Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю - ABCD42.RU

Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю

Международные торговые организации

Существует целый ряд международных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере международной торговли. Международные торговые организации важно знать каждому коммерсанту. Они пригодятся для регулирования внешнеэкономических сделок и решения возникших проблем во время импорта и экспорта.

Международные торгово-экономические организации

Как правило, международные организации делятся на две категории: межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО), которые могут являться ассоциациями или федерациями, представляющими деловые, отраслевые, профессиональные, потребительские и иные интересы. Некоторые из наиболее значимых организаций перечислены ниже:

1. Межправительственные организации (МПО):

1) Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Вена. ЮНСИТРАЛ является органом ООН по содействию развитию международного частного права. ЮНСИТРАЛ преимущественно разрабатывает документы, предназначенные для того, чтобы стать частью международного или национального права, такие как международные договоры, конвенции и типовые или единообразные законы. Так, например, ЮНСИТРАЛ одобрила Международную Конвенцию о независимых гарантиях и Типовой Закон об электронном обмене данными. Возможно, главным вкладом ЮНСИТРАЛ в международную торговлю стала Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, разработка которой была завершена в 1980 г. и которая вступила в силу в 1988 г. Регламент международного коммерческого арбитража ЮНСИТРАЛ является альтернативой другим арбитражным или судебным системам.

2) Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Рим. Эта международная организация была создана ещё под эгидой Лиги Наций и продолжила свое независимое существование после создания ООН. В последние годы УНИДРУА занимается активным исследованием международного частного права, связанного с договорами лизинга, франчайзинга, инспектирования и агентскими договорами, в целях разработки международных правовых конвенций в областях, где это может быть востребовано. Веб-сайт УНИДРУА: www.unidroit.org.

3) Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС), Брюссель. Прежде известная как Совет по таможенному сотрудничеству, ВТО/СТС является компетентной международной межправительственной организацией по таможенным вопросам. Её членами являются национальные таможенные органы, которые сотрудничают друг с другом в целях повышения эффективности таможенных процедур. Информацию о Всемирной таможенной организации можно найти на сайте www.wcoomd.org.

  • Таможенная очистка в международной торговле

4) Центр ЮНКТАД/ВТО по международной торговле (ЦМТ), Женева. Является центральным агентством существующей в рамках ООН системы по содействию экспорту из развивающихся стран. ЦМТ реализует широкий спектр обучающих программ для экспортёров и импортёров, а также для преподавателей местных торговых палат. ЦМТ также публикует многочисленные руководства по экспорту с акцентом на конкретных сферах торговли, таких как упаковка, маркетинг или продвижение товаров. Веб-сайт ЦМТ www.intracen.org.

2. Неправительственные организации (НПО):

1) Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Монреаль и Женева. Как отраслевая организация мировых авиакомпаний, ИАТА играет важную роль в упрощении и стандартизации авиатранспортных документов, таких как авиатранспортные накладные. Больше информации на сайте www.iata.org.

2) Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Цюрих. Международная организация, занимающаяся разработкой стандартов и повышением качества международных экспедиторских услуг. Определенные документы ФИАТА, такие как коносамент ФИАТА, стали важными отправными точками в международной торговле. Руководство ФИАТА по таможенной очистке товаров стало важным справочным документом для профессионалов транспортной сферы. Более подробная информация находится на сайте www.fiata.com.

3) Международный морской комитет (ММК) (CMI – Comité Maritime International), Брюссель. Организация, созданная в 1897 г. для содействия унификации морского и торгового права, морских обычаев, обыкновений и практики. В период между 1910 и 1971 гг. в результате деятельности ММК на свет появилось 18 «Брюссельских» конвенций и протоколов по морскому праву, включая ключевые инструменты международного регулирования коносаментов, известные как Гаагские и Гааго-Висбийские правила. Сайт ММК www.comitemaritime.org.

  • Что такое коносамент: виды, формы, функции

4) Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Женева. Являясь международной федерацией, представляющей интересы автомобильных операторов, IRU преимущественно управляет таможенной системой TIR, позволяющей грузовикам, опечатанным таможенными органами, пересекать национальные границы без прохождения всех таможенных формальностей. Веб-сайт организации: www.iru.org.

Всемирная торговая организация (ВТО) как основа для мировой торговли

После Второй мировой войны в международном сообществе возник твердый консенсус в отношении необходимости создания международной торговой организации для осуществления контроля за постепенной либерализацией торговли на международных рынках. Якобы «временное» ГАТТ очень эффективно функционировало в период с 1947 по 1995 гг. в качестве координатора многосторонней торговой системы. В результате появления ГАТТ тарифы, которые в промышленных странах в среднем составляли 40% в конце 40-х годов, к началу 90-х годов снизились до 5%. Мировой экспорт вырос с 61 миллиарда долларов США в 1950 г. до 4 090 млрд.
долларов США в 1994 г. По результатам Уругвайского раунда в 1994 г. в качестве правопреемника ГАТТ была создана ВТО. Уругвайский раунд, который проводился с 1986 по 1993 гг., являлся самым сложным и всесторонним раундом по либерализации торговли из всех когда-либо проводившихся.

ВТО пришла на смену ГАТТ, но характер её значительно отличается от характера ГАТТ. Тогда как ГАТТ преимущественно представляло собой свод правил, администрируемых временным органом, ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей свой собственный секретариат. Если сфера применения ГАТТ ограничивалась только торговлей товарами, ВТО, кроме этого, охватывает торговлю услугами и коммерческими аспектами прав интеллектуальной собственности.

Большое практическое значение имеет тот факт, что разрешение споров в рамках механизма ВТО осуществляется намного быстрее и более технологично, чем в рамках системы ГАТТ, и, таким образом, торговые барьеры могут быть преодолены намного быстрее и эффективнее.

Устоявшиеся принципы, воплощённые в изначальном ГАТТ, не исчезли с появлением ВТО, скорее, они просто были поглощены новой структурой. Таким образом, изначальное ГАТТ (с 1947 г.) продолжает существовать как так называемое «ГАТТ 1994», т.е. изменённая и обновлённая версия ГАТТ 1947 года, являющаяся неотъемлемой частью соглашения об учреждении ВТО. В ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе ВТО инициировала девятый раунд многосторонних торговых переговоров под названием «Дохийская повестка развития», проводящихся под эгидой ГАТТ/ВТО в целях дальнейшей либерализации мировой торговли и усиления интеграции развивающихся стран во всемирную торговую систему. Сайт ВТО: www.wto.org.

Международная торговая палата (ICC) как поставщик стандартов для международной торговли

Международная торговая палата (ICC) — Всемирная организация бизнеса со штаб-квартирой в Париже – играет ключевую роль в международной торговле. Хотя ICC осуществляет различные виды деятельности, основной интерес для экспортёров и импортёров представляет роль ICC в качестве разработчика международных торговых, правовых и банковских стандартов. Так, ICC разработала нормы, регулирующие международную практику для документарных аккредитивов, – UCP. С точки зрения юридической практики, Международный арбитражный суд ICC, вероятно, является самым авторитетным в мире негосударственным арбитражем для разрешения частных коммерческих споров. Разработанные ICC правила «Инкотермс», включая стандартные торговые термины, такие как FOB и CIF, определяют правовое содержание ценовых котировок в международных сделках.

Цели. ICC служит международному бизнесу путём содействия торговле и инвестициям и открытию рынков для товаров и услуг, а также свободному движению капитала. Она защищает систему частного предпринимательства и поощряет саморегулирование бизнеса. Основанная в 1919 году, ICC является неправительственной организацией, членами которой являются тысячи компаний и бизнес-ассоциаций из более чем 143 стран и всех секторов экономики. Примерно 90 национальных комитетов ICC во всем мире информируют свои правительства о взглядах международного сообщества ICC и, с другой стороны, привлекают внимание международной штаб-квартиры в Париже к проблемам национального бизнеса.

Членство и доходы. ICC частично финансируется за счет доходов от взносов компаний-участниц и бизнес-ассоциаций в национальные комитеты ICC. Другая существенная часть доходов ICC формируется за счет административных сборов Международного арбитражного суда ICC. Дополнительный доход ICC получает от продажи регламентов и кодексов, разрабатываемых ICC, а также других книг (публикаций ICC) и семинаров.

Консультативный статус. Начиная с 1946 года ICC имеет консультативный статус в Организации Объединенных Наций (ООН), где она излагает согласованные позиции представителей международного бизнес-сообщества, включая промышленные и развивающиеся страны. Она также поддерживает тесные рабочие связи с Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской Комиссией и другими межправительственными и неправительственными органами. Постоянный представитель ICC в ООН в Нью-Йорке наблюдает за развитием событий, влияющих на бизнес, в рамках ООН и её специализированных агентств. ICC обеспечивает доведение проблем бизнеса до внимания межправительственных организаций в форме программных заявлений, которые делает международная штаб-квартира в Париже, а через представителей национальных комитетов ICC — до сведения национальных правительств во всем мире.

Саморегулирование бизнеса. ICC также разрабатывает добровольные для исполнения бизнес-кодексы, в которых устанавливаются этические стандарты. Разработанная ICC «Бизнес-Хартия по устойчивому развитию» содержит 16 принципов, регулирующих каждый аспект деятельности компании в отношении защиты окружающей среды, начиная с разработки продукта и заканчивая консультациями клиентов. Кодексы ICC о рекламной и маркетинговой деятельности регулируют этические нормы поведения, касающиеся прямого маркетинга, рекламы, продвижения товара, маркетинговых исследований, рекламной и спонсорской деятельности, связанной с охраной окружающей среды. В 1977 г. ICC впервые выпустила правила, направленные на борьбу с коррупцией, взяточничеством и противоречащей этическим нормам деловой практикой в международной торговле. Эти правила обновлялись в 1999 и 2005 гг.

Комиссии и рабочие группы ICC. Форумы для выработки международных бизнес-правил – Специализированные Комиссии ICC проводят встречи на регулярной основе для изучения вопросов, влияющих на международный бизнес. Они охватывают широкий спектр направлений, в том числе банковскую деятельность, конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, сектор финансовых услуг и страхования, интеллектуальную собственность, маркетинг, транспорт, налогообложение, а также торговую и инвестиционную политику. Такие комиссии по сути своей, являются международными комитетами ведущих экспертов по бизнесу, в рядах которых коммерсанты, юристы, перевозчики, банкиры и другие профессионалы. В случае принятия какой-либо комиссией решения о реализации того или иного проекта для выполнения этой задачи она создаёт подкомитет, известный как рабочая группа.

Бóльшая часть ключевых документов ICC создаётся такими комиссиями и рабочими группами. Например, регулярный пересмотр «Инкотермс» или UCP изначально осуществляется небольшой рабочей группой, действующей в качестве редакционной группы. Проекты новой редакции затем направляются экспертам из различных соответствующих комиссий, а на международном уровне распространяются через национальные комитеты ICC; полученные комментарии обрабатываются снова в рабочей группе. Окончательные проекты документов, будучи одобренными рабочей группой и комиссией, передаются для утверждения в Исполнительный совет ICC. Несмотря на то что такие широкомасштабные международные консультации, предусмотренные обычной процедурой ICC, занимают много времени, они обеспечивают высокую авторитетность официальных продуктов ICC как выражающих согласованную точку зрения международного бизнес-сообщества.

Служба ICC по борьбе с экономическими преступлениями. Это «зонтичная» организация для трех подразделений ICC, которые занимаются различными аспектами преступлений, затрагивающих бизнес:

— Международное морское бюро, которое занимается расследованием всех видов морских преступлений, включая мошенничество, кражи груза и пиратство;

Читайте также  Природно-ресурсный потенциал Беларуси, его экономическая оценка

— Бюро финансовых расследований, которое оказывает коммерческим банкам, сектору финансовых услуг и инвесторам широкий спектр услуг по противодействию финансовому мошенничеству и отмыванию денег;

— Бюро по борьбе с контрафактной продукцией, которое помогает компаниям предотвращать подделку их продуктов.

Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю

Все международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы:

1). Международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;

2). Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

Первая группа включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 году в Женеве, а начала свою работу в 1948 году. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

На основе предложений США был разработан проект Устава Международной торговой организации (МТО). Однако Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами. Вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле. Предполагавшаяся скорая замена соглашения уже упоминавшимся МТО так и не была осуществлена.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

2) фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;

3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов». С 1947 по 1994 год прошло восемь так называемых торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

Уругвайский раунд (1986-1994 г.) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговле, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ с 1 января 1995 года Всемирной торговой организацией (ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 году до 5 в настоящее время.

Всемирная торговая организация (ВТО) – преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким сектором торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Основополагающими принципами ВТО так же как и ГАТТ, являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставления национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; «прозрачность» торговой политики;

Разрешение торговых споров путем консультаций, переговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО

Высшим органом ВТО является министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в два года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам, связанным с соглашениями Уругвайского раунда. Конференция назначает Генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. Между сессиями по мере необходимости (8-10 раз в год) для решений текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, так же состоящий из представителей всех участников.

В 2008 году полноправными участниками ВТО являлись 152 страны, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является привидение их национального законодательства в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны.

Б) Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю

Условно можно разделить на две группы:

1) международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом;

2) международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

1. Первая группировка включает в себя: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли.

Она была создана в 1947 году в Женеве, а начала свою работу в 1948 году.

Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

1) тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;

2) фиксация тарифов на уровне, определённом договаривающимися сторонами;

3) прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;

4) взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

5) принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

Всемирная торговая организация (ВТО) – преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО функционирует во многом, так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

Центральная задача ВТО – либерализация мировой торговли путём последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров. В своей деятельности она исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода это ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле. Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 году. ГАТТ прекратило свое существование 31 декабря 1995 г.

ГАТТ — многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм Генерального Соглашения о Тарифах и Торговле основывается на ряде принципов и норм:

-недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой стороны — национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

-РНБ — режим наибольшего благоприятствования означает предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип может распространяться на их ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

-использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

-прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

— предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

— разрешение возникающих торговых споров путем переговоров;

— взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов переговоров. Эти раунды привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После второй мировой войны она составляла 40%. в середине 90-х годов — около 4%. К началу 1996 г. в ГАТТ состояло около 130 стран, С января 1996 г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО), Ее членами-основателями стала 81 страна. В 1998 г. в ВТО вошло 132 страны. Несмотря на формальную преемственность.

Всемирная торговая организация по ряду параметров отличается от ГАТТ.

1. ГАТТ представляло собой просто свод правил (многосторонних соглашений выборочного характера). В качестве постоянного органа там был лишь секретариат. ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей дело с обязательствами, касающимися абсолютно всех ее членов.

2. ГАТТ использовалось как временный базис. Обязательства ВТО являются полноценными и постоянными.

3. Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. В сферу деятельности ВТО входит Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС), Всемирная торговая организация регулирует международный обмен услугами и интеллектуальной собственностью, а также разрабатывает меры по контролю защиты инвестиций. По оценкам, ее компетенция распространяется на товарооборот в 5 трлн. долл.

Перед Всемирной торговой организацией стоят несколько первоочередных сложных задач. Во-первых — продолжить снижение пошлин на торговлю товарами, в особенности на сельскохозяйственную продукцию; во-вторых, оказание содействия сфере торговли услугами; в-третьих, ВТО нужно решить насколько она будет вовлечена в решение таких проблем, как: антитрестовские законы, ограничения для иностранных инвестиций, права наемных работников и защита окружающей среды.

После образования Всемирной торговой организации появляются настойчивые призывы ряда развитых стран Запада в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть этих призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, а также Россия, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем на Западе.

Кроме того, Всемирной торговой организации предстоит решать вопросы об охране интеллектуальной собственности, санитарном и фитосанитарном контроле, которые также могут быть преградой на пути свободной торговли.

Правовую основу ВТО составляют:

Читайте также  Применение линейного программирования для решения экономических задач (оптимизация прибыли)

1. Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.

2. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, создание благоприятной среды для экономического роста и повышения экономического благосостояния людей.

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров. Она созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел стран-участниц ВТО. Конференция обладает полномочиями принимать решения по наиболее принципиальным вопросам, касающимся новых раундов многосторонних переговоров.

Текущее управление деятельностью и наблюдение за действием соглашения и министерских решений осуществляет Генеральный совет. Он собирается несколько раз в год в Женеве. В Генеральный совет обычно входят послы и главы представительств членов ВТО. В функции Генерального совета также входит разрешение торговых споров между странами-участницами ВТО и проведение периодических обзоров их торговой политики.

Генеральный совет контролирует деятельность подчиненных органов:

— Совета по торговле товарами, который осуществляет наблюдение за выполнением ГАТТ;

— Совета по торговле услугами, который осуществляет наблюдение за выполнением ГАТС;

— Совета по интеллектуальной собственности, который осуществляет наблюдение за выполнением ТРИПС.

Кроме вышеперечисленных органов, в составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и специализированные комитеты. Их функции заключаются в рассмотрении вопросов выполнения отдельных частей многосторонних соглашений, а также других вопросов, представляющих интерес для стран участниц, к примеру, касающихся правил конкуренции, инвестиций, действия региональных торговых соглашений, торговых аспектов защиты окружающей среды и приема новых членов.

В настоящее время, 145 стран являются членами ВТО, около 30 — наблюдателями. Наблюдатели — это в основном страны, которые ведут переговоры о вступлении в ВТО и намерены вступить в эту организацию в ближайшие годы.

Всемирная торговая организация имеет следующие характерные черты:

1. ВТО — это, в первую очередь, организация, созданная для обеспечения более свободной международной торговли. Действия ВТО направлены на устранение торговых барьеров между странами.

2. ВТО не является каким-либо высшим органом, решения которого обязательны для выполнения правительствами всех стран-участниц этой организации.

3. Страны-участницы ВТО договариваются между собой по вопросам международной торговли, но с соблюдением правил ВТО.

4. Членство в ВТО не запрещает устанавливать таможенные пошлины на определенные виды товаров. Однако обычный размер таких пошлин не превышает в среднем 5-7%.

5. ВТО — демократичная организация, где решения принимаются на основе консенсуса и только в исключительных случаях (а такие были только в практике ГАТТ) — большинством голосов.

6. Все страны-участницы ВТО равны между собой, независимо от их размера и уровня экономического развития.

7. В соглашениях ВТО содержатся положения, позволяющие правительствам стран-частниц принимать меры по охране окружающей среды, по защите жизни и здоровья людей, животных и растений.

Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию зашли в тупик, и есть опасность того, что они будут отложены на год. На переговорах в Брюсселе обозначились две проблемы — энерготарифы и использование российской газотранспортной системы.

Еврокомиссия требует от России в качестве условия для вступления в ВТО единовременно повысить внутренние тарифы на нефть и газ до уровня общеевропейских. Вторая проблема заключается в использовании российской газотранспортной системы.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Создана в 1962 году по решению ЭКОСОС ООН.

Задачи ЮНКТАД: содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества; выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений; участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

Международная торговая палата (МТП).

Была создана в 1922 году и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издаёт сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

2. Вторая группа организаций, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров, включает в себя:

ОПЕК – Организация стран-экспортёров нефти: 11 государств: Алжир, Венесуэла, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.

Государства контролируют добычу и всю инфраструктуру нефти

Развитие сопутствующих нефтедобыче отраслей: нефтехимия, металлургия и т.п.

Основные сложности: напряженность в отношениях арабских стран с Израилем, периодические войны и социальные конфликты, действующие санкции ООН против Ирана, неопределенность в отношении Ирака, радикальный исламский фундаментализм.

ЕОУС – Европейская организация угля и стали;

МОКК – Международная организация по какао;

МОК – Международная организация по кофе;

МОНК – Международная организация по натуральному каучуку;

МОС – Международная организация по сахару и др.

Международные экономические организации. Экономические союзы

Международные экономические организации, созданные с целью выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений. Экономические союзы 2021.

Глобализация экономики и появление новых отраслей увеличивает количество международных соглашений и особенностей сотрудничества между странами. Международные экономические организации (МЭО) регламентируют работу транснациональных корпораций, составляют соглашения о сотрудничестве, разрабатывают правовые нормы, чтобы сделать работу на мировом рынке более простой и выгодной. МЭО создаются для формирования единого мирового рынка, адаптированного к национальным законодательствам и их особенностям.

Международная организация является добровольным союзом государств-участников, создаваемым для сотрудничества в сферах экономики, политики, культуры, экологии, безопасности. Вся их деятельность основывается на международных договорах.

Характер взаимодействия может быть как межгосударственным, так и негосударственным, на уровне общественных объединений

Консультации по развитию международных проектов WhatsApp +79169906144

Сеть международных экспертов «Союзконсалт»

Сеть международных экспертов «Союзконсалт» — проектная команда, экспертная сеть — сервис по развитию вашего бизнеса. Мы помогаем владельцам бизнеса развивать и защищать свой бизнес. Мы международная сеть экспертов, собственников бизнеса, реализующих в кооперации проекты по всему миру.

Наш международный опыт с 2008 года, и готовы предложить услуги развития сопровождения бизнеса и международных проектов.

Азиатско-Тихоокеансакое экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — международная региональная организация. АТЭС — крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации — обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Арктический совет

Арктический совет — международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран

АСЕАН

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз

Африканский союз (АС) — международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

ALBA

Боливарианский альянс для Америк (ALBA) — альянс стран Латинской Америки и Карибского бассейна. В состав альянса АЛБА входят восемь стран: Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины.

Большая восьмёрка

Большая восьмёрка — согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирный Банк

Всемирный Банк –группа из трёх международных финансовых организаций – МБРР и его филиалов: МФК, МАР.

ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) — международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ

ГУАМ — межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Европейский Союз (Евросоюз)

Европейский Союз (Евросоюз) — уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЕАСТ

ЕАСТ— группировка из стран: Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция.Организована в 1960г. Во взаимной торговле этих стран отменены таможенные пошлины и льготы. Каждое государство ведёт самостоятельную торговую политику как между собой, так и по отношению к странам «третьего мира».

Лига Арабских Государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) — международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации — Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

Международная ассоциация развития (МАР)

МАР – международная ассоциация развития – (филиал МБРР)предоставляет кредиты странам 3 мира на более льготных условиях, чем МБРР.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР – международный банк реконструкции и развития –международная финансовая организация, специализирующаяся на формировании кредитных линий, направленных на стимулирование международной торговли.

Международный валютный фонд (МВФ)

МВФмеждународный валютный фонд – это международная финансово-экономическая организация, регулирующая валютные отношения между государствами и предоставляющая им кредиты. С 1992 г. В состав МВФ входит и Россия, всего 180 стран.

Международная финансовая корпорация ( МФК)

МФК – международная финансовая корпорация – (филиал МБРР),призвана поощрять частное предпринимательство в развивающихся странах, членах МБРР.

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Читайте также  Выдающиеся русские экономисты

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР –создана в 1961 г., включает более 84 стран, на долю которых приходится более 2/3 мирового производства. ОЭСР-это клуб политически развитых стран для координации экономической политики, проведения научно-исследовательских работ мирового масштаба, это-центр разработки эконометрических моделей мировой экономики.

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) — военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

НИС –новые индустриальные страны, подписавшие соглашения о сотрудничестве: Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Тайвань.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация объединенных наций (ООН)

Организация Объединённых Наций (ООН) — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) — Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) — «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество наций

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ.— добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество Назависимых Государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) — межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) — неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории — Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Cовет Европы — старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель — построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабский государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)— региональная международная организация. В английском названии организации слово «Персидский» отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив «Арабским».

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение — соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю

Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне

представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на

основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры,

согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической

политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование

нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему

развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в

частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа

Основными направлениями многостороннего регулирования мировой

торговли в современных условиях являются следующие:

. создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы

торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;

. выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне

комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные

связи, определение рамок и возможностей использования отдельных

инструментов торговой политики;

. формирование и дальнейшее развитие международных институтов,

содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем,

возникающих между странами – участницами, их объединениями и

. обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.

Всемирная торговая организация является единственной правовой и

институциональной основой всемирной торговой системы.

.. Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций

по вопросам управления в области международной торговли.

. Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.

. Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.

. Наблюдение за торговой политикой государств.

. Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на

определение глобальной торговой политики.

— Торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования).

— Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам.

— Содействие справедливой конкуренции.

— Защита посредством таможенных пошлин.

— Поощрение развития и экономических реформ.

Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями

многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении

1А Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов,

которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ

– 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли

В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям,

который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными

союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и

дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и

многосторонней торговой системой.

Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

(ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения,

содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается

также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с

международной торговлей поддельными товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением

соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также

оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые

телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским

перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми

услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.

Официальный язык – английский.

Роль ВТО в международных экономических отношениях

В настоящее время центральную роль в вопросах многостороннего регулирования международной торговли, а также отдельных, тесно с ней связанных элементов международных экономических отношений играет Всемирная торговая организация (ВТО). Эта организация объединяет 147 государств, доля которых в мировом товарообороте составляет более 96%. Указанная организация была создана в соответствии с соглашением, подписанным в 1994 г. в Марракеше (Марокко) участниками Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проходивших в рамках ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) в период с 1986 г. по 1994 г.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. Юридически оно являлось не международной организацией, а лишь временным соглашением. ВТО, которая официально функционирует с 1 января 1995 г., не просто заменила ГАТТ: она является постоянно действующей организацией, налагающей на своих членов определенные юридические обязательства. Хотя необходимо отметить, что правовой базой ВТО является ГАТТ – 1994 (соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 г.), а также впервые подписанные Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

ВТО является универсальной организацией, решающей глобальные задачи в области международной торговли и смежных секторах экономики. Существенной чертой ВТО является то, что, подобно ГАТТ, она опирается в свое деятельности на принципы недискриминации в торговле, предполагающие, с одной стороны, предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в том, что касается внутренних налогов и сборов.

ВТО выполняет следующие основные функции:

· осуществляет административную и организационную деятельность, направленную на обеспечение выполнения многосторонних торговых соглашений, находящихся в компетенции организации;

· выполняет роль форума для проведения многосторонних торговых переговоров стран-членов;

· содействует разрешению торговых споров, которые могут возникать между членами ВТО;

· осуществляет мониторинг за торговой политикой государств – членов ВТО;

· развивает сотрудничество с другими международными организациями и институтами, вовлеченными в процесс формирования глобальной торговой политики;

· осуществляет наблюдение за состояние мировой торговли и предоставляет необходимые консультации в области управления и регулирования торговли.

В настоящее время деятельность ВТО, помимо реализации ранее заключенных соглашений и договоренностей, нацелена на решение двух основных задач. Во-первых, это содействие «интеграции развивающихся, наименее развитых стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю систему регулирования мировой торговли». Во-вторых, это расширение областей и форм регулирования международной торговли и внешнеэкономической деятельности на многосторонней основе.

Актуальной задачей ВТО остается прием в члены организации около 30 новых членов, включая Россию и большинство стран СНГ.

Основными условиями для вступления страны в ВТО являются:

· снижение или отмена импортного тарифа для ряда товаров;

· соблюдение норм ВТО при дотировании агропромышленного комплекса;

· отказ от экспортных пошлин;

· допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок.

Центральным элементом стратегии России, направленным на ее интеграцию в международную торговую систему, является решение задачи о присоединении РФ к ВТО в качестве полноправного члена. Сближение России с системой ГАТТ/ВТО уже прошло несколько этапов. В мае 1990 г. Советский Союз получил статус наблюдателя в ГАТТ, а в 1992 г. этот статус перешел к Российской Федерации. В настоящее время Россия ведет интенсивные переговоры с представителями ВТО, а также с заинтересованными странами-членами о конкретных условиях будущего присоединения.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 395 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: