Международная экономическая интеграция сущность, причины, формы - ABCD42.RU

Международная экономическая интеграция сущность, причины, формы

Мировая экономика и международные экономические отношения

Международная экономическая интеграция

1. Международная экономическая интеграция

Мировая экономическая интеграция представляет собой экономическое сближение и взаимоприспособление отдельных хозяйств на региональном уровне на основе хозяйственного и политического объединения стран. Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX dека, а в настоящее время их насчитывается более 200.

На микроуровне процесс интеграции идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев — надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование проведения совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики.

Существуют общие черты и объективные предпосылки интеграции:

— географическая близость стран-участниц;

— сходство политических структур и режимов;

— общие для стран нормы поведения, правила, обычаи;

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, к наиболее значимым из которых можно отнести:

  • более широкий доступ хозяйствующих субъектов к разного рода ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям, а также возможность производить продукцию в расчете на более емкий (региональный) рынок;
  • возможность оперировать на более широком международном (интеграционном) рыночном пространстве;
  • создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
  • совместное решение странами-участницами сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий развития отдельных регионов и т.п.).

Сближение национальных экономик проходит ряд стадий, которые подготавливают почву и создают условия для создания и существования следующего этапа интеграции. Как показывает опыт осуществления интеграционных процессов, выделяется несколько этапов экономической интеграции.

Экономическая интеграция – процесс сближения и сращивания нескольких национальных экономик в региональную систему. Накопленный опыт развития интеграционных процессов в мировом хозяйстве свидетельствует о наличии нескольких этапов в становлении экономической интеграции:

  • зона свободной торговли,
  • таможенный союз,
  • единый общий рынок или единое экономическое пространство,
  • экономический союз и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами. Зона свободной торговли — тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Положительными моментами создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики. Установление единого тарифа на определенные товары или услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутрисоюзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) или Единое Экономическое Пространство (ЕЭП) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС, при котором ликвидируются барьеры между государствами не только во взаимной торговле, но и для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства. Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот – т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза, который означает образование единого рынка без границ и предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным интеграционным мероприятиям проведение государствами – участниками скоординированной единой макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионе. Экономический союз формируется одновременно с валютным, предполагающим фиксацию валютных курсов и в перспективе, введение единой денежной единицы.

Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связаннее со спецификой той или иной интеграционной группировкой.

У всех этих ступеней, или видов интеграции есть общая характерная особенность — между странами, вступившими в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические барьеры. В результате в пределах интеграционного объединения складывается единое рыночное пространство, где развертывается свободная конкуренция и где под действием рыночных регуляторов (цен, процентов и т.д.) возникает более эффективная территориальная и отраслевая структура производства. Благодаря этому все страны выигрывают, так как повышается производительность труда и экономятся расходы на таможенный контроль.

Международная экономическая интеграция

Международная экономи́ческая интегра́ция — процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих способностью саморегулирования и саморазвития на основе согласованной межгосударственной экономики и политики [1] .

Выделяют следующие формы экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):

Основными признаками интеграции являются:

  • взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
  • структурные изменения в экономике стран-участниц;
  • необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Структурные уровни интеграционных процессов

Уровень Сущность интеграции на данном уровне
Локальный Фазы производственного процесса в рамках одной микроэкономической единицы
Микроуровень Фазы производственного процесса в рамках совокупности хозяйствующих единиц
Региональный (областной) Комплекс взаимодействующих хозсубъектов в определенном регионе внутри государства
Национальный Взаимодействующие секторы нескольких региональных комплексов в рамках государства
Мезорегиональный Взаимодействующие секторы региональных комплексов в рамках нескольких приграничных государств
Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

Содержание

Преимущества и недостатки

  • увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;
  • возрастает конкуренция между странами;
  • происходит обеспечение лучших условий торговли;
  • расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
  • распространение новейших технологий.
  • для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;
  • олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, который способствует повышению цен на товары;
  • эффект потерь от увеличения масштабов производства.

Интеграция отдельных предприятий

  • вертикальную интеграцию предприятий, при которой они объединяются от поставщиков до закупщиков, в идеале охватывая всю цепочку от добывающего ресурсы предприятия, до торговой сети, продающей готовый продукт конечному потребителю
  • горизонтальную интеграцию предприятий, при которой объединяются предприятия одной отрасли
  • круговую интеграцию предприятий, при которой объединяются предприятия разных отраслей, что снижает несистемные риски потери доходности
  • интеграцию предприятий, производящих дополняющие друг друга товары

См. также

  • Европейское объединение угля и стали
  • Интернационализация (экономика)
  • Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России

Примечания

  1. Международная экономическая интеграция // Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — 6-е издание, пераб. и доп.. — М .: ЮНИТИ, 2006. — С. 273-374. — 591 с. — ISBN 5-238-00997-6
Глобальный мир
Процессы Вестернизация • Глобализация (экономическая) • Глокализация • Интеграция • Стандартизация (международная)
Общество Массовая культура • Массовое общество • Общество потребления • СМИ
Связанные темы Культурная ассимиляция • Международная торговля • Научно-техническая революция • Тоталитаризм • Цивилизация
Торговля
Определения Платёжный баланс · Счёт текущих операций (баланс по странам) · Торговый баланс (баланс по странам) · Счёт движения капиталов · Золотовалютные резервы · Сравнительные преимущества · Абсолютное преимущество · Международное разделение труда · Замещение импорта · Международная торговля (страны по экспорту · страны по импорту) · Экономическая интеграция
Организации и политика
в сфере торговли
Всемирная торговая организация · Международный валютный фонд · Всемирный банк · Международный торговый центр · Торговый блок · Зона свободной торговли · Таможенный союз · Торговые барьеры · Импортная квота · Тариф
Экономические школы Фритредерство · Нетто-баланс · Саламанка · Меркантилизм · Протекционизм
Связанные темы Продажи · Глобализация · Аутсорсинг · Торговая справедливость и Справедливая торговля

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Международная школа бизнеса «Синергия»
  • Международная эсперанто-лига

Смотреть что такое «Международная экономическая интеграция» в других словарях:

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств. В интересах развития и укрепления М.э.и. Российская Федерация вместе с другими государствами создает таможенные союзы, зоны свободной торговли,… … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Выделяют следующие этапы международной… … Таможенное дело. Толковый словарь

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств. В интересах развития и укрепления М.э.и. Российская Федерация вместе с другими государствами создает таможенные союзы, зоны свободной торговли,… … Энциклопедический словарь экономики и права

Международная экономическая интеграция — процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями … Экономика: глоссарий

Экономическая интеграция — высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики. В ходе экономической интеграции происходит… … Финансовый словарь

Экономическая интеграция — Экономическая интеграция процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств,[источник не указан 927 дней] ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной… … Википедия

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Интеграция социалистическая экономическая — сознательно и планомерно регулируемый коммунистическими и рабочими партиями и правительствами стран членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) процесс международного социалистического разделения труда, сближения их экономик и… … Большая советская энциклопедия

ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ — (см. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Международная торговля — Международная торговля система международных товарно денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля возникла в процессе зарождения мирового рынка в XVI XVIII веках. Её развитие один из… … Википедия

Понятие и сущность международной экономической интеграции

  • Экономическая интеграция в международном масштабе — что это за процесс
  • Сущность, общее понятие в географии
  • Особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира
    • В Западной Европе
    • В Америке, Азии и Африке
  • Цели и эффективность, механизмы управления

Экономическая интеграция в международном масштабе — что это за процесс

Международная экономическая интеграция – это процесс, в ходе которого происходит объединение экономики государств и стран в единый рынок.

Важная особенность международной интеграции – отмена нетарифных и тарифных лимитов, влекущая за собой унификацию экономических решений в различных отраслях.

Специфическими характеристиками процесса являются:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • выравнивание цен;
  • увеличение объема торговли;
  • повышение производительности труда;
  • усиление интенсивности трудовой миграции;
  • формирование единой тарифной сетки на границах объединения.

В своем развитии экономическая интеграция проходит 6 стадий:

  1. Преференциальная зона – объединение государств, во взаимной торговле которых снижены или отменены пошлины на определенные виды товаров.
  2. Зона свободной торговли, отличающаяся от первой стадии отсутствием количественных ограничений в сфере торговли.
  3. Таможенный союз – группировка, расположенная в рамках единой таможенной территории без пошлин в торговле.
  4. Общий рынок – свободное перемещение товаров, услуг, работ, факторов производства, трудовых ресурсов через границы стран, подписавших соглашение.
  5. Экономический союз – тип интеграции, предусматривающий беспошлинную торговлю, свободу передвижения человеческого и финансового капитала, гармонизацию монетарной, фискальной политики.
  6. Валютный и экономический союз – торговый блок, состоящий из валютного и экономического союзов.

Каждая из стадий может рассматриваться как полноценная самостоятельная форма международной экономической интеграции.

Сущность, общее понятие в географии

Сущность процесса состоит в постепенной адаптации национальных хозяйств стран к объединению.

Его признаками экономисты считают:

  • структурные изменения экономических систем, участвующих в интеграции государств;
  • переплетение национальных интересов задействованных стран;
  • целенаправленное регулирование процесса объединения.

Предпосылками могут служить:

  • географическая близость стран;
  • наличие общих границ;
  • исторически обусловленные экономические связи;
  • общность проблем.

Важным условием успешности процесса является близость уровней развития, степень рыночной зрелости государств. Как показывает история, сближение происходит либо между двумя и более развивающимися странами, либо между развитыми индустриальными государствами.

При этом и в том, и в другом случае интеграционный процесс можно разделить на 7 структурных уровней:

  1. Локальный. Изменение производственного процесса в рамках одной единицы микроэкономики.
  2. Микроуровень. Изменения производственных процессов в рамках отраслевой совокупности предприятий.
  3. Региональный. Образование комплекса взаимодействующих организаций внутри одного региона.
  4. Национальный. Взаимодействие секторов из разных регионов, но в рамках одной страны.
  5. Мезорегиональный. Взаимодействие секторов в рамках нескольких близко расположенных стран.
  6. Макроуровень. Возникновение связей между национальными комплексами в каком-либо регионе планеты.
  7. Мегауровень. Глобальная интеграция.

В результате сближения государства увеличивают иностранные инвестиции, получают возможность пользоваться изобретенными за рубежом технологиями, расширяют торговлю, улучшают инфраструктуру, меняют географию хозяйства.

Страны, проигрывающие соседям в технологическом и промышленном развитии, могут испытать на себе негативные проявления интеграции: отток рабочей силы, перераспределение ресурсов в пользу более сильных союзников, потери от вынужденного расширения масштабов производства.

Особенности развития интеграционных процессов в различных регионах мира

Анализ историками и экономистами процессов объединения в разных регионах выявил схожие и отличные черты, свои особенности, характеристики. Так, в странах СНГ первоначальный упор был сделан на создание и развитие зоны свободной торговли – в 1994 году на это согласилось 11 стран постсоветского пространства. Однако соглашение не было подписано.

Новая попытка была предпринята в 2009 году, когда лидеры Казахстана, России и Белоруссии утвердили план действий по формированию единого экономического пространства. Оно подразумевало:

  • однотипные механизмы регулирования экономических процессов;
  • гармонизированные правовые нормы;
  • согласованность налоговой, торговой, таможенной, валютно-финансовой и денежно-кредитной политики.

Соглашения были подписаны в декабре 2010 года, вступили в силу с января 2012 года. Но полноценные процессы интеграции были запущены только в июле 2012-го.

В Западной Европе

В этом регионе ярким примером интеграции может послужить Европейский Союз – уникальное содружество стран, подписавших 7 февраля 1992 года Маастрихтский договор.

Маастрихтский договор – это соглашение между Грецией, Великобританией, Бельгией, Данией, Португалией, Ирландией, Италией, Францией, ФРГ, Нидерландами, Испанией об урегулировании политической и денежной систем стран.

Государства договорились между собой о том, что:

  • дефицит бюджета не должен быть более 3% ВВП;
  • госдолг должен составлять менее 60% ВВП;
  • уровень инфляции должен фиксироваться на отметке 1,5% или ниже;
  • долгосрочные ставки по облигациям не могут превышать более чем на 2% усредненное значение таких ставок в странах с наиболее низкой инфляцией.

Первая версия Евросоюза была создана на основе единого экономического сообщества европейских стран. В 1995 году к уже подписавшим договор присоединились Австрия, Швеция, Финляндия, 2004 – Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Мальта, Кипр, Литва, Эстония, Словения, Латвия. В 1999-том была введена в обращение единая валюта – евро.

Великобритания, Швеция и присоединившаяся позже Дания решили оставить свои национальные валюты.

На данный момент в состав союза входит 27 государств. При этом в 2020 году Великобритания приняла решение о выходе.

Важной особенностью интеграционных процессов внутри Евросоюза является наличие трех соглашений, предусматривающих различную степень слияния. К примеру, не все члены объединения входят в Шенгенскую зону.

В Америке, Азии и Африке

В Америке действует Североамериканская ассоциация свободной торговли, более известная под аббревиатурой НАФТА. Страны участники: Мексика, Канада, США. Правовые документы ассоциации регламентируют деятельность государств в области:

  • рынка;
  • инвестиций;
  • услуг;
  • гарантий;
  • государственных закупок.

Этими же документам определяются меры регулирования и контроля за соблюдением стандартов, порядок разрешения хозяйственных споров, понятия об интеллектуальной собственности.

Особенностью североамериканского слияния считается отсутствие ярко выраженной внешнеэкономической регуляции, свободное обращение национальных валют.

Примерно так же организовано существование АСЕАН – ассоциации стран юго-восточной Азии, Андской группы, ЛААИ – латиноамериканской ассоциации интеграции, таможенного союза Центральной Африки.

Цели и эффективность, механизмы управления

Главной целью процесса интеграции является достижение поставленных перед странами-участниками объединения задач:

  • повышение национальной конкурентоспособности;
  • совместное противостояние проблемам глобализации;
  • получение национальными производителями широкого доступа к трудовым, финансовым, материальным ресурсам;
  • снижение трансакционных издержек;
  • создание новых комбинаций факторов производства;
  • модернизация структуры экономической системы.

Эффективность слияния зависит от уровня интеграции, методов ее осуществления, политических предпосылок, состояния мирового рынка.

Механизм управления основан на политико-правовых нормах, совокупности двух принципов:

  1. Наднационального регулирования.
  2. Международного сотрудничества.

Страны добровольно передают международной организации часть суверенных полномочий. Развитие процесса обеспечивается за счет системы политических, судебных, административных, финансовых, правовых институтов.

Баланс между странами поддерживается за счет гибкого разделения компетенций между институтами союза, многообразия типов решений, которые могут представлять собой любые формы: от рекомендательных заключений до обязательных к исполнению директив.

Экономическая интеграция — этапы развития, формы и примеры в мире

Содержание и формы

Международная экономическая интеграция — это процесс объединения государств в хозяйственной и политической сфере, для которого характерно развитие глубоких связей и взаимодействие финансов. На микроуровне он осуществляется через сотрудничество отдельных предприятий разных стран, между ними возникают разные отношения, что приводит к открытию новых филиалов на других территориях. Интеграция осуществляется на основе соединения национальной политики нескольких государств.

Связи между компаниями развиваются бурно, что порождает необходимость регулирования таких отношений на высшем уровне. Межгосударственные союзы обеспечивают свободное движение капиталов, услуг и товаров, рабочей силы, согласуют совместную экономическую, военную, социальную политику.

В результате образуются отдельные комплексы с единой валютой, органами управления, инфраструктурой и органами управления.

Одна из наиболее простых форм экономической интеграции — это зона свободной торговли. Между странами-участницами такого союза нет таможенных пошлин и других ограничений. Благодаря таким объединениям возникает конкуренция на внутреннем рынке между зарубежными и национальными производителями товаром и услуг. Межгосударственные отношения касаются только сферы обмена, обеспечивая участникам развитие торговли и улучшение экономического положения.

При создании единого рынка образуются общие фонды для социального роста. Ими управляют органы контроля, при этом улучшается правовая система. Высшей формой интеграции является экономическо-валютный союз, он совмещает остальные виды сотрудничества для проведения общей финансовой политики.

Факторы процесса

В основе интеграции лежит несколько факторов. Наиболее важные:

  • международное разделение труда;
  • научно-техническая революция;
  • глобализация хозяйства;
  • открытая национальная экономика.

Появление связей между разными государствами и их предприятиями сегодня стало глобальным явлением. Движение капиталов, развитие торговли и транспортных систем, информационных коммуникаций и деятельность ТНК вознесли процесс интернационализации на уровень, при котором появилась целая взаимная сеть с участием большинства фирм разных стран.

Глобализация хозяйства происходит на региональном уровне, так как многие компании работают с организациями других государств, поэтому вокруг одного из них образуется интеграционная зона или экономический блок. В их рамках могут появляться более мелкие очаги, где углубляется разделение труда. Происходит организация общего производства, основной ее частью является комбинирование, кооперация и взаимодополняемость технологических процессов.

Интеграционные процессы стимулируются высокой открытостью национальной экономики. К ее характерным чертам относятся:

  • втянутость государства в систему общих хозяйственных отношений;
  • конвертируемость разных валют;
  • ослабление или полное исчезновение границ для перемещения капитала, услуг, рабочей силы и товаров.

Существуют предпосылки для развития экономического сотрудничества — это интеграционные процессы, которые имеют однородные системы хозяйств. Географическая близость государств также играет роль в их отношениях. А также учитывается история их появления и развития, в процессе которой возникали общие политические и экономические проблемы. Их страны решали совместно, последствием стало объединение в определенные союзы.

Цели и эффективность

Цели интеграции зависят от ее формы. При создании зоны свободной торговли государства расширяют свой рынок, улучшают условия для внешней торговли, препятствуют развитию конкурентов. Основой стал Римский договор, заключенный в 1957 году. Его конечной целью стало образование общего рынка или таможенного союза. В 1986 договор был подкреплен Единым европейским актом. Согласно ему, у развитых стран-участниц появилось несколько новых возможностей:

  • политическое сотрудничество и создание внешней общей политики;
  • стабилизация социально-экономического развития государства и его отдельных регионов;
  • образование безграничной зоны для перемещения всех факторов производства;
  • проведение общей научно-технической, отраслевой и хозяйственной деятельности.

На сегодня высшая форма интеграции — это Европейский союз. Между его странами возникла валютная, экономическая и политическая связь. Для участников она дала положительный эффект в виде усиления торгового потенциала и расширения производственных отношений.

В мире существует несколько известных группировок, кроме Евросоюза: МЕРКОСУР, НАФТА, СНГ и АСЕАН. В их составе государства выравнивают развитие маленьких регионов, устраняют безработицу и развивают научную сферу. Но иногда между участниками союзов возникают противоречия, касающиеся введения единой валюты, а также возникает угроза для расширения национального производства.

Международная интеграция

В теории и этапах экономической интеграции выделяют несколько направлений. Они отличаются механизмом и формами процесса. Основные типы:

  • неолиберализм;
  • структурализм;
  • корпорационализм;
  • неокейнсианство;
  • дирижистское направление.

Швейцарец Репке и француз Аллэ — представители неолиберализма, образовавшегося в послевоенные годы, давали собственное определение интеграции. Это создание единого рынка в масштабе нескольких государств, его функционирование осуществляется свободной конкуренцией и стихийными силами независимо от экономики, международных, национальных правовых норм и актов. По их мнению, вмешательство стран в отношения приводит к негативному эффекту — инфляции, нарушениям платежей и разбалансировке торговли.

Но взгляды неолибералов оказались ошибочными. На смену им пришли корпорационалисты — американцы Ростоу и Рольф. Они утверждали, что государства должны регулировать внешние отношения, это обеспечит ускорение интеграции и ее постепенное развитие.

А шведский структуралист Мюрдаль критически рассматривал либерализацию движения капитала, товаров и рабочей силы, так как это приведет к неравным доходам населения и диспропорции в развитии производства. Он считал, что интеграция должна характеризоваться как глубокий процесс изменений в экономике нескольких стран или отдельный хозяйственный организм. Основой развития являются промышленные предприятия, крупные компании и целые отрасли.

На смену структурализму пришло неокейнсианство, наиболее известный представитель — экономист Ричард Куперт. Он считал главной проблемой международного сотрудничества ограничения, которые не дают получить максимальную выгоду. Экономист выдвинул 2 ветви развития: с утратой свободы и согласованием политики или сохранением национальной автономии. Но ни один из вариант не мог существовать в чистом виде, поэтому их объединили.

Разновидность неокейнсианства — дирижизм — стала следующим направлением интеграции в исторической таблице. Ее теоретики отрицают ведущую роль рыночного механизма. Они учитывали влияние стран друг на друга и выступали за общую кредитную политику, социальные законы и экономику.

Механизмы управления

В качестве примера успешной интеграции выступает Евросоюз, который с самого начала образования был двухуровневым процессом. Его развитие шло снизу — между компаниями, и сверху — на национальном уровне. Международная власть в таких странах разделилась на 3 ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

Первая представлена Европейским Советом, Комиссией Европейских сообществ и Советом Министров. Главный орган из списка — Евросовет — относится к форуму политического сотрудничества. Он включает глав всех государств, их правителей, которые собираются для обсуждения важных вопросов. Законодательный орган ЕС — это парламент, в его составе находятся 626 депутатов, избираемых путем тайного голосования. У него есть значительные полномочия: возможность утверждать бюджет, интегрировать компании, контролировать действия Комиссии Евросоюза.

Суд ЕС — высший орган судебной власти. Он обладает силой для регулирования выполнения договоров соответственно правовым нормам, решает споры на ранних стадиях между странами-участниками, компаниями и физическими лицами.

Результаты интеграции для каждого государства отличаются. Некоторые вынесли из таких союзов только положительные эффекты, а другим общая экономика и политика кажется неоптимальным вариантом сотрудничества. Польза и издержки такого процесса зависят от географического положения и уровня развития стран.

Предпосылки, сущность и формы международной экономической интеграции

Со второй половины XX века одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО посредством интеграционных процессов. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей[94].

В системе рыночных МЭО возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу экономической интеграции – международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия – увеличение объёма продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, связана с преодолением негативных факторов МЭО – территориальной удалённости, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:

– создание и развитие транснациональных фирм, которые позволяют обойти многие трудности (за счёт трансфертных поставок, ценовой политики, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учёта рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.);

– межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического пространства) в крупных регионах мира.

Сочетание двух этих направлений и обеспечивает переход к более высокой эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений – международной экономической интеграции.

С экономических позиций объективный фактор международной экономической интеграции – обеспечение лучших условия применения ограниченных ресурсов (естественных и обретённых). Предпочтения здесь не заданы: характер, и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально после Второй мировой войны толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на первое место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом Европейского союза. В современных условиях международная экономическая интеграция – логический, закономерный результат транснациона-лизации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом, последняя «встраивается» в рыночные принципы мирохозяйственных отношений. Таким образом, международная экономическая интеграция – процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных сферах.

Различают пять этапов развития интеграционных процессов (таблица 23).

В настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все указанные этапы – Европейский союз (ЕС). Другие интеграционные группировки пока прошли в своём развитии первый и частично второй этапы. Например, в странах Азии, Африки и Латинской Америки в настоящее время насчитывается более 20 региональных группировок. И хотя формы и сферы их сотрудничества разнообразны, не все группировки имеют интеграционный характер[95]. К числу группировок этих регионов, имеющих своими целями интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).

Таблица 23 – Этапы развития региональной экономической интеграции

Этап Сущность Пример
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958–1968 гг. ЕАСТ с 1960 г. НАФТА с 1988 г. МЕРКОСУР с 1991 г.
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968–1986 гг. МЕРКОСУР с 1996 г.
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987–1992 гг.
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993 г.
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Примеров нет

Разделение мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. Формирование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных связей между странами, входящими в них. Но одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений.

Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов как объективных, так и субъективных.

1. Необходимо сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплёку (например, интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами: США и Мексика в НАФТА).

2. Все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнёрами, чем с такими же, как они сами.

3. В развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. Возможно, когда, например, происходит политическое объединение стран, ещё не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое объединение слишком зависит от политической конъюнктуры и не даёт положительных результатов.

4. Объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнёры (например Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия – во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнёров.

5. Предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится образцом для подражания и оказывает определённое стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского союза, даже не имея для этого серьёзных экономических предпосылок.

Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнёров в их общей внешней торговле. Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растёт (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться, то такая интеграция неэффективна и неустойчива.

Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующихся стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами.

Следует отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Внутри больших блоков сохраняются малые (как Бенилюкс в ЕС). Всё это является предпосылкой сближения условий региональных объединений. На эту же перспективу постепенного перерастания региональной интеграции в международную интернационализацию направлены и переговоры между региональными блоками. Так, в 1990-е был выдвинут проект соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли, TAFTA, которая бы соединила НАФТА и ЕС.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: