Индикативное планирование в экономике - ABCD42.RU

Индикативное планирование в экономике

Содержание, основные формы и роль индикативного планирования в современной экономике

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны, с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации.

Отечественные экономисты, исходя из опыта, накопленного в прошлом, обычно рассматривают индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индика- торов27.

Однако, учитывая существующий зарубежный опыт индикативного планирования, представляется целесообразным расширить данное определение, обратив внимание на необходимость реализации при осуществлении индикативного планирования механизма координации различных ин тересов, процедур их согласования.

Индикативное планирование предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, стратегическое планирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой. В определенном смысле индикативное планирование представляет собой совокупность процедур многоступенчатого согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников. В отличие от директивного планирования это равноправное взаимодействие, непосредственная вовлеченность хозяйствующих субъектов в процесс управления экономикой при ведущей роли государственных интересов.

Надо различать сходные, но не тождественные понятия: «индикативное планирование» и «инструменты государственного регулирования экономики».

Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:

а) на макроэкономическом уровне — в виде создаваемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, стратегических и бюджетных планов и программ;

б) на региональном или территориальном уровне — в виде разрабатываемых властными структурами субъектов

Федерации региональных прогнозов, программ, стратегических и бюджетных планов;

в) на мезоэкономическом уровне — в виде составляемых корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

г) на микроэкономическом уровне — в виде стратегических и иных планов развития предприятий как юридических лиц.

В послевоенный период индикативное планирование прошло в своем развитии через различные формы. Известны конъюнктурная, структурная и стратегическая формы индикативного планирования. Переход от одной из этих форм к другой предполагает повышение степени его зрелости, усиление отлаженности взаимодействия всех институтов регулирования.

Исторически первой формой индикативного планирования является конъюнктурная форма. В данном случае под термином «конъюнктура» подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Для реализации на практике данной упрощенной формы индикативного планирования первоочередным требованием является относительно сбалансированное развитие экономики.

В общем случае появление конъюнктурной формы индикативного планирования определялось рядом обстоятельств. Обеспечение ускоренного развития национальной экономики и ее структурная перестройка оказались возможными лишь при главенствующем участии государства, что, в свою очередь, требует увеличения доли государственных расходов в ВВП и неизбежно означает усиление роли бюджетной политики государства в формировании макроэкономических пропорций и поддержании достаточных темпов экономического роста. На практике это находит отражение в четкой процедуре согласования бюджета (в части налоговых поступлений) с показателями макроэкономических прогнозов и программ, в которых намечаются необходимые изменения в национальной экономике.

На первоначальном этапе такого рода увязки организационно осуществлялись финансовыми органами, а в дальнейшем, по мере совершенствования механизма индикативного планирования, прогностическая деятельность и организационно, и методически отделилась от процесса разработки бюджета.

В настоящее время конъюнктурная форма индикативного планирования является основной формой для таких интеграционных союзов государств, как, например, ЕС, где на наднациональном уровне составляются и согласовываются среднесрочные программы хозяйственного развития отдельных государств, объединенных единым экономическим пространством.

Более развернутой и совершенной формой индикативного планирования является структурная форма, которая предусматривает согласование плановой деятельности на макро-, мезо- и микроуровнях национальной экономики. Суть этой формы связана с обеспечением реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем тщательного согласования действий и интересов предприятий, с одной стороны, и государства — с другой.

Структурная форма индикативного планирования возникает тогда, когда в рамках селективной структурной политики к реализации территориального разреза общеэкономических индикативных планов привлекаются с помощью выгодных кредитов, налоговых льгот и других мер государственной поддержки региональные органы управления и частные предприятия.

Значительных успехов в использовании данной формы индикативного планирования добилась Япония, где был разработан первый план комплексного развития территории страны (на 1960-1970 гг.). В этом плане, как и в принятом в 1969 г. втором таком плане (на 1969-1985 гг.), была заложена концепция создания «полюсов роста» в районах, удаленных от главных промышленных агломераций. В ос- нову третьего плана, принятого в 1987 г., положена концепция «интегрированного населения», и в дополнение к нему разработана «Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии» («Доклад Маэкавы»).

Целенаправленные структурные изменения в национальной экономике, включая планирование территориального размещения производства, оставались главным приоритетом государственной экономической политики страны на протяжении четверти века. В начале 80-х годов, даже после проведения либерализации финансовой системы, Япония не отказалась от активной и долгосрочной структурной политики. В четвертом комплексном плане национального развития, утвержденном в 1987 г. и рассчитанном на период до 2000 г., главная цель обозначена следующим образом: «Исходя из существующих проблем планового развития государственной территории и необходимости обеспечения ее безопасности, добиться многополярности использования ее специфических возможностей, а также путем ликвидации чрезмерной концентрации населения, экономики и административных функций государства в основных районах страны достичь мультиполярности развития ее территории во имя углубления связей между отдельными районами и взаимопонимания в международном масштабе».

Аналогичные тенденции в развитии структурной формы индикативного планирования имели место во Франции.

Стратегическая форма индикативного планирования возникает на определенном этапе развития производительных сил, когда значительны масштабы и сложность экономики, а также наблюдается глобализация рынков в рамках интеграционных хозяйственных систем. Стратегическая форма индикативного планирования предполагает четкий выбор основных приоритетов развития национальной экономики и их ведущую роль в реализации государственной экономической политики.

Впервые стратегическая ориентация индикативного планирования нашла воплощение во Франции в десятом индикативном плане (1989-1992 гг.). В рамках этого плана были выделены и закреплены шесть главных направлений развития экономики Франции: 1) укрепление национальной валюты и обеспечение занятости; 2) образование; 3) научные исследования; 4) социальная защита населения; 5) обустройство территории страны; 6) обновление органов государственной службы. Каждое из данных направлений получило в рамках индикативного плана статус целевой государственной программы, которая была обеспечена системой различного рода финансовых преференций.

Аналогичным образом трактуется стратегическая ориентация индикативного планирования многими экономистами в США. Они рассматривают индикативное планирование как поиск новых решений для достижения успешной конкуренции, развития всестороннего сотрудничества, максимального содействия эффективности экономической политики, основанной на полном доверии и финансовой поддержке штатных и местных властей.

Стратегическая форма индикативного планирования в том или ином виде предполагает согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики. Особенностью данной формы индикативного планирования является значительное расширение временного горизонта и максимально четкое проявление этой формы как способа организации разработки и реализации долгосрочной общенациональной экономической политики.

В условиях интернационализации рынков и усиления роли рыночных механизмов резко возрастает опасность паралича национальных кредитной и финансовой систем в случае, например, скоординированных действий крупных спекулянтов.

Стратегическая форма индикативного планирования предполагает наличие конкретной глобальной цели, связанной с обеспечением высокоэффективного развития национальной экономики (например, достижение максимального при заданных ограничениях уровня благосостоя ния населения или, скажем, роста ВВП страны на ту или иную величину).

Глобальная цель конкретизируется во взаимосвязанном «дереве целей». В качестве прикладных целей, достижение которых берет на себя государство, можно, например, назвать следующие: •

обеспечение стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты; •

обеспечение относительно полной занятости населения; •

социальная защита населения, включая гарантирование получения необходимого образования и поддержание здоровья на определенном уровне; •

избирательная поддержка регионов; •

достижение и поддержание экономического равновесия. Каждая из целей может получить статус целевой

государственной программы, обеспеченной системой различного рода преференций (предпочтений, льгот).

Стратегический уровень индикативного планирования предполагает ориентацию на будущее, т.е. планирование развития структурного элемента, который в настоящее время существует не в полном объеме.

Стратегическое индикативное планирование предусматривает и учет неконтролируемых, внешних по отношению к системе факторов, оказывающих существенное влияние на экономику в целом.

Читайте также  Статистика экономически активного населения

Эволюция индикативного планирования (конъюнктурная форма ^ структурная форма ^ стратегическая форма) в большинстве промышленно развитых стран Запада заняла десятилетия. И сегодня в России при освоении индикативного планирования важно учитывать весь спектр обстоятельств, побуждающих к выбору тех или иных конкретных форм планово-управленческой деятельности.

Можно с известной условностью выделить четыре основных типа индикативного планирования, существующих в различных странах мира, различающихся соотношением государственного регулирования экономики и рыночного саморегулирования.

Первый тип предусматривает преобладание государственного сектора экономики с допущением частного сектора. Современная интерпретация такой организации индикативного планирования наиболее четко прослеживается в Ки тае. Индикативное планирование здесь есть процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

Второй тип индикативного планирования предполагает, что общегосударственное планирование социально-экономического развития страны осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются обязательными для хозяйствующих субъектов других форм собственности. В этом случае ключевое значение имеет ин- формационно-ориентирующая функция планирования, которая и подталкивает частные предприятия к выполнению задач, сформулированных государством в общенациональных интересах. Такая форма индикативного планирования характерна, например, для Японии.

Третий тип индикативного планирования соединяет при формировании планов два подхода: 1) наличие обязательных заданий для государственного сектора экономики, 2)

установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора экономики ориентируются на планы государства, даже если это для них не является обязательным.

Четвертый тип индикативного планирования базируется на предположении, что наряду с информационной функцией планирования имеется активный механизм координации действий государства и всех других субъектов экономики через воздействие на их экономические интересы. Данная разновидность индикативного планирования достаточно четко просматривалась во Франции. 5.2.

Индикативное планирование в экономике

Библиографическая ссылка на статью:
Горбатов С.А. Индикативное планирование: преимущества, недостатки и проблемы реализуемости в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9964 (дата обращения: 15.09.2021).

В современном мире государственное планирование осуществляется с помощью трех основных форм прогнозирования: рациональный прогноз, инструмент выработки социально-экономической политики и индикативный план. Первая форма предполагает составление условного прогноза на будущее без всяких мероприятий по реализации этого прогноза; вторая форма есть своего рода модель, на которой отрабатывается взаимозависимость между целями и средствами экономической политики; третья форма представляет собой подобие общенационального документа, принятого благодаря компромиссу между всеми субъектами экономики, в том числе и государства. Именно последняя форма представляет особый интерес, так как является новым и перспективным для России направлением в системе планирования и прогнозирования.

Понятие индикативного планирования относится к той категории понятий, которые довольно сложно раскрыть одним-двумя предложениями, не упустив чего-то важного и легко уйти в сложные экономические термины, попытавшись более четко и основательно сформулировать его суть. В самом общем виде индикативное планирование можно представить как совокупность процедур координации процессов макропланирования, мезопланирования и микропланирования. Макропланирование осуществляется на уровне государства, мезопланирование – на уровне региональных и местных властей, а микропланирование присуще предприятиям.

Рассмотрим несколько подходов к определению данного понятия.

Согласно подходу ХХ века, индикативное планирование – это сочетание макропланирования и самостоятельности предприятий. С приходом ХХӀ века понимание данного планирования трансформировалось и формулируется как ориентирование частных организаций на выполнение задач, которые ставит государство. В этом случае основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая. И в соответствии с самым новым подходом, такое планирование представляет собой механизм, заключающийся в координации действий и интересов как государства, так и других субъектов экономики.

Какую формулировку мы бы не выбрали в качестве базовой, суть останется одна: индикативное планирование является институтом государственного регулирования рыночного хозяйства. Его исключительными особенностями являются вариантность и рекомендательность.

Ядро индикативного планирования – комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей. Важнейшими составляющими индикативного плана являются первостепенные ориентиры социального и экономического развития страны, рычаги воздействия государства на экономику и социальную сферу, объемы необходимых ресурсов (финансовых и производственных).

Индикативное планирование получило признание сразу после своего рождения. Сформулировав основные принципы этого планирования, К.Ландауэр не думал, что оно столь быстро найдет своих сторонников. Новшество оценили по достоинству и уже в первые годы его применения были получены положительные результаты, являющиеся следствием следующих преимуществ данного планирования:

1. Осознанная, координирующая деятельность государства вместе со всеми участниками и сторонами, заинтересованными в этом;

2. Доминирование принципа приоритета таких решений, которые приняты в интересах всего общества в целом, а не в интересах отдельных субъектов экономики;

3. Достижение максимальной эффективности используемых ресурсов;

4. План сбалансирован по всему перечню ресурсов.

Известный американский экономист Дж.К.Гэлбрейт, проживший 98 лет, говорил, что стране «требуется планирование, которое отражает не интересы планирования, а общественные интересы». Индикативное планирование должно осуществляться не наперекор стимулам рыночной экономики, а благодаря им, на их основе. Возможно, именно из-за столкновения интересов планирования и общественных интересов возникает ряд негативных процессов, связанных с индикативным планированием:

1. Олигополистическая направленность. Корпорации, находясь под жестким руководством государства, используют свои тесные связи между собой для усиления процесса консолидации с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от контроля государства;

2. Крупные неопределенности в параметрах сбалансированных региональных планов, вызванные различными экономическими кризисами и политическими конфликтами;

3. Особенности переходного периода и переходной экономики;

4. Трудности и риски, связанные с неопределенным поведением частного сектора.

Несмотря на значительные недостатки, индикативное планирование во многих странах Европы с развитой рыночной экономикой доказало свою эффективность и активно используется в качестве средства массового регулирования. Такие страны, как Франция, Великобритания и США всячески, в том числе и законодательно, поддерживают индикативное планирование, развивают его, получая достойную отдачу.

Рассмотрев преимущества и недостатки индикативного планирования, необходимо ответить на главный вопрос: каково состояние такого планирования в России?

В связи с тем, что рыночная экономика в России является относительно молодой, еще развивающейся отраслью, в связи с тем, что она возникла стихийно, не в ходе плавного перехода, а в результате коренных изменений, индикативное планирование не может в полной мере использоваться на данном этапе. Нет ни профессиональных кадров, ни должной законодательной базы, ни надлежащей информированности предприятий, ни соответствующей государственной политики.

Можно предложить следующие мероприятия по созданию основ для успешного внедрения индикативного планирования:

1. При выработке социальной, финансовой, экономической политики государство должно принимать во внимание особенности различных регионов России;

2. С помощью государство каждый субъект России должен выработать собственный механизм экономического и социального развития, опирающийся на общие федеральные законы, но с учетов конкретных интересов данного региона;

3. Принятие специальных нормативно-правовых актов, касающихся индикативного планирования экономических и социальных процессов России, включающих следующие элементы:

3.1. Понятие индикативного планирования, его задачи, цели, функции;

3.2. Порядок работы с индикативными планами;

3.3. Права и обязанности участников системы индикативного планирования;

3.4. Соотношение индикативного планирования с другими формами планирования и экономикой в целом;

4. Принятие нормативно-правовых актов региональными и местными властями, касающихся их участия в индикативном планировании.

таким образом, индикативное планирование в России возможно только после ряда преобразований, которые отчасти происходят, отчасти произойдут в ближайшем будущем.

Библиографический список

  1. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае//Экономика и менеджмент инновационных технологий. -Январь 2014. -№ 1
  2. Кещян Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОГО СОЧИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2005
  3. Бакша Н.В. Бюджетное планирование и прогнозирование – учебное пособие//Тюменский государственный университет, 2009.
  4. Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
  5. Chrysostomos A., Balabanova A.O. DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 128-134.
  6. Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. М: Юнити, 2001
  7. Истомин А.В. Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономическая. Выпуск 97. Донецк, 2005
  8. Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
  9. Кещян Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОГО СОЧИ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Государственный университет управления. Москва, 2005
Читайте также  Общее экономическое равновесие

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий».

ТЕМА 4. ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

4.1.Сущность индикативного планирования

В условиях рыночной экономики макроэкономическое планирование принимает форму индикативного планирования. В общем виде индикативное планирование представляет собой совокупность процедур согласования (координации) экономических процессов при равноправии участников на основе многоступенчатой итерации.

По своему содержанию этот процесс схож с процессом консультирования, в котором основными функциями являются информирование, ориентация и стимулирование. В отличие от директивного планирования индикативное планирование представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлечённость в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов. Поскольку индикативное планирование одновременно выступает и как институт государственного регулирования, то можно говорить о возможности корректировки и дефектов рыночного механизма, и недостатков государственного вмешательства в процесс производства.

Отечественные экономисты обычно рассматривают индикативное планирование как процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, и установления мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

Обобщая всё изложенное, индикативное планирование можно определить как механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает её государственное регулирование с рыночным и нерыночным её саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития.Оно предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономики.

Индикативное планирование, рассматриваемое как совокупность процедур согласования процессов воспроизводства, реализуется на разных уровнях управления:

a) на макроэкономическом уровне – в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ;

b) на региональном и территориальном уровне – в виде разрабатываемых властными структурами субъектов Федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов;

c) на мезоэкономическом уровне – в виде разрабатываемых метакорпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов;

d) на микроэкономическом уровне – в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц.

4.2. Индикативный план социально-экономического развития страны

На основе концепции социально-экономического развития страны должна разрабатываться собственно стратегия социально-экономического развития страны – индикативный план этого развития. В зависимости от горизонта планирования содержание индикативных планов будет различаться.

Основной целью долгосрочного индикативного плана, рассчитанного на 15-летний период, является ориентация долгосрочного развития страны в глобальном пространстве научно-технического и экономического развития. Главной его задачей становится поиск и выбор стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основное значение в этом случае приобретают прогнозные расчёты по обоснованию приоритетных направлений НТП, которые формируют траекторию будущего экономического роста и открывают перспективные возможности для обеспечения социально-экономического подъёма. С учетом этого необходимо определять приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны, разрабатывать целевые научно-технические программы.

В среднесрочном индикативном плане, рассчитанном на 5-летний период, представляется целесообразным определять приоритеты научно-технического и социально-экономического развития страны, характерные для среднесрочного цикла индикативного планирования. Данные приоритеты должны быть положены в основу определения желаемых пропорций национальной экономики и разработки целевых программ.

Важной задачей среднесрочного цикла индикативного планирования должно стать, с одной стороны, определение возможных диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, с другой – поиск новых горизонтов, открывающихся вследствие глобального НТП и развития мирового хозяйства. В процессе сопоставления проблемных ситуаций и реальных возможностей их разрешения необходимо выработать стратегию повышения конкурентоспособности национальной экономики, мероприятия по реализации которой и должны составлять содержание среднесрочного индикативного плана социально-экономического развития страны.

Кроме того, в рамках среднесрочного индикативного плана существенное значение приобретают перспективные территориальные пропорции развития национальной экономики, определение которых должно служить основой для формирования приоритетов региональной социально-экономической политики государства.

Годовое индикативное планирование (годовой цикл индикативного планирования) может включать характеристику основных макроэкономических параметров (ВВП, инвестиции, доходы, занятость населения и т.п.) и конкретные инструменты экономической политики (налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, регулируемые цены и т.п.).

Более подробно данная тема изложена в книге: Индикативное планирование: теория и пути совершенствования/Монография. – СПб: Знание, — 2000. – 96с.

Индикативное планирование в экономике

Прогнозы нужны государственным органам прежде всего для обоснования стратегии и приоритетов развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, т.е. для стратегического планирования.

Выделяют три функции стратегического планирования в рыночной экономике.

Во-первых, определение перспективных целей социально-экономического развития страны с учетом как внутренних потребностей, этапов развития и трансформации, так и ее места в мировом цивилизационном пространстве, глобализирующейся экономике.

Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе с учетом первоочередных потребностей, имеющихся ограниченных ресурсов и возможностей государства.

В-третьих, выработка социально-экономического механизма реализации выбранной системы приоритетов, использование для этого прямого и косвенного государственного регулирования социально-экономического развития.

Методы стратегического планирования впервые были использованы в России в 1918 г. при утверждении, а затем реализации плана ГОЭЛРО, далее в середине 20-х гг. при подготовке под руководством Н.Д.Кондратьева проекта пятилетнего плана развития сельского и лесного хозяйства, а затем при разработке проекта первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР в двух вариантах.

В дальнейшем стали разрабатываться директивные одновариантные пятилетние планы, которые сыграли важную роль в индустриализации и предвоенном развитии народного хозяйства СССР, в его послевоенном восстановлении и технической реконструкции.

Однако со временем в стратегическом планировании страны возобладали элементы волюнтаризма, эмпиризма и директивности, пятилетние планы выполнялись не полностью и давали все меньше эффекта.

Рыночные реформы начала 90-х гг. начались с разрушения прежнего механизма стратегического планирования. Однако новый, адекватный условиям рыночной экономики, механизм не был создан, исходя из стремления всячески ограничить вмешательство государства в экономику.

ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» были предусмотрены стратегические планы (концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, программа социально-экономического развития на среднесрочный период).

Однако они разрабатывались в кабинетном порядке, не утверждались, за их невыполнение никто не нес ответственности. Отсутствие реального стратегического планирования ограничивает возможности влияния государства на трансформацию экономики России и перспективы ее развития.

Индикативное планирование носит преимущественно тактическое значение, направлено на реализацию стратегических планов и приоритетов и тесно связано с государственным бюджетом.

Оно отличается от директивного планирования не только меньшим числом и укрупненным характером показателей и нормативов, но и тем, что включаемые в него индикаторы не носят обязательного, принудительного характера для частных и смешанных предприятий, а служат для них ориентиром.

Для предприятий же государственного сектора и государственных органов управления эти показатели носят обязательный характер.

Индикативное планирование в СССР впервые введено в практику в середине 20-х гг. в виде контрольных цифр развития народного хозяйства на очередной год. Оно широко используется во многих зарубежных странах.

Выделяют три функции индикативного планирования в рыночной экономике.

Во-первых, оно позволяет определить систему обобщающих показателей и нормативов (индикаторов), которые характеризуют основные параметры социально-экономического развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, конкретизируют и реализуют приоритеты стратегических планов.

Во-вторых, производится увязка указанных индикаторов с ресурсами федерального, региональных и местных бюджетов, что делает реализацию этих индикаторов и воздействие на них государства более конкретным и реальным.

В-третьих, оно приводит в соответствие экономические рычаги с индикаторами плана. Это создает условия для повышения заинтересованности предприятий любой формы собственности в подключении к реализации индикативного плана.

Читайте также  Финансово-экономическая составляющая антикризисного управления

Индикативное планирование

Индикативное(рекомендательное) планирование — это процесс формиро­вания системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соот­ветствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздей­ствия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. В качестве индикато­ров социально-экономического развития выступают показате­ли, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жиз­ни населения, внешнеэкономические связи и т.д. Взаимоувя­занная и внутренне сбалансированная система этих показате­лей (индикаторов) дает количественную характеристику соци­ально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регули­рования.

Главное содержание индикативного планирования состо­ит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализа­ции государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодей­ствия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интере­сах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономи­ческого развития. Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и толь­ко тогда, если рынок этого не может или не хочет.

Государство директивно не воздействует на производите­лей, но крупный капитал заинтересован в сотрудничестве с государством, так как нуждается в помощи при продвижении продукции на мировой рынок, привлечении иностранных ин­вестиций и т.д. Не сковывая инициативы частного бизнеса, индикативные планы помогают намечать общий курс управле­ния предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они влияют на правительственные расходы (утверждение годовых бюдже­тов происходит с учетом плановых наметок).

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувя­зано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирова­ния экономики, государственные программы, систему экономи­ческих регуляторов, поставки для государственных нужд, объе­мы государственных капитальных вложений, а также вопро­сы управления государственными предприятиями. Индикатив­ный план опирается на приоритеты, под которые создаются механизмы стимулирования.

В Японии индикативные планы используются в качестве общенационального документа, определяющего перспективы и общие направления развития экономики на ближайшие 5-10 лет, а также рекомендаций правительству при определении целей, приоритетов и стратегии экономической политики. В результате процедуры составления плана и его принятия достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления. С

Целями индикативного планирования в Японии в различные периоды выступали достижение экономической независимости, максимизация экономического роста, обеспечение основы производственной деятельности [137].

В Японии создана система институтов, занимающихся индикативным планированием. В разработке индикативных планов в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, прежде всего Министерство финансов, Министерство внешней тор-

^ говли и промышленности. Кроме того, к обоснованию и разработке планов привлекаются многие научно-исследовательские организации и широкий круг

* опытных специалистов и экспертов. Основную же координирующую роль в разработке планов играет Управление экономического планирования, которое возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра.

Процесс составления проекта будущего индикативного плана (Приложение 2) начинается с запроса со стороны Премьер-министра в адрес Экономического совета. Совет является совещательным органом при главе правительства и непосредственно разрабатывает общегосударственные планы экономического развития страны. Он формируется из представителей крупного бизнеса, академических кругов, исследовательских организаций. Срок его действия — два года. Кроме того, в процессе формирования каждого отдельного плана в помощь Экономическому совету создается ряд комитетов, в состав которых включаются представители различных слоев общества. Проект плана тщательно отшлифовывается в Совете и в его комитетах. Таким образом, обеспечивается прозрачность процесса разработки планов, а также учет групповых интересов предпринимателей и государства. Окончательный проект передается Премьер-министру в форме ответа на полученный от него запрос, и Кабинет министров принимает его в качестве официального экономического плана правительства Японии [90].

ф Основным достоинством индикативного планирования в Японии являет-

4i ся ориентирование предприятий частного сектора экономики на практическую реализацию государственной экономической политики. В соответствии с этим общегосударственные планы экономического развития не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.

Суть модели индикативного планирования в Китае может быть кратко сформулирована следующим образом: это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующих государственной социально-экономической политике, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов с целью достижения указанных параметров.

В современном экономическом словаре словосочетание «индикативное планирование» означает не директивное, ориентирующее планирование на государственном уровне.

Макроэкономическое планирование в Китае основано на сочетании частного и государственного секторов экономик при доминировании последнего. Поскольку деятельность госпредприятий осуществляется в условиях экономической самостоятельности, постольку планирование в Китае носит не директивный, а индикативный характер. Такое понимание близко к современной интерпретации индикативного планирования, рассматривающей его как процесс формирования системы параметров (индикаторов) характеризующих состояние и развитие страны, соответствующее государственной социально-экономической политики.

Второй подход означает, что государство разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства, устанавливает конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры. Тем самым мотивируя заинтересованное участие как предпринимателей так и субъектов в реализации проектов, важных для общества в целом. Заметим, что разрабатываемые обще региональные прогнозы развития формально не объявляются законами, но они ориентируют и мобилизуют отдельные звенья экономической структуры на их выполнение в общенациональных интересах. Таким образом, выявляется основная функция ИН — информационно-ориентирующая, по сути выступающая и как мотивационная[8, с. 49].

Третий подход. В современных условиях субъекты ориентируются на ИП, подстраиваясь под государственные планы. Она включает в себя как ориентирующие показатели (контрольные цифры), имеющие лишь информационное значение для предприятий, отраслей, так и директивные показатели — государственный заказ, лимиты, экономические регуляторы (цены, налоги, процентные ставки)

Четвертый подход. ИП выступает как механизм координации интересов государства и интересов других субъектов экономик. При этом авторы, разделяющие эту позицию, ссылаются на французскую практику, где в рамках ИП правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний. Экономисты отмечают, что переход к ИП позволил на демократической основе координировать позиции государства, бизнеса, делая основной упор на «демократический характер» китайской системы планирования, которая не позволяет государственной бюрократии задавить эффективное функционирование рыночных субъектов. Вместо построения обычной иерархической системы сверху вниз в Китае утверждалось планирование «снизу» базируемое на принципах консультирования и согласования и включающее участие на равноправных началах представителей различных интересов . Вместе с тем плановые показатели не являются не являются директивными, а выступают прежде всего в качестве экономических индикаторов — носителей информации относительно ожидаемой экономической конъюнктуры. Таким образом ИП выступает одновременно выступает институтом рыночного механизма.

Система французского планирования, в отличие от других стран, имеет следующие особенности.

1. Планирование, совместимое с рыночной экономикой

Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.

2. Гибкая и легкая структура для эволюционного планирования

Итак, планирование не только не противоречит условиям рынка, но напротив, благоприятствует его развитию. Планирование вынуждено было непрерывно адаптироваться к глубоким преобразованиям французской экономики по мере ее вовлечения в мировое хозяйство. Поэтому Франция не претендует на обладание какой-то уникальной моделью, но имеет определенный опыт эволюционного планирования.

Такая гибкость, пластичность подразумевает, прежде всего, что Генеральный комиссариат планирования имеет легко изменяемую структуру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: