Концентрация и монополизация в экономике - ABCD42.RU

Концентрация и монополизация в экономике

Концентрация производства и монополизация

Известно, что концентрация и монополизация тесно связаны между собой. Но из этого вовсе не следует, что концентрация обязательно приводит к появлению фирмы-монополиста или группы фирм-монополистов и возникновению олигополии.

Монополия – тип структуры рынка, для которого характерны следующие особенности:

Одна фирма и много покупателей, то есть на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству мелких, действующих независимо друг от друга покупателей;

Отсутствие товаров-заменителей, то есть товаров, близких продукции монополиста;

Блокировка входа на рынок таким образом, что вход новых фирм на рынок невозможен.

Различают три вида монополий:

Закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограниченной (чаще всего это государственная монополия);

Естественная, необходимая в связи с тем, что без такой монополии нельзя достигнуть эффективного использования ресурсов;

Открытая, когда одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Таким образом, монополия может быть создана законодательно, в пользу государства, государственного предприятия или частного лица (табачная монополия, монополия на алкогольные напитки, взрывчатые вещества) или может быть защищена законом (патент на изобретение), или иметь естественную основу, если предприятие обладает всем добываемым продуктом природы.

В странах с развитой рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью предотвращения появления предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало то, что к концу 60-х годов в этих странах сложилась целая система показателей статистики рыночной концентрации, которая систематически публикуется в печати. Из этой системы показателей наиболее распространение получил показатель доли фиксированного числа предприятий. Так, по германскому антимонопольному законодательству монопольное положение фирмы или группы предприятии на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. США в течение нескольких десятилетий применялся показатель доли 4-х крупнейших предприятий. Однако доля фиксированного числа предприятий имеет один недостаток – этот показатель характеризует не всю совокупность предприятия на рынке и его структуру, а только позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получил другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля-Гиршмана (НН1).

В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г. является первым в истории современной России антимонопольным законодательным актом. Закон должен способствовать созданию благоприятных условий для добросовестной конкуренции и конкурентной среды.

В целях проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства в законе предусмотрено образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделение их рядом властных полномочий. Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, направлены на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым понятием является «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» совпадают. В соответствии с законом для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем в соответствие Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.

Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм. Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.

В настоящее время в отечественной экономике ныне проводят оценку состояния концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых странах. Для этого определяют:

коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ;

индекс Герфиндаля—Гиршмана (НН1), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

где Хi — доля i-го хозяйствующего субъекта в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли), %;

n – число хозяйствующих субъектов отрасли, действующих на рынке;

Величина НН1 варьирует в пределах от 0 (полная деконцентрация) и до 10000 (абсолютная монополия – 100% рынка).

Для оценки концентрации используются следующие критериальные значения:

1. Нормальная концентрация: СR3 70%, НН1 > 2000 – слабая конкурентная среда.

Важнейшими показателями концентрации производства являются также коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе, которые не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

В результате анализа показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку и оценивается наличие и степень развитости конкуренции в отрасли.

Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства. Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности, очем свидетельствуют данные таблицы 1.

Таблица 1 – Предприятия, занимающие доминирующее положение в отраслях промышленности России

В то же время исследования, проведенные Государственным комитетом по антимонопольной политике, показывают, что монополий национального масштаба, т.е. предприятий, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного и в основном это так называемые «технологические монополии»: военно-промышленный комплекс, газодобыча, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт, почта и др. Для России более характерны следующие модели:

локальный (региональный) монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Это – предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, (свеклосахарной, масложировой, например, на Кубани) или по обслуживанию населения в отдельных районах страны.

олигополия— наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение, например, производство легковых автомобилей; высококачественных кондитерских изделий, шампанских вин и т.п.;

наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров, например, концерн «Газпром», РАО «ЕЭС».

деконцентрированные отрасли, например, ряд отраслей пищевой и легкой промышленностей.

Действующее антимонопольное законодательство в России, только формируется. Это законодательство имеет ряд недостатков, в частности:

  • не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих стран рыночной экономики;
  • отсутствие утвержденного показателя доли продаж на региональном рынке для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не позволяет объективно выявить фирму–монополиста;
  • не учтен в достаточной мере степени опыт развитых стран в области антимонопольного законодательства.
  • недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
  • отсутствие четкой ясности по санкциям к предприятиям-монополистам и выхода их из этого состояния;
Читайте также  Модель рыночной экономики американская, японская, немецкая, шведская, французская, южнокорейска

Создание и использование действенного антимонопольного законодательства являются основой для здоровой конкуренции и на этой базе повышения эффективности функционирования субъектов рыночной экономики в России.

Заключение

В каждой отрасли промышленности размер предприятий должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и рядом других факторов, связанных с размещением предприятия.

Под оптимальными размерами производства в промышленности следует понимать такие, которые обеспечивают выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом приведенных затрат и максимально возможной эффективностью.

Концентрация производства в условиях доперестроечного периода развивалась быстрыми темпами и по числу крупных предприятий наша страна занимала первое место в мире.

Концентрация производства имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества — это в основном возможность концентрации средств для развития производства и социальной сферы; недостатки — неспособность к быстрой перестройке производства на выпуск новой техники и диктат цен. Несмотря на это, концентрация в тот период сыграла свою положительную роль. Быстрыми темпами развивались отрасли промышленности, создавались новые отрасли, например, такие, как электронная, радиотехническая, атомная, космическая и др.

В условиях перестройки управления экономикой, перехода к рыночным отношениям концентрация постепенно утрачивает свои преимущества. Основное значение в условиях рынка приобретает, например, перестройка производства на другой вид продукции. В новых условиях хозяйствования российской промышленности необходимы структурная перестройка, дифференциация крупных предприятий, создание малых предприятий, способных быстро перестраиваться на выпуск новых изделий, осваивать и производить новую технику, решать вопросы занятости населения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение концентрации производства.

2. Какие виды концентрации вы знаете?

3. Что понимается под оптимальным размером предприятия

4. какие показатели используют в качестве критерия оптимальности размера предприятия

5. Что должен обеспечивать минимально-допустимый размер производственной мощности предприятия

6. назовите внутрипроизводственные факторы, оказывающие влияние на размер предприятия

7. Перечислите внепроизводственные факторы, оказывающие влияние на размер предприятия

8. Что такое размер предприятия

9. Назовите критерии для определения размера предприятия

10. Как рассчитывается зона безопасности

11. Как определяется безубыточный объем продаж в натуральных и стоимостных измерителях

12. Что характеризует порог рентабельности

13. Как взаимодействуют крупные и малые предприятия в воспроизводственном процессе?

14. Как государство в России и за рубежом поддерживает развитие малого предпринимательства?

15. Дайте определение монополии.

16. Какие виды монополий существуют?

17. Поясните, что такое антимонопольное регулирование?

18. Какую степень концентрации следует признать нормальной?

Заместитель начальника кафедры УиИМК

полковник внутренней службы А.В.Мартышевская

Концентрация и монополизация в экономике

4.4. концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 60-х годов на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.

Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий.Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации — доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., является первым в истории России антимонопольным законодательным актом. В развитии экономики России этому закону отводится важная роль, поскольку без появления и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности предприятий невозможен переход к рынку. Закон призван способствовать созданию благоприятных условий для конкурентной среды.

Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделил их рядом властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды санкций.

Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» употребляются как синонимы.

В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.

В дальнейшем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Наиболее важным нововведением является уточнение критериев, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка (раньше было 35% и более). Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.

Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены в качестве нижней планки, т.е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.

Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

Читайте также  Отчет по производственной практике в строительной фирме 2

,

где Н — число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

— доля 1-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).

1. Нормальная концентрация CR 3 70%, HHI > 2000.

Вывод: слабая конкурентная среда.*

* См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ)//Вопросы экономики. — 1995. -№ 11.

По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции.

При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 4.1.

Число предприятий-монополистов, включенных в федеральный раздел государственного реестра объединений и предприятий-монополистов, составило: 1993 г. — 547, 1994 г. — 499, 1995 г.-487,1997 г.-265.

Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение и цветная металлургия.

Предприятия, занимающие на рынке доминирующее положение в 1997 г*

Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь; методы определения уровня монополизации и пути её преодоления

Концентрация производства: сущность, формы, показатели оценки уровня, эффективность

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях, что способствует повышению эффективности производственной деятельности от концентрации производственных мощностей за счет снижения издержек на производство, что дает возможность более гибкого ценообразования и конкурентные преимущества для предприятий в целом.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

1) концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

2) концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

1) объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

3) удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

4) удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

5) удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

6) удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Концентрация и монополизация в экономики, их взаимосвязь; методы определения уровня монополизации и пути ее преодоления.

Концентрация и монополизация, как явление в экономике, тесно связаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия – монополиста или группы предприятий – монополистов.Концентрация- это сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона; часто вызывается производственной необходимостью, сопровождаемой снижением издержек за счет концентрации. Важный момент- оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.Наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

С целью создания нормальных условий для развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т.е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство.

Под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистической деятельностью являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов может выражаться в следующем:- злоупотреблении доминирующим положением на рынке;- совершении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Монополистической деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их доминирующего положения на рынке определенного товара, которые приводят или могут привести к следующему: установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);недопущению, ограничению или устранению конкуренции и ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов иными способами, в том числе путем координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций.

В исключительных случаях указанные согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена законами.

26. Специализация производства: сущность, формы, показатели уровня и экономическая целесообразность.

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, в отдельных организациях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

1.Предметная – предприятия специализируются на производстве определенного вида продукции.

2.Подетальная – сосредоточение производства опред сборочных единиц или отд деталей готовых изделий на отд предпр..

3. Технологическая – ограничение производства определенными стадиями технологического процесса.

а) основа для механизации и автоматизации производства;

б) способствует производству продукции более выс качества;

в) больше возможностей для применения более производительной техники и технологии;

Недостатки специализированных предприятий:

а) монотонность в работе

б) большая зависимость от поставщиков и покупателей;

в) подверженность малым конъюнктурным колебаниям;

Для оценки уровня специализации производства могут быть использованы следующие показатели:

– уд. вес основной продукции в общем объеме производства;

– уд. вес стандартизированных, унифицированных узлов, деталей, агрегатов в общем объеме изготовляемой продукции;

– уд. вес покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов в их общ объеме или в объеме изготовляемой продукции;

– количество классов, видов и разновидностей продукции.

Для определения экономической эффективности специализации производства используется показатель условно-годовой (сравнительной) экон эффективности специализации

где А2 – годовой объем выпуска продукции (фактический) после проведения специализации; Тр1 и Тр2 – транспортные расходы по доставке готовой продукции до и после специализации; С1 и С2 – себестоимость единицы продукции до и после специализации.

4.4. концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

4.4. концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь

Давно известно, что концентрация и монополизация как явления в экономике тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.

В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 60-х гг. на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 73 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — V общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.

Читайте также  Банки как субъекты налоговых отношений, особенности их налогообложения

Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля-Гиршмана (ИНТ).

где п — число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

X2 — доля /-то хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцент-рация) до 10 000 (абсолютная монополия).

1 Нормальная концентрация CR 3 70%, HHI > 2000. Вывод: слабая конкурентная среда’.

Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах мира.

В настоящее время в РФ для оценки состояния концентрации производства используются следующие показатели:

доля одного предприятия в объеме реализованной продукции на рынке, %;

доля трех, четырех, шести, восьми организаций в объеме реализованной продукции на рынке, %.

Кроме этого, организации, занимающие на рынке доминирующее положение (более 35%), заносятся в специальный реестр и находятся под особым контролем государственного органа по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Официальные статистические данные о состоянии концентрации производства по отраслям промышленности в динамике приводятся в табл. 4.1, а о количестве организаций, занимающих на рынке доминирующее положение, — в табл. 4.2.

Из этих данных следует, что наибольший уровень концентрации производства имеет место в таких отраслях промышленности, как нефтеперерабатывающая и нефтедобывающая, черная и цветная металлургия.

С целью создания нормальных условий для функционирования развития всех субъектов хозяйствования и прежде всего для свободной конкуренции между участниками экономических отношений государство должно управлять уровнем монополизации экономики, т. е. должно быть создано эффективное антимонопольное законодательство. Основные принципы антимонопольного законодательства в РФ нашли отражение в двух важнейших законодательных актах: в Конституции РФ и в Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

1 См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ) // Вопросы экономики. 1995. № П.

Т а б л и ц а4.1

Концентрация производства по отраслям промышленности

Удельный вес объема промышленной продукции, выпускаемой крупными организациями %

Концентрация и монополизация

Опережающий темп развития отраслей тяжелой промышленности способствовал росту крупных предприятий, которые в начале XX в. стали преобладать в структуре промышленности Германии. За последние 20 лет XIX в. количество крупных предприятий (более 1000 рабочих) в Германии выросло в четыре раза. В 1850 г. в каменноугольной промышленности в среднем на одну шахту приходилось 62 лица, а в 1910 г. — 2131 лицо. В металлургической промышленности количество рабочих на одну домну увеличилась в 32 раза, а годовая продукция — в 263 раза. Такие сдвиги вели к существенной концентрации производства и капитала, следовательно, к монополизации.

Процесс образования монополий ускорился в начале XX ст., особенностью его было создание преимущественно картелей і синдикатов. В начале Первой мировой войны число их в Германии достигло 600.

Поскольку промышленность не имела достаточных накоплений и нуждалась в дополнительных средств, крупные банки установили с ней тесные взаимосвязи: контролировали промышленные фирмы, которым были предоставлены долгосрочные кредиты, способствовали их укреплению. Значительная роль банков в создании монополий в Германии была особенностью монополизации производства страны. Происходили изменения в самой банковской системе. Наряду с концентрацией по интересам, когда банки объединялись для проведения отдельных операций по финансированию, с 80-х годов большее распространение получила территориальная концентрация, которая заключалась в сосредоточении крупных коммерческих банков в Берлине. В начале XX в. в Германии функционировало пять мощных групп, которые охватывали 58 коммерческих банков. У них оказался 71% собственного капитала всех банков страны. Каждую группу возглавлял крупный коммерческий банк — Немецкий, Дрезденский, Торгово-промышленный, Учетное общество, Шафгаузенський банковский союз.

Крупные коммерческие банки в начале XX в. пытались организовать и расширить зарубежные деловые связи. их зарубежная деятельность развивалась в таких направлениях: эмиссия зарубежных государственных займов, кредитование экспорта и импорта, поддержка промышленных предприятий за рубежом. За 12 предвоенных лет вывоз капитала из Германии вырос в 3 раза, тогда как из Англии и Франции — в 1,5 раза. Англия направляла свои капиталы главным образом в колонии, Франция — в Россию и страны Европы в форме заемного капитала. Германия, которая не имела значительных колоний, равномерно распределяли вывоз капитала между Європою и Америкой. Она экспортировала капитал туда, где были благоприятные рынки для немецкой промышленности. Причем для немецкого капитализма характерным было проникновение и в развитых промышленных стран.

Концентрация капиталов коммерческих банков и усиление их власти ограничивали непосредственные контакты с производственной сферой и торговлей Немецкого центрального банка. Главный эмиссионный центр страны сосредоточился на операциях по регулированию денежного обращения, поддержания стабильности национальной валюты.

Активная деятельность коммерческих банков повлиял также на деятельность бирж. Поручения клиентов по операциям с ценными бумагами теперь выполнялись банками. На бирже ценные бумаги попадали только через банки, которые существенно влияли на формирование биржевой политики.

С конца 70-х годов в экономической политике Германии состоялся поворот от свободной торговли к протекционизму. Высокие пошлины были призваны защитить национального производителя на внутреннем рынке и способствовать установлению монопольных цен. С образованием в 1880 г. Высшего экономического совета, которая занималась разработкой законопроектов и уставов, вмешательство государства в экономическую жизнь росло. Проведенная в 1896 г. реорганизация торговых палат расширила их роль в развитии промышленности и торговли. Был принят новый торговый устав. Государство стимулировало синдицирования промышленности.

Однако глубокие диспропорции и противоречия, обусловленные быстрыми темпами развития монополистического капитализма не на расчищенном от докапіталістичних отношений почве, узость внутреннего рынка (заработная плата рабочих была ниже, чем в Англии и СЕНА), отсутствие широких колониальных владений (в 12 раз меньше, чем в Великобритании, в 5 раз — чем во Франции), рост финансовой мощи и накопление избыточного капитала» толкали Германию к экспансии, энергичного проникновения в другие страны и чужих колоний. Развивая «мирную» экспансию, кайзерівська Германия усиленно готовилась к переделу мира (колоний). Началась милитаризация экономики.

Основные термины и понятия

Кропери, пеонаж, прогрессивный налог, пошлина, страховая компания, финансовый капитал, промышленный капитал, контрибуция, эмиссия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: