Правовое регулирование экономических отношений 2 - ABCD42.RU

Правовое регулирование экономических отношений 2

Правовое регулирование экономических отношений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие, формы и виды экономических отношений

Сегодня под экономическими отношениями принято понимать некие связи (отношения) возникающие между людьми независимо от их воли и сознания в процессе общественного воспроизводства. Как правило, такие отношения опоясывают все сферы жизни человеческого общества.

Возникновение и развитие экономических отношения связано с реализации четырех групп процессов:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Их совокупность формирует основу общественного воспроизводства.

Экономические отношения неоднородны по своему составу и предназначению. В связи с этим принято выделять их различные формы и виды.

Основные формы экономических отношений представлены на рисунке 1. Рассмотри их более подробно.

Рисунок 1. Формы экономических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Технико-экономические отношения сопряжены с использованием ресурсов в ходе воспроизводственного процесса. Они находят свое отражение в общественном разделении труда, специализации и кооперировании.

Социально-экономические отношения связаны с отношениями собственности на средства и результаты производства.

Организационно-экономические отношения представляют собой формы и методы хозяйствования и складываются в части выбора и использования определенных способов организации процессов общественного производства и управления ими.

Различаются экономические отношения и по видовому признаку. В частности они могут быть устойчивыми и разовыми, добровольными и принудительными и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Так или иначе, экономические отношения опираются на отношения собственности и требуют своего регулирования, которое может осуществляться на добровольной (саморегулирование) и принудительной основе.

Правовые аспекты государственного регулирования экономических отношений

Экономические отношения издревле являются объектом регулирования, основным же их регуляторов выступает право.

Правовое государственное регулирование экономических отношений представляет собой одну из форм государственного регулирования общественных отношений, обеспечивающую поведение субъектов экономических отношений согласно требованиям действующих норм права.

Сегодня в основе государственного регулирования экономических отношений лежат нормы гражданского и хозяйственного права.

Сущность правового государственного регулирования экономических отношений сводится к разработке и формированию законодательной базы, обеспечивающей нормы функционирования различных рыночных структур, коммерции и предпринимательства, интересов общества и равноправия субъектов рынка.

Определяющая роль в системе государственного правового регулирования экономических отношений отводится антимонопольному законодательству и дефляционной политике.

В основе антимонопольной государственной политики лежит реализация мер административного и экономического характера, направленных на предотвращение монополизации торговли и производства отдельными экономическими субъектами. Ее основными инструментами выступают:

  • государственный контроль цен предприятий-монополистов;
  • поощрение диверсификации;
  • дезинтеграция чрезмерно крупных коммерческих, производственных и управленческих структур;
  • развитие конкуренции (включая контроль допуска на отечественный рынок иностранных товаропроизводителей);
  • обеспечение антимонопольной экспертизы принимаемых законов.

Не менее важную роль в государственном регулировании экономических отношений играет и дефляционная политика, направленная на сдерживание роста цен. Ее основными инструментами выступает стабилизация совокупного платёжеспособного спроса, управление предложением и переход к равновесным рыночным ценам.

Правовое регулирование экономических отношений может осуществляться на различных уровнях, начиная от регионального и заканчивая глобальным. Так или иначе, оно выступает неотъемлемым элементом действующей системы хозяйствования.

Помимо правого государственного регулирования экономические отношения подлежат рыночному управлению и контролю. Речь в данном случае идет о механизмах саморегулирования и в первую очередь – о свободной конкуренции.

Тем не менее, в современном мире определяющая роль в регулировании экономических отношений отводится непосредственно институтам государства и права.

Формы и виды правового регулирования экономических отношений

Государственное регулирование экономических отношений выступает одной из форм его участия в экономической жизни. Его сущность сводится к прямому или опосредованному воздействию на процессы распределения ресурсов и формирование пропорций.

В общем виде правовое регулирование экономических отношений может принимать две основные формы (рисунок 2). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 2. Формы правового регулирования экономических отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прямые формы государственного регулирования экономических отношений сопряжены с применением различных методов безвозвратного финансирования отраслей, территорий и предприятий. К ним относятся прямые субсидии, включающие в себя разнообразные пособия, дотации и доплаты, осуществляемые из специально созданных фондов (бюджетных и внебюджетных). Кроме того, сюда же относятся налоговые льготы и льготные кредиты.

В отличие от прямых, косвенные формы регулирования экономических отношений включают в себя различные рычаги государственной политики, реализуемой его правительством. В частности сюда относится:

  • денежно-кредитная политика;
  • налогово-бюджетная политика;
  • внешнеэкономическая и валютная политика;
  • таможенно-тарифная политика и пр.

Помимо этого принято выделять административную форму регулирования экономических отношений, включающую в себя целый спектр мер косвенного воздействия. В качестве таких мер выступают лицензирование, квотирование, изменение ставки учетного процента, контроль цен и пр.

Правоведение. (09.2020) Курс д.ю.н. Барабановой С.В.

9. Основы правового регулирования экономической деятельности

9.1.Правовое регулирование экономической деятельности.

9.2.Лицензирование. Антимонопольная деятельность.

9.3. Законодательство в области финансов.

9.4. Правовое регулирование банковской деятельности.

9.1. Правовое регулирование экономической деятельности

Источник предпринимательского права — это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В настоящее время в научной литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного прецедента источником права в России. Однако постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи — Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

1. Конституция РФ, которая:

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

— в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

— в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9);

— каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34);

— не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

— равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

— гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

— возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г . конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 — 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

Читайте также  Отчет учебной практики БГУ

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 августа 2001 г . № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в ред. от 29.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в ред. от 28.09.2010 г.;

— Федеральный закон от 26 декабря 2008 г . № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в ред. от 28.12.2010 г.;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

— Закон РФ от 26 июля 2006 г . № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в ред. от 29.11.2010 г.;

— Закон РФ от 20 февраля 1992 г . № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 22 апреля 1996 г . № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» в ред. от 04.10.2010 г.;

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г . № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 февраля 1998 г . № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 8 мая 1996 г . № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» в ред. от 19.07.2009 г.;

— Федеральный закон от 14 ноября 2002 г . № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в ред. от 02.07.2010 г. и др.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

— Федеральный закон от 29 октября 1998 г . № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;

— Федеральный закон от 30 декабря 2008 г . № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ред. от 28.12.2010 г.;

— Федеральный закон от 29 ноября 2001 г . № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в ред. от 27.07.2010 г.;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 г . № 38-ФЗ «О рекламе» в ред. от 28.09.2010 г. и т.д.

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г . № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты — принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, т.е. в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе). Деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом, либо если договор позволяет предположить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение представляет собой подразумеваемое условие договора. Если такового условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

— Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г .;

— Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г .;

— Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г .;

— Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

— Евразийская патентная конвенция 1994 г . и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Лекция 2. Правовое регулирование в сфере экономики

Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право». Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений. Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Предметом регулирования материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное, административное, гражданское, финансовое, уголовное, экологическое право и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е. при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право.

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

Пo видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Читайте также  Основы экономической теории

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической политики и т.д.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметомрегулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих лекциях.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2799 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Правовое регулирование экономических отношений

    • 1. Общие сведения
    • 2. Особенности российских экономических норм
    • 3. Список литературы

    Общие сведения

    Правовое регулирование экономики представляет собой сложную разрозненную систему, части которой могут противоречить друг другу. Поэтому правовое законодательство экономических отношений остается предметом обсуждений и дискуссий как в научных кругах, так и на уровне государства и правительства.

    Заметка В России регулирование экономики начинается с седьмой статьи Конституции, которая характеризует страну как социальное государство, что предполагает наличие рыночной экономики, ориентированной на максимизацию благосостояния общества.

    Затем ст. 8 Конституции посвящена гарантиям свободы экономики и конкуренции, ст. 34 дает право использовать свое имущество и навыки для предпринимательства, ст. 35 разъясняет права частной собственности и правонаследования.

    Особенности российских экономических норм

    Конституция занимает самое высокое положение в иерархии российских законов. После нее по значимости в интересующей нас области хозяйствования следуют два вида норм:

    • законы, которые регулируют общие условия функционирования экономики;
    • законы, регламентирующие определенные сферы экономических отношений.

    К первому виду норм относятся Гражданский, Бюджетный, Налоговый Кодексы и некоторые другие законодательные акты, например, Федеральный Закон «О защите конкуренции» и др.

    Ко второму виду относится довольно много законов (например, ФЗ, регулирующие деятельность банков, акционерных обществ, биржевую торговлю и т.д.).

    Еще одним источником экономического права являются решения Конституционного суда России, которые в судебной практике тождественны закону.

    Список литературы

    1. Илалутдинов А. И. Норма права как основной регулятор экономических отношений: понятие, структура, значение // Актуальные проблемы экономики и права. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/norma-prava-kak-osnovnoy-regulyator-ekonomicheskih-otnosheniy-ponyatie-struktura-znachenie (дата обращения: 14.08.2020).

    2. Макеева Н. В. Система российского экономического законодательства // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-rossiyskogo-ekonomicheskogo-zakonodatelstva (дата обращения: 14.08.2020).

    3. Тумасян Анна Викторовна Правовое регулирование экономических отношений в России // Economics. 2019. №3 (41). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskih-otnosheniy-v-rossii (дата обращения: 14.08.2020).

    Длины волн инфракрасного света достаточно велики, чтобы перемещаться сквозь облака, которые в противном случае блокировали бы наш обзор. Используя большие инфракра сные телескопы, астрономы смогли заглянуть в ядро нашей галактики. Большое количество звезд излучают часть своей электромагнитной энергии в виде видимого света, крошечной части спектра, к которой чувствительны наши глаза.

    Так как длина волны коррелирует с энергией, цвет звезды говорит нам, насколько она горячая. Используя телескопы, чувствительные к различным диапазонам длин волн спектра, астрономы получают представление о широком круге объектов и явлений во вселенной.

    Пример №1 Постройте центральную симметрию тетраэдра, относительно точки O, изображенных на рисунке 3.

    Для построения такой центральной симметрии сначала проведем через все точки тетраэдра прямые, каждая из которых будет проходить через точку O. На них построим отрезки, удовлетворяющие условиям |AO|=|A?O|, |BO|=|B?O|, |CO|=|C?O|, |DO|=|D?O| Таким образом, и получим искомую симметрию (рис. 4).

    В ряду разных механических движений особенным значением обладают колебания. Это движения и процессы, имеющие периодичность во времени.

    В среде электромагнитных явлений также значительное место заняли электромагнитные колебания. В этих колебаниях заряды, токи, электрические и магнитные поля изменяются согласно периодическим законам.

    Совет №1 Велосипедист, имеющий скорость 300 м/с, или идеальный газ, оказывающий давление 100 паскалей в большой тепловой машине — это странно.

    • 1. Общие сведения
    • 2. Особенности российских экономических норм
    • 3. Список литературы
    Читайте также  Годовая бухгалтерская отчетность предприятия

    Нужна помощь с курсовой или дипломной работой?

    Понятие и источники правового регулирования экономических отношений

    Правовое регулирование — воздействие права на общественные отношения с помощью системы специальных юридических средств.

    Правовое регулирование может осуществляться тремя способами:

    1. Дозволение — предоставление субъектам возможности совершать определенные действия. Например, согласно Конституции РФ каждый имеет право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

    2. Обязывание — возложение на субъектов необходимости совершить определенные действия. Например, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить переданный товар.

    3. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий. Например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования.

    В научной литературе различают такие виды правового регулирования как:

    1. нормативное и индивидуальное правовое регулирование;

    2. государственное и «негосударственное» правовое регулирование;

    3. централизованное и децентрализованное правовое регулирование;

    4. общее, ведомственное, местное и локальное правовое регулирование.

    Нормативное правовое регулирование предполагает регулирование общественных отношений нормами позитивного права. Норму права можно определить как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Нормы права могут быть выражены в различных формах (законах, указах, приказах, постановлениях и т.д.).

    Правовое регулирование экономических отношений осуществляется с помощью норм различных отраслей права (административного права, гражданского права, уголовного права, налогового права и т.д.). По мнению Губина Е.П. все рыночные отношения в принципе не могут быть урегулированы с помощью правовых норм, поскольку рынок является все же саморегулируемой системой, предполагающей свободную, активную деятельность субъектов в сфере экономики.

    Источники правового регулирования – внешняя форма выражения норм права. Рассмотрим источники, регулирующие экономическую деятельность.

    Выделяют следующие виды источников:

    1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    2) нормативный правовой акт;

    3) обычай делового оборота;

    4) некоторые ученые выделяют такой источник как локальный акт организации;

    Рассмотрим более подробно каждый из названных источников.

    I. Одним из видов источников права являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.Согласно ст. 15 Конституции РФобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью правовой системы РФ. Более того, согласно той же статье 15 Конституции РФ в случае противоречия между международным договором РФ и нормативными актами РФ приоритет будет отдаваться международному договору. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, возникающим при осуществлении хозяйственной деятельности непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

    В числе международных документов, регулирующих экономическую деятельность, можно назвать следующие:

    — Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

    — Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

    — Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

    — Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

    — ИНКОТЕРМС 2010г. и др.

    II. Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации.

    1. Конституция РФ обладает на территории Российской Федерации высшей юридической силой. Это означает, что ни один из нижестоящих актов не может противоречить Конституции, в противном случае положения, предусмотренные такими актами, будут признаваться недействительными. В Конституции РФ установлены нормы, которые предусматривают свободу осуществления предпринимательской деятельности, принцип равенства всех форм собственности, принцип ограничения монополистической деятельности и защиты конкуренции.

    2. Федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

    3. Федеральные законы:

    — Гражданский кодекс РФ. 1 часть Гражданского кодекса – «общие положения» — содержит нормы права, определяющие правовое положение физических и юридических лиц, общие положения о сделках, праве собственности, обязательствах и договорах. 2 часть Гражданского кодекса – «отдельные виды обязательств» — содержит нормы, посвященные отдельным видам договоров (купля-продажа, аренда, подряда, оказание услуг и т.п.), а так же обязательствам из причинения вреда и неосновательного обогащения. 3 часть Гражданского кодекса – «наследственное право» и «международное частное право». 4 часть Гражданского кодекса – «права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

    — Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. 1 часть Налогового кодекса посвящена общим положения (права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, порядок исчисления и уплаты налога, порядок взыскания налога, порядок осуществления зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, порядок проведения налоговых проверок, а так же нормы об ответственности за нарушение налогового законодательства). 2 часть Налогового кодекса содержит нормы посвященные отдельным видам налогово (налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и т.д.).

    — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

    — Уголовный кодекс РФ.

    — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    — Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    — Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

    — Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

    — Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

    — Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

    4. Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

    5. Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

    6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства финансов, Федеральной антимонопольной служба РФ (ФАС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России) и др.);

    5. Нормативные правовые акты субъектов РФ — издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленных статьями 71 — 73 Конституции РФ и не могут противоречить федеральному законодательству.

    6. Муниципальные правовые акты. Например, муниципальные образования принимают нормативные правовые акты по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

    III. Обычай делового оборота.Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Таким образом, обычай не обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе.

    Обычаи делового оборота, применяются, если они не противоречат законодательству или договору.

    Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

    Не очень распространенный источник. Один из немногих примеров связан с морским законодательством. Согласно ст. 130 КТМ срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки.

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: