Исследование систем управления посредством социально экономических экспериментов - ABCD42.RU

Исследование систем управления посредством социально экономических экспериментов

Исследования систем управления посредством социально-экономических экспериментов

В ходе исследования системы управления целесообразно регулярное проведение социально-экономических экспериментов. Социально-экономические эксперименты делятся:

• на пассивные эксперименты, или наблюдения;

• активные, или управляемые, эксперименты.

Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) – метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Пассивный эксперимент позволяет получить различного рода данные, показатели о функционировании орг-и за дост-но продолжительное время:

— параметры объекта исследования, раб. перс., осн. средства, кол-во зем. участков.

Показатели собираются по определеной таблице наблюдения. В таблицу вносятся показатели в соответствии с поставленной целью. Полученные данные, характеризующие сис. упр-я, обрабатываются с различных точек зрения: определяются тенденции, проблемы, которые мешают эффективной д-ти орг-и. Выяснив эти проблемы, вы устанавливаете меры для их устранения: инновации, повышение уровня образования персонала и др.

Активный эксперимент: используется системный анализ и осуществляется мониторинг при введении различных новаций.

Помогает доказать или опровергнуть гипотезу, которую вы сформулировали.

— социометрические тесты, ориентированные на изменение эмоциональное стороны – межличностные взаимоотношения

— моделирование ситуаций: основная задача – выявить мотивацию работников – совокупность факторов, которые побуждают работников к более производственному труду:

— мотивы приобретения (материальных благ)

— мотивы безопасности (стремление избежать наказания)

— энергосбережения (минимальные затраты при максимальном качестве)

Одно из основных требований к сис. упр-я: способность предоставить работнику возможность более эффективно решать задачи в процессе упр-ой деятельности. Проявление человеческого фактора.

От проф. подготовки кадров зависит эф-ть производства: подбор, расстановка, оценка проф. пригодности кадров – важнейшая задача сис. упр-я орг-и.

Тестирование в процедурах исследования менеджмента

Особым методом исследования систем управления, наиболее популярным в современных условиях и достаточно эффективным, является метод тестирования. Оно экономически эффективно и способно приносить материальную выгоду предприятию.

В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них – времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и многие другие.

Тест – это метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок функционирования системы управления. Сфера применения тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.

Большую роль в исследовании систем управления при помощи тестирования играет конструкция теста. Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа “согласен” – “не согласен”) или шкалированные (типа “совершенно верно”, “верно”, “скорее верно, чем неверно”, “трудно сказать” и т. д.). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.

Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам. Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.

В исследовании систем управления при любом психологическом диагностировании на основе выявления психологических свойств личности принимается квалифицированное решение о наличии у испытуемого определенного психологического состояния. При психологическом консультировании в исследовании систем управления, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, квалифицированный психодиагност должен правильно поставить диагноз, оценить суть проблемы, волнующей клиента.

В обоих случаях основными психодиагностическими средствами выступают наблюдение, беседы и тестирование. Тестирование является основным инструментарием практического психолога, специалиста по психодиагностике и находит широкое применение в исследовании систем управления.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 209 ; Мы поможем в написании вашей работы!

17. Исследование систем управления посредством социально-экономических экспериментов.

Охарактеризуйте значение социально-экономического эксперимента и социологических исследований в оценке эффективности системы управления. Опишите, в чем заключаются отличия между активными и пассивными экспериментами. Отразите роль экспертной оценки при проведении социально-экономических экспериментов. Оцените роль исследований при организационном проектировании. Приведите примеры социологических исследований при выявлении запросов потребителя и при решении задач социально — психологического управления коллективом конкретной организации.

Основная литература: [1, 8, 10, 12, 21]

18. Тестирование в процедурах исследования систем управления.

Оцените роль тестирования в прогнозировании развития системы управления. Покажите связь между операциями тестирования и контроля исполнения принятых решений. Назовите способы контроля текущего состояния системы. Охарактеризуйте процедуру оценки эффективности системы мотиваций персонала, выполняемую с использованием процедур тестирования. Приведите примеры оценки квалификации и профессиональной пригодности персонала с использованием вычислительной техники. Обоснуйте возможность использования сетевых технологий для подбора и повышения квалификации кадров.

Основная литература: [1, 8, 10, 12, 21]

19. Диагностика систем управления

Назовите методы исследования, обеспечивающие изучение процессов, происходящих в системе управления. Охарактеризуйте диагностику как элемент стратегического и оперативного управления организацией. Выполните на конкретном примере описание основных признаков, характеризующих состояние системы управления. Опишите, как выполняются диагностические исследования в процедурах упреждающего управления и как осуществляется корректировка системы управления. Назовите необходимые условия для выполнения преобразований в системе. Перечислите основные этапы реализации метода оперативной коррекции.

Основная литература: [1, 8, 10, 21, 22, 26]

20. Научная и практическая эффективность исследований.

Обоснуйте практическую направленность исследований и возможность прогнозирования поведения организации в условиях конкурентной борьбы. Выполните построение решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи. Используйте методы понижения размерности характеристического вектора. Приведите пример нахождения решений, оптимальных по Парето. Выполните построение суперкритерия. Продемонстрируйте использование интервального критерия и агрегирования показателей в многокритериальной задаче. Обоснуйте принципы принятия решений для управляемой системы в целом.

Основная литература: [1, 8, 9, 16, 17, 2312, 21]

8. Вопросы для подготовки к экзамену

Влияние современных тенденций социально-экономического развития общества на деятельность организаций в сфере торговли и услуг.

Роль исследований в решении задач управления.

Научные подходы к исследованиям систем управления (ИСУ).

Функции и задачи управления современной организацией.

Содержание понятий «управление» и «менеджмент».

Задачи исследования систем управления организацией.

Основные компоненты исследования систем управления.

Субъект и объект процесса исследования систем управления

Роль менеджера в процессе исследований систем управления.

Декомпозиция как инструмент анализа в ИСУ.

Структурный анализ в процедурах исследования систем управления.

Особенности анализируемых структур.

Единство процессов анализа и синтеза в ходе проведения ИСУ.

Этапы исследования системы управления.

Алгоритм исследования систем управления.

Прогнозирование поведения системы с использованием моделей.

Оценка соответствия модели реальной системе управления (СУ).

Направления воздействия информационной среды на экономическую деятельность организаций в сфере торговли и услуг.

Виды информационного обмена СУ с окружающей средой.

Средства и способы сбора, обработки, хранения и структурирования информации, необходимой для проведения исследований.

Входные и выходные информационные потоки.

Информационный анализ в процедурах исследования.

Основные направления внедрения новых информационных технологий и средств коммуникации в работу систем управления.

Программные продукты, используемые при решении задач ИСУ.

Концепция и гипотеза исследования систем управления.

Требования, предъявляемые к гипотезам при решении задач ИСУ.

Методы научного предвидения поведения исследуемой системы.

Макро и микро подходы в решении задач ИСУ.

Исследование внешней среды организации (макроподход в ИСУ).

Читайте также  Отчет по практике в Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Исследование внутренней среды организации (микроподход в ИСУ).

Влияние стратегии развития организации на эффективность СУ.

Параметрический и факторный анализ в процедурах исследования.

Уравнение линейной регрессии и его практическая реализация.

Основные принципы группирования факторов внешней и внутренней среды.

Значение функциональных исследований в решении задач управления.

Статические и динамические модели исследования.

Анализ статических и динамических характеристик системы.

Рефлексивное исследование систем управления.

Оценка адаптационных свойств системы управления.

Основные причины, обуславливающие переход организаций к динамическому режиму работы.

Логический аппарат исследования систем управления.

Методы формальной и неформальной логики в ИСУ.

Методы теории графов в исследовании систем управления.

Теория матриц и ее практическое использование в ИСУ.

Экспертные системы в решении задач ИСУ.

Выбор методов анализа в зависимости от цели деятельности организации и цели исследования.

Качественные и количественные методы в решении задач ИСУ.

Активные и пассивные эксперименты при проведении исследований.

Роль социально-экономических экспериментов в ИСУ.

Использование тестирования при оценке профессиональной пригодности персонала.

Объективная причина наличия неопределенности в условиях рынка.

Основные виды неопределенностей и риска.

Методы снижения степени риска.

Диагностика исследуемой системы управления.

Диагностические исследования в процедурах упреждающего управления.

Практическая реализация методов исследования.

Методы построения решающего дерева альтернатив для многокритериальной задачи.

Принципы оптимизации параметров СУ по Парето.

Нахождение области решений, оптимальных по Парето.

Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

Социологические исследования систем управления

Необходимость проведения социологических исследований в системах управления обусловлено тем, что центром этих систем является человек. Основной инструмент социологического исследования – опрос:

При проведении выборочного опроса важно обеспечить его репрезентативность – достигается тем, что каждый сотрудник системы управления организации получает равный шанс попасть в выборку.

Социологические опросы проводятся методами:

Результаты социологических исследований обрабатываются с помощью статистических методов и также проверяются на соответствие нормальному распределению.

Одна из разновидностей социологических исследований – панельные исследования. В этом случае выбираются определённые группы – панель или табло респондентов, проводятся регулярные опросы в течение длительного времени.

По отношению социологических исследований СУ к теории и практике выделяют:

теоретические исследования, обеспечивающие получение новых социальных теоретических знаний об исследуемом объекте;

теоретикоприкладные исследования, использующие теоретико-эмпирические Процедуры изучения и решения социальных про­блем на основе полученных новых знаний;

прикладные исследования, направленные на решение конкретных практических проблем социального характера на основе
имеющихся в социологии подходов.

Каждый из этих видов исследований используется в зависимо­сти от уровня управления и целей.

Наибольший интерес для функционирующих СУ представляют прикладные социальные исследования

Социально–экономическое экспериментирование проводится в системах управления предприятием с целью обработки гипотез по уже известным проблемам, либо выявление проблем, не лежащих на поверхности.

Социально-экономическое экспериментирование — одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного (но близкого к реальному или соответствующего реальному) социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий спектр возможных состоянии системы. При этом методы, используемые при его проведении, являются частью всей совокупности разнообразных методов, применяемых при экспериментальных исследованиях [5].

Социально- экономический эксперимент в системе управления предприятием – это преднамеренное изменение параметров работы системы на длительное время в целях решения какой – либо проблемы.

Социально-экономическое экспериментирование осуществляется в виде активной формы вмешательства в систему управления. Оно позволяет:

• провести социальную диагностику управляющей подсистемы;

• выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;

• оптимизировать социальные и экономические процессы в
системе;

• уменьшить социальные и экономические издержки системы;

• оценить эффективность проведенного эксперимента.

Вместе с тем это очень опасный вид экспериментального вмешательства, так как в нем участвуют люди. Следовательно, в случае негативных исходов эксперимента может пострадать благополучие, здоровье и психика одного человека или даже многих людей. А это­го нельзя допускать в принципе.

Поэтому на проведение социально-экономического экспериментирования необходимо накладывать соответствующие ограниче­ния в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления. Кроме того, следует тщательно подготавливать эксперимент, рассчитывая меру риска, предполагаемых ущербов и других отрицательных последствий, соизмеряя экспериментальные процессы с моралью и нравственностью цивилизованного общест­ва, закладывая страховые решения, предоставляя возможности по социальной и психологической реабилитации участников экспери­ментирования и, в конечном итоге, соблюдая всесторонние право­вые нормы и правила.

Хорошим примером такого экспериментирования являются Хотторнские исследования которые проводились Э.Мейо в XIXв.

На текстильной фабрике в Хотторне стояла проблема низкой производительности труда. Э. Мейо изучил условие труда рабочих и выявил как минимум 4 причины данной проблемы:

1. Неудовлетворительная организация труда рабочих.

2. Наличие особой субкультуры бригады красильщиков.

3. Недостаточная оценка труда.

4. Отсутствие нормативных отличий между работниками и администрацией.

В течение двух лет Мейо ставил эксперимент, в котором были изменены:

1. Освещенности и микроклимата в ценах.

2.Организация работы и заработная плата, был введен бригадный подряд.

3.Принципы общения работников с администрацией.

Результатом Хотторнского эксперимента стала концепция человеческих отношений на предприятии.

Лекция 5 «Формализованные и комплексные методы исследования систем управления»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

14.2. Исследование управления посредством социально- экономического экспериментирования

одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного (но близкого к реальному или соответст­вующего реальному) социально-экономического процесса в системе управле- ния, на основе чего можно получить широкий спектр возможных со­стояний системы.

Социально-экономическое экспериментирование осуществляет­ся в виде активной формы вмешательства в СУ. Оно позволяет:

• провести социальную диагностику управляющей подсистемы;

• выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, груп­пами и между ними;

• оптимизировать социальные и экономические процессы в сис­теме;

• уменьшить социальные и экономические издержки системы;

• оценить эффективность проведенного эксперимента.

Вместе с тем это очень опасный вид экспериментального вме­шательства, так как в нем участвуют люди. Следовательно, в случае негативных исходов эксперимента может пострадать благополучие, здоровье и психика одного человека или даже многих людей. А это­го нельзя допускать в принципе.

Поэтому на проведение социально-экономического экспери­ментирования необходимо накладывать соответствующие ограниче­ния в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления. Кроме того, следует тщательно подготавливать эксперимент, рассчитывая меру риска, предполагаемых ущербов и других отрицательных последствий, соизмеряя экспериментальные процессы с моралью и нравственностью цивилизованного общества, закладывая страховые решения, предоставляя возможности по соци­альной и психологической реабилитации участников экспери­ментирования и, в конечном итоге, соблюдая всесторонние право­вые нормы и правила.

На исследователях-экспериментаторах, проводящих социально- экономические эксперименты, лежит огромная ответственность пе­ред участвующими в экспериментировании людьми и обществом в целом.

СХЕМА ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Рис. 14.1. Укрупненная схема процесса проведения социально- экономического экспериментирования

В 70—80-е гг. в СССР в условиях централизованной плановой экономики на основе исследований и обобщения опыта системного подхода к управлению в экспериментальном порядке более чем на 230 предприятиях различных отраслей народного хозяйства страны был ап­робирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирую­щие построение и функционирование системы управления предпри­ятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный в раз­деле I на одной из моделей, во многом идентичен тем, которые реко­мендовались стандартами для использования.

Читайте также  Право и экономика

Проведение такого крупномасштабного эксперимента является одним из примеров исследования управления на основе социально- экономического экспериментирования.

Это экспериментирование с СУ, базировавшееся на использо­вании стандартизации, способствовало некоторому улучшению тех­нико-экономических показателей работы данных предприятий и по­лучению более высокого экономического эффекта их деятельности. Большинство предприятий признавали, что у них в результате экспе­римента:

• упорядочивалась деятельность управленческих работ;

• рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;

• исключалось дублирование деятельности в аппарате управле­ния;

• в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;

• повышалась творческая активность и расширялись демократи­ческие начала в управлении предприятием;

• повышалась ответственность работников управления и дисци­плина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов

К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функ­ционировании СУ на основе стандартизации относили:

• непонимание многими специалистами необходимости созда­ния таких систем;

• недостаточную активность руководителей предприятий;

• существование «психологического барьера», мешавшего отка­заться от традиционно сложившихся форм и методов управления;

• недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;

• отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации); только у 28% предприятий, внедрявших системы, эта работа поруча­лась специализированным подразделениям по вопросам совершенст­вования управления, а в остальных случаях данными работами зани­мались подразделения, косвенно относящиеся решению проблем управления;

• сложность существующего административного порядка изме­нения на предприятии ОСУ;

• отсутствие в административно-командной системе заинтере­сованности и существенных стимулов у работников в работах по совершенствованию управления.

Главными недостатками при этом были те, которые присущи централизованной планово-распределительной экономике.

Тем не менее необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, а затем и в обобщенных рекоменда­циях, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.

Другим примером крупномасштабного социально-экономи­ческого экспериментирования на уровне страны при переходе от плановой экономики к рыночной служит так называемая «шоковая терапия», которая реализовывалась в России с 1992 г. Ее результа­том, как известно, стали повсеместная денационализация предпри­ятий и организаций, резкое падение отечественного производства и другие негативные последствия для большинства работников мно­гих отраслей национального хозяйства и населения в целом.

В качестве примеров можно привести также эксперименты, свя­занные с рационализацией и перераспределением управленческих функций между менеджерами высшего, среднего и низового звень­ев управления и соответствующим сокращением персонала управ­ления, внедрением более производительных ТСУ и др.

Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

6. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

Социально-экономическое экспериментирование – одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий спектр возможных состояний системы.

Социально-экономическое экспериментирование позволяет:

провести социальную диагностику управляющей подсистемы;

выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;

оптимизировать социальные и экономические процессы в системе;

уменьшить социальные и экономические издержки системы;

оценить эффективность проведенного эксперимента.

Особенность социально-экономического экспериментирования в том, что это очень опасный вид экспериментального вмешательства, т.к. в нём участвуют люди. Поэтому накладываются соответствующие ограничения в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления.

Кадровое обеспечение социально-экономического экспериментирования исследователи-экспериментаторы и люди участвующие в эксперименте.

Организация эксперимента проходит по общей схеме.

формирование цели и постановка задач;

принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;

сбор и анализ априорной информации;

принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;

проведение социально-экономического экспериментирования;

обработка, анализ и интерпретация апостериорных данных;

принятие решения по результатам социально-экономического экспериментирования.

Примерами социально-экономического экспериментирования в России и СССР может служить «шоковая терапия» 1992 г., апробирование комплекса стандартов на управление промышленными предприятиями в 70-80 гг.

Опыт экспериментирования в управлении производством говорит об эффективности социально-экономического экспериментирования. Эксперимент показал, что в результате:

упорядочивалась деятельность управленческих работ;

рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;

исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;

позитивное изменение ОСУ;

повышается творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием.

7. Тестирование в исследовании систем управления

С некоторых пор тест стали применять для исследования реальных систем управления. Особенно популярным стало тестирование в сфере образования. В управлении при помощи тестов исследуют проблемы, связанные с определением квалификации и аттестации персонала, распределение функций управления и ресурсов, выбором стиля управления. Это т.н. натурное тестирование. Примеры: апробация опытных нормативов по труду на рабочих местах, специально организованная дозированная утечка управленческой информации, позволяющая прозондировать ответную реакцию и др. Особенно глубокой подготовки требует широкомасштабное натурное тестирование, когда необходимо предусмотреть ответственность организаторов, учитывать допустимость рисков, возможность негативных последствий, в частности социального, экологического и материального ущербов.

В зависимости от сферы деятельности человека тест представляет собой:

удовлетворяющую критериям исследования эмпирико-аналитическую процедуру;

комплекс высказываний, позволяющий объективно отразить реально существующие отношения между людьми, их свойства, признаки и количественные параметры;

метод изучения глубинных процессов деятельности человека, основывающийся на его высказываниях или оценках факторов функционирования СУ;

искусственное строго дозированное воздействие, направленное на объект в процессе проводимого эксперимента и позволяющее по ответной реакции исследовать его состояние и всей СУ.

Конструктивно тесты в зависимости от их предназначения могут быть заданы и спроектированы в различной форме. В общем случае тест может рассматриваться в рамках:

искусственно созданного воздействия испытательного характера;

ответной реакции объекта испытания.

К основным правилам формулирования искусственно созданных воздействий испытательного характера следует отнести:

позитивность и негативность высказываемых суждений;

отсутствие намёка на ожидаемый ответ;

Обработка и оценка результатов тестового исследования проводится в соответствии с принципом контроля и установления соответствия между значениями входных и выходных параметров, испытуемой системы при выполнении ею различных функций и на различных режимах управления. Надежность теста определяется его качеством и, прежде всего точностью измерения. Требования надёжности устанавливаются в зависимости от целей и задач тестирования. Проверка надёжности осуществляется, как правило, параллельным или повторным тестированием объекта исследования. Проверка надёжности может осуществляться методами корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: