялась в декабре 1836 года. Монументальное музыкальное полотно было посвящено Николаю I, присутствовавшему на первом исполнении. В письме к матери Глинка так говорил о реакции монарха: «Государь-император изволил меня позвать в свою ложу, взял меня за руки, благодарил меня и долго беседовал со мною…».

После постановки «Жизни за царя» Глинка решил написать оперу «Руслан и Людмила». Однако от этой идеи пришлось на время отказаться — Пушкин, который должен был создать либретто, погиб на дуэли с Дантесом. Глинка начал работать в Придворной певческой капелле. Он делился с музыкантами своим опытом и занимался подбором новых кадров, писал романсы.

К задумке композитор вернулся через несколько лет, когда переживал, с одной стороны, разрыв отношений с женой, с другой, — бурный роман с Екатериной Керн.

В ноябре 1842 года состоялась премьера «Руслана и Людмилы». Зрители встретили её холодно. По выражению Глинки, они «аплодировали очень недружно», критики нападали на декорации, а император вовсе не досмотрел постановку, уехав ближе к концу.

Неудачи на родине компенсировал успех в Европе, в частности, концерт в Париже. Несколько лет Михаил Иванович прожил в Испании. Вернушись в Петребург в 1847 году, он стал преподавателем музыки. Последнее десятилетие жизни Глинка провёл в Берлине. Там он и скончался в начале 1857 года. Прах композитора покоится на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Глинка вошёл в историю как основоположник русской национальной оперы. Он оказал огромное влияние на творчество таких отечественных композиторов, как Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков и Модест Мусоргский. А его «Патриотическая песня», созданная в 1833 году, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год.

Жизнь и творчество М.И. Глинки

  • Поддержите наш сайт →

Mikhail Glinka

Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.
М. Глинка

Глинка. в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.
В. Стасов

В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, достижения и опыт европейского искусства, Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX в. одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором-классиком. В своем творчестве Глинка выразил передовые идейные устремления времени. Его произведения проникнуты идеями патриотизма, верой в народ. Подобно А. Пушкину, Глинка воспел красоту жизни, торжество разума, добра, справедливости. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.

Что же формировало личность композитора? Об этом Глинка пишет в своих «Записках» — замечательном образце мемуарной литературы. Главными впечатлениями детства он называет русские песни (они были «первою причиною того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку»), а также крепостной оркестр дяди, который он «любил более всего». Мальчиком Глинка играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Юный Глинка неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях, отличался живостью ума и богатой фантазией. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов в 1825 г. Они определили основную идею творчества («Отчизне посвятим души прекрасные порывы»), а также политические убеждения. По словам друга юности Н. Маркевича, «Михаило Глинка. не сочувствовал никаким Бурбонам».

Благотворное влияние на Глинку оказало пребывание в Петербургском Благородном пансионе (1817-22), славившемся прогрессивно мыслящими преподавателями. Его воспитателем в пансионе был В. Кюхельбекер, будущий декабрист. Юность протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров с друзьями, причем кое-кто из близких Глинке людей после разгрома восстания декабристов оказался среди сосланных в Сибирь. Недаром Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».

В идейно-художественном формировании будущего композитора немалую роль сыграла русская литература с ее интересом к истории, творчеству, жизни народа; непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем. Разнообразными были и музыкальные впечатления. Глинка брал уроки фортепианной игры (у Дж. Филда, а затем у Ш. Майера), учился пению, игре на скрипке. Часто бывал в театрах, посещал музыкальные вечера, музицировал в 4 руки с братьями Виельгорскими, А. Варламовым, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 г. появился один из шедевров русской вокальной лирики — романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.

Немало ярких художественных импульсов дали Глинке путешествия: поездка на Кавказ (1823), пребывание в Италии, Австрии, Германии (1830-34). Общительный, пылкий, увлекающийся юноша, доброту и прямодушие сочетавший с поэтической чувствительностью, он легко обзаводился друзьями. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, С. Монюшко. Жадно впитывая разнообразные впечатления, Глинка серьезно и пытливо учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.

Именно здесь, вдали от родины, Глинка в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке. более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу». Этот замысел осуществился по возвращении в Петербург: в 1836 г. была завершена опера «Иван Сусанин». Ее сюжет, подсказанный Жуковским, давал возможность воплотить чрезвычайно увлекавшую Глинку идею подвига во имя спасения родины. Это было новым: во всей европейской и русской музыке не появлялось героя-патриота, подобного Сусанину, образ которого обобщает лучшие типические черты национального характера.

Героическая идея воплощается Глинкой в формах, характерных для национального искусства, на основе богатейших традиций русской песенности, русского профессионального хорового искусства, которые органично соединились с закономерностями европейской оперной музыки, с принципами симфонического развития.

Премьера оперы 27 ноября 1836 г. была воспринята передовыми деятелями русской культуры как событие большого значения. «С оперой Глинки является. новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки», — писал Одоевский. Высоко оценили оперу русские, позже зарубежные, писатели и критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал четверостишие:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила» (на сюжет поэмы Пушкина). Однако всевозможные обстоятельства: неудачная женитьба, завершившаяся разводом; высочайшая милость — служба в Придворной певческой капелле, отнимавшая много сил; трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением, — все это не благоприятствовало творческому процессу. Мешала бытовая неустроенность. Некоторое время Глинка жил у драматурга Н. Кукольника в шумном и веселом окружении кукольниковской «братии» — художников, поэтов, изрядно отвлекавших от творчества. Несмотря на это, работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения — романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (на ст. Кукольника), первый вариант «Вальса-фантазии», музыка к драме Кукольника «Князь Холмский».

К этому же времени относится деятельность Глинки в качестве певца и вокального педагога. Он пишет «Этюды для голоса», «Упражнения для усовершенствования голоса», «Школу пения». Среди его учеников С. Гулак-Артемовский, Д. Леонова и др.

Премьера «Руслана и Людмилы» 27 ноября 1842 г. принесла Глинке немало тяжелых переживаний. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Да и среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Причины сложного отношения к опере заключаются в глубоко новаторской сущности произведения, с которое начался неведомый ранее Европе сказочно-эпический оперный театр, где в причудливом переплетении предстали разнообразные музыкально-образные сферы — эпическая, лирическая, восточная, фантастическая. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму» (Б. Асафьев), причем неторопливое развертывание событий, основанное на смене красочных картин, было подсказано пушкинскими словами: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Как развитие самых сокровенных идей Пушкина предстали в опере и другие ее черты. Солнечная музыка, воспевающая любовь к жизни, веру в торжество добра над злом, перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк пролога; «Там русский дух, там Русью пахнет». Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845-47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «. Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». Испанские впечатления вдохновили Глинку на создание двух симфонических пьес: «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» (1848-51). Одновременно с ними в 1848 г. появилась знаменитая «Камаринская» — фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений, равно «докладных знатокам и простой публике», ведет свое начало русская симфоническая музыка.

Последнее десятилетие жизни Глинка жил попеременно в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск) и за рубежом (Варшава), Париж, Берлин). Атмосфера все сгущавшегося глухого недоброжелательства угнетающе действовала на него. Лишь небольшой круг истинных и горячих почитателей поддерживал его в эти годы. Среди них А. Даргомыжский, дружба с которым началась еще в период постановки оперы «Иван Сусанин»; В. Стасов, А. Серов, молодой М. Балакирев. Творческая активность у Глинки заметно снижается, однако новые веяния в русском искусстве, связанные с расцветом «натуральной школы», не прошли мимо его внимания к определили направление дальнейших художественных поисков. Он начинает работу над программной симфонией «Тарас Бульба» и оперой-драмой «Двумужница» (по А. Шаховскому, незаконч.). Одновременно возник интерес к полифоническому искусству эпохи Возрождения, мысль о возможности связать «Фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака». Это вновь привело Глинку в 1856 г. в Берлин к З. Дену. Начался новый этап творческой биографии, которому не суждено было завершиться. Глинка не успел осуществить многое из того, что было задумано. Однако его идеи получили развитие в творчестве русских композиторов последующих поколений, начертавших на своем художественном знамени имя основоположника русской музыки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: