Макроэкономические учения и школы - ABCD42.RU

Макроэкономические учения и школы

История макроэкономических учений

Вы будете перенаправлены на Автор24

История возникновения макроэкономического учения

Макроэкономические учения возникли в 20 веке, однако их корни уходят более чем на два столетия назад. Первые попытки описания макроэкономических закономерностей были предприняты представителем французской школы Ф. Кенэ. В своей работе «Экономические таблицы» он попытался проанализировать общественное воспроизводство с позиции установления некоторых пропорций баланса между элементами общественного продукта в натуральном и стоимостном выражении. По мнению Кенэ, источник богатства – это не просто земледельческий труд, а превышение произведенного товара над потребленным. Данное понятие опровергает меркантилистское учение о создании богатства посредством обмена.

Впервые термин «макроэкономика» был употреблен в собственной статье известным норвежским ученым, основоположником эконометрики Рагнаром Фришем. При этом большая часть основных аспектов макроэкономических учений принадлежит представителю Кембриджской школы Дж. Кейнсу.

Зарождение макроэкономики как науки произошло относительно недавно. До 1930-х годов не существовало даже термина «макроэкономика». В период с 1940 по 1980-й год происходила консолидация данного научного направления, а с 1980 года началось плодотворное развитие макроэкономической мысли.

Рассмотрим развитие ранних представлений о макроэкономике.

Возникновение меркантилизма и марксизма. Меркантилизм зародился в 15 веке, для данного течения характерно рассмотрение проблем увеличения денежного обеспечения при помощи государственного вмешательства в экономическую систему, поддержания торгового баланса. Экономические учения К. Маркса подразумевали развитие новых понятий, таких как отношения на производстве, прибавочная стоимость, производство простого и расширенного типа.

Австрийская школа, в ходе развития которой исследователями подчеркивалась роль самоорганизующейся силы ценового механизма рынка.

Развитие классической школы. Данный период связан «принципом невидимой руки» Адама Смита. Сторонники классической школы в качестве основной проблемы экономики выделяли ограниченность ресурсов. К представителям классических макроэкономических учений относятся А. Маршалл, А. Пигу и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Период «кейнсианской революции» и становление современной макроэкономики. Основание кейнсианской экономической школы произошло в 1936 году вместе с публикацией Дж. Кейнском своей книги «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс показал, что в рыночной системе не может быть только лишь совершенной конкуренции, он являлся сторонником смешанной экономики.

Периоды развития макроэкономики, протекающие во второй половине 20-го века, показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Становление макроэкономики во второй половине 20-го века. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Существует и другое деление развития макроэкономических учений:

  1. Для первого этапа характерна демократизация, осуществляемая после Первой мировой войны, которая сыграла существенную роль при становлении макроэкономической теории в качестве системы знаний.
  2. На втором этапе появляется неокейнсианство.
  3. Для третьего этапа характерно изучение и рассмотрение макроэкономики в качестве отдельного направления и раздела экономической теории.
  4. Четвертый этап связан с мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов, когда произошел крах финансовой системы мира. Многие ученые стали изучать возможные причины образования данного положения, возникли споры о рациональности проведения ключевых макроэкономических политик.

Основные школы, возникшие в процессе развитии макроэкономики

В процессе развития макроэкономических учений сложились классическая и кейнсианская школы.

Приверженцы классической школы полагали, что свободные рынки самостоятельно могут привести экономику к равновесному состоянию на рынке труда и рациональному распределению ресурсов, поэтому государство не должно вмешиваться в экономику.

Кейнсианская школа основывалась на наличии некоторой ценовой негибкости и несостоятельности механизма рынка с позиции достижения макроэкономического равновесного состояния. Данное положение относилось к отсутствию равновесия на рынке трудовых ресурсов, и поэтому рыночному механизму требуется государственное вмешательство в форме стабилизационной политики. Данная модель, адекватно описывающая экономику, широко применялась до 1970-х годов. Возникновение новой проблемы в 1970-х годах, а именно, сочетания стагнации экономики с высокой инфляцией, обусловило развитие Кейнсианской контрреволюции, когда большинство видели причину сложившейся ситуации в активном государственном вмешательстве в экономический механизм. Пересмотр классической концепции привел к появлению доктрины монетаризма.

Монетаризм основан на том, что денежное предложение в экономике – это главный критерий ее развития. По монетарному правилу экономика находится в стабильном состоянии и функционирует при полной занятости ресурсов, при условии, что денежное предложение имеет постоянную скорость изменения. У монетаристов часто возникают споры с представителями кейнсианства по вопросам эффективности осуществления фискальной и монетарной политик. Первые считают проведение фискальной политики неэффективным.

Задачи современного макроэкономического регулирования

Современная макроэкономика находится в тесной связи с экономической политикой, проводимой государством. Поэтому макроэкономические учения направлены не только на выяснение закономерностей экономического развития, но и на обоснование экономической политики государства, направленной на поддержание стабильного роста, снижение безработицы, снижение уровня инфляции и другие.

Выделяют следующие основные цели современного макроэкономического регулирования:

  • Развитие национального производства на высоком и устойчивом уровне, результатом которого выступает рост ВВП;
  • Обеспечение высокого уровня занятости населения;
  • Обеспечение стабильного уровня цен;
  • Достижение справедливости при распределении доходов;
  • Направленность на сбалансированную внешнеэкономическую деятельность.

Поставленные цели достигаются при осуществлении регулирования функционирования всех составляющих экономической системы, которое реализуется как на уровне фирм, так и на уровне национальной экономики.

Основные макроэкономические школы

В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики.

1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость. Решающее значение имеет совокупный спрос, государство, воздействуя на совокупный спрос, может обеспечить полную занятость, проводя антиинфляционную политику.

2. Монетаристы во главе с М. Фридменом решающее значение в воздействии государства на экономику отводят управлению денежной массой, исходя из того, что предложение денег должно быть равно спросу на них. При устойчивости денежной системы рыночный экономический механизм обеспечит полное и эффективное использование ресурсов.

3. Теория экономики предложения (Дж.Мут, А.Лаффер и др.) исходит из того, что рост совокупного предложения вызывает рост доходов и совокупного спроса. Поэтому политика стимулирования спроса порождает инфляцию. Для стимулирования предложения главным образом необходимо снизить предельный уровень налоговой ставки (на производителя).

4. Теория рациональных ожиданий (новая классическая школа) (Р.Лукас, Н. Уоллес и др.) рассматривает как активный фактор макроэкономики ожидания агентов. Эти ожидания могут быть адаптивными, в соответствии с которыми, рыночные агенты опираются в своих решениях на события, имевшие место в прошлом, и рациональными. В соответствии с последними, рыночные агенты имеют возможность пользоваться всей доступной информацией, понимают как ведет себя экономическая система и способны принимать оптимальные решения. Они могут предвидеть последствия принимаемых правительством решений и нейтрализовать их, если эти решения противоречат их интересам. Предполагается, что если агенты и ошибаются, то они способны корректировать, с учетом опыта, свои оценки и поведение.

5. Новая институциональная теория (Р.Коуз, Д.Норт, Дж.Бьюкенен, и др.) исходят из того, что индивидуальный выбор, как основа принятия решений на рынке совершается индивидами при неполной информации в рамках действующих институтов (правил, ограничивающих поведение экономических агентов). Совокупность основополагающих социальных, политических, юридических правил образуют институционную среду, которая определяет развитие экономики. Решающее значение имеют права собственности, транзакционные издержки. Четкое определение прав собственности и их защита обеспечивают эффективное распределение и использование ресурсов без вмешательства государства. Принимая политические решения, граждане совершают выбор, прежде всего относительно объема и структуры общественных благ. Чем значительнее их объем, тем больше налоговое бремя. В условиях преобладающей демократии у политиков имеются значительные возможности манипулировать мнением избирателей, используя группы давления, лоббизм, политическую ренту и др. Вывод: чем масштабнее вмешательство в экономику, тем выгоднее меньшинству; чем развитее рыночная конкуренция, тем выгоднее большинству избирателей.

Читайте также  Роль маркетинга в экономическом развитии страны

6. Неолибералы (В.Ойкен) выделяют два идеальных типа хозяйства — централизованно управляемое и меновое. Централизованная экономика заведомо неэффективна, так как центральный регулирующий орган не располагает надежной информацией и инструментами для воздействия на экономику. Меновая (рыночная) экономика порождает монополию, чрезмерную дифференциацию доходов и др. Поэтому государство должно защищать конкуренцию проводя «политику конкурентного рыночного порядка». Применительно к странам с переходной экономикой это означает, что государство должно целенаправленно формировать конкурентную экономику, рыночную инфраструктуру, проводя в то же время действенную социальную политику

Сводная таблица «Основные экономические школы»
учебно-методический материал по экономике (11 класс) по теме

В таблице представлены основные экономические школы 17-20 вв, их представители, произведения, ключевые идеи. Материал может быть полезен на вводных уроках экономики и при подготовке к олимпиадам.

Скачать:

Вложение Размер
ekonomicheskie_shkoly.docx 48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Основные экономические школы

Экономические теории и школы XVIII-XIX веков

Меркантилизм XV—XVIII вв

Антуан де Монкрентьен

Трактат о политической экономии 1615 г

Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией

1.Общественное богатство производится только в торговле, поэтому правительство должно всячески поддерживать своих производителей – протекционизм; поощрение экспорта

2. Меркантилисты исходили из положения, что главенствующую роль в экономике, в создании прибыли, играет сфера обращения, а богатство нации заключено в деньгах.

3. Накопление благородных металлов, золота и серебра, меркантилисты рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства.

французская школа экономистов второй половины XVIII в, основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Анн Тюрго, Визер

1.Общественное богатство производится в сельском хозяйстве.

2. Единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу

XVIII века — 30-х гг. XIX века.

Адам Смит ( трудовая теория стоимости; меновая и потребительская стоимость )

Исследование о природе и причинах богатства народов

Начала политической экономии

1.Классики считали, что в экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании.

2.Рикардо считал «закон стоимости» фундаментом, на котором строится вся политэкономия. Труд – единственный источник богатства, труд лежит в основе стоимости (цены товара)

3.Экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов

Марксистская теория сер.XIX

1.Основа развития общества — материальное производство

2. Теория прибавочной стоимости : ПС (производительные силы) = СП (средства производства =предмет труда + орудия труда)+РС (рабочая сила) + Д (деньги) ПРОИЗВОДСТВО = Т Д (новая стоимость, которая значительно выше стоимости рабочей силы, разница между ними — ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ )

3. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего

Томас Мальтус 1766-1834

Очерк о законе народонасе-

1.Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

2.Народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

3. Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод)

Маржинализм — школа предельной (marginalisme, от лат. margo (marginis) — край ) полезности

70-е гг. XIX века

Основания политической экономии

Капитал и прибыль

Теория политической экономии

Элементы чистой политической экономии

1.Дали объяснение стоимости с точки зрения психологии покупателя .

2. Они пришли к заключению, что потребительский выбор зависит от степени значимости приобретаемого блага для данного потребителя, уровня насыщенности и количества этих благ, возможности их воспроизводства.

3. Острота нужды в том или ином благе неодинакова, существует своего рода иерархия потребностей

4. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

В 1890 году вышла книга Принципы политической экономии

1.Концепция равновесной цены,

2. Обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою, «компромиссную» теорию цены.

Историческая школа (возникла в Германии, но выделяют английскую, французскую)

Национальная система политической экономии

Протестантская этика и дух капитализма

Направление в экономической науке, главными положениями которого являлись: 1.Изучение истории и специфики национальных хозяйств;

2. Выделение неэкономических факторов, влияющих на развитие экономики: географическое положение, климат; особенности менталитета; вера особенности исторического развития; особенности культуры; особенности психологии.

3. Анализ конкретных экономических ситуаций в различных странах, а не разработка экономических теорий

Вебер: Погоня за благосостоянием считалась признаком не греховных жадности или честолюбия, но нравственности и праведности. Вебер называл это «духом капитализма»

Современные экономические школы

30-е годы XX в и до наших дней

Общая теория занятости, процента и денег

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг.

3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

Институционалисты 70-е гг XXв

1. «Общество изобилия»

2.«Экономическая теория и цели общества»

Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды.

2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

50-е гг XX и до наших дней

(Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

1. «Роль монетарной (денежной) политики»

2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики

2. Монетаристское правило : денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции

3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.

4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная таблица слов, которые учащиеся должен усвоить активно и пассивно.

Презентация рассказывает об основных экономических школах от меркантилистов до Кейнса, содержит глоссарий.

Материал представляет интерес как для начинающих педагогов — психологов, так и «стажистов». Модель деятельности социально — психологического сопро.

Актуальность муниципальных концертов с участием учащихся школ г. Рыбинска определяется потребностью современного общества в организации творческой жизни подрастающего поколения в культурной среде.

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста.

Сводная таблица участия учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках рисунков, конкурсах по анимационным фильмам преподавателя.

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац.

Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Возникновение макроэкономической теории
2. Предмет макроэкономики
3. Логическая модель макроэкономики

1. Возникновение макроэкономической теории

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е — 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.
Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.
Кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов XX века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.
Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на
основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

2. Предмет макроэкономики

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.
Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

  • определение объема и структуры национального продукта и НД;
  • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;
  • анализ природы инфляции;
  • изучение механизма и факторов экономического роста;
  • рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
  • исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
  • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро– и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой . Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.
Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

  • он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;
  • в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;
  • расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

3. Логическая модель макроэкономики

Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

  • Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.
  • Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.
  • Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.
  • Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:

  • фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;
  • государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;
  • фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);
  • государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);
  • государство вступает в кредитные отношения с заграницей.

Макроэкономика использует широко различные модели.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.

Взгляды представителей основных школ на макроэкономические процессы

Классическая школа господствовала в экономической теории до 30-х гг. ХХ в. В связи с тем, что до этого периода макроэкономика не сформировалась как целостная наука, в ней нет единой концепции, нет одного выразителя идей.

Исследования и интерпретацию отдельных вопросов и макроэкономических проблем можно найти в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Л. Вальраса. В целом это направление представляет ортодоксальную классику. В наиболее систематизированном виде эта концепция представлена в книге А. Маршалла «Принципы экономической теории» и в работах других представителей кембриджской школы. Наиболее последовательны в продолжении традиций классической школы неоклассики.

Основные идеи этой школы следующие:

F Экономика по своей сути — экономика совершенной конкуренции. Проявления несовершенной конкуренции — явления случайные и не меняют ни сути, ни характера экономической природы.

F Экономика всегда находится в равновесии. Неравновесие носит случайный характер, экономика сама преодолевает его. Основой для восстановления равновесия служит закон Сэя, согласно которому предложение порождает спрос. Поэтому изменения предложения вызовут изменения спроса, и экономика вновь возвратится в равновесное состояние.

F Все факторы производства задействованы полностью. Объем предложения находится на потенциальном уровне.

F Объем предложения определяется только наличными факторами производства. Все факторы взаимозаменяемы.

F В силу того, что экономика является саморегулируемой, влияние государства на нее должно быть минимальным.

F Государство снабжает экономику бумажными деньгами, собирает налоги для формирования собственной финансовой базы.

F Экономика является саморегулируемой. Ее встроенными стабилизаторами являются: — заработная плата;

Встроенные стабилизаторы позволяют экономике восстанавливать нарушенное равновесие, не прибегая к внешнему вмешательству. Под внешним вмешательством понимается самостоятельное регулирование государством экономики.

F Ведущая роль в модели «совокупный спрос — совокупное предложение» отводится совокупному предложению.

F Цены абсолютно гибкие, так как они могут меняться в краткосрочном периоде как в сторону повышения, так и в сторону понижения. Цены на товары и цены на факторы производства достаточно сильно влияют друг на друга.

F В экономике существует полная занятость. Безработица носит временный характер, часто бывает добровольной. Работники предпочитают быть безработными, чем работать за более низкую заработную плату, которая в условиях спада производства также начинает падать. Но на стадии подъема она будет возрастать.

F Классики исходили из ситуации классической дихотомии. Экономика подразделяется на два различных сектора: — денежный;

Все реальные рынки (товара, земли, капитала и труда) являются равновесными. Основное влияние на развитие экономики оказывает реальный сектор.

F Функционирование денежного и реального рынков имеет самостоятельный характер, взаимное влияние денежного и реального секторов друг на друга минимально. Деньги не оказывают самостоятельного влияния на экономику и служат счетной единицей и средством обращения.

F Экономические субъекты действуют рационально, исходя из максимизации своей выгоды. Например, фирме важно получить больше прибыли, домохозяйству — увеличить потребление. Все принятые субъектами решения оказываются под огромным влиянием параметров экономической конъюнктуры.

Классический подход лишен субъективных оценок, он достаточно объективен. Основными представителями неоклассической школы являются Р. Солоу, Т. Саржент, Р. Лукас, Н. Уоллес.

Кейнсианская школа. Ее родоначальником является Дж. М. Кейнс. Он стал рассматривать макроэкономику как целостную систему и полностью отрицал все постулаты классической школы. По мнению кейнсианцев, экономика рассматривалась классической школой как идеальная, абстрактная модель, не отражающая реальных экономических процессов.

Основные положения кейнсианской концепции следующие:

F Экономика не является экономикой совершенной конкуренции. Напротив, несовершенство рынков свойственно современной экономике.

F Экономика часто находится в неравновесии, общее равновесие достигается редко и носит мгновенный характер.

F Сам рынок не может решить проблему восстановления общего равновесия. Государство должно взять на себя ответственность за восстановление равновесия, решение многих проблем. Вмешательство государства в экономику носит объективный характер. У государства есть финансовые и материальные возможности, чтобы корректировать экономические процессы. Восстановление равновесия на денежном рынке оно будет проводить при помощи бюджетно-налоговой политики, ресурсом для проведения которой служит государственный бюджет. Бюджетно-налоговую политику проводит правительство. Ситуацию на денежном рынке государство будет исправлять при помощи политики, проводимой Центральным (эмиссионным) банком. Он будет использовать имеющиеся у него возможности для проведения кредитно-денежной политики.

F Ведущая роль принадлежит совокупному спросу в модели «совокупный спрос — совокупное предложение». Вмешательство государства должно стимулировать увеличение совокупного спроса или общих расходов в экономике.

F Встроенные стабилизаторы, на действии которых основывалось мнение классической школы о самовосстановлении экономики, по сути не являются таковыми. Цены не гибкие в силу влияния институциональных факторов (долгосрочных контрактов) и субъективных особенностей поведения субъектов, их прогнозов по поводу будущего экономики.

F Ставка процента не может исполнять роль единственного регулятора в экономике, так как интересы владельцев сбережений и интересы инвесторов не совпадают.

F Заработная плата не может меняться с изменением конъюнктуры, так как ее уровень фиксируется в долгосрочных трудовых контрактах. Для экономики характерна вынужденная безработица.

F Экономические субъекты действуют нерационально, они руководствуются такими субъективными факторами, как традиции, социальные условности, психология поведения.

F Деньги являются богатством и имеют самостоятельную ценность.

F Все рынки взаимосвязаны, и любые изменения на одном из них ведут к изменениям на другом. Существует определенный механизм взаимодействия между денежным и реальным рынками.

F Факторы производства не являются взаимозаменяемыми, они не используются полностью, поэтому для рыночной экономики проблемой является достижение уровня потенциального ВВП.

Монетаризм. Точно так же, как кейнсианцы в середине 30-х гг. ХХ в. стали ведущей школой на волне критики классиков, монетаристы заняли их место в 70-е гг., критикуя их основные постулаты. Монетаризм является одним из наиболее интересных направлений в современной экономической теории. В основе монетаристской теории лежит идея перманентного дохода и теория денежного спроса.

Согласно монетаристской концепции:

F Экономические субъекты действуют в соответствии с теорией адаптивных ожиданий.

F Домашние хозяйства планируют свои доходы исходя из постоянного (перманентного) дохода, а не из текущего дохода.

F Государственное вмешательство в экономику противоречит природе экономики, однако с ним приходится мириться. Государство издавна присутствует на денежном рынке, являясь эмитентом наличных денег. Поэтому оно должно прежде всего заниматься регулированием денежного сектора экономики. Цель регулирования- изменение динамики прироста денежной массы.

F Государственное вмешательство в реальный сектор экономики нежелательно, так как, во-первых, государственные инвестиции менее эффективны, чем частные. Это происходит потому, что государство не заботит получение прибыли, цель его инвестиций — решение социальных, общеэкономических проблем. Мотивация инвестиционных решений государства не согласуется с принципами деятельности субъектов в рыночной экономике. Во-вторых, увеличение государственных закупок товаров и услуг возможно за счет увеличения доходов государства.

F Одним из основных типов доходов государства являются налоговые доходы. Чтобы их увеличить, государство должно увеличить налоги с предприятий. Стимулы к инвестиционной деятельности частного бизнеса сокращаются, и он замещается постепенно государственным. Но, как показал исторический опыт развития, расширение присутствия государства в реальном секторе приводит к снижению эффективности экономики в целом.

F Цель государства — обеспечить стабильность экономики, сохраняя основы рыночного механизма.

F Государство не должно стремиться трудоустроить всех трудоспособных граждан, всегда объективно существует в экономике определенная часть безработных лиц. Их можно отнести к элементам «естественной безработицы». Стремление государства сформировать уровень занятости ниже естественного приведет к инфляционным явлениям.

F Для того чтобы изменить ситуацию в экономике, необходимо регулировать совокупное предложение.

F Деньги — не просто богатство, а один из элементов активов. Денежный рынок взаимодействует с реальным сектором не только через косвенные механизмы, а непосредственно через механизм оптимизации портфеля активов. В долгосрочном периоде деньги нейтральны. В краткосрочном периоде изменение денег первично по отношению к изменениям в реальном секторе экономики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: